» » Душа и дух. В чём разница между этими понятиями? Триединство человека

Душа и дух. В чём разница между этими понятиями? Триединство человека

Предисловие

Несколько десятилетий нашего века Русская Церковь жила под прессом, жесточайших гонений. Одним из многих аспектов этих гонений был террор морально-интеллектуальный. Монополизировав все ветви культуры, атеистическая власть провозгласила именем науки, что Бога нет. Скольких маловерных эти навязчивые декларации сделали еще более маловерными! Но и твердые в вере, но малознающие (а большие знания всегда были и всегда будут уделом меньшинства) не знали, что возразить, когда окончательный приговор религии им приносили из безбожного мира их собственные дети или внуки. Здесь, несомненно, одна из главных причин пресечения преемственности веры в большинстве русских семей.

Особое внимание гонители уделяли тому, чтобы заставить Церковь безмолвствовать перед лицом самых яростных и бесстыдных на нее нападений. Знаменитая сталинская Конституция под «свободой совести» понимала «свободу отправления религиозного культа и антирелигиозной пропаганды», очевидным образом (о чем многократно заявляли различные «официальные лица») отказывая Церкви в праве «религиозной пропаганды». Условием «тихого и безмятежного жития» для священника и для всякого христианина был отказ от проповеди. Во многих церквах проповедь вообще перестала звучать, в других – ограничивалась «евангельскими темами», часто в акцентированно археологческом освещении. Апологетика (защита веры от безбожия) оказалась под полным запретом, и даже в духовных семинариях и академиях, когда они возродились после четвертьвекового перерыва, курс с таким названием отсутствовал.

Книга, которая перед вами, есть труд по апологетике. Ее автор Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он почувствовал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Церкви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан. После недолгого пребывания на менявшихся по чужой воле кафедрах – долгие годы заточения. Потом наступили годы хрупкого и двусмысленного «сталинского конкордата», когда под влиянием военных событий произошло, в довольно узких рамках, возрождение церковной жизни. У подавляющего большинства священников, вернувшихся из тюрем и лагерей, было одно чувство: «ну вот, теперь мы можем служить», владыка Лука хотел не только служить, но и бороться за души тех, кто был далек от Церкви. Так возникла эта книга, одно из замечательных произведений церковного «самиздата», который кстати, сказать, существовал и в самые опасные годы, когда в помине не было интеллигентского литературного самиздата, не говоря уж о политическом.

В своей книге архиепископ Лука рассматривает теорию высшей нервной деятельности академика И. Павлова, которую в СССР объявили высшим достижением материализма, и показывает, что единственное философское учение, которое позволяет включить в себя павловскую теорию, это самое антиматериалистическое из всего, что дала философия в нашем веке, учение А. Бергсона. Когда с такого рода апологетической теорией выступает лауреат Сталинской премии по медицине, она гораздо более весома, чем если бы ее стал развивать хотя бы и большой богослов, но менее искушенный в естественных науках.

При оценке книги приснопамятного Владыки Луки мы должны всегда помнить о целях, которые ставил себе автор. Книга эта не есть трактат по догматическому богословию или антропологии. Скажем, различение духа и души здесь вовсе не есть метафизическое утверждение. И сами эти понятия в изложении высокопреосвященного автора в большой степени динамичны: признавая влияние телесной стороны человека на духовную, автор видит и обратное влияние духа на тело, и «духом» называет сферу, где преобладает и владычествует духовная сторона, а «душою» – ту сферу, где духовное сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него.

Замечательная книга человека, который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь делом, словом и писанием, будет и впредь помогать многим и многим в обретении веры, радости о Господе и в преодолении «антирелигиозных предрассудков».

Протоиерей ВАЛЕНТИН АСМУС

Глава первая

Какие выводы мы можем сделать из современного состояния естествознания

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр. 4,12)

И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1 Фес. 5, 23)

Наши рассуждения о соотношениях между телом, душой и духом начнем издалека. До конца XIX века система точных наук поражала ясностью и точностью всего, о чем они трактуют. До недавнего времени царила безусловная вера в основные догматы науки, и только немногие избранные умы видели трещины в величественном здании классического естествознания. И вот великие научные открытия в самом конце прошлого и в начале нынешнего столетия неожиданно расшатали самые устои этого здания и заставили пересмотреть основные идеи физики и механики. Принципы, которые казались имеющими самую достоверную математическую базу, оспариваются теперь учеными. Книги, подобные глубокому сочинению Анри Пуанкаре «Наука и гипотеза», дают доказательства этому на каждой странице. Этот знаменитый математик показал, что даже математика живет множеством гипотез и условностей. Один из наиболее выдающихся его коллег по институту математики Эмиль Пикер в одной из своих работ показывает, насколько бессвязны принципы классической механики – этой основной науки, претендующей формулировать общие законы Вселенной.

Эрнст Мах в своей «Истории механики» высказывает аналогичное мнение: Основы механики, по-видимому, наиболее простые, на самом деле чрезвычайно сложны; они базируются на опытах неосуществимых, и ни в коем случае не могут быть рассматриваемы как математические истины. Физик Люсьен Пуанкаре пишет: Не осталось больше великих теорий, всеми признанных, относительно которых существовало бы еще единодушное согласие исследователей; известная анархия царит в области естественных наук, ни один закон не представляется подлинно необходимым. Мы присутствуем при ломке старых понятий, а не при завершении научного труда. Идеи, казавшиеся предшественникам наиболее солидно обоснованными, подвергаются пересмотру. Теперь отказываются от мысли, что все явления могут быть объяснены механически. Самые основы механики оспариваются; новые факты расшатывают веру в абсолютное значение законов, которые считались основными.

Но если 30-40 лет тому назад можно было говорить, что физика (и механика) поверглись в состояние анархии, то сейчас это уже не соответствует действительности. Революционная ломка основных физических принципов и представлений привела к созданию новых концепций, более глубоких и более точных, чем прежние. Причем, эти концепции не просто отвергают старую классическую механику, но рассматривают ее как приближенную теорию, имеющую свои вполне определенные границы применимости. Так, например, оказалось, что в мире мельчайших известных нам объектов – молекул, атомов, электронов и т. д.– классическая механика перестает быть справедливой и должна уступить место более точной, хотя в то же время более сложной и более отвлеченной теории – квантовой механике. При этом квантовая механика не есть нечто совершенно противоречащее классической механике: она включает в себя последнюю как некоторое приближение, пригодное при рассмотрении объектов с достаточно большой массой. С другой стороны, для процессов, характеризующихся большими скоростями движения, приближающихся к скорости света, классическая механика тоже перестает быть справедливой и должна быть заменена более строгой теорией – релятивистской механикой, базирующейся на теории относительности Эйнштейна.

Законы неизменяемости элементов более не существуют, ибо непреложно доказано превращение одних элементов в другие.

Установлено, что существуют элементы с одинаковыми атомными весами, но неодинаковыми химическими свойствами. Подобное явление немного лет тому назад вызвало бы среди химиков насмешки (Т. Сведберг).

Имеются надежды доказательства сложной природы атомов; поэтому не приходится более сомневаться в том, что тяжелые атомы построены из более легких. Вероятно даже, что все элементы в конечном счете построены из водорода. Атом гелия по этой гипотезе состоит из четырех очень близко расположенных атомов водорода. В свою очередь, атом водорода состоит из двух частиц – электрона и протона.

Атом перестал быть первичной единицей материи, ибо установлено, что его строение весьма сложно. Мельчайшими известными в настоящее время частицами материи являются электроны и позитроны. И те, и другие имеют совершенно одинаковую массу, но различаются электрическими зарядами: электрон заряжен отрицательно, а позитрон – положительно.

Кроме этих частиц, существуют более тяжелые частицы – протоны и нейтроны, входящие в состав ядер. Их масса также примерно одинакова (в 1840 раз больше массы электрона), но в то время, как протон заряжен положительным электричеством, нейтрон не несет в себе никакого заряда.

В последнее время в составе космических лучей, попадающих в нашу атмосферу из межзвездного пространства, была обнаружена целая серия новых частиц, масса которых меняется в очень больших пределах (от 100 до 30000 электронных масс). Эти частицы носят различные наименования: мезоны (или мезатроны), варитроны и т. д. Установлено также, что все эти частицы не являются абсолютно неизменными. Протоны могут переходить в нейтроны, и обратно; электроны, соединяясь с позитронами, могут прекращать свое существование в виде частиц, превращаясь в электромагнитное излучение. С другой стороны, при известных условиях электромагнитное поле может «породить» пару электрон-позитрон. Обнаруженные в космических лучах частицы в процессе взаимодействия с атомами атмосферы могут сильно изменять свою массу.

В современной физической литературе превращение пары электрон-позитрон в излучение часто называют «аннигиляцией» (уничтожением) материи; обратный процесс называют «материализацией».

Последовательные материалисты считают такую терминологию лишь условно допустимой, но идеалистически искажающей действительное положение вещей. Они говорят, что нет никакого превращения энергии в массу и обратно, так как масса и энергия принадлежат некоторой реальности – материи, и появляющиеся частицы обладают энергией, а энергия – массой.

Это последнее утверждение для нас, воспитанных на прежних физических понятиях, совершенно ново. Однако, мы очень далеки от того, чтобы торжествовать победу над материализмом.

Мы не имеем ни права, ни побуждения возражать против весьма важных достижений современной физики. Из того, что частицы могут менять свою массу, как это установлено в последнее время относительно новых для науки частиц, обнаруженных в космических лучах, или просто прекращать свое существование в виде частиц, превращаясь в электромагнитное излучение («аннигиляция» электронов и протонов), нельзя делать выводы об исчезновении материи; другой формой материи надо считать электромагнитное поле.

Обе эти формы могут переходить одна в другую подобно тому, как жидкое тело может переходить в твердое или газообразное. Такие превращения могут, однако, происходить лишь при условии соблюдения законов сохранения энергии. Энергия не может исчезать или создаваться из ничего. Она только может менять свою материальную оболочку, количественно оставаясь той же самой.

В настоящее время физики отказались от гипотезы о существовании некоего невесомого и, в то же время, абсолютно упругого вещества – эфира, заменив его понятием электромагнитного поля. Электромагнитное поле не есть вещество в обычном механическом понимании этого слова. Оно не обладает весом, твердостью, упругостью, оно не состоит из частиц и т. д. Но оно обладает энергией и в этом смысле его следует рассматривать как одну из форм существования материи. Оно порождается движением и взаимодействием элементарных частиц – электронов и других. С другой стороны, оно само воздействует на эти частицы и при известных условиях может даже порождать их.

Вместо веса, твердости и упругости и т. д. электромагнитное поле обладает другими характеристиками, определяющими его свойства. Этими характеристиками являются величина и направление электрических и магнитных сил в разных точках пространства. Законами, управляющими электромагнитным полем и его взаимодействием с электрическими зарядами, занимается особая область физики – электродинамика; законы же движения и взаимодействия материальных частиц составляют область механики.

В электромагнитное поле «уходят», в конце концов, все продукты диссоциации материи. Независимо от диссоциирующих тел и от способа диссоциации, продукты этой диссоциации всегда одинаковы. Идет ли дело о распаде ядер радиоактивных веществ, о выделении из любого металла под влиянием света, о выделении, произведенном химическими реакциями или горением и т.д., продукты этих выделений всегда одинаковы, хотя их качество, количество и скорость могут быть различными. Материал распадается на элементарные частицы – нейтроны, протоны, мезоны, электроны, позитроны и другие. Движением и взаимодействием этих частиц порождается электромагнитное поле, магнитные и электрические колебания разной частоты радиоволны, инфракрасные лучи, видимые лучи, ультрафиолетовые и гамма-лучи. Электрические явления лежат в основе всех химических реакций, и к ним пытаются сводить все остальные силы.

Установлено, что свет – также одна из форм электромагнитной энергии, а электричество имеет корпускулярное или, как некоторые неправильно говорят, атомное строение (конечно, нельзя называть атомами те корпускулы – электроны, из которых состоит электричество). Осторожно и вполне приемлемо определяет электричество Милликен. Вот его слова: Я не пытался ответить на вопрос «Что такое электричество?» и удовольствовался установлением положения, что, чем бы оно по существу ни было, оно всегда является перед нами точным кратным некоторой определенной электрической единицы». Электричество есть нечто более фундаментальное, чем материальные атомы, так как оно является существенной составной частью из этих ста различных атомов. Точно так же оно представляет собой нечто, подобно материи, построенное из отдельных особей, но отличается от материи тем, что все его слагающие единицы, насколько это пока поддается определению, совершенно одинаковы.

Это большое достижение теоретической физики корпускулярная теория электричества. Но нельзя, конечно, говорить, что вследствие своего корпускулярного строения оно перестало быть энергией и стало чемто материальным. Этого не говорят и физики, а только утверждают, что энергия обладает массой, а масса принадлежит некоторой реальности – материи. Это, конечно, не отождествление энергии с материей, и электричество, как бы ни было оно близко по своей сущности к материи, остается для нас энергией и при этом важнейшей, основной частью атомной энергии.

А между тем эта основа физической жизни мира стала нам известной только лет 300 тому назад, со времени Вольта. Тысячи лет электричество оставалось неизвестным людям.

Только 50 лет назад наука обогатилась познанием новых, чрезвычайно важных форм энергии – радиоволн, инфракрасных лучей, катодных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии. Эта последняя энергия, непредставляемо грандиозная и могущественная, лежащая в дснове всей мировой динамики, рождающая неисчерпаемую немеркнущую тепловую энергию солнца, стала известна еще на 300 лет позже, чем электричество.

Но дает ли это нам право предполагать и даже утверждать, что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия?

Невидимая глазом часть солнечного спектра составляет 34%. И только весьма незначительная часть из этих 34% – ультракрасные, ультрафиолетовые, инфракрасные лучи – исследована, и поняты те формы, которые лежат в их основе. Но что можно возразить против предположения, даже уверенности в том, что за многочисленными фраунгоферовыми линиями скрывается много тайн, неведомых нам форм энергии, может быть, еще более тонких, чем электрическая энергия?

С материальной точки зрения, и эти, пока еще неведомые, формы энергии должны быть особыми формами существования материи.

Пусть так, мы ничего не можем возразить против этого, ибо верим в могущество науки. Но если и электричество не может быть названо материей, а несомненно должно считаться энергией, в которую могут переходить и ею (электрическим полем) порождаться частицы материи, имеющие определенную массу и физические свойства, то имеем ли мы право предположить, что со временем будут открыты такие формы бытия материи (вернее, энергии), которые по своим свойствам еще с гораздо большим основанием, чем электричество, должны быть названы полуматериальными?

А самое понятие «полуматериального» содержит в себе признание существования и «нематериального».

Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существование чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи?

Как же мы представляем себе эту духовную энергию?

Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная. Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее – потребность изливаться на когонибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира.

Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Ею вся сила их (Пс. 32,6).

Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией. Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир.

В другом направлении излившаяся любовь Божия создала и весь духовный мир, мир разумных ангельских существ, разум человеческий и весь мир духовных психических явлений (Пс. 103, 4; 32, 6).

Если мы не знаем многих, несомненно действующих форм энергии, то это зависит от явной недостаточности для познания мировой жизни наших бедных пяти чувств и от того, что не найдены еще научные методы и реактивы для обнаружения того, что недоступно нашим чувствам.

Но верно ли то, что у нас только пять органов чувств и нет никаких других органов и способов непосредственного восприятия?

Не возможно ли временное обострение способности этих органов к восприятию адекватных им форм энергии?

Острота зрения орла, обоняние собаки в огромной мере превосходят силу этих чувств у человека. Голуби имеют неведомое нам чувство направления, руководящее безошибочностью их полета. Общеизвестно обострение слуха и осязания слепых.

Я полагаю, что несомненные факты психического порядка, о которых дальше будет идти речь, обязывают нас не только допустить возможность обострения наших пяти чувств, но и прибавить к ним сердце как специальный орган чувств, средоточие эмоций и орган нашего познания.

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как объясняют эти два слова: душа и дух - в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа - это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Дух - это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух - это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух - совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать . Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

Человек – чрезвычайно сложное существо, противоречивое, трудно постижимое. Существует наука, пытающаяся понять человеческую душу, однако и в психологии постоянно появляются новые теории, отвергающие старые, для того, чтобы в свою очередь быть отвергнутыми еще более новыми.

Не противопоставляя учение Библии о человеке современной психологии, я бы хотел отметить важное преимущество библейской антропологии перед современными теориями. Она проверена тысячелетней практикой, выдерживает не прекращающуюся критику, и что очень важно – хорошо объясняет поведение человека.

В христианском богословии утвердились две точки зрения на природу человека: дихотомическая (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление»), утверждающая, что у человека только две части – духовная и материальная, и трихотомическая, которая духовную часть дополнительно делит на дух и душу. Я полагаю, что обе точки зрения уместны, потому что дихотомия не отрицает наличие духа, а трихотомия признает, что существует только две природы человека, физическая и духовная.

Прежде всего, Библия говорит о том, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Быт. 2:7

Тело
Функции тела описать проще всего. Они очевидны практически для всех – пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Душа
Что касается души и духа, то здесь гораздо сложнее разобраться. Первоначальное употребление слова «душа» – нефеш (נפֶש), можно перевести, как «живое существо». Это же самое слово употребляется, когда описывается творение животных в первой главе Бытия (1:20, 21, 24, 30).
Дальнейшее описание человека, показывает, что его душа – нефеш не то же самое, что душа животных. Душа, по Библии, является средоточием духовного и эмоционального опыта человека.
Эмоции
Именно к свойствам души относятся эмоциональные переживания человека:
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Пс. 41:6, 12, 42:5.
Способность сочувствовать (Иов 30:25), огорчаться (4 Цар. 4:27), радоваться (Пс. 34:9, Ис. 61:10), любить (П.П. 3:1-4), ненавидеть (2 Цар. 5:8). Иов (14:22) ясно указывает на то, что тело испытывает физическую боль, а душа – эмоциональное страдание.
Воля
1 Царств 20:4 говорит о желаниях души Ионафана. Душа Иова (7:15) страстно желает умереть, только бы прекратились мучения. Давид убеждает народ: «Расположите сердце ваше и душу вашу», т.е. решите поддержать строительство храма в Иерусалиме (1 Пар. 22:19). Автор 76 псалма Асаф отказывается от утешения в день скорби и предпочитает искать Бога, а не успокаиваться. Пророк Михей обличает вельмож за злые желания их душ (7:3), апостол Петр говорит о страстных желаниях (похотях), восстающих на душу христианина (1 Петр. 2:11).
Ум
Соломон говорит, что знание приятно для души (Пр. 2:10), здравомыслие и рассудительность являются жизнью для души (3:22), в своих стихах он использует душу и разум как синонимы (15:32). «Нехорошо душе без знания», настаивает Соломон (19:2), душе человека важно помнить заповеди Божьи (19:16). Наконец, «каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр. 23:7). Познание, мудрость для души так же приятны, как вкусный мед для тела (24:14).

Иисус Христос ясно говорит о том, что в отличие от тела, душу невозможно убить (Мф. 10:28), она нематериальна. Ее можно погубить, но в этом случае речь идет о духовном негативном воздействии на человека, что приводит не к смерти или исчезновению души, а к ее испорченности, осквернении в глазах Бога нечистыми мыслями и желаниями.
Смерть тела наступает, если душа покидает его (Быт.35:18), поэтому апостол Павел успокаивал людей по поводу юного Евтиха, выпавшего из окна третьего этажа: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем». (Деян.20:10). Мальчик, о котором молился Илья, вернулся к жизни, когда душа вернулась в тело (3 Цар. 17:22).
В то время, как тело без души – мертво, душа может жить без тела. Откровение Иоанна говорит о душах людей, убитых за верность Божьему Слову, которые и без тела имели сознание и способность общаться с Богом (6:9).

Дух
Еще сложнее разобраться с духом человека. Еврейское слово «руах» – дух (רוּחַ), в отличие от слова «нефеш», никогда не обозначает просто человека или живое существо, а только нематериальную часть живого существа. Нельзя сказать, что человек – это дух, но нет человека без духа.
Создается впечатление, что дух – это часто синоним души. Дух как и душа испытывает эмоции, возмущение, восторг, тесноту, угнетение.
Быт 41:8 говорит о том, что у фараона смутился дух.
3 Цар. 21:5 – у Ахава встревожился дух, когда Навуфей отказался продать ему свою землю.
Пс. 42:4 говорит об унынии духа.
Мария, встретившись с Елизаветой, сказала: «Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем”. (Лк. 1:47).
И все же, Новый Завет, в основном, послания апостолов, дают достаточно оснований думать, что дух и душа (по греч. «πνευμα» и «ψυχη») – это не одно и то же. Точнее, можно попытаться изобразить это так, что как душа обитает в теле, так и дух обитает в душе. Это не одно и то же, но тесно взаимосвязано.
Такое впечатление, что смерть и воскресение Христа, сделали возможным прояснить разницу между душой и духом.
Подобным образом, в Ветхом Завете почти ничего не сказано о всеобщем воскресении из мертвых, только немного у Даниила и образно у Иова. Новый же Завет переполнен этой идеей. Я полагаю, что подвиг Христа сделал возможным для людей рождение свыше, от Духа Святого, и таким образом, сделал актуальным учение о духе, как отдельной части человеческого существа.
Евр. 4:12 доказывает, что есть различие между духом и душой, что слово Божье «проникает до разделения души и духа». Павел перечисляет дух, душу и тело, как части человеческой природы, в 1 Фес. 5:23.
Самая главная функция духа человека, которая яснее всего отражена в Новом Завете – это общение с Богом. Поскольку Бог есть дух, то и общение с Ним, поклонение Ему совершается в духе (Ин. 4:24).
Апостолы призывают молиться духом или в духе (Еф.6:18, Иуд. 20), потому что в этом случае человек говорит тайны Богу, не доступные даже его собственному уму (1 Кор. 14:2, 14).
Павел проводит параллель между сексуальным совокуплением тел и соединением в духе: «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею… А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:16-17). В подлиннике «совокупляющийся» и «соединяющийся» – одно греч. слово «κολλωμενοσ».
Общение с Богом в духе приносит духовное знание – откровения, внутреннее свидетельство, уверенность, необъяснимая умом: «Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии” (Рим.8:16).
Сердце
Еще один очень важный термин, который имеет отношение к душе и духу – сердце. Он встречается в Библии 900 раз, лишь изредка в смысле физического органа тела. Судя по тому, что говорит о функциях человеческого сердца (не органа тела) Священное Писание, термин сердце объединяет душу и дух.
1. Сердце включает в себя интеллект и волю: оно рассуждает (Втор. 8:5), получает знание (Пс. 118:11), является источником мыслей и пожеланий (Мф. 15:19), помышлений и намерений (Евр. 4:12).
2. Сердце является эмоциональным центром человека. Оно любит (Втор. 6:5), ненавидит (Пс. 104:25), радуется (Пс. 103:15), скорбит (Иер. 4:19), мучается (Рим. 9:2), осуждает или оправдывает человека (1 Ин. 3:20-21, Рим. 2:15) – т.е. это совпадает с функциями души.
3. Но сердце является также средоточием и духовной жизни. Вера – это способность сердца (Рим. 10:9), сердце в момент духовного рождения становится новым (Иез. 36:26), оно становится местом пребывания Духа Святого в человеке (Рим. 5:5, 2 Кор. 1:22, Гал. 4:6), сам Христос поселяется в сердце верующего (Еф. 3:17), поклонение Богу совершается в сердце (Еф. 5:19, Кол. 3:16).

Таким образом, в соответствии с учением Ветхого и Нового заветов, можно сделать вывод, что человек имеет тело, душу и дух. Сердце является понятием, объединяющим в себе дух и душу.

Нужно иметь ввиду, что любая классификация условна. Недаром в христианстве существует многообразие мнений о природе человека. Две, три части, а может четыре? Например, Иисус так сформулировал наибольшую заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мр. 12:30).
И все же, несмотря на всю условность, классификация помогает лучше понять поведение человека, его противоречивость, суть духовной борьбы, рождения свыше, освящения, победы над искушениями и грехами и т.д.

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе. Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить. Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает. Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна. И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые. Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти . Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека. Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств. В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека. В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков. Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции. Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным. И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным. И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии. А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост». Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг. Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт. Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу. Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды. Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее. Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть. То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом. Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять. И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

«Дух Мой уже среди вас и учит живых, мёртвых не замечая»

Все в мире – есть проявление божественного триединого начала. Дух, душа и тело – три единых элемента всего сущего: будь это растение, животное, человек или космическое тело.

Энергия, соприкасаясь с материей, рождает взаимодействие, суть которого – жизнь. Все живое живо только этим постоянным движением. В клетках безостановочно происходят обменные процессы. Электроны вращаются вокруг атомных ядер. Планеты движутся вокруг своих солнц. Невозможно себе представить жизнь без этого движения, как невозможно, представить, чтобы движение вдруг прекратилось.

Дух

Духовной творящей энергией создана вся Вселенная. И эта духовная энергия — есть любовь Творца. Как писал в свое время святитель Лука:

«Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее – потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира».
Лука Войно-Ясенецкий

Дух – это божественный огонь, изливающийся из Первоисточника и вдыхающий жизнь в застывшую форму. И подобно тому, как энергия не может существовать в покое, так и природа духа — есть вечное движение. Дух же бессмертен, подобно тому, как бессмертна и энергия.

Энергия преобразовывается в материю, материя преобразовывается в энергию. Энергия никогда не исчезает, а только лишь меняет свою форму. Потому, дух божественный везде и во всем. Недаром во множестве традиций Бога уподобляли Солнцу, которое дает жизнь всему земному. Растения используют энергию фотонов, излучаемых Солнцем, в построении собственных химических связей. На примере растительного мира мы явно видим, как энергия, сливаясь с материальной формой, рождает жизнь. Все та же энергия света, множественно преобразуясь, проходит всю иерархическую цепочку мира природы, сотворяя на своем пути буйное разнообразие видов. И во всем, абсолютно во всем ни на миг не прекращается движение. Так себя проявляет присутствие духа.

Фотон света может быть поглощен электроном, изменив состояние последнего – выведя его на новый энергетический уровень. Но однажды, электрон вернется на исходную позицию, и освободит захваченный фотон. Смерть физической формы – это вовсе не конец, а только очередная трансформация животворящей энергии, когда дух покидает свое временное вместилище и возвращается в изначальный мир света. Тело однажды вернется туда, откуда оно вышло – в лоно природы, а дух, который есть энергия, вновь обретет свободу, и вольным потоком направиться туда, где его ждет новое воплощение.

Когда дух покидает тело, материя рассыпается на кирпичики: атомы и кванты. Только присутствие духа может объединять эти кирпичики в единую систему. Система же наблюдается во всем: как в Микро-, так и в Макрокосме. Атом, клетка, организм, солнечная система — все это системы разных уровней реальности. Вместе они составляют иерархию миров.

Дух присутствует на всех уровнях. Движение является знаком присутствия духа. В мире физике такое движение. выражено энергией кванта. В свободном состоянии энергия проявляется, например, как поток фотонов света. В состоянии «захваченности» квант передает свою энергию электрону, формируя магнитное поле вокруг еще более плотного ядра. Смерть физического означает высвобождение энергии квантов в виде фотонов света или электромагнитного поля.

Графическое изображение атома: ядро внутри и электромагнитное поле вокруг

Душа

Душа рождается при встрече божественной искры и материальной формы – духа и тела. Она так же безостановочно движется, как и все живое. И путь ее по умолчанию направлен в сторону развития и эволюции. Души живых существ шаг за шагом проходят долгий путь перерождений, чтобы с каждым разом усложняясь и совершенствуясь, однажды родиться в человеческом облике.

Да, душой обладает все. Но только душа человека, как вершина эволюции биологического мира, наделена в полной мере свободой выбора своего пути. Выбор – это высший дар Творца. И именно возможность самоопределения делает нас подобными Богу.

Не было бы у человека выбора, не было бы зла, страданий и лжи. Но тогда не было бы индивидуальности и творчества. Ибо для каждого путь был бы только один. Жизнь была бы подобна строгому алгоритму действий. Такая жизнь не имела бы смысла и была бы похожа на жизнь биороботов, которые не задают себе вопросов, не мыслят, не чувствуют, не анализируют, а просто делают то, что задано кем-то вшитой программой.

По правде, вышеописанное и так довольно похоже на современный мир. Ведь многие люди, не используют свою возможность выбора. Но, несмотря на это, каждый обладает многомерной структурой, называемой душой. И каждый в силах направить свою душу на путь эволюции.


Символическое изображение тонкой структуры души

Тело

Тело – лишь временное вместилище более тонких структур человеческой сути. Кто-то его относит к смертным телам души, кто-то называет его только лишь инструментом души на пути эволюции. Верно и то, и другое. Но при этом, стоит помнить о том, что дух, душа и тело неразделимы, пока человек является человеком. Без тела мы не сможем взаимодействовать с материальным миром. Но без духа и души тело превращается в прах.

Да, физическая форма – только лишь отражение души, и она не вечна. Но не правы те, кто умаляет важность сохранности телесной оболочки в течение жизни. Тело дано нам Матерью Землей для того, что бы у нас была возможность приобретать опыт в ее мире, нужный для эволюции нашей души. И небрежное отношение к своему телу — такое же нарушение, как и небрежность к миру тонкому. Потому нет ничего зазорного в заботе о своем теле. Даже наоборот это важно и нужно. Следует содержать его в чистоте, давать ему положенный отдых и прислушиваться к его желаниям. Ведь многие желания происходят из инстинктов, которые даны нам с целью выживания в мире материи. Игнорирование инстинктов может привести к нежелательным последствиям, точно так же, как и чрезмерное следование лишь только одним инстинктивным порывам. Помните, жизнь – это постоянный поиск золотой середины. И наше воплощение в мире материи – это тренировочная площадка, где души методом проб и ошибок учатся отыскивать свой серединный путь.

Физическая форма — отражение души, крайняя степень материализации тонкого в плотном.

Дух, душа и тело составляют каждую индивидуальную единицу мира: будь это атом, животное, человек или планета. Все живое — есть сознание. Какая-то единица сознания ушла дальше в своем развитии, какая-то меньше. Ведь с уровня планеты, возможно, кажется, что и человек — будто микрочастица с вращающимися вокруг ядра электронами.

Только эти три элемента мироздания вместе организуют движение жизни, проявленное в развитии и совершенствовании. Одно без другого не существовало бы. Ведь и свет виден только тогда, когда ему есть, от чего отражаться.