» » Какие буквы бывают сонорными. Русский язык

Какие буквы бывают сонорными. Русский язык

В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные. Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме.

Сонорные звуки в русском языке

Тренировка произношения сонорных звуков по книге

Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.

К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.

«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).

«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.

«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.

«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.

А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».

Характеристика сонорных звуков

В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.

Главная отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.

Акустическая характеристика

Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум). А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты. В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.

Ротовые и носовые сонорные звуки

Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева. Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки. К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.

Сонорные звуки в логопедии

К логопеду чаще всего обращаются, когда требуется исправление неправильного произношения. Если ребёнок имеет хороший слух, но не может чётко воспроизвести звучные согласные, то такое явление в логопедии носит название «дислалия». В этом поможет коррекция речи с помощью специальных упражнений.

Причины проблем с произношением:

  • Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
  • Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
  • Двуязычное воспитание. Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.
  • Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
  • Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.

Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.

Как научиться произносить звучные согласные?

Логопед с помощью верной техники постановки сонорных звуков поможет избавить ребёнка от дислалии. Чем раньше родители обратятся к профессионалу, тем быстрее решится речевое нарушение.

Способы лечения дислалии:

  • Операция. Требуется, если причина проблемы заключается в дефектах строения тела.
  • Смена круга общения. Если ребёнок имеет неправильное понимание произношения из-за социальных факторов, то можно найти другую среду для коммуникации.
  • Работа с родителями. Прежде всего, они должны давать правильный пример. Зачастую мама, папа и другие родственники начинают сюсюкаться, чем сбивают малыша с толку. Обучение артикуляционным техникам, моторике, решение проблем с направлением воздуха это подготовительный этап, который проводит логопед.
  • Изучение на память слов, словосочетаний, предложений, проводится автоматизация сонорных звуков. Далее потребуется разбивать слова на слоги и буквы.
  • Тренировка произношения в повседневной жизни, продолжается автоматизация. Ребенок должен регулярно оттачивать свои навыки на практике, поборов волнение.

Чтобы избавиться от речевого дефекта, следует посещать логопеда для постановки сонорных звуков. Параллельно делать домашнюю гимнастику. Даже сложные ситуации можно исправить за полгода усердной работы.

В этой статье поговорим про согласные звуки, их количестве, видах (мягкие, твердые, глухие и звонкие) и других особенностях и интересных фактах.

В русском языке 33 буквы из которых 21 согласная:

б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з],
к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с],
т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

Все названные согласные буквы обозначают 36 согласных звука.

В русском языке имеются также 10 гласных букв и лишь 6 гласных звука.

Итого 33 буквы (10 гласных + 21 согласных + «ь» и «ъ»), обозначающие 42 звука (6 гласных и 36 согласных) далеко не все звуки речи, а только основные.

Разница между количеством букв и звуков обусловлена особенностями русского письма, ведь, к примеру, твердые и мягкие согласные звуки обозначаются одной буквой.

Согласные звуки делятся на:

  • звонкие и глухие,
  • твёрдые и мягкие,
  • парные и непарные.

Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие , такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук [к], например, в слове кот, так и мягкий звук [к`], например, в слове — очки. Получаем, что звуки [к] и [к’] образуют пару по твёрдости-мягкости . Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым ([ш], [ж], [ц]), либо только мягким ([й ], [ч`], [щ`]). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.


Глухие и звонкие согласные звуки

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки . При этом глухие согласные произносятся практически с прикрытым ртом и голосовые связки при их произнесении не работают. Для звонких согласных требуется больше воздуха, и при их произношении голосовые связки работают. То есть звонкие согласные состоят из шума и голоса, а глухие согласные – только из шума.

Лайфхак по определению глухости или звонкости согласных звуков для школьников

Чтобы определить встретившийся звук является глухим или звонким, а с этим часто возникают трудности у детей, следует заткнуть уши руками и произнести звук. При произношении глухих звуков где-то в отдалении они будут слышны, а при произношении звонких в ушах прям зазвенит! Так можно определять какой звук встретился. Особенно во время фонетического разбора слов.

Некоторые согласные звуки схожи как по своему звучанию, а также по способу произношения. Однако произносятся такие звуки с разной тональностью, то есть либо глухо, либо звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Всего таких пар 6, в каждой из них имеется глухой и звонкий согласный звук. Остальные согласные являются непарными.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные

В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.

Сонорные согласные

Сонорные согласные звуки - это звонкие непарные согласные.

Всего существует 9 сонорных звуков: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].

Шумные согласные звуки

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’], а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки

Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: [ж], [ч’], [ш], [щ’]. Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.


Свистящие согласные звуки


Свистящие согласные звуки [з] [з’] [с] [с’] [ц] являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков [з], [c] и [ц] зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.

При артикуляции мягких звуков [с’ ] и [з `] происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.

При произнесении звонких звуков [з] и [з`] голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.

Сонорные звуки - это особые фонетические единицы. Они отличаются от других звуков не только характеристиками, но и спецификой функционирования в речи. Что значит «сонорные звуки» и в чем их особенности, подробно рассмотрено в статье.

Система звуков русского языка

Язык - это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке - лингвистике - множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно - с его звучанием. Таким образом, фонетика - это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук [ы] самостоятельным, считая его вариантом звука [и], Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности [ы]. Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых - 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Согласные звуки

В языкознании классификация согласных звуков проводится по разным основаниям:

  • по месту образования (в зависимости от того места во рту, где исходящая воздушная струя встречается с препятствием);
  • по способу образования (в зависимости от того, какое препятствие встречает воздушная струя и как она его преодолевает);
  • по наличию/отсутствию палатализации (смягчения);
  • по уровню шума (т. е. по соотношению тона и шума при артикуляции).

Для нас представляет интерес именно последний принцип, так как именно по нему все согласные принято разделять на шумные и сонорные. При образовании шумных согласных интенсивность шума значительно выше, чем при образовании сонорных.

Отметим, что такая классификация является общепризнанной, но далеко не единственной.

Сонорные звуки в русском языке

В образовании сонорных звуков тон преобладает над шумом. Но мы уже знаем, что с помощью тона (голоса) образуются гласные звуки. Получается, что сонорные звуки - это гласные?! Современное языкознание совершенно однозначно относит сонорные к согласным, однако так было не всегда.

Если вы заглянете в учебник профессора, доктора филологических наук А. А. Реформатского «Введение в языкознание» 1967 года издания, то увидите, что автор делит звуки на сонорные и шумные. Таким образом, в классификации Реформатского к сонорным относятся все гласные, а также [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары, а также [j] именно из-за доминирования тона над шумом в процессе артикуляции.

Со временем классификация претерпела изменения, и сегодня принято различать гласные и сонорные, а последние включены в состав согласных. Современное языкознание относит к сонорным [р], [л], [м], [н] (а также их палатализованные пары) и [j] (в некоторых школьных учебниках обозначается как [й]).

Но от изменения формальной стороны принцип и способ их образования не изменился, что и обуславливает особое положение этих звуков в фонетической системе русского языка. Проще говоря, сонорные звуки - это такие согласные звуки, которые ведут себя в речи как гласные с точки зрения фонетических законов.

Например, они не подвержены, подобно другим звонким в конце слова, например: дуб [дуп], но А также они не подчиняются закону уподобления, который гласит, что стоящий пред звонким согласным глухой становится звонким, т. е. уподобляется ему, а звонкий перед глухим оглушается. Сонорные же не влияют на качество впередистоящего согласного звука, совершенно как гласные звуки. Сравните: сдать [здатꞌ] и дорожка [дорошка], но примус [прꞌимус].

Подведем итог

Итак, сонорные звуки - это звуки [р], [л], [м], [н] и их мягкие пары [рꞌ], [лꞌ], [мꞌ], [нꞌ] соответственно, а также звук [j]. Все эти звуки не имеют пары по твердости/глухости, то есть они всегда звонкие. А звук [j] не имеет пары и по твердости/мягкости, то есть он не только всегда звонкий, но и всегда мягкий.

    Сонорные звуки — это непарные звонкие согласные, которые произносятся без шумового эффекта — шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся. К примеру, в слове след последняя буква Д слышится и произносится, как звук Т — слеТ. В их образовании непременно участвует голосовой аппарат.

    Сонорные согласные не имеют парных букв:

    м, м, н, н, л, л, р, р, j.

    Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся чисто, а другие — мягко, как гласная.

    Сонорные звуки никогда не являются свистящими. Они по произношению напоминают гласные звуки и создают ложное впечатление образования дополнительного слога в слове. Вот, например, сколько слогов в слове декабрь? Правильно — два, потому что в слове всего две согласных буквы — -е- и -а-. Однако, при произношении создается впечатление, что слога три. Аналогичный обман слышится и в словах корабль, дирижабль, джентльмен и т.п.

    Ох, и труден же русский язык)!

    л, м, н, р, й. Есть еще другие согласные звуки, их называют просто — звонкие согласные звуки. Это б, в, г, д, ж, з. Прочитать объяснение учителя и сделать пару упражнений можно на этой странице.

    Самое главное отличие между гласными и согласными звуками — участие голоса в произнесении первых. Артикуляция согласных — это полное отсутствие или минимум голоса и главенствующая роль производимого в разных участках речевого аппарата шума. Те из согласных, в произнесении которых голос задействован максимально , называются сонорными .

    В некоторых языках (например, в современном чешском) они могут даже образовывать слог. Эти звуки фактически стоят на стыке согласных и гласных. Например, часто сложно определить, какой именно перед нами звук — и неслоговое или сонорный j. В словах, в которых мы пишем букву Й после гласной и перед другой по качеству согасной, речь идт именно о неслоговом гласном.

    Сонорные звуки вам уже все описали. Только я еще добавлю,что сонорные звуки для многих людей приводят к ошибкам. например, ребенок произносит слово слеТ (хотя надо Д писать), слово бреТ (надо писать только букву Д) , а потом и пишет именно Т. Сами знаете к чему это приводит. Сонорные звуки выступают самостоятельно,не имеют пары.

    Термин сонорные звуки(сонорные согласные) применяется в фонетике, данным термином обозначаются такие звуки, которые произносятся с преобладанием голоса, без участия шумового движения воздуха в речевом аппарате человека.

    В русском языке, все согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие,а так же сонорные. К сонорным звукам относятся такие звуки, как: й,м,р,л,н.

    Как я выяснил у сестры к сонорным относят определенные девять звуков. Эти звуки все знают еще по школе -это м, м, н, н, л, л, р, р, j- произнесите слово йод и вы сразу этот звук услышите.

    Вот эти буквы попадают под понятие о котором сейчас идет речь:

    Все это довольно легко запомнить, особенно буквы, ведь их не так много, и пять штук подлежат быстрому восприятию для памяти обычного учащегося, а такая информация будет всегда в запасе что очень важно.

    ну вообщем это 9 звуков: м, м, н, н, л, л, р, р, j.это значит дорожащие,при произношении основным источником шума является тон(голос),которые создают колеблющиеся голосовые связки

    В русской фонетике различают гласные и согласные звуки. У гласных звуков говорящее название: они произносятся голосом. А в образовании согласных звуков принимает участие в большей степени шум. Но среди согласных выделяются своей звучностью сонорные звуки , у которых, в отличие от других согласных, нет пары по глухости. В их образовании участвует не только шум, но и голос. Эти согласные самые звонкие. А теперь перечислим их:

    л, л,м, м, н, н, р, р и непарный мягкий, непарный звонкий звук й .

    В словах рама, ларь, яма, ель, юла, юный содержатся только сонорные звуки.

    К сонорным звукам относят согласные. Причем согласные, которые создаются только голосом, они звонкие и при образование сонорных звуков не участвует шум. К сонорным звукам, то бишь сонорным согласным относят р, н, л. м.

    Сонорные звуки, это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло. Это самое простое объяснение которое можно дать своими словами. В разных языках, согласно правилам фонетики и фонологии, это могут быть различные буквы или сочетания. В русском языке это буквы л, м, н, р, й.

Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л"], [м"], [н"], [р"].

Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

  1. аппроксиманты;
  2. носовые фонемы;
  3. дрожащие;
  4. одноударные.

Отличительные черты

Как отличить сонанты:

  • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
  • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
  • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба - [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
  • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

Характеристика сонорных согласных

Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

Упражнения на артикуляцию

Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

Трудности в русском языке

Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

Обратите внимание!

  1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
  2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

Видео

Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.