» » Проблема специфики профессии писателя - готовые аргументы и тезисы. Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция Проблема писательства в литературе

Проблема специфики профессии писателя - готовые аргументы и тезисы. Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция Проблема писательства в литературе

ЕГЭ. В помощь выпускникам. Пишем сочинение по части С.

Второй год приморский край сдает ЕГЭ по русскому языку. Если говорить сухим языком цифр, то итоги экзаменов за 2 года можно свести в следующую таблицу:

Год

Всего работ

Не приступили к части «С»

Самый высокий балл

2009

17313

Нет данных

2010

11379

654 / 5,75%

Изменилось ли что-то в содержании работ? Да, конечно. В целом, работы стали значительно лучше: увеличился их объем, учащиеся научились определять проблему текста, формулировать авторскую точку зрения, пользоваться необходимыми терминами, включать в текст аргументирующую часть, делать выводы. Но на что же следует обратить внимание следующим выпускникам? Как успешно справиться с частью С? Разберем структуру сочинения.

Начало, пожалуй, - самая сложная часть работы. Обращаю ваше внимание на то, что в 12 критериях оценки сочинений нет ни одного балла за оригинальность, эмоциональность вступления, поэтому, чтобы не терять время, следует воспользоваться информацией об авторе предложенной статьи, помещенной под текстом.

Пример. Владимир Федорович Тендряков - известный прозаик, автор многих остроконфликтных повестей о деревне, в которых поднимает духовно нравственные проблемы современной ему жизни, острые проблемы советского общества.

Не сформулировали проблему – 3679 человек

Возможные недочеты:

  1. Грамматическая ошибка – проблема о (следует исключать предлог «о»).
  2. Ошибка в фоновом материале – употребление слова «рассказ», если это публицистический текст.
  3. Подмена понятий «тема» – «проблема» .

Следующая часть работы – комментарий проблемы текста (К2). В этой части необходимо прокомментировать названную выше проблему Следующий этап вашей работы – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, показать, что вы её верно понимаете.

Не прокомментировали проблему 4276человек

Пример. Данная проблема является актуальной и в наши дни, потому что без связи времен невозможно сохранить то, что понято, собранно старшим поколением. Отсутствие этой связи обеднит жизнь поколения младшего, сделает его равнодушным к окружающему миру, его красоте и врачующей силе фауны и флоры.

Возможные ошибки:

    1. Логическая – выдвинута одна проблема, а прокомментирована – другая.
    2. Речевые – употребление слов в не свойственном им значении; употребление слов в иной стилевой окраске; повторы слов; неудачный порядок слов; неуместное употребление эмоционально – окрашенных слов.
    3. Фактические – неверно понят исходный текст.

Переходим к следующей части сочинения – отражение позиции автора исходного текста (К3). В этой части необходимо определить авторское отношение к поднятой проблеме (его найдешь в тексте). Это сжатое изложение материала текста, соответствующее проблеме, выдвинутой тобой.

Возможные ошибки:

    1. Фактическая – позиция автора не понята.
    2. Логические – позиция автора подменена собственной и не соответствует тексту; к названной проблеме неверно подобранна позиция автора.

Помни, что проблем в тексте может быть несколько и на каждую из них в тексте есть авторская позиция.

Основные проблемы

1 проблема сохранения связи времен (в чем проявляется и в чем поддерживается связь времен?)

Связь времен проявляется в передаче духовных ценностей от старших к младшему; связь времен не оборвется, пока принявший духовные ценности будет стремиться их бережно сохранить и передать новому поколению.

2 Проблема влияния личности педагога и писателя на личность ученика (как на примере К.Г. Паустовского можно проследить влияние личности писателя на его учеников)

К.Г. Паустовский своими книгами и личным примером учил уважению к достоинству человека; учил активной доброте и активному человеколюбию.

3 Проблема призвания писателя (в чем К.Г. Паустовский видел свой долг писателя и человека?).

Писатель должен всю свою жизнь посвятить защите человека, а значит, защите всего общества, как это делал К.Г. Паустовский.

4 Проблема значения книги в жизни человека (чему учат лучшие книги?).

Лучшие книги для вдумчивого читателя могут стать настоящими педагогами, которые научат видеть красоту мира и людей.

Следующая структурная часть сочинения – это аргументирование собственной точки зрения по проблеме (К4). В этой части ученик формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами из художественной, публицистической, научной литературы или примерами из жизненного опыта (факты из жизни окружающих, собственные наблюдения, традиционный исторический опыт). Пример может предшествовать обобщению или подкреплять высказанную мысль, но не может быть приведен без комментария. Примеры могут выполнять роль иллюстрации; чтобы сделать свою мысль понятной, конкретной, возможна аргументация с учетом положительного или отрицательного образца, что поможет оценить какое-либо явление, подтвердить собственную точку зрения.

Не смогли аргументировать собственную точку зрения 4084 человека

Готовясь к выполнению этой части, ученик может составить таблицу.

Пример.

Проблема

Персонажи

Проблема чести

Л.Н. Толстой роман «Война и мир»

Андрей Болконский, Пьер Безухов.

Б. Васильев роман «Сотников»

Сотников, Рыбак

В. Распутин повесть «Живи и помни»

Андрей Гуськов

Экологические проблемы

Ч. Айтматов роман «Плаха»

В.П. Астафьев повесть «Царь-рыба»

Проблема памяти

А.Ахматова поэма «Реквием»

К. Воробьев рассказ «Это мы, господи!»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Нравственные проблемы

Самая высокая оценка аргументирующей части- 3 балла. Для этого достаточно подкрепить свою мысль одним произведением из художественной или публицистической литературы и примером из жизни. Примеры из жизненного опыта, даже если их 3, оцениваются 1 баллом!

Выполнение этой части обычно начинается словами: «Я согласна(сен) с точкой зрения автора и считаю, что…(идут умозаключения , подтвержденные доказательствами различного характера).

Возможные ошибки:

  1. Мнение ученика заявлено формально, без доказательств.
  2. В фоновом материале (К12) - искажение жанра произведения, ошибки в авторстве текста, в именах персонажей.
  3. Этические ошибки (К11)- грубые упреки в адрес кого-либо.
  4. Фактическая ошибка (К2) - в приведенном тексте нет названной проблемы.
  5. Речевые ошибки (К10) – смотри выше.
  6. Грамматические ошибки (К9) – в образовании форм слов, в нарушении связей между словами, в употреблении деепричастного оборота, в нарушении границ предложения, пропуск слов, смешение прямой и косвенной речи.

Завершает вашу работу заключение. Каким оно должно быть?

  1. Заключение должно быть связанно с текстом (как и вступление).
  2. Должно стать логическим заключением высказанных мыслей.
  3. В нём возможно предложение о решении проблемы, которую учащийся определил и обосновал.

Всё это будет учтено в критериях оценки задания (К5).

О чём ещё должен помнить выпускник и что повлияет на оценку в части С:

    1. Наличие абзацев в сочинении при переходе от одной микротемы к другой (К5).
    2. Связность и последовательность мыслей (К5). Допущены ошибки 3559 учениками (цельность)
    3. Точность и выразительность речи (К6).
    4. Разнообразие грамматического строя речи, использование сложных предложений, осложненных конструкцией (К6).
    5. Словарные запас учащегося (К6 ) Допущены ошибки 2564 учащимися (точность)
    6. Орфографическая и пунктуационная грамотность (К7, К8). Орфография – ошибки у 7285 человек; пунктуация - у 7742 человек.
    7. Грамматические ошибки допустили 3676 человек.
    8. Речевые – 3584 человек.
    9. Этические – 994 человека.
    10. Фоновые – 1616 человек.

В 2010 году среди текстов части С был предложен отрывок из художественного текста. Сочинение по художественному тексту пишется по той же схеме. Сложность в работе с подобным текстом заключается в определении точки зрения автора, так как в художественном тексте она, как правило, завуалирована, скрыта. Чтобы определить её, нужно быть внимательным читателем, так как её находят при анализе изобразительно-выразительных средств, авторских замечаний, пояснений, ремарок.

В заключающей части своей работы приведу выдержки из сочинений выпускников, которые вызвали улыбку у проверяющих.

Любовь Михайловна,пожалуйста,проверьте мое сочинение!

1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаеву)

СОЧИНЕНИЕ:

В этой жизни человек наделен уникальной способностью – создавать прекрасное,занимаясь творчеством. Этот процесс, безусловно, дарит творцу радость, наполняя его душу теплом и светом. Но можно ли это удовольствие променять на материальную выгоду? Стоит ли творить ради денег? Эта проблема взволновала известного критика Викентия Вересаева.
Проблема творчества и денег активно обсуждается с давних времен,а в наши дни, когда материальные блага превыше всего, она особенно злободневна. Викентий Вересаев рассматривает данный вопрос на примере писательства – весьма «трудного и запутанного дела». Литературовед считает,что настоящий писатель должен наблюдать жизнь изнутри,встречая на своем творческом пути многочисленные препятствия,помогающие совершенствоваться и развиваться в своем деле. Критик отмечает,что писатель вырывает себя из жизни,становясь профессионалом,и садится писать не по зову сердца, а в тяжелые времена безденежья, зарабатывая таким способом на жизнь. Прозаик убежден,что в таком случае «свежий росток таланта» обязательно засохнет,а писатель потеряет способность к истинному творчеству.
Позиция автора заключается в следующем: начинающий писатель,если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой и творить ради денег.
Я абсолютно согласна с позицией критика в том, что писательство не должно существовать как способ для добывания средств к жизни, ведь умение писать книги – это величайший дар, позволяющий выражать свои мысли и передавать их потомкам. Бесспорно,нельзя допустить,чтобы искусство превратилось в источник обогащения и удовлетворения людских потребностей, как это произошло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Писатели МАССОЛИТа создавали удобные и нужные власти книги,думая о получении квартир,дач,различных путевок – всем,кроме искусства. Может ли так называемое «псевдотворчество» чему-нибудь научить читателей? Очевидно,нет. Ужасно то,что лишь один их членов объединения литераторов - Иван Бездомный – осознал,что выдает за истинное творчество жажду славы и именитости.,поскольку остальных интересовала только материальная выгода.
В наше время современная литература стремительно теряет свои позиции,поскольку пишут книги все кому не лень: танцоры,музыканты,актеры,спорстмены… Писательство в очередной раз используют в корыстных целях,чтобы заработать на нем деньги и обрести популярность. В этом случае можно говорить о деградации,к которой стремится нынешнее общество.
Действительно,автор прав. Заниматься творчеством исключительно ради материальных благ недопустимо.В конечном итоге,придавая значительную роль деньгам, мы, меркантильные жители современного мира, рискуем остаться без талантливых людей и искусства в целом.

Дата публикации: 26.07.2017

Аргументы о писателях, поэтах и писательском труде по следующим проблемам:

Почему люди становятся писателями?

Проблема выбора профессии писателя.

Каждый ли может стать писателем?

Как стать писателем?

Проблема становления писателя как профессионала.

Каким должен быть настоящий писатель?

Какими качествами должен обладать настоящий писатель?

Каковы особенности профессии писателя?

Проблема роли писателей в жизни людей.

С какими трудностями приходится сталкиваться писателям?

Проблема специфики писательского труда

Вспомним роман Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой был моряком и видел многое. К тому же юноша очень тонко чувствовал всю прелесть окружающего мира. Дикое желание в красках описать любимой девушке, а после и другим людям, красивейшие уголки Океании пробудило в Мартине стремление стать писателем.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Мартин Иден, герой одноименного романа Джека Лондона, будучи неграмотным моряком, после упорного труда, стал знаменитым писателем. Но старался юноша не ради славы. Он не думал о гонораре, и не считал свое дело трудом. Творческое начало вспыхнуло в Мартине, побуждая воссоздать увиденную в плаванье красоту.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Мартин Иден в известном романе Джека Лондона стал знаменитым писателем. На необыкновенные произведения его вдохновляла любовь к Руфь. После разрыва с невестой, герой с трудом закончил начатую повесть и больше не возвращался к любимому делу.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»


Вспомним роман Джека Лондона «Мартин Иден». Возлюбленная главного героя была уверена: для того, чтобы стать писателем, необходимо иметь высшее образование. Юноша, в свою очередь, доказал обратное. Он не смог поступить даже в среднюю школу, но, занимаясь самообразованием, добился головокружительного успеха.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Настоящим писателем для меня является Мартин Иден - герой одноименного романа Джек Лондона. В своих произведения юноша стремился описать жизнь такой, какая она есть, но читателям не нравилась горькая правда. Однако Мартин не реагировал на критику, он не желал подстраиваться под «спрос» и продолжал следовать душевным порывам.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

О всех сложностях писательского труда, мы можем узнать из романа Джека Лондона «Мартин Иден». Для того, чтобы творить, таланта и желания герою оказалось недостаточно. Чтобы достичь желаемого, юноша пополнял словарный запас, осваивал стили, изучал литературные приемы и другие тонкости этого искусства. Но даже овладев необходимой информацией, Мартин не получил признания. Слава пришла к нему после двух лет упорного труда, потому что помимо прочего, необходим еще и опыт.

Джек Лондон, роман «Мартин Иден»

Примером может послужить роман Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой, посвятив время любимому делу, обрек себя на тяжелое существование. На протяжении двух лет Мартин голодал, недосыпал, практически во всем себе отказывал, закладывал свое имущество и постоянно был в долгах, пока не добился всеобщего признания.

К. Г. Паустовский, повесть «Далекие годы»


В автобиографической повести К. Г. Паустовский упоминает аптекаря Лазаря Борисовича, который однажды сказал ему простую, но важную истину: чтобы стать писателем, необходимо знать жизнь, работать, как вол, и не гнаться за славой. Мужчина посоветовал юному Косте больше общаться с людьми, и он прислушался к совету. Возможно, именно поэтому Паустовский достиг больших высот в своем деле.

О том, какую роль играют писатели для человечества, говорил и К. Г. Паустовский. В предисловии к автобиографической «Повести о жизни» он отметил, что «писатель, выражая себя, тем самым выражает и свою эпоху. Это - простой и неопровержимый закон.»

К. Г. Паустовский, повесть «Повесть о жизни»

Нельзя обойти стороной К. Г. Паустоского, трогательные произведения которого, не оставляют равнодушным ни одного человека. Возможно известность писатель обрел, благодаря тому, что придерживался «святого правила», о котором упомянул в предисловии к «Повести о жизни»: книги следует писать до тех пор, пока автор может говорить правду.

О том, насколько сложен труд поэта, размышлял и В. В. Маяковский в одном из стихотворений. Чтобы быть услышанным, важно тщательно подбирать каждое слово:

Поэзия — та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

Тысячи тонн словесной руды.

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»


Четко определил роль писателей и поэтов, которые отражают на бумаге настоящую жизнь, В. В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Он показал, что словесные труды помогают людям избежать душевной пустоты и деградации:

Эти слова

приводят в движение

тысячи лет

миллионов сердца.

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»

Демонстрируя в произведениях все стороны жизни своей эпохи, писатели и поэты строят мост к прошлому для будущих поколений. На этом сделал акцент В. В, Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»:

Через столетья

в бумажной раме

возьми строку

и время верни!

В. В. Маяковский, стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»

В. В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» показывает, насколько тяжела жизнь поэтов, их труд не всегда оценивают по достоинству и поэтому плата за столь благородное дело невысока:

Вы требуете с меня пятьсот в полугодие

и двадцать пять за неподачу деклараций.

Труд мой любому труду родствен.

Взгляните — сколько я потерял,

какие издержки в моем производстве

и сколько тратится на материал.


И тянет меня в холода и в зной.

Бросаюсь, опутан в авансы и в займы я

ВАЖНО!!! (цитировать строки не обязательно, достаточно передать смысл и указать название и автора)

11-й класс

Подготовка к написанию части С
ЕГЭ по русскому языку

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту:

2) совершенствование навыков анализа текста;

3) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

I. Работа с текстом.

Об авторе статьи: Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), прозаик, литературовед, критик, врач по специальности, автор известного произведения «Записки врача», созданного на автобиографическом материале.

(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше.

(10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

(14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим.

(15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы.

(16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я.

(20) Много ли тогда напишешь?

(21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного?

(24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее.

(По В.Вересаевау)

1. Определите и сформулируйте тему текста. (При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова.) Запишите формулировку темы.

Клише, которые помогут сформулировать тему:

Статья В.Вересаева посвящена…

Когда читаешь текст, задумываешься о…

(Ключевые слова: писательство, писатель, пишет. )

Примерная формулировка темы

Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста.

2. Сформулируйте основную проблему текста, запишите формулировку.

…? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.

Примерная формулировка проблемы

Каким же должен быть писатель? Над этим вопросом задумывается автор текста.

3. Прокомментируйте проблему, ответив на следующие вопросы:

1) Почему отказ от собственной профессии губителен для молодого автора?

2) Какое языковое средство помогает подчеркнуть мысль о том, что писатель, бросивший свою профессию, утрачивает и литературный талант?

3) С какой целью В.Вересаев дважды прибегает к тавтологии жить в жизни?

5) Почему словосочетание «набирает материал» (предложение 13) автор текста заключает в кавычки?

Примерный комментарий к проблеме

По мнению В.Вересаева, молодой перспективный автор, отказавшийся от своей профессии, сделавший литературу источником дохода, перестает быть настоящим писателем.

Метафора и на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет помогает выразить мысль о том, что писатель утрачивает свой талант, если вырывает себя из обычной, привычной ему жизни.

Фразеологизмом вариться в собственном соку автор текста определяет состояние человека, лишенного ярких жизненных впечатлений, и свое ироничное отношение к писателю, который стремится черпать материал для произведений извне, Вересаев выражает словосочетанием «набирает материал». Прибегая к тавтологии надо жить в жизни, В.Вересаев говорит о том, что писатель должен быть активным участником жизни, а не ее созерцателем.

4. Сформулируйте идею текста, ответив на следующие вопросы:

2) Как В.Вересаев решает проблему?

Примерная формулировка идеи

Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время.

Идея текста такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно».

5. Напишите вступление к сочинению. Постарайтесь во вступлении поразмышлять о том, какие книги интересны читателю и какие авторы вызывают у вас интерес.

Примерное вступление

Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз?

Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности.

6. Напишите о своем отношении к идее текста, приведя не менее двух аргументов, подтверждающих или опровергающих авторскую позицию.

Материал для размышления

А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино.

Примерные аргументы «за»

Вспомним известного английского математика Л.Кэролла. Его замечательные книги «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», написанные для племянницы, известны всему миру и любимы детьми многих поколений.

Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими.

По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело.

Примерные аргументы «против»

Эта мысль вызывает сомнение. Во-первых, полагаю, что человек, занимающийся чем-то профессионально, способен достичь больших успехов в любом деле, нежели человек, для которого это дело является хобби. Например, хоккеист какого-нибудь клуба добьется большего, чем, скажем, игрок дворовой команды.

Во-вторых, есть писатели, которые, занимаясь только литературой, стали классиками. Федор Михайлович Достоевский, например, окончив военно-инженерное училище, почти сразу же вышел в отставку и занимался только литературой – делом всей жизни. И жизненными впечатлениями, необходимыми для создания произведений, гениальных в художественном и в психологическом плане, он не был обделен… Поэтому, думаю, главное для писателя – это не наличие или отсутствие «основной» профессии, а талант.

II. Подведение итогов урока. Домашнее задание: напишите сочинение-рассуждение по тексту В.Вересаева.

И.А. РУДЕНКО,
Магнитогорский
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова