» » Они защищали родину литературный вечер. Сценарий литературно - музыкальной композиции «Они защищали Родину

Они защищали родину литературный вечер. Сценарий литературно - музыкальной композиции «Они защищали Родину

Сценарий литературно-музыкального вечера «Россия – Родина моя».

Ведущий. 12 декабря самому главному закону нашей страны, а именно Конституции исполнилось 20 лет. Не случайно мы посвящаем наш сегодняшний литературно-музыкальный вечер нашей любимой Родине – России.

Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!

1 вед. Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?

2 вед. Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
3 вед. Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.

Ведущий. Россия… В этом коротком слове - необъятность. Из одного слова рождается множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, омытая ливнями, в россыпях звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия.

Наш любимый край Россия

Ученик. Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей!

Есть и клены и дубы,

А какие есть грибы,

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!!!

Песня «Моя Россия».

Ведущий. Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о ней много песен и сказок. С древних времён тема Родины стала главной темой отечественной литературы.

Родина – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это государство.

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Каждое государство имеет герб, флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн. Автор текста гимна С.В. Михалков, а композитор А.В. Александров.

Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на Запад и Восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный.

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Песня «Белый, синий, красный»

1 вед. Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит быть русским? – такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.
2 вед. Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две великие основы духовной природы, воображении и разум и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара.
3 вед. И действительно история Русского государства впитала в себя историю многих стран и народов.
1введ. Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с иноземными захватчиками, острых междоусобных войне. Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию она прошла и через монгольско-татарское нашествие и польско-литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс, воскресала она из руин из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки ее куполов и сильнее становился характер россиян.

звучит отрывок из «Богатырской симфонии»стихотворение «видение на холме»
песня
2 вед. Как каждое живое существо Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов, оно в звуках Глинки и Римского- Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Ученик:

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Ученик:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Песня «Летят журавли».

Ученик:

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

Песня «Россия – ты моя звезда».

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Ученик.

Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Ведущий. Граждане России! Любите Россию! Берегите её, цените, будьте её достойными детьми, и она, как мать, согреет вас своим теплом, вселит надежду на счастливое будущее.

Умом Россию не понять,
аршином общим не измерить,
у ней особенная стать-
в Россию можно только верить.
Заключительная песня о России в исполнении М. Распутиной.

Литературно-музыкальный вечер

«Россия – Родина моя»

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь .

Такими проникновенными словами из стихотворения С.Васильева в исполнении Чмутовой Анастасии начался литературно-музыкальный вечер, посвящённый Дню России, который прошел в Духовно-просветительском центре на базе Ломовской модельной сельской библиотеки.

Что может быть милее, бесценнее родного края? Здесь, кажется, и солнце светит ярче, и летний ветерок прохладнее, и цветы душистее, и холмы зеленее. Выставкарисунков ломовских детей о родине, подготовленная библиотекой специально к мероприятию, стала ярким подтверждением этой аксиомы.

Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит быть русским? Над этими вопросами предложили задуматься ведущие вечера Семиног О.В. и Солгалова Т.А.

И, словно находя ответы на эти вопросы, участники мероприятия читали стихи о Родине, о любви к России, о том, как важно беречь и ценить то, что таким трудом сохранили для нас предки


Проникновенные песни о России в исполнении Украинской Ксюши, Городовой Кати, Чмутовой Насти, Трапезниковой Насти, Найдёновой Кати стали ярким украшением праздника.

История Русского государства впитала в себя историю многих стран и народов. 1150 лет существует государство Россия. Много славных и горестных страниц было в её судьбе. Кто только не пытался захватить и уничтожить Россию. Она прошла и через монголо-татарское нашествие и польско-литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс, воскресала она из руин и пепла, и только ярче сверкали золотые маковки ее куполов и сильнее становился характер россиян.

О значении Родины в судьбе православного человека рассказал настоятель Свято-Никольского храма села Ломово отец Александр (Костюк).

Заведующая библиотекой Семиног Ольга Васильевна предложила участникам мероприятия совершить увлекательное путешествие во времени, окунувшись в мир книг по истории России, представленных на книжных выставках «Российской истории славные вехи» и «История не повторяется! Она преподносит уроки!».

С праздником присутствующих поздравили приглашенные гости: завуч МБОУ «Ломовская СОШ» Чепелева Любовь Васильевна и директор Ломовского модельного дома культуры Веревская Зоя Архиповна.


2012 год объявлен Годом российской истории. И не случайно. В этом году отмечается много юбилейных дат в истории страны: 1150 лет зарождения российской государственности, 770 лет Ледовому побоищу, 400 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением под руководством Минина и Пожарского, 200 лет Бородинской битве.Такуж случилось, что самые яркие страницы в истории страны, так или иначе связаны с войнами. Россия научилась крепко держать щит и твёрдой рукой поднимать меч, чтобы защитить себя. Но всё же…

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась,
А потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.

Семиног Ольга,

заведующая Ломовской модельной

сельской библиотекой

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Разделы: Внеклассная работа

Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990 году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь к зрителям ) мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии, это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.

Юноши и девушки:

Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
- Может, кто и замуж выскочит.
- Ага, или женится.
- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
- А я мечтаю приносить людям добро.
- А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования .

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2 г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай, война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1 девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Инсценировка по мотивам повести Э.Казакевича “Звезда”.
<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою.

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов, Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От голода умер Валерий Павлович, наш любимый учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются прожектора.
Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу) Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести В.Катаева “Сын полка”.
<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).
<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная ночь”.) Странное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз. Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы” Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и счастливо и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в форме
воина Российской Армии.

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера, выходя на сцену, хором ): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед сценой и все девушки – участницы вечера.

Сценарий литературно - музыкального вечера

«Солдатам всех войн посвящается»,

посвященного Дню защитника Отечества

Гришковец Е.А.

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ №25

Ведуший1.
Февраль - самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник появился в феврале
Ведущий 2
Если Вы считаете, что 23 февраля – это праздник военнослужащих, то Вы глубоко ошибаетесь! 23 февраля – это День Защитника Отечества.
Ведуший1
И каждый мужчина, будь он морским офицером или программистом, бизнесменом или милиционером, ученым или учителем - Защитник.
Ведущий 2
23 февраля – это День Защитника своего отечества, своей семьи, чести своего трудового коллектива. 23 февраля – это День настоящего мужчины. Нас ежедневно и ежечасно окружают настоящие мужчины - мужчины, которых мы любим, с которыми мы дружим, которые помогают нам решать производственные и бытовые проблемы. Так что самые искренние поздравления в 23 февраля.

Выступление учеников

Есть званье общее - солдат.
И генерал, и рядовой
Его торжественно хранят,
Они всегда готовы в бой.
Навек впечатаны в гранит
Героев имена.
Кто в бой готов - тот мир хранит.
Нам не нужна война!

Не отрекись от чувства меры,
Не рвись ушедшему вдогон,
Не оскверни свой символ веры
В иные дни иных времен.
И, сохраняя честь мундира,
Жизнь, направляя в берега,
Не сотвори себе кумира,
Не наживи себе врага!

Нет, не для званий и наград
В бою героем был солдат.
Он защищал свою страну,
Детишек, маму и жену,
Весеннюю сквозную сень
Берез и лип родных…
Мы поздравляем в этот день
Защитников своих!

Клип «Лучшая песня о войне» (Война идет, воюет взвод )

Вместе с весенним солнцем вновь приходит праздник с сединою на висках – День Великой Победы! А в морозном феврале 1943 года началось освобождение нашей Луганской земли от немецко - фашистских захватчиков

Ведущий 2

Никакие перемены в нашей бурной жизни не смогут изменить наше отношение к этому событию. У нас, потомков победителей, осталось то, чем живем мы и будут жить многие и многие поколения – благодарная память.

Именно она заставляет звучать в наших душах волнующую ноту. Мы смотрим на солдат той войны, с особым чувством, с самой искренней признательностью и благодарностью.

Ведущий 2

В их орденах и медалях – воинский подвиг, который вы называли просто выполнением долга.

Поэзия Великой Отечественной войны. Рокот боевых труб, пламенное слово командира, раскатистая боевая песня. а иногда задушевный разговор у солдатского костра - всё это отчётливо слышится в произведениях поэтов военной поры. Такой, пламенной патриоткой, не мыслящей себя без своей Родины, без России, была поэтесса Анна Ахматова. В морозном и голодном феврале 1942 года она написала стихотворение "Мужество":

Чтец 1:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Ведущий 2

Война родила многих поэтов - одни из них погибли в боях, другие вернулись живыми, но недолго прожили, потому что ранения сократили им жизнь, но есть те, кто живет до сих пор- их осталось мало. Особенно мало осталось тех, кто пережил страшную блокаду Ленинграда (ныне Санкт- Петербурга). Они наша гордость, они пример для подражания, именно им посвящено стихотворение Анны Ахматовой "А вы, мои друзья последнего призыва…"

Чтец 2:
А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена!
Ведь все равно - вы с нами!.
Все на колени, все!
Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами
Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

Во время войны стала явственной связь с землей, со своей землей, где ты родился, с историей России, с предками. Поэтому у фронтовых поэтов так много стихов, пронизанных любовью к Родине, лирических, задушевных, впоследствии ставших песнями. Одно из них - "Летят перелетные птицы" Михаила Исаковского.

Клип «Летят перелетные птицы»

Ведущий 2

У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви…

Клип «В землянке»

Чувства, усиленные близостью смерти, находили выход в стихотворных строках. Это было чувство любви, любви к родному дому, к детям, к любимой женщине. Это было чувство надежды, надежды на то, что тебя любят, помнят и ждут…

Чтец 3:

Это стихотворение написал Константин Симонов в 1941 году:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Чтец 4:

Иосиф Уткин в далеком сорок втором году сочинил эти строки:
ТЫ ПИШЕШЬ ПИСЬМО МНЕ
На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но -тот, кого любят,
Но тот, кого Помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем...

Ведущий 2

А каким чистым и сильным было чувство благодарности к тем, кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь, часто жертвуя собой, к этим молоденьким медсестрам - девчонкам!

Чтец 5:
Иосиф Уткин:"Сестра"

Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

Но самым сильным чувством была надежда остаться в живых, вернуться домой, увидеть и обнять близких людей.

Чтец 6:
ЛЕОНИД МАРТЫНОВ "НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ"
Возвращались солдаты с войны.
По железным дорогам страны
День и ночь поезда их везли.
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Возвращались солдаты с войны,
И прошли по Москве точно сны,-
Были жарки они и хмельны,
Были парки цветами полны.
В зоопарке трубили слоны,-
Возвращались солдаты с войны!
Возвращались с войны старики
И совсем молодые отцы-
Москвичи, ленинградцы, донцы...
Возвращались сибиряки!
Возвращались сибиряки -
И охотники, и рыбаки,
И водители сложных машин,
И властители мирных долин,-
Возвращался народ-исполин...
Возвращался?
Нет!
Шел он вперед,
Шел вперед
Победитель-народ!

Ведуший1

Закончилась Великая Отечественная война. Все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, но мы всегда будем помнить их подвиги, которые они совершили ради нас, ради мира, ради жизни на земле!

Клип «Где же вы теперь, друзья - однополчане»

Ведущий 2

Но и в наше время война не закончилась. И на нашей земле и в горячих точках продолжают умирать российские солдаты и офицеры. Они защищают нас с вами. Они исполняют свой долг.

Клип Олега Газманова "Господа-офицеры":

Ведуший1

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависимо от разных взглядов и споров, погибли люди. Много людей

Ведуший 2

Тогда, до декабря 1979 года все было как всегда. Наши мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись. И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.

Чтец 7:

Время выбрало нас,

Закружило в афганской метели,

Нас позвали друзья в грозный час,

Мы особую форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас!

По страницам времен

Под победные марши шагали.

Много славных российских имен

На гранитную вечность вписали.

И когда было тяжко подчас,

Силы таяли в грохоте боя,

Нас бросала на доты не раз

Непреклонная дерзость героев.

Верность, доблесть, отвага и честь –

Эти качества не напоказ.

У Отчизны героев не счесть.

Время выбрало нас.

Клип «Кукушка»

Эта война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов.

Ведущий 2

Война – какое страшное слово. Сколько беды и слез приносит она вновь и вновь. Еще одна война, которая не пожалела души молодых ребят.

Ведущий 1: Афганистан – государство на юго-западе Азии. Дипломатические отношения Афганистана с Советской Россией установлены в 1919 году.

Ведущий 2: 27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. В стране появились партийные активисты, которые запретили совершать утренние молитвы, правоверные не послушались, тогда активисты стали осквернять святые места. И это все в той стране, в которой афганское духовенство имело весьма прочные позиции в народных массах. Его влияние огромно и сейчас. Не случайно, что именно крупное духовенство стало ядром будущей вооруженной оппозиции. В знак протеста мужчины ушли в горы, промышляя грабежами, но чем дальше, тем больше потянулись кровавые следы. Так была развязана гражданская война в Афганистане. Наша страна откликнулась на просьбу правительства Афганистана – в эту страну, измученную кровопролитием, был направлен ограниченный состав Советских войск.

И как же мне не вспоминать

Друзей моих погибших лица

Да, это страшно – умирать,

Когда так надо возвратиться.

И ты ушел, приказ ведь дан

Ты верен долгу и присяге

И целиком Афганистан

Застыл в твоем последнем шаге

Посмотрите, ребята, посмотрите, девчата!

Память лица поставила в ряд

Это парни, которым будет вечно по двадцать

Это те, кто прославил десант.

Учитель: 20 столетие часто называют бурным, жестоким, таким оно стало и для нашей истории. Война, так или иначе, задела каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал близких на войну, кто-то оплакивал погибших.

Отсчет мирным вёснам мы ведем с 9 мая 1945 года. Семидесятая мирная весна… Много это или мало?

Чтец: Горит звезда над городом Кабулом.

Горит звезда прощальная моя.

Как я хотел, чтоб Родина вздохнула,

Когда на снег упал в атаке я…

И я лежу, смотрю, как остывает

Над минаретом синяя звезда.

Кого-то помнят или забывают

А нас и знать не будут никогда…

Горит звезда декабрьская, чужая,

А под звездой дымится кровью снег.

И я слезой последней провожаю,

Все, с чем впервые расстаюсь навек.

(В.Верстаков «Горит звезда»)

Ведущий 2: Много горя, бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далеком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Клип пришел приказ

Стихов написано про горы

Число такое, что не счесть,

Но только эти горы – горе

Хотя и в горе что-то есть.

Вокруг такая тишина,

Что слышен дальний лай шакала,

У нас же снова ночь без сна,

И ждем короткого привала

Мы в горы делаем бросок,

В желудке пусто, в фляге пусто,

А на зубах скрипит песок,

Как будто ем я что-то с хрустом.

Песок скрипит, тропы не видно,

И каждый шаг – нелегкий шаг.

И вдруг становится обидно,

Что ускользает снова враг.

Вокруг такая тишина,

Что слышен шепот за три метра,

Да, эта странная война

Нас опалила знойным ветром.

Не верю этой тишине,

Горам безмолвно я кричу:

«Вы что-то гасите во мне,

Как догоревшую свечу»

Но зубы сжав и автомат,

От пота вытерев лицо,

Шепчу себе, что путь назад

Свободен лишь для подлецов.

И я иду в безмолвье ада,

Раз надо Родине,

Мне надо!

(Н.Кирженко «Стихов написано про горы!»)

Ведущий 1: Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тысяч военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии – 525,2 тысячи человек, в пограничных и других подразделениях КГБ СССР – 90 тысяч человек, в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР – 5 тысяч человек. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тысяча человек.

Ведущий 2: Общие людские потери Советских Вооруженных Сил составили 15 тысяч 51 человек.

Ведущий 1: За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 человек.

Учитель: 15 февраля 1989 года для многих стал днем, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжелый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не услышали «Я вернулся, мама…»

Ведущий 1: Саднящая рана – Афганистан. А потом была Чечня. Первая Чеченская, вторая чеченская... Современная СИРИЯ, война с ИГИЛ, война на Донбассе. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья юность оказалась опаленной войной и жарким солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью девятнадцатилетних прервалась не одна славянская фамилия…

Клип Игрушки

Учитель: Это люди, которые воевали и погибли в то время, когда всем остальным светило мирное солнце. Но пока о них помнят родные, друзья и просто знакомые, они живы.

Ведущий 2: Верные присяге, убежденные в том, что защищают интересы Родины, они лишь выполняли воинский долг. И наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах Отечества.

Письмо бараку обаме клип

Учитель: Время справедливый судья, искусный лекарь. Чем дольше уходит от нас то или иное событие, тем взвешеннее и объективнее должны быть его оценки.

Эти ребята не виноваты в том, что попали в точки горячие. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, - жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось обо всех войнах те, кто воевал, понимали одно: они воюют за свою страну, выполняют приказ своей Родины.

Молитва матери.
Боже наш, всеблагий Отче,
Об одном прошу в молитвах
Не забудь, поставь пред очи
Деток малых, беззащитных...
Упаси от искушенья,
Дай найти свою дорогу
За чужие прегрешенья Не карай их слишком строго.
От людей жестоких, грубых
Защити их, боже правый
Их доверчивые губы
Не сожги людской отравой.
Пусть не хищники, не слизни
Не пройдут в их мир сердечный...
То, что не смогла при жизни
Сделай боже бесконечный!

Клип зажгите свечи

1 вед. Защитник отечества – мир и любовь.
И в детях твоих продолжение вновь!
Уверенность в будущем, смелость мечты,
Родная природа, улыбки, цветы!

2 вед. Всё это заслуга, достойных мужчин,
Солдат, береги себя, ты не один!
С тобою – Отчизна твоя и семья,
Военная служба, твой долг и друзья!

вед. Уходят молодые ребята на защиту нашей Родины и сегодня. И как бы трудно ни было сейчас, надо знать одно - это твоя Родина.

2 вед. Родина... Это место, где ты родился. Там, где ты сделал первые шаги. Это и твой дом, это и твоя улица, твое село, город, страна.

1 вед. У каждого есть своя малая Родина, а вместе - это наша земля. Ее называли могучей державой. И то, чтобы это звание оставалось вечным, зависит от вас. Кто же они, молодые солдаты?

1 вед. Когда солдат дает присягу
Хранить Отечество свое-
Так это значит, что ни шагу
Он не отступит от нее.

2 вед. Две матери солдата любят:
Мать – Родина и просто мать.
Солдат, приняв присягу, будет
Свою Отчизну охранять.

1 вед. Он будет преданно и свято
Беречь родные рубежи,
Чтобы в надежде на солдата
Цвели колосья мирной ржи

2 вед . Что бы смотрелся тихий месяц
В свои речные зеркала,
Чтобы румянец у ровесниц
Опять война не забрала.

1 вед. Вчера- рабочие. Еще – ученики,
Казалось вам, что в жизни, все – по силам!
Сменился статус. Вы – призывники!
Вы призваны стоять за честь России!

2 вед . Свою страну, Донбасс и город свой
Вы защишать должны. И дом, и маму
При случае, прикрыть их всех собой
Обязаны от всевозможных хамов!

1 вед. Пусть, кто то к теплому углу привык,
Но служба хоть сложна, но интересна
И только тот считается –мужик!
Кто долг свой Родине отдал-
С умом и честно!

2 вед. Желаем вам – успехов и побед
И воинского счастья.
Это значит, что б защищая Родину от бед,
Во всех делах, вас всех ждала удача!

1 вед . Образ защитника Отечества, всегда был уважаем в народе. Быть защитником особенно почётно – хранить неприкосновенность рубежей своей страны, защищать её мир и покой, счастье её граждан – это высокая честь.

2 вед. Служба в армии – это пора возмужания, зрелости, пора особой патриотической ответственности. Это пора осознания важности государственной задачи, которая тебе поручена. Доброй вам службы, дорогие защитники Отечества, верных друзей, и пусть хранит вас судьба