» » Половцы – степные кочевники. История кыпчаков, которых мы именуем половцами

Половцы – степные кочевники. История кыпчаков, которых мы именуем половцами

Половцы - один из самых загадочных степных народов, вошедший в русскую историю благодаря набегам на княжества и неоднократным попыткам правителей русских земель если не победить степняков, то хотя бы с ними договориться. Сами половцы были разбиты монголами и расселились по значительной части территории Европы и Азии. Сейчас нет народа, который мог бы прямо возводить свою родословную к половцам. И всё же потомки у них, безусловно, есть.


В степи (Дешти-Кипчак - Кипчакская, или Половецкая степь) жили не только половцы, но и другие народы, которых то объединяют с половцами, то считают самостоятельными: например, куманы и куны. Скорее всего, половцы не были «монолитным» этносом, а делились на племена. Арабские историки раннего Средневековья выделяют 11 племен, русские летописи также свидетельствуют о том, что разные племена половцев жили западнее и восточнее Днепра, восточнее Волги, около Северского Донца.


Потомками половцев были многие русские князья - их отцы нередко брали в жены знатных половецких девушек. Не так давно разгорелся спор о том, как на самом деле выглядел князь Андрей Боголюбский. По реконструкции Михаила Герасимова, в его внешности монголоидные черты сочетались с европеоидными. Однако некоторые современные исследователи, например, Владимир Звягин, полагают, что монголоидных черт в облике князя вовсе не было.


Как выглядели сами половцы?


На этот счет нет единого мнения исследователей. В источниках XI-XII веков половцев часто называют «желтыми». Русское слово также, вероятно, происходит от слова «половый», то есть, желтый, соломенный.


Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).


По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой - это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности - половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.


Венгерский король из половцев и «половецкие венгры»

Часть истории Венгрии напрямую связана с половцами. Несколько половецких родов поселились на ее территории уже в 1091 году. В 1238 г., теснимые монголами, половцы под предводительством хана Котяна поселились там с разрешения короля Белы IV, которому нужны были союзники.
В Венгрии, как и в некоторых других странах Европы, половцев называли «куманы». Земли, на которых они начали жить, назвали Kunság (Куншаг, Кумания). Всего на новое место жительство прибыло до 40 тысяч человек.

Хан Котян даже отдал свою дочь за сына Белы Иштвана. У него и половчанки Иржебет (Эршебет) родился мальчик Ласло. За происхождение его прозвали «Куном».


Согласно его изображениям, выглядел он отнюдь не как европеоид без примеси монголоидных черт. Скорее эти портреты напоминают нам знакомые из учебников истории реконструкции внешнего облика степняков.

Личная гвардия Ласло состояла из его соплеменников, он ценил обычаи и традиции народа своей матери. Несмотря на то, что официально он был христианином, он и другие половцы даже молились на куманском (половецком).

Половцы-куманы постепенно ассимилировались. Некоторое время, вплоть до конца 14 века, они носили национальную одежду, жили в юртах, но постепенно перенимали культуру венгров. Куманский язык вытеснялся венгерским, общинные земли переходили в собственность знати, которая также хотела выглядеть «более венгерской». Область Куншаг в XVI веке была подчинена Османской Империи. В результате войн погибло до половины половцев-кипчаков. Веком позже полностью исчез и язык.

Сейчас отдаленные потомки степняков ничем внешне не отличаются от остальных жителей Венгрии - они европеоиды.

Половцы в Болгарии

Половцы несколько веков подряд прибывали в Болгарию. В XII веке территория находилась под властью Византии, половецкие переселенцы занимались там скотоводством, старались поступить на службу.


В XIII веке количество степняков, перебравшихся в Болгарию, увеличилось. Часть из них пришла из Венгрии после гибели хана Котяна. Но в Болгарии они быстро смешались с местными, приняли христианство и потеряли особые этнические черты. Возможно, сейчас в некотором количестве болгар течет половецкая кровь. К сожалению, точно выделить генетические признаки половцев пока сложно, потому что тюркских черт в болгарском этносе в силу его происхождения предостаточно. Болгары также обладают европеоидной внешностью.


Половецкая кровь в казахах, башкирах, узбеках и татарах


Многие половцы не мигрировали - они смешались с татаро-монголами. Арабский историк Ал-Омари (Шихабуддин аль-Умари) писал, что, влившись в Золотую Орду, половцы перешли на положение подданных. Поселившиеся на территории Половецкой степи татаро-монголы постепенно смешивались с половцами. Ал-Омари заключает, что через несколько поколений татары стали выглядеть, как половцы: «как будто от одного (с ними) рода», потому что начали жить на их землях.

В дальнейшем эти народности расселялись по разным территориям и приняли участие в этногенезе многих современных наций, в том числе - казахов, башкир, киргизов и других тюркоязычных народов. Типы внешности у каждой из этих (и перечисленных в заголовке раздела) наций разные, но в каждой течет доля половецкой крови.


Половцы также входят в число предков крымских татар. Степной диалект крымскотатарского языка принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, а кыпчакский - это потомок половецкого. Половцы смешались с потомками гуннов, печенегов, хазар. Сейчас большинство крымских татар - европеоиды (80 %), степные крымские татары имеют европеоидно-монголоидную внешность.

  • Происхождение половцев

    Половцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.

    Происхождение половцев

    Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, и венгерских историков.

    Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

    Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

    Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

    Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Как выглядели половцы? Примерно так.

    История половцев: половцы и Киевская Русь

    Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

    Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

    С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

    Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой смутой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

    Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

    В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

    Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

    В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

    Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

    Поздняя история половцев

    Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

    И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

    Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

    Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

    Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

    Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

    Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» — «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

    Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

  • Половцы, команы (западная Европа и Византия), кипчаки (персидское и арабское), цинь-ча (китайское).

    Время существования

    Если брать за основу китайские хроники, то кипчаки были известны с III-II вв. до н.э. И до XIII в., когда множество кипчаков было уничтожена монголами. Но в той или иной степени кипчаки вошли в состав башкирского, казахского и других этносов.

    Историография

    Исследования начинаются с 50-х гг. XIX века, результатом стала книга П. В. Голубовского «Печенеги, торки и половцы до нашествия татар» (1883 г.). В начале XX в. Вышла книга Маркварта «Ubег das Volkstum der Коmаnen», имеющая и по сей день определенное научное значение. В 30-х гг. XX века историей половцев занимался Д.А.Расовский, написавший монографию и несколько статей. В 1948 г. вышла книга В.К. Кудряшова «Половецкая степь», которая немного дала в научном плане. Начиная с 50-60 гг. историей кочевников плотно занимались С.А. Плетнева и Г.А. Федоров-Давыдов, с привличением большого количества археологических памятников, что означало переход исследований на новый, более качественный уровень. В 1972 г. вышла чрезвычайно полезная и информативная книга Б. Е. Кумекова «Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам».

    История

    Про раннюю историю кимаков мы узнаем в основном от арабских, персидских и среднеазиатских авторов.

    Ибн Хордадбех (вторая половина IX в.), Ал-Масуди (X в.), Абу-Дулаф (X в.), Гардизи (XI в.), ал-Идриси (XII в.). В персидском географическом трактате «Худуд-ал-Алам» («Границы мира»), написанного в 982 г. кимакам и кипчакам посвящены целые главы, а великий среднеазиатский писатель ал-Бируни упомянул о них в нескольких своих сочинениях.

    VII в. Кимаки кочуют севернее Алтая, в Прииртышье и входят в состав сначала Западнотюрксого каганата и затем Уйгурского.

    Вот как это описано в легенде — «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня выходили на охоту, питались мясом и делали одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришло семь человек из родственников татар: первый Ими, второй Имак, третий Татар, четвертый Байандур, пятый Кыпчак, шестой Ланиказ, седьмой Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где (прежде) были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», т.е. остановитесь; отсюда река получила название Иртыш. Узнав ту рабыню Кимаки и кипчаки, все остановились и разбили шатры. Шад, вернувшись, принес с собой большую добычу с охоты и угостил их; они остались там до зимы. Когда выпал снег, они не могли вернуться назад; травы там много, и всю зиму они провели там. Когда земля разукрасил ась и снег растаял, они послали одного человека в татарский лагерь, чтобы он принес известие о том племени. Тот, когда пришел туда, увидел, что вся местность опустошена и лишена населения: пришел враг, ограбил и перебил весь народ. Остатки племени спустились к тому человеку с гор, он рассказал своим друзьям о положении Шада; все они направились к Иртышу. Прибыв туда, все приветствовали Шада как своего начальника и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить (сюда); собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они расселились по горам и образовали семь племен по имени названных семи человек» (Кумеков, 1972, с. 35-36).

    Так сложился союз племен, во главе которого встали кимаки. Кипчаки же занимали особое положение в этом союзе и имели свою территорию кочевания западнее остальных племен – в юго-восточной части Южного Урала.

    IX-X вв. Окончательно сформировался Кимакский каганат и его территория – от Иртыша до Каспия, от тайги до казахстанских полупустынь. Политический центр каганата находился в восточной части, ближе к Иртышу в городе Имакия. В это же время происходит процесс оседания кочевников на землю. Происходит развитие фундаментального строительства, земледелия и ремесел. Но опять же этот процесс был характерен для восточных районов каганата, а на западе, где кочевали кипчаки этот процесс не получил сколько-нибудь широкого развития.

    Рубеж X-XI вв. В кимакском государстве начинаются центробежные движения и кипчаки фактически становятся самостоятельными.

    Начало XI в. Начинается обширные движения на всем степном пространстве Евразии, в это движение включаются и кипчаки, а также некоторые племена кимаков – каи и куны. Последние теснят на своем пути кипчаков, названных в источниках – шары (желтые или «рыжеволосые»). А кипчаки потеснили в свою очередь гузов и .

    30-е гг. XI в. Кипчаки занимают пространства, ранее принадлежавшие гузам в приаральских степях и на границе Хорезма, и начинают проникать за Волгу, в южнорусские степи.

    Середина XI в. Происходит сложение нового народа, названного русскими половцами.

    • По одной из гипотез (Плетнева), половцы – это сложный массив племен и народов, во главе которого встали племена шары – «желтых» кипчаков, и который объединил разрозненные племена, живших на территории Причерноморья – печенегов, гузов, остатки болгарского и аланского населения, обитавшего по берегам рек.
    • Существует еще одна гипотеза, по которой сложилось как бы два этнических массива – кунов-куманов, возглавлявшихся одной или несколькими кипчакскими ордами, и половцев, объединявшихся вокруг орд шары-кипчаков. Куманы кочевали западнее половцев, территория которых локализуется в течение Северского Донца и в Северном Приазовье.

    1055 г. Половцы первый раз подошли к границам Руси и заключили мир с Всеволодом.

    1060 г. Первая попытка половцев совершить набег на русские земли. Удар пришелся с юго-востока. Святослав Ярославич Черниговский с дружиной смог разбить вчетверо большее войско половцев. Множество половецких воинов было убито и потоплено в реке Снови.

    1061 г. Новая попытка половцев во главе князем Сокалом (Искал) пограбить русские земли оказалась успешной.

    1068 г. Очередной набег кочевников. На этот раз на речке Альте (в Переяславском княжестве) с половцами встретились соединенные силы «триумвирата» — полки Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей. Однако и они были разбиты половцами.

    1071 г. Половцы нападают с правого берега Днепра, с юго-запада в районе Поросья.

    1078 г. Олег Святославович приводит половцев на русские земли, и они разбивают полки Всеволода Ярославича.

    1088 г. Половцы по приглашению печенегов участвую в походе на Византию. Но при дележе добычи между ними вспыхивает ссора, приведшая к разгрому печенегов.

    1090-1167 гг. Правление хана Боняка.

    1091 г. Битва при Люберне, в которой 40 тыс. половцев (под руководством ханов Боняка и Тугоркана) выступили на стороне византийцев (император Алексей Комнин) против печенегов. Для последних битва окончилась плачевно – они были побеждены, а ночью все пленные печенеги с их жены с детьми были истреблены византийцами. Увидев это половцы, забрав добычу, уехали из лагеря. Однако, возвращаясь домой, на Дунае они были разбиты венграми под предводительством короля Ласло I.

    1092 г. В тяжкое для Руси засушливое лето «рать велика бяше от половец отовсюду», и конкретно указывается, что взяты были поросские западные городки — Прилук и Посечен.

    1093 г. Половцы захотели заключить мир после смерти Всеволода Ярославовича, но новый киевский князь Святополк Изяславович решил дать бой половцам. Он уговорил присоединиться к походу князей Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича. Русские выдвинулись к реке Стругне, где и потерпели жестокое поражение. Затем Святополк еще раз бился с половцами при Желани и опять потерпел поражение. Поле этого половцы взяли Торческ и разорили всё Поросье. Позднее в этом же году была еще одна битва при Халепе. Итог ее неизвестен.

    1094 г. После ряда поражение Святополку пришлось заключить мир с половцами и взять в жены дочь хана Тугоркана.

    1095 г. Поход половцев на Византию. Поводом послужили претензии самозванца Романа-Диогена на византийский престол. Более половины воинов погибло в походе, а добыча была отобрана на обратном пути византийцами.

    В то время как Боняк и Тугоркан были в походе, переяславльский князь Владимир Всеволодович умертвил пришедших к нему послов и затем нанес удар по их территории, полонив большое количество половцев.

    1096 г. Хан Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. Только летом князьям Святополку и Владимиру удалось отбить атаку, и в битве при Трубеже хан Тугоркан был убит со многими другими половецкими ханами. В ответ на это хан Боняк снова подошел к Киеву и разграбил Стефанов, Германов и Печорский монастыри и ушел в степь.

    1097 г. Хан Боняк отомстил венграм, разгромив их отряд, который выступил на стороне киевского князя Святополка.

    Конец XI в. Закончился процесс формирования половецких орд. За каждой ордой были закреплены территории и определенный маршрут кочевания. В этот период у них оформилось меридиональное кочевание. Зиму они проводили на берегу моря, в долинах различных рек, где скот мог легко добыть корм. Весной начинался период перекочевки вверх по рекам, к богатым травой долинам рек. На летний период половцы останавливались на стойбищах-летниках. Осенью тем же маршрутом они возвращались к зимовникам. В это же время у половцев начинают появляться укрепленные поселения – городки.

    1103 г. Состоялся Долобьский съезд, на котором русские князья, с подачи Владимира Мономаха приняли решение нанести удар половцам в глубине их территории. Владимир точно рассчитал время похода – весной, когда скот у половцев бывал обессилен скудным зимним питанием и отелами и его фактически было невозможно спешно перегонять на недоступное для врагов место. Кроме того, он, конечно, продумал и направление удара: сначала в «протолчи» (широкая правобережная долина среднего Днепра), ожидая захватить там припозднившиеся зимники половцев, а в случае неудачи идти по известному уже и на Руси маршруту этой группировки на весенние пастбища на берегу моря.

    Половцы хотели избежать битвы, но на ней настояли молодые ханы и русские нанесли поражение кочевникам на реке Сутин (Молочная). Были убиты 20 «князей» половецких – Урусоба, Кочий, Яросланопа, Китанопа, Кунам, Асуп, Курътык, Ченегрепа, Сурьбарь «и прочая князи их». В итоге была полностью уничтожена достаточно крупная половецкая орда (лукоморская).

    1105 г. Набег хана Боняка на Заруб в Поросье.

    1106 г. Еще один набег половцев на этот раз неудачный.

    1107 г. Объединенные силы половцев (Боняк привлек к походу восточных половцев во главе с Шаруканом) подошли к городу Лубны. Навстречу вышли полки Святополка и Владимира и мощным ударом, форсировав реку Сулу, разбили кочевников. Был убит брат Боняка Тааз и взят в плен хан Сугр с братьями.

    Владимир женил сына будущего Юрия Долгорукого на половчанке, и князь Олег также взял в жены половчанку.

    1111 г. Владимир на Долбьском съезде снова уговорил князей пойти походом в степь. Обединенные силы русских князей дошли до «Дона» (совр. Северский Донец) вошли в «град Шаруканов» — видимо, небольшой городок, находившийся на территории хана Шарукана и плативший ему дань. Далее было захвачено еще одно укрепление – «город» Сугров. Затем состоялось две битвы «на протоке Дегая» и на реке Сальнице. В обоих случаях победили русские и, «взявши много добычи», вернулись на Русь.

    Карта расположения половецких орд в начале XII в., по Плетневой С.А.

    1113 г. Попытка половцев взять реванш, но русские выйдя навстречу половцам, принудили их отступить.

    1116 г. Русские снова выступили в степь и снова захватили городки Шарукан и Сугров, а также третий город – Балин.

    В этот же год произошла двухдневная битва между половцами, с одной стороны, и торками и печенегами с другой. Победу одержали половцы.

    1117 г. Побежденные орда торков и печенегов пришли к князю Владимиру под его защиту. Есть предположение (Плетнева), что это орда некогда охраняла городок Белую Вежу на Дону. Но, как написано выше, русские прогнали половцев, два раза взяв их городки (1107 и 1116 гг.), и те в свою очередь откочевали на Дон и выбили оттуда печенегов и торков. Об этом говорит и археология, именно на это время приходится запустение Белой Вежи.

    Заключен мир с родичами Тугоркана – Андрей, сын Владимира женился на внучке Тугоркана.

    1118 г. Часть половцев, под руководством хана Сырчана (сын Шарукана) остается на южных притоках Северского Донца. Несколько половецких орд (численностью ок. 230-240 тыс. человек) под руководством хана Атрака (сын Шарукана) расселяется в предкавказских степях. Также по приглашению грузинского царя Давида Строителя несколько тысяч половцев под руководством все того же Атрака переселяется в Грузию (район Картли). Атрак становится фаворитом царя.

    1122 г. Западные половцы разрушили город Гарван, что находился на левом берегу Дуная.

    1125 г. Очередной поход половцев на Русь, отраженный русскими войсками.

    1128 г. Всеволод Ольгович для борьбы с сыновьями Мономаха Мстиславом и Ярополком просил помощи у хана Селука, который не замедлил прийти с семью тысячами воинов к черниговской границе.

    Конец 20-х гг. XII в. Атрак с небольшой частью орды вернулся на Донец, большая же часть его половцев осталась в Грузии.

    1135 г. Всеволод Ольгович позвал на помощь своих братьев и половцев и повел их на Переяславское княжество (родовую вотчину Мономаховичей), «воююче села и городы», «люди емлюще, а другие секуще». Так дошли они почти до Киева, взяли и зажгли Городец.

    1136 г. Ольговичи с половцами зимой перешли по льду на правый берег Днепра у Треполя, обойдя стороной черноклобуцкое Поросье, и направились на Красн, Василев, Белгород. Далее они прошли по окраинам Киева к Вышгороду, обстреляв через Лыбедь киевлян. Ярополк поспешил заключить мир с Ольговичами, выполнив все их требования. Киевское княжество было основательно разорено, окрестности всех перечисленных городков ограблены и сожжены.

    1139 г. Всеволод Ольгович опять привел половцев, и было разграблено переяславское пограничье – Посулье и взяты несколько маленьких городов. Ярополк в ответ собрал 30 тыс. берендеев и принудил Всеволода заключить мир.

    30-е годах ХII в. Ранние объединения были рыхлыми, часто распадались, вновь образовывались в новом составе и на другой территории. Эти обстоятельства не дают нам возможности точно определить местонахождение владений каждого великого хана и тем более каждой орды. В это же время происходит формирование более или менее крепких объединений орд и появление в степях «великих ханов» — глав этих объединений.

    1146 г. Всеволод Ольгович идет на Галич и привлекает половцев.

    1147 г. Святослав Ольгович с половцами грабил Посемье, но узнав, что против них идет Изяслав, половцы ушли в степь.

    40-60-е гг. XII в. В степи формируются небольшие объединения, названные летописцем «дикие половцы». Это кочевники, которые не принадлежали не к одной из известных орд, а были, скорее всего, остатками разбитых русскими орд, либо отколовшимися от родственных орд. Принцип их формирования был не кровнородственный, а «соседский». Они всегда выступали в междоусобной борьбе, на стороне какого-либо князя, но никогда не выступали против половцев.

    Сформировалась два таких объединения – западное, выступавшие в союзе с галицкими князьями и восточное – союзники черниговских и переяславльских князей. Первые, возможно, кочевали в междуречье верховий Буга и Днестра на южной окраине Галицко-Волынского княжества. А вторые, возможно, в степном Подолье (между Осколом и Доном или на самом Дону).

    1153 г. Самостоятельный поход половцев на Посулье.

    1155 г. Поход половцев на Поросье, который отразили берендеи во главе с молодым княжичем Василько Юрьевичем – сыном Юрия Долгорукого.

    50-е гг. XII в. В половецкой среде сложились 12-15 орд, которые имели свою территорию кочевания, равную примерно 70-100 тыс. кв. км., внутри коих они и имели свои маршруты перекочевок. В тоже время практически вся степь от Волги и до Ингульца принадлежала именно им.

    1163 г. Князь Ростислав Мстиславич заключил мир с ханом Беглюком (Белуком) и взял его дочь для своего сына Рюрика.

    1167 г. Князя Олег Святославич совершил поход на половцев, видимо, тогда и был убит хан Боняк.

    1168 г. Олег и Ярослав Ольговичи ходили против половцев на вежи ханом Козла и Беглюка.

    1172 г. Половцы подошли к границам Руси с обоих берегов Днепра и попросили мира у киевского князя Глеба Юрьевича. Он первоначально решил заключить мир сначала с теми половцами, что пришли с правого берега, и отправился к ним. Это не понравилось половцам, что пришли с левого берега, и они напали на окрестности Киева. Взяв полон, они повернули в степь, но были настигнуты и разбиты братом Глеба – Михаилом с берендеями.

    1170 г. Большой поход 14 русских князей в половецкую степь. Взяты вежи между Сулой и Воркслой, затем вежи на Орели и Самаре. Все это время половцы отступали, битва же произошла у Черного леса (правый берег Донца, напротив устья Оскола). Половцы были побеждены и рассеяны. Этот поход положил конец грабежам торговых караванов.

    1174 г. Кончак – хан донских половцев и Кобяк – хан «лукоморских» половцев совершили совместный поход на Переяславль. Пограбив окрестности, они повернули в степь, но их догнал Игорь Святославич, и произошла стычка, итогом которой стало бегство половцев.

    1179 г. Кончак пограбил Переяславское княжество и, увернувшись от русских, с богатой добычей ушел в степь.

    1180 г. Половцы Кончак и Кобяк заключили договор с Ольговичами – Святославом Всеволовичем и Игорем Святославичем против Рюрика Ростиславича. Был организован совместный поход, который для союзников окончился плачевно. В битве на речке Черторые они были разбиты Рюриком, в результате пало много знатных половцев – «И тогда убиша половецкого князя Козла Сотановича, и Елтука, Кончакова брата, и два Кончаковича яща, и Тотура, и Бякобу, и Кунячюка багатого, и Чюгая… ». Сам хан Кончак бежал вместе с Игорем Святославичем.

    1183 г. Святослав Всеволодович и Рюрик Ростиславич – великие князья киевские – организовали поход на половцев. Первоначально половцы уклонились от битвы, но затем сами под руководством Кобяка Крлыевича на реке Орели, напали на русских, но были разбиты. При этом было захвачено множество ханов, а хан Кобяк казнен.

    1184 г. Попытка Кончака организовать большой поход на русские земли, но Святослав с Рюриком неожиданным ударом разгромили половцев на реке Хорол, Кончаку удалось бежать.

    1185 г. Киевские князья начали готовить большой поход на кочевья Кончака. Но все планы срывают черниговские князья, решившие независимо от Киева организовать свой поход в степь.

    Знаменитый поход Игоря Святославич в степь, описанный в «Слову о полку Игореве». Кроме Игоря и Ольстина, к походу примкнули брат Всеволод Трубчевский, племянник Святослав Ольгович Рыльский, двенадцатилетний сын Игоря Владимир ПутивльскиЙ. Ходили они на вежи Кончака. Русские захватили беззащитные вежи, пропьянствовали ночь, а утром оказались в окружении половцев, да еще и в неудобном для защиты месте. В итоге потерпели сокрушительное поражение, множество их были взяты в плен.

    Позже Игорю удалось бежать, но его сын остался у Кончака и был поженен на дочери Кончака – Кончаковне. Через три года и он вернулся домой с женой и ребенком.

    После этой победы, Гзак (Коза Бурнович) и Кончак направили удары на Черниговское и Переяславское княжество. Оба похода оказались удачными.

    1187 г. Поход нескольких русских князей в степь. Дошли они до слияния рек Самары и Волчьей, в самый центр орды Бурчевичей и учинили там полный разгром. В это время, видимо, половцы этой орды ушли в грабительский набег на Дунай.

    Поход Кончака в Поросье и на Черниговщину.

    1187-1197 гг. К власти в Болгарии приходят два брата Асен I и Петр IV – по одной из версий, половецкие князья. Даже если это не так, то они достаточно часто привлекали половцев для борьбы против Византии.

    1190 г. Половецкий хан Торглий и торческий князь Кунтувдей организовали зимний поход на Русь. Ответный поход русские и черными клобуками во главе с Ростиславом Рюриковичем, совершили в этом же году, и дошли до половецких веж близ острова Хортица, захватили добычу и пошли обратно. Половцы нагнали их у речки Ивли (Ингульца) и произошла битва, в которой победили русские с черными клобуками.

    1191 г. Набег в степь Игоря Святославича, но безрезультатно.

    1192 г. Набег русских, когда поднепровские половецкие воины ушли в поход на Дунай.

    1193 г. Попытка Святослава и Рюрика заключить мир с двумя половецкими объединениями с «луковорцами» и Бурчевичами. Попытка оказалась неудачной.

    Начало XIII в. Устанавливается относительное спокойствие между русскими и половцами. Прекращаются взаимные походы друг на друга. Но активизируются западные половцы, вступившие в конфронтацию с Галицко-Волынским княжеством. Хан Кончак умирает и ему на смену пришел его сын Юрий Кончакович.

    Карта расположения половецких орд в конце XII — начале XIII вв., по Плетневой С.А.

    1197-1207 гг. Правление царя Калоян в Болгарии, младшего брата Асеня и Петра и тоже, по одной из версии, он был половецкого роду. Продолжая политику братьев он привлекал половцев к борьбе против Византийцев и Латинской империи (1199 г., 1205 г., 1206 г.).

    1202 г. Поход на Галич Рюрика – великого князя киевского. Он привел с собой половцев во главе с Котяном и Самогуром Сетовичами.

    1207-1217 гг. Правление Борила в Болгарии. Сам он возможно из половецкой среды и как это было принято в то время, часто привлекал их в качестве наемников.

    1217 г.

    1218-1241 г. Правление Асена II в Болгарии. Поток половцев из Венгрии и, бежавших от монголов из Причерноморья, усилился. Об этом говорит появление каменных статуй, свойственных только восточным половцам. Но при этом, под давлением болгарского населения, половцы начинаю принимать православие.

    1219 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

    1222-1223 г. Первый удар монгол по половцам. Поход возглавили Джебе и Субедей. Они появились здесь с юга, пройдя вдоль южного берега Каспия в Азербайджан, оттуда — в Ширван и далее — через Ширванское ушелье – на Северный Кавказ и в предкавказские степи. Там произошла битва между монголами, с одной стороны и половцами и аланами с другой. Никто не смог одержать победы, тогда монголы обратились к половцам с предложением – оставьте алан одних и мы принесем вам денег и одежд и пр. Половцы согласились и покинули своих союзником. Тогда монголы разгромили алан, вышли в степь и разгромили половцев, которые были уверены, что заключили мир с монголами.

    1224 г. Половцев охватила паника, они начали искать союзников, и нашли их в Киеве. Был организован большой поход в степь объединенных полков. Первая стычка принесла победу союзникам, и они кинулись преследовать монгол, но через 12 дней преследования союзники наткнулись на превосходящие силы монгол. Тогда и произошла знаменитая битва на реке Калке, длившаяся несколько дней и приведшая к поражению русских и половцев. Справедливости ради надо сказать, что половцы покинули поле боя, не выдержав натиска монгольских войск, тем самым оставив русские полки погибать.

    После этой битвы монголы пограбили половецкие вежи, русское пограничье и отправились в Волжскую Болгарию, где и потерпели сокрушительное поражение. После этого они ушли обратно в монгольские степи.

    1226 г. Поход на Галицко-Волынское княжество с половцами.

    1228 г. Попытки Даниила Галицкого наладить отношения с половцами терпят крах.

    1228-1229 гг. Второй удар монголов. Приказ отдал Угедей, 30-тысячный отряд возглавили Субедей-багатур и царевич Кутай. Направление – Саксин на Волге, кипчаки, волжские болгары. В основном были разгромлены восточные половцы, именно к этому времени относится сообщения в источниках о половцах, пришедших на службу в Венгрию, Литву, расселились они и в Ростово-Суздальской земле. Западные же половцы остались в относительной безопасности, об это говорит хотя бы то, что хан Котян продолжал совершать походы на Галич.

    1234 г. Поход князя Изяслава с половцами на Киев. Разорено Поросье.

    1235-1242 гг. Третий поход монгол в Европу. Во главе монгольских войск стояли 11 царевичей-чингисидов, в том числе Менгухан и Бату – основатель Золотой Орды. Возглавлял войска Субедей. Разорены были множество русских княжеств и других стран Европы.

    1237-1239 гг. Покорение кипчаков-половцев взял в свои руки Батый, вернувшийся в степи после разорения русских земель, в плен было взято несколько половецких военачальников (Арджумак, Куранбас, Капаран), посланных навстречу монголам половецким ханом Беркути. После этого монголы начали планомерное истребление аристократов и лучших половецких воинов. Также использовались другие методы, чтобы привести их к покорности – переселение половецких орд, включение их в армию.

    1237 г. Хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить убежище его 40-тысячной орде. Венгры согласились и расселили орду в междуречье Дуная и Тисы. Батый потребовал выдать ему куманов, но Бела отказался это сделать.

    1241 г. Несколько венгерских баронов проникли в половецкий лагерь и ворвались в дом, где жил хан Котян, его семья и несколько знатных князей. Котян убил своих жен и себя, в то время как остальные князья были убиты в схватке. Это привело половцев в ярость, они перебили ополчение, собранное епископом Чанада в помощь регулярной армии, разорили ближайшую деревню и ушли в Болгарию. Уход половцев привел к поражению венгерского короля в битве на реке Шайо.

    1242 г. Венгерский король Бела IV возвращает половцев на свои земли, изрядно опустошенные.

    1250 г. Власть в Египте захватывают мамлюки – пленные-рабы на службе султана. Мамлюки – это в основном половцы и народы Закавказья, которые в большом количестве поступали на рынки рабов в XII-XIII вв. Им удалось захватить власть и возвысится, что в дальнейшем позволило привлекать в армию своих уже свободных родичей из степей Причерноморья.

    При этом, стоит выделить двух самых значительных султанов Египта из среды половцев – Бейбарса I аль-Бундукдари (правил 1260-1277 гг.) и Сайфуддина Калауна (правил 1280-1290 гг.), много сделавших для укрепления страны и отразивших монгольское нападение.

    Об их этническом происхождении мы узнаем из арабских источников.

    • Египетский историк XIV века аль-Айни сообщает, что «Байбарс бин Абдулла, по национальности Кипчак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш (Берш)».
    • По сведениям ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из племени Елбарлы.
    • Мамлюкский хронист XIV в. аль-Айни отмечает, что Бейбарс и Калаун выходцы из тюркского племени бурдж: «мин бурдж-оглы кабилатун ат-турк».

    По предположению Плетневой С.А. здесь речь идет об орде бурчевичей, о которой мы писали выше.

    1253 г. Заключен брак венгерского короля Иштвана (Стефана) V с дочерью Котяна, в крещении Елизаветой. Его жена постоянно интриговала против мужа, что в итоге привело последнего к гибели.

    1277 г. На венгерский престол взошел Ласло IV Кун – сын половчанки Елизаветы. Он номинально объединил страну, одержав несколько важных побед опираясь на куманов-половцев. Кроме всего прочего он был очень с ними близок, что в дальнейшем привело к трагическим последствиям.

    1279 г. Папский легат Филипп потребоввал от Ласло IV, чтобы половцы приняли христианство и осели на землю. Король вынужден был согласиться, в ответ половцы восстали и разорили часть земель.

    1282 г. Половцы уходят из Венгрии в Приднестровье к монголам. Оттуда они совершили поход на Венгрию и разорили страну. Но чуть позже Ласло IV удается разбить половцев, и часть их уходит в Болгарию. Вместе с тем король понимает, что власть удержать не сможет и уходит от дел, оставив страну в руках борющихся магнатов.

    1289 г. Новая попытка Ласло IV вернутся к власти, но безуспешная. А годом позже его убивают свои же знатные половцы. После это половцы хоть и играют значительную роль в венгерском обществе, но постепенно они вливаются в него и примерно через сто лет, происходит полное слияние.

    Вторая половина XIII в. Как мы видели, с приходом монгол степь и окружающие страны сотрясли ужасающие события. Но жизнь не остановилась. В половецком обществе произошли коренные сдвиги – несогласных монголы уничтожили либо прогнали в соседние страны (Венгрия, Болгария, Русь, Литва), аристократию тоже либо уничтожили, либо постарались удалить из родных степей. Их место во главе половецких объединений заняли монгольские аристократы. Но в большинстве своем половцы, как народ остался на месте, только сменил свое название на татары. Как мы знаем, татары – это монгольское племя, провинившиеся перед Чингисханом и поэтому после их разгрома, остатки племени были в наказание использоваться в самых трудных и опасных походах. И появились в русских степях первыми именно они и принесли с собой свое имя, которое впоследствии начинает применяться ко всем кочевым, и не только, народам.

    Сами же монголы были немногочисленны, тем более большинство из них, после походов, вернулось обратно в Монголию. А те, что остались буквально через два столетия уже растворились в половецкой среде, дав им новое название, свои законы и обычаи.

    Общественное устройство

    При переселение половцев в XI в. в Причерноморье, основной их экономической и общественной единицей были так называемые курени – соединения нескольких, в основном патриархальных, родственных семей, по существу, близких большесемейным общинам земледельческих народов. Русские летописи называют такие курени родами. В орду входило много куреней, причем они могли относиться к нескольким этносам: от болгар до кипчаков и кимаков, хотя их всех вместе русские называли половцами.

    Во главе орды стоял хан. Куренями тоже руководили ханы, далее по социальной следовали половецкие воины (свободные), а начиная с XII в. Зафиксированы еще две категории населения – «челядь» и «колодники». Первые – это свободные, но очень бедные члены куреней, а вторые – это военнопленные, использовавшиеся в качестве рабов.

    В XII в., как отмечают русские летописи, происходит общественная трансформация. Кочевание родовыми куренями было заменено аильным, т. е. семейным. Правда, аилы богачей иногда были столь же крупными, как ранее курени, но состоял аил не из нескольких более или менее равных экономически семей, а из одной семьи (двух-трех поколений) и ее многочисленной «обслуги», в которую входили и бедные родственники, и разорившиеся соплеменники, и военнопленные – домашние рабы. В русской летописи такие большие семьи именовались чадями, а сами кочевники, вероятно, определяли ее словом «кош» — «коч» (кочевье). В ХII в. аил-«кош» стал основной ячейкой половецкого общества. Аилы не были равновелики, а главы их не были равноправны. В зависимости от экономических и внеэкономических причин (в частности, принадлежности семей к родовой аристократии) все они стояли на разных ступенях иерархической лестницы. Одним из заметных внешних атрибутов власти кошевого в семье был котел (казан).

    Но следует учитывать также, что, несмотря на феодальную иерархию, понятие рода (куреня) не исчезло ни из общественных институтов, ни из хозяйственных градаций. В кочевнических обществах всех времен очень сильна была так называемая вуаль патриархальности, поэтому курени — родовые организации – сохранились в виде анахронизма в половецком обществе. Кошевой самой богатой, а значит, и влиятельной семьи и был главой рода, т. е. нескольких больших семей.

    Однако род-курень был единицей «промежуточной»; объединяющей аилы организацией была орда. Дело в том, что даже большой курень или аил не мог кочевать в степях в полной безопасности. Нередко аилы сталкивались из-за пастбищ, еще чаще происходил угон скота (барамта), а то и захват веж и пленных жаждущими скорого и легкого обогащения удальцами. Необходима была какая-то регулирующая власть. Она вручалась выборным путем на съезде кошевых главе наиболее богатой, сильной и влиятельной семьи (вместе с тем и куреня, к которому она принадлежала). Так аилы объединялись в орды. Очевидно, глава орды получал высший титул — хан. В русской летописи этому соответствовал титул князя.

    С XII в. Происходит и процесс организации более крупных объединений – союзов орд, во главе которых встают «великие князья» — ханы ханов – кааны. Они имели фактические неограниченную власть, могли объявлять войну и заключать мир.

    Можно предположить, что некоторые ханы исполняли и функции жрецов. Об этом говорит летопись, что перед одной из битв камланием занимался хан Боняк. Но в половецком обществе существовала специальная жреческая прослойка – шаманы. Шамана половцы называли «кам», отсюда произошло и слово «камлание». Основными функциями шаманов были гадание (предсказание будущего) и врачевание, основанное на непосредственном общении с добрыми и злыми духами.

    Следует сказать, что женщины в половецком обществе пользовались большой свободой и почитались наравне с мужчинами. Женщинам-предкам сооружались святилища. Многие женщины вынуждены были в отсутствие своих мужей, постоянно уходивших в далекие походы (и погибавших там), брать на себя заботы по сложному хозяйству кочевий и по их обороне. Так и возникал в степях институт «амазонок», женщин-воительниц, сначала запечатленных в степном эпосе, песнях и изобразительном искусстве, а оттуда пере шедших в русский фольклор.

    Захоронения

    В большинстве мужских захоронений вместе с покойниками помещали коня со сбруей и оружие. Обычно до нас доходят только металлические части этих предметов: железные удила и стремена, подпружные пряжки, железные наконечники стрел, сабельные клинки. Кроме того, почти в каждом погребении мы находим железные небольшие ножи и огнива. Все перечисленные предметы отличаются необычайным единообразием размеров и форм. Эта стандартизация характерна для кочевников всей европейской степи вплоть до Урала. Помимо железных вещей, в погребениях степняков постоянно находят остатки берестяных и кожаных колчанов (последние с железными «скобками»), костяные накладки петли для берестяных колчанов, костяные накладки на лук и костяные «петлю» для конских пут. Для всех этих вещей и отдельных деталей характерно также единообразие.

    В степных женских захоронениях попадаются самые разнообразные украшения. Возможно, что часть их привозилась из соседних стран, однако половчанки носили своеобразный головной убор, характерные серьги и нагрудные украшения. Они не известны ни на Руси, ни в Грузии, ни в Византии, ни в крымских городах. Очевидно, следует признать, что их изготовляли степные мастера-ювелиры. Основной частью головного убора были «рога», сделанные из серебряных выпуклых штампованных полуколец, нашитых на войлочные валики. Подавляющее большинство каменных женских изваяний изображалось именно с такими «рогами». Правда, иногда эти роговидные «сооружения» использовались и в качестве нагрудных украшений – своеобразных «гривен». Кроме них, половецкие женщины носили и более сложные нагрудные подвески, игравшие, возможно, роль амулетов. О них мы можем судить только по изображениям на женских каменных статуях. Особенной оригинальностью отличаются, по-видимому, весьма модные в степях серебряные серьги с дутыми биконическими или «рогатыми» (с шипами) подвесками. Их носили не только половчанки, но и черноклобуцкие женщины. Иногда, очевидно, вместе с женщинами они проникали из степи и на Русь – отказаться от любимого украшения жена-половчанка не хотела.

    В восьмом веке в сочинениях разноязычных авторов появилось название племени, именовавшимся на Руси - половцами, в Центральной Европе - команами, а на Востоке - кипчаками. Мусульманские историки и русские летописцы знают кипчаков-половцев как племя многочисленное, сильное, именем которого стала называться вся Великая Степь. Впервые этноним «кипчак» был зафиксирован на камне из Селенги (759 г.). Иранский аристократ Ибн Хордадбек в Книге путей и провинций, написанной 846 - 847 гг., приводит название карлуков и кипчаков. Так, впервые в мусульманских источниках появились упоминания о двух крупнейших племенных союзах, едва ли не самых значительных для последующей этнической истории казахских степей. В 8-10 вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе. Крушение государства кимаков в начале XI в. и смещение части кипчаков к западу в Приаралье и Поволожье составили основное содержание новой фазы кимакско-кипчакского расселения. В этот период окончательно формируются пять основных групп кипчакских племен:

    - алтайско-сибирская;
    - казахстанско-приуральская (включая т.н. «саксинскую», т.е. итиль-яикскую группу);
    - подонская (включая предкавказскую подгруппу);
    - днепровская (включая крымскую подгруппу);
    - дунайская (включая балканскую подгруппу);

    Кроме того, отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, Кашгарии. Рассматриваемый период, по мысли академика М. Козыбаева, является временем отделения этносов от тюркских племен. Применительно к казахской истории этот период имеет название огуз-кипчакская эпоха. В 10 веке из множества племенных союзов славян, романо-германцев, тюрков и др., расселяющих Евразийское пространство, начинается процесс отделения этносов. Так, появляется на Западе русский народ. Как утверждает вышеуказанный автор, в это время в Великой Степи формируется кипчакский народ. Нам известно высказывание Л. Гумилева о том, что в 11 в. тюрки, как суперэтнос, приходят к своему закату. Именно в этот момент на историческую арену вступают кипчаки. Вот что пишет по этому поводу Машхур Жусип Копеев в своей летописи: «На Западе - Сырдарья, на Востоке - Иртыш, на Юге - Семиречье, на Севере - Волга. Пространство между этими четырьмя реками называлось Дешти Кипчаком, где расселены 92 рода кипчаков». Кипчаки, отстранив со сцены истории сборный этноним «тюрк», сами превратились в супер-этнос, в стержень других тюркских племен.

    Знаменитый персидский поэт, путешественник, проповедник Насири Хосров в 1045 г. первым и на века назвал земли от Алтая до Итиля (р. Волга) Дешти Кипчак «Степью кипчаков». Прошло полстолетия, и причерноморские степи стали Полем половецким русских летописей, а в начале 14 в. персидский историк Хамдаллах Казвини разъяснил, что волжско-донецкие степи просторы, ранее называемые Хазарской степью, давно стали Степью кипчаков. В 12 веке кипчаки превращаются в грозную силу, приводившую в трепет весь арабский, персидский, славянский, романо-германский мир. В 1055 г. до границ Руси докатывается вал передвижений новых степных племен. Все они связаны с кипчаками. Но в новых местах этот общий этнополитический термин «кипчак» не привился. На Руси перевели на славянский имя шары «желтый», «половый», и отсюда все новые пришельцы получили название половцев, а степь стали называть Полем половецким. Дальше они достигли Волги, Дона, Днепра и Днестра. В 1071 г. кипчаки, достигнув Малой Азии, завоевали г.Анатоли, тем самым они заложили основу османских тюрков. В течении всего 30 лет кипчаки дошли до Карпат, Дуная и Балканских гор. Тех, кто ушел за Дунай, венгры называли их именем кунами, но одновременно появилось другое их название команы.

    Интересно отметить, что ныне в Венгрии проживают около четверти миллионов кипчаков-мадьяр. Как утверждает Иштван Коныр Мандоку, один из крупных исследователей, они по различным социально-политическим и историческим причинам переместились из среднего течения Иртыша, окрестностей Арала и др. местностей 9-13 вв. В частности, известно, что во время нашествия Чингисхана, а затем Батыя под предводительством хана Кодана часть кипчаков переселилась в Венгрию. Сегодня мадьяры (венгерские кипчаки) проживают в двух зонах. Восточные называют себя Великими кипчаками, западные - Малыми кипчаками. В состав первых входят роды улас, токсаба, жалайыр, керейт, найман, баяндур, печене, конырулы (отсюда и фамилия исследователя Иштвана Коныр, который относит себя кпотомкам Великих кипчаков). Малые кипчаки включают в себя роды: шортан, тортуыл, таз, жыланшык, бурышулы, куыр и др. Немаловажным является и то, что данный ученый специально акцентирует внимание на то, что кипчак - это не название какого-то одного рода. Кипчак, это название народов, которые вошли в состав государства Дешти Кипчак. Великий поэт Магжан Жумабаев в произведении «Пламя» пишет о том, что после гуннов Альпийские и Балканские горы достигли наши предки - кипчаки. Как доказывает Махмуд Кашгари, кипчаки, огузы и другие племена, входившие в этот племенной союз, говорили на удивительно чистом тюркском языке. Тем самым он превратился в общий язык для всех тюркских племен, входивших в Кипчакский союз.

    В литературе встречаются утверждения о том, что кипчаки являются стержнем будущего казахского этноса (протоказах). Однако академик М. Козыбаев считает данное понимание недостаточно глубоким. Он придерживается мнения, что в 11-12 вв. формировался кипчакский народ. Основой этому, по мысли автора, может служить единая территория расселения, развивающиеся вместе тюркские племена, общий язык, формированный кочевой, полукочевой быт, единое культурно-духовное отношение к миру, военная демократия, общие военные действия - все это рождает общее мировоззрение и основные качества народа. По свидетельству исторических источников, названия «кипчак» и «казах» возникли одновременно. Так, полагают некоторые авторы. Тем не менее проблема происхождения казахской народности изучена еще недостаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке имеют место разные предположения о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. Очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на территории Казахстана. Несомненно, генетическая связь средневекового населения Казахстана - от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кипчаков, найманов, киреитов, усуней и других, ставших этническими компонентами казахской народности.

    Половцы (кипчаки, куманы), русское название тюркоязычного кочевого народа монголоидного происхождения, пришедшего в 11 веке из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием половцев было кочевое скотоводство. К 12 веку у них начинают выделяться ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного. Половцы жили в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. Они верили в добрых и злых духов, умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 веке половцы находились на стадии разложения первобытного строя. У них вычленялись отдельные семейные кланы, главы которых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе которых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя во главе с ханом. У половцев существовало право кровной мести. Важным элементом общественной жизни были грабительские набеги на земли соседних народов. Половецкое войско состояло из легкой и тяжелой конницы и отличалось большой подвижностью. Нередко в сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году русские впервые столкнулись с половцами, которые многократно нападали на русские земли, нанося тяжелые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). Половцы совершали походы на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 году они помогли византийскому императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине реки Гебр. В начале 12 века киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против половцев (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате которых в Подонье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тысячами половцев ушел на Кавказ к грузинскому царю Давиду Строителю, который использовал их в борьбе против сельджуков. Поход половцев на Волжско-Камскую Булгарию в 1117 году успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) половцы вноь консолидируются на Дону. Многие русские князья женились на знатных половчанках, поселяли половцев в пределах Руси и использовали как военную силу. В 1170-1180-х годах натиск половцев на Русь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали их военную мощь. В 1223 году половцы были дважды разгромлены монголами - на Северном Кавказе и в битве на реке Калке, где половцы были союзниками русских князей. В результате монголо-татарского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, часть переселилась в Венгрию. Борьба русского народа с половцами отражена в летописях и в «Слове о полку Игореве».

    Многие историки, изучающие историю России, часто пишут о междоусобных войнах князей и их отношениях с половцами, народом, имеющим много этнонимов: кипчаки, кыпчаки, половцы, куманы. Чаще рассказывается о жестокости того времени, но очень редко затрагивают вопрос о происхождении половцев.

    Очень интересно было бы узнать и ответить на такие вопросы, как: откуда пришли они?; как они взаимодействовали с другими племенами?; какой образ жизни они вели?; в чём состояла причина их переселения на Запад и связано ли это с природными условиями?; как они сосуществовали с русскими князьями?; почему историки так негативно писали о них?; как рассеялись они?; есть ли среди нас потомки этого интересного народа? На эти вопросы нам наверняка должны помочь ответить работы востоковедов, историков России, этнографов, на которые, мы и будем опираться.

    В VIII-м веке, практически во время существования Великого тюркского каганата (Великий Эль) в Центральной и Восточной частях современного Казахстана сложился новый этнос — кыпчаки. Кыпчаки, пришедшие с родины всех тюрков — с западных склонов Алтая — объединили под своей властью карлуков, кыргызов, кимаков. Все они получили этноним своих новых хозяев. В XI-м веке Кыпчаки постепенно продвигаются к Сырдарьи, где кочуют огузы. Спасаясь от воинственных кыпчаков, они переселяются в степи Северного Причерноморья. Практически вся территория современного Казахстана становится областью владений кыпчаков, которая получает название Кыпчакская Степь (Дешт-и-Кипчак).

    Кыпчаки стали переселяться на Запад, практически по той же причине, что и когда-то хунны, которые стали терпеть поражения от китайцев и сяньбийцев только по той причине, что в восточной степи началась страшная засуха, нарушившая благоприятное развитие державы Хунну, созданной великим шаньюем Модэ. Переселение в западные степи оказалось не таким уж и лёгким, так как постоянно происходили стычки с огузами и печенегами (канглами). Однако, благоприятно на переселение кипчаков влияло тот факт, что Хазарского каганата, как такового, уже не существовало, ибо до этого, повышение уровня Каспия затопило многие поселения хазар, селившихся на берегах Каспийского моря, что явно потрепало их экономику. Концом этого государства служило поражение от конницы князя Святослава Игоревича . Кыпчаки перешли Волгу и продвинулись до устьев Дуная. Именно в это время у кыпчаков появились такие этнонимы, как куманы и половцы. Куманами их назвали византийцы. А половцами, кыпчаки стали называться на Руси.

    Давайте рассмотрим этноним «половцы», ведь именно вокруг этого наименования этноса (этнонима), ведётся так много споров, так как версий очень много. Мы выделим основные:

    Итак, первая версия. Этноним «половцы» по мнению кочеведов, произошёл от «полова», то есть это солома. Современные историки судят по этому названию, что кипчаки были светловолосыми , а может даже и голубоглазыми . Вероятно, половцы были европеоидными и не зря наши русские князья, приезжавшие в курени половцев, часто восхищались красотой половецких девушек, называя их «красными девками половецкими». Но ведь есть ещё одно утверждение, по которому можно сказать, что кыпчаки были еврорпеоидным этносом. Обращаюсь к Льву Гумилёву : «Наши предки дружили с половецкими ханами, женились на «красных девках половецких, (есть предположения, что Александр Невский был сыном половчанки), принимали крещеных половцев в свою среду, а потомки последних стали запорожскими и слободскими казаками, сменив традиционный славянский суффикс «ов» (Иванов) на тюркский «енко» (Иваненко)».

    Следующая версия чем-то тоже напоминает версию, выше сказанную. Кыпчаки являлись потомками сары-кыпчаков, то есть тех самых кыпчаков, образовавшихся на Алтае. А «сары» переводится с древнетюрского как «жёлтый». В древнерусском же «половь» и означает «жёлтый». Это может быть от лошадиной масти. Половцы могли называться так потому, что ездили на половых лошадях. Версии, как видите, расходятся.

    Первое упоминание о половцах в русских летописях сводится к 1055 году. Историки такие, как Н. М. Кармзин, С. М. Соловьёв, В.О. Ключевский, Н. И. Костомаров считали кыпчаков жуткими страшными варварами, сильно потрепавшими Русь. Но как говорил Гумилёв о Костомарове, что: «в собственных бедах приятнее обвинить соседа, нежели себя» .

    Русские князья нередко бились между собой с такой жестокостью, что можно было бы принять их за дворовых собак, не поделивших кусок мяса. Причём, происходили эти кровопролитные междоусобицы очень часто и были они более страшными, чем какие-то небольшие нападения кочевников, допустим на Переяславское княжество. Да и здесь не всё так просто, как кажется. Ведь князья использовали половцев, как наёмников в войнах между собой. Потом же наши историки стали рассказывать о том, что Русь якобы вынесла борьбу с половецкими полчищами и защитила Европу, как щит от грозной сабли. Короче говоря, у наших соотечественников фантазий было предостаточно, но к сути дела они так и не пришли.

    Интересно, что Русь защищала европейцев от «злых варваров-кочевников», а после этого Литва, Польша, Швабская Германия, Венгрия стали продвигаться на Восток, то есть на Русь, на своих «защитников». Уж больно надо было защищать нам европейцев, да и защиты-то никакой не было. Русь, несмотря на свою раздробленность, была намного сильнее половцев и те мнения историков, перечисленных выше, являются необоснованными. Так что никого от кочевников мы не защищали и никогда не были «щитом Европы», а скорее были даже «щитом от Европы».

    Вернёмся к отношениям Руси с половцами. Мы знаем, что две династии-ольговичи и мономашичи, стали непримиримыми врагами, и летописцы, в частности, склоняются на сторону мономашичей, как героев борьбы со степняками. Однако, давайте объективно рассмотрим данную проблему. Как мы знаем, Владимир Мономах заключал с половцами «19 миров», хотя «князем миротворцем» его никак не назовёшь. В 1095 году он предательски убил половецких ханов, которые согласились прекратить войну — Итларя и Китана . Затем князь киевский потребовал, чтобы князь черниговский Олег Святославич либо отдал сына Итларя, либо сам его умертвил бы. Но Олег, будущий хорошим другом половцев, отказал Владимиру.

    Конечно грехов было достаточно и у Олега, но всё же, что может быть более омерзительным, чем предательство? Именно с этого момента началось противостояние двух этих династий — ольговичей и мономашичей.

    Владимир Мономах смог произвести ряд походов на половецкие кочевья и вытеснил часть кыпчаков за Дон. Эта часть, стала служить грузинскому царю. Кыпчаки не потеряли своей тюркской доблести. Они остановили натиск турок-сельджуков на Каваказе. Кстати, когда сельджуки захватывали половецкие курени, они забирали физически развитых мальчиков, а затем продавали египетскому султану, который выращивал из них элитных бойцов халифата — мамлюков. Кроме потомков кипчаков, в египетском халифате служили султану потомки черкесов, которые также являлись мамлюками. Однако это были совершенно разные подразделения. Половецкие мамлюки носили название ал-Бахр или бахриты, а черкесские мамлюки ал-Бурдж . Позже эти мамлюки, а именно бахриты (потомки половцев) захватят власть в Египте под руководством Бейбарса и Кутуза , а затем смогут отбить нападения монголов Китбуги-нойона (государство Хулагуидов)

    Возвращаемся к тем половцам, которые всё-таки смогли остаться в Северо-Кавказских степях, в северном Причерноморье. В 1190-х годах половецкая знать частью принимали христианство. В 1223 году командующие монгольским войском в два тумена (20 тыс. чел.), Джэбэ и Субэдей , совершили внезапный рейд в тыл половцам, обойдя Кавказский хребет. Половцы в этой связи просили помощи на Руси, и, князья решили им помочь. Интересно, что, по мнению многих историков, негативно относившихся к степнякам, если половцы вечные враги Руси, то как они объяснят столь быструю, почти союзническую, помощь со стороны русских князей ? Однако, как известно, совместные войска русских и половцев потерпели поражение, причём не по причине, допустим превосходства противника, которого и не было, а по своей неорганизованности (русских с половцами было 80 тыс. чел., а монголов всего-то 20 тыс. чел.). Затем последовал полный разгром половцев от темника Батыя . После этого кыпчаки рассеялись и практически перестали считаться этносом. Часть их растворилась в Золотой Орде, часть приняла христианство и вошла в позднее в Московское княжество, часть, как мы говорили, стала править в мамлюкском Египте, а часть ушла в Европу (Венгрия, Болгария, Византия). На этом история кыпчаков заканчивается. Остаётся только описать общественный строй и культуру этого этноса.

    У половцев был военно-демократический строй, практически, как и у многих других кочевых народов. Единственная их проблема заключалась в том, что они никогда не подчинялись централизованной власти. Их курени были отдельными, поэтому если и собирали общее войско, то это случалось редко. Часто несколько куреней объединялись в небольшую орду, руководителем которой был хан. Когда же некоторые ханы объединялись, то во главе выступал каган.

    Хан занимал высшее положение в орде, и к именам половцев, занимающую эту должность, традиционно прибавлялось слово «кан». После него шли аристократы, которые распоряжались общинниками. Затем главы, возглавлявшие рядовых воинов. Самое низкое социальное положение занимали женщины — служанки и колодники — военнопленные, которые выполняли функции рабов. Как было написано выше, в орду входило определённое количество куреней, которые состояли из семей-аулов. На владение куреня назначался кошевой (тюрк. «кош», «кошу» — кочевье, кочевать).

    «Основным занятием половцев было скотоводство. Главной пищей простых кочевников служили мясо, молоко и просо, любимым напитком - кумыс. Одежду половцы шили по собственным степным образцам. Повседневной одеждой половцам служили рубахи, кафтаны и кожаные штаны. Домашними делами, по сообщениям Плано Карпини и Рубрука , обычно занимались женщины. Положение женщин у половцев было достаточно высоким. Нормы поведения половцев регулировались «обычным правом». Важное место в системе обычаев половцев занимала кровная месть.

    В большинстве, если исключить аристократию, которая стала принимать христианство, то половцы исповедовали тенгрианство . Так же, как и тюркюты, половцы почитали волка . Конечно, в их обществе служили и шаманы, именуемыми «басхамы», которые вели общение с духами, лечили больных. В принципе, они не отличались ничем от шаманов других кочевых народов. У половцев был развит погребальный культ, а также культ предков, постепенно переросший в культ «вождей-героев». Над прахом своих покойников они насыпали курганы и ставили знаменитые кипчакские балбалы («каменные бабы»), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.

    Половцы часто воевали, и военное дело у них стояло на первом месте. Кроме отличных луков и сабель, у них также имелись дротики и копья. Большую часть войск составляла лёгкая конница, состоящая из конных лучников. Также, в войске была тяжеловооружённая кавалерия, воины которой носили ламеллярные панцири, пластинчатые панцири, кольчуги, шлемы. В свободное время воины занимались охотой для оттачивания своего мастерства.

    Опять, степофобские историки утверждали, что городов половцы не строили, однако в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев, заложенные именно половцами. Кроме того, Шарукань (ныне город Харьков) был столицей западных половцев. Согласно историку-путешественнику Рубруку, продолжительное время половцы владели Тмутараканью (по другой версии в это время она принадлежала Византии). Вероятно, им платили дань греческие крымские колонии.

    Наш рассказ о половцах заканчивается, однако при том, что данная статья имеет недостаточно данных об этом интересном этносе и поэтому подлежит дополнению.

    Александр Беляев, Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У).

    Список литературы:

    1. 1. Гумилёв Л. Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва. 2010 г.
    2. 2. Гумилёв Л. Н. «Тысячелетие вокруг Каспий». Москва. 2009 г.
    3. 3. Карамзин Н. М. «История Государства Российского». Санкт-Петербург. 2008 г.
    4. 4. Попов А. И. «Кыпчаки и Русь». Ленинград. 1949 г.
    5. 5. Грушевский М. С. «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до XIV столетия». Киев. 1891 г.
    6. 6. Плетнёва С. А. «Половцы». Москва. 1990 г.
    7. 7. Голубовский П. В. « Печенеги, торки и половцы до нашествия татар». Киев. 1884 г.
    8. 8. Плано Карпини Дж. «История монголов, которых мы называем татарами». 2009 г. //
    9. 9. Рубрук Г. «Путешествие в восточные страны». 2011 г. //