» » Физика раздел молекулярная планы уроков для спо. План-конспект урока по физике

Физика раздел молекулярная планы уроков для спо. План-конспект урока по физике

Конспект открытого урока по теме «Постоянный электрический ток» I курс (СПО)

Цель урока: Обобщение знаний по теме "Постоянный электрический ток".

Задачи:

образовательная: повторить основные величины, понятия, законы.

развивающая: устанавливать логические связи между физическими величинами, понятиями, уметь обобщать полученные знания.

воспитательная: уметь работать в группах, получать положительную мотивацию от полученных знаний.

Оборудование:

Интерактивная доска

Лабораторное оборудование:

амперметр,

вольтметр,

2 резистора,

выключатель,

соединитель провода.

Наглядность : электрическая цепь, путеводитель.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сегодня ребята нам предстоит обобщить изученный материал по теме "Постоянный электрический ток", совершив путешествие по стране "Электричество". И начнем с города "Перепутье".

Основная часть урока.

1) "Перепутье". Время - 5 мин.

Найди правильную дорогу. На интерактивной доске представлены все изученные физические величины. Найти правильную дорогу, последовательно провести линии.

Задание распечатано на листах и раздается всем учащимся и 1 учащийся у доски.

2) "Подумайград". Время - 2 мин.

Вопрос записан на доске. Устно. Кто первый ответит? (Используется Презентация РРS).

Вопрос: Почему количество единиц измерения не соответствует количеству физических величин?

Ответ: 1) А (работа), Q (количество теплоты) - имеют одну и ту же единицу измерения [Дж] Джоуль.

2) Е (электродвижущая сила), U (напряжение) - также имеют одну и ту же единицу измерения [В] - Вольт.

3) "Формулград". От каждой группы выходят к доске по 1 ученику. Время - 5 мин.

Допиши формулу. 3 человека выполняют на доске, остальные учащиеся выполняют в рабочих тетрадях.

4) "Прибороград". На интерактивной доске представлена следующая таблица. Учащиеся на листах с подписанными фамилиями отвечают цифрами (1-5), (2-6) и т.д. Время 3 мин.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Естествознание (ФИЗИКА)
по специальности СПО 38.02.01.
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Форма обучения (очная)
Преподаватель: Деменин Л.Н.

Владивосток
2018
2

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по физике составлена на основе:
 Федерального компонента государственного образовательного стандарта
основного общего образования. утвержденный приказом Минобразования РФ №1089
от.05.03.2004.
 программы Г.Я. Мякишева (Сборник программ для общеобразовательных
учреждений: физика 10 ­ 11 классы / Н.Н. Тулькибаева, АЭ Пушкарев. – М:. Просвещение.
2006).
Программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) рассчитана на
41 час.
Материал соответствует примерной программе по физике среднего (полного)
общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания,
рекомендованному Министерством образования РФ.
Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
 освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области
физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах
научного познания природы;
 овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по
физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практического использования физических знаний;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием
различных источников информации, в том числе средств современных информационных
технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной
информации;
 воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного
отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного
3

содержания; готовности к морально­этической оценке использования научных достижений,
чувства ответственности за защиту окружающей среды;
 использование приобретенных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни.
Изучение курса физики в 10­11 классах структурировано на основе физических
теорий следующим образом: механика, молекулярная физика, электродинамика, оптика,
квантовая физика и элементы астрофизики.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения физики ученик должен знать:
 смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле;
 смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический
заряд;
 смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики;
Уметь

:
 описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства
света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
 отличать
гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и
эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить
истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
 приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
4

электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в
создании ядерной энергетики, лазеров;
 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно­популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств,
телекоммуникационной связи.;
бытовых электроприборов,
средств радио­
и
 оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей
среды;
 рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся;
определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и
практических работ, выполняемых учащимися.
В ходе изучения курса физики предусмотрен тематический и итоговый контроль в
форме самостоятельных, контрольных и лабораторных работ.
5

Тема: Механика
Лекция № 1 (3 ч.)
Кинематика. Основы динамики.
Механическое движение.
Система отсчета.
Перемещение. Уравнение равномерного прямолинейного движения. Мгновенная скорость.
Относительность движения.
Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Движение с постоянным
ускорением свободного падения. Движение тел. Поступательное движение. Вращательное
движение. Центростремительное ускорение.
Взаимодействие тел.
Законы Ньютона.
Инерциальная система отсчета.
Материальная точка. Масса сила. Сложение сил. Равнодействующая сила. Силы в
механике. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Первая
космическая скорость. Сила упругости. Закон Гука. Деформация и силы упругости. Силы
трения.
Законы сохранения. Статика.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа и
мощность. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической
энергии. Условие равновесия тел. Условия равновесия твердого тела.
Литература:

кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
г;
3. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания

4.
Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г;
5. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г;
6. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
7. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич
А.
8. Экспериментальные задания по физике. 9­11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. ­ М.: Вербум­М, 2001. ­ 208 с.
6

Тема: Молекулярная физика
Лекция № 2 (3 ч.)
Основы молекулярно­кинетической теории
Основы положения молекулярно­кинетической теории. Свойство газов, жидкостей и
твердых тел. Диффузия. Броуновское движение. Количество вещества. Масса и размеры
молекул. Молярная масса. Идеальный газ. Средняя кинетическая энергия поступательного
движения молекул. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории. Абсолютная
температура. Средняя квадратичная скорость молекул. Измерение скоростей молекул газа.
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Уравнение Менделеева –
Клапейрона. Изменение агрегатного состояния вещества. Насыщенный пар. Кипение.
Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
Основы термодинамики
Основные понятия термодинамики. Внутренняя энергия. Количество теплоты.
Работа газа. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к
изопроцессам. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.
Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей.
Литература:
1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;

г.;
г.;



физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;




П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
7



208 с.
Тема: Электродинамика.
Лекция № 3 (3 ч.)
Электрическое поле. Законы постоянного тока.
Электрическое взаимодействие. Элементарный электрический заряд. Дискретность
электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Кулоновская сила. Электрическое поле. Электростатическое поле. Напряженность
электрического поля. Силовые линии. Однородное электрическое поле.
Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая
проницаемость. Проводники в электрическом поле.
Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность
электростатического поля. Разность потенциалов. Напряжение. Связь между напряжением
и напряженностью однородного электрического поля.
Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Сила тока. Сопротивление проводников. Закон Ома для участка
цепи. Применение закона Ома для участка цепи к последовательному и параллельному
соединениям проводников. Работа и мощность электрического тока.
Сторонние силы. ЭДС. Закон Ома для полной цепи. Ток короткого замыкания.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях, газах и
вакууме. Полупроводники. Электропроводность полупроводников и её зависимость от
температуры. Собственная и примесная проводимости проводников.
Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца.
Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной
индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Производство, передача и потребление электрической энергии
Генерирование электрической энер гии. Трансформатор. Передача электрической
энергии.
Литература:
8

1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
г.;
г.;
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;
8. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
9. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.
П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
10. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум­М, 2001. -
208 с.
Тема: Колебания и волны
Лекция № 4 (3 ч.)
Механические и электрические колебания
Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания.
Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс.
Автоколебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических
колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и
индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цеди переменного тока. Резонанс в
электрической цепи.
Механические и электромагнитные волны
Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны.
Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы
радиосвязи. Телевидение.
9

Литература:
1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
г.;
г.;
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;
8. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
9. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.
П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
10. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум­М, 2001. -
208 с.
Тема: Оптика
Лекция № 5 (3 ч.)
Световые волны. Излучение и спектры.
Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы.
Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света
и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света.
Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и
спектры. Шкала электромагнитных волн.
Элементы теории относительности.
Основы специальной теории относительности. Постулаты теории относительности.
Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время
в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Литература:
10

1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
г.;
г.;
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;
8. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
9. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.
П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
10. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум­М, 2001. -
208 с.
Лекция № 6 (3 ч.)
Тема: Правовое регулирование рынка ценных бумаг
Световые кванты. Атомная физика.
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение:
свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений.
Шкала электромагнитных излучений. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект.
[Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно­волновой дуализм.
Соотношение неопределенности Гейзенберга.]Лазеры.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома
водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно­нейтронная модель строения
атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная
энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля.
Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Элементарные частицы.
11

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон
радиоактивного распада. Протон­нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия
связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей
радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его
частицы и античастицы.
статистический характер.
Элементарные частицы:
Фундаментальные взаимодействия].
Литература:
1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
г.;
г.;
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;
8. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
9. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.
П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
10. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум­М, 2001. -
208 с.
Тема: Значение физики для объяснения мира и развития производительных
Лекция № 7 (2 ч.)
сил общества
Единая физическая картина мира.
Литература:
1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
12

2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
г.;
г.;
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;
8. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.­М.:Илекса,2005;
9. Физика. Задачник. 10­11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.
П. ­ 12­е изд., стереотип. ­ М.: Дрофа, 2008. ­ 192 с.;
10. Экспериментальные задания по физике. 9-11 кл.: учеб. пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. - М.: Вербум­М, 2001. -
208 с.
Тема: Строение Вселенной 1 ч.
Лекция № 8 (2 ч.)
Строение Солнечной системы. Система Земля­Луна. Общие сведения о Солнце.
Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Физическая природа звёзд. Астероиды и
метеориты. Наша Галактика. Происхождение и эволюция галактик и звёзд.
Литература:
1. Бурова В.А., Никифорова Г.Г. фронтальные лабораторные занятия по физике, 7­11
кл.­ М.: Просвещение, 1996 г;
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактический материал. Физика 10­11кл­ М.: Дрофа, 2002
г.;
г.;
3. Малинин А.Н. Сборник вопросов и задач по физике ­ М.: Просвещение, 2002 г.;
4. Мякишев Г.Я\ Буховцев Б.Б; Сотский Н.Н. Физика 10­11 кл­ М.: Просвещение, 2008
5. Перышкин А.В., Разумовский В.Г., Фабрикант В.А. Основы методики преподавания
физики в средней школе.­ М.: Просвещение, 1984 г.;
6. Поляковский С.Е. Открытые уроки по физике 10­11 кл. М.: ООО «ВАКО», 2005 г.;
7. Рымкевич А.П. Задачник по физике. – М.: Дрофа 1999 г.;классов средней школы.
Особенностью данных рекомендаций является выделение базового курса физики
старших классов средней школы.
Структура базового курса физики реализуется использованием учебников Г.Я.
Мякишева, Б.Б. Буховцева и Н.Н. Сотского (Физика. Учебники для 10 и 11 класса).
Базовый курс физики включает в основном вопросы методологии науки физики и
раскрытие на понятийном уровне. Физические законы, теории и гипотезы в большей части
вошли в содержание профильного курса.
Содержание конкретных учебных занятий соответствует обязательному
минимуму. Форма проведения занятий (урок, лекция, семинар и др.) планируется
учителем. Термин «решение задач» в планировании определяет вид деятельности. В
предложенном планировании предусматривается учебное время на проведение
самостоятельных и контрольных работ.
Методы обучения физике так же определяет учитель, который включает
учащихся в процесс самообразования. У учителя появляется возможность управления
процессом самообразования учащихся в рамках образовательного пространства, которое
создается в основном единым учебником, обеспечивающим базовый уровень стандарта.
Учебный процесс при этом выступает ориентиром в освоении методов познания,
конкретных видов деятельности и действий, интеграции всего в конкретные компетенции.
Выполнение заданий исследовательского и практического характера обязательно
должны учитываться во время практических занятий, на зачетах. Конспектирование
первоисточников необходимо осуществлять в отдельной тетради. Выполненные
самостоятельные задания следует оформлять согласно ГОСТу. При организации
практических занятий особое внимание следует уделять формированию теоретических
знаний и практических умений.
Программа дисциплины представлена 8 темами.
15

Вещество может находиться в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Молекулярная физика - раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе их молекулярного строения.

Тепловое движение - беспорядочное (хаотическое) движение атомов или молекул вещества.

ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Молекулярно-кинетическая теория - теория, объясняющая тепловые явления в макроскопических телах и свойства этих тел на основе их молекулярного строения.

Основные положения молекулярно-кинетической теории:

  1. вещество состоит из частиц - молекул и атомов, разделенных промежутками,
  2. эти частицы хаотически движутся,
  3. частицы взаимодействуют друг с другом.

МАССА И РАЗМЕРЫ МОЛЕКУЛ

Массы молекул и атомов очень малы. Например, масса одной молекулы водорода равна примерно 3,34*10 -27 кг, кислорода - 5,32*10 -26 кг. Масса одного атома углерода m 0C =1,995*10 -26 кг

Относительной молекулярной (или атомной) массой вещества Mr называют отношение массы молекулы (или атома) данного вещества к 1/12 массы атома углерода:(атомная единица массы).

Количество вещества - это отношение числа молекул N в данном теле к числу атомов в 0,012 кг углерода N A:

Моль - количество вещества, содержащего столько молекул, сколько содержится атомов в 0,012 кг углерода.

Число молекул или атомов в 1 моле вещества называют постоянной Авогадро:

Молярная масса - масса 1 моля вещества:

Молярная и относительная молекулярная массы вещества связаны соотношением: М = М r *10 -3 кг/моль.

СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ МОЛЕКУЛ

Несмотря на беспорядочный характер движения молекул, их распределение по скоростям носит характер определенной закономерности, которая называется распределением Максвелла.

График, характеризующий это распределение, называют кривой распределения Максвелла. Она показывает, что в системе молекул при данной температуре есть очень быстрые и очень медленные, но большая часть молекул движется с определенной скоростью, которая называется наиболее вероятной. При повышении температуры эта наиболее вероятная скорость увеличивается.

ИДЕАЛЬНЫЙ ГАЗ В МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Идеальный газ - это упрощенная модель газа, в которой:

  1. молекулы газа считаются материальными точками,
  2. молекулы не взаимодействуют между собой,
  3. молекулы, соударяясь с преградами, испытывают упругие взаимодействия.

Иными словами, движение отдельных молекул идеального газа подчиняется законам механики. Реальные газы ведут себя подобно идеальным при достаточно больших разрежениях, когда расстояния между молекулами во много раз больше их размеров.

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории можно записать в виде

Скорость называют средней квадратичной скоростью.

ТЕМПЕРАТУРА

Любое макроскопическое тело или группа макроскопических тел называется термодинамической системой.

Тепловое или термодинамическое равновесие - такое состояние термодинамической системы, при котором все ее макроскопические параметры остаются неизменными: не меняются объем, давление, не происходит теплообмен, отсутствуют переходы из одного агрегатного состояния в другое и т.д. При неизменных внешних условиях любая термодинамическая система самопроизвольно переходит в состояние теплового равновесия.

Температура - физическая величина, характеризующая состояние теплового равновесия системы тел: все тела системы, находящиеся друг с другом в тепловом равновесии, имеют одну и ту же температуру.

Абсолютный нуль температуры - предельная температура, при которой давление идеального газа при постоянном объеме должно быть равно нулю или должен быть равен нулю объем идеального газа при постоянном давлении.

Термометр - прибор для измерения температуры. Обычно термометры градуируют по шкале Цельсия: температуре кристаллизации воды (таяния льда) соответствует 0°С, температуре ее кипения - 100°С.

Кельвин ввел абсолютную шкалу температур, согласно которой нулевая температура соответствует абсолютному нулю, единица измерения температуры по шкале Кельвина равна градусу Цельсия: [Т] = 1 К (Кельвин).

Связь температуры в энергетических единицах и температуры в градусах Кельвина:

где k = 1,38*10 -23 Дж/К - постоянная Больцмана.

Связь абсолютной шкалы и шкалы Цельсия:

T = t + 273

где t - температура в градусах Цельсия.

Средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул газа пропорциональна абсолютной температуре:

Средняя квадратичная скорость молекул

Учитывая равенство (1), основное уравнение молекулярно-кинетической теории можно записать так:

УРАВНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА

Пусть газ массой m занимает объем V при температуре Т и давлении р , а М - молярная масса газа. По определению, концентрация молекул газа: n = N/V , где N -число молекул.

Подставим это выражение в основное уравнение молекулярно-кинетической теории:

Величину R называют универсальной газовой постоянной, а уравнение, записанное в виде

называют уравнением состояния идеального газа или уравнением Менделеева-Клапейрона. Нормальные условия - давление газа равно атмосферному ( р = 101,325 кПа) при температуре таяния льда ( Т = 273,15 К ).

1. Изотермический процесс

Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянной температуре называют изотермическим.

Если Т =const, то

Закон Бойля-Мариотта

Для данной массы газа произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется: p 1 V 1 =p 2 V 2 при Т = const

График процесса, происходящего при постоянной температуре, называется изотермой.

2. Изобарный процесс

Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном давлении называют изобарным.

Закон Гей-Люссака

Объем данной массы газа при постоянном давлении прямо пропорционален абсолютной температуре:

Если газ, имея объем V 0 находится при нормальных условиях: а затем при постоянном давлении переходит в состояние с температурой Т и объемом V, то можно записать

Обозначив

получим V=V 0 T

Коэффициент называют температурным коэффициентом объемного расширения газов. График процесса, происходящего при постоянном давлении, называется изобарой .

3. Изохорный процесс

Процесс изменения состояния термодинамической системы при постоянном объеме называют изохорным. Ecли V = const , то

Закон Шарля

Давление данной массы газа при постоянном объеме прямо пропорционально абсолютной температуре:

Если газ, имея объем V 0 ,находится при нормальных условиях:

а затем, сохраняя объем, переходит в состояние с температурой Т и давлением р , то можно записать

График процесса, происходящего при постоянном объеме, называется изохорой .

Пример. Каково давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 20 л при 12°С, если масса этого воздуха 2 кг?

Из уравнения состояния идеального газа

определим величину давления.

Цель урока: Формировать умение описывать тепловые явления с помощью статического метода, основанного на молекулярно – кинетических представлениях о строении вещества, убедить учащихся в реальности микромира, возможности его познания, рассмотреть экспериментальные доказательства существования и движения молекул.

Ход урока

- Анализ контрольной работы.

- Изучение нового материала.

Историческая справка

Ещё в 5 веке до новой эры древнегреческий ученый Демокрит утверждал: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Всё прочее есть мнение… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме».

В 4 веке появилось учение Аристотеля, которое позднее будет поддержано христианской церковью: «Любое тело может делиться до бесконечности».

В 1646 году француз Пьер Гассенди высказал предположение, что атомы объединяются в небольшие группы «молекулы» (от лат. «moles» – масса)

В 18 веке М. В. Ломоносов предположил, что молекула может быть однородной и разнородной и находиться в в хаотичном состоянии. В этом же веке Бернулли применил понятие о молекуле для объяснения давления газов.

В 1827 году английский ботаник Броун обнаружил движение спор плауна (болотного растения), взвешенных в воде.

В 1905 году А. Эйнштейн объяснил броуновское движение некомпенсированными ударами молекул жидкости о частицу.

В 1908 году французский физик Ж. Перрен экспериментально подтвердил теорию броуновского движения.

Формирование основных понятий статистической физики.

Макроскопические тела – это большие тела, состоящие из огромного числа молекул.

Тепловые явления – это явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел.

Тепловое движение молекул – это беспорядочное и хаотическое движение молекул.

- Формирование основных положений МКТ и их опытное обоснование

Основные положения Экспериментальное обоснование
1. Все вещества состоят из частиц. Возможность механического дробления веществ, растворение вещества в воде, диффузия, сжатие и расширение газов.
2. Частицы хаотично движутся. Диффузия – явление проникновения молекул одного вещества между молекулами другого вещества. Броуновское движение мелких, взвешенных в жидкости частиц под действием ударов молекул
3. Частицы взаимодействуют друг с другом: одновременно проявляя силы взаимного притяжения и отталкивания. Для разрыва твердого тела необходимо некоторое усилие, в то же время твердые и жидкие тела трудно сжимаемы.

Капли жидкости, помещенные в непосредственной близости друг от друга, сливаются.

Фронтальный эксперимент .

Наблюдение броуновского движения в жидкости с помощью микроскопа. Препарат готовим из раствора акварельной краски в воде. Каплю этой смеси помещают на предметное стекло и наблюдают за поведением взвешенных в воде частиц.

Обсуждение вопроса о размерах молекул.

Знакомство с опытом Р. Влея, который помещал каплю оливкового масла на поверхность воды, налитой в большой сосуд. Влей предположил, что, когда капля перестанет растекаться, её толщина станет равной диаметру одной молекулы.

Дано: СИ: V = Sd; d= V/S S

V = 1 мм² 1·10̄̄-9 м3

S = 0.6м² d= 1·10-9/0,6 = 1,7·10-9(м) SSS

Оценка числа молекул, содержащихся в капле воды массой 1 г.

Дано: СИ: Объем V₀, занимаемый молекулой воды при плотной упаковке, равен

Барковская Светлана Евгеньевна
Учебное заведение: МОУ сш № рп Кузоватово Ульяновской области
Краткое описание работы: Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый предмет или явление и др.

Сачук Татьяна Ивановна
Учебное заведение:
Краткое описание работы: Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 11 класса, обучающихся на профильном уровне, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной на федеральном уровне: Примерная программа среднего (полного) общего образования.

Сачук Татьяна Ивановна
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" им. Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское
Краткое описание работы: Представленное поурочное планирование по физике предназначено для учащихся 10 класса, обучающихся на базовом уровне, составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной на федеральном уровне: Примерная программа среднего (полного) общего образования.

Физика — это раздел естествознание, который изучает наиболее общие законы природы и материи. В российский школах физика преподается в 7-11 классах На нашем сайте материалы по физике находятся в разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия […]


Поурочные планы по физике на портале Конспектека

Планирование учебного процесса является неотъемлемой частью работы любого учителя. Грамотно составленный поурочный план представляет собой залог успешного усвоения учебного материала учащимися. Важность и трудоемкость процесса составления поурочных планов по физике вынуждает многих педагогов искать готовые разработки в интернете. Раздел «Поурочное планирование» для учителей физики на сайте Конспектека содержит работы, присланные нашими читателями - учителями с многолетним стажем. Материалы предназначены для облегчения учительского труда - их вы можете скачать в ознакомительных целях и использовать в качестве источника вдохновения и новых идей. Разработки соответствуют принципам, закрепленных во ФГОС, и отражают новейшие тенденции в образовании.

База нашего сайта постоянно пополняется новыми разработками, поэтому если у вас имеется готовый поурочный план либо какой-либо иной материал, мы будем рады опубликовать его на страницах нашего сайта.