» » Ночь в тропиках.

Ночь в тропиках.

Медвежонок

Из приземистого, исхлёстанного ветрами ельника прямо мне под ноги выкатился медвежонок. Малыш растерялся, склонил голову набок и с удивлением стал меня разглядывать. Я показался медвежонку безобидным. Он засопел и спокойно стал почёсываться. Его всклокоченная тёмно-бурая шубка была вся в еловых иголках, причинявших ему боль. Я погладил малыша и стал вытаскивать из его шёрстки иголки. Неуклюжий приятель сопел от удовольствия. Тут послышался треск, призывное урчание, и справа от меня из леса вывалилась злющая медведица.

Прижался я к стволу лиственницы, даже дыхание старался сдерживать. Спас меня малыш. Медвежонок увидел в зарослях какую-то птицу и кинулся налево в чащу её догонять. Медведица ринулась за ним. По верхушкам папоротника, раскачивающимся всё дальше и дальше, я понял, что опасность миновала.

(По В. Бурлаку)

(Проверяемые безударные гласные и согласные в корне слова; гласные и, у, а после шипящих; гласные 0-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных; приставки на з-и с-; приставки пре-и при-; ь после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий; дефис в сложных именах прилагательных и неопределённых местоимениях; н и нн в причастиях; не с именами прилагательными; однородные члены предложения; причастные обороты; сложные предложения.)

Контрольный диктант за II четверть

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нём нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места. Высокие пышные кочки, устеленные светло-зелёным мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке. Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжёлыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твёрдой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину)

(Чередующиеся гласные е -и в корне слова, ь после шипящих на конце глаголов, дефис в неопределённых местоимениях и наречиях, гласные о -ё после шипящих, не с именами прилагательными и глаголами, правописание сложных имён прилагательных, н и нн в причастиях, однородные члены предложения, причастные обороты, сложные предложения.)



Контрольный диктант за III четверть

Тропики

Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озарённого светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь В каком-то чаду раздумья...

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.

(По И. Гончарову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; дефис в неопределённых местоимениях; ь после шипящих на конце глаголов; не с глаголами, наречиями, деепричастиями; частица ни; однородные члены предложения; деепричастные обороты; сложные предложения; сравнительные обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Славный мастер

Иван Кулибин - талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.



Любовь к часам, беспристрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неумолимо возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.

Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждый час раскрывались золочёные двери, а под музыку разыгрывалось представление.

Часы Кулибина, раскрывая дарование мастера, являли собой чудо русской техники.

(По Г. Богдановой)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; приставки пре-и при-; приставки на з-и с-; не с глаголами, именами прилагательными, наречиями; н и нн в именах прилагательных и причастиях; частица ни; однородные члены предложения; причастные и деепричастные обороты; сложные предложения; тире в простом предложении.)

Годовой диктант

Воспитанные люди

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.

(По А. Чехову)

(Проверяемые безударные гласные в корне слова; разделительный ь; -ТСЯ и -ться в глаголах; гласные о -ё после шипящих в корне слова; приставки на -3 и -с; не с глаголами; наречиями, именами прилагательными; правописание предлогов; н и нн в причастиях; однородные члены предложения; сравнительные обороты; сложные предложения, предложения с прямой речью)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»

Контрольно-измерительные материалы

по учебному курсу «Русский язык»

7 класс

Базовый уровень

Кальяновой Натальи Николаевны

высшей квалификационной категории

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № от

«___» _____________2013

2013-2014 уч. год

График контрольных работ

1 четверть

Контрольная работа № 1 по словообразованию и фонетике

Контрольная работа № 2. Изложение по тексту рассказа Ю.Казакова «Арктур – гончий пес»

Контрольная работа № 3. Диктант на правописание суффиксов причастий.

2 четверть

Контрольная работа № 4. Сочинение на тему «Человек и природа в городе»

Контрольная работа № 5 по теме «Наречие».

Контрольная работа № 6. Изложение «Поговорим о бабушках»

3 четверть

Контрольная работа № 7. Диктант по теме «Наречие»

Контрольная работа № 8. Диктант на правописание наречий, предлогов, союзов.

Контрольная работа №9 по теме «Частица». Диктант «Тропики»

4 четверть

Контрольная работа №10. Сочинение типа характеристики или самохарактеристики «Знакомьтесь: это я»

Контрольная работа №11. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского «О Чехове».

Уроки 133-134

Контрольная работа №12. Итоговое тестирование по всему курсу 7 класса.

Уроки 135-136

Контрольная работа №1

по морфемике, словообразованию, лексике и фонетике.

Цель: проверка умений в области морфемики, словообразования, лексики, фонетики и орфоэпии.

1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным, суффиксально-приставочным способами словообразования, сложением. Графически покажите, как образованы эти слова.

образец : цени ть + - тель () ------ ценитель (суф.способ)

Дополнительное задание . Запишите 3 слова, образованные суффиксально-приставочным способом. Покажите, как образованы эти слова.

2. Разберите по составу слова. Подчеркните те, в которых суффикс –тель имеет значение «человек, который…»

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

Дополнительное задание . Сформулируйте значение, которое имеет суффикс –тель в остальных словах.

3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели

пере ывающ его ся

Дополнительное задание . Запишите предложение, в котором слово данной модели имело бы зависимое слово.

4. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.

Дополнительное задание . То же самое со словами ванная, столовая.

5. Восстановите звенья словообразовательной цепочки слова:

старый устарелый

глухой глуховатость

делить неделимый

6. Составьте слова, соответствующие схемам:

ян ый

при а л

7. Письменно охарактеризуйте звуки (Й), (Щ).

Дополнительное задание . Найдите орфоэпические ошибки в словах (йа)зык, сапо(х), ску(чн)ый, подняв, и исправьте их.

Контрольная работа №2

Изложение по тексту рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»

Цель: проверить умение сохранять при пересказе основную мысль текста, его типологическое строение, стиль речи, изобразительно-выразительные средства языка.

Мы с доктором жили на окраине небольшого города в старом деревянном доме. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком на шее он сидел, забившись между бревнами, и дрожал. Доктор остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого пса к себе домой.

Дома он вымыл слепого пса теплой водой с мылом и накормил. Пес вздрагивал и поджимался во время еды, ел жадно, спешил и давился.

Наступил вечер. Пес задремал на террасе. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом клал морду на лапы и закрывал глаза.

Доктор ерзал в качалке. Пес встал, подошел и осторожно ткнулся носом в колени хозяину. Доктор засмеялся и положил руку ему на голову. И это решило все. В доме появился еще один обитатель, его назвали Арктуром.

Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на кого. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным. Он любил его страстно и поэтично, может быть, больше жизни.

У хозяина бывало минутами плохое настроение, иногда он был равнодушным, но чаще он был добр. И тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Уши его распускались, хвост останавливался, тело замирало, только громко колотилось сердце. Тогда хозяин начинал его толкать, щекотать, гладить и смеяться прерывистым смехом.

Так счастье вошло в жизнь человека и собаки.

(По Ю. Казакову) (245 слов)

Контрольная работа №3

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Цель: проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н – нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.

Он не поет, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

(119 слов) (По Н. Сладкову)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Подчеркните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.

3) Выпишите 3 слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Напишите проверочное слово, если оно есть.

Контрольная работа №4

Сочинение на тему «Человек и природа»

Цель: проверить умение создавать текст публицистического стиля в форме заметки в газету.

Готовя учащихся к домашнему сочинению, введем их в стилистически значимую речевую ситуацию, ориентирующую на использование публицистического стиля речи.

«Давайте всем классом приготовим стенгазету на тему «Человек и природа». В ней мы расскажем, как живется растениям и животным в нашем селе и что сделал (или хотел сделать, да не смог, не сумел) каждый из нас, чтобы помочь выжить нашим братьям меньшим.

Напишите заметку о каком-либо конкретном случае.

Подберите к ней броский заголовок.

Напишите так, чтобы ваша заметка не оставила читателя равнодушным.

Контрольная работа №5

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями .

Цель: проверить усвоение правил слитного/раздельного употребления не с разными частями речи, написание не - ни с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, а также других орфограмм.

Кроме того, проверяется усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

(133 слова) (По Г. Бакланову)

Задания к диктанту.

1). Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.

2). Подберите проверочные слова к любым 3 глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.

Контрольная работа №6

Сочинение на тему «Хочу и надо»

Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина

«Хочу» и «надо». Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого начала уже возникает противоречие: …

Задание к сочинению. 1) Продолжите текст, приведите примеры возникающих противоречий и сделайте вывод.

2) Используйте в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица (хочется спать – надо вставать…).

Например:

Утро. Звонит будильник. Пора вставать… Но хочу, ужасно хочу спать! Ничего не поделаешь – надо вставать. Встал, пошел в школу…

Пришел из школы – надо делать уроки. Но как хочется почитать книжку или погулять! Приходится брать себя в руки и садиться за стол – ведь надо!

Предварительно обсудить с учащимися основную мысль сочинения («надо» формирует характер, закаляет волю; «хочу» же, хотя и доставляет много приятных минут, тем не менее не помогает человеку «сделать себя»), посоветовать им в той или иной форме отразить ее в заключительной части сочинения.

Контрольная работа №6

Изложение «Поговорим о бабушках»

Цель: проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто по тому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость – довольно тяжкое и печальное бремя жизни. Все свое, личное, у нее позади - забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(241 слово) (По И. Медведевой)

Контрольная работа №5

по теме «Наречие»

Цель работы: проверить умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.

Задание 1. Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.

Укажите разряд наречий.

Запишите, от какого слова и как образовано наречие.

Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,

И вмиг всё бесследно исчезнет, - и только вдали,

С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,

Незримо порвётся струна от небес до земли.

(К.Бальмонт)

Задание 2. Спишите и подчеркните выделенные слова, как члены предложения.

Выпишите два любых наречия и сделайте их морфологический разбор.

Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом. Лицо ребёнка грустно и печально. Тихо в озере струится отблеск кровель золотых. Всё тихо – ни песни, ни речи. За вечером спускается на землю ночь. Вечером пошёл снег. (Во)время беседы товарищи держались очень скованно. Прийти (во)время лучше.

Задание 3. Запишите по два слова на каждую словообразовательную модель:

Задание 4. Запишите наречия и разберите их по составу.

Бесцеремонно, захватывающе, ослепительно, тихонько, вдогонку, наземь.

Контрольная работа №7

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

(123 слова)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречия, какой это член предложения, разберите наречие по составу

(любить смолоду – времени)

Контрольная работа №10

Сочинение на тему «Как я в первый раз….»

Цель: проверить, умеют ли учащиеся подробно рассказывать о своем состоянии, о тех чувствах, которые переполняют каждого, когда он приступает к какому-либо важному делу, впервые оказывается в какой-либо «острой» ситуации.

Предполагаемые типы речи – повествование, описание состояния лица. Стиль речи – художественный.

Контрольная работа №8

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Цель: проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н - нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях, с однородными членами, с деепричастным оборотом.

Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.

Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое. (…)

Человек шел теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись…

(127 слов)

(А. Чаковский)

Задания к диктанту.

1) Найдите 3 наречия разных разрядов. Выпишите эти наречия в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав и каким членом предложения является (шел (как?) вразвалку – образа действия)

2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.

Контрольная работа №11

Сжатое изложение по тексту Л.Н. Толстого «Детство»

(или по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»)

Цель: научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

Наталья Савишна

С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?

Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила нужный предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.

Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня не доставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Контрольная работа №9

Диктант

Цель: проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий; правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными, деепричастными оборотами, с однородными членами.

Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.

(119 слов) (По И. Гончарову)

Контрольная работа №10

Сочинение типа характеристики или самохарактеристики

Тема «Что за человек мой друг?» или «Знакомьтесь: это я»

Цель: проверить, насколько усвоена учащимися смысловая структура текста характеристики, в которой чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства.

Сочинение по картине И.Е. Репина «Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна»

Контрольная работа №12

Тест по курсу 7 класса

    Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А. Стиль речи - научный.

Б. Тип речи – рассуждение-объяснение.

В. Способ связи предложений – параллельный.

Г. Средства связи – лексический повтор, местоимение.

    Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составляли текст.

    Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

    Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

    Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

    Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А)1,3,2,4; Б) 4,2,1,3; В) 1,2,4,3; Г) 4,1,3,2

    Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.

Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

А) Стиль речи – художественный.

Б) Плыло небо – метафора.

В) Яркие иглистые (звезды) – эпитеты.

Г) Иглистый – слово употреблено в переносном значении.

    Укажите действительное причастие.

А. Отнятая игрушка.

Б. О движущемся предмете.

В. Посаженные деревья.

Г. Видимый глазом.

    Найдите неверное утверждение.

А.Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.

Б. Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глагола.

В. Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам и числам.

Г. Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.

6. Укажите наречия.

А. Вблизи вырыли пруд.

Б. Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

В. Вблизи дома росла береза.

Г. Говорить впустую.

Д. Навстречу дул сильный ветер.

Е. Вошли (в) пустую комнату.

Ж. Мы долго ходили вокруг озера.

З. Вокруг расстилались поля.

7. Укажите союзы.

А. Вслед за другими мы (то)же пошли в музей.

Б. Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.

В. Новый наш друг был так(же) веселый человек.

Г. Но за(то) как дружно мы жили!

Д. Это было то(же) здание.

8. Укажите предлоги.

А. (В)следствие усталости мы сделали привал.

Б. (В)виду нехватки времени.

В. (В)следствие включились новые люди.

Г. (В)течение месяца мы завершили работу.

9.Укажите какой частью речи является слово ЧТО в предложении.

Что, дремучий лес, призадумался?

А. Местоимение.

Б. наречие.

В. Частица.

10. Укажите, в каком примере слово ЕДВА является союзом.

А. Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером.

Б. Едва ли я смогу помочь вам.

В. Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер.

Г. Он шел, едва волоча ноги от усталости.

11. Найдите правильно построенное предложение .

А. Прочитав повесть»Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру.

Б. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

В. Загримировавшийся актер ждал своего выхода.

Г. Изумительно красив был возвышающий холм.

12. Укажите состав каких слов соответствует схеме л ый

А. горелый Г. спелый

Б. беглый Д. светлый

В. Линялый Е. умелый

13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели

Пере ива ющ ими ся

А. страдательное

Б. Действительное.

В. Возвратное

Г. Совершенного вида.

Д. Несовершенного вида.

Е. В форме единственного числа дательного падежа.

Ж. В форме множественного числа творительного падежа.

14. Укажите какое слово пропущено в словообразовательной цепочке

один - …- одиночка

А. Одиноко В. Одинокий

Б. Одиночество Г. Одиночный

15. Покажите какие слова соответствуют схеме ник

А. Охранник Г. Сметанник

Б. Малинник Д. Ремесленник

В. Утренник

16. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.

А. Назавтра Г. Немного

Б. Досуха Д. Роскошно

В. По-английски Е. Издалека

17. Покажите, в каких предложениях нужно вставить прилагательное красочный.

А. Картины мастера поражали богатством … узора.

Б. В хозяйственном магазине мы купили … вещество для ткани из хлопка.

В. В … состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.

Г. В светлых лучах солнца особенно … празднично выглядели … наряды женщин.

18. На месте каких цифр пишется И? Возьмите цифру в кружок.

Я тебе н..чего н.. скажу,

И тебя н.. встревожу н..чуть,

И о том, что я молча твержу,

Н.. решусь н.. за что намекнуть.

1 2 3 4 5 6

19. В каких случаях не пишется раздельно?

1)Отвечать (не)волнуясь. 2)(Не)просохшая после дождя земля. 3)(Не)хорошо говорить. 4) (Не)враг он мне. 5) (Не)хоженые тропы. 6) (Не) о чем.

7) (Не)интересный человек. 8)(Не)надо обижаться. 9) (Не)мог идти.

10) Письмо (не)написано.

_____________________

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Где пишется буква Я?

1) Подстрел..нный воробей. 2) Просе..нное зерно. 3) Промасл..нная бумага. 4) Раста..вший снег. 5) Засе..нное поле. 6) Плам..нный привет. 7) Осме..нный человек. _______________________

1 2 3 4 5 6 7

21. Обозначьте случаи слитного написания .

1) (за)тем лесом озеро. 2) (По)тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за)тем я. 4) (На)конец доски. 5) Иди (по)тому мостику. 6) (На)конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в)верх.

___________________

1 2 3 4 5 6 7

22. В каких случаях следует пискать букву Н?

1) Стекля..ая дверь. 2) Разброса..ые вещи. 3) Глиня..ая кружка. 4) Дли..а железной дороги. 5) Комари..ый писк. 6) Связь была прерва..а.

7) Ю..ое порколение. 8) Авиацио..ый завод.

_____________________

1 2 3 4 5 6 7 8

23. Какие слова пишутся через дефис?

1) Строго(настрого). 2) (Пол)лимона. 3) Северо(восточный).

4) Ярко(голубой). 5) (По)прежнему дружить. 6) Хлопчато(бумажный).

7) Где(то) вдали. 8) (Пол)страны. 9) (По)змеиному следу.

______________________

Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Частица»

Цель работы - проверить усвоение правопи-сания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении, предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с одно-родными членами. Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как изотверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают мил-лионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно иг-рающая, что-то будто говорящая на непонятном языке карти-на неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночнымвоздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется до-искаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выхо-дит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья... Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гонча- рову) Примечание. Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.Контрольная работа № 8. Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе. I . Речь 1. Найдите ошибку в характеристике текста. Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

  1. Стиль речи - научный.
2. Тип речи - рассуждение-объяснение, 3. Способ связи предложений - параллельный. 4. Средства связи - лексический повтор, местоимение. 12342. Определите, в каком порядке нужно располо- жить предложения, чтобы они составили текст. 1) Тематическое предложение обычно помещается в на-чале абзаца. 2) Остальные предложения содержат примеры, доказа-тельства, объяснения. 3)Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора. 4) Абзац состоит из тематического предложения и пред-ложений, в которых высказанная мысль уточняется и раз-вивается. А. 1,3, 2,4; Б. 4, 2,1,3; В. 1,2,4,3; Г. 4,1,3, 2. АБВГ3. Найдите ошибку в стилистическом разборе фраг- мента текста. Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью. 1. Стиль речи - художественный. 2. Плыло небо - метафора. 3. Яркие иглистые (звезды) - эпитеты. 4. Темное - слово употреблено в переносном значении. 1234II . Язык 4. Укажите действительное причастие. 1) отнятая игрушка 2) посаженные деревья 3) о движущемся предмете 4) видимый глазом 12345. Найдите неверное утверждение. 1) Словосочетание типа «прич . + сущ.» является прича-стным оборотом. 2) Правописание суффиксов причастий прошедшего вре-мени не определяется спряжением глаголов. 3) Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам. 4) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна. 12346. В каких предложениях выделенные слова наречия? 1) Вблизи вырыли пруд. 2) Навстречу автобусу мчался мотоциклист. 3) Вблизи дома росла сосна. 4) Говорить пришлось (в) пустую. 5) Навстречу дул порывистый ветер. 6) Гости вошли (в) пустую комнату. 7) Мы долго ходили вокруг озера. 8) Вокруг расстилались поля. 123456787. В каких предложениях выделенные слова союзы? 1) Вслед за другими мы то (же) пошли по дороге. 2) Ничто не изменилось: так (же) светило яркое солнце, так (же) шелестели листья. 3) Наш новый знакомый так (же) оказался веселым че-ловеком. 4) За (то) как дружно мы жили! 5) Это было то (же) здание, которое мы видели вчера. 123458. В каких предложениях выделенные слова пред- логи? 1) (В) следствие усталости путники вынуждены были сделать большой привал. 2) (В) виду болезни пришлось отложить все намеченные дела. 3) (В) следствие вмешалась городская прокуратура. 4) Работа завершена (в) течение месяца. 12349. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении. Что, дремучий лес, призадумался? (А Кольцов) 1) местоимение 2) наречие 3) частица 4) союз 123410. Укажите, в каком примере слово едва является союзом. 1) Алексей едва мог вспомнить, что случилось минуту назад. 2) Едва ли я могу помочь вам. 3) Едва Владимир выехал в поле, поднялся ветер. 4) Он шел, едва волоча ноги. 123411. Найдите верно построенное предложение. 1)Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жа-лость к главному герою. 2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разго-варивать. 3) Загримированный актер ждал своего выхода. 4) Изумительно красив был возвышающий холм, уто-пающий в зелени. 123412. Укажите, состав каких слов соответствует схе ме: 1) горелый 2) спелый 3) линялый 4) беглый 5) светлый 6) умелый 12345613. Укажите признаки причастий, соответствую- щих модели: 1) страдательное 2) действительное 3)возвратное 4) совершенного вида 5) несовершенного вида 6) в форме ед. ч. дат. п. 7) в форме мн. ч. тв. п. 123456714. Укажите слово, пропущенное в словообразова-тельной цепочке: один - ... - одиночка 15. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом. 1) назавтра 2)досуха 3) по-русски 4) издалека 5) роскошно 6)немного 12345616. Подчеркните ошибки в характеристике звуков. [а] - гласный, безударный [в"] - согласная, звонкая, мягкая - согласный, глухой, твердый [щ"] - согласный, глухой, мягкий17. Укажите слова с правильно поставленным уда- рением. 1)балова ться 2) на чата 3)со здав 4) повтори т 5) дефи с 6)до низу 12345618. Укажите слова с ошибками в обозначении про изношения.
  1. ску[ч’]но ч[а]стица се[в]одня к сож[а]лению наро[ш]но да (еда)
12345619. На месте каких цифр пишется и? Я тебе н 1 ..чего н 2 .. скажу, И тебя н 3 .. встревожу н 4 ..чуть, И о том, что я молча твержу, Н 5 .. решусь н 6 .. за что намекнуть. 1 2345620. В каких случаях не пишется раздельно? 1) Отвечать (не) волнуясь 2) (Не) просохшая после дождя земля 3) (Не) хорошо говорить 4) (Не) враг он мне 5) (Не) хоженые тропы 6) (Не) интересный человек 7) (Не) надо обижаться 8) (Не) мог идти 9) Письмо (не) написано 12345678921. Где пишется буква я? 1) подстрел..нный воробей 2) просе..нное зерно 3) промасл..нная бумага 4) растя..вший снег 5)засе..нное поле 6) плам..нный привет 7) осме..нный лжец 123456722. Отметьте случаи слитного написания. 1) (За) тем лесом озеро. 2) (По) тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за) тем я. 4) Встань (на) конец доски. 5) Иди (по) тому мостику. 6) (На) конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в) верх. 123456723. В каких случаях следует писать одну букву н? 1) стекля..ая дверь 2) разброса..ые вещи 3) глиня..ая кружка 4) дли..а отрезка 5) комари..ый писк 6) связь была прерва..а 7) ю..ое поколение 8) авиацио..ый завод 1234567824. Какие слова пишутся через дефис? 1) строго (настрого) 2) (пол) лимона 3) северо (восточный) 4) ярко (голубой) 5) (по) прежнему дружить 6) хлопчато (бумажный) 7) где (то) вдали 8) (пол) страны 9) суффиксально (приставочный) КИМы взяты из книги: Львов В.В. Поурочное планирование. К учебникам под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004

Литература для учителя:

Для учителя:

    Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской» Русский язык. 7 класс» М.: Дрофа.

    Журнал Русский язык и литература для школьников»

    Журнал «Русский язык в школе»

    Русский язык. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Н. В. Ромашина. Волгоград. Учитель. 2008год

    Диктанты и изложения. Л. Н. Ситникова. Волгоград. Учитель. 2007 г.

    Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку. «Новый диск». 2006.

    Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. 000 «Кирилл и Мефодий»,2007.

    Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.; Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.; Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9- классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004 Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.; Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007 Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.; Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М.: Международные отношения, 1994. –с.559.; Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

Литература для учащихся:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.; Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.; Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.; Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.; Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. -107с.; Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
  2. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;

    Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.


Предварительный просмотр:

Материалы к итоговой аттестации по русскому языку. 7 класс(трад.)

Нулевой срез.

Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.

Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой.

Диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе».

Я живу на берегу красивого озера. Древние скалы здесь круто поднимаются над прозрачной водой, а сверху, у этих скал, заглядывают в глубину кряжистые, приземистые сосны.

Весной, когда лед синеет, низко над озером тянутся на север широкие гусиные стаи. Птицы тяжело и устало машут крыльями и подчас останавливаются на узком острове. Всю ночь тогда разносятся вокруг беспокойные голоса больших и осторожных птиц.

Как только лед вздувается, крошится, а на берег выступают широкие языки весенней воды, из холодных озерных глубин к берегу направляются щуки. Они приходят на затопленные болота отметать икру и медленными всплесками широких хвостов рассказывают о том, что весна на озере тоже началась.

А потом, когда в глухих лесных заливах тают последние седые льдины, я поднимаюсь на самую высокую скалу, чтобы после долгой северной зимы поздороваться с другими озерами и поздравить их с наступившей весной.

Тест по теме «Причастие».

  1. Укажите правильный ответ:

Причастие-особая форма глагола, которая имеет признаки:

а) глагола; б) наречия и глагола; в) прилагательного; г) глагола и прилагательного.

2. Укажите глагольные признаки, которые имеет причастие:

а) время(настоящее и прошедшее); б) время (будущее); в) вид; г) возвратность.

3 . Укажите предложение (предложения) с причастным оборотом(знаки не расставлены):

А) Чуть слышится ручей бегущий в сень дубравы. Б) Взволновавшая меня мелодия доносилась с правого берега. В) Летящая стрела поразила противника. Г) Обработанная земля дала хороший урожай.

4. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот(знаки не расставлены):

А) Тянувшийся позади дома сад выходил за село.

Б) Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

В) За село выходил тянувшийся позади дома сад.

5. Укажите предложение, в котором нужно выделить запятыми причастный оборот (знаки не расставлены):

А) Дорога освещенная бледной луной выглядела таинственной.

Б) Освещенная бледной луной дорога выглядела таинственной.

6. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А) Тишина прерывалась звуками, доносившимися издали.

Б) Доносившиеся издали звуки, прерывали утреннюю тишину.

В) На тропинке, согреваемой солнцем, быстро таял снег.

7. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А) Припудренные утренним инеем деревья радовали глаз.

Б) В саду стояли припудренные утренним инеем деревья.

В) Деревья припудренные инеем, радовали глаз.

8. Укажите словосочетание, в котором есть действительное причастие:

а) гонимый осенним ветром; б) цветущие поздней осенью; в) колеблемые ветром.

9.Укажите словосочетание, в котором есть страдательное причастие:

а) любимый учениками предмет; б) исследующий почву ученый; в) пишущий историю.

10. Укажите номера слов, которые являются краткими причастиями:

(1) Освещенная солнцем поляна. Поляна была (2) освещена солнцем. Поверхность земли была (3)изрыта тракторами. Цветы, (4)залитые полуденным солнцем, источали сладкий аромат. Цветы, (5)издававшие сладкий аромат, были (6)залиты ярким полуденным солнцем.

11. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о.

б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы.

в) пече..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы.

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 1.

  1. Укажите слова, пишущиеся с Н:

а) завороже..ый; б) завороже..; в) застое..ый.

2. Укажите слова, пишущиеся с НН:

а)жаре..ый картофель; б) жаре..ый во фритюре картофель; в) картофель пожаре..

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н:

а) письмо отправле..о; освеще..ый зал; дерево повале..о;

б) заколдова..ый лес; моче..ые яблоки; жаре..ые грибы;

в) печ..ый картофель; хлеб убра..; пута..ые нитки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН:

а) рассея..ый человек; рассея..о ветром; спута..ые волосы;

б) ране..ый пулей солдат; выстрое..ая школа; сожже..ое письмо;

в) грибы собра..ы; дорожки подмете..ы; слома..ая вещь.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН:

(1)плете..ая корзина; (2) плете..ая из веток корзина;(3) сплете..ая корзина; (4) груже..ые баржи; (5)стари..ый глобус; (6) серебря..ое кольцо; (7) изране..ый человек; (8) ране..ый человек; (9) рва..ое

пальто; (10) разорва..ое пальто; (11) варе..ая рыба; (12) сваре..ая рыба; (13) варе..ая в (14) соле..ой воде рыба.

6. Закончите предложения:

А) НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть …….

Б) НЕ с краткими причастиями пишется …..

7. Укажите слово (или слова) , которые пишутся с НЕ раздельно:

а)(не)годующий; б) (не) написанная еще книга; в) (не) полученная посылка.

8. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно:

а) дом (не) отремонтирован; б) (не) отремонтированный еще дом; в) (не) отремонтированный дом.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:

(1) (не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скошена; (5) (не)доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись;

(8) (не) завершенная в срок работа; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто.

Контрольная работа по теме «Правописание причастий». Вариант 2.

1. Укажите слова с Н: а) ране..ый; б) украше..ый; в) белье высуше..о.

2. Укажите слова с НН: а) взбудораже..ый; б) украше..о цветами; в) украше..ый цветами.

3. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Н: а) моще..ая дорога;

Моще..ая булыжником дорога; прерва..ый разговор; б) плете..ая корзина; суше..ые фрукты; моче..ые яблоки; в) плете..ая из веток корзина; суше..ые на солнце фрукты; моче..ые в бочке яблоки.

4. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НН: а) цветы сорва..ы; дети расстрое..ы; расстрое..ый

ребенок; б) нарисова..ый; приобрете..ый; ухоже..ый; в) дом сожже.. врагами; сожже..ый дом; обрече..ый.

5. Выпишите сначала номера слов, пишущихся с Н, затем с НН: (1) вываля..ый в снегу; (2) испеч..ый

в печи; (3) пече..ый пирог; (4) пече..ые бабушкой пирожки; (5) заряже..ая винтовка; (6) деревя..ый дом;

(7) улицы застрое..ы домами; (8) сбереже..ые деньги; (9) увиде..ый впервые; (10) он озадаче..; (11) ва-

ре..ое мясо; (12) сваре..ое мясо; (13) краше..ая скамейка; (14) краше..ая в зеленый цвет скамейка.

6. НЕ с краткими причастиями: а) всегда пишется слитно; б) пишется всегда раздельно; в) может

быть написано и слитно, и раздельно.

7. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а) (не)доумевающий; б) (не)разгаданная тайна; в) никем (не)разгаданная тайна.

8. Укажите причастия, которые пишутся с НЕ слитно: а) окно (не) вымыто; б) (не) замеченная учителем ошибка; в) (не) замеченная ошибка.

9. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ раздельно: (1) (не) дочитанный роман; (2) (не) дочитанный мной роман; (3) урок (не) доучен; (4) (не) окрепший после болезни дедушка; (5) (не) годующий человек;

(6) (не) замерзший пруд; (7) (не) замерзший к утру пруд; (8) (не) окрепший после болезни; (9) в доме еще (не) прибрано; (10) еще (не) украшенная елка.

Диктант по теме «Деепричастие».

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь издали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

Наречие.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немного жутко, так как я ничего, даже воды, не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на упругий песчаный берег, неподалеку от небольшой полянки. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела. От земли поднялся туман. На его седом фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности среди никем не нарушаемой тишины чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени.

Внезапно мой слух поражается странными звуками, так что я невольно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, ни что это за звуки, ни откуда они несутся: справа, слева, сзади, спереди. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым звуком.

«Это журавлиные стаи начали свою утреннюю перекличку»,--шепотом говорит мне мой спутник.

Стихло. Все вновь погружается в ничем не возмутимую тишину.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди. .

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

Служебные части речи.

Тест по теме «Служебные части речи (союз, частица). 7класс. Вариант 1.

1. Укажите среди данных примеров сочинительный союз.

1) потому что; 2) также; 3) же; 4) так как.

(Не) смотря на (не)ожиданно ударившие в марте морозы, н.. яблони, н.. сливы у нас (не) пострадали.

1) НЕ СМОТРЯ –деепричастие с НЕ пишется раздельно.

2) НИ яблони, НИ сливы-соединительный союз ни-ни при однородных членах.

3) НЕОЖИДАННО -наречие с приставкой НЕ, без НЕ не употребляется.

4) Не пострадали-частица НЕ пишется с глаголом отдельно.

4. В каких предложениях зато

1)Я спрятался (за) то дерево, что росло у дороги. 2)Морозило сильнее, (за) то было тихо. 3) Научить себя работать со справочной литературой трудно, (за) то полезно. 4) (За) то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени. В чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

1) что бы-чтобы; 2) то же--тоже.

А видел ли слона?

Да разве там он?

Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) лишь(бы) ; 2) все(таки); 3) что(же); 4) вряд(ли).

10. Заполните таблицу:

Тест по теме «Служебные части речи(союз, частица). 7класс. Вариант 2.

1. Укажите среди данных примеров подчинительный союз.

1) ни-ни; 2) также; 3) же; 4) так как.

2. К служебным частям речи относится: 1) междометие; 2) местоимение; 3) наречие; 4) частица.

3. Укажите ошибку в объяснении написания слова. (Не) смотря на усталость, мы н.. могли н.. восхищаться (не) превзойденными шедеврами живописи, и (н..) кто н.. проронил (н..) звука за время экскурсии.

1) НЕСМОТРЯ НА – производный предлог, пишется с НЕ слитно.

2) НИ могли НИ восхищаться-соединительный союз ни-ни.

3) НЕПРЕВЗОЙДЕННЫМИ-прилагательное, без НЕ не употребляется.

4) НИКТО-приставка НИ в отрицательном местоимении в безударном положении.

4. В каких предложениях зато является союзом и пишется слитно?

1) Не (за) то волка бьют, что сер, а (за) то, что овцу съел. 2) Его прозвали Знайкой (за) то, что он много знал.3) Все умолкли, (за) то громче затрещали, разгораясь, ветки. 4) Незнакомец был невысок ростом, (за) то плечист.

5. Выпишите номера предложений, в которых союз И связывает однородные члены (знаки препинания не расставлены).

1) Вечерело и мы заторопились домой. 2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. 3) Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг. 4) Догорает костер разложенный в снегу и последний дымок его стелется низко. 5) Ветер разогнал тучи и к утру лужи затянул тонкий ледок. 6) Белая пена сверкает и кипит буграми и с грохотом бьет в громадный черный утес.

6. Выпишите союзы в две колонки: сочинительные и подчинительные. Выполните морфологический разбор двух союзов (1 соч. и 1 подч.)

1) Свет падал на кусты сирени, и в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 2) Если свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 3) Когда свет падал на кусты сирени, в чашечках ее цветов дрожали капельки росы. 4) В чашечках цветов сирени дрожали капельки росы, потому что свет падал на ее кусты.

7. Запишите предложения с парами слов: 1) что бы-чтобы; 2) так же-также.

8. Выписать частицы, определить их разряд.

А видел ли слона?

Да разве там он?

Там.

–Ну, братец, виноват:

Слона –то я и не приметил.

9. Пишется через дефис: 1) как(бы) ; 2) (как)будто; 3) что(ли); 4) дай(ка).

10. Заполните таблицу:

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание частиц НЕ и НИ.

1) Вокруг нет (н..) души. 2) Н..льзя (н..) поражат..ся кр..соте окружающ..й вас мес..ности. 3) Чего только (н..) увидишь в горах! 4) Идеш.. и идеш.., пока (н..) устанеш.. 5) (Н..) одной птиц.. (н..) слышно было в чащах. 6) Мы долго (н..) могли сказать (н..) слова. 7) Как (н..) любить стари..ых русских городов! 8)Сколько (н..) броди по берегам Волги, это никогда (н..) наскучит.

Итоговый диктант.

Тропики.. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у вас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

Но как ни привыкнешь к краостам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.


Ночь в Индийском океане. Тропики. Космически черная ночь. Свет только от звезд, мерцающим шатром раскинувшимися над бесконечностью. Оказывается, наша память сохраняет для нас знакомые с детства звездные россыпи привычного, ночного, северного неба. Здесь, в тропиках, смотришь вверх и понимаешь, что над тобой звездное небо, но не то, к которому ты привык с детства.

Свалился в другую сторону Млечный путь и не вертится привычно над головой вокруг своего хвоста «Малая медведица». Пропала за горизонтом и северная царица «Большая медведица», самые яркие звезды оказались в окружении незнакомых созвездий. И вместо пышной красавицы Веги сверкает Альфа Центавра, а в другом конце на черном бархате лежит алмаз Канопуса. Подковку Северной короны, состоящую из небольших сверкающих звездочек, но хорошо видную на ночном небе и узнаваемую, сменил Южный крест – символ южных широт.

Полный штиль, и наш танкер «Инкерман» беззвучно летит в черное пространство космоса, навстречу к незнакомым звездам. Беззвучно потому, что машинное отделение расположено в корме, а штурманская рубка в носовой надстройке, и шума машин практически не слышно. Выходи на крыло мостика, где не слышно пощелкивания навигационных приборов и тебя обволакивает влажная полная тишина, ложись на встречные горячие струи воздуха и представляй себя где угодно, только не на Матушке Земле.

Но вот, под бортом, внизу, расширяясь зазмеилась фосфорно-белая, искрящаяся полоса вывернувшейся из под форштевня волны, и побежала в сторону пропадая, кувыркаясь и затухая. А ей на смену другая, такая же яркая и игривая. Оглянись назад, а там за кормой сверкающей изумрудной полосой уходит вдаль, назад до горизонта след, кильватерная струя закрученная винтом танкера.

Тропические воды Индийского океана, прерии подводного мира, так насыщены планктоном, фосфорицирующем при любом попадании на них самого слабого лучика света, что в ночи, как будто отражая звезды, то здесь, то там вспыхивают неожиданные огни. Луч ручного сигнального прожектора, узкий, как лазерный меч в руках фантастического воина, опущенный вертикально в глубину вод сверкает вихрями разноцветных звездочек далеко, на несколько метров под водой.

Нереальная тишина, только палуба под ногами чуть подрагивает, вибрирует от работы машин. В стороне, на предполагаемой поверхности океана появляются несколько изумрудно-белых черточек, приближающихся, удлиняющихся и все больше напоминающих след от быстро несущихся в борт судна нескольких торпед. Зрелище, на первый взгляд пугающее. У самого борта происходит поворот на девяносто градусов и вот уже разбойники дельфины мчатся рядом с судном, разрезая плавниками черную воду и оставляя за собой белый искрящийся след. Невольно приходит в голову, что только разумные существа выберут такой способ пошутить с людьми.

Придет утро, и в рассветной дымке моряки увидят от горизонта до горизонта сопровождающее их многотысячное войско этих удивительных существ. Такого количества дельфинов в обозримом пространстве мне не приходилось видеть больше не в одном уголке мира. В одном месте они мчатся вместе с судном одним курсом, в другом, толи играя, толи охотясь на косяк рыбы они сотнями одновременно выныривают из воды, подлетая на три-четыре метра, даже кувыркаясь, и без всплеска уходя снова в воду.

Одна группа «выделена» для сопровождения нас через их территорию. Они неотступно следуют рядом с бортом, уходя периодически под корпус судна, или пристроившись в метре перед форштевнем, прокладывают нам прямой путь. Чтобы мы поскорее убрались? Или мы им интересны? С нами не скучно. Несколько часов мы идем в окружении тысяч жителей Индийского океана.