» » Проект по профориентации на тему "ступени к будущей профессии". Педагогический проект "профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе" Социальный проект по профориентации школьников

Проект по профориентации на тему "ступени к будущей профессии". Педагогический проект "профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе" Социальный проект по профориентации школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

    составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

    использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

    анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

    классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

    пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3

1.Описание проблемы.

Мы хотим обратить ваше внимание на тех людей, которые не реализовались в жизни, которые живут бесцельно, которые прожив жизнь не реализовались, как личности. Как правило эти люди озлобленны, они зачастую одиноки. Многие из них заливают горе алкоголем, погибают от наркотиков. Из-за этого возникают насилие в семьях, разводы, где страдают дети.

Давайте посмотрим в корень, в начало этой проблемы. Обратим внимание на то, когда эти люди заканчивали школы и стояли перед выбором будущей профессии. Кем они хотели стать в жизни? Многие из них мечтали, но так и не достигли своей мечты. Не смогли реализовать себя в будущей профессии.

Этому могли помешать социальная среда, экономические перемены, влияние родителей, собственная неопределенность. Ведь большинство вообще не знают себя, свои способности и таланты. Такие люди ни о чём не мечтают и не знают кем бы они хотели быть.

Проблема:

Выпускники до конца не осознают, кем на самом деле они хотят быть.

Выбор профессии –сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существует опасность–затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. К тому же мир профессий, как и всё остальное в этом возрасте часто кажется чёрно-белым: в «хорошей» профессии всё хорошо, в «плохой» -всё плохо. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себя. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, включающих оценку своих объективных возможностей.

В современном образовательном учреждении отсутствует эффективная работа по подготовке подрастающего поколения к эффективному поведению в условиях современного рынка труда.

Соответственно,явной становится необходимость разработки модели профориентационной,предпрофильной подготовки подрастающего поколения в современном образовательном учреждении.

2.Цели и задачи

Ø Создание условий для развития самостоятельной активно-развивающейся творческой личности, способной к адаптации в обществе.

Ø Разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки подрастающего поколения.

Ø Сочетать трудовое воспитание с нравственным, сделав профессиональную ориентацию элементом свободного социального самоопределения личности.

Ø Направить старшеклассников в специальные центры, чтобы они открыли себя, узнали свои наклонности. Чтобы было стремление достичь поставленных целей, преодолев препятствия, не останавливаться на достигнутом.

Ø Поэтому мы организуем команду социальных волонтёров с подготовленной программой, в которую включены тесты и семинары профессиональной направленности. Покажем презентацию своей будущей профессии.

Задачи:

Ø Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

Елена Чаплыгина
Социальный проект «Какие они, профессии?»

Лысенко Наталья Борисовна, старший воспитатель

Оферкина Любовь Михайловна, музыкальный руководитель

АнтоноваТатьяна Сергеевна, инструктор по физическому

воспитанию МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»

Тип проекта : творческий (познавательный)

Длительность : апрель-май 2015г.

Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)

Участники проекта : дети старшей группы, старший воспитатель Лысенко Н. Б., музыкальный руководитель Оферкина Л. М., инструктор по физическому воспитанию Антонова Т. С., родители воспитанников.

Сроки реализации : апрель-май 2015г.

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Актуальность проекта :

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу . Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика , милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают , как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка . Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Проблема : Так как проведенная диагностика показала недостаточные знания детей в сфере профессиональной деятельности взрослых, я спланировала работу в данном направлении, т. к. считаю, что знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов. Известно, что основным видом деятельности детей является игра, то будет логично знакомить детей с профессиями взрослых через сюжетно - ролевую игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, я имею в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.

Цель проекта : Формирование у детей чувство сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями пекаря , библиотекаря, пожарного, продавца. Повышение познавательной активности в рамках познавательной деятельности.

Задачи проекта :

1. Закрепить знания детей о профессиях : пекарь, библиотекарь, пожарный, продавец.

2. Развивать познавательный интерес детей к профессиям , расширять детский кругозор.

3. Определить значимость профессий .

4. Формировать уважение к труду взрослых разных профессий .

5. Поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях , изо и других видах деятельности.

Планируемые результаты :

1. Более глубокие знания детей о профессиях пожарного

2. Появление интереса, желания узнать как можно больше о других профессиях .

3. Рассказы детей об этих профессиях .

4. Понимание значения слово «профессия » и где её можно получить, приобрести.

5. Формирование бережного отношения к результатам труда взрослых, уважение к человеку- труженику.

6. Активизация речи детей по теме проекта (спец одежда, пожарный «рукав» , формуляр читателя, закваска, печь, замес, витрина и т. д.)

7. Появление исследовательского интереса (выпечка хлеба, варка каши, издательство книг, газет и т. д.)

Реализация проекта проводится в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, раздел «Познавательное развитие» .

В ходе реализации проекта необходимо выяснить , что знают дети о профессиях и что хотят узнать .

Что мы знаем? Что мы хотим узнать?

Что есть такие профессии как профессия пекаря , пожарного, библиотекаря, продавца.

Знаем номер службы 01 или 112.

Где можно купить вещи, продукты.

Из чего пекут хлеб, варят каши.

Книга – это здорово!

В мире много разных профессий . Что такое спец. одежда?

Как появились первые книги?

История возникновения пожарных дружин на Руси.

Где в старину люди приобретали необходимые для жизни вещи, продукты?

Современные машины, облегчающие труд человека.

Какие ещё бывают профессии .

Как стать хорошим пекарем, врачом, строителем, библиотекарем и т. д. ?

Проблемные ситуации в ходе реализации проекта , которые заставят детей проявить познавательную мотивацию : почему книги делают из бумаги? Почему спец. одежду шьют из спец. материалов? Почему в выпечку кладут дрожжи? Можно ли сварить кашу в холодной или тёплой воде?

Этапы реализации проекта .

1 этап – постановка проблемы

Обсуждение с детьми вопроса, знают ли они что такое профессия , какие бывают профессии , какая профессия самая главная ?

Что нужно сделать, чтобы стать пожарным, пекарем, библиотекарем, продавцом?

Какими качествами должны обладать люди данных профессий ?

Какую пользу приносят люди этих профессий ?

Какую носят одежду люди этих профессий ?

Какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий ?

Подготовка :

Отобрать иллюстрации, видеопрезентации об этих профессиях .

Подобрать познавательную, художественную литературу, рассказывающую о профессиях пожарного , пекаря, библиотекаря, продавца.

Составить конспекты ООД .

Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.

Организовать экскурсии на хлебозавод или пекарню, в пожарное депо, в детскую библиотеку, в магазин (по возможности, в редакцию газеты «Вестник Когалыма» ).

2 этап - проектирование

Обсуждение вариантов поиска информации : расспрос родителей, поиск энциклопедий, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоиллюстраций, картинок.

Совместное обсуждение со взрослыми, какие атрибуты необходимо изготовить для с-р игр, при каких условиях и как они будут печь хлеб, варить кашу.

3 этап - поиск информации

Создание развивающей среды.

Внесение в группу иллюстрации пожарного, пекаря, библиотекаря, продавца.

Пополнение уголка книги следующими произведениями : Маршак «Рассказ о неизвестном герое» , «Пожар» ; Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?» , «Кому что нужно?» , С. Михалков «А что у вас?» , В. Маяковский «Кем быть?» , «Хлеб- всему голова» , В. Степанов «Какие бывают профессии » и др.

Внесение дидактических и настольных игр : «Кому что нужно для работы?» , «Магазин покупок» , «Ассоциации » , лото «Профессии » , «01- пароль отважных» , «В мире профессий » , «Кем быть?»

ООД (план занимательной деятельности)

Речевое развитие : Тема «Профессии » (составление рассказа по картинкам) .

Социально-личностное : Темы : «Кому нужно позвонить, если ты увидел огонь?» , «Один дома!» ,«Библиотекарь, библиотека и книги» , «Откуда хлеб на стол пришёл» .

Изобразительная деятельность : Рисование – пожарный, продавец, пекарь в спецодежде.

Коллективная аппликация (коллаж) «Мужские и женские профессии » .

Лепка предметов для труда пекаря, пожарного, продавца (каска, весы, посуда, полка для книг)

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась :

В ходе режимных моментов;

В процессе организации педагогом различных видов детской деятельности (игровая, коммуникационная, продуктивная, познавательно-исследовательская («Почему книги делают из бумаги» , «Почему спецодежду шьют из специальных материалов» , восприятие художественной литературы);

В ходе экскурсий на хлебозавод (пекарню, в детскую библиотеку, в магазин, в пожарное депо, в издательство «Вестник Когалыма» ;

В ходе самостоятельной деятельности детей.

Предметно-развивающая среда группового помещения и внутреннего помещения детского сада (кухня, библиотека д/с, организованные экскурсии в пожарное депо, хлебозавод, детскую библиотеку, магазин стали местами поиска ответов на познавательные запросы ребят.

В рамках работы над проектом установлено эмоциональной взаимодействие с родителями воспитанников :

Рассказы родителей, бабушек. дедушек о том, кем они работают, как они выбирали профессию , что делают на работе, какую пользу приносит их труд людям;

Изготовление атрибутов к с/р играм по теме проекта ;

Привлечение детей к приготовлению разнообразных блюд, обогащали знания детей о пользе тех или иных продуктах, о творческом подходе к приготовлению пищи.

Фотовыставка «Мои родители и их профессия » .

4 этап - продукт детской деятельности

Изготовление карточек для игры в библиотеку, «продуктов» для игры в магазин (из солёного теста - хлебобулочные изделия, из бумаги и картона –шоколадки, конфеты и т. д. ; акция «Мы- друзья книги» (ремонт книг) .

Продуктивная деятельность - выпечка хлеба (булочек, печенья, приготовление каши «для настоящих героев» .

Создание альбома с рисунками детей, совместные творческие работы (аппликация, поделки из пластилина, выставка поделок.

Выпечка хлеба, печенья.

Варка каши «Дружба»

Чтение художественной литературы по теме проекта (например, чтение еврейской сказки о пекаре «Белая одёжка» ).

Сюжетно-ролевые игры : «Магазин» , «Кулинария» , «Пожарное депо» , «Семья» , «Библиотека» , «В гости к бабушке» .

Разучивание игр, загадок, физкультминуток, динамических пауз, пословиц, стихов, песен по теме проекта .

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?

Взаимодействие с музыкальным руководителем :

Разучивание песен «Мы сегодня повара» муз. и слова Зайцевой, «Модницы» Г. Ф. Вихарёва, постановка «Танец поваров» .

Развлечение «Кем быть?»

Взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию :

Проведении динамического часа «Пожарные на учениях» , игр- эстафет «Весёлый магазин» , «Убегу от огня» , «Тушение пожара» , «Кто быстрее испечёт» и др.

5 этап – презентация проекта

Создание альбома «Все работы хороши!» или («Мужские и женские профессии » , «Кем быть?» , «Кем работают наши родители»

Выставка атрибутов к с/р играм с привлечением родителей «Сделаем игры наших детей яркими и интересными»

Развлечение «У меня растут года!» (совместно с родителями)

Использованная литература :

1.«Беседа с дошкольниками о профессиях » Т. В. Попова, 2005г.

2.«Профессии . Какие они Т. А. Шорыгина, 2007г.

3. «Учимся, говорим, играем» Г. И Сергеенко, 2006г.

4. «Развитие речи в детском саду» Г. А. Кошлева,2009 г.

5. «ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнилеева,

Интернет ресурсы :

1. http://минобнауки. рф .

2. http://www.teoriy

Аннотация.

Проект «Твой выбор» направлен на социализацию подростков и молодежи, на повышение эффективности профориентационной работы в образовательных учреждениях, на помощь молодежи «группы риска» в трудоустройстве. Проект позволит учащейся молодежи определиться в выборе будущей профессии, с помощью трудоустройства попробовать свои силы в социально-значимых проектах, общественной жизни района. Проект будет осуществлен на территории Калманского района и охватит 10 школ района, а также обеспечит занятость подростков состоящих на учете КДН и ЗП в возрасте от 14 до 18 лет во внеурочное время. Основной результат проекта – создание профцентра для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе; разработка программы профориентации молодежи Калманского района; снижение % правонарушений, совершенных подростками в летнее время. Представленный проект поможет руководителям и педагогам ОУ вовлечь молодёжь в социальную практику для содействия её социализации и профессиональной ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«КАЛМАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТВОЙ ВЫБОР»

КАЛМАНКА

2013г

Введение в проект.

Актуальность

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность учреждений дополнительного образования как открытых социально-педагогических институтов, наиболее полноценно и эффективно реализующих социально-педагогический потенциал свободного времени детей и молодежи, в котором реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются нетрадиционные направления, технологии работы с подростками и молодежью в форме социального проектирования.

Актуальность профориентационной помощи молодежи возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Проведенный в школах района мониторинг профессионального определения старшеклассников в 2012году показал, что лишь 15% подростков имеют твердые профессиональные намерения. 26% вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 59 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Ребята не ориентируются на спрос рынка труда района, края, и, выбирая уже много лет подряд в основном профессии экономиста и юриста, тем самым пополняют ряды безработных, либо выпускников, работающих не по специальности.

Таким образом, актуальность проблемы профориентации молодежи проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению проект «Твой выбор» окажет существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, осознанный выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Вторая сторона проблемы - привлечение молодежи к социальной практике через трудоустройство, уделяя при этом большое внимание ребятам «группы риска». На данный момент в Калманском районе на учете КДН и ЗП состоит 29 подростков. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не участвуют в социально значимой деятельности, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность. Считаем, что большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации и трудоустройству этой части молодежи путем вовлечения её в социальные проекты.

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр» имеет опыт работы по профориентации старшеклассников. С1991 года в Центре реализуется образовательная программа «Педагогический класс». Данная программа ориентирована на подготовку будущих педагогов-организаторов. Программа предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, подготовку в области педагогики, психологии, теории и методики воспитательной работы с детьми. По окончании обучения и успешной сдаче экзамена выпускникам выдается свидетельство о допрофессиональном образовании с присвоением квалификации «педагог-организатор».

С1992 года ведется работа по программе «Конструирование и моделирование одежды». В рамках программы осуществляется изучение таких специальных дисциплин как технология обработки швейных изделий, конструирование и моделирование одежды, материаловедение. По окончании обучения присваивается квалификация «швея-мотористка».

Восьмой год осуществляется работа по программе «Парикмахерское дело». Программа знакомит с профессией парикмахера, помогает ориентироваться среди многообразия парфюмерно-косметических препаратов, прививает гигиенические навыки. Наряду с формированием знаний о парикмахерском деле, программа преследует цель развития художественного вкуса. Практику по данной программе учащиеся проходят в детской парикмахерской. В конце обучения выпускники получают свидетельства о присвоении квалификации «парикмахер». Пройдя курс допрофессиональной подготовки, при желании, учащиеся продолжают обучение по соответствующей специальности в учебных заведениях края.

На протяжении многих лет коллектив Центра организует занятость подростков в каникулярное время. Приоритет в этой области отдается детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям из неблагополучных семей. Прежде чем организовать рабочие места для подростков, работники Центра запускали такие социальные проекты, как: «Село мое родное» (благоустройство), конкурс вожатского мастерства «Я - вожатый» , «Дискозал своими руками» (работа строительной бригады) . Далее в рамках данных проектов шло трудоустройство ребят.

С 2005 года в центре реализуются такие социальные проекты как молодежная газета «Простые истины», цель которой заключается в приобретении старшеклассниками практического опыта в журналистской деятельности, в развитии творческих способностей старшеклассников, трудоустройстве подростков. А социальный проект молодежного кафе «Форточка» предоставляет возможность старшеклассникам попробовать свои силы в профессиях социальной сферы, организовать общение и отдых подростков Калманского района, повысить культуру общения.

В течение нескольких лет педагогический коллектив придерживается следующей циклограммы по профориентации и занятости подростков:

Сентябрь - Проведение профсеминаров для педагогов, зам.директоров по BP школ района совместно с ЦЗН.

Октябрь - Диагностика старшеклассников.

Ноябрь - Выезд на краевую ярмарку «Мир профессий» в г, Алейск.

Декабрь- Проведение районной ярмарки «Мир профессий».

Февраль-Проведение профильных классных часов.

Март- Подготовка к летней практике в «Педагогическом "классе»

Апрель- Защита молодежных социальных проектов

Май-Август-организация рабочих мест для подростков.

В рамках проекта «Твой выбор» в районе будут продолжать реализовываются следующие социальные проекты: организации досуга молодежи района –социальный проект «Форточка», проект- молодежная газета «Простые истины»; социальный проект «Школа молодого руководителя» направлен на участие ребят в общественной жизни района; проект «Школа вожатых» организует летний отдых детей с помощью молодежной социальной практики, проект «Пятая трудовая четверть»- трудоустройство молодежи в летний период.

В решении выделенных проблем, важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, службой занятости, которые принимают участие в реализации проекта в пределах своей компетенции.

Цели проекта:

Формирование единой профориентационно - образовательной среды в образовательных учреждениях Калманского района; повышение эффективности профориентационной работы; поддержка молодежи «группы риска» посредством их вовлечения в социальную практику через социальные проекты, профориентацию и трудоустройство.

Задачи проекта:

  1. Создать профцентр для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе.

2. Разработать программу профориентации молодежи Калманского района на 2013-2015 гг через её участие в социальных проектах.

3. Организовать и провести районное мероприятие «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района.

4. Развивать у учащихся способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда района и края. Повысить процент профессионально определившихся выпускников до 60%.

5. Привлечь подростков «группы риска» к социально значимой деятельности посредством их трудоустройства и участия в социальных проектах района.

6. Снизить процент правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снять с учета до 24% подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта

7. Способствовать выявлению, профориентации и трудоустройству профессионально не определившихся выпускников

Участники проекта

Подростки в возрасте от 14 до 18 лет, проживающие в 24 населенных пунктах Калманского района, учащиеся 10 школ района, молодежь из семей, находящихся в социально опасном положении, состоящие на учете в КДН и ЗП.

Разработчики проекта

МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр» Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 (385-51) 22-1-61 [email protected]

Бистерфельд Александр Николаевич - директор МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9635205497 [email protected]

Симонова Елена Владимировна –заместитель директора по УР МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9609587652 [email protected]

Казанцева Алина Ивановна – методист, координатор районных социальных проектов, детских и молодежных организаций Калманского района МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 8 9609522358 [email protected]

Кузнецова Людмила Михайловна- бухгалтер МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр», Алтайский край, 659040, Калманский район, с. Калманка, ул. Чаузова 16,телефон 89237922379 [email protected] .

Реализация проекта осуществляется в Калманском районе Алтайского края на базе МБОУ ДОД «Калманский районный детско-юношеский центр»; 10 школ района:

МБОУ Калманская СОШ

МБОУ Новоромановская СОШ

МБОУ Зимаревская СОШ

МБОУ Алтайская СОШ

МБОУ Бурановская СОШ

МОУ Кубанская СОШ

МБОУ Шиловская СОШ

МБОУ Шадринская ООШ

МБОУ Калистратихинская СОШ

МОУ Усть-Алейская ООШ

Основными партнерами в реализации проекта являются:

КГКУ ЦЗН Калманского района; КДН и ЗП Калманского района, Краевой социальный приют «Доверие».

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проект «Твой выбор» необходим для решения проблемы вовлечения, как благополучной учащейся молодёжи, так и молодежи «группы риска» в социальную практику путем её профессиональной ориентации и трудоустройства.

Срок реализации данного проекта составляет 10 месяцев – с 10 февраля по 10 декабря 2013 года и включает в себя следующие этапы:

1этап - подготовительный

На данном этапе будет проведен координационный совет заместителей директоров школ по воспитательной работе с приглашением специалистов организаций-участников, на котором будет сформирован единый план реализации проекта; даны задания по подготовке программы профориентационной работы в школах района и открытия профцентра на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр».

Помимо этого будет произведена покупка необходимого для профцентра оборудования, программного обеспечения, канцелярских товаров и т.д., а также распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Срок реализации данного этапа составляет 1 месяц – с 10 февраля по 10 марта 2013 года.

2 этап - основной

1. Организация на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр» профцентра для учащейся молодежи, молодежи, стоящей на учете в КДН и ЗП, и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

2. Организация и проведение профессиональных консультаций (индивидуальных, групповых), профессиональных тестирований, недель профориентации, смотра профуголков в школах района для содействия профессиональной ориентации молодежи. Организация индивидуальных профконсультаций для трудных подростков.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района с целью знакомства с учебными заведениями г. Барнаула и спросом профессий на рынке труда района и края и дальнейшего трудоустройства молодежи.

Привлечение к социально значимым делам молодежи «группы риска». В рамках социальных проектов ребята познакомятся и пройдут профессиональные пробы по следующим профессиям:

Социальный проект «Простые истины» - молодежная газета: редактор, журналист; фотокорреспондент; корректор.

Социальный проект «Форточка» - организация полезного досуга для молодежи района: организатор досуга, звукооператор, художник-оформитель, официант, охранник.

Социальный проект «Школа молодого руководителя» -участие в управлении и общественной жизни района: менеджер, предприниматель, фермер, депутат.

Социальный проект «Школа вожатых» - организация летнего отдыха детей: организатор досуга, вожатый, физрук.

Социальный проект «Пятая трудовая четверть» - трудоустройство молодежи в школьные ремонтные бригады в летнее время: рабочий ремонтной бригады, столяр, маляр.

4. Совместное с КГКУ ЦЗН Калманского района, КДН и ЗП трудоустройство трудных подростков и учащейся молодежи в летнее время. Помощь в выявлении, профориентации и трудоустройстве профессионально не определившихся выпускников.

Алтайского краевого центра профориентации, в краевом конкурсе «Радуга профессий»

Срок реализации данного этапа составляет 8 месяцев – с 10 марта по 10 ноября 2013 года.

3 этап – заключительный

Подведение итогов реализации проекта:

1. Мониторинг профессионального определения учащихся и выпускников школ Калманского района в 2013г (анкетирование благополучателей и анализ полученных результатов);

2. Мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска в рамках социальных проектов и летнего периода.

3. Подготовка и сдача отчетов по проекту.

Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, а именно:

1. Высококвалифицированный кадровый потенциал;

Реализацию проекта будут осуществлять специалисты МБОУ ДОД «Калманский детско-юношеский Центр», профконсультанты КГКУ ЦЗН Калманского района, координатор районных социальных проектов.

К реализации проекта привлекаются заместители директора по воспитательной работе школ, классные руководители, специалисты Комитета администрации Калманского района по образованию, КДН и ЗП Калманского района, редакции районной газеты «Заря Приобья», органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства.

2. Технические средства – цифровой фотоаппарат, МФУ, профориентационное программное обеспечение.

3. Канцелярские товары, расходные материалы.

4. ГСМ

Все это будет приобретаться за счет районных программ, в которых заложены денежные средства на данные мероприятия, а именно: районная целевая программа "Развитие воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Калманского района" на 2013-2015 гг; района целевая программа "Молодежь" на 2013-2015 гг.; районная целевая программа "Развитие системы образования Калманского района на 2013-2015 годы».

План-график реализации проекта

Наименование этапа проекта

Дата

Основное содержание этапа

Ответственный

1этап подготовительный

1. Проведение координационного совета заместителей директоров школ по воспитательной работе с приглашением специалистов организаций-участников проекта. 2.Выработка единого плана реализации проекта; задания по подготовке программы профориентационной работы в школах района и открытия профцентра.

3.Покупка необходимого для профцентра оборудования, программного обеспечения, канцелярских товаров.

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Бистерфельд А.Н.

Симонова Е.В.

2 этап основной

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАРТ-

НОЯБРЬ

МАРТ-

НОЯБРЬ

1. Организация на базе МБОУ ДОД «Калманский районный Детско-юношеский центр» профцентра для молодежи.

2. Организация и проведение профессиональных консультаций (индивидуальных, групповых), профессиональных тестирований, недель профориентации, смотра профуголков в школах района для содействия профессиональной ориентации молодежи. Организация индивидуальных профконсультаций для трудных подростков.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий»

3. Организация экскурсий на предприятия района, профессиональных проб в рамках районных социальных проектов. Привлечение к социально значимым делам молодежи «группы риска».

4.Трудоустройство трудных подростков и учащейся молодежи в летнее время. Помощь в выявлении, профориентации и трудоустройстве профессионально не определившихся выпускников.

5. Участие в краевых мероприятиях Алтайского краевого центра профориентации, в краевом конкурсе «Радуга профессий»

6. Распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Зам. директора по ВР школ района

Бистерфельд А.Н.

Симонова Е.В.

КГКУ ЦНЗ

Симонова Е.В.

Казанцева А.И.

Бистерфельд А.Н.

КГКУ ЦЗН

КДН и ЗП

Симонова Е.В.

Симонова Е.В.

Казанцева А.И.

Бистерфельд А.Н.

3 этап – заключительный

1.Мониторинг профессионального определения учащихся и выпускников школ Калманского района в 2013г

2.Мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска в рамках социальных проектов и летнего периода.

3. Подготовка и сдача отчетов по проекту.

4. Распространение информации о проекте через краевые и районные средства массовой информации

Симонова Е.В.

Кузнецова Л.М

Бистерфельд А.Н.

Бюджет проекта

Наименование статьи затрат

Стоимость руб.

Кол-во

Всего

Имеется у партнера

Имеется у заявителя

Требуется

Примечания

4=2х3

7=4-(5+6)

Приобретаемое оборудование :

МФУ (принтер, копир, сканер)

6000

1шт.

6000

6000

Для открытия профцентра

11 840 руб

Съемный носитель информации

850

1шт.

850

Программное обеспечение по профориентации

3000

1шт.

3000

3000

Расходные материалы:

Картридж ч\б

1шт.

Картридж цв.

1 шт

Бумага для ксерокса А4

3 шт

Оборудование для профессиональных проб в рамках социальных проектов

12 670 руб

Цифровой фотоаппарат

Шариковая ручка

6000

5.00

1шт

20 шт

6000

6000

Молодежная газета «Простые истины»

6100 руб

Перчатки

Инструмент:

Ножовка

Лопата

Кисть

Пиломатериал

25.00

150

150

25

6000

20 шт

4 шт

4 шт

10 шт

0,3 кб

500

600

600

250

1800

500

600

600

250

1800

Стройбригада «5 трудовая четверть»

3750 руб

Канцелярские товары:

Белый картон

Цветной картон

Цветная бумага

Краски акварельные

Гуашь12цв.

Кисть беличья

Бумага форм. А1

Клей ПВА

Фломастеры

Карандаш простой

Линейка

Корректирующая жидкость

Ножницы

Нож канцелярский

Ластик

Скрепки

Кнопки

Мультифора

Воздушные шары

Жидкое мыло

Салфетки

25

40

15

30

80

20

15

90

50

14

15

30

45

15

10

15

15

1

3

30

30

2уп.

2уп.

2уп.

1шт

1шт.

10ш

8шт.

2б..

3уп

10шт

2 шт.

2шт.

2шт.

4шт.

10шт.

5шт.

5шт.

100

100

2шт.

5шт.

50

80

30

30

80

200

120

180

150

140

30

60

90

60

100

75

75

100

300

60

150

50

80

30

30

80

200

120

180

150

140

30

60

90

60

100

75

75

100

300

60

Кафе «Форточка»

«Школа вожатых»

«Школа молодого руководителя»

2160 руб

Использование автомобиля, автобуса

ГСМ:

Бензин Аи 92

27-00

27-00

120л

30 л

3240

3240

Подвоз ребят на районное мероприятие «Ярмарка профессий»

Профконсультации в школах района 4050руб

Дипломы, призы, сувениры для проведения конкурсов

1700

1700

1700

Футболки под логотипом проекта.

5400

5000

5400

ИТОГО:

5000

35000

Механизм оценки результатов

Для разработки данного проекта послужил проведенный в сентябре 2012г мониторинг профессионального определения выпускников 2012г и учащихся школ района. Эффективность проекта «Твой выбор» будет оцениваться посредством проведения повторного мониторинга профессионального определения выпускников 2013г и учащихся, который позволит выявить эффективность данного проекта в области профориентационной работы с молодежью района.

Также будет проведен мониторинг трудоустройства и занятости молодежи группы риска и молодежи, стоящей на учете в КДН и ЗП в рамках социальных проектов и летнего периода.

Критерием оценки эффективности проекта является процент профессионально определившейся молодежи, снижение процента правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снятие с учета подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта.

Конкретные ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

  1. Создание профцентра для формирования единой профориентационно- образовательной среды в районе.

2. Разработка программы профориентации молодежи Калманского района на 2013-2015 гг через участие в социальных проектах.

3. Организация и проведение районного мероприятия «Ярмарка профессий» с приглашением учебных заведений НПО и ССО г.Барнаула и работодателей района.

4.Проект позволит 60% учащейся молодежи определиться в выборе будущей профессии, с помощью трудоустройства попробовать свои силы в социально-значимых проектах, общественной жизни района.

5. Снижение % правонарушений, совершенных подростками в летнее время, а также снятие с учета 24% подростков, состоящих на учете КДН и ЗП, трудоустроенных в рамках проекта.

6. Благополучателями проекта будут 324 ребят из 10 школ района, Краевого социального приюта «Доверие»

7. К работе по проекту будут привлечены 15 специалистов, в том числе в возрасте от 18 до 30 лет - 8 человек.

Проект получит свое дальнейшее развитие в рамках реализации программы профориенации молодежи Калманского района 2013-2015 гг на базе созданного профцентра.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: