» » Как и когда читать. Как читать псалтирь

Как и когда читать. Как читать псалтирь

Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.

В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.

Акафист за единоумершуюпоможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.

Скорбь и печаль приходят в дом усопшего. Смерть в православии — великое таинство, окончание земной жизни. Душа, покидая тело, отправляется в новое путешествие. Она проходит через 3 состояния — от утробы матери к земной жизни и загробному существованию.

Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.

Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.

Что такое акафист

Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.

Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.

Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.

Структура акафиста об единоумершем

Структура гимна состоит из 25 песней — 13 кондаков и 12 икосов. Они чередуются. Непарный, 13-й кондак поизносится трижды. После него читается первый икос и еще раз первый кондак.

Слово «акафист» в переводе с греческого означает «неседальная песнь». То есть во время исполнения гимна нельзя сидеть.

Первый кондак и все икосы заканчиваются призывом «Радуйся». Остальные 12 кондаков заканчиваются словом «аллилуйя». Читается гимн чаще всего дома. Поэтому вполне возможно произносить его без специального благословения батюшки.

Мытарства души после смерти

По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.

После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.

Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд. Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать. Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.

В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.

Зачем читать акафист?

Усопшие уже не могут молиться за себя. Поэтому близкие и родственники должны молить о прощении грехов отошедших в мир иной. Только на 40 день заканчиваются мытарства души. Все это время близкие люди должны непрестанно просить Всевышнего о помиловании почившего. Часто родственники интересуются у священнослужителей: «Где можно найти акафист за единоумершего? Когда читать его?»

Не существует установленных канонов по прочтению молитв об умерших. Доподлинно неизвестно, попадет ли душа в рай, если родственники неустанно просят о прощении грехов усопшего. С помощью молитв нельзя купить благодать Божию. Но можно добрыми делами, словами, милостыней поминать умершего или умершую.

Молитвенная помощь за самоубийц, некрещеных людей допускается только в личной молитве. Текст акафиста, как уже упоминалось, можно найти в церковной литературе. Существуют разные слова гимна. Лучше всего выбрать тот вариант, который придется по душе и будет соответствовать внутреннему настрою.

Как читать акафист

Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»

Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.

Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:

  • «Отче наш» 3 раза;
  • «Господи, помилуй» 12 раз;
  • «Придите, поклонимся»;
  • псалом 50;
  • сам акафист;
  • молитва после акафиста;
  • «Достойно есть».

Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.

В какие дни читается акафист?

Акафист за единоумершую читается:

  • в течение 40 дней после смерти;
  • в течение 40 дней перед годовщиной.

Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.

Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.

Как правильно читать акафист за единоумершего дома?

Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян. Не обязательно стоять перед иконостасом. Акафист допускает прочтение без образов. В этом случае важнее внутренний настрой. Ленивое, расслабленное состояние души не принесет пользы усопшему. Благочестивый, смиренный настрой на молитву будет свидетельством любви к поминаемому. Усердие в чтении утешительно и для души почившего, и для души поминающего.

Как читать акафист за единоумершего дома?Четких определений Устав не дает в этом случае. Все зависит от личного настроя и усердия. Акафист читается полностью, от начала до конца, после него идет специальная молитва.

Еще раз повторимся: если в доме нет иконостаса — не беда. Допускается чтение молитв перед окном или с закрытыми глазами. Поза просящего зависит от состояния здоровья. Если трудно долго стоять на ногах или на коленях — можно молиться сидя.

Чтение акафиста за единоумершего домаможно приурочить к ежедневным обращениям к Господу. Например, прочитать утреннюю молитву, поле нее — сам акафист, затем молитву после акафиста. По тому же принципу читаются вечерние церковные тексты.

Родственники усопших, переживая, спрашивают священнослужителей: «Можно ли записать на лист бумаги акафист за единоумершую? Как читатьего — вслух или про себя?» Гимн можно читать по книжке или наизусть. Существуют даже специальные аудио- и видеозаписи — их допустимо включать во время домашней молитвы. Что касается вопроса о том, как молиться — вслух или шепотом, то ответ на него определяет каждый человек самостоятельно. Как вам удобнее.

Позволяется молиться за умершего своими словами. Не обязательно заглядывать в брошюру или учить акафист наизусть. Если слова идут от души — они будут услышаны.

Как помочь усопшему?

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Мнения священнослужителей об акафисте

Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь. В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина. Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.

Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, чтоакафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.

  1. Внутренний смысл гимна противоречив. Это восхваление Господа, Богородицы или святых, а не ходатайство об умерших.
  2. Акафист не имеет разрешения Святейшего Патриарха или богослужебной комиссии.
  3. Замена чтения Псалтыря акафистом не принесет душевного успокоения ни живым, ни почившему.

Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего,следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.

Думаю, что каждый хотя бы раз в жизни слышал о заговорах. А многие из нас даже испытывали их эффективность на себе. У кого-то получалось, у кого-то не очень, а у кого-то совсем не проявлялось никакого эффекта. Почему? Да потому, что это не просто набор слов, это - Магия. И как любой магический прием, заговоры требуют знания неких ключей. Ключи в Магии - это секреты, которые позволяют сделать ваши магические действия успешными. И, благодаря ключам, будет срабатывать не от случая к случаю, а постоянно.

Наша жизнь состоит из повседневности с вкраплениями неприятных и приятных событий. Вовремя сказанный заговор позволит вам сделать повседневную жизнь более спокойной и радостной, сгладить или облегчить неприятные ситуации и усилить счастливые моменты. Я поделюсь с вами теми ключами, которые позволят вам использовать заговоры в своей жизни и четко понимать, где и когда читать заговоры.

Ключ первый. Когда говорить заговор?

Мы с вами знаем, что все слова имеют силу. И брошенные сгоряча или вовремя сказанные слова могут очень сильно повлиять на судьбу человека. Что тогда говорить о словах, собранных в заговор! Они действуют быстро и прицельно. Поэтому важно понимать, что для произнесения особых слов есть и особое время, и конкретная цель.

Есть заговоры, которые читают лишь один раз в жизни и в особой ситуации. К ним относятся заговоры на здоровье, защиту и счастье пары, которые читают на свадьбе. Есть заговоры, которые можно читать каждый день, например, - защитный перед выходом из дому. А есть те, что произносятся в особых ситуациях. К примеру, если кто-то поранился и течет кровь, я читаю заговор на остановку крови в ране (произносить, пока кровь в ране не перестанет течь):

«Дерн дерись. Земля крепись. Кровь в ране остановись»

Что касается времени произнесения, то тут стоит добавить, что если мы произносим заговор на достаток, прибыль, беременность, то лучше это делать на Растущую Луну на рассвете, если хотим сделать очищение, то стоит сделать его на Полнолуние или на Убывающую Луну на закате. Конечно, если ситуация критичная, то тут мы уже не смотрим на время, а говорим заговор здесь и сейчас. Это касается заговоров на защиту, очищение или исцеление.

Стоит добавить еще и то, что есть заговоры, которые читают 3, 7, 9, 12 или 40 дней подряд, и тут важно начать в тот период, что соответствует цели заговора. Повторюсь, на прибыток, укрепление или развитие чего-либо читают на Растущую Луну, на разрушение, очищение и освобождение читают на Убывающую Луну. Важно начать в подходящий период, это усилит результат.

Один из моих любимых заговоров - это заговор на белую монетку на достаток (имею ввиду стальной цвет монеты). Однажды я делала этот заговор вместе со всей семьей. У каждого была своя монета, которую каждый старательно выбрал. Мы вышли на улицу, стали, держа монетки на ладонях, и произнесли заговор. Потом все с удовольствием спрятали свои монеты в предвкушении прибавления денежных средств. Так и случилось. Я до этого и после произносила этот заговор, когда чувствовала в себе готовность и понимала, что ситуация подходящая.

Подойдет монета любого достоинства, главное цвет. Делается во время, когда Луна растет. Возьмите монету, выйдете на улицу и, подставляя монету молодому Месяцу, произнесите один или три раза:

«Месяц, Месяц Молодой, дай мне рубль золотой»

После, положите монету в кошелек, так чтобы она пробыла у вас весь этот лунный месяц. Если захотите повторить ритуал, это можно будет сделать на следующую Растущую Луну с той же или другой монеткой.

Ключ второй. Как говорить заговор?

Заговоры не выкрикивают и не декламируют, их говорят шепотом, еле слышно в быстром темпе. Если заговор короткий, то хорошо уместить его произношение в один выдох. Если длинный, то в один выдох хорошо вмещать одно предложение. Произносится заговор разное количество раз, все зависит от заговора. Распространенной практикой считается произношение заговора 1, 3, 7, 9 или 12 раз или пока действие не произойдет (к примеру, пока кровь в ране не остановится). Если нет особых указаний, можно произнести один или три раза, как чувствуете.

Если в заговоре есть слова, смысл которых вы не понимаете, стоит узнать этот смысл, а не выбрасывать или изменять слова заговора. Если вам нужен результат, который достигается по средствам конкретного заговора, но не нравится заговор, не стоит его менять, найдите заговор для этой цели, что вас устроит.

При произношении заговора представляйте желаемый результат, постарайтесь представить и прочувствовать каждое слово, каждый образ и тогда будет результат. Когда в заговоре мы обращаемся к природным явлениям, Богам, Духам, важно чувствовать присутствие той Силы, к которой вы обращаетесь. Когда мы заговариваем воду или больное место или предмет, стоит приблизиться к нему, чтобы дыхание касалось воды, человека или предмета. Есть очень хороший заговор на воду . Я использую его в своей практике, когда нужно успокоить ребенка, который получил много впечатлений и беспокойно спит, когда чувствую недомогание, когда чищу дом. Так же использую его в ритуалах очищения для людей, которые обратились ко мне за помощью.

Нужно взять стакан с водой, наклониться так, чтобы дыхание касалось водной поверхности и трижды прочесть очищающий заговор:

«Боль-хвороба из чужого короба, откуда пришла туда б пошла,
Кто тебя послал о тебе заскучал.
Тебя заклинаю, назад отсылаю за синее море, за высокие горы,
Туда, где тебя не найдут заговоры.
Вернись пославшему, горя не знавшему
С ним оставайся и не возвращайся
Тако бысть. Тако еси. И тако буде. Истина»

Как говорится, ни что так не огорчает человека, как попадание в яму, которую он выкопал для вас. Такой заговор не навредит, он лишь вернет негатив и неприятности, которые посланы вам другими людьми. Выражаясь современным языком, он экологичен и его можно использовать.

Если вы начитывали воду для себя или другого человека, чтобы убрать недомогание, то нужно воду выпить. Если вы начитывали ее, чтобы очистить помещение, то разбрызгайте воду по помещению по часовой стрелке, не забывая про углы, окна и дверные проемы. Если после разбрызгивания вода останется, можно вылить ее в землю.

Ключ третий. Невидимая составляющая!

Вы знаете, почему мифы считались когда-то великим достоянием человечества? Да потому, что понимали их не только буквальным образом, понимали их митафорический и мистический смысл. В заговорах всем видна внешняя сторона - слова и формат их произнесения. Но по мне так важнее не внешняя сторона произношения заговора, а внутренняя работа, которая происходит в момент произношения заговора.

А чтобы эта работа происходила, важно войти в особое состояние. Успокойтесь, отпустите свои мысли, думайте только о том, какой результат вам нужно получить. Будьте на 100% уверенны в этом, проявите свою стойкость и уверенность. Хорошо читать заговоры при зажженной свече, это не обязательно, но все же лично я иногда (когда появляется в этом внутренняя потребность) перед чтением заговора (особенно заговора для очищения) зажигаю огонь и прошу его очистить помещение от вредоносных Духов.

Поделюсь с вами еще одним заговором, который я читаю при боли в зубах. Я сторонник того, что все же зубы нужно лечить, но из-за занятости я как-то просто не успевала на прием и читала этот заговор:

«Месяц в небе, дупло в дубе, замри червяк в зубе»

Читала мысленно про себя, обхватив руками рот, до тех пор, пока не прекратилась боль. Помогло. Пробовала на других. Руки держала на щеках и шептала, глядя и концентрируясь на зубной полости (и на щеки, представляя зубы). Тоже все получалось. Главное представлять все образы, видеть, как червяки засыпают и что зубы здоровые и крепкие.

Когда вы настроитесь и приступите к чтению заговора представляйте все происходящее, задействуйте свою волю и проявите стойкость. К примеру, когда я читала заговор на исцеление, я видела внутренним взором темные пятна на человеке. С помощью призванных в заговоре сил и усилием воли я очищала человека от этих пятен. На физическом уровне это проявилось как улучшение самочувствия. Что касается физического уровня, то он всегда будет давать подтверждение, если действие действительно совершалось, а не являлось плодом фантазий. На физическом уровне (на уровне тела или физических явлений) это может проявляться как приятные неприятные ощущения, изменение погоды и т.д. Когда мне довелось произносить очистительный заговор для одного мужчины, я увидела, как Дух вырвался из его грудной клетки агрессивным огнем. И в момент, когда я дочитала заговор до конца и определенным образом тушила свечу (я держала свечу у основания, замотанного в бумагу, чтобы не капать воском на пол), она не погасла, а подожгла бумагу. Для меня это было знаком того, что меня не заглючило и что увиденный «жилец» имеет место быть.

Никогда не сомневайтесь в своих силах или в нужности прочтения заговора или в самом заговоре перед его прочтением. Сомневаетесь, лучше не читайте, т.к. результат может не тем, который вы ожидаете. Это, как бояться бензопилы и пробовать, что-то ей пилить. Если заговоры не ваше, то не стоит браться за них. Доверьте эту работу тем, кому это дано. А вот если вы считаете, что это ваше, тогда все получится. Главное помните о существовании особых ключей, что помогут вам читать заговор и получать желаемый вами результат.

Читаются многие известные заговоры натощак, в широком поле, на пороге, на убывающую луну, стоя на восток к солнцу, предпочтительно на среду, вторник или субботу, если читаются таковые во благо.

Если же под заговором предполагается подчинение воли субъекта, то он читается по «черным» дням, которых в году насчитывается 33, и в которые совершают кудесники магические действия.

Список таких дат также в наше время пришел из давних эпох:

  • Январь –20, 19, 12, 11, 6, 4, 2, 1 ;
  • Февраль –28, 17, 11;
  • Март –24, 14, 4, 1;
  • Апрель –18, 17, 3;
  • Май –8, 7;
  • Июнь – 17;
  • Июль – 21, 17;
  • Август –21, 20;
  • Сентябрь –18, 10;
  • Октябрь – 4;
  • Ноябрь – 7, 6;
  • Декабрь –18, 12, 6.

Так называемые «равноденственные» дни считают также идеальным для магических действий временем. Последняя и первая четверть луну особенно почитаются временем, удобным для предприятий любых видов направленности, а новолуние и полнолуние – для произношения заклинаний и заговоров считаются менее пригодными.

Почти каждый заговор разделить условно можно на 5 частей. Чаще всего в первой части нашего заговора перечисляются действия, совершаемые знахарем. На следующем этапе обозначаются цели и желания заговорных слов. В части третьей рассказывается о том, что произойти должно, когда вступит в силу заговор. Часть четвертая - мифологическая. В ней идет речь об одухотворенных природных силах или о каких-то фантастических созданиях, которые могут оказать влияние на жизнь человека. 5 –часть заключительная, «замыкающая» — «замыкаю, свои слова закрываю тысячью замками, а ключи под бел-горюч камень в глубокую воду бросаю». Также служат замыкающими словами подобные выражения: « Будьте крепки слова мои», « нет моим словам переговора и договора», «слова мои и крепче камня морского, железа каленного». Замыкание рассматривать можно как часть, которую произносят для усиления четырех первых частей, это важнейшая особенность славянских заклятий и заговоров.

Снимаем сглаз

Воду наговорить и пить ее на зорьке:

«Как солена соль, черен уголь, горька зола. Нашепчите и наговорите воду мою в миске для (объяняете что именно требуется) дела. Ты, услади, соль, ты, зола, огорчи, ты, очерни, уголь. Моя зала горька, соль крепка; кто съест соль мою, от того все болезни откачнутся; кто мою золу полижет, от того все лихие беды отбегут; кто зубами сотрет уголь, от того узорки отлетят со всеми призорками».

Следующий заговор нужно читать на кладбище, поэтому там же его и отделывают. Становимся у кладбищенских ворот во время, когда хоронить везут покойника. Себе лицо и руки обтирают платком (платок вы у кого-то должны украсть), читают на него, платок тут же бросают. Читать следует только на убыльный месяц, чтобы не добавилась болезнь, а ушла. Стоять лучше не за воротами, а прямо перед входом.

«Я пришла не в гости, смерть свою принесла. Здесь получила ее, сюда же возвращаю. А вы, мертвым сном покойники пите, мою болезнь сторожите, порчу на замки заприте, спите в гроб положите, не вставайте, болезни и горе не возвращайте. Гой!"

Вам смогут отлично помочь уберечься от недоброжелателей подобные заговоры и ритуалы от завистников и зависти. Ведь пронизано завистью буквально все энергетическое пространство, которое окружает человека, а значит, держитесь – со всех сторон вас постоянно больно «жалят» стрелы зависти. Многие даже не подозревают, что во многом именно благодаря завистникам, их льстивым, хвалебным речам в ваш адрес, неумолимо (но очень верно) подтачиваютсяосновы счастья и материального благополучия множества людей. Если вы «на собственной шкуре» чувствуете уколы зависти, то поступите вот каким образом.

Проведите в период, когда убывает луна ритуал от зависти:

Рано утром пойдите (именно пешком) к ближайшей мусор¬ной свалке от вашего жилища. Как правило, в подобных местах встречается много воронья, и основное, что нужно сделать, попав на место – на все 4 стороны света поклониться, начинать нужно с востока.

После этого, глядя на стаи шумных птиц, произнесите тихо заговор от завистников:

«Черны полоны вороны, везде они заслоны: от зависти лютой, от глаза лихого, наведенной, ранней, урочной, полуденной и полночной. Пришла я, (произносите имя), защиту взят с каждого перышка, отвести ядовитую напасть, отдать ее Ворону Главному хрому, востру оку его огромному. С чем пришла, и без того ушла. Как мною велено, так все и сделано».

После чего поднимите небольшой камешек с земли (только левой рукой) и бросьте легонько его в сторону свалки (вороньей стаи) со словами:

«В камень этот обращаю завидущий глаз и всех, кто мне видим и не видим, я прощаю. »

«Не бывать тут Ворону хрому, оку огромному, порог (имя вашего завистника(цы) никогда не обивать. Да будет так!»

Постарайтесь подкармливать три последующих дня диких птиц: синиц, воробышков, голубей чем угодно, главное не хлебными крошками (мякишем). В данный период из дома лучше ничего не давать, денег ни в коем случае не занимать, от «походов» в гости воздерживаться, не допускать эротические контакты.

Еще один ритуал от зависти

Когда луна убывает (с заката и до самого начала новых суток) зажмите в своей правой ладони несколько ягод черной бузины и направьтесь на ближайший от квартиры (дома) перекресток. Пересекая это место (медленно шагая, дабы успеть произнести слова имеющиеся в заговоре от черной зависти), растирайте как можно сильнее плоды пальцами и мысленно одновременно с этим читайте:

«Злоба, правда моя. Доведет тебя до гроба, а меня – до сада райского. Коль не перестанешь вредить мне, тебе по белу свету (имя соседки), не ходить, нормально не жить. Слово мое крепкое».

На самом последнем слове этого заговора ягоды бросьте перед собой и через левое плечо повернувшись, уходите от этого места в противоположную сторону.

Известный поэт Юрий Кублановский вошел в состав недавно созданного Общества русской словесности, которое возглавил Патриарх Кирилл. Это новое общественное объединение призвано изменить сложившуюся непростую ситуацию с преподаванием русского языка и литературы в школе. Кублановский вырос в семье учителя словесности и знает об этой проблеме не понаслышке.

– Юрий Михайлович, ваша мама была учительницей русского языка и литературы в вашем родном Рыбинске. Как она преподавала свои предметы? Как вообще тогда давалась литература в школе?
– С русским и литературой было так же, как и со всем остальным. С одной стороны, систему преподавания портила идеология, которая навязывалась школьникам, потом студентам. Когда из каждого писателя пытались сделать оппозиционера. И каждого писателя оценивали настолько, насколько он на самом деле или якобы находился в освободительном движении и противостоял российскому самодержавию. Таким образом, Салтыков-Щед­рин оказывался выше, чем Достоевский, а Некрасов выше, чем Афанасий Фет. Пушкин – это декабрист без декабря, Достоевский – петрашевец, в Толстом всегда педалировалось его противостояние Церкви, наименее интересная и значимая страница его творческой биографии. Идеология обезображивала лицо русской литературы и была сильным дефектом в советской школьной и вузовской системе образования. И моя мама, будучи советским учителем, платила дань всем этим идеологическим установкам.

Но, с другой стороны, советская образовательная система несла в себе черты дореволюционной системы. И поэтому многие (гораздо больше, чем теперь) учителя-словесники чувствовали себя не просто теми, кто пришел, провел урок, прочитал лекцию и ушел. А считали себя в некотором роде наставниками. И я хорошо помню, что, несмотря на то, что мы жили в Рыбинске в коммуналке, в достаточно непростых житейских условиях, у нас все время толклись школьники, мамины ученики. Когда она перешла работать в речное училище (которое заканчивал Андропов), стали также приходить к нам ее ученики уже оттуда. Сами понимаете, речное училище напрямую никак не было связано с гуманитарной областью, но, тем не менее, я до сих пор в Рыбинске и не только встречаю речников и других бывших маминых учеников, которые вспоминают ее с колоссальной благодарностью. Даже в людей, напрямую не связанных с литературой, мама вселила тягу к словесности. Это, конечно, ее большое достижение как преподавателя.

Я и сегодня считаю, что учитель литературы это еще и наставник в жизни. Поскольку ведь русская литература всегда была больше чем литература. У нас не было процесса секуляризации литературы, который происходил в Европе в эпоху Возрождения. В силу ряда причин. Первая из которых – в преемстве Россией византийского пути развития, а не западноевропейского. И поэтому не зря европейцы называют нашу литературу святой. Она напрямую связана с религиозными представлениями русского человека о мире. Даже творчество того же Ивана Тургенева, который был агностиком, напитано соками православного понимания мира. Не зря Лизу Калитину из «Дворянского гнезда» наряду с Татьяной Лариной Достоевский в своей Пушкинской речи назвал светочами и синонимами вообще русской женщины. И мама все это преподавала.

А сегодня литература превратилась в какой-то довесок технических наук, которые в нынешней жизни считаются более необходимыми.

– А как вас мама пристрастила к чтению?
– Знаете, когда в квартире буквально в воздухе висит все время литературный дух, когда все время читают стихи, обсуждают их, то невозможно быть от этого в стороне. Да и потом мама мне все время диктовала диктанты. Ко мне приходил товарищ в первого этажа, и мы с ним вместе писали и писали диктанты. Поэтому русская грамматика у нас уже была на кончиках пальцев. Для того чтобы писать грамотно, нужна практика. Но а для того чтобы культурно писать и мыслить, конечно, необходимо чтение. Я рано пристрастился к чтению и помню, что в 13 лет мне было в радость открыть толстенный том «Войны и мира» Льва Толстого. Уже тогда литература стала необходимой и полноправной частью моей жизни. Что сохраняется и по сегодня.

– Сегодня можно слышать такое утверждение: у не читающих родителей выросли не читающие дети. Верно ли это замечание или все-таки не так все однозначно?
– Думаю, что не так все прямолинейно. Хотя я могу судить только по своей семье. У моей дочки восемь детей, старшему из которых уже 20 лет. Его младшей сестренке Сонечке – 18. Они читающие люди. Я говорю с ними и о Толстом, и о Достоевском, и о Пушкине. Поэтому мой опыт общения с молодежью – это опыт общения с читающими молодыми людьми. И у моих друзей дети более-менее начитанные. Но когда видишь по телевизору, как на улице останавливают молодых и задают элементарные вопросы по литературе, и они не способны на них ответить, то просто волосы встают дыбом. И понимаешь, что хоть ты лично живешь в психологическом благополучии благодаря внукам, но вообще за окном происходит гуманитарная катастрофа.

– А насколько сегодня молодым может быть интересна русская классика?
– Все зависит от того, как ее преподавать. Конечно, произошла «цивилизационная линька», как я это называю. И очевидно, что нынешней молодежи, которая сидит в интернете, у которой разорванное сознание, не способное долго сосредотачиваться на чем-то одном в силу того, что они постоянно сидят с гаджетами, им трудно проникнуть в русскую литературу. Еще Ходасевич в своей Пушкинской речи, произнесенной 1921 году, говорил, что новым поколениям уже будет не понятен Пушкин. Я думаю, что каждое культурное поколение, читающее Пушкина, оно кажется себе последним. Поэтому, может быть, еще и будут читать, хотя большой соблазн есть сказать, что русская литература в том качестве, в котором я ее ценю, люблю и знаю, уже почти умерла.

– Сегодня вводится вариативность в образовании, в том числе и в преподавании литературы. Учитель сам решает, кого читать – Толстого или Улицкую. Насколько эта вариативность полезна и нужна?

– В каком объеме надо нынешним школьникам изучать классику?
– В школьной программе по литературе, безусловно, надо что-то пересмотреть. Я вот предлагаю вместо уже навязших всем в зубах «Отцов и детей» Тургенева – «Умру, лопух вырастет» – изучать нашим детям гораздо менее объемную вещь этого же писателя, но в духовном отношении более значительную, – это его гениальный рассказ «Живые мощи». Я надеюсь, что организованное по инициативе нашего президента Владимира Путина Общество русской словесности сумеет скорректировать программу по литературе в сторону ее большей духовности.

– Сегодня активно обсуждается проблема так называемого «золотого канона русской литературы» – списка произведений, обязательного к прочтению всеми школьниками.
– Идея-то хорошая. Но проблема в том, что русская литература ХIХ и ХХ века большая по объему. Вот по-своему гениальное произведение Александра Солженицына «Красное колесо», его эпопея о русской революции. Вообще понять, почему с Россией случилась такая катастрофа, можно, только прочитав «Красное колесо». И, тем не менее, его почти никто не читал. Даже филологи. Именно в силу его огромного объема. И в этом очевидно стратегическая и культурная ошибка Александра Исаевича. Ему казалось, что чтение – это то, что будет всегда. Он сам всю жизнь читал. И как сказал в одном интервью середины 80-х годов, что вот когда рухнет советская власть, возродится Россия, мои книги будут читать, читать и читать. Имел он в виду, прежде всего, «Красное колесо». Как мы видим, все произошло с точностью наоборот. Коммунизм, казалось бы, демонтирован, идеология демонтирована, а Солженицына читают чрезвычайно мало. И в силу его специфического литературного языка, а главное – в силу уже неподъемных для современной молодежи объемов.

– Какой же выход?
– В случае с Солженицыным надо так решать: сделать выемку из эпопеи «Красное колесо» описания каких-то узловых моментов истории, по 20–30 страниц. Я бы сам мог за это взяться. У Александра Исаевича, к примеру, есть совершенно гениальные главы об отречении Николая II или совершенно поразительное описание сражений войны 1914–1918 годов, войны, которую никто не знает. Можно сказать, что эта война – терра инкогнито для современной молодежи. Сейчас установили на Поклонной горе памятникам солдатам – жертвам Первой мировой войны, но все равно в сознании не существует этой войны как национальной трагедии. А ведь она не менее трагична, чем Вторая мировая война. Хотя бы потому, что из-за нее произошла революция и обвал русской цивилизации. И вот по этим кускам из «Красного колеса» нынешние школьники узнали бы, что такое великая русская литература ХХ века и ознакомились бы с трагическими узлами нашей истории.

Ну а что касается другой русской классики больших объемов… «Войну и мир» все-таки хорошо бы, чтобы читали. Это же боговдохновенная вещь, православная эпопея. Православные «Илиада» и «Одиссея». Помню, когда я учился в школе, у нас было такое развлечение: мы сначала читали в шестом классе отдельные яркие куски из «Войны и мира». На меня тогда произвела сильное впечатление сцена гибели Петеньки Ростова, великая сцена. То есть мы постепенно подходили к этой эпопеи. А потом уже в более старших классах мы читали толстовскую эпопею полностью, и нам хотелось ее всю одолеть, поскольку мы знали, что это должно быть захватывающее чтение. Может быть, сегодня тоже надо начинать с такого развлечения. А потом, глядишь, молодой человек и втянется, и полюбит этот роман.

– Существует нынче еще такая проблема: постоянно меняются стандарты образования. Зачем это делается?
– Я думаю, это просто игра чиновников. Один из больших дефектов нынешней власти –страшно расширяется бюрократический чиновный аппарат. И чиновники ищут себе работу. Они каждый день приходят на службу и вынуждены чем-то заниматься. И, говоря современным языком, они кошмарят учителей, заваливая их бесконечными бумагами, бюрократической писаниной. И в этом смысле министерство образования нуждается в колоссальной реформе и просто в ротации. Для меня это несомненно.

– Сегодня вводится вариативность в образовании, в том числе и в преподавании литературы. Учитель сам решает, кого читать – Толстого или Улицкую. Насколько эта вариативность полезна и нужна?
– Мы только что с вами говорили о «золотом каноне русской литературы». Должен быть обязательный для чтения набор произведений, а остальное лежит на совести учителя. Вот, к примеру, сейчас начинают навязывать школьникам творчество Иосифа Бродского. Сделали уже из него какого-то божка, идола. А это очень непростой поэт, с достаточно ядовитой антиклерикальной идеологией. Считаю, что Бродского читать надо, но не со школьной скамьи, а гораздо позже. Я его читаю постоянно, но я уже матерый человек, и меня его поэзия только укрепляет. А для молодой души его релятивизм и, в некотором отношении цинизм, могут быть очень опасны.

– Сегодня также происходит сокращение часов преподавания литературы, эти часы отдаются, к примеру, английскому языку. Насколько равнозначны эти предметы?
– Английский язык знать необходимо. Тут и говорить нечего. Обидно, что это происходит за счет русской литературы. Надо изыскивать какие-то другие возможности. Потому что литература – это школа жизни, школа понимания бытия. Она закладывает духовно-культурный стержень русского человека. Если у него не бежит по жилам русская литература, это уже не русский человек. Жалко, если Россия будет населена подобными существами.

В издательстве «Никея» вышла книга «Таинство детства» архимандрита Виктора (Мамонтова) . Это книга, которая нужна не только родителям, но и каждому воцерковляющемуся человеку. Архимандрит Виктор (Мамонтов) стал одним из самых почитаемых священников нашего времени. В небольшой латвийский городок Карсава, где он служил больше тридцати лет, за советом к нему приезжало множество людей со всех концов страны. Сегодня мы публикуем одну главу из новой книги:

Отец Виктор (Мамонтов): Родители могут приучать своего ребенка к чтению Священного Писания, когда он еще находится, как это ни странно звучит, во чреве матери. Вдумаемся, что тогда происходит? Мать читает вслух Священное Писание. Все, что происходит с ней, происходит и с ним. Если она радуется, если она почувствовала какое-то озарение, не может быть, чтобы тот, кто пребывает в ней, не ощутил этого. Свидание Марии и Елизаветы показывает, как может ребенок возрадоваться во чреве. Это не просто метафора, это реальность.

М. Г . Это был все-таки не простой ребенок…

О. В . Но речь идет о том, что он встретился с Господом. Это не значит, что любой ребенок взыграет так, как написано в Евангелии. Это произойдет, может быть, неощутимым образом, но произойдет. Конечно, при условии, что мама будет читать благоговейно, со вниманием и любовью, а не по обязанности. Впоследствии ребенок будет более способным воспринимать Священное Писание, в нем уже будет что-то заложено.

Для самых маленьких иногда можно допустить такой вариант, когда Священное Писание читается без вопросов. Читать надо очень выразительно, но не по-актерски, конечно. Этого будет достаточно.

К нам приезжала из Франции Ноэль Дюк, которая всю свою жизнь посвятила воспитанию детей. Она автор нескольких книг, некоторые переведены даже на латышский язык. Ноэль проводила у нас беседу о сотворении мира. Священное Писание не читалось, но подразумевалось, что она его прочитала, хорошо знает и сейчас расскажет, как был сотворен мир.

Беседа была очень лаконичной. В ней преобладало не слово, а показ, живые картины, которые были очень выразительны. Дети живо их воспринимали. Она сказала: «Бог - свет».

Ассистент подал зажженную свечку. Ее поставили на деревянный штатив, рассказчица села рядом. Тихо зазвучала музыка. Дети тоже сосредоточились. Ноэль не призывала детей: «Давайте помолимся!» - но они молились вместе с ней.

Самым маленьким можно пересказывать притчи. Может быть, очень подходящей будет для них притча о Добром Пастыре. Ребенок еще живет в мире сказок, и там он встречается с разными животными. Там могут быть и волки, и овцы. Образ Доброго Пастыря, Который не боится волка, может стать для ребенка понятным и близким. Потом этот образ может как-то соединиться с Давидом - он ведь тоже был пастушком и пас овец.

Очень рано можно объяснить детям и притчу о потерянной драхме. Здесь же напрашивается притча о потерянной овце.

И. Г . Однажды мой пятилетний сын потерялся в парке большого города и был очень растерян и испуган. Когда он нашелся, то первое, что он спросил: «А как я себя должен вести, если еще потеряюсь?» Я ответил: «Если ты понял, что потерялся, то стой на месте, стой и молись, я тебя всегда найду». Потом, уже дома, мы читали с ним притчу о потерянной овце, и он ощутил ее как свой опыт.

О. В . Если Вы заговорили об опыте, то у каждого ребенка есть такой опыт. Он теряет вещи или игрушки, которые очень любит. Расстраивается и плачет. Через этот драматический опыт можно объяснить, как Бог скорбит, когда теряет человека.

Когда ребенок подрастет, можно предложить притчу о сеятеле. Если это городской ребенок, то можно предварительно рассказать о процессах, которые происходят при росте семени, не уходя, конечно, глубоко в биологию.

Дети очень много наблюдают и делают выводы, для них в какой-то момент это становится ясно. Затем можно сказать: как все это совершается в природе, так и в душе. Но это только идея, а как ее развить - это уже творчество.

Очень трудно объяснить детям притчу о работниках последнего часа, которых Он пригласил работать в Свой виноградник. Дети чутки к несправедливости. Эта притча может их очень задеть. Но как ее объяснить - почему первые, которые много трудились, получили равную долю? Они обратят на это внимание. Если возникнет много вопросов, то это хорошо, здесь уже можно приоткрыть тайну.


И. Г . У детей может быть и такой опыт. Ко гда устраивается детский праздник с подарками, то дети обычно должны что-то принести: стихи, рисунки, поделки. И редко бывает, что к началу праздника все приходят вовремя. Некоторые появляются с большим опозданием. Опоздавшие получают подарки так же, как и те, кто пришли первыми. И дети это очень хорошо понимают. Те, кто их позвали, всем дают равно: тот, кто прочитал один стишок, получает не меньше, чем тот, кто прочитал много.

О. В . У нас так бывает с подарками на Рождество. Большинство детей находятся в храме всю ночь. Долго молиться со взрослыми им очень трудно. И наступает момент, когда сон их одолевает. Тогда они ложатся у вертепа, как солдаты на привале. Совершая каждение в храме, я радуюсь их блаженству. Если бы у меня в детстве было такое Рождество, чтобы я в храме мог и помолиться, и поспать!

Наутро дети, не участвовавшие в ночном бдении, узнают, что в храме раздавали подарки. И вот вечером, когда совершается служба и еще стоит вертеп, они приходят в храм - и тоже получают подарки.

Притча о блудном сыне может проходить через разные возрастные периоды. Эта притча очень емкая. Маленькие дети могут понять, что блудный сын - это заблудившийся, потому что у них есть опыт, когда они отбивались от мамы или не могли найти дорогу домой, то есть оказывались в положении заблудившегося. Конечно, это немного перемещает смысл притчи, но такое перемещение смысла будет позволительно для того, чтобы понять радость человека, который нашел отца, или радость отца, который нашел сына.

Подросткам можно объяснить, что в течение всей жизни человек не раз впадает в положение блудного сына. Даже в продолжение дня можно не один раз отходить от Отца. Согрешили - отошли от Него. Пусть на малое расстояние, но удалились.

Для подросткового возраста с его бурями, протестами, крушением авторитетов можно в Священном Писании найти истории, в которых выделяются личности. Подростку можно рассказывать об их жизни. Они из жизни вошли в книгу, чтобы опять стать нашей жизнью.

Надо обратить внимание подростка на то, как тот или иной персонаж Священного Писания стал личностью, что он для этого сделал. В то же время важно, чтобы у ребенка не создалось впечатление, что всего можно достичь своими силами. Бог помогает тому, кто хочет расти.

Иногда можно совмещать чтение Писания с такими занятиями, как викторины на знание Священного Писания. Полезны и походы - там можно читать Священное Писание вместе. Темы могут рождаться из общения, исходя из интересов конкретных детей.