» » Квартира на выборгской стороне у пшеницыной. Жизнь на Выборгской стороне

Квартира на выборгской стороне у пшеницыной. Жизнь на Выборгской стороне
Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской сто­роне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно - и сна Обломова. Разу­меется, детали обстановки изменились, но суть оста­лась прежней. Так возникает представление о коль­цевой композиции. Жизнь героя приходит к завер­шению, и мы имеем возможность подвести неко­торые итоги. В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспо­минаешь о его предшественнике - Александре Адуе­ве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стрем­ления, он «все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли». Когда-то его глаза «сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: «Он любил вообра­зить себя иногда каким-нибудь непобедимым полко­водцем... Или изберет он арену мыслителя, вели­кого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмо­трите, посмотрите, вот идет Обломов, наш зна­менитый Илья Ильич!» Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате. Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, меч­ты - смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойст­венно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тонень­кий, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Ге­те, Байрона, «важничал перед ними». Что же слу­чилось с романтиком Обломовым? Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых «лиш­них людей», у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой па­раллели, рассмотрим и дру­гую связь романа Гончарова с романом Пушкина. Для романтика Лен­ского возможны были два пути. Он мог стать вели­ким поэтом - это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой: А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета, В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постели Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей. Пусть не все, но многое было угадано и пред­сказано Пушкиным с удивительной верностью - вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени («настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу»). И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор - он выбрал Выборгскую сто­рону. Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь то­нальность повествования меняется. Правда, на пер­вых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел «с таким же удоволь­ствием, с каким утром смотрел на горячую ват­рушку». Однажды он спросил ее: «А читаете что-нибудь?» В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Мат­веевну о чтении! Когда же герой вознамерился по­целовать свою хозяйку, она стояла «прямо и непод­вижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Но в «сонном царстве» на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой ду­шой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле. Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: «Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила...» Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?

Меню статьи:

Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной в романе Ивана Гончарова «Обломов» принято считать второстепенным, однако, если вдуматься глубже, начинаешь понимать, насколько важную роль она играет в произведении.

Эта женщина входит в жизнь Ильи Ильича тихо и незаметно и становится для него добрым ангелом. Благодаря ей герой почувствовал себя счастливым, и пусть это счастье было в какой-то степени иллюзией, последние годы жизни с Агафьей Илья Ильич прожил хорошо и ладно. Чтобы понять намерения и стремления этой простой, но доброй женщины, нужно ознакомиться с ее характеристикой.

Агафья Пшеницына – вдова с двумя детьми

Со страниц романа мы узнаем, что Агафья Пшеницына осталась вдовой с двумя детьми – восьмилетним Ваней и шестилетней Машей. Ее прежним мужем был коллежский секретарь Пшеницын, к которому женщина не испытывала особенных чувств.

Агафья не отличается умом

Приземленная и туповатая Агафья Пшеницына – это полная противоположность стремящейся к саморазвитию Ольги Ильинской. Все интересы женщины сводятся к тому, чтобы вкусно накормить Обломова и остальных домочадцев, чисто убрать дом и двор. Агафья не посещает театр, не интересуется искусством, ум героини ограничен, у нее не получается воспринимать то, что выходит за рамки привычного понимания: “…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…” На любой вопрос, касающийся далекой для нее сферы, женщина отвечала улыбкой или молчанием, за которыми старалась спрятать свою необразованность и неосведомленность.
Однако, если эта женщина заговаривала о знакомом предмете, пропадала даже тупость.


Отличительная черта Агафьи – хозяйственность

И на кухне, где она чувствует себя как рыба в воде, и на огороде, и в доме эта женщина трудится непокладая рук. Ни одного незаштопанного носка, всегда выглаженная и зашитая одежда, умело помолотый и сваренный кофе, превосходная выпечка, вкусная еда, чисто убранные комнаты – все это характеризует Агафью Матвеевну как отличную, даже гениальную хозяйку.

Когда в ее судьбе появился Илья Обломов, эта женщина стала жить и работать для его счастья и благополучия, всю себя отдавая тому, кого искренне полюбила. Примечательно то, что Агафья готовит сама, хотя у нее есть кухарка Анисья, которая помогает.

Складывается впечатление, что эта женщина никогда не отдыхает. К тому же она – большая аккуратистка. «Агафья Матвеевна - сама опрятность!» – с восторгом отзывается о ней Обломов при разговоре с Андреем Штольцем.

Дом Агафьи Пшеницыной

В Петербурге на Выборгской стороне находится старый домик с большим огородом, который принадлежит Агафье Пшеницыной. Здесь, несмотря на маленькие комнаты с низким потолком и старыми окнами, всегда царит идеальный порядок. «По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками…”


Обстановка на кухне Агафьи Пшеницыной говорит о том, что она – настоящая хозяйка. Здесь «есть все, что только может понадобиться в хозяйстве. На кухне была большая и небольшая посуда, круглые и овальные блюда, соусники, чашки, груды тарелок, чугунные, медные и глиняные горшки. Кладовка Агафьи была полна разных продуктов. Чего здесь только ни было – и сыр, и масло, и мясо, и сахар, и грибы, и орехи, и сметана, и яйца, а также многие другие продукты.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе И. Гончарова “Обломов”

Четыре из всех комнат занимает заселившийся в дом Обломов, в двух непарадных живет Агафья с детьми и наверху дома обитает брат хозяйки – чиновник Мухояров.

Агафья и Обломов

Когда Илья Ильич Обломов появился в жизни Агафьи Матвеевны, она потекла по другому руслу. Совместное хозяйство сблизило этих героев. У Пшеницыной появился тот, ради кого можно жить, отдавая свои способности и умения и наслаждаясь ответной благодарностью. «Все в доме Пшеницыной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде, когда Агафья Матвеевна жила одним домом с братцем». «Прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить по-своему полно и разнообразно» – характеризует автор героиню с этой стороны.

Когда Илья Ильич заболел, Агафья, не спуская с него глаз, просиживала у постели по ночам, а потом бежала в церковь, спеша заказать молебен, чтобы помянули за здравие. Женщина стала нервной и раздражительной, чего раньше за ней не наблюдалось.

Но только Обломов начал выздоравливать, «она опять пополнела, опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком». Простодушная женщина, Агафья даже не знала, что полюбила Обломова, она не отдавала отчет своим чувствам, просто жила для этого дорогого сердцу человека. И была счастлива. Отношения Агафьи и Ильи Ильича, развиваясь, постепенно переросли в брак. Обломов женился на Пшеницыной, и у супругов родился совместный сын, Андрюша. Жизнь текла мирно и тихо, по-обломовски, но вдруг в их уютный дом постучалась беда.

Агафья после смерти Обломова

К большому сожалению, счастье Агафьи и Ильи продлилось недолго. Обломов умер, и жизнь Пшеницыной будто остановилась. Безутешная вдова постоянно плакала и молилась в церкви. Автор описывает этот период времени так: «…Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом…” Единственной радостью для женщины стал сын Андрюша, но и его отдала она на попечение Штольца, ведь такова была воля покойного мужа.


Героиня романа была уверена, что поступила правильно, ведь считала, что младшему сыну не место среди черни, ведь он – «барчонок». «Вот он какой беленький, словно наливной» – восхищалась Агафья. А что же со взрослыми детьми? Может, они стали для несчастной матери утешением? Но нет. Сын и дочь пошли по жизни каждый своим путем: Ваня окончил «курс науки» и поступил на службу, а Маша вышла замуж за смотрителя казенного дома.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать в романе И. Гончарова “Обломов”

После смерти Обломова полгода несчастная Агафья прожила в одном доме с Анисьей и Захаром, убиваясь горем. Она поняла, что «засветилось в ней солнце и померкло опять». И только когда, приезжая к Штольцам, видела сына, заливалась горькими слезами, и Ольга, проникаясь болью бедной женщины, плакала с ней. Несчастная Агафья, которая испытала, что такое любовь, но потеряла дорогого человека навсегда. Увы, так случается, порой судьба преподносит горькие уроки. Но все-таки надо жить, вопреки всему.

Действие четвертой части романа, происходящее на Выборгской сто-роне, как будто возвращает нас к обстановке начала произведения, а заодно — и сна Обломова. Разу-меется, детали обстановки изменились, но суть оста-лась прежней. Так возникает представление о коль-цевой композиции. Жизнь героя приходит к завер-шению, и мы имеем возможность подвести неко-торые итоги.

В молодости Обломов выглядел таким пламенным и возвышенным романтиком, что невольно вспо-минаешь о его предшественнике — Александре Адуе-ве. Да, конечно, Обломов апатичнее, он более вял, но и ему были свойственны романтические стрем-ления, он «все чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли». Когда-то его глаза «сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы». А в самых смелых своих мечтах Обломов едва ли не перещеголял молодого Адуева: «Он любил вообра-зить себя иногда каким-нибудь непобедимым полко-водцем... Или изберет он арену мыслителя, вели-кого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: «Посмо-трите, посмотрите, вот идет Обломов, наш зна-менитый Илья Ильич!»

Мы свыклись с другим Обломовым, который все лежит на диване в халате.

Оказывается, когда-то он был другим. Ему не чужды были душевные волнения, надежды, меч-ты — смешные, конечно, но все-таки возносящие его в какой-то иной, высокий мир, как оно и свойст-венно всем романтикам. Штольц вспоминал еще один эпизод из жизни Обломова, когда он, тонень-кий, живой мальчик, каждый день ходил к двум каким-то сестрицам, носил им Руссо, Шиллера, Ге-те, Байрона, «важничал перед ними». Что же слу-чилось с романтиком Обломовым?

Добролюбов поместил его в некий типологический ряд так называемых «лиш-них людей», у истоков которого стоял Онегин. Нисколько не сомневаясь в возможности такой па-раллели, рассмотрим и дру-гую связь романа Гончарова с романом Пушкина.

Для романтика Лен-ского возможны были два пути. Он мог стать вели-ким поэтом — это один вариант, однако жизнь его могла быть и такой:

А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета, В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постели Скончался б посреди детей, Плаксивых баб и лекарей.

Пусть не все, но многое было угадано и пред-сказано Пушкиным с удивительной верностью — вплоть до знаменитого халата, ставшего символом обломовской лени («настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу»).

И перед Обломовым тоже было два пути. Он сделал свой выбор — он выбрал Выборгскую сто-рону.

Если жизнь старой Обломовки была представлена автором с явно ощутимой иронией, то теперь то-нальность повествования меняется. Правда, на пер-вых порах иронично изображена Пшеницына, на которую Обломов смотрел «с таким же удоволь-ствием, с каким утром смотрел на горячую ват-рушку». Однажды он спросил ее: «А читаете что-нибудь?» В ответ она просто посмотрела на него. Впрочем, не Обломову бы спрашивать Агафью Мат-веевну о чтении! Когда же герой вознамерился по-целовать свою хозяйку, она стояла «прямо и непод-вижно, как лошадь, на которую надевают хомут». Материал с сайта

Но в «сонном царстве» на Выборгской стороне именно Агафья Матвеевна оказывается живой ду-шой, проснувшейся даже незаметно для себя. Ведь в ее жизни, в окружающей среде она никогда не видела, не представляла таких людей, как Обломов. Наконец-то в ее существовании появилась какая-то цель; служение Обломову приобрело в ее глазах оттенок служения чему-то высшему; она осознала свое предназначение на земле.

Она полюбила Обломова таким, каков он есть, без расчетов, без попыток его изменить, переделать по своему образу и подобию. Гончаров уже без всякой иронии, но с явным и горячим сочувствием писал о Пшеницыной в конце романа: «Навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уже она знала, зачем она жила и что жила не напрасно. Она так полно и много любила...»

Мог ли то же самое Обломов сказать о себе? Знал ли он, зачем жил? Был ли убежден, что жил не напрасно?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жизнь на выборгской стороне
  • герой гончарова на выборгской стороне
  • как выглядела выборская сторона в романе обломов
  • обломов выборгская сторона
  • описание выборгской стороны обломов

В романе “Обломов” Иван Александрович Гончаров изобразил два противопоставленных женских образа: Ольгу и Агафью Матвеевну. Ольга привлекает читателя умом, активной позицией и тягой к саморазвитию, Агафья - добротой, душевностью и истинно русской красотой: “у нее было простое, но приятное лицо”, “круглые полные ноги”, “локти хоть бы графине какой-нибудь, да ещё с ямочками”. Не случайно Гончаров дал ей имя, созвучное с именем его матери - Авдотьи Матвеевны.

Агафья - вдова и у нее есть двое детей от покойного мужа: "...двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому...", живёт она на доходы от хозяйства: "...живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам...". Она не читает книги, малообразована, на непонятное и неизвестное ей отвечает улыбкой: “у братца есть, да они не читают. Газеты из трактира берём, иногда братец вслух читают", у нее словно нет собственного мнения.

Для Агафьи мнение брата, а затем и Обломова, заменяет ее собственное и она начинает жить другим человеком, всецело отдавая себя ему. С другой стороны, Пшеницына – прекрасная хозяйка: "...Кухня была истинным палладиумом деятельности великой хозяйки...", она вкусно готовит: " А дома уж накрыт стол, и кушанье такое вкусное, подано чисто...", сама делает домашнюю настойку: "...Своя, домашняя: сами настаиваем на смородинном листу". Для Агафьи основным счастьем в жизни становится благополучие Обломова, ради которого она и продолжает жить, по сути, принеся себя в жертву другому человеку, его идеалам и представлениям о счастье. Но именно эта жертвенность и посвящение себя другому являются для героини истинным счастьем, позволяя ее женской природе раскрыться и найти смысл своей жизни.

С переездом на Выборгскую сторону меняется образ жизни Обломова. Илья Ильич делает свой выбор: он снова надевает свой халат, который постирала и зашила Агафья Матвеевна, которая после расставания с Ольгой заменяет её. После этого обстановка в доме меняется:"Обломов, видя участие хозяйки в его делах, предложил однажды ей, в виде шутки, взять все заботы о его продовольствии на себя и избавить от всяких хлопот...Хозяйка поговорила с братцем, и на другой день из кухни Обломова всё было перетаскано на кухню Пшеницыной".Большую часть дня он вновь проводит на диване, в беседах с хозяйкой или в занятиях с ее детьми. Прогулки в одиночестве становятся для него в тягость: «Обломов в хорошую погоду наденет фуражку и обойдет окрестность; там попадет в грязь, здесь войдет в неприятное сношение с собаками и вернется домой». А в доме его принимают таким, каков он есть, не предъявляя ему никаких требований, но, напротив, делают его объектом каждодневной трепетной заботы. Почти каждый день на Выборгской стороне проходит по одинаковому сценарию: "Илья Ильич встанет утром часов в девять...Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые. Потом он примется за сигару и слушает внимательно, как тяжело кудахтает наседка, как пищат цыплята, как трещат канарейки и чижи. "Деревню напоминают, Обломовку", - сказал он. Потом сядет дочитывать начатые на даче книги, иногда приляжет небрежно с книгой на диван и читает. "...У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада. Хозяйка с семейством помещалась в двух непарадных комнатах, а братец жил вверху, в так называемой светелке. Кабинет и спальня Обломова обращены были окнами на двор, гостиная к садику, а зала к большому огороду, с капустой и картофелем. В гостиной окна были драпированы ситцевыми полинявшими занавесками. По стенам жались простые, под орех, стулья; под зеркалом стоял ломберный стол; на окнах теснились горшки с еранью и бархатцами и висели четыре клетки с чижами и канарейками..."

Образ Агафьи Матвеевны говорит о её простом характере, склонности к состраданию. Когда Обломов оказывается без денег, она продаёт свои вещи, чтобы покормить его. Агафья Матвеевна не пытается заставить Илью Ильича действовать. Она заботится о его сиюминутных нуждах, в частности, о еде, о тишине и спокойствии, которые так и милы сердцу Обломова. Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя - он выбирает Агафью Матвеевну.

Выборгская. сторона. Пшеницына. Роль этой любовной драмы. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Выборгская сторона.

Переезд с дачи на Выборгскую сторону в
квартиру к вдове Пшеницыной приближает
Обломова к Обломовке и, напротив, удаляет
его от большой жизни, жизни деятельной,
хлопотливой, жизни, которая рисуется в
воображении Ольги Ильинской,
вознамерившейся по просьбе Штольца
спасти Обломова от лени, апатии и гибели.
Квартира на Выборгской стороне – та же
Обломовка, по словам Обломова.

Пшеницына Агафья Матвеевна - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного

искать
новую квартиру, в
домике П. на Выборгской
стороне.

«Ей было лет
тридцать. Бровей
у нее почти
совсем не было.
Глаза сероватопростодушные,
как и все
выражение лица;
руки белые, но
жесткие, с
выступившими
наружу крупными
узлами синих
жил».

Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой

Обломова, готовила ему
изысканную пищу, поддерживала
чистоту его комнаты, заботилась
о здоровье. Вот оно - тихое
пристанище, которого никогда не
было бы у Обломова с Ольгой. Такая
мирная, уютная семейная жизнь не
пугала героя, как пугала его
женитьба на Ильинской, поскольку
не налагала на него никакой
ответственности. Он любил жену,
сына, семейный быт,
олицетворявший для него главное
- физический и душевный покой.»

Роль любовной драмы.

Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной
были дружеские. Когда Обломов уезжал куда-нибудь и
долго не возвращался, она могла всю ночь не сомкнуть
глаз, «ворочаться с боку на бок» и креститься. Когда
Обломов болел, она никого не пускала к нему в комнату,
а сама с ним сидела и лечила его, даже когда ребятишки
начнут шуметь, она будет на них браниться и
ругать. А когда он веселый и добрый, хозяйка меняется
на глазах, и вся жизнь становится такой же бодрой и
размеренной.

Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Почему Обломов выбрал Агафью Матвеевну?

Обломов выбрал Агафью Матвеевну не потому
что, у нее локти соблазнительны и что она хорошо
готовит пироги,- а потому что она гораздо больше
женщина, чем Ольга.
Если Штольц антипод Обломова, то Пщеницына в
такой же степени антипод Ольги.
Женитьба на Агафье Матвеевне- это соединение
обломовского образа жизни.

Спасибо за внимание.

Выполняли студенты:
ШацкаяАнастасия
Мифтахова Эвелина
Таймурзин Роман
Гимранова Арина
Беляева Анжелика