» » Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений. Представление в психологии — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений

Процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений. Представление в психологии — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений

Мыслительная деятельность – это сложная форма целенаправленной активности человека, развертывающаяся как последовательная смена ее стадий или фаз. Эта деятельность возникает при наличии проблемной ситуации, которая представляет собой рассогласование между известным и неизвестным. Она возникает, когда человек сталкивается с тем, что выходит за рамки его знаний и опыта. Первой стадией мыслительной деятельности является осознание человеком проблемной ситуации, в результате чего формулируется задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. За постановкой задачи следует стадия выдвижения гипотез (предполагаемых путей ее решения). Третьей стадией является процесс решения задачи, связанной с проверкой гипотез. На заключительной стадии осуществляется проверка решения задачи. Эффективность мыслительной деятельности зависит от множества факторов. Решающая роль отводится мотивационному фактору. Мыслительная деятельность, как любая другая, всегда полимотивирована, однако ее эффективность определяется доминированием познавательных мотивов. Являясь смыслообразующими, они придают мыслительной деятельности дополнительное побуждение и делают ее продуктивной и творческой.

В процессе мышления явно выступает взаимосвязь мышления и речи. Мышление – многомерный процесс, осуществляемый как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях психики. Специфически человеческой характеристикой мышления является его связь с речью и языком. Язык выступает одним из важнейших средств мышления. Благодаря языку мышление человека становится абстрактным и отвлеченным, потому что язык человека не только называет предметы и явления, но и обозначает их, выполняя функцию обобщения.

Помимо языковой формы, мышление может быть внеязыковым , т.е. оперировать целостными фигурами, образами. Своеобразие человеческого мышления возникает на основании взаимодействия выше названных форм: языковой и внеязыковой. В процессе мышления человек открывает новое, если не для человечества, то для себя.

Существует множество классификаций мышления. Традиционно выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное , связанное с манипулированием предметами (действенная форма мышления); наглядно-образное , предполагающее использование представление (образная форма мышления); словесно-логическое , связанное с оперированием абстракций (абстрактная форма мышления).

Противопоставляют логическое и интуитивное виды мышления. Логическое мышление характеризуется осознанностью, произвольностью, последовательностью, непротиворечивостью. Основными характеристиками интуитивного мышления являются слабая осознанность, свернутость, быстрота протекания и отсутствие четко выраженных этапов.

В процессе своего развития мышление человека проходит две основные стадии: допонятийного и понятийного мышления. Допонятийное мышление – это конкретное, нечувствительное к противоречиям, характеризующееся несформированностью основных логических операций. Понятийному мышлению свойственны полнота понимания, индуктивно-дедуктивный характер и сформированность логических операций (анализ, синтез, обобщение и другие).

Под творческим мышлением понимается процесс, приводящий к созданию оригинального продукта. Для его характеристики важна не только результативная сторона, но и процессуальная. Процесс творческого мышления сопровождается психическими новообразованиями: мотивами, целями, смыслами. Творческое мышление противопоставляется нетворческому, которое состоит в применении готовых знаний, навыков, алгоритмов. Творческое мышление отличается оригинальностью, легкостью (возможностью одновременно разрабатывать множество идей и гипотез), точностью (видением наиболее важного и существенного для достижения поставленных целей), гибкостью (умением переходить из одного плана анализа в другой).

Мышление каждого человека представляет собой уникальное сочетание его видовых свойств, особенностей, обусловленных личностью, требованиями деятельности. Это находит отражение в стиле мышления. Под стилем мышления понимается система индивидуальных приемов, навыков, стратегий, особенностей мыслительной деятельности. Выделяют пять основных стилей мышления:

· Синтетический . Характеризуется способностью к комбинированию теорий, идей, стремлением к экспериментированию, склонностью к парадоксам и противоречиям.

· Аналитический . Основными признаками являются предрасположенность к систематическому анализу, внимание к деталям, скрупулезность, последовательная проверка гипотез.

· Идеалистический . Предполагает интерес к целому, формирование стратегических целей, восприимчивость к чужим идеям, умение их использовать.

· Прагматический . Это мышление, ориентированное на получение скорейшего результата, формирование тактических целей, чувствительность к конъюнктуре.

· Реалистический . Стиль мышления проявляется в упрощении проблемы, апеллирование к знаниям и опыту других людей, максимальном использовании информации об интересующем предмете.

Стиль мышления формируется с раннего детства, зачастую не осознается. В чистом виде стиль мышления встречается довольно редко. Его главной функцией является обеспечение эффективности деятельности и взаимодействия с людьми.

Речь понимается как психический процесс передачи информации посредством языка. В психологии и лингвистике различают речь и язык. Ф.де Соссюра считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.

Язык выступает как объективная, исторически сложившаяся система кодов, которой пользуется человек в процессе жизнедеятельности. Речь, являясь важнейшим средством мышления и общения, реализует следующие функции: коммуникативную, индикативную, сигнификативную (обозначение, называние предмета), мыслительную и др.

Существует множество классификаций речи . В зависимости от степени сложности выделяют эхолалическую (содержащую повторение), назывную и коммуникативную . Эти виды речи последовательно сменяют друг друга в процессе ее развития у человека.

Различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь или речь «про себя» выполняет сложную функцию подготовки внешнего речевого высказывания. Она является механизмом превращения субъективных смыслов в систему внешних значений. Для внутренней речи характерны свернутость, сокращенность, идиоматичность.

Внешняя речь может быть письменной и устной, каждая имеет свою специфику. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь характеризуется последовательностью, логичностью, тематичностью, относительной смысловой законченностью, синтаксической усложненностью. Существенными особенностями диалога являются спонтанность (незапланированность), частая смена тем, свернутость, т.к. много понимается по жестам, мимике, контексту, ситуации.

Речь является феноменом индивидуального сознания человека. С ее помощью человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Именно речь переводит психические феномены в продукт, т.е. в мысль, выраженную посредством средств того или иного языка.

В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.

Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию . В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход, в русле которого текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, т.е. как продукт и компонент процесса общения. Текст как продукт совместной деятельности собеседников получил название дискурса . Дискурс зависит от ситуации, целей собеседников, специфики восприятия ими друг друга.

Интеллект

Понятие интеллекта охватывает целостную функциональную совокупность познавательных процессов, включающую все уровни от сенсорно-перцептивного до рече-мыслительного. Вершиной этой системы выступает речевое мышление, которое интегрирует работу целостного интеллекта человека. Интеграция осуществляется как «сверху», так и «снизу». Благодаря интеграции «сверху» преобразуется деятельность нижележащих уровней познания: восприятие человека становится осмысленным, память рационально организованной, внимание управляемым. Интеграция «сверху» подготавливается своеобразным процессом интеграции «снизу». Эта интеграция заключается в постоянном усложнении познавательных процессов. Они развиваются в направлении от непроизвольных к произвольным, переходят из внешнего во внутренний план действий и становятся более свернутыми, обобщенными. Интеллект следует рассматривать в двух аспектах: процессуальном и результативном. С одной стороны, он выступает как система познавательных процессов, с другой – как общая способность человека. Для формирования интеллекта как общей способности необходимо, чтобы процессы познания обобщились, генерализовались и стали доступны переносу с одного вида деятельности на другой.

Выделяют лингвистический интеллект – способность использовать язык для того, чтобы создавать или передавать информацию (писатель, журналист, редактор); музыкальный интеллект – способности сочинять или исполнять музыку (композитор, музыкальный исполнитель); логико-математический интеллект – способности представлять, воспринимать объект и манипулировать им в уме (архитектор, инженер); телесно-кинестезический интеллект – способности формировать и использовать двигательные навыки в спорте, исполнительном искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик); личностный интеллект имеет две стороны – интраличностный интеллект (способность управлять своими чувствами, анализировать их, использовать эту информацию в своей деятельности (например, писатель) и интерличностный интеллект – способность замечать и понимать потребности других людей, управлять их настроениями, предвидеть поведение в разных ситуациях (политический лидер, педагог, психотерапевт).

Дискуссионным в психологии является вопрос о возможности измерения интеллекта. В зарубежной психологии проведено множество исследований структуры интеллекта на основе самых разных тестовых методик. Известный интеллектуальный коэффициент IQ – показатель умственной одаренности.

Г. Айзенк предложил различать три вида интеллекта . Один, называемый им «биологическим», имеет в своей основе структуры и функции головного мозга; без них невозможно никакое познавательное поведение, и они же отвечают за индивидуальные различия. Другой интеллект – «психометрический», включающий в себя познавательные возможности, измеряемые обычными тестами, т.е. характеризуемые IQ. В таком интеллекте уже во многом сказываются культурные факторы, воспитание в семье, образование, экономический статус. В то же время он зависит от интеллекта биологического. Третий – «социальный» интеллект связан с такими сложными умственными функциями, как критическая обработка информации, выработка стратегии и др. Различия в нем зависят от социально-исторических факторов, но все же в значительной степени определяются IQ. При этом ясно, что социальный интеллект гораздо шире, чем биологический, и включает в себя IQ.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это : деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

Создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

Процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Основные виды и функции творчества:

производственно-техническое;

изобретательское;

политическое;

организаторское;

философское;

художественное;

мифологическое;

религиозное;

повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов. С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие, псевдогаллюцинации и галлюцинации.

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

Зрительные (образ человека, места, пейзажа);

Слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

Обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

Вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

Тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

Температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления описывают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения.

На основе восприятия. Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

На основе мышления. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*

На основе воображения. Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.

Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Свойства представлений

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность.

Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость. Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

Обобщенность. Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Воображение – это психический процесс, состоящий в создании представлений или идей новых образов, на основе уже имеющихся. Оно является своего рода преобразованием действительности и может привести как к ее искажению, так и более глубокому познанию. Различают активное и пассивное воображение. Первое проявляется в непроизвольной трансформации образов, второе заключается в преобразовании образов в соответствии с поставленными субъектом целями. Воображение связано с творческим мышлением.

Образы воображения – это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы, которые характеризуются беспочвенностью замыслов и надежд, оторванностью от реальности, они могут ослаблять энергию порывов личности, делая ее пассивным мечтателем. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение, найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной информации, которая необходима для мышления. Оно позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.

Выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), виды воображения. Непроизвольное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении новых представлений без определенного намерения со стороны человека, при низком уровне осознанности (во сне, дремотном состоянии). Произвольное воображение – это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно описана отечественным психологом А.Ф.Лазурским. Ученый придавал большое значение репродуктивному воображению, т.к. оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Существуют определенные приемы воображения : агглютинация, гиперболизация и другие. Агглютинация заключается в соединении несочетаемых элементов объектов (кентавр, русалка). Гиперболизация – это преувеличение или преуменьшение свойств предмета, изменение соотношения его частей. Типизация – выделение существенного повторяющегося. Акцентирование – усиление, подчеркивание отдельных признаков, сторон объекта (карикатуры).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Человек не только воспринимает, но и запоминает информацию. Одно из преимуществ человека перед другими животными существами заключается в том, что он обладает памятью, чьи возможности иногда превосходят даже самые совершенные машины. В процессе практического запоминания и воспроизведения информации разные виды памяти работают вместе, дополняя друг друга. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее. В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

Глава 9. Представление

Определœение представления и его основные характеристики. Представление как психи­ческий процесс отражения предметов или явлений, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, не­устойчивость, непостоянство. Представления как результат обобщения образа. Общие и частные представления.

Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слухо­вые, двигательные, осязательные, обонятельные и др.
Размещено на реф.рф
Классификации представлений по содер­жанию и ПО степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений.

Индивидуальные особенности представления и его развитие. Индивидуальные особенно­сти представления: зрительный тип, слуховой тип. двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.

Первичные образы памяти и нерссверирующие образы. Общее понятие о первичных обра­зах памяти. Общее понятие о пересверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персевсрирующими образами.

9.1. Определœение представления и его основные характеристики

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощу­щения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не ис­чезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раз­дражителœей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. При этом роль этих образов для психи­ческой жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя долгое время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета должна быть снова - случайно или намерен­но - вызван нами. Это явление получило название ʼʼпредставлениеʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление - это психический процесс отражения предме­тов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на базе нашего предыдущего опыта.

В корне представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про­шлом. Можно выделить несколько типов представлений. В первую очередь, это пред­ставления памяти , т. е. представления, которые возникли на базе нашего непо­средственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вто­рых, это представления воображения . На первый взгляд данный тип представлений не соответствует определœению понятия ʼʼпредставлениеʼʼ, потому что в воображе­нии мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, к примеру, никогда не были

в тундре, то это не значит, что мы не имеем представления о ней. Мы видели тун­дру на фотографиях, в фильмах, а также знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на базе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на ос­нове полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее твор­ческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее должна быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, - они чрезвычайно важны для всœех психи­ческих процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Про­цессы восприятия, мышления, письменной речи всœегда связаны с представления­ми, так же как и намять, которая хранит информацию и благодаря которой фор­мируются представления.

Представления имеют свои характеристики. Прежде всœего, представления ха­рактеризуются наглядностью . Представления - это чувственно-наглядные обра­зы действительности, и в данном заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления - это вос­произведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в про­шлом. По этой причине представления никогда не имеют той степени наглядности, кото­рая присуща образам восприятия, - они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. К примеру, когда мы пред­ставляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те. на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределœенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчи­вость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Вместе с тем, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по оче­реди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у лю­дей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определœенного вида (к примеру, у музыкантов - способность к формированию слуховых представлений, у художников - зрительных), эти представления бывают достаточно устойчивыми и постоянными.

Следует отметить, что представления - это не просто наглядные образы дей­ствительности, а всœегда в известной мере обобщенныеобразы . В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, ко­торые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предме­тов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета͵ но когда мы вызываем в созна­нии представление об этом предмете, то возникший образ носит всœегда обобщенный

характер.
Размещено на реф.рф
К примеру, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всœего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта͵ а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.

Наши представления всœегда являются результатом обобщения отдельных об­разов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, должна быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобще­ния, называются общими представлениями.

Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность пред­ставлений. С одной стороны, представления наглядны, и в данном они сходны с сен­сорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в данном отношении они сход­ны с понятиями. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления являются переходом от сенсор­ных и перцептивных образов к понятиям.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователœей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета͵ ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляю­щих поведением.

И. П. Павлов считал, что представления являются первыми сигналами дей­ствительности, на базе которых человек осуществляет свою сознательную дея­тельность. Он показал, что представления очень часто формируются по механиз­му условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. Когда вы в процессе своей жизни и дея­тельности сталкиваетесь с каким-то предметом или каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о свойствах данного явления или предмета. Именно эти знания впоследствии и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. К примеру, при виде апельсина возникает представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в состоянии удовлетворить голод или жажду.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функци­ей и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздей­ствовавшем на наши органы чувств. Причем данный выбор осуществляется не аб­страктно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, к примеру, двига­тельных представлений, на базе которых с наибольшим успехом решается по­ставленная задача.

Можно ли изучать

Представление занимает особое место сре­ди психических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает считать представления вторичными образами.

ʼʼПредставления есть крайне важно е посред­ствующее звено, смыкающее первосигнальные психические процессы, организованные в фор­му образов различных видов, и второсигналь-ные мыслительные, или рече-мыслительные психические процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень психиче­ской информации.

Уже рассмотрение такого важнейшего свойства первичных образов, как обобщен­ность, которая не случайно завершает перечень эмпирических характеристик перцепта и являет­ся "сквозным" параметром всœех психических процессов, привело к вопросу о крайне важно й взаимосвязи восприятия и памяти. Поскольку обобщенность образа выражает отнесенность отображаемого в нем объекта к определœенно­му классу, а класс не должна быть содержани­ем актуального, т. е. в данный момент совер­шающегося отражения, обязательным посред­ствующим звеном здесь является включенность апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекае­мых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт.

Такие эталоны и есть вторичные образы, или представления, аккумулирующие в себе при­знаки различных единичных образов. На осно­ве этих признаков строится "портрет класса объектов" и тем самым обеспечивается воз­можность перехода от перцептивно-образно­го к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаковʼʼ.

представления

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представление может рас­сматриваться как звено между восприятием и памятью, оно соединяет восприятие с мышле­нием. При этом следует отметить, что в настоя­щее время ведется очень мало исследований этого важного психического процесса. Почему?

ʼʼИсследование вторичных образов сталки­вается с существенными трудностями как в ис­ходном пункте анализа - при описании их ос­новных эмпирических характеристик, так и на этапе теоретического поиска закономерно­стей, определяющих организацию данной кате­гории "первых сигналов". Эти методические трудности вызваны в первую очередь отсутстви­ем наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым должна быть прямо соотнесено актуальное содержание представления. Помимо того, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляе­мого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию "летучей" структурой.

В связи с этим экспериментально-психоло­гическое исследование вторичных образов, во­преки его теоретической и прикладной актуаль­ности, несоизмеримо отстает от изучения пер­вичных, сенсорно-перцептивных образов. Здесь очень мало "устоявшегося" эмпириче­ского материала, а имеющиеся данные чрезвы­чайно фрагментарны и разрозненныʼʼ.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что исследования представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решен­ной проблемой. К примеру, весьма значимой проблемой является исследование процессов формирования представлений о самом себе.

По: Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т.Т.1.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ори­ентации деятельности человека исходя из характера воздействий окружа­ющей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает на­стройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. На­строечная функция представлений обеспечивает определœенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгорит­ма нашей деятельности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представления играют весьма существенную роль в психиче­ской регуляции деятельности человека.

9.2. Виды представлений

Сегодня существует несколько подходов к построению классифика­ции представлений (рис. 9.1). Поскольку в базе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на ос­нове классификации видов ощущения и восприятия. По этой причине принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинœесте­тические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не мо­жет рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов говорил, что класси­фикацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их

В этой главе мы прежде всœего рассмотрим классификацию представлений, в ос­нову которой положены ощущения.

Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно кон­кретными и передают всœе видимые качества предметов: цвет, форму, объём. Одна­ко чаще всœего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сто­рона, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсœе. К примеру, часто наши зрительные образы лишены объёмности и воспроизводятся в виде картины, а не объёмного предмета. Причем эти картины в одном случае бывают красочны­ми, а в других случаях - бесцветными.

От чего зависит характер, или ʼʼкачествоʼʼ, наших представлений? Характер на­ших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искус­ствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры не­возможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета͵ как литература, требует для успешного овладения материалом ʼʼвключенияʼʼ воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и му­зыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и тембро-во-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определœенным голосом. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

Суть музыкальных представлений главным образом состоит в представ­лении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная ме­лодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсут­ствует, потому что знакомый мотив, как правило, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте или спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим ʼʼвообщеʼʼ, в каких-то ʼʼабстрактных звукахʼʼ. При этом у высококлассных музыкан­тов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных пред­ставлениях с полной ясностью.

Теплов Борис Михайлович (1896-1965) - известный оте­чественный психолоᴦ. В ранний период творчества провел цикл исследований в области восприятия и представления, а также мышления. В дальнейшем проводил исследования индивидуаль­ных различий. Б. М. Теплов явился основателœем научной школы дифференциальной психологии. Разработал концепцию способ­ностей. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нерв­ной деятельности, разработал исследовательскую программу по изучению физиологических основ индивидуально-психологи­ческих различий человека, в результате реализации которой предложил теорию индивидуальных различий. В своих исследо­ваниях уделял значительное внимание изучению проблем пси­хологии искусства.

Другой класс представлений - двигательные представления. По характеру воз­никновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не явля­ются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всœегда связаны с акту­альными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение ка­кой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. К примеру, в случае если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистри­ровать чувствительными электрофизиологическими приборами. В случае если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мыш­цах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невоз­можным.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, при всяком двигательном представлении совершаются зача­точные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всœегда образуют не­разрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представле­ния о движении всœего тела или отдельных его частей и речевые двигательные пред­ставления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощуще­ний со зрительными образами (к примеру, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы, как правило, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигатель­ными (представления движения тела), или слухо-двигательпыми (речевые пред­ставления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигатель­ными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слу-

ховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. При этом в данном случае мы с полным основанием можем говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми об­разами, так и с двигательными ощущениями. Так, представляя какой-либо пред­мет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего данный предмет, в связи с этим мы вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зритель­ные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в данном случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределœенным. Отно­сительно ясное зрительное представление возможно только при совместном вос­произведении со слуховым образом.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всœе основные типы наших представлений в какой-либо мере оказываются связанными друг с другом, а делœение на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определœенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают па пер­вый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам крайне важно оста­новиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин ʼʼпространственные представленияʼʼ применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределœенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на пер­вый взгляд термин ʼʼзрительный образʼʼ к ним неприменим. При этом они всœе же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действитель­ности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядно­стью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигатель­ными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повсœедневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, к примеру когда крайне важно добраться из одной точки населœенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в на­шем сознании. Как только мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из на­шего сознания, мы можем совершить ошибку в передвижении, к примеру проехать свою остановку. По этой причине при передвижении по конкретному маршруту простран­ственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.

Пространственные представления очень важны и в освоении ряда научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, гео­метрии, географии ученик должен уметь оперировать пространственными пред­ставлениями. При этом нужно различать плоские и трехмерные (стереометриче­ские) пространственные представления. Многие люди достаточно хорошо опери­руют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.

Вместе с тем, всœе представления различаются по степени обобщенности. Пред­ставления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из базовых отличий представлений от образов восприятия состоит по сути в том, что образы восприятия всœегда бывают только единичными, т. е. содержат инфор­мацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обоб­щенный характер.
Размещено на реф.рф
Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления - это представления, обоб­щенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Следует также отметить, что всœе представления различаются по степени про­явления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроиз­вольные представления. Непроизвольные представления - это представления, воз­никающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате воле­вого усилия, в интересах поставленной цели.

9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о ʼʼтипах представленийʼʼ. В соответствии с этой теорией всœе люди бывают раз­делœены исходя из преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадле­жат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где данный текст напечатан, как бы мысленно его читает. В случае если ему нужно запомнить какие-то цифры, к примеру номер телœефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухово­го образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встре­чаются крайне редко. У большинства людей в какой-либо мере присутствуют представления всœех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определœенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей пред-

ставления всœех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преоб­ладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому об­разному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью сво­их представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. К примеру, вспоминая какие-либо события, они мыс­ленно ʼʼвидятʼʼ картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; раз­мышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант известного русского композитора Римского- Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необыч­ным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел карти­ны природы со всœем богатством красок и со всœеми тончайшими оттенками света. По этой причине его произведения отличаются необычайной музыкальной выразитель­ностью и ʼʼживописностьюʼʼ.

Как мы уже отметили, всœе люди обладают способностью пользоваться любым видом представлений. Более того, человек должен уметь пользоваться представ­лениями любых типов, поскольку выполнение определœенной задачи, к примеру овладение учебным материалом, может потребовать от него преимущественного использования представлений определœенного типа. По этой причине представления целœе­сообразно развивать.

Сегодня нет данных, позволяющих однозначно указать время появления у де­тей первых представлений. Вполне возможно, что уже на первом году жизни пред­ставления, будучи еще тесно связанными с восприятием, начинают играть значи­мую роль в психической жизни ребенка. При этом ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. По этой причине можно говорить о появлении ʼʼсвободных представленийʼʼ у детей именно в это время, а к концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка.

Речевые (слухо-двигательные) представления также достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и наблюдающийся в данном возрасте быстрый рост сло­варного запаса ребенка. К этому же периоду относится появление первых музы­кальных слуховых представлений, выражающихся в запоминании мелодий и в са­мостоятельном пении их.

Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ре­бенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что до­школьник, как правило, мыслит наглядно, образами. Память в данном возрасте так­же в значительной степени строится на воспроизведении представлений, в связи с этим первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. При этом первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений.

Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представле­ний возрастают под влиянием упражнений. К примеру, в случае если в эксперименте требу­ется сравнить два звука, отделœенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд,

то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появ­ления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько туск­лым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в ре­зультате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается вполне выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что наши представления развивают­ся в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определœенного качества.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа воспри­ятия, и это крайне важно учитывать при решении конкретных задач. К примеру, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а ино­странный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления ино­странных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причинœе представления о цифрах у нас воспроизводятся в виде зрительных образов.

Тот факт, что представления формируются не иначе как на базе перцептив­ных образов, крайне важно учитывать в процессе обучения. Нецелœесообразно ста­вить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в вос­приятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого опе­рирования представлениями, ученику крайне важно сформировать на базе соответствующих перцептивных образов представления определœенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. К примеру, в случае если вы пред­ложите ученикам представить мысленно расположение на карте городов Москва и Тверь, они вряд ли смогут это сделать, в случае если плохо знают карту.

Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроиз­вольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. По этой причине основные усилия при фор­мировании способности оперировать представлениями определœенного вида долж­ны быть прежде всœего направлены на выработку умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление со­держит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увели­чения в них элемента обобщения.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направ­лениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации пред­ставление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, к примеру, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических обра­зов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, напротив - становятся всœе более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, кото­рые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут со­держать в себе весьма широкие обобщения.

9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы

Мы с вами познакомились с таким психическим процессом, как представле­ние. При этом следует обратить внимание на то, что крайне важно отличать представ­ления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосред­ственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой про­межуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет - авторучку, на­стольную лампу, картину и т. д. Далее закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе данный предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсœем исчез­нет. Первичные образы памяти имеют определœенные схожие характеристики с по­следовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораз­до больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.

С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Сюда следует от­нести следующие черты: 1) первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, - чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как после­довательный обра:? не зависит от направленности внимания во время восприятия; 2) чтобы получить яркий последовательный образ, нужно сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-двс секунды) времени вос­приятия.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприя­тия однородных объектов или после такого восприятия объекта͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оказало сильное эмоциональное воздействие. К примеру, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в созна­нии всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. К примеру, после того как вы услышали какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво ʼʼзвучит в ушахʼʼ. Чаще всœего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроиз­вольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют из себяпочти про­стую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последов

Глава 9. Представление - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глава 9. Представление" 2017, 2018.

/ Представление

Почему так трудно бывает сохранять контроль над собой в стрессорных ситуациях?

Как работают наши генетичсекие программы и можно ли их обойти?

Представление

Глава 7. Представления

7.1 Понятие о представлении

Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом).

Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти черты сходства и отличий показаны на Рис. 7.1 и 7.2

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «сле-ды» сохраняются благодаря известной "пластичности центральной нерв-ной системы.

7.2 Классификация представлений

Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3):

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализатора выделяют следующие виды представлений:

·зрительные (образ человека, места, пейзажа);

·слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

·обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);

·вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)

·тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

·температурные (представление о холоде и тепле);

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигатель-ный, у химика — обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления — это представления, основанные на вос-приятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения, и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления — это представления, возникаю-щие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грезы.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Различают следующие виды представлений.

По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

    агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

    аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

    акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

    преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Воспроизведение чувственных o6pазов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований - представлений.

Представление - это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прош­лом опыте. В то время как восприятие дает нам образ предмета лишь в его непосредственном присутствии, в результате тех раздра­жении, которые падают от него на наши периферические рецеп-торные аппараты, представление - это образ предмета, который - на основе предшествовавшего сенсорного воздействия - воспроизво­дится в отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в разном у представлений и восприятии отношении к предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.

Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; пред­ставления - это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости пред­ставления бывает очень различной.

Представления далее отличаются некоторой-то большей, то меньшей - фрагментарностью. При внимательном анализе или по­пытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произве­дения.

Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обоб­щенностью. Перенося во времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизведен­ные образы памяти, представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых, представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об однократной сцене, об определенном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один особенно памятный момент. Во-вторых, представ­ление может быть образным, но обобщенным знанием о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определенной частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление об определенном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного содержания представления. Оно tребует уже определенной переработки. Эта переработка воспроизведен­ного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия, которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее постоянство некоторые основные, наиболее существен­ные черты, которые характеризуют данный предмет, будучи суще­ственно связаны с его значением; другие как бы стушевываются, отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в измен­чивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему представление приобретает большие возможности для обобщенного представительства различных предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих частях, свойствах и деталях.



Наконец, представление может быть обобщенным образом не еди­ничного предмета или лица, а целого класса или категории аналогич­ных предметов. Существование таких общих представлений было предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является, своеобраз­ным представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в мозгу и т.п. представляют в наглядной форме не единичный объект, а множест1во однородных объектов, давая представление об их структуре. Формы схематиза­ции, т. е. мысленной обобщающей обработки воспроизведенного образа-представления,- чрезвычайно разнообразны. Они дают мно­гообразные виды обобщенных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим является уже не воспроизведение, а преобра­зование, характеризующее деятельность не памяти, а воображения.

Таким образом, представления могут обладать различной степенью общности; они образуют целую ступенчатую иерархию все более обобщенных представлений, которые на одном полюсе перехо­дят в понятия, между тем как на другом - в образах воспомина­ния они воспроизводят восприятия в их единичности.

Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, когда образ-представление воспроизводит прежде восприня­тое и в той или иной мере осознается в своем отношении к нему. Когда представление возникает или формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием вос­принятого в более или менее преображенном виде, представление является образом не памяти собственно, а скорее воображения. Наконец, представление функционирует в системе мышления. Вклю­чаясь в мыслительные операции, представление вместе с новыми функциями приобретает и новые черты. Вводя здесь представления, мы заодно вкратце суммируем основные их черты.