» » Расшифровка рисунка я в школе. Применение проективных методик в работе с детьми

Расшифровка рисунка я в школе. Применение проективных методик в работе с детьми
Цель

Методика выявляет отношение детей к школе и мотивацион-ную готовность детей к обучению в школе.

Инструкция

«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Приведем примерную схему анализа и оценки рисунков:

1. Несоответствие теме указывает на:

А) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

Б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;

В) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:

А) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

Б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

В) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т.п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Так, например, школьники с психомоторной расторможенностью, повышенной двигательной активностью нередко изображают игру в футбол на уроке физкультуры, драки с ребятами на перемене, могут нарисовать класс, в котором все перевернуто вверх дном, и т.п. Чувствительные, сентиментальные дети, рисуя учебную ситуацию, обязательно включают в нее декоративные элементы (орнамент, цветы, мелкие детали интерьера класса и т.п.). Однако анализ содержания рисунков является сложной самостоятельной задачей и требует от экспериментатора хорошего владения проективными техниками.

Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»

Выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.

Инструкция

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем - какой ты сейчас, затем - каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)

Обработка результатов

В таблицу заносятся пять психологических характеристик:

Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».

Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».

Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».

Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.

Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.

:

Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» - 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.

Таблица 6

(при наличии одного признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Схема анализа может быть использована только в случае сформированное™ у ребенка изобразительных навыков.

Еще по теме Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н.Г. Лускановой):

  1. Я считаю, что рожать детей - большая ответс­твенность. Это даже можно назвать пожизнен­ным договором. Когда я думаю, что могу причи­нить им страдания, мне становится плохо. Что мне нужно сделать, чтобы думать по-другому?
  2. Мне трудно принять мысль, что мы выбираем сво­их родителей. Я прочитал об этом в вашей первой книге и должен вам признаться, что до сих пор не могу этого понять. Я - приемный ребенок, и мне всегда хочется увидеть мою настоящую мать. За­чем я выбрал мать, которая решила бросить меня?

Проективные методики – это группа методик психологического исследования личности , основным механизмом которых является символический перенос содержания внутреннего мира на внешний. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми) стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательными убеждениями.

В таких видах психологического исследования, как тестирование и опрос, очень сложно определить проблему, являющуюся актуальной для человека, именно в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательными убеждениями – как собственными, так и социально обусловленными. Эта проблема решается в проективных методиках благодаря особой организации используемого в них материала и подхода к проведению диагностики.

Смысл проективного психоанализа детей в общих чертах можно пояснить следующим образом: любому наблюдательному взрослому известно, как развита у детей фантазия. Разглядывая на небе облака или морозные узоры на окне, дети гораздо чаще, чем взрослые, видят в них образы сказочных существ – злых или добрых. При этом происходит интеллектуальное одушевление, наделение предметов и явлений неживой природы признаками живых существ. Вот это и называется проекцией в том виде, как это определила Потапова Е.В . – символический перенос содержания внутреннего мира на внешний . Содержание этих детских фантазий очень много говорит о внутреннем психологическом мире ребёнка. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх с игрушками, ребенок как бы проигрывает те впечатления, которые он получает от социальной среды , в которой он развивается. Дошкольникам такая активность необходима просто по соображениям психологической гигиены . Если какие-то сильные впечатления не проиграны ребенком или не отработаны, то, будучи вытесненными в сферу подсознания, они могут превратиться в необъяснимую причину страхов и тревог, источник внутреннего конфликта, обусловливающего определенные искажения психического развития на долгие годы.

По отношению к проективным методикам в психологии существует неоднозначное мнение по поводу надежности получаемой с их помощью информации. Дело в том, что в отличие от количественных стандартизованных методик, где интерпретация полученных данных является общей для каждого случая, в анализе проективных методик присутствует часть субъективного мнения диагноста. К примеру, если человек рассматривает чернильное пятно и говорит, что видит в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации данного образа восприятия будет очень много. Эта ситуация, в случае с детьми, осложняется тем, что испытуемый и диагност находятся в сильно различающихся возрастных категориях, поэтому интуитивное понимание проекции у них может сильно отличаться.

Однако, применение проективных методик для исследования психоэмоционального восприятия маленьких детей достаточно достоверно, так как у детей, в силу возрастных ограничений, имеется очень узкий круг вариабельности ассоциаций. Д иагност, обладающий достаточной специализацией, может учесть все возможные варианты детских ассоциаций , что упрощает интерпретацию результатов исследования.

На сегодняшний день существует две разновидности детских проективных методик психологистического исследования : анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или сделанные из других материалов, панно, инсталляции и т.д.) и анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира (детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера, детский вариант чернильных пятен Роршаха).

Наряду с использование известных тестов, таких как «Дом, дерево, человек», «Три дерева», «Человек под дождем», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», методика «Кактус», можно использовать и другие проективные методики.

Тест «Палитра чувств»

Цель : изучение эмоционального состояния ребенка.

Описание теста :

Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры (таб. №1).

Исследование может проводиться как индивидуально с ребенком, так и со всей семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4) нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:

«В этой палитре слева написаны названия чувств, а справа – пустые квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрась этим цветом пустой квадрат справа.»

Примечание : фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и стиль закрашивания.

Обработка результатов теста

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому чувству в палитре, и количеству, и качествам этого цвета на рисунке.

Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.

Проективная методика «Рисунок школы»

Цель : определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов : эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

— цветовая гамма;

— линия и характер рисунка;

— сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

1 балл – обе характеристики присутствуют.

0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток – ночь или вечер.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Методика «Радости и огорчения» (методика незаконченных предложений)

Цель : выявление характера, содержания переживаний младших школьников.

Порядок исследования:

  1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: «Больше всего я радуюсь, когда…», «Больше всего я огорчаюсь, когда…».
  2. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.
  3. Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?»
  1. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий

Разделы: Школьная психологическая служба

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Пабло Пикассо.

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Однако использование рисуночных методик — дело непростое.
Для того, чтобы научиться понимать значение рисунков, необходима глубокая теоретическая подготовка по основам интерпретации проективных графических тестов. Необходимо также глубокое понимание сферы бессознательного и особенно механизмов проекции: в рисунках человек проецирует свои бессознательные чувства, конфликты, реакции. Проекция особенно ярко проявляется, когда человек испытывает чувство угрозы или беззащитности. Анализ рисунков — один из способов прояснения этих бессознательных чувств.
Интерпретация рисунков позволяет получить важную информацию для определения областей конфликта, возможностей и затруднений в решении этого конфликта. Для этого необходимо обращать внимание на характер исполнения рисунков и их содержание. Стиль и манера подачи изображения могут значительно варьироваться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных рисунках. Манера изображения часто связана с тем, как человек подходит к своей жизненной ситуации, что позволяет выяснить не только личностные особенности рисующего, но и его отношение к различным аспектам жизни.
Известно, что за осознаваемой частью конфликтной ситуации часто скрывается и бессознательная динамика, которая влияет на развитие конфликта. Часто случается, что когда неосознаваемое содержание осознаётся, вводится в сознание, то конфликт решается сам собою. В этом смысле рисуночные методы могут использоваться не только как средства диагностики, но и как средства коррекции.
К интерпретации рисуночных тестов необходимо подходить с осторожностью. Так, например, когда анализ рисунка указывает на какую-то важную личностную проблему человека, то для более достоверной диагностики необходимо получить и дополнительную информацию посредством интервью и других стандартных психологических методик, а также с помощью наблюдения. Наиболее значимые личностные характеристики проявляются во всех данных, полученных с помощью разных методов.

1. Преимущества и ограничения проективных рисуночных тестов

Существует большое количество противоречивых взглядов на использование проективных рисуночных тестов. Несмотря на это, практики продолжают использовать рисуночные тесты для оценки личностных проблем. Рисуночные задания дают возможность человеку выразить их в полной мере при минимальном влиянии со стороны экспериментатора. Рисунки просты в исполнении и не заставляют человека чувствовать угрозу при исполнении этого задания. Кроме того, они часто помогают "растопить лёд" во взаимоотношениях и способствуют установлению контакта между испытуемым и экспериментатором. Для испытуемого не всегда вполне понятно, каким образом эти рисунки могут быть использованы и какая информация может быть получена с их помощью. Очень сложно фальсифицировать рисунок и сознательно направить его в какое-то определённое русло, бессознательный материал проявляется в обход защитных механизмов. Для людей, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих чувств и мыслей, такого рода экспрессивная техника является чрезвычайно ценной.
Многие практики используют рисуночные тесты в процессе психотерапии как метод, способствующий самовыражению, самопониманию и личностному росту. Для оценки личностных характеристик, рисуночные методы могут прекрасно применяться в сочетании с рядом других стандартизованных тестов.

Проективные (рисуночные) тесты - один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам - фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.

2. Нюансы выполнения проективных техник:

Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
- Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны.
Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше - он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления.

Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному - наоборот.

Описательные характеристики материалов:

Бумага гладкая - сопротивление меньше, шершавая больше;
- Пастель сухая - оттенки бледнее, сопротивление больше;
- Пастель масляная - оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче.

Ошибочно полагать, что проективные методики больше подходят для младшего школьного возраста.
Можно рассмотреть некоторые методики, используемые в моей работе, как с младшими школьниками, так и со старшими.
Представленную ниже методику можно использовать в группах разного возраста.

3. Методика «Четыре рисунка»

Инструкция : «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два - «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».

Значение и краткая интерпретация рисунков:

- «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).
- хвост трубой - довольство;
- пантера - скрытая сила, способность постоять за себя;
- «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временны е представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом - дерево - человек »). Маленькое растение - недостаточно ресурсов, сил; большое - предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.
Обрезанный стебель - не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет - разносторонность интересов, перспектив развития.
- «Я в виде неживого предмета» - отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я - концепции».
- замо к - закрытость;
- открытый замо к - высокая избирательность, внутреннее содержание;
- сундук, шкаф - накопление чего-то, например, опыта, достижений.
- «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:
река - движение, гибкость;
волны - эмоциональные всплески;
камни - препятствия;
цветы - положительный настрой;
гора - трудности и одновременно путь вверх;
солнце - потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Макс 15 лет

Используя рисунки, не следует забывать об ограниченных диагностических возможностях методик данного типа. Широко распространенным является мнение, что рисуночные методики не могут быть единственными при диагностике. Здесь многое зависит от умения школьников рисовать и целого ряда других субъективных причин. Поэтому при диагностике рисуночная методика обычно применяется наряду с другими методиками.

4. Данный вариант рисуночной методики для рекомендуется применять начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.
- Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка: "Про самое интересное" и "В школе зверей".

Необходимость использования для диагностики двух рисунков объясняется тем что,
во-первых, они показывают умение школьника рисовать;
во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а следовательно, более точно определить эмоциональное отношение к изображаемому;
в-третьих, включение школьной темы в рисунок "Про самое интересное" свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок "В школе…" дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе;
2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся следующие:

А) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

Б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении изображаемое прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

В) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик , которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к изображаемому, могут также выступать:

а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому;

б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

Таким образом, формальные характеристики рисунка, выявляющие эмоциональное отношение школьника к учению, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью.

К содержательным характеристикам , выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков "В школе…":

А) если ученик принес один либо несколько рисунков "Про самое интересное" и ни одного рисунка "В школе…", несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;
б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

2. Включена ли школьная тема в рисунок "Про самое интересное". Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке:


Аня 11 лет

а) урок;
б) перемена;
в) ситуация, внешне связанная со школой — "уход от школы" — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием — "В школу…".

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного (а) либо отрицательного (б, в) отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью;
- если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

4. Отраженность содержания обучения:

а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами;
б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами:

Сеня 11 лет.

а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, д) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом.

Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники просто не умеют рисовать людей.

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников . Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет.

В целом рисуночная методика позволяет определить реальное отношение ученика к учению в том случае, если положительное отношение ученика к учению является известным. Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

5. Исторически использование методики "Рисунок семьи" (РС) связано с общим
развитием "проективной психологии".

Считаеся, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Назначение: методику "Рисунок семьи" и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи ("семья глазами ребенка"). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности "Я-образа" ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта - "семья глазами ребенка" и "развитие ребенка в семье", - так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи.

Диагностическая процедура : для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция :

(РС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью".
(РС) - "Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь".
(КРС) - "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
(КРС) - "Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь . Постарайся рисовать целых людей, не "мультяшек" и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь , какое-либо действие "*.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

А) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания, мной, обычно, задаются следующие вопросы:
- Расскажи, кого ты нарисовал(а)?
- Где они находятся?
- Что они делают?
- У них весёлое настроение или грустное? Почему?
- Кто здесь самый счастливый? Почему?
- Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
- чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Можно использовать непрямые вопросы :

"Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?",
"Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?",
"Кого мама позовет идти с собой?" ит. п.

Для интерпретация методики "Рисунок семьи" нам необходимо располагать объективной информацией:

А) о возрасте исследуемого ребенка;
б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка мы можем условно разделить на три части:
- Анализ структуры "Рисунка семьи";
- Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;
- Анализ процесса рисования.

Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

Предполагается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Алёна 7 лет.

Иван 8 лет

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Артём 8 лет.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых:

А) вообще не изображены люди;
б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое защитное избегание задания встречается у детей достаточно редко.

За такими реакциями мы можем предположить следующее:

А) травматические переживания, связанные с семьей;
б) чувство отверженности, покинутости
в) аутизм;
г) чувство небезопасности,высокий уровень тревожности;
д) это может быть результатом плохого контакта психолога с ребенком.
В своей практической работе мне чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи.
Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми.

Семён 7 лет - отсутствует изображение бабушки.

Сталкиваясь в рисуночном тесте с отсутствием в рисунке братьев или сестёр, я убедилась, что связано это с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей.

Артём 8 лет - отсутствует изображение младшего брата (семья без отца).

Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи, бывают, как правило, защитными:
"Не нарисовал потому, что не осталось места";

"Он пошел гулять" и т. д.

Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоциональные ответы:

"Не хотел - он дерется";
"Не хочу, чтобы он с нами жил", и т. п.

Интерпретация особенностей графических изображений членов семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур могут дать нам, психологам, информацию большого диапазона:
- об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи,
- о том, каким ребенок его воспринимает,
- об "Я-образе" ребенка, его половой идентификации и т. д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на следующие моменты:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник, галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;
3) количество использованных цветов для рисования фигуры.

Коля 7 лет.

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивным рисованием его, что в результате отражается в большем количестве деталей. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности его изображения. Иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

О восприятии других членов семьи и "Я-образе" рисующего можно судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом. Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что соответствует реальности.
При анализе рисунка, я большое внимание обращаю на изображение рук.

Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связано с его агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими.

Голова - центр локализации "Я", интеллектуальной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Дети 3 лет уже в рисунке обязательно изображают голову, некоторые части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального интеллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову, черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.
Изображение зубов и выделение рта часты у детей, склонных к агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку либо к иным членам семьи.
Расположение членов семьи указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т. п.). Тут близкое расположение может, наоборот, говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью. Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц - отдаленно. Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такое изображение связано с реальным отчуждением члена семьи, с малой его значимостью для ребенка.
Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

А) последовательность рисования членов семьи;
б) последовательность рисования деталей;
в) стирание;
г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;
д) паузы;
е) спонтанные комментарии ребенка в процессе рисования.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

Процесс рисования доставляет удовольствие ребятам с разными физическими возможностями. Кроме диагностических целей, мы можем использовать рисунок для занятий в мини-группах, включая детей с ОВЗ. Таким образом, развивается творческий потенциал и умение взаимодействовать с другими участниками процесса - это помогает процессу социализации.

Литература:

1. Общая Психодиагностика/Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206 - 221.
2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.: Смысл, 2000. С. 20 - 21.
3. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. - МН.: "ТЕСЕЙ", 1999. С 157 - 164.
4. Проективные графические методики: методические рекомендации. - Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.

  • Научный руководитель:
  • Роанова В.А.
  • Тип: Специалист
  • Организация, в которой проходила защита:
  • Год защиты: 2012
  • Аннотация: Цель исследования: анализ диагностической и прогностической ценности проективной методики «Рисунок «Я в школе»». Основные выводы по результатам работы: 1.Рисунок «Я в школе» занимает особое, уникальное место в ряду инструментов диагностики мотивационной готовности к школе, поскольку отражает эмоциональное переживание школьной ситуации, что имеет ключевое значение для прогноза успешной адаптации. 2.Рисунок «Я в школе» обладает прогностической ценностью при выявлении зон риска возникновения школьной дезадаптации. 3.Школьная жизнь вызывает тревогу как у детей, которые дополнительно готовятся к школе, так и у детей без подготовки. Если тревожные переживания появились до поступления в первый класс, они не исчезают, а перерастают в тревогу, связанную со школьной жизнью. 4.Посещение «нулевого» класса оказывает положительное влияние на формирование представлений ребенка о школе, но не снижает тревогу, связанную с поступлением в первый класс. 5. Опыт обучения в школе старших сиблингов может оказывать негативное влияние на желание ребенка идти в школу.

Цель : предназначается для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Методика проведения: каждому ребёнку даётся стандартный лист бумаги и цветные карандаши и просят нарисовать школу, время рисования неограничено.

Обработка результатов .

Работа оценивается по 3 параметрам: :цветовой гамме, линиям и характеру рисунка, его содержанию

1 Цветовая гамма.

    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зелёный, голубой т. д.)

    0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, синий, чёрный и т.д.)

    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона.

2. Линия и характер рисунка.

    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно, используются длинные сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично, линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабые по нажиму.

    Сюжет рисунка .

    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение предметов, оживляющих пейзаж (цветов, флагов, занавесок и т.д.); изображение детей, идущих в школу, за партами, учителя у доски, время года – весна или лето, время суток – день или утро.

    0 баллов – асимметричный рисунок, отсутствие деталей, людей, либо они идут из школы, холодное время года, тёмное время суток

    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов.

6 –5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4- 2 балла – наличие некоторой тревоги по поводу школьного об или незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.

1-0 баллов – явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к непринятию школьных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Вводные навыки.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс, во многом определяется наличием у них элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков) ВН. Достаточный уровень их развития облегчает задачу адаптации ребёнка к школе и усвоение более сложных заданий и навыков и рассматривается как один из показателей готовности к школе.

Качественный анализ ВН изучается в процессе педагогического наблюдения, в котором выявляют:

      Речевые знания и умения,

    звуковой анализ слова,

    построение фразы;

    словарный запас;

    фонематический слух;

    звукопроизношение.

2. Математические знания и представления.

    счёт в пределах 10 (прямой и обратный);

    состав числа, решение арифметических задач с «+» и « - «..

    представления о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

3. Навыки учебной работы :

    посадка за столом (партой);

    способ удерживания пишущего предмета;

    ориентация в тетради, книге;

    знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии)