» » Евангелие от матфея гл 8 читать. Русский синодальный перевод

Евангелие от матфея гл 8 читать. Русский синодальный перевод

III. Свидетельства достоверности Царя (8:1 - 11:1)

Слова и дела Иисуса свидетельствовали о том, что Он и есть Мессия (главы 3-4). В длинной проповеди Он возвестил те принципы и критерии, соблюдать которые необходимо, чтобы войти в Царство Его, и ясно показал путь к нему (главы 5-7). Однако иудеи продолжали сомневаться: "Может ли этот Человек быть Мессиею? И если да, то сможет ли Он осуществить все необходимые изменения, чтобы установить Свое Царство? Обладает ли Он силою, нужной для осуществления таких перемен?" В этой связи и описывает далее Матфей ряд чудес, совершенных Иисусом и свидетельствовавших о том, что Он - истинный Царь Израильский и в состоянии исполнить слово Свое. Чудеса эти, будучи произведены в различных сферах жизни, явили масштабы власти Иисуса Христа над миром.

А. Его власть над болезнями (8:1-15)

1. ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ ПРОКАЖЕННОГО (8:1-4) (МАР. 1:40-45; ЛУК. 5:12-16)

Матф. 8:1-4 . Примечательно, что первое чудо, описанное Матфеем, было совершено над прокаженным. Однако Иисус и прежде того совершил уже несколько чудес (перечисление совершенных Им чудес в толкование на Иоан. 2:1-11). Прокаженный, подойдя к Иисусу, назвал Его Господом, признав тем самым Его власть (сравните с 7:21; 8:6). Иисус исцелил его (стих 3), прикоснувшись к нему, который считался "неприкасаемым"!

Потом Он повелел ему пойти показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, т. е. жертву, установленную законом за очищение от проказы. (В Лев. 14 говорится в этой связи о двух птицах, кедровом дереве, червленой нити и иссопе в первый день (стихи 4-8) и о принесении на восьмой день двух овнов, одной овцы и пшеничной муки, смешанной с елеем - Лев. 14:10.) Иисус не разрешил очищенному Им от проказы говорить об этом кому бы то ни было, пока не покажется священнику.

По-видимому, Он хотел, чтобы священник (или священники) первыми удостоверились в исцелении этого человека. Господь хотел, чтобы это было во свидетельство им, т. е. священникам. Так оно, по-видимому, и получилось, ибо в истории Израиля не было до этого известно об исцелении больного проказой, за исключением исцеления Мариами (Чис. 12:10-15). Можно себе представить, какое это произвело впечатление в храме, когда исцеленный внезапно появился там и объявил о совершившемся очищении своем от проказы!

Конечно же, священники должны были тщательно расследовать все обстоятельства, связанные с этим происшествием. Иисус таким образом как бы предъявил им Свою "визитную карточку" - с тем, чтобы они сами могли убедиться в законности Его притязаний. (Исцеленный не выполнил однако повеления Господа никому не говорить о чуде и стал рассказывать о нем всем; Мар. 1:45.)

2. ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО (8:5-13) (Лук. 7:1-10)

Матф. 8:5-13 . Второе чудо, связанное с исцелением, тоже свидетельствует о неземной власти Иисуса. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил Его о помощи (о "сотниках" в толкование на Лук. 7:2). Этот язычник (как и прокаженный - Матф. 8:2), назвав Иисуса Господом, просил исцелить его слугу. (Лука при описании этого эпизода употребляет греческое слово "доулос" ("раб"), а Матфей слово пейс ("мальчик"), из чего можно заключить, что слуга сотника был молод.) Он был парализован (по-русски: был в расслаблении) и сильно страдал, возможно, был близок к смерти (Лук. 7:2).

Когда Иисус сказал, что придет и исцелит больного, сотник ответил, что приходить Иисусу нет необходимости. Как офицер, бывший в подчинении и сам имевший подначальных, он хорошо разбирался в принципе подчинения. Тому, кто имеет власть, не обязательно лично присутствовать на месте исполнения его приказов. Он может находиться и на расстоянии.

И если это верно в отношении людей, то тем более по отношению к Господу, имеющему высшую власть! (Слова сотника могут свидетельствовать об убежденности его в неземном характере силы Иисуса, в том, что Он в состоянии исцелять и на расстоянии - от ред.) Иисус удивился большой и искренней вере сотника (сравните Матф. 15:28), ведь именно такую веру искал Он в Израиле, и увы! - напрасно.

Именно такая вера открывает человеку вход в Царство Божие - независимо от национальности его или расы и от места его проживания ("восток" и "запад" в стихе 11). (в стихе 11 подразумевается, что те, кто "придут с востока и с запада", возлягут на пиру… в Царстве Небесном; именно пребыванию на пиру нередко уподобляется пребывание в Царстве; Ис. 25:6; Матф. 22:1-14; Лук. 14:15-24.) Однако те, кто считают, что им вход в Царство Божие обеспечен автоматически - по причине их религиозной принадлежности, что они по этой причине являются сынами царства, ошибаются; они не войдут туда (Матф. 8:12), но подвергнутся Божиему осуждению (извержены будут во тьму внешнюю - сравните с 22:13). Относительно "плача и скрежета зубов" толкование на 13:42.

Что же касается слуги сотника, то его Иисус исцелил в тот же час - в награду за удивительную веру его господина.

3. ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯЧКИ (8:14-15) (МАР. 1:29-31; ЛУК. 4:38-39)

Матф. 8:14-15 . Иисус вошел затем в дом Петра (в Капернауме) и увидел тещу его, лежащую в горячке. Прикоснувшись к ее руке, Господь исцелил ее от горячки, однако этим чудо не закончилось. Женщине даны были силы тут же встать с постели, чтобы служить Иисусу и Его ученикам. Обычно после того, как высокая температура спадает, человек какое-то время лежит, ощущая слабость; здесь же этого не произошло.

Б. Его власть над силами зла (8:16-17,28-34)

Не только физическое исцеление давал Иисус, но и способность преодолевать действие сил зла.

Матф. 8:16-17 (Мар. 1:32-34; Лук. 4:40-41). В это время, когда Иисус находился в доме Петра, к Нему привели многих бесноватых. Матфей кратко отмечает, что все они были исцелены - во исполнение слов, сказанных пророком Исаией: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53:4). Окончательно слова эти исполнились на голгофском кресте, где Иисус умер за нас, но и "по пути" к этому событию, в процессе Своего земного служения, Он исцелял многих. Изгоняя демонов, Иисус являл Свою власть над сатаною, который управляет миром демонов (Матф. 9:34; 12:24).

Матф. 8:18-20 . Эти стихи будут рассмотрены позже, после стих 34.

Матф. 8:28-34 (Мар. 5:1-20; Лук. 8:26-39). Здесь власть Иисуса над миром демонов представлена в больших подробностях. Описываемое тут произошло, когда Он прибыл на другой берег, в страну Гергесинскую. Подразумеваемая территория находилась на юго-восток от южной оконечности Галилейского моря. Авторы синоптических Евангелий называют ее по-разному; у Марка и Луки (Мар. 5:1; Лук. 8:26) это - "страна Гадаринская" (Объяснение этого различия дано в толковании на указанные стихи в Евангелиях от Марка и от Луки.) Итак, на другом берегу Иисуса встретили два бесноватые. Марк и Лука говорят об одном одержимом, не подчеркивая, однако, что он был только один. Возможное объяснение этого расхождения в том, что один из бесноватых отличался особой агрессивностью.

Воздействие демонов на этих людей явствует из того, что они были весьма свирепы, и поскольку не вели себя по-человечески, то и не могли оставаться с другими людьми в городе, а жили в пещерах, где погребали мертвых (они вышли из гробов).

Из вопроса, заданного демонами, которые обитали в них, ясно, что те знали, кем является Иисус (они прямо называют Его - Сын Божий), как знали и то, что в конечном счете их ожидает Божие осуждение (Матф. 8:29). Не желая снова стать бесплотными духами, демоны или бесы попросили у Иисуса позволения войти в стадо свиней, которое паслось… вдали (сделать это без Его разрешения они не могли). Марк уточняет, что свиней было около двух тысяч (Мар. 5:13).

Как только демоны вошли в свиней, все стадо… бросилось с крутизны в море и погибло в воде. По-видимому, те, кто пасли свиней, сильно испугавшись, побежали в город, чтобы рассказать о случившемся. Жители города, тоже по причине страха (Лук. 8:37), стали просить Иисуса, чтобы Он отошел от пределов их.

В. Его власть над людьми (8:18-22; 9:9)

В этом разделе Матфей показывает на трех примерах право Царя призывать Своих слуг следовать за Ним и отвергать просьбы, неверно в Его глазах мотивированные.

Матф. 8:18-20 (Лук. 9:57-58). Тогда один книжник подошед сказал Ему (видимо, не особенно задумываясь над тем, что говорит): Учитель! я пойду за тобою, куда бы Ты ни пошел. Хотя Иисус искал таких людей, которые могли бы стать Его учениками и трудиться на ниве Божией. Он избирал тех, о которых знал, что они движимы искренними побуждениями.

Ответ Его этому книжнику прежде всего свидетельствует о скромности Иисуса и непритязательности Его, даже по сравнению с лесными зверями - с лисами и птицами; ибо, в отличие от них, имеющих норы и гнезда, Ему, переходившему с места на место, негде было приклонить на ночь голову. Представляется, что Господь так ответил книжнику, видя сердце этого человека, сознавая, возможно, что тот руководствуется не более чем честолюбивым желанием стать последователем великого Учителя.

Здесь впервые Иисус называет Себя Сыном Человеческим (29 раз встречается это название Его в Евангелии от Матфея; 14 раз - у Марка; 24 - у Луки и 13 - у Иоанна). Оно - еще одно свидетельство о том, что Иисус есть Мессия (Дан. 7:13-14).

Матф. 8:21-22 (Лук. 9:59-60). Другой человек, уже бывший учеником Иисуса, попросил, чтобы Он отпустил его домой похоронить отца. Едва ли отец его уже умер, может быть, он и при смерти не был. Ученик этот, скорее всего, хотел вернуться домой и оставаться там, пока его отец не умрет. После этого он намеревался вновь возвратиться к Иисусу. Его просьба свидетельствовала, что следование за Господом было в его глазах чем-то таким, с чем, начавши, можно и повременить. Возможно, он тревожился, как бы не упустить отцовское наследство, и в таком случае не Иисуса, а житейские, материальные заботы ставил на первое место.

Своим ответом: …предоставь мертвым погребать своих мертвецов -

Господь дает понять, что следовать за Ним - важнее всего остального. Очевидно, Он имел в виду, что физически мертвых (другая мысль, вложенная Им в этот ответ) могут похоронить и те, кто мертвы духовно, т. е. люди, не верующие в Него.

Матф. 8:23 - 9:8 . Эти стихи будут рассмотрены после 9:9.

Матф. 9:9 (Мар. 2:13-14; Лук. 5:27-28). Хотя из описания двух предыдущих эпизодов не ясно, последовали ли за Иисусом те два человека, о которых в них говорится, в третьем случае результат - очевиден. Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея… Тот собирал налоги с прибывавших в Капернаумский порт. Иисус обратился к нему с коротким повелением: следуй за Мною. Матфей тут же оставил все и последовал за Иисусом. Как Царь Иисус обладает правом избирать Своих последователей-учеников. Несомненно, на Матфея сильнейшее впечатление произвели личность Иисуса, Его учение и власть, которая ощущалась в словах Его и поведении.

Г. Его власть над природою (8:23-27) (Мар. 4:35-41; Лук. 8:22-25)

Матф. 8:23-27 . Еще одной сферой, над которой Иисус имеет абсолютную власть, является природа. Доказательством этому служит следующий случай: когда Иисус переправлялся с учениками на другой берег Галилейского моря, известного своими неожиданными штормами, сделалось вдруг великое волнение на море… Иисус в это время спал на борту лодки. Перед лицом неминуемой, как им показалось, гибели, ученики разбудили Его. Но Он упрекнул их: Что вы так боязливы, маловерные? Потом встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Ученики Его, бывшие рыбаками, не раз попадали в подобные штормы на этом море. И знали, что порой шквал так же внезапно успокаивается, как налетает. Но обычно после того, как стихал ветер, море какое-то время еще продолжало волноваться. Неудивительно, что согласно записи Матфея, они изумились, спрашивая друг у друга: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? Их поразила сверхъестественная сила Учителя, слову Которого повинуются и разбушевавшиеся стихии. Между тем, эту силу Свою Мессия явит и при установлении Своего Царства, как явил ее в "откровениях" ученикам.

Матф. 8:28-34 . Комментарии на эти стихи в разделе "Б" - "Его власть над силами зла (8:16-17, 28-34)".

Д. Его власть прощать (9:1-8) (Мар. 2:1-12; Лук. 5:17-26)

1. Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2. И вот подошёл прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что за Христом последовал теперь не кто-нибудь из начальников и книжников, но те только, которые чужды были лукавства и имели искреннее расположение к Нему. Во всём Евангелии мы видим, что только такие люди прилеплялись к Нему. Так, когда Он говорил, они безмолвно слушали и ничего не прибавляли к Его словам, и не искали случая уловить Его, подобно фарисеям; и, по окончании Его проповеди, с удивлением следовали за Ним.

О прокаженном св. Иоанн Златоуст говорит: «Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протиснуться сквозь собрание людей, но дожидался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошёл с горы. И не просто просит Его, но просит с искреннею верою и с надлежащими о Нём мыслями. Не сказал: если Ты попросишь Бога, или помолишься Ему, но: если хочешь, можешь меня очистить. Не сказал также: Господи, очисти; но исцеление предоставляет Его воле и свидетельствует о Его высочайшей власти. Господь же, хотя часто говорил со скромностью, и притом много такого, что ниже Его славы, но здесь, чтобы утвердить мысль о Своём могуществе, Он говорит перед слушателями, изумляющимися Его власти: хочу, очистись! Хотя и прежде творил Он многие и великие чудеса, но, как известно, таким образом никогда не говорил. Христос, в доказательство, что он исцеляет не как человек, а как Господь, прикасается рукою к прокаженному. Рука через прикосновение к проказе не сделалась нечистою; между тем прокаженное тело от святой руки стало чисто».

Проказа была страшной болезнью. В древности она считалась неизлечимой, хотя были установлены законы «об очищении прокаженных», которые всё же предполагали исцеление от этой страшной болезни. Некоторые учёные считают, что проказа – болезнь не заразная. По закону Моисея священники должны были осматривать прокаженных тщательно, но нигде не видно, чтобы они заражались проказой. Однако предосторожности против проказы, принимавшиеся и жителями Палестины и других стран, показывают, что совершенно незаразной эту болезнь считать нельзя. Проказа поражала тело, оно гнило, части тела отваливались, зубы расшатывались и выпадали, нёбо проваливалось. При жизни каждый прокаженный считался живою смертью, должен был вести себя, как умерший, и всем следовало обращаться с ним, как с умершим. Каждый прокаженный был нечистым. Касаться прокаженного было запрещено иудейским законом.

Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Христос прикоснулся к прокаженному, чтобы показать, что Он не связан законом, запрещающим прикасаться к прокаженному, но что Он, напротив, Господь его: что для чистого нет ничего нечистого, и что святая плоть Его сообщает освящение».

Св. Иоанн Златоуст продолжает: «Далее, излечив тело прокаженного, Христос повелевает об этом никому не сказывать, но показаться священнику и принести дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Через прокаженного, о котором теперь говорится, Спаситель предохраняет нас от гордости и тщеславия». Прокаженный должен был отправиться в Иерусалим, там представить себя для осмотра священникам и принести установленные жертвы, согласно закону, изложенному в книге Моисеевой Левит (14 глава). Доколе священник не объявлял, что прокаженный очистился, до тех пор тот оставался ещё нечистым, и входить в общество людей ему запрещалось, прокаженные жили вдали от людей.

«Но что значит: во свидетельство им ? – спрашивает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: В обличение, в обвинение и в доказательство, если они не захотят вразумиться. Именно, когда они скажут: мы преследуем Христа как соблазнителя и обманщика, как богопротивника и законопреступника, — тогда, говорит Спаситель, ты засвидетельствуй обо Мне, что Я не преступник закона, потому что, исцелив тебя, отсылаю к закону и на суд священников; а поступать таким образом свойственно тому, кто почитает закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям».

Некоторые толкователи полагают, что если бы исцелённый не пошёл сразу же в Иерусалим к священнику, а стал бы разглашать о совершившемся над ним чуде, то молва об исцелении могла бы дойти до Иерусалима раньше его прихода, и тогда священники, враждебные Господу Иисусу Христу, стали бы утверждать, что исцелённый вовсе не был болен проказой.

5. Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его:

6. Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

9. ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры.

11. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

12. а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Капернаум – город, в котором Спаситель прожил большую часть времени Своего служения. Так как нет сведений о том, что в то время в Капернауме стояли римские войска, то нужно думать, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству историка того времени Иосифа Флавия, состояли из наёмников. Сотник стоял во главе гарнизона, состоявшего из сотни воинов. В римском легионе было 60 сотен. Этот сотник был язычником по рождению, но был расположен к иудейской религии: он на свои средства построил синагогу, как говорит об этом евангелист Лука (7,1-10).

Блаж. Феофилакт Болгарский указывает, что сотник не принёс парализованного слугу на одре, «веруя, что Христос может исцелить его и заочно».

«Что же делает Иисус?» – спрашивает св. Иоанн Златоуст. И отвечает: «То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях он считался с желанием просителей; а здесь Сам упреждает желание сотника и обещает не только исцелить, но и прийти в его дом. А это делает для того, чтобы мы познали веру сотника. Если бы Он не обещал этого, а сказал только: иди, да исцелеет слуга твой, — тогда бы мы совершенно не узнали о его вере. Смотри, — говорит далее Златоуст, — как сотник имеет надлежащее понятие о Христе. Он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только – повели».

Можно изложить речь сотника по-другому: «Твоё слово находится под Твоею властию, Ты распоряжаешься им по Своей воле. Почему? Потому, что я знаю это по своему собственному опыту. Ты не под властью, я под властью. Однако если и я скажу только одно слово, мне повинуются».

В словах сотника звучала столь необыкновенная для язычника вера и смирение, что Господь счёл нужным отметить эту веру перед всеми окружающими, подчеркнув, что такой веры он не нашёл и у самих представителей избранного народа Божия Израиля. Далее Христос, в опровержение ложного мнения евреев, будто только они одни могут быть членами грядущего Царства Мессии, предрёк, что многие из языческих народов «с востока и запада » окажутся достойными вместе с ветхозаветными праотцами наследовать это Царство, в то время как «сыны Царства », то есть евреи, за своё неверие в пришедшего Мессию будут низвержены во «тьму кромешную », где будет «плач и скрежет зубов ». В этих словах Господа Царство Небесное, как и во многих других Его речах и притчах, представляется под образом вечернего пира, во время которого на Востоке не сидели, а «возлежали ». Гостей, чем-либо провинившихся, выводили вон из комнаты, где происходил пир, на улицу в «кромешную » тьму на холод, которые противопоставляются светлой и тёплой комнате: выгнанные таким образом гости скрежетали зубами от холода и досады – образ этот, весьма всем понятный, берётся для того, чтобы нагляднее представить вечные мучения грешников в аду.

Вера же и смирение сотника были сразу же вознаграждены: слуга его выздоровел в тот же час, как только Господь произнёс: «Иди, и, как ты веровал, да будет тебе! » Блаж. Феофилакт Болгарский добавляет: «Исцелив словом (слугу сотника), Господь показал, что истинны слова Его и об иудеях: извержены будут».

Св. Иоанн Златоуст, восхваляя веру сотника, говорит: «Он имел представление о том, что болезни, смерть и всё прочее так же подчинено Христу, как ему самому воины. Он ясно показал, что Христос может управлять смертью как рабом, и повелевать как Владыка. Когда он говорит: пойди, и идёт, приди, и приходит , то выражает этими словами такую мысль: если Ты повелишь смерти не приходить к нему, она не придёт. Видишь ли, какую он имел веру? Он уже ясно открыл то, что впоследствии всем должно было открыться, то есть, что Христос имеет власть над смертью и жизнью, и может низводить во врата ада и возводить». Христос же, — заключает Златоуст, — дал сотнику больше, чем тот просил. «Он пришёл искать телесного здоровья слуге, а возвратился, получив Царствие. Как скоро сотник явил великую веру и смирение, Христос даровал ему небо и, сверх того, возвратил здоровье его слуге. И не этим только почтил его, но и засвидетельствовал, что он вводится в Его Царствие, и какие люди из него изгоняются. Отсюда Христос для всех уже делает известным то, что спасение – от веры, а не от дел закона (ветхозаветного). Здесь пророчески говорит Он о язычниках, и им подаёт благую надежду. Между следовавшими за Ним были и жители Галилеи языческой. Говорил же Он это для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, и смирить гордость иудеев. Христос являл силу не только через исцеление, но и через то, что производил его нежданно и мгновенно. И не этим только приносил Он пользу, но и тем, что во время совершения чудес часто предлагал учение о Своём Царствии, и всех привлекал к нему. Даже и тем, которым Он угрожал извержением (из этого Царства), угрожал не для того, чтобы извергнуть, но чтобы, устрашив словами, привлечь к нему. Если же отсюда иудеи не получали никакой пользы, то во всём виновны сами они и все страждущие их болезнью неверия. Всякому известно, что то же случилось не только с иудеями, но и с уверовавшими. Иуда (Искариот) был сыном Царствия, однако сделался сыном геенны».

14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тёщу его, лежащую в горячке,

15. и коснулся руки её, и горячка оставила её; и она встала и служила им.

Христос вошёл в дом Симона Петра, вероятно, чтобы вкусить хлеба. Тёща Петрова оказалась тяжко больной. После одного прикосновения Спасителя к её руке горячка мгновенно оставила её, и даже силы к ней вернулись настолько, что «она встала и служила им ».

Здесь словом «горячка» назван какой-то воспалительный процесс, заставлявший больную сильно страдать и лежать на постели. Св. Иоанн Златоуст обращает наше внимание на смиренное почтение Петра к Своему Божественному Учителю: «Имея тёщу, лежащую дома в сильной горячке, он не привёл Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Христос вошёл в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим. Итак, не Пётр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришёл, показывая, сколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дом`а этих рыбаков; при всём том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всём попирать человеческую гордость… Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы обрести прежнее здоровье. Но у Христа не так; у Него всё вместе прекращалось. Отсюда мы можем усматривать и то, что Христос по вере одних даёт исцеления другим. Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может прийти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нём высокого понятия».

Блаж. Феофилакт Болгарский в связи с этим замечает: «Ты заметь также, что брак нимало не препятствует добродетели: ибо и верховный апостол имел тёщу», а следовательно, добавим, и жену.

16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни.

Чудеса исцеления, сотворённые Спасителем, произвели такое сильное впечатление, что к дверям дома Симона (Петра) по захождении солнца (вероятно, потому, что заканчивалась суббота, а в субботу лечить или лечиться иудейскими законниками не дозволялось) стали приносить больных и бесноватых, и Господь их всех исцелил. Евангелист Матфей, доказывая своим Евангелием, что Иисус есть тот Избавитель, о Котором предвозвещали пророки, поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исаии. Взять немощи, значит снять их с немощных, уничтожить их; понести болезни, значит облегчить их. Указание евангелиста на то, что Христос исцелил всех, может служить одним из самых сильных доказательств присутствия в Нём необычайной Божественной чудотворной силы.

Св. Иоанн Златоуст, обращая внимание на слова пророка Исаии, приводимые евангелистом Матфеем, говорит: «Пророк не сказал: освободил (от недугов и болезней), но – взял и понёс: это, мне кажется, сказано пророком более о грехах, согласно со словами Иоанна Богослова: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира (Ин.1,29). Итак, почему же здесь евангелист относит это пророчество к болезням? Или потому, что принимал это свидетельство буквально, или для того, чтобы показать, что большая часть болезней есть следствие грехов душевных. В самом деле, если сама смерть имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни».

18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл.

20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Св. Иоанн Златоуст говорит о том, что Христос, чуждаясь тщеславия, хотел удалиться от народа: «Делал Он это с одной стороны для того, чтобы научить нас скромности, с другой – для того, чтобы укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия». Златоуст указывает и на то, что Христос не приказал народу удалиться от Него, а Сам решил «отплыть на другую сторону » лишь только после того, как всех исцелил.

Когда они собирались уже сесть в лодку, к Господу подошёл книжник, выразивший желание следовать за Ним. Книжники, иудейские учёные, посвящали себя изучению писаний. Но, изучая их букву, они утратили понимание их духа. Поэтому дальнейшая речь Христа показывает, что Он не верил искренности книжника, то есть бремя, которое тот хотел взять на себя, могло оказаться для него непосильным, и Христос образно указывает ему на Свой страннический образ жизни: у Него нет на земле места, где бы Он мог укрыться или отдохнуть от Своих трудов. К тому же книжник, видя чудеса, совершаемые Христом, хотел следовать за Ним, чтобы получить от этого земную выгоду. Вот почему Спаситель и указал на Свою бедность и бездомность. Именуя Себя «Сыном Человеческим», Господь смиренно подчёркивает Своё человечество, но в то же время ненавязчиво указывает на Своё мессианское достоинство.

Св. Иоанн Златоуст говорит, что Господь наш Иисус Христос не осудил книжника: «научая нас тому, чтобы мы терпели и таковых. Потому-то Он не обличает явно тех, которые имели злые намерения, но Свои ответы направляет против их мыслей, предоставляя им одним видеть обличение. Впрочем, Он сказал это не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и предоставить случай следовать за Собою, если захочет». А лукавый книжник, будучи обличён, не сказал: готов последовать за Тобой, — заключает св. Иоанн Златоуст.

21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов.

Желая испытать силу готовности учеников следовать за Ним с полным самоотвержением, Господь сказал одному из них: «Иди за Мною», — показывая тем самым, что Он хочет поручить ему благовествование Царства Божия людям. Но тот стал уклоняться, ссылаясь на то, что ему нужно похоронить отца своего. На это Господь ответил ему: «». Смысл этих слов Господа в том, что ради великого дела благовествования Царства Божия надо всё оставлять. «Оставь мёртвых, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, — как бы так говорит Христос, — предоставь им, привязанным к этой земной жизни, хоронить своих мертвецов, а ты, внявший слову жизни, Мною проповеданному, иди за Мной». Этим запрещением отдать последний долг умершему отцу, Господь, по-видимому, хотел или испытать характер преданности Себе этого ученика, или предостеречь его от родных, которые, может быть, пожелали бы отвлечь его от следования за Христом.

Св. Иоанн Златоуст указывает на различие между первым, собиравшимся следовать за Христом и вторым, спрашивающим разрешения похоронить своего отца: «Тот бесстыдно говорит: я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл ; а этот, даже испрашивая позволение на благочестивое дело, говорит: позволь мне . Впрочем, Христос не позволил. Спаситель везде обращал внимание на намерение. Но почему, скажет кто-либо, не позволил? Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем ученику не должно было удаляться от дела более необходимого. Сказав же: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов , показывает, что мертвец не Его. Умерший, очевидно, был из неверовавших… Иисус запретил ученику не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, но с целью показать, что ничто не должно быть для нас важнее небесного. Он сильно привлёк к Себе юношу словом и, вместе с тем, освободил его от бесчисленного множества зол, как-то: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, — и таким образом весьма далеко унестись от пристанища истины. Потому-то Христос влечёт и прикрепляет его к Себе… Итак, отсюда мы научаемся тому, что нельзя терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, нужно предпочитать духовное, и знать, в чём состоит жизнь и в чём смерть. Многие ведь из тех, которые вроде бы живут, ничем не отличаются от мёртвых, когда живут во зле; вернее – они даже хуже мертвецов. «Умерший освободился от греха » (Рим.6,7), говорит апостол Павел. А тот, кто живёт во зле и служит греху, не съедается червями, не лежит в тесном гробе, не закрыл глаза. Он б`ольшие претерпевает мучения, нежели умерший, потому что страсти душевные терзают его страшнее зверей. Душа его ещё прежде тела растлилась, погибла и подвергается б`ольшему гниению. Труп смердит десять дней, а этот всю жизнь дышит зловонием, так что они различаются между собою только тем, что один подвергается только естественному тлению, а другой к нему присоединяет ещё гниение, происходящее от нечестивой жизни, ежедневно вымышляя для себя бесчисленные причины растления, нося смердящую повсюду мёртвую душу в теле, как во гробе. И если бы можно было увидеть душу человека, живущего в роскоши и нечестии, то ты увидел бы, что гораздо лучше лежать связанным во гробе, нежели быть окованным цепями греховными; лучше иметь на себе лежащий камень, нежели тяжкий покров бесчувственности. Вот почему сродникам этих мертвецов, находящихся в такой бесчувственности, особенно нужно приступать ко Иисусу с молением о них, об их воскресении».

23. И когда вошёл Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Судя по тому, что в лодку, кроме Спасителя, вошли и ученики Его, то, очевидно, она была довольно вместительна. Когда они отплыли, утомлённые дневными трудами, Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, какие нередко бывали на Геннисаретском озере, окружённом горами, которое недаром окрестные жители называли морем. Ученики, многие из которых рыбачили на этом озере, привыкшие бороться с его бурями, выбились из сил, и в отчаянии начали будить своего Учителя.

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Хотя, конечно, велики были и прежние чудеса, но настоящее чудо и заключало в себе немалое назидание, и было знамением, подобным древнему. Потому Спаситель и берёт с Собою одних только учеников. Где совершались одни только чудеса, там дозволял Христос быть и народу; но где предстояли искушения и ужасы, там Он брал с Собою одних только подвижников вселенной, которых Он хотел обучить бесстрашию среди бедствий. Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди страшных волн, что Он всё устраивает для их блага. Так и само смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо более важным, и происшествие это навсегда сохранилось в их памяти. Вот почему Спаситель и предаётся сну. В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть, даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния и были беззаботны (они ведь не были хромыми и никакой другой подобной болезни не имели), то Он попускает разразиться сильной буре, чтобы им через спасение от неё сильнее почувствовать Его благодеяние. Вот почему Спаситель совершает чудо не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взяв их с Собою одних, прежде укрощения волн укрощает волнение их душ, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? И вместе с тем научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх, Христос не обличал их в том, что они Его называли человеком, но ждал, до времени вразумляя их чудесами, что такое их мнение о Нём ошибочно. Отчего же почитали Его только человеком? Оттого, что Он имел образ человеческий, спал и был на корабле. Поэтому-то они в недоумении и говорили: Кто это, что море и ветры повинуются Ему? Тогда как сон и внешний вид показывали в Нём человека, — море и тишина являли в Нём Бога».

Блаж. Феофилакт Болгарский подчёркивает: «Заметь, что, укоряя их (т.е. учеников) в маловерии, Господь даёт знать, что маловерие привлекает опасности».

28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путём.

29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас.

30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всём, и о том, что было с бесноватыми.

34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошёл от пределов их.

Переплыв озеро, Иисус с учениками прибыл на восточный берег в землю, которую евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по названию находившегося в ней города Гадары, а евангелист Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов Десятиградия.

Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Бесноватые жили в гробах потому, что они были изгнаны из городов и селений. Гробы в тех местах были высечены в горах в виде небольших пещерок.

Сущность беснования заключается в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя несчастному невероятные мучения через его же собственные действия.

Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое от человеческих глаз, для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. Через этих несчастных людей бесы говорят, что Иисус рано пришёл мучить их, что Он ещё не одержал окончательную победу над адом и смертью. Речь бесноватых ко Христу показывает, что они были иудеи, а не язычники.

Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать той страны, но войти в пасшееся неподалёку на горе большое стадо свиней. Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны. Господь не запретил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Надо сказать, что бесы нанесли вред и свиньям, убив их, и владельцам этих свиней, причинив им немалые убытки, но сами нисколько не пострадали, не имея смертной природы, такой, как все, живущие в материальном мире. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить жителей этой земли, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да ещё в таком громадном количестве.

Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчётный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание Господа в этой местности не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у этих людей верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их земли от «весьма свирепых » бесноватых, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился, чтобы разрушить дела диавола! Жители этой земли отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Спаситель хотел пробудить их сердца через проповедь о Нём и о Его делах самих исцелённых бесноватых.

Св. Иоанн Златоуст спрашивает: «Но почему они (бесноватые) любили жить в гробах? Потому, что им (бесам) хотелось во многих людях посеять пагубное учение, то есть, что души умерших превращаются в бесов, чего даже в уме нельзя представлять. Ты скажешь, что сами бесноватые иногда взывают: я душа такого-то человека! Но это – хитрость и обман диавола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушающих. Если бы душа могла войти в существо диавольское, то тем более она могла бы войти в своё тело. Притом нельзя представить, чтобы душа обиженная стала помогать обидевшему её, или чтобы человек в состоянии был изменить свою бестелесную природу в другое существо. Если невозможно это в отношении к телам, так как никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую никто не может превратить в существо демонское. Итак » — заключает святитель Иоанн — это бредни пьяных старух и детские страшилки. Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, на земле. Многие места Священного Писания говорят нам, что души, по отшествии из тела, уводятся в некую страну (пространство) и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного судного дня.

Далее Златоуст пишет: «Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиней? Я скажу на это то, что Он сделал так не потому, что они убедили Его, но по многим премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им бесами; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже ещё хуже, нежели со свиньями. Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их утопили, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы Провидение Божие не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Если же Он и не о всех печётся одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его Промысла. Бог являет Промысел Свой сообразно с пользою каждого, Он промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке в частности. Это всякий ясно может видеть из примера этих бесноватых, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохраняемы великим попечением. Люди, уподобляющиеся свиньям, легко попадают под действие бесов. Но если только они ещё остаются людьми, то могут побеждать мучающих их бесов. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Заметь кротость Иисуса Христа, соединённую с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобождённых от демонов и тех, кто пас свиней, чтобы узнали от них о всём случившемся, а Сам, удалившись, оставил их в великом страхе».

Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе.

И выздоровел слуга его в тот час.

Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Если не указано иначе – в разборе используется Библия в Синодальном переводе.
Использованные некоторые фрагменты комментария Женевской Библии

8:1-3 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
(см. также Марк 1:40-42 )
"Проказой" назывались разные болезни кожи. Интересно, что в этом случае принцип закона «станет ли нечистое чистым - при прикосновении к священному? Нет. А осквернится ли чистое от прикосновения к нечистому? Да » - Аггей 2:12,13 - здесь не сработал: Иисус не осквернился от нечистого, а нечистый - очистился: никакая нечистота не может осквернить то, что является поистине святым.

Если хочешь – можешь меня очистить. При таком преподнесении просьбы «а ты не хочешь ли мне помочь?» - отказать в помощи или сказать, что «нет, не хочу» - на грани невозможного для человека.

Как видим, для исцеления - прокажённому недостаточно было преодолеть запрет закона появляться в среде народа и подойти к Иисусу в ожидании, что Иисус сам заметит его нужду в излечении. Он ещё и сформулировал свою просьбу так, чтобы отказать в помощи было сложно (Иисус иногда отказывал в некоторых просьбах)

Так и для получения духовного исцеления нужно приложить усилия, чтобы приблизиться к Иисусу и просить его о помощи. Но и просьбы о помощи нужно уметь высказывать так, чтобы у того, к кому мы иногда обращаемся за помощью – не возникало желания нам отказать.

8:4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Иисус не хотел, чтобы те, кто падок на чудеса - могли помешать ему в исполнении главной его миссии, создавая массовый ажиотаж вокруг его способности творить чудеса. Он запретил прокажённому сообщать о произошедшем, однако, велел исполнить Моисеев закон в части исцеления прокажённых: Иисус признавал правильным тот вид поклонения Богу, который существовал в народе Бога к моменту его прихода и никого не смущал прежде времени грядущей отменой законничества.

8: 5-10 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
Чем занимателен этот случай?

1) верой сотника в невидимое
2) его осознанием собственной греховности и святости Христа
3) его добрым и доверительным отношением к своим подчинённым.

Чем его вера так потрясла Иисуса? Тем, что он сразу поверил в силу слова Иисуса - в то, чего ранее ему видеть не приходилось, и не попросил личного присутствия с демонстрацией манипуляций по исцелению. Этот сотник в потенциале имел способность доверять силе слова, ибо, посылая своих подчинённых выполнять какие-либо его приказания – не проверял, выполнят ли они по слову его, так как всегда был уверен, что выполняли в точности. И слуга его был исцелён по слову Христа.

8:13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
В Израиле же исцеления по слову - до того момента не наблюдали, им для веры - хотя бы прецедент требовался, видимое явление исцеления. А когда видят, то зачем и верить? Разве что факт констатировать. А для этого вера не нужна. Поэтому вера сотника в невидимое – превзошла веру Израиля в видимые чудеса.

8:1 1,12 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
« О будущем возлежании Авраама в Царстве Небесном» Здесь Иисус подчеркнул поразительность веры сотника, весьма далёкого от знакомства с истинным Богом по сравнению с первыми претендентами на звание сыновей Царства Бога – с Израилем - указав, что многие из далёких от Бога - быстрее окажутся рядом с Авраамом, чем считающие себя близкими Ему. «Близкие» вполне могут быть выброшены во тьму внешнюю - уничтожены со всеми безбожниками :
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

«Царство небесное » здесь – это век миропорядка Бога, Царство или «государство» небесного Владыки, потому и - небесное. Ибо на небесах в буквальном смысле - Аврааму, Исааку и Иакову и другим жителям Ветхого Завета - не придётся жить, для них Бог исполнит обещание земли обетованной, где течёт молоко и мёд в условиях правления небесного города Бога (Его миропорядка), и которой при жизни - они не получили в вечное владение, как обещал им Бог – Евр.11:14 -16. Не может Бог не исполнить для них обещанного, а потому все патриархи Израиля наследуют в веке грядущем - землю обетованную с молоком и мёдом, по которой в веке этом они лишь путешествовали, будучи странниками и временными жителями на ней.

сыны Царства - речь идёт об Израиле, народе Бога, избранном Им в первую очередь, как бы усыновлённом Им (Второз.10:15). Именно этому народу, потомкам Авраама, Бог обещал наследие вечное (Быт.17:8), что возможно в Его миропорядке (в Его будущем Царстве небесном). Так как Израиль отверг Христа (что предвидел Иисус) - он и сказал о том, что в миропорядок Бога попадут многие из других народов (с запада и востока) - все, кто поверит в Христа, как в посланника Иеговы. А "сыны Царства" - израильтяне, главные и первые претенденты на жизнь в мире Бога - будут отвержены во тьму внешнюю (не попадут в миропорядок Бога), так как отвергли Христа.

Впоследствии многие израильтяне приняли Христа (Деян.6:7; 21:20). А те из них, кто так и не принял и не уверовал, и кто погиб в 70 г.н.э. от наказания Богом (римляне сожгли Иерусалим и разрушили храм) - те и относятся к отверженным "сынам Царства", а также те из воскресших в Миллениуме израильтян, кто и там не примет Христа (если таковые будут).

8: 14,15 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
Мимоходом Иисус исцеляет тёщу Петра, и из события этого не стали делать много шума: достаточно было того, чтобы ученики Христа могли видеть его необыкновенные способности каждый раз, когда они применялись для блага дела Божьего: тёща, исцелившись, имела возможность служить Христу и остальным.

8: 16,17 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
Дом Петра послужил «больницей» на вечер: Иисус исцелил всех, кого смогли к нему привести. ЧЕМ исцелил? Сказано: СЛОВОМ Божьим. Вот основное лекарство для исцеления всех физических недугов: кто вместит слово Божье и исцелит свой дух, тот и физически сможет стать здоровым.

Отметим здесь следующее: хотя Исайя и предсказал об устранении недугов Христом (53:4) - однако Христос не обещал избавить мир и верующих от болезней и страданий до своего Второго пришествия (8:20-23; 1 Кор. 15:26; Откр. 21:4). Иисус пришел взять на себя поношения - как кару за немощь несовершенства, за греховность потомков Адама.

8: 18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
Как только толпы желающих исцелиться возрастали настолько, что съедали всё время Христа – он старался уйти: всех он физически не смог бы исцелить, ибо во времени и в сущности своей миссии он был ограничен, и не целителем пришёл, а, главным образом, учителем. Если по ходу у него получалось и облегчить кому-то жизнь – хорошо, но посвятить всё своё время удовлетворению физических нужд всего Израиля - он не имел права.

Так и каждый христианин старается делать, что может для облегчения чьих-то трудностей, но жизнь свою он не должен расходовать исключительно на помощь в физических нуждах общества: духовное исцеление словом Божьим в веке этом – более важная задача перед христианином по сравнению с обслуживанием всех, желающих чем-то физическим и материальным от христианина поживиться.

8: 19,20 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
Пример вежливого отказа Христа тому, кто хотел следовать за ним в ученичестве. Иисус, видя причины желания человека следовать за ним, намекнул, что если ты хочешь пристроиться ко мне ради каких-то благ, то мне - нечего тебе дать, я и сам - без жилья и без средств к существованию. Ну и надо сказать, что человек тот сразу отстал, не стал настаивать на том, что ему нужен САМ ХРИСТОС, а не блага, которые он него можно получить. Значит, Христос был прав, определив причину его желания следовать за ним. Потому и отказал.

Христианам тоже нужно научиться различать причины, по которым некоторые требуют внимания к себе: если причина - желание познать путь христианина - тогда неправильно покидать ученика или отказывать ему в общении. Если интерес в чём-то другом – не с кем ему пообщаться, например, или время провести, или, скажем, о пристроенной старости «ученик» беспокоится - то обязанности опекать такого ученика и застрять возле него на пожизненно – на христианине нет.

8: 21,22 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
Второй случай, напротив, демонстрирует надобность Иисуса - в таком ученике, который хотел на время отложить христианский путь, пока досмотрит за престарелым отцом (ибо в Израиле не принято было оставлять престарелых родителей без присмотра, а христианский путь резко ограничивает возможность заботиться о семье). Иисус показал ему принцип: если хочешь стать христианином, становись им без промедления. А об отце твоём - пусть заботятся те из родственников твоих, кого христианский путь не очень интересует, всё равно им больше, по сути и заняться-то нечем, как о проблемах земного пути беспокоиться.

Конечно, окружающие, видя, что кто-то мог покинуть престарелого отца – справедливо могли бы осудить ученика Христа и Христа заодно за то, что тот поощряет своих учеников освобождаться от определённых забот, обязательных для пути земного, или - перекладывать их на других. Однако, жаждущему духовного пути, особенно на тот момент - нужно было использовать возможность быть с Христом, с посланником небес, а Бог не осуждает за то, что потребность в приобретении духовного - у некоторых перевешивает необходимость заботиться о приобретении земного.

Размышляя об этом примере - возможно понять, почему Иисус не мир пришёл принести в дома Израиля (в семьи), но меч: когда сталкиваются и расходятся земные и духовные интересы - конфликты в семьях неизбежны.

8:2 3-26 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Галилейское море находится на 212 м ниже уровня моря. К северу от него приблизительно на 3 км возвышается гора Ермон, и с мая по октябрь через окружающие узкие ущелья в эту низину проникают сильные ветры, вызывая крайне неожиданные и жестокие штормы.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
26 И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Пример тому, что как ни подгоняй и не торопи веру взрослеть - она сама по себе, и только постепенно в человеке крепчает: не сразу ученики Христа окрепли в вере, хотя и видели множество оснований для своей веры в чудесах Христа. Не поняли они ещё на тот момент, что до тех пор, пока Христос с ними - можно не беспокоиться ни о чём.

Но, с другой стороны, терять бдительность, утрачивать ощущения опасности и совсем ничего не предпринимать со своей стороны – христианину тоже неправильно: для того, чтобы им спастись, заметив опасность, нужно хотя бы обратиться за помощью ко Христу. Что они и сделали.

8: 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
И снова - удивление, кто же такой Иисус? Хотя ведь было очевидно, что с небес - это посланник, ибо никогда простому смертному человеку стихии не покорялись по слову его. Инертное состояние человеческого мышления, требующее времени на перестройку осмысления увиденного, не позволяет человеку быстро ориентироваться в новых незнакомых ситуациях, приходить к правильным выводам и поступать правильно.

Вот почему нельзя ожидать он христиан мгновенной духовной зрелости, правильного понимания Божьих истин и правильных поступков - с первого услышанного слова. Если Бог не одарит чрез помазание святым духом пониманием свыше, не осенит сразу по причине, к примеру, невозможности промедления (как в Деяниях некогда было иностранные языки учить, уже собраны были иностранцы для слушания слова Божьего – Деян. 2:7-12) - то человеку нужно время, чтобы от младенца во Христе перейти к духовному состоянию взрослого христианина.

8: 28,29 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
Страна Гергесинская / Гадаринская. Здесь имеется в виду небольшое селение на берегу озера напротив Тивериады, которое располагалось на месте современной деревни Курши. Там находится несколько древних гробниц, а берег заканчивается крутым обрывом, что в точности соответствует описанию местности, данному в Евангелиях.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
Интересно отметить, что бесы знают и Божьего Христа, и о миссии Христа, и о том, что им когда-нибудь придётся очень туго, и даже время своего приговора - они примерно знают. Это видно из того, что бесы высказали претензии Христу о том, что ещё не время им мучения от него принимать, пока ещё они – и на высоте своих пакостей могут побыть. И Христос согласился со справедливостью их замечания, потому и уважил их просьбу, мягко говоря - отстать от них.

Так и христиане должны доверить всё происходящее на земле - расписанию Бога, а сами они должны быть лишь терпеливы ко всему, что выпадает им в этом веке, но по возможности делать добро всем людям, независимо от того, верующие они или противники Бога.

8: 30-32 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
Бесы, в свою очередь, признавали власть Христа над ними и ПРОСИЛИ, а не требовали для себя поблажек, понимая, что Христос легко может с ними проделать всё, что угодно. Судя по всему этим бесам не комфортно было бы быть просто изгнанными из людей и болтаться в воздухе (они примерно догадывались, что Иисус именно это с ними сейчас проделает и освободит людей от их вторжения). Поэтому бесы попросились просто сменить им «квартиру»: из человеческой - переехать в свиную.

Как только квартиранты перебрались в свиней – всё стадо бросилось в море. Как видим, бесам интересно губить живность, в которой они пребывают. Просто с людьми это проделать, видимо, гораздо сложнее, поэтому не все одержимые спешат покончить собой. Хотя есть и такие.

8: 33,34 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
Реакция людей этого города была естественна: если Иисус погубил всё городское стадо, то можно себе представить ужас, охвативший горожан от его присутствия. Иисус не стал настаивать на том, чтобы непременно сейчас пойти в этот город, раз уж у него цель – обойти всех: в такой неблагоприятный момент говорить слово Божье не имеет смысла, всё равно бы не восприняли.

Христианам также не помешает ориентироваться «на местности» и на потребностях момента, если они что-то запланировали сделать: план своей деятельности всегда нужно составлять так, чтобы иметь возможность его корректировать с учётом обстоятельств, возникающих по ходу жизни и дела.

Об исцелении прокаженного.

Мф.8:1 Когда Он спустился с горы, за Ним последовало множество людей.

Мф.8:2 И вот подошел прокажённый, склонился перед Ним, говоря: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить».

Мф.8:3 И протянув руку, Он коснулся его и сказал: «Хочу, очистись!» И тотчас он очистился от проказы.

Мф.8:4 И говорит ему Иисус: «Смотри, никому не рассказывай, но пойди, покажись священнику и принеси дар, который предписал Моисей, во свидетельством им.»

О вере сотника.

Мф.8:5 Когда Он вошел в Капернаум, к Нему подошел сотник и попросил Его, говоря:

Мф.8:6 «Господи, мой слуга лежит дома парализованный, и ужасно мучается».

Мф.8:7 И говорит ему: «Я приду и исцелю его.»

Мф.8:8 И отвечая, сотник сказал: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома, но скажи только слово, и будет исцелён слуга мой.

Мф.8:9 Ведь и я человек под властью, имеющий в подчинении воинов. Говорю одному: «Иди» - и идет; другому: «Приходи», - и приходит. И рабу моему: «Сделай это, - и делает».

Мф.8:10 Услышав это Иисус удивился и сказал идущим: «Истину говорю вам, - не у кого в Израиле не нашёл Я такой большой веры!

Мф.8:11 Говорю вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.

Мф.8:12 Сыновья же Царства будут выброшены во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов.»

Мф.8:13 И сказал Иисус сотнику: «Иди! По вере твоей пусть будет тебе.» И был исцелён слуга его в тот час.

Об исцелении многих больных.

Мф.8:14 Когда Иисус пришёл в дом Петра, то увидел, что его теща лежит в горячке.

Мф.8:15 Он прикоснулся к ее руке, и оставила ее горячка, и она встала и начала служить Ему.

Мф.8:16 Когда же наступил вечер, привели к Нему многих одержимых демонами. И Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

Мф.8:17 чтобы было исполнено сказанное через пророка Исаию, который говорит: «Он взял наши немощи и понес болезни».

О желающих последовать за Иисусом.

Мф.8:18 Иисус увидев, что вокруг Него собралось много народа, повелел переправиться на другую сторону.

Мф.8:19 И подошел один книжник и сказал Ему: «Учитель, я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел.»

Мф.8:20 И говорит ему Иисус: «У лисиц есть норы и у птиц небесных - гнезда, Сыну же человеческому негде голову приклонить.»

Мф.8:21 Другой из учеников, сказал Ему: «Господи, разреши мне сначала пойти и похоронить отца моего.»

Мф.8:22 Иисус же говорит ему: «Следуй за Мной, и оставь мертвым хоронить своих мертвецов».

Об усмирении шторма.

Мф.8:23 И вошел Он в лодку, и ученики Его с Ним.

Мф.8:24 И вот, в море начался великий шторм, так что лодку накрывало волнами. Он же спал.

Мф.8:25 Ученики подошли и разбудили Его, говоря: «Господи, спаси, погибаем!»

Мф.8:26 И говорит им: «Что вы испугались, маловеры?» Тогда Он встал, запретил ветрам и морю, и наступила полная тишина.

Мф.8:27 Люди же удивленно говорили: «Кто же Этот Человек , что ветры и море повинуются Ему!?»

Об изгнании демонов в стадо свиней.

Мф.8:28 И когда Он прибыл на другую сторону, в страну Гадаринскую, навстречу Ему из гробниц вышли два одержимых демонами, очень злые, что никто не мог пройти той дорогой.

Мф.8:29 И вот они закричали, говоря: «Что Тебе до нас, Сын Божий? Ты пришел сюда до времени мучить нас!?»

Мф.8:30 Паслось же вдали от них большое стадо свиней.

Мф.8:31 Демоны упрашивали Его, говоря: «Если изгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней».

Мф.8:32 И Он сказал им: «Идите!» Они выйдя, вошли в свиней, и все стадо бросилось с обрыва в море и погибло в водах.

Мф.8:33 Пасущие же свиней убежали и, прибыв в город, рассказали обо всем и об одержимых демонами.

Мф.8:34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидев Его, попросили, чтобы Он ушёл из пределов их.