» » Исследовательский проект по русскому на тему глагол. Учебный проект глагол

Исследовательский проект по русскому на тему глагол. Учебный проект глагол

Глаголю о глаголе

Предмет, класс

4 класс. 10 часов

Русский язык.Повторение и обобщение по теме Глагол

Литературное чтение.Поэтическая тетрадь "Природа и мы"

Краткая аннотация проекта

Учебный проект "Глаголю о глаголе"является внутриклассным, так как предполагает участие учеников одного класса и межпредметным, поскольку объединяет учебный материал разделов "Части речи" и "Поэтическая тетрадь" двух предметных областей:русского языка и литературного чтения.На его реализацию отведено 10 ч (две учебные недели). Из них 5 ч - русского языка,3 ч - литературного чтения и 2 ч - индивидуально - групповой деятельности, что соответствует программным требованиям. Проект предназначен для учащихся 4 класса, занимающихся по программам "Русский язык.", автор Т.Г. Рамзаева и "Литературное чтение", автор Л.Ф. Климанова.Проект учитывает возрастные особенности учащихся, направлен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и предполагает организацию познавательной деятельности в условиях максимального психологического комфорта.

Актуальность проекта

Тема "Глагол" является одной из самых сложных в курсе начальной школы. Особые трудности вызывает у учащихся усвоение правописания безударных личных окончаний глаголов.Основой для изучения данной темы является знание материала по следующим темам из программы 3 класса:

  • "Глагол как часть речи"
  • "Изменение глаголов по временам"
  • "Определение рода у глаголов прошедшего времени и правописание родовых окончаний"
  • "Неопределённая форма глагола"
  • "Неопределённая форма глагола - начальная форма"

Традиционные методы обучения обеспечивают лишь формальное прохождение учебного материала, не вызывают у учащихся должного интереса к изучению предмета, следовательно, не могут обеспечить высокой результативности при обучении.

Данный проект через активную познавательную,творческую и игровую деятельность позволяет:

  • повторить и обобщить учебный материал по вышеперечисленным темам, необходимый для последующего более эффективного усвоения тем "Спряжение глаголов", "Правописание безударных личных окончаний глаголов"", а также закрепить понятие: средства выразительности языка - метафора, олицетворение, сравнение, фразеологический оборот, эпитет по предмету "Литературное чтение", избегая пассивного восприятия учебного содержания, утомляющего детей;
  • через организацию самостоятельной исследовательской деятельности с художественными произведениями из раздела "Поэтическая тетрадь" на тему "Природа и мы",добиться более глубокого и прочного усвоения учащимися понятий по теме "Глагол",показать учащимся важность и необходимость знаний и умений по данной теме для дальнейшего успешного обучения;
  • организовать работу по опережению изучаемого материала по литературному чтению, так как проект предполагает самостоятельное знакомство с лексико-семантическими группами глаголов, что позволит ребятам избежать трудностей при изучении этого материала в 5 классе;
  • включить в самостоятельную деятельность по добыванию знаний учащихся с разным уровнем подготовки, обеспечить активную позицию в обучении всех учащихся класса;
  • показать учащимся ценность русского языка,формировать отношение к художественным произведениям как искусству слова, потребность в чтении поэтических произведений, прививать любовь к природе,родному краю;
  • решить современную проблему дефицита общения между сверстниками, детьми и родителями, поскольку в проекте ребята будут помогать помогать друг другу,родители также будут вовлечены в общение с детьми по поводу проекта,что способствует созданию в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и товарищества;
  • помочь учащимся овладеть различными способами поиска,сбора,обработки,анализа информации в соответствии с поставленными задачами;
  • развивать творческие способности учащихся,формировать чувство уверенности в своих силах и собственной успешности, что важно для воспитания гармоничной личности.

Цели проекта:

  • обобщение знаний о грамматических особенностях глагола, его роли в языке; выявление изобразительно-выразительных "возможностей" глагола в художественных произведениях;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся(развитие грамотной устной речи как монологической, так и диалогической),формирование нравственных и эстетических чувств, а также развитие способности к творческой деятельности.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

Осознание красоты и ценности родного языка;

Развитие мотивации к получению новых знаний;

Понимание значимости позитивного стиля общения и развитие навыков сотрудничества;

Развитие самостоятельности и ответственности;

Метапредметные результаты:

Умение планировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, находить средства для её осуществления;

Освоение начальных форм самонаблюдения и самооценивания;

Навыки поиска, сбора и обработки информации;

Готовность слушать собеседника, излагать своё мнение, разрешать споры и конфликты, договариваться друг с другом;

Предметные результаты:

Умение находить глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков и роли в предложении;

Умение определять время глагола и число, его род в форме прошедшего времени;

Умение находить начальную форму глагола, не изменяя его вид;

Умение правильно употреблять глаголы в речи;

Знание лексико-семантических групп русских глаголов;

Знание конкретного смысла понятий:средства художественной выразительности - олицетворение, метафора, сравнение, эпитет;

Умение анализировать литературное произведение на предмет наличия выразительных средств языка и употреблять их в собственной речи.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Как можно жечь сердца людей глаголом?

  1. Проблемный вопрос: Какая судьба у слова "глагол"?
    1. Учебный вопрос: Что обозначает глагол?
    2. Учебный вопрос: На какие вопросы отвечает глагол?
    3. Учебный вопрос: Какова роль глагола в предложении?
  2. Проблемный вопрос: Что умеет делать глагол?
    1. Учебный вопрос: Какие по лексико -семантическому значению группы глаголов встречаются в стихах?
    2. Учебный вопрос: Как определить время глагола?
    3. Учебный вопрос: Когда у глагола можно определить род?
  3. "Проблемный вопрос: Когда глагол прячет своё истинное лицо?
    1. Учебный вопрос: Что такое неопределённая форма глагола?
    2. Учебный вопрос: Когда нужно говорить "одеть" и " надеть"?
    3. Учебный вопрос: Какие бывают виды изобразительно - выразительных средств языка?

Визитная карточка проекта

Публикация учителя

Буклет предназначен для открытого урока в качестве подарка коллегам, посетившим это мероприятие. Это буклет - памятка, так как содержит информацию полезную для организации работы над проектом по теме "Глагол" и используется для обмена опытом.

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Данная презентация многофункциональна и может быть использована как в начале проекта в качестве вводной презентации, так и на заключительном для использования коллегами в последующей работе в цельях обмена опытом, чтобы создать у них более чёткое представление о проектной деятельности. На начальном этапе презентация поможет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки по теме проекта, выявить потребности в получении новых знаний.

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля за реализацией задач проекта.

Задачи оценивания:

  • определить как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в проекте;
  • развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя;
  • мотивировать учащихся на успех.

Оценивание деятельности учащихся в проекте осуществляется по трёхбальной шкале с целью упрощения вычислений и экономии времени при подсчёте баллов, поскольку личный балл участников и балл группы складывается из нескольких общих баллов: личного балла участника в соответствии с критериями оценивания, балла за выполнение викторины и контрольного теста"Проверь себя!" № 2, балла поставленного учителем и группой участнику, балла самому себе. Кроме того, общий балл группы состоит из суммарного личного балла каждого и балла за выступление группы. В трёхбальной системе, "3 балла"- "очень хорошо", "2 балла"- хорошо, а "1 балл"- "можно лучше", отметки "плохо" нет вообще, т.е. можно стараться, прикладывать усилия, стремиться к лучшему результату, что способствует созданию комфортной обстановки и позволяет сохранить психологическое здоровье учащихся.

Формирующее оценивание

Результаты оценивания


  • Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.
  • В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.
  • Примеры: ехали на велосипеде, играем в мяч, полетят на самолете.

2. НЕ с глаголами.


  • НЕ с глаголами пишется раздельно.
  • Исключение составляют те глаголы, которые без НЕ не употребляются.

НЕ раздельно

НЕ слитно

не поехать

ненавидеть

негодовать

недоумевать

несдобровать

невзлюбить



  • Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?
  • Это начальная форма глаголов. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
  • Неопределенная форма глагола имеет окончание -ТЬ (-ТИ) и нулевое окончание в глаголах на –ЧЬ.
  • В неопределенной форме после буквы Ч пишется мягкий знак.
  • Примеры: беречь-беречься, бредешь-брести, идешь-идти, ползешь-ползти.

4. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.


  • ЧТО ДЕЛАЕТ? (СДЕЛАЕТ?) или ЧТО ДЕЛАЮТ? (СДЕЛАЮТ?) , тот этот глагол состоит в 3-м лице и в нем перед –СЯ буква Ь не пишется .
  • Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? (СДЕЛАТЬ?) , то этот глагол в неопределенной форме и в нем перед –СЯ буква Ь пишется .
  • Примеры:

Способны (что делать?) учиться (неопр.фор.) .

Брат (что делает) учится (3-е лицо) .



Два вида глаголов

Совершенный Несовершенный

Что сделать? Что делать?

Что сделал? Что делал?

Что сделаю? Что делаю?

Что буду делать?


6. Буквы Е – И в корнях с чередованием.


  • В корнях с чередованием Е – И пишется буква И , если после корня стоит суффикс –А – .

Чередование Е-И

Примеры

Бер- – -бир-

изБИРать – изБЕРу

Пер- – -пир-

заПИРать – заПЕР

Дер- – -дир-

отДИРать – отДЕРу

Тер- – -тир-

выТИРать – выТЕР

Мер- – -мир-

заМИРать – заМЕР

Стел- – -стил-

расСТИЛать – расСТЕЛю



Время глагола

Прошедшее Будущее

Настоящее


Прошедшее время.

  • Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе – по родам .
  • Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –Л– .
  • В прошедшем времени перед –Л– суффиксом пишется та же гласная, что и в неопределенной форме (посеял – посеять).

Солнце всходило.

Трава всходила.

Ручьи текли.


Настоящее время.

  • Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Воет , свистит ,

Ветки ломает ,

Пыль поднимает ,

С ног сбивает .

Слышишь его,

Да не видишь его.

(Ветер)

Без крыльев летят , Без ног бегут ,

Без паруса плывут .

(Облака )

Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе. Орешки я грызу .

(Белка )


Будущее время.

  • Будущее время имеет две формы: простую и сложную.
  • От глаголов совершенного вида образуется будущее простое (летаю ), а от глаголов несовершенного вида – будущее сложное (буду летать ).


  • Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
  • Глаголы I спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ете (-ёте), -ем (-ём), -ут (-ют)

  • Глаголы II спряжения имеют окончания:

У (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)

Примеры:

Идешь по тропинке

Ждем рассвета

Пасутся лоси

Следишь за белкой

Шумит лес

Гудят провода

11 глаголов исключений:

Ненавидеть

Зависеть

Смотреть

I спр.

II спр.



Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) поставить глагол в неопределенной форме

Например: строите – строить;

2) определить, какая гласная стоит перед -ТЬ .

Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на –ИТЬ (кроме брить, стелить)

б) 7 глаголов на –ЕТЬ (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть)

в) 4 глагола на –АТЬ (держать, слышать, дышать, гнать)

Все остальные глаголы (на –еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и др.) относятся к I спряжению .

борется (бороться) – I спряжение

зависит (зависеть) – II спряжение, исключение.


10. « Ь» после шипящих в глаголах во 2 лице единственного лица.


  • Во 2-м лице единственного числа после Ш пишется мягкий знак .

Ленишься



  • Порядок морфологического разбора:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

Начальная форма (неопределенная форма);

Спряжение;

Род (если есть)

III. Синтаксическая роль.


Раздел I. Из истории создания глагола. Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка! Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. – Призовём-ка мы на помощь Морфологию!" - Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов. - Мы обозначаем предмет, - ответили одни. - А какие формы у вас есть? - Род, число, падеж. - А что вы умеете делать? - Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением. - Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология. - А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова. - Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.






















Синтаксическая роль СКАЗУЕМОЕ (что делает?) Ветер клонит деревья. ПОДЛЕЖАЩЕЕ (что?) Учиться – всегда пригодится. ОПРЕДЕЛЕНИЕ (какой?) Жилин не терял надежды (какой?) бежать. ДОПОЛНЕНИЕ (чему?) Человек учится (чему?) понимать природу. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (зачем?) Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом.



Раздел IV. Правила правописания глаголов. Правописание гласных в глагольных формах: а) глаголы I спряжения в настоящем и простом будущем времени в личных окончаниях имеют гласные е и у(ю); Читает, читаем, читают. глаголы II спряжения – гласные и и а(я); Выходит, выходим, выходят. б) глаголы во 2-м лице повелительного наклонения независимо от спряжения могут иметь только один суффикс – и; Ср.: Если вы стукнете в окно, она услышит – глагол I спряжения в простом будущем времени с окончанием -ете; Пожалуйста, стукните в окно! – глагол в повелительном наклонении с суффиксом -и и суффиксом (или окончанием) множественного числа -те; в) в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве; Ср.: клеить – клеил; видеть – видел.


Задавайте глаголам вопросы Существует очень простое правило, которое работает всегда. Задайте вопрос, когда пишете глагол и сомневаетесь, где буква «Ь» есть, а где ее нет. Что делать, что сделать? Если в вопросе есть эта буква, она будет и в окончании глагола. Например: Что сделать? Провериться, перевернуться, накрыться, прогуляться, пробежаться, заблудиться и так далее. Что делает (сделает), что делают (сделают)? Мягкого знака нет, глагол находится (что делает?) во 2-м или 3-м лице, предполагая действие кого-то определенного. Он что делает? Переворачивается, прогуливается, накрывается, перекрикивается, заблуждается и так далее.


Раздел V. Это интересно. Это интересно. Глагол, в котором нет корня Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать несовершенный вид) родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.


Недостаточные глаголы Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.


Проверь себя Найди в стихотворении все глаголы движения. Тихотворение, написанное второпях Ты спешишь, и время – тоже. Мчится дням наперерез: Мимо зеркала в прихожей – С рюкзаком наперевес. Ты с портфелем рвешься в школу, По двору несешься вскачь Как задиристый, веселый, Непослушный рыжий мяч. А потом степенно с папкой Продвигаешься к авто Или бежишь, минуя давку, Из трамвая на метро. Время - вот суровый тренер! Год за годом гонит прочь. И уже на старте племя Молодое – сын и дочь. Ну, а ты сползаешь чинно К серой финишной черте, Дребезжа им вслед: «Обидно, Нынче скорости не те!»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Информационный бум-2018

"Глагол в русском языке в теме о кулинарии"

Абдурагимова Патимат,

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», 5в класс

Научный руководитель:

Иванова Алена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Сургутский район

2018

Введение.

Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы. Поэтому изучение глагола всегда будет актуальным.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить. Было бы очень интересно рассмотреть, как используются глаголы в художественных произведениях и не только. Поэтому, целью моей работы является - рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

Исходя из цели, я выделила следующие задачи :

Рассмотреть понятие глагол в учебной литературе;

Проанализировать литературные источники;

Проанализировать и систематизировать материал по источникам кулинарных рецептов.

Объект исследования: сборники кулинарных рецептов.

Предмет исследования: глаголы, используемые в кулинарных рецептах.

Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, анализ, систематизация полученных результатов.

Предполагаемый продукт исследования: мини-словарь используемых глаголов в кулинарных рецептах, который можно будет использовать на уроках русского языка во время изучения темы «Глагол как часть речи».

I . Теоретическая часть.

1. 1. Понятие глагола в учебной литературе.

Свою исследовательскую работу я хотела начать со слов известного советского писателя А. Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!».

Рассматривая понятие глагол, следует обратиться в учебную литературу. Глагол - это самостоятельная часть речи, описывающая какую-либо деятельность или же состояние предмета (живого существа). Например: ехать, приобретать, становиться, спать, брать, звонить, открывать, думать и т.п.

Чтобы выяснить представляет ли собой слово глагол, к нему нужно задать один из вопросов: «Что делать?», «Что сделать?».

Все глаголы в нашем языке обладают неопределенной (начальной формой или инфинитив ).

От других глагольных форм отличается по следующим параметрам:

инфинитив - это глагол, указанный в словаре;

начальная форма обладает формообразующими суффиксами - ти; - ть; - чь. Пример: печь, читать, лететь и т.д.

неопределенная форма способна сохранять лишь такие свойства, как вид, переходность и возвратность.

Глаголы подразделяются на совершенные и несовершенные виды:

Совершенные глаголы (СВ) - дают ответ на вопрос: «Что сделать?».

Например, прочитать, написать, открыть и т.п.

Глагол совершенного вида означает, что действо уже выполнено и его нельзя продолжить. Такой глагол имеет только две формы времени: прошедшее, а также будущее (« Что сделали?» и «Что сделаете ?»).

Несовершенные глаголы (НСВ) - дают ответ на вопрос: « Что делать ?».

Например, слышать, пить, путешествовать и т.п.

Несовершенный глагол знаменуется либо продолжительным действом, либо тем, которое постоянное повторяется. То есть мы не способны определить период завершенности действия.

У глаголов НСВ есть все три временные формы: прошедшее, настоящее и будущее («Что делали?», «Что делаете?», «Что будете делать?»).

Помимо перечисленных свойств, глагол обладает таким атрибутом, как переходность (непереходность).

Переходный глагол - это глагол, указывающий на действие, которое переходит на какой-либо предмет. От таких глаголов можно задать вопрос к существительному или местоимению в винительном (в.п.), либо в родительном падеже (р.п.) (без предлога).

К примеру: клал (что?) ручку (в.п.); не принес (чего?) молока (р.п.) и т.д.

Все остальные глаголы, которые не соответствуют этому параметру именуются, как непереходные.

Возвратные глаголы - это те глаголы, которые обладают суффиксным окончанием - ся (сь). Пример: сушиться, мыться, купаться, удержаться и т.п.

Все те глаголы, у которых в окончании нет - ся (сь) являются невозвратными.

Спряжение - это преобразования глагола в зависимости от числа и лица, при этом меняются окончания глаголов.

У глаголов есть 2 категории спряжения, которые различаются по следующим окончаниям:

    1 - ешь (ёшь); - у (ю); - ем (ём); - ете (ёте); - ут (ют); - ет (ёт);

    2 - ишь; - ит; - им; - ат (ят); - ите.

Верно определив спряжение, не составит труда написать окончание глагола.

Таким образом, глагол - это важная составляющая часть русского языка. Если правильно его изучить, то мы сможем искусно излагать все свои намерения и действия, как на бумаге, так и в устной форме.

1.2. Роль глаголов в литературных произведениях.

Можно привести великолепные образцы использования глаголов речи в . Вот, например, В. Распутин в повести «Последний срок» на трёх наугад выбранных страницах употребляет около 20 разных глаголов речи, мысли, чувства, повторив два раза только слово сказать. Вот эти глаголы: вспомнить, спрашивать, говорить, знать, объяснить, засмеяться, признаться, подсказать, буркнуть, махнуть, кольнуть, разозлиться, взбелениться, просить, пожаловаться, хвалить, сказать, посоветовать, причмокнуть.

Рассмотрев произведения русской литературы, можно выделить следующие роли глаголов в текстах:

Глагол насыщает текст цветом;

Оживляет текст;

Выражает состояние, чувство, восприятие;

Передает запахи, вкус;

Озвучивает текст.

Рассмотрим роль глаголов в тексте на примере произведений русской литературы.

Цвет: 1.Но уже темнеют реки. (А.Твардовский)

2.И снова глубоко синеют небеса

Меж освежёнными лесами. (И.Бунин)

3. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

4. В саду горит костёр рябины красной … (С.Есенин)

5. Уже румянит осень клёны. (А.Майков)

6. Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К.Бальмонт)

7. Красною кистью

Рябина зажглась . (М.Цветаева)

8. Серебрит мороз увянувшее поле. (А.Пушкин)

9.Жидкой позолотой Закат обрызгал серые поля. (С.Есенин).

Запахи, вкус:

1. Пахнет позднею травой. (А.Твардовский)

2. Торжествующе пахнет сирень. (Вс.Рождественский)

3.Ах, как же вы благоухали тогда, давно, в далёком там. (И.Северянин).

4. Чем-то тёплым,

Чем-то спелым

Веет с нашей полосы. (А.Т.Твардовский).

5.И пахнет смолкой молодой

Берёзовый листок.

Оживляет:

1. Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлковые косы. (С.Есенин)

2.Липким запахом веет полынь

Спит черёмуха в белой накидке (С. Есенин)

3.Вечор. Ты помнишь, вьюга злилась (А.С. Пушкин)

4.Уж небо осенью дышало … (А.С. Пушкин)

5. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

6.Солнышко утром в колодезь озёр

Глянуло – месяца нет… (С. Есенин)

7. Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза. (С. Есенин)

Звук:

1.А за окном шелестят тополя. (А.А.Ахматова)

2. Завыл ужасно и бьёт хвостом. (М.Ю.Лермонтов)

3. Не крикнет , обезумевший: «Воскресни» (А.А.Ахматова)

4. Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки. (С. Есенин)

5. Шумит Арагва предо мною. (А.Пушкин)

6. Прогемела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет . (Вс.Рождественский)

7.Оно не билось . Не кричало . (С.Островой)

8.Жук жужжал. (А.Пушкин)

Чувства:

1.Я л юблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова. (К.Ваншенкин)

2.Панна плачет и тоскует ,

Он колени ей целует. (А.С.Пушкин)

3.Только будут колосья-кони

О хозяин старом тужить. (С.Есенин)

4. Ты под окном своей светлицы.

Горюешь , будто на чесах. (А.Пушкин)

5.И всё сильнее тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.(С.Есенин)

обозначать действие .

Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы. Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное. Глаголы придают тексту динамичность. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

II . Практическая часть.

Глаголы сопровождают нас во всех сферах нашей жизни. С глаголами мы встречаемся постоянно, и поэтому было бы интересно рассмотреть роль используемых глаголов в кулинарных рецептах.

Я использовала для рассмотрения данного вопроса сборник кулинарных рецептов, который был у нас дома: Ольга Уварова: «Большая поваренная книга». – Эксмо, 2018.

В тексте кулинарного рецепта наиболее употребительными являются имена существительные и глаголы, прилагательное занимает третье место. Я рассмотрела использование глаголов в следующих разделах кулинарного сборника:

Выпечка;

Горячее;

Закуски.

В разделе «Выпечка» я выделила следующие глаголы:

1. Пирог «Пятиминутка»:

Нарежьте, смажьте, разложите, смешайте, добавьте, взбейте, залейте, запекайте, подавайте.

2. Печенье «Картошка»:

Измельчите, всыпьте, влейте, перемешайте, поставьте, сформируйте, выложите.

3. Печенье «Ягодки»:

Пропустите, добавьте, перемешайте, вылепите, опускайте, посыпьте, выложите.

В разделе «Горячее» можно выделить следующие глаголы:

1. « Мясо под майонезом»:

Нарежьте, посолите, отбейте, поперчите, обжарьте, смажьте, разложите, положите, посыпьте, поместите, выложите.

2. «Печенка в сметане»:

Нарежьте, посолите, поперчите, обваляйте, обжарьте, переложите, всыпьте, перемешайте, влейте, добавьте, прокипятите, подавайте.

3. «Кабачки, фаршированные сыром»:

Очистите, разрежьте, удалите, разотрите, добавьте, перемешайте, положите, залейте, запекайте, подавайте.

Раздел «Закуски»:

1. Салат из помидоров с майонезом:

Нарежьте, посолите, поперчите, посыпьте, украсьте, подавайте.

2. Бутерброды со шпротами:

Срежьте, обжарьте, остудите, намажьте, положите, посыпьте, подавайте.

Таким образом, в процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли глаголов в кулинарных рецептах.

Во время работы было проанализировано 89 рецептов из одного источника. В них найдено 48 глаголов. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме повелительного наклонения глагола.

Проанализировав рецепты, а также роль глаголов, я сделала вывод, что глаголы делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

Заключение:

О богатстве нашего родного языка сказано и написано многое. И все же не перестаешь удивляться, сколь велики его выразительные возможности, сколь многообразны здесь оттенки и насколько тонки между ними грани. Сколько в русском языке пречудных особенностей! (А подчас и причудливых). Сколько преимуществ перед языками иными!..

Таким образом, главная функция глагола - обозначать действие .

- Глагол насыщает окружающие слова цветом, передаёт запахи, вкусы, оживляет и озвучивает предметы.

- Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, глаголы совершенного вида передают действие совершённое, законченное.

    Глаголы придают тексту динамичность, безглагольность служит для выражения покоя. Употребление или неупотребление глаголов – это одно из изобразительно-выразительных средств речи.

    Глаголы в рецептах делают текст рецепта более точным, динамичным, а также передают несколько действий, происходящих одновременно.

Мне было интересно работа с этой темой, я бы хотела и дальше ее рассматривать. А полученный продукт-презентацию можно будет использовать на уроках русского языка при изучении темы "Глагол" и можно предложить ученикам самим стать исследователями и поработать с кулинарными рецептами, вследствие чего можно будет расширить эту презентацию. Спасибо за внимание!

Технологическая карта урока по русскому языку

УРОК-ПРОЕКТ по теме: «Глаголы играют важную роль в речи»

(мини-исследование)

Бухарова Ирина Витальевна

учитель начальных классов

ОС «Школа 2100»

класс

Цели для ученика:

Применять ранее полученные знания,

2. Развивать умения грамотно формулировать тему, цели этапов урока, задавать вопросы, слушать, работать в мини группах, комментировать, выделять главное, сравнивать, обобщать

3. Приобретать навыки саморефлексии.

Цели для учителя:

Образовательные: создание творческого мини-проекта с использованием логических заданий по русскому языку

Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление; совершать потребностно-мотивационную сферу ребенка через создание ситуации успеха; научить работать другими источниками информации; уметь анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, совершенствовать навыки общения.

Задачи урока:

Тип урока: мини исследовательский проект

Форма урока: поисковая

Опорные понятия: орфограммы, ассоциативные образы, грамматическая основа предложений, связь слов в предложении

Новые понятия: мини исследовательский проект, гипотеза, экспертная лаборатория (эксперты),

лексическое значение слов, морфологические признаки, синтаксические признаки, афоризмы, наука-языкознание,

Формы контроля : саморефлексия, рефлексия групповой деятельности

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни; формирование основ российской гражданской идентичности,

развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Межпредметные связи: литературное чтение, риторика

Конструктор урока по русскому языку

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Здравствуйте. Прозвенел звонок. Начинается урок.

Урок русского языка.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на предстоящую работу.

Самоконтроль готовности

Реакция на учителя, внимание

Личностные : самоопределение;

Актуализация знаний

Ученица читаем стих

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья, и рожь в полях растет.
(И. Кондрашов).

О чем это стихотворение? (о глаголе)

Что вы знаете о глаголе? Проведем соревнования между группами.

(дети поочередно называют сведения о части речи Глаголе)

Подведение итогов. Группа-победитель.

Молодцы! Много знаете о глаголе.

Проверяем базовые знания

Заполните таблицу. Отметьте знаком + верное утверждение

Наличие общей установки на урок

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием).

Самоопределение:

Знаю, что буду делать;

Понимаю, хочу делать или нет;

Думаю, что могу сделать или нет.

Рефлексия выполненной работы

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные -

моделирование, логическое -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

коммуникативные

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.

Регулятивные:

контроль выполнением задания

Создание проблемной ситуации.
Постановка учебной задачи

Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения важной роли глагола и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Придумайте однокоренные слова к слову глагол.
Глагол – глаголить, разглагольствовать
-Кто может объяснить лексическое значение этих слов? (глаголить – говорить,
разглагольствовать – говорить многословно, бессодержательно)
-Но в древности были ещё слова с таким же корнем – глаго́ливый,
глаго́лать, глаго́лица.
РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫЕ СЛОВАРИ
- Прочитайте справку из толкового словаря Даля о лексическом значении слова «ГЛАГОЛИЦА»

Работают 3 человека. В это время остальные дети записывают в тетради однокоренные слова, выделяют корень.

ВЫХОД НА ПРОБЛЕМУ

Почему данную группу слов нельзя назвать предложением?

Составьте предложения из данных слов.

Весенний, подснежник, небо, чистое, дни короче, птицы, перелетные, ручейки.

Нельзя составить. Почему?

(без глаголов предложения составить невозможно; речь некрасивая; нет основы предложения и др.)

Проведем мини-исследование. Но для этого необходимо сформулировать ГИПОТЕЗУ.

Какое важное утверждение можно предположить о глаголе для исследования?

Эта гипотеза и будет являться темой нашего урока.

Выдвигает проблему

Обобщение учителем высказываний учеников.

Осознание учениками основной цели урока.

Показывают умение работать с разными источниками информации; обобщают поисковый материал.

Предлагают различные варианты гипотез

познавательные:

Находить ответы на вопросы, используя информацию из разных источников

(словари, интернет)

Познавательные: выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; познавательные -логическое -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: общеучебные:

самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели.

Целеполагание

Сформировать и согласовать цель урока и соответствующие задачи

- Какие знания нам нужны для доказательства гипотезы?

    Обобщение знаний о существенных признаках глаголов как части речи;

    дать представление о роли глагола в речи;

    развивать умения распознавать роль глагола в тексте;

    обогащать словарный запас учащихся;

    способствовать развитию орфографической зоркости;

    развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

- Молодцы!

Вы сформулировали задачи, которые помогут доказать гипотезу.

Сегодня к нам на урок пришел Царь Глагол. В его царстве люди занимались любимым делом (показать царство). Кто пел, кто танцевал, кто плавал, а кто варил. Но, слышите, что происходит? (звучит громкая музыка). Беда!!! Налетели темные силы и разрушили царство, забрали законы. Опечалился царь, собрал всех посланников и отправил их по всему белу свету: «Нас могут спасти только исследовательские лаборатории. Быстрее отыщите их! Законы необходимо восстановить!»

Вы согласны помочь?

Вас ждут приключения-эксперименты.

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Отмечает степень вовлеченности учащихся

Предлагают задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.

Регулятивные:

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

(реализация построенного проекта)

Организовать решение исходной задачи, и зафиксировать преодоление затруднения;

Уточнить общий характер нового знания.

К нам мчится первый посланник.

Проведем 1 эксперимент.

«Обобщение знаний о глаголе как части речи»

Для этого мы поработаем в группах

Каждая группа вытягивает задания

1гр.- времена глаголов

Найди в тексте глаголы и запиши их в три столбика.

Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Скоро запоют скворцы.

2гр.- неопределенная форма глагола

(поставь глаголы в неопределенную форму)

3гр.- спряжение (определи спряжение у глаголов)

4гр.- лицо глагола (выпиши глаголы, измени их во 2 лицо, ед. число)

5гр.- сказуемое (Найдите основу предложения)

6гр.- состав слова (разбери слова по составу)

Проверка (дети передают листы с выполненными заданиями соседней группе, и группа оценивает их)

Вывод: орфографически правильное использование глаголов делает речь грамотной.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Организует коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта.

Обращает внимание на критерии оценки деятельности. Стимулирует на перспективу следующего эксперимента.

Работают в сотрудничестве, обобщая полученные знания о части речи – глаголе.

Рефлексия выполненных заданий обучающимися групп.

познавательные:

общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задания,

коммуникативные:

управление поведением

оценка действий партнёра

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Включение в систему знаний

К нам мчится посланник.

Проведем 2 эксперимент.

«Развитие речи» Ученики работают в группах.

Прочитайте отрывок.

Определите жанр литературного произведения.

Найдите глаголы.

Прочитайте интересные выделенные глаголы.

Какую роль в речи играет глагол?

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица , -

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;

Затем Суок находит клетку с Просперо и освобождает его .

Да позадумалась , а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Из-под снега расцветает ,
Раньше всех
Весну встречает. Загадка (подснежник)

Малый фольклорный жанр

Послушайте, как красиво писатели описывают картины природы, используя глаголы. Запомните красивые глаголы.

(Слайд. Звучит песня на слова С. Есенина «Черемуха»)

Какие глаголы вам понравились?

А какова роль глагола в нашей речи, как вы думаете?

Вывод: Глаголы украшают речь, делают её более яркой и выразительной.

ФИЗМИНУТКА

Организует выступление групп, обмен мнениями

Выбор эффективного способа приема концентрации внимания

Призывает к раскрытию духовно-нравственных качеств

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Применяет здоровьесберегающую технологию.

Анализируют.

В ходе анализа литературных образцов осознают красоту и величие глаголов, формируют индивидуальное отношение к произведениям, вспоминая литературный жанр.

Объясняют свой выбор.

Внимательно слушают (концентрация внимания на поставленную задачу)

УУД познавательные: умение наблюдать, воспринимать полученную информацию и делать простые выводы

УУД личностные: желание учиться

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

К нам мчится посланник.

Проведем 3 эксперимент.

Сегодня на уроке мы будем не просто говорить о глаголе как о части речи, а будем рассуждать о роли глагола в нашей речи.

Найдите в предложениях глаголы.

    Огородное пугало всех пугало.

    Солнце село за село.

    Снежное покрывало покрывало поле.

    Со стекла стекла вода.

Какие из двух одинаковых слов являются глаголами?
- По какому признаку вы выбирали глагол? (по вопросу)

Вывод: важную роль играет связь слов в предложении по вопросу

ИГРА «Ты мне – я тебе»

Я называю им. существительное, вы образуете родственное слово – глагол.

Гром, свет, глагол, чернота, мост, ксерокс…

(громить, светить, чернеть, мостить, ксерить)

Формулирует задание

Создает ситуацию успеха (поощряя добрым словом, напутствием)

Побуждает к деятельности.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи

Задает игровую ситуацию с опорой на приобретенные знания.

Развитие воображения, образного мышления. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

К нам мчится посланник

Проведем 4 эксперимент.

Найдите в произведениях великих поэтов глаголы в переносном значении.

Групповая работа (разноуровневые задания)

Определите в группе какой уровень вы выбираете

В 1) Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора. Ф. Тютчев

Б 4) Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом

И. Бунин

В 2) Ранним утром, ровно в пять,
Вышел дождик погулять.
Торопился по привычке -
Вся земля просила пить….
О.Бундур

В 5) Играло море с берегами,
Когда луч молний озарял
Ее всечасно блеском алым
И ветер бился и летал А. Пушкин

В 3) С неба дождь

Осенний льется
От зари и до зари.
А ручей бежит, смеется
И пускает пузыри В. Орлов

С 6) Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

С. Есенин

Назовите глаголы в переносном значении.

Вывод: слова в переносном значении делают речь яркой, образной, поэты и писатели употребляют их для выразительности, красоты, придания необычности речи.

Каждый поэт и писатель может нарисовать картину.

Выразительные глаголы помогают:

    раскрасить красками (белеет парус одинокий; потемнели дороги, посинел на реке лед, ночь побледнела)

    показать силу природных явлений

(А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным, и злится все сильней.)

    веселье (бежит, смеётся и пускает пузыри)

    ДЕЙСТВИЯ яркие и образные

Организует работу с разноуровневыми заданиями, стимулирует на выполнение поставленной задачи, организует выступление групп, обмен мнениями.

Внимательно слушают задание

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

коммуникативные:

управление поведением

партнёра – контроль, коррекция,

оценка действий партнёра

К нам мчится посланник

Проведем 5 эксперимент.

«Развитие речи»

В нашей речи встречаются слова-афоризмы, которые обозначают краткие выразительные изречения (словарь Ушакова)

Попытайтесь определить смысловую закономерность афоризмов. Групповая работа

    совать нос - ?

    надуть губы – ?

    бежать со всех ног – ?

    распускать руки – ?

    повесить голову – ?

    мозолить язык - ?

Афоризмы украшают речь? Вывод: краткость – сестра таланта (краткое изречение может выразить большое значение)

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Отличать верно выполненное задание от неверного;

Осуществлять самоконтроль;

Включение в систему знаний

(обобщение)

Повторение и закрепление ранее изученного материала

Уточнить согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения

И мы сохраним тебя,
Русская речь,
Великое русское слово .
А. А. Ахматова

- Почему нельзя засорять нашу русскую речь?

Обратите внимание на выставку книг, на которой представлены произведения поэтов и писателей.

Систематизирует знания (на доске фиксирует ПРОДУКТ – «ЗАКОНЫ ЦАРЯ ГЛАГОЛА»

Обозначает перспективу на дальнейшее обучение

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Коммуникативные:

умение строить высказывания

Познавательные: - строить речевое высказывание в устной форме;

анализируют

Рефлексия

Цель:

Провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

-оценить собственную деятельность на уроке;

Все законы посланники доставили Царю Глаголу.

Царь улыбается.

Законы – разделы языкознания, которые вы будете развивать в старших классах.

Смогли мы доказать гипотезу?

Глаголы играют важную роль в речи.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Предлагает оценить учащимся собственную деятельность на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Формулируют конечный результат. Называют основные позиции нового материала, и как они их усвоили.

Рефлексия:

Цветовая

Смайлик (в тетради)

Обратная связь

Оценка общей деятельности «Подари сердечко Мудрой сове»

УУД регулятивные:

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: личностный рост, личные достижения