» » Планировка доходных домов. Интерьер XIX века – красиво жить не запретишь Городская квартира конца 19 века англия план

Планировка доходных домов. Интерьер XIX века – красиво жить не запретишь Городская квартира конца 19 века англия план

Многоквартирные жилые дома конца 19-начала 20 веков

доц. каф. ГСиХ, г. Ростов-на-Дону

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века. В основном это были «доходные дома», т. е. многоквартирные многоэтажные дома, квартиры в которых сдавались «в наем». Здания строились в основном высотой в 2÷3 этажа (иногда 4, редко 5 этажей). Размеры квартир в этих домах были различные, в основном от 4 до 8 жилых комнат, с кухней и санитарными службами. В первых домах ванных комнат не было, как обязательная часть квартир они появились в самом конце 19-го ÷ начале 20-го веков. Отопление в этих домах было печное, в кухнях были кухонные (варочные) плиты. Часто кухни вместе с санитарными службами и комнатами для прислуги выносились в отдельные строительные объемы, пристроенные к основному жилому объему здания. Иногда рядом с кухнями устраивались «черные лестницы» (рис. 1). Освещение производилось керосиновыми лампами, электрическое освещение появилось в начале 20-го века. То есть, системы инженерного обеспечения зданий сводились к водопроводу и канализации.

Рис. 1. План 2-3 этажей доходного дома

Сети водоснабжения и канализации выполнялись с высоким качеством и высокой степенью надежности (городской водопровод в г. Ростове-на-Дону, построенный в самом начале 20-го века, работал до середины 60-х годов 20-го века). Утечки из этих систем были весьма незначительны (по водопроводу эта цифра составляла 1-2%).

Все вышеупомянутое позволяло при строительстве зданий применять более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время:

Здания строились на ленточных фундаментах .

Наружные несущие стены образовывали сплошной замкнутый контур сложного в плане очертания; внутренние несущие стены были непрямолинейны в плане и часто были незамкнуты.

В качестве внутренних несущих стен применялись деревянные перегородки из вертикально поставленных толстых досок.

В конце 19-го века в 2-3 этажных домах устраивались деревянные лестницы, лестничные площадки также были деревянными; стены лестничных клеток частично выполнялись из дощатых перегородок (нарушались требования эвакуации). Обязательное требование к устройству каменных лестниц и выгораживанию лестниц кирпичными (несгораемыми) стенами появилось в первые годы 20-го века.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны сословие людей, живших в доходных домах, почти полностью исчезло (были ликвидированы или уехали из страны). Общество в значительной степени перемешалось. Часть сельского населения перебралось в города. Часть городского населения была направлена «в деревню», для пролетаризации сельского хозяйства (движение 25- и 30- тысячников). Население городов резко увеличилось. Потребовалось много нового жилья.

Эта проблема решалась двумя способами: использованием существующих зданий и строительством новых жилых домов.

В соответствии с декретами «О социализации земли» (от 01.01.2001г.) и «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах» (от 01.01.2001г.) началась муниципализация жилищ, изменявшая социальную структуру городского расселения в соответствии с уравнительным принципом «военного коммунизма» («отобрать и разделить»). В крупные буржуазные жилища вселялись по несколько семей из рабочих казарм, бараков, подвалов и других мест проживания. К 1924 г. в Москве было переселено около 500 тыс. человек, в Петрограде около 300 тыс. человек.

В этих условиях складывались новые формы общежития. В бывших доходных домах создавались бытовые комунны с общественными кухнями и столовыми, прачечными, детскими садами, красными уголками. В Москве в 1921 г. было 865 бытовых комунн. В Харькове в 1922 г. было 242 бытовые комунны.

При этом изменилась идеология общества. Идеология ставила себя выше объективных обстоятельств. Вера в возможность их подчинения превращала идеологию в основу существования абсолютно всего, в том числе и архитектуры. Стратегия определяла не только новое устройство общественных механизмов, но и нового человека, сознание которого не зависело от прошлого и его традиций. Очередность целей начиналось с разрушения старого мира; затем предполагалось строительство нового мира как бы «с чистого листа».

Требования индустриализации строительства повлекло за собой расширение существующей стандартизации , появление и внедрение новых стандартов, типизацию сооружений. Велась планомерная разработка стандартов жилища. Стандарт предполагал четкую модель жизненной ситуации. Ее однозначность закреплялась наборами встроенных предметов.

В условиях жестких экономических ограничений программный практицизм конструктивистов и используемые ими аскетичные формы получили поддержку в общественном мнении (хотя простота подчас была не метафорой «духа эпохи», а следствием реальной бедности). Функциональный метод жестко ограничен ситуацией. С первых послереволюционных лет возник социальный заказ , порожденный стихийным возникновением бытовых комунн. Как правило, они были неустойчивы, и распадались вместе с уходом экстремальных ситуаций времен гражданской войны. Но программой РКП(б) (март 1918 г.) образование системы комунн было провозглашено частью стратегического плана построения общества.

Здания, построенные в стиле конструктивизма, были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. Планировка каждой секции коридорная, квартиры коммунальные; кухни, санузлы и ванные общие на несколько квартир. Мокрые помещения и кухни устраивались возле стен лестничных клеток, в местах примыкания к торцовым стенам. Лестничные клетки чаще всего располагались в здании в торцах секций, перпендикулярно к продольным стенам, причем промежуточные площадки примыкают к наружным стенам, а этажные площадки обращены к внутренней стороне здания.


Рис 2. Трехэтажное здание с прямоугольными прогонами и с перекрытиями по деревянным балкам

Конструктивная система – здания с несущими продольными стенами. В здании имелось три продольные несущие стены: две наружные и одна внутренняя. Наружные стены сплошные, с оконными проемами (балконов в квартирах не было). Устойчивость здания в продольном направлении обеспечивалась наружными продольными несущими стенами, в поперечном направлении – наружными торцовыми стенами и стенами лестничных клеток. Подвалы под всем зданием. То есть, в этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Стены наружного контура из сплошной кирпичной кладки толщиной в два кирпича (510 мм), оштукатурены изнутри. Межэтажные участки (от верха оконных проемов нижнего этажа до низа оконных проемов верхнего этажа) выполнялись из более дешевого силикатного кирпича, межоконные простенки клались из более прочного красного кирпича. Внутренняя несущая стена выполнялась толщиной в полтора кирпича (380 мм) и представляла собой ряд кирпичных столбов (красного кирпича) из сплошной кирпичной кладки, соединенных между собой в уровне перекрытий главными балками. Размеры столбов в плане от 1.5*4.0 кирпича (380*1030 мм) до 1.5*4.0 кирпича (380*1290 мм). Расстояние между столбами (в чистоте) было от 1.55 до 3.1 м (рис. 2).

Перекрытия выполнялись деревянными. Главные балки (прогоны) выполнялись деревянными и заделывались в кладку столбов на глубину одного кирпича (250 мм). Концы балок обертывались (с боковых поверхностей, но не с торца) войлоком, смоченным в глиняном растворе и толем, а по торцам оставлялся воздушный зазор глубиной 30 мм и торцы не изолировались. После установки балок гнезда в кладке заделывались цементно-песчаным (цементно-известковым) раствором. Иногда главные балки были круглого сечения, а чаще обтесанные на два канта (сверху и снизу). По главным балкам устраивались межэтажные перекрытия (по второстепенным балкам).

Под «мокрыми» помещениями (санузлы и ванные) устраивались монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам, заделанным в кирпичную кладку стен. Перекрытия выполнялись из тяжелого бетона марки 70 или 90, армированного вязаной сеткой из круглой арматуры «катанки» (Ст 3) ячейкой от 100*100 до 150*150 мм. Перекрытия выполнялись без засыпки (сверху) и штукатурки потолка (снизу). Часто снизу по бетону выполнялась затирка и побелка потолка; полы по бетону выполнялись из цементно-песчаного раствора с железнением поверхности.

Перегородки выполнялись шлакозасыпными по деревянному каркасу. Стойки каркаса из бруса сечением 90*50 мм (иногда 100*40 мм) шагом 700÷900 мм ставились враспор между балками (прогонами) перекрытий. Каркас обшивался с обеих сторон обрезными (иногда необрезными) досками толщиной 16 мм. Все это обшивалось дранкой с обеих сторон и оштукатуривалось известковым раствором.

Отсюда следует, что основы планировочных и конструктивных решений, а также конструктивные схемы зданий, которые строились в конце 20-го века и строятся в настоящее время, оформились в первой половине 20-го века.

Литература

1. «Архитектура ХХ века. Утопии и реальность» том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 656 с. 1055 ил.

2. «Курс архитектуры. Гражданские и промышленные здания» том I. Конструктивные схемы и элементы гражданского строительства . М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938, - 440 с. 409 ил.

3. «Руководство для проектирования и постройки зданий» СПБ.: Издание, 1911, - 422 с. 597 ил. 239 черт.

Раньше, конечно, все было лучше. Во всяком случае, манеры и интерьеры. А что если скопировать дизайн квартиры конца XIX века в современные условия? Что-то выдумать, что-то обыграть. Не получится ли диссонанса, безвкусицы? Не получится — утверждает дизайнер Алина Карпова.

  • 1 из 1

На фото:

Фото очень красивых квартир, выполненных в классическом стиле — неисчерпаемый источник для вдохновения декораторов. Фото Аси Барановой

Сведения о квартире: квартира 145 кв.м. в новом жилом комплексе на Кутузовском проспекте, Москва.

О владельцах: интеллигентная супружеская пара.

Пожелания: теплая и уютная квартира.

Интерьер этой квартиры словно сошел со старинных фотографий — там, где прадедушка в кителе и с усами, а прабабушка с кружевным зонтом. Дизайнеру Алине Карповой удалось воссоздать не только дух, но и архитектурные, декоративные приемы позапрошлого века. Мебель, двери, отделка стен и пола — все дышит эстетикой ушедшей эпохи. Просторная квартира создавалась для интеллигентной пары, поэтому выбран деликатный классический стиль. Здесь нет вызывающего декора и нарочитой пышности, зато есть безупречный вкус.

Перемещение во времени начинается уже с прихожей. Сразу от входа мы попадаем в сдержанный английский холл начала прошлого века. Все детали тщательно подобраны – мелкая квадратная плитка с «мушками» на полу, темная деревянная мебель в духе неоклассики, изящные, но без избыточного декора светильники. И, конечно, обои с геометрическим узором – именно такие могли быть на стене квартиры какого-нибудь солидного доктора.


Длинный глухой коридор, объединяющий анфиладу комнат, как будто скопирован с исторического интерьера. Так могли выглядеть в прошлой жизни питерские коммуналки. Бежевые панели в тон обоям, высокий лепной карниз на потолке, роскошные парные люстры, свисающие с потолка, живопись на стенах - все эти детали воссоздают обаяние неоклассики. Именно так выглядели очень красивые квартиры сто лет назад. Белые филенчатые двери с решетчатым остеклением и высокий плинтус – тоже буквальная классическая цитата.


Кухня-столовая в сиреневых тонах оправдывает обещания прихожей. Особенно хороши стулья с заклепками на спинках и четырехстворчатые двери. Кухня сто лет назад не была публичным местом, поэтому здесь дизайнер додумывает элементы. Появляется барная стойка с каменной столешницей и опорной полуколонной в духе ар-деко, барные стулья с гнутыми ножками. Для бытовой техники выделен специальный шкаф в углу. Чтобы компенсировать нехарактерные металлические фасады, шкаф украсили классическими бра в том же дизайне, что и роскошная люстра.


В гостиной натуральный темный паркет и восточный ковер на полу, а так же модный в конце позапрошлого века ориентальный столик. Главную роль в комнате играет массивный книжный шкаф из темного дерева, украшенный филенками, бра и латунными накладками. Из деталей поддерживающих стиль – розетка на потолке и широкий дверной портал: с декоративными панелями, подсвечниками на стенах и широкими профилированными косяками. И конечно, какая приличная гостиная без живописи на стенах в резных багетах?


Между гостиной и полукруглой лоджией нет ни стен ни дверей – прием, использованный для расширения пространства. Впрочем, он компенсирован лепниной в дверном проеме. Карнизы для штор по бокам портала говорят о том, что там предполагаются портьеры.


Изящность и достоверность исторического интерьера достигаются за счет деталей – столик, ваза и керосиновая лампа выглядят упоительно антикварно.


В спальне ключевую роль играет большой старинный комод, на котором разместилась картина и всякие мелочи. Зеркало в состаренной золоченой раме стоит на полу, как будто его забыли повесить – модный сегодня прием. Роскошные тисненые обои придают романтичное настроение сдержанной колористике стен.


Встроенный платяной шкаф заслуживает отдельного внимания. Никаким современным дверцам на роликах, конечно, было не место в этом интерьере. Достоверные филенчатые дверцы со стеклянными вставками затянуты изнутри присборенными шторками – точно такой декор использовался сто лет назад и для межкомнатных дверей и для дверец небольших шкафчиков.


В ванной отказались от стандартной душевой кабины – она выглядела бы слишком современной. Вместо нее - ниша, выложенная плиткой. Душ с огромной лейкой и латунная сантехническая арматура тоже выдержаны в нужной стилистике. Для мелочей приспособлена деревянная этажерка.


Плиткой выложена не вся стена ванной, а только нижняя панель – верхняя часть отделана цветной штукатуркой. Такие стены – тоже деталь неоклассического интерьера. Зеркало в резной золоченой раме и, конечно, раковина в роскошной деревянной тумбе тоже подобраны в согласии с выбранным стилем.

Полностью проект смотрите на странице конкурса «Лучший дизайн квартиры» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=36&rbid=5775

Другие проекты квартир на interiorexplorer.ru

Комментировать в FB Комментировать в VK

Москва 100 лет назад не была столицей, но собственное жилье в ней могли себе позволить только состоятельные люди. Большинство же горожан рассчитывали на аренду: в городе сдавались и дорогие барские апартаменты, и разного качества квартиры в доходных домах, и комнаты-меблирашки, и даже углы и койки. О том, как москвичи решали квартирный вопрос в начале ХХ века, - в спецпроекте «РБК-Недвижимости»

В 1882 году в Москве было 143 доходных дома в четыре этажа и выше, а к 1900 году — 553. В 1906 году городская управа выдала 1859 разрешений на строительство, в 1908 году — 2248, а в 1910 году — 2955

Доходные дома

На рубеже XIX-XX веков в Москве начался строительный бум - в это время город стали активно застраивать многоэтажными доходными домами. К 1917 году они составляли 40% жилой недвижимости Москвы.

Доходный дом — здание, построенное владельцем земельного участка специально для сдачи квартир в аренду. Именно с них началась эпоха многоквартирных домов, в которых сегодня живут москвичи: сейчас квартиры в основном принадлежат жильцам, в советское время их единственным собственником выступало государство, а в начале ХХ века квартиры были исключительно арендным жильем.

Доходные дома отличались повышенной этажностью (от четырех этажей), расположением квартир вокруг лестничных клеток, парадными фасадами. Здания целиком принадлежали как частным лицам, так и различным организациям: учебным заведениям, монастырям, коммерческим и благотворительным обществам.

Высокую девелоперскую активность в начале ХХ века поддерживало наличие свободной земли под застройку. «Новое строительство шло по большей части на землях, которые массово распродавали представители оскудевающего дворянства, — рассказала доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Галина Ульянова. — Участки эти находились на территории старых городских усадеб. Купцы выкупали землю с постройками впрок, но в первые 10-15 лет ничего на них не возводили, в лучшем случае сдавали под склады. Также покупали и «порозжие», то есть порожние, пустые участки. Поначалу новые владельцы просто не знали, насколько выгодным делом будет застройка этих участков доходными домами. Но постепенно они созревали для радикальных решений, и территория внутри Садового кольца начала меняться».

В начале XX века на московском рынке недвижимости выделились четыре категории доходных домов, которые существенно различались по комфортности и размеру жилья.

К первому типу относились дома с так называемыми барскими квартирами. Ко второму типу - дома для высокооплачиваемых служащих банков, страховых компаний, акционерных обществ и частных предпринимателей. К третьему типу относились дома с небольшими квартирами для людей со средними доходами (чиновников и учителей). И наконец, четвертый тип — это дома с коечно-каморочными квартирами, в которых жили небогатые люди, приехавшие в Москву на заработки. В них размещалось различное недорогое жилье, в том числе ночлежки в подвалах для самых бедных слоев населения.

План доходного дома


Подготовил историк Павел Гнилорыбов, основатель канала «Архитектурные излишества»

Половину первого этажа занимает лавка бакалейных товаров. Приказчики большую часть времени ведут себя солидно, но иногда курят на заднем дворе, громко смеются, отвешивают «леща» мальчишкам.

Торговля вызывает недовольство живущего через стенку капитана. Он уволился с военной службы в не самом высоком чине, любит вспоминать русско-турецкую войну и заводит пластинки.

На втором этаже принимает пациентов молодой врач. Он пять лет назад получил образование, все болезни в XX веке модно объясняет нервной составляющей, поэтому доктор не страдает от нехватки пациентов, долго выслушивая их жалобы.

Пестроту доходного дома, где каждый норовит урвать пару копеек, нарушает антиквар - он коллекционирует гравюры, офорты, часами сидит над своими сокровищами, но, чтобы сводить концы с концами, держит букинистическую лавочку на Никольской улице.

На третьем этаже в первой квартире живут вскладчину трое студентов Московского университета. Чем выше этаж - тем ниже стоимость. Студенты - из разночинцев. Деньги родители присылают редко, поэтому юноши работают репетиторами, корректорами в типографии, учат великовозрастных балбесов из дворянских семей.

На самом верху следит за порядком хозяин этого небольшого доходного дома. Несколько крепких стен, выполненных в красном кирпиче, - весь его капитал. При жизни старик был колесным мастером от Бога, заслужил уважение, авторитет и постоянных клиентов, что позволило к старости инвестировать в жилищное строительство на окраине Москвы. Деньги со своих жильцов домовладелец собирает сам. Военный, врач и антиквар платят аккуратно. Иногда задерживают платеж студенты, но старик в целом лоялен.

Первый лифт в Москве был установлен в доходном доме Н. И. Силуанова на Рождественском бульваре, д. 17, в 1904 году

Барские квартиры

В престижных доходных домах, строившихся в Москве в начале ХХ века, квартиры были большими и дорогими - их называли барскими. Снимали такое жилье обычно перебравшиеся в город из деревенских усадеб дворяне, иногородние зажиточные купцы, часто бывающие в столице, а также профессора, врачи, юристы с хорошим заработком и постоянной клиентурой.

Выражение «барская квартира» в газетных объявлениях о сдаче жилья означало, что цена его значительно выше средней. Но желающих вселиться в роскошные апартаменты не хватало. По данным авторов книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» Владимира Руги и Андрея Кокорева, проведенная в 1907 году жилищная перепись показала, что в Москве пустовало 7% таких квартир.

Аренда барских квартир стоила в среднем 120-140 руб. в месяц, но встречались предложения и дороже. Обычно в них было 7-15 комнат с хорошей мебелью, помещения для прислуги. В домах с такими квартирами имелись водопровод, канализация, прачечная, голландское отопление, а в некоторых даже лифт.

Галина Ульянова, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН:

— Люди, которые могли снять квартиру если не в ассирийском стиле, то, по крайней мере, четыре — шесть обычных комнат, отнюдь не были малоимущими. Это те, кого позже назовут представителями среднего класса, о наличии которого в России идет спор уже добрых сто лет: служащие банков, фирм, железнодорожных компаний, обедневшие (и потому работающие) дворяне, врачи, юристы, преподаватели вузов и гимназий. Для многих категорий служащих оплата за жилье специально предусматривалась при определении размеров зарплаты, потому что казенные квартиры полагались лишь немногим счастливчикам. В архиве я нашла сведения, что, например, профессор Московского технического училища (которое потом стало Бауманским) Яков Яковлевич Никитинский в 1894-1898 годах получал в качестве жалованья в год 2400 руб. плюс 300 руб. «столовых» (на питание) плюс 300 руб. «квартирных». Жалованье муниципального инженера в Москве было выше - заведующий постройкой Рублевской насосной станции Иван Михайлович Бирюков в 1900 году получал 5000 руб. в год плюс 1200 «квартирных» руб.

Красные «билетики» — объявления о наличии свободных квартир, зеленые - о наличии свободных комнат. Этот порядок московские власти установили в 1908 году

Квартиры для среднего класса

Для людей среднего и малого достатка в Москве катастрофически не хватало качественного жилья. Качественным считалось жилье с удобной планировкой в прочном здании с водопроводом и канализацией. Но 100 лет назад найти в столице подходящую квартиру было крайне сложно, в сезон аренды по всему городу шла охота за красными и зелеными «билетиками» на дверях домов, оповещавшими о наличии свободных квартир.

Сезон аренды квартир в Москве начинался в августе, потому что москвичи на лето перебирались жить за город, а ближе к осени снова начинали подыскивать городские квартиры. Часто менять место жительства приходилось еще и потому, что домовладельцы постоянно повышали арендную плату.

«Квартиры, стоившие пять-шесть лет назад 50 руб. в месяц, теперь нельзя снять меньше 80—100 руб. Сравнительно недавние цены на квартиры из двух небольших комнат с кухней руб. в 30 в месяц - теперь уже не существуют. Теперь это стоимость чердачного помещения или двух комнат без кухни на фабричной окраине. Не преувеличивая, можно сказать, что процентов 50 или 60 - это типичная для Москвы разница в смысле повышения квартиры всякого рода, сравнительно с расценкой 1904—1905 гг.», — приводят Владимир Руга и Андрей Кокорев в книге «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века» цитату из материала газеты «Голос Москвы» от 1910 года.

Учитывая высокий спрос на жилье, в квартиры переделывали сараи, амбары и даже конюшни, пишут историки. Многие такие квартиры даже имели неплохую отделку, но жильцы жаловались на сырость и холод. Однако и выбирать не приходилось - только такие квартиры и оставались на рынке после сезонного пика.

Меблиро-ванные комнаты и ночлежки

На рынке недвижимости Москвы начала ХХ века историки выделяют так называемые меблированные комнаты, или меблирашки, как их называли в народе, — это нечто среднее между доходным домом и гостиницей. Перед Первой мировой войной в Москве их насчитывалось около двухсот.

Селились в меблирашках невзыскательные москвичи и приезжие, которых устраивало жилье за 30 коп. в сутки, говорится в книге Владимира Руги и Андрея Кокорева. За эти деньги можно было снять комнату с необходимой мебелью и обслуживанием (уборкой, подачей чая и т.п.), а в номерах подороже мог стоять рояль. От частных квартир меблированные комнаты отличались в основном тем, что там действовал четкий регламент: часы посещений, уровень допустимого шума и т.д.

Коечно-каморочные квартиры - это самое дешевое и низкокачественное арендное жилье, которое можно было найти в Москве 100 лет назад. Сдавали там небольшие ячейки с кроватью, стулом и столом или же просто кровати (иногда отгороженные занавеской), а то и вовсе угол, место на печке или на одной койке с соседом. Царили там обычно немыслимые теснота, грязь, духота и антисанитария. Стоимость койки в таких квартирах стоила в среднем 5 руб. в месяц.

В самом конце XIX века в Москве провели перепись, по результатам которой было зарегистрировано 16 тыс. коечно-каморочных квартир, которые порой занимали целые дома, пишут историки. Более 80% таких квартир располагалось за пределами Садового кольца, ближе к фабрикам и вокзалам.

В конце XIX — начале XX века в Москве активно развивается культура дачной жизни. И состоятельные москвичи, и люди среднего достатка массово выезжали на лето жить за город. Предложения были на любой вкус и кошелек.

Самые высокие цены на аренду и покупку загородного жилья держались на Звенигородском и Казанском направлениях, но и престижное сегодня Рублево-Успенское тоже пользовалось спросом. Любопытно, что некоторые московские районы, которые сегодня не считаются престижными, в то время были дорогими дачными местами. Например, по данным Галины Ульяновой, в 1912 году дачи в Новогирееве сдавались по цене 6 тыс. руб. за лето, а в Люблине они стоили уже 12 тыс. руб. Тогда как в Серебряном Бору, где позднее имела дачи советская партийная номенклатура, в начале ХХ века дом можно было снять за 3-6 тыс. руб. А в Сокольниках в эти же годы предлагались дачи всего лишь за 100-300 руб. за весь летний сезон.

Люди среднего достатка не могли себе позволить оплачивать одновременно московскую квартиру и дачу, поэтому в апреле — начале мая они оставляли городское жилье и переселялись на дачи со всем своим скарбом. Многие умудрялись сэкономить на разнице городских и загородных цен по 100 руб. за лето, кроме того, не нужно было сторожить московскую квартиру. В конце сезона дачники возвращались и снова снимали жилье в Москве.

В это же время начинают появляться дачные поселки. Видя летний ажиотаж, предприниматели начали организованно строить и сдавать дачи в ближнем Подмосковье. Разброс цен в одном дачном поселке был значительный: наем дома мог стоить и 60 руб., и 800 руб. за лето. Со временем и родовая аристократия начала зарабатывать на дачниках, сдавая в аренду дома в своих подмосковных усадьбах по цене от 100 руб. до 2,5 тыс. руб. В дачный бизнес включались и поставщики смежных услуг. Например, объявления о «постановке ватерклозета на даче» уже тогда не были редкостью.

Многоквартирные жилые дома как вид массовой застройки городов появились в последней четверти 19-го века. В основном это были "доходные дома", т. е. многоквартирные многоэтажные дома, квартиры в которых сдавались "в наем". Здания строились в основном высотой в 2ч3 этажа (иногда 4, редко 5 этажей). Размеры квартир в этих домах были различные, в основном от 4 до 8 жилых комнат, с кухней и санитарными службами. В первых домах ванных комнат не было, как обязательная часть квартир они появились в самом конце 19-го ч начале 20-го веков. Отопление в этих домах было печное, в кухнях были кухонные (варочные) плиты. Часто кухни вместе с санитарными службами и комнатами для прислуги выносились в отдельные строительные объемы, пристроенные к основному жилому объему здания. Иногда рядом с кухнями устраивались "черные лестницы" (рис. 1). Освещение производилось керосиновыми лампами, электрическое освещение появилось в начале 20-го века. То есть, системы инженерного обеспечения зданий сводились к водопроводу и канализации.

Рис. 1.

Сети водоснабжения и канализации выполнялись с высоким качеством и высокой степенью надежности (городской водопровод в г. Ростове-на-Дону, построенный в самом начале 20-го века, работал до середины 60-х годов 20-го века). Утечки из этих систем были весьма незначительны (по водопроводу эта цифра составляла 1-2%).

Все вышеупомянутое позволяло при строительстве зданий применять более простые конструктивные решения по сравнению с теми, которые приняты в настоящее время:

  • - Здания строились на ленточных фундаментах.
  • - Наружные несущие стены образовывали сплошной замкнутый контур сложного в плане очертания; внутренние несущие стены были непрямолинейны в плане и часто были незамкнуты.
  • - В качестве внутренних несущих стен применялись деревянные перегородки из вертикально поставленных толстых досок.
  • - В конце 19-го века в 2-3 этажных домах устраивались деревянные лестницы, лестничные площадки также были деревянными; стены лестничных клеток частично выполнялись из дощатых перегородок (нарушались требования эвакуации). Обязательное требование к устройству каменных лестниц и выгораживанию лестниц кирпичными (несгораемыми) стенами появилось в первые годы 20-го века.

Во время Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны сословие людей, живших в доходных домах, почти полностью исчезло (были ликвидированы или уехали из страны). Общество в значительной степени перемешалось. Часть сельского населения перебралось в города. Часть городского населения была направлена "в деревню", для пролетаризации сельского хозяйства (движение 25- и 30- тысячников). Население городов резко увеличилось. Потребовалось много нового жилья.

Эта проблема решалась двумя способами: использованием существующих зданий и строительством новых жилых домов.

В соответствии с декретами "О социализации земли" (от 19.02.1918г.) и "Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах" (от 20.08.1918г.) началась муниципализация жилищ, изменявшая социальную структуру городского расселения в соответствии с уравнительным принципом "военного коммунизма" ("отобрать и разделить"). В крупные буржуазные жилища вселялись по несколько семей из рабочих казарм, бараков, подвалов и других мест проживания. К 1924 г. в Москве было переселено около 500 тыс. человек, в Петрограде около 300 тыс. человек.

В этих условиях складывались новые формы общежития. В бывших доходных домах создавались бытовые коммуны с общественными кухнями и столовыми, прачечными, детскими садами, красными уголками. В Москве в 1921 г. было 865 бытовых коммун. В Харькове в 1922 г. было 242 бытовые коммуны. многоквартирный застройка конструктивный

При этом изменилась идеология общества. Идеология ставила себя выше объективных обстоятельств. Вера в возможность их подчинения превращала идеологию в основу существования абсолютно всего, в том числе и архитектуры. Стратегия определяла не только новое устройство общественных механизмов, но и нового человека, сознание которого не зависело от прошлого и его традиций. Очередность целей начиналось с разрушения старого мира; затем предполагалось строительство нового мира как бы "с чистого листа".

Требования индустриализации строительства повлекло за собой расширение существующей стандартизации, появление и внедрение новых стандартов, типизацию сооружений. Велась планомерная разработка стандартов жилища. Стандарт предполагал четкую модель жизненной ситуации. Ее однозначность закреплялась наборами встроенных предметов.

В условиях жестких экономических ограничений программный практицизм конструктивистов и используемые ими аскетичные формы получили поддержку в общественном мнении (хотя простота подчас была не метафорой "духа эпохи", а следствием реальной бедности). Функциональный метод жестко ограничен ситуацией. С первых послереволюционных лет возник социальный заказ, порожденный стихийным возникновением бытовых коммун. Как правило, они были неустойчивы, и распадались вместе с уходом экстремальных ситуаций времен гражданской войны. Но программой РКП(б) (март 1918 г.) образование системы коммун было провозглашено частью стратегического плана построения общества.

Здания, построенные в стиле конструктивизма, были в основном трех - пятиэтажные, кирпичные. Дома рассчитывались на большое количество проживающих и состояли из большого количества отдельных секций, часто прямоугольной (или близкой к ней) формы в плане. Планировка каждой секции коридорная, квартиры коммунальные; кухни, санузлы и ванные общие на несколько квартир. Мокрые помещения и кухни устраивались возле стен лестничных клеток, в местах примыкания к торцовым стенам. Лестничные клетки чаще всего располагались в здании в торцах секций, перпендикулярно к продольным стенам, причем промежуточные площадки примыкают к наружным стенам, а этажные площадки обращены к внутренней стороне здания.

Рис 2.

Конструктивная система - здания с несущими продольными стенами. В здании имелось три продольные несущие стены: две наружные и одна внутренняя. Наружные стены сплошные, с оконными проемами (балконов в квартирах не было). Устойчивость здания в продольном направлении обеспечивалась наружными продольными несущими стенами, в поперечном направлении - наружными торцовыми стенами и стенами лестничных клеток. Подвалы под всем зданием. То есть, в этих зданиях впервые появились конструктивные новшества в виде ядер жесткости (лестничные клетки), жесткой несущей и ограждающей оболочки (наружные несущие стены), стоечно-балочной системы, вертикальных коммуникационных коридоров, облегченных перегородок.

Стены наружного контура из сплошной кирпичной кладки толщиной в два кирпича (510 мм), оштукатурены изнутри. Межэтажные участки (от верха оконных проемов нижнего этажа до низа оконных проемов верхнего этажа) выполнялись из более дешевого силикатного кирпича, межоконные простенки клались из более прочного красного кирпича. Внутренняя несущая стена выполнялась толщиной в полтора кирпича (380 мм) и представляла собой ряд кирпичных столбов (красного кирпича) из сплошной кирпичной кладки, соединенных между собой в уровне перекрытий главными балками. Размеры столбов в плане от 1.5*4.0 кирпича (380*1030 мм) до 1.5*4.0 кирпича (380*1290 мм). Расстояние между столбами (в чистоте) было от 1.55 до 3.1 м (рис. 2).

Перекрытия выполнялись деревянными. Главные балки (прогоны) выполнялись деревянными и заделывались в кладку столбов на глубину одного кирпича (250 мм). Концы балок обертывались (с боковых поверхностей, но не с торца) войлоком, смоченным в глиняном растворе и толем, а по торцам оставлялся воздушный зазор глубиной 30 мм и торцы не изолировались. После установки балок гнезда в кладке заделывались цементно-песчаным (цементно-известковым) раствором. Иногда главные балки были круглого сечения, а чаще обтесанные на два канта (сверху и снизу). По главным балкам устраивались межэтажные перекрытия (по второстепенным балкам).

Под "мокрыми" помещениями (санузлы и ванные) устраивались монолитные железобетонные перекрытия по стальным балкам, заделанным в кирпичную кладку стен. Перекрытия выполнялись из тяжелого бетона марки 70 или 90, армированного вязаной сеткой из круглой арматуры "катанки" (Ст 3) ячейкой от 100*100 до 150*150 мм. Перекрытия выполнялись без засыпки (сверху) и штукатурки потолка (снизу). Часто снизу по бетону выполнялась затирка и побелка потолка; полы по бетону выполнялись из цементно-песчаного раствора с железнением поверхности.

Перегородки выполнялись шлакозасыпными по деревянному каркасу. Стойки каркаса из бруса сечением 90*50 мм (иногда 100*40 мм) шагом 700ч900 мм ставились враспор между балками (прогонами) перекрытий. Каркас обшивался с обеих сторон обрезными (иногда необрезными) досками толщиной 16 мм. Все это обшивалось дранкой с обеих сторон и оштукатуривалось известковым раствором.

Отсюда следует, что основы планировочных и конструктивных решений, а также конструктивные схемы зданий, которые строились в конце 20-го века и строятся в настоящее время, оформились в первой половине 20-го века.

Литература

  • 1. А.В. Иконников "Архитектура ХХ века. Утопии и реальность" том I. М.: Прогресс-Традиция, 2001, - 656 с. 1055 ил.
  • 2. Л.А. Серк "Курс архитектуры. Гражданские и промышленные здания" том I. Конструктивные схемы и элементы гражданского строительства. М.: ГОССТРОЙИЗДАТ, 1938, - 440 с. 409 ил.
  • 3. А.И. Тилинский "Руководство для проектирования и постройки зданий" СПБ.: Издание А.С. Суворина, 1911, - 422 с. 597 ил. 239 черт.

Рудольф фон Альт, Салон в квартире графа Ланкоровски в Вене (1869)

Сегодня фотографии безупречных интерьеров и бесчисленное количество фотографий частных домов можно легко найти в журналах о дизайне и в интернете. Однако, когда в начал 19-го века возникла традиция запечатления личных комнат, это было очень авангардно и необычно. Еще до того, как появилась фотография, люди, которые могли себе это позволить, нанимали художника, которые делал подробную акварельную зарисовку комнат дома. Такие рисунки вставлялись в альбом и при желании демонстрировались посторонним людям.

Такие картины, сохранившиеся до наших дней, позволяют взглянуть на декадентские образы жизни зажиточного 19-го века и оценить искусство детальной передачи дизайна домашних интерьеров. В настоящее время 47 подобных картин показаны на выставке в галерее Elizabeth Myers Mitchell в колледже Св. Иоанна а Аннаполисе, Мэриленд. Выставка была организована Купером Хьюиттом, Смитсоновским Музеем дизайна. По словам куратора Гейла Дэвидсона, картины обычно писались после того, как комната была отремонтирована, на память для семьи.

Рудольф фон Альт, Библиотека в квартире графа Ланкоровски в Вене (1881)

Рудольф фон Альт, Японский салон, Вилла Хюгель, Вена (1855)

Некоторые родители делали альбомы с подобными картинами в качестве подарка на свадьбу собственным детям, чтобы у них оставались воспоминания о доме, в котором они выросли. Люди также часто выкладывали альбомы на столах в гостиных, чтобы произвести впечатление на гостей. По словам Дэвидсона, Королева Виктория, по заказу которой было сделано много картин с изображением дворцовых интерьеров, писала в своих личных дневниках, что она с мужем любила рассматривать эти картины, вспоминая годы, прожитые в этих домах. Аристократические семьи по всей Европе в конечном счете тоже приняли практику ввода в действие этих «интерьерных портретов». На выставке представлены картины с интерьерами домов из многих стран включая Англию, Францию, Россию и Германию, которые показывают различные тенденции дизайна интерьера 1800-х, а также росту общества культуры потребления. Поскольку люди начали больше путешествовать, то их дома стали наполняться мебелью из-за границы. Иллюстрации интерьеров стали очень модными, достигнув пика приблизительно в 1870-х годах.

Такая практика была в значительной степени отражением роста промышленных классов. Многие акварели, например, изображают интерьеры, наполненные растениями и органическими украшениями, которые отражают не только интерес к миру природы, но также растущую тенденцию к редким экзотическим растениям. В отеле Villa Hügel в Венеции, например, был японский салон, наполненный исключительно декоративными элементами, которые превратили его в «сад»; в Берлинском Королевском Дворце располагалась китайская комната с панно с тропическими растениями и птицами, которые также парили над пространством в потолочной росписи. Интерьеры той эпохи также отличались наличием орхидей и птиц в клетках, которых люди хранили не только для того, чтобы произвести впечатление, но и чтобы развлечь гостей. Многие художники (в большинстве своем мужчины) начинали свою карьеру, рисуя топографические карты для военного использования или расписывая фарфоровые изделия, а после начали специализироваться на картинах интерьеров в связи с повышенным спросом. Некоторые живописцы даже сделали свое имя в этом жанре. На выставке представлены работы австрийских братьев Рудольфа и Франца фон Альт; Джеймса Робертас, британского живописца, который путешествовал с Королевой Викторией; и проектировщика Чарльза Джеймса - все из которых были известны отличными стилями. Подход к живописи этих интерьеров также развился со временем, постепенно становясь менее формальным и более интимным.

Иосиф Сатира, Учебная комната царицы Александры Федоровны, Россия (1835)

В конце 19-го начале 20-го века стал популярен более импрессионистский вид живописи и художники постепенно начали изображать более расслабленную, домашнюю окружающую среду. Иногда на картинах присутствовали даже проживающие: польский граф Ланкоронский, например, читающий книгу в своем кабинете в Вене; девочка играет на фортепьяно в комнате, а рядом с ней лежит собака. Хоть эти картины и создавались для того, чтобы запечатлеть то, как люди украшали свои дома, какую мебель и ткань выбирали, что они вешали на стены и что коллеекционировали, но иногда они напоминали иллюстрации повседневной жизни, ровно до того момента, пока в начале 20-го века эту роль переняла на себя фотокамера.

Джеймс Робертс, Гостиная Королевы в Букингемском дворце, Англия (1848)

Генри Роберт Робертсон, Интерьер одного из залов дворца в графстве Кент (1879)

Эдуард Гертнер, Китайская комната в Королевском Дворце, Берлин, Германия (1850)

Эдуард Петрович Гау, Гостиная Императрицы Александры Федоровны

Анна Альма-Тадема, Комната для исследований сэра Лоуренса Альма-Тадема, Таунсенд, Лондон (1884)

Шарлотта Бозанкет, Библиотека (1840)

Karl Wilhelm Streckfuss (1860)