» » Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Устойчивость технологических процессов

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. Устойчивость технологических процессов

    В августе 1975 года на основе цикла аэродромного и специального строительства был образован факультет строительства и эксплуатации аэродромов (автомобильной техники), а в 1988 году из этого факультета выделился факультет строительства и эксплуатации аэродромов. Начальником факультета был назначен полковник Лазукин Владимир Фёдорович.

    На факультете осуществлялась подготовка офицеров-специалистов по строительству и эксплуатации аэродромов, эксплуатации защитных сооружений и офицеров штаба с квалификацией «инженер». В 2001 году факультет был переименован в факультет Инженерно-аэродромного обеспечения.

    С 1975 г. по 1985 г. срок обучения по специальности: командная тактическая строительства и эксплуатации аэродромов и аэродромной техники с квалификацией «инженер по строительству и эксплуатации аэродромов» составлял 4 года, а с 1985 г. − 5 лет.

    С 1983 года начата подготовка офицеров по специальности «Тепловодоснабжение и технические системы» с квалификацией инженер-электрик, со сроком обучения 5 лет. С 1993 года эти специальности были объединены в специальность «Энергетические системы объектов ВВС», квалификация − инженер-электромеханик.

    С 1978 года срок подготовки по специальности: «командная тактическая тыловая авиационная» с квалификацией «инженер по эксплуатации специальной техники», составлял 4 года. В 1992 году данная специальность была переведена в созданный филиал училища в г. Борисоглебск, со сроком обучения 5 лет. В 1999 г. специализация «Штабная и организационно-мобилизационная работа», как специальность, вновь введена на факультете. С этого же года, набор курсантов по данному профилю производился по основной специальности факультета: «Применение подразделений и организация инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» со специализацией «Штабная и организационно-мобилизационная работа». Позднее набор по данной специальности был прекращен, а в 2016 г. на факультете возобновлен набор на специальность «Управление персоналом».

    В настоящее время обучение специалистов происходит по трем специальностям:

    Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

    Тепло − и энергообеспечение специальных технических систем и объектов. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

    Управление персоналом. Квалификация: специалист в области управления, срок обучения 5 лет.

    На факультете ведется подготовка специалистов для Воздушно-космических сил РФ, других силовых ведомств и иностранных государств. Выпускники факультета ведут строительство, реконструкцию и эксплуатацию аэродромов, зданий, коммуникаций и объектов аэродромного комплекса, выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений пунктов управлений ВКС РФ, организуют эффективное управление службами и подразделениями в повседневной деятельности и при выполнении специальных задач.

    Факультет гордится своими выпускниками. Выпускнику факультета 1994 года капитану Яцкову Игорю Владимировичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

    С 1988 года по 2016 год на факультете подготовлено выпускников, получивших золотую медаль – более 50 человек, диплом с отличием – более 300 человек. Недавние выпускники факультета, с отличием закончившие академию, успешно защитив диссертации, занимают высокие должности на кафедрах факультета, продолжают и приумножают славные традиции офицерского корпуса Вооруженных сил Российской Федерации.

    Научный потенциал факультета возрастает за счет защиты диссертаций адъюнктами и соискателями. В настоящее время на факультете трудятся: 2 доктора наук, 4 профессора, 30 кандидатов наук и 18 доцентов.

    Факультет располагает всем необходимым для качественного обучения и воспитания будущих офицеров Воздушно-космических сил РФ, является дружным, сплоченным, работоспособным воинским коллективом, обладающим большими творческими возможностями.




  • 31 кафедра изыскания и проектирования аэродромов реализует общепрофессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 08.05.02 по специальности Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей в рамках специализации № 3 Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации. После ряда реорганизаций с 1 октября 2001 года в состав кафедры изыскания и проектирования аэродромов вошли кафедра проектирования аэродромов и кафедра зданий и сооружений. На кафедре проводятся обучение и подготовка курсантов по 17 учебным дисциплинам общепрофессионального цикла, осуществляется руководство учебными практиками, курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

    Кафедра на 80% укомплектована лицами с учеными степенями и званиями, имеющими богатый профессиональный и педагогический опыт. Ежегодно преподавательским составом кафедры обновляется фонд учебно-методических материалов, включая электронные учебники и пособия.

    Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Ежегодно коллективом кафедры выполняется несколько научно-исследовательских работ в интересах дальнейшего совершенствования инженерно-аэродромного обеспечения базирования государственной авиации. Большое внимание уделяется изобретательской и рационализаторской работе с активным привлечением курсантов в рамках военно-научной деятельности.

    Руководство кафедры большое внимание уделяет подготовке научно-педагогических кадров в рамках очной адъюнктуры и путем соискательства по научной специальности 20.02.06 – военно-строительные комплексы и конструкции.

    Ежегодно к кафедре для проведения научных исследований прикрепляется оператор научной роты.




    Основная задача кафедры – формирование у обучаемых профессиональных и военно-профессиональных компетенций позволяющих выпускникам занимать первичные офицерские должности в подразделениях и частях Воздушно-космических сил РФ.



    Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения.
    Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения образована в 1975 году в составе цикла «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского ВАТУ, обеспечивающего комплексную специальную подготовку военных инженеров-строителей. Первоначальное наименование кафедры – «Строительство и эксплуатация аэродромов». Комплектование кафедры преподавательским составом осуществлялось за счет назначения офицеров из войск и наиболее подготовленных выпускников строительного факультета Ленинградского военного инженерного Краснознаменного института им. А.Ф. Можайского. В 2002 году кафедра «Строительство и эксплуатация аэродромов», объединенная с кафедрой «Дорожные машины», переименована в 32 кафедру инженерно-аэродромного обеспечения.

    Кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Попов Александр Николаевич.



    В настоящее время кафедра является выпускающей по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» и укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим богатый войсковой и боевой опыт, а также опыт научной и педагогической деятельности. Более 80% преподавателей имеют ученое звание и ученую степень. На кафедре преподают заслуженный работник высшей школы, 2 почетных работника высшего профессионального образования, ряд преподавателей награждены правительственными наградами.

    Преподаваемые дисциплины: «Инженерно-аэродромное обеспечение боевых действий авиации ВС РФ»; «Эксплуатация аэродромов государственной авиации»; «Эксплуатация и техническое прикрытие транспортных сооружений»; «Инженерные сети и оборудование аэродромов государственной авиации»; «Реконструкция аэродромов государственной авиации»; «Технология строительства автомобильных дорог и объектов транспортного назначения»; «Механизация транспортного строительства»; «Эксплуатация машин для строительства и эксплуатационного содержания аэродромов»; «Экономика отрасли»; «Экономика и управление энергетическими предприятиями»; «Организация, планирование и управление транспортным строительством»; «Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений»; «Метрология, стандартизация, сертификация»; «Безопасность жизнедеятельности»; «Экология»; «Военные аэродромы»; «Тепломеханическое оборудование автономных электростанций»; «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений и программные комплексы»; «Технология строительства (реконструкции) автодорожных мостов». Кафедра организует проведение учебной и производственной практик, войсковой стажировки, разработку выпускных квалификационных работ.



    Наряду с учебным процессом на кафедре проводится широкий спектр научных исследований в рамках заданных научно-исследовательских работ 1-й и 2-й категорий. Область проводимых на кафедре научных исследований охватывает проблемы защиты базирования авиации, совершенствования проектных решений по технологии строительства и восстановлению разрушенных аэродромов, экономического обоснования принимаемых решений, эксплуатационного содержания и текущего ремонта, диагностики состояния аэродромных покрытий. Авторские коллективы кафедры успешно занимаются разработкой новых и переработкой действующих нормативных документов в области инженерно-аэродромного обеспечения. Преподаватели постоянно участвует в выполнении оперативных заданий ГК ВКС РФ. На кафедре проводится целенаправленная работа по подготовке научно-педагогических кадров через адъюнктуру и соискательство. За последние пять лет на кафедре подготовлены доктор наук и 6 кандидатов наук. Учебно-материальная база кафедры укомплектована современными техническими средствами, приборами и оборудованием и постоянно совершенствуется.


    Кафедра защитных сооружений.

    Кафедра создана в 1982 г. Выпускники специальности выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений (средств выработки, распределения и преобразования электрической и тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения) пунктов управления ВКС РФ.
    В период с 1988 по 1995 г.г. выпуски инженеров проводились по военным специальностям «тепло-водоснабжение и технические системы» и «электрические системы». Первый начальник кафедры к.т.н. Васильев В.И. (с 1982 по 1998 гг.), выпускник ВИКИ им. А.Ф. Можайского.

    В настоящее время кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Звенигородский Игорь Иванович.

    Благодаря усилиям коллектива кафедры, создана учебно-лабораторная база специальности, компьютерный класс и первые обучающие программы. Новый этап в развитии специальности начался, когда военному образованию была поставлена задача перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения. С 1996 года начата подготовка в соответствии с ГОС ВПО «Энергообеспечение предприятий».

    С 2011 года подготовка курсантов проводится по ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 13.05.01 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов», специализация – «Эксплуатация систем энергообеспечения специальных объектов».



    Центральный кондиционер Автономная ДЭС


    Главный распределительный щит Холодильная машина

    Основные виды профессиональной деятельности:

    • oорганизационно-управленческий;
    • oэксплуатационный.

    Свою службу выпускники начинают с исполнения обязанностей инженера отделения эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления, инженера-диспетчера (сменного) эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления.

    Учебно-материальная база кафедры представляет собой современные аудитории и учебные лаборатории, оснащенные многочисленными энергетическими системами общепромышленного назначения и оборудованием технических систем специальных сооружений с реальных объектов.



    ПЗ на автономном кондиционере ПЗ по электрическим аппаратам


    Изучение конструкции силового трансформатора ПЗ по автоматике

    Практики курсантов проводятся на энергетических объектах (трансформаторные подстанции, котельные, электрические и тепловые сети, системы вентиляции и др.) академии и промышленных предприятий города. Стажировка проводится на защищенных пунктах управления ВКС РФ.

    За период с 1988 г. по настоящее время подготовлено около 600 инженеров по энергообеспечению специальных сооружений и объектов авиации. Выпускники энергетической специальности всегда востребованы в различных сферах военной и гражданской деятельности. Многие из них стали главными энергетиками объектов различного назначения и уровня сложности.

    В коллективе преподавательского состава опытные военные педагоги, специалисты в различных областях энергетики, науки и техники. На кафедре работают также высококвалифицированные гражданские преподаватели, которые по совместительству преподают на родственных кафедрах ведущих технических ВУЗов г. Воронежа.

    Специальность входит в Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области энергетики и электротехники при Национальном исследовательском университете (Московском энергетическом институте).

    Кафедра целенаправленно проводит воспитательную работу в учебных группах, которые закреплены за тактическими руководителями - преподавателями кафедры. Выпускников специальности отличает высокая морально-психологическая подготовка. За проявленное мужество при ликвидации чрезвычайных ситуаций во время боевого дежурства выпускники 2001 г. Караванский А. и Синибабнов Н. награждены правительственными наградами.

    Основные направления научных работ кафедры: автоматическое управление системами вентиляции и кондиционирования воздуха; совершенствование технических систем и систем электроснабжения объектов; совершенствование военного образования. В военно-научном кружке кафедры участвуют более 30 % курсантов специальности.

    В 2003, 2007 и 2013 г.г. специальность успешно прошла государственную экспертизу. Кафедра защитных сооружений, являясь одним из ведущих учебно-научных подразделений академии, успешно решает задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВКС РФ.

    Специальность: Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) Специализация: Штабная и организационно-мобилизационная работа Квалификация: специалист в области управления Срок обучения: 5 лет

    В обеспечении полетов авиации задействовано множество служб и подразделений, для эффективного управления которыми, взаимодействия, поддержания боевой и мобилизационной готовности, организации повседневной деятельности необходимы профессиональные структуры управления – штабы, имеющие в своем составе современные технические средства управления и, самое главное, специалистов-управленцев.

    Именно этим и занимаются выпускники, окончившие академию по специальности «Управление персоналом». Службу они проходят в управлениях и штабах частей и соединений ВКС РФ.

    Основными направлениями профессиональной деятельности выпускников являются:

    • обеспечение эффективного управления повседневной и боевой деятельностью воинской части;
    • поддержание и совершенствование боевой и мобилизационной готовности;
    • работа с военными кадрами и гражданским персоналом воинской части;
    • ведение организационно-штатной и мобилизационной работы;
    • организация службы войск, безопасности военной службы и противодействие терроризму в воинской части.

    Для успешного освоения специальности и решения задач профессиональной деятельности выпускник должен обладать высокой штабной культурой. Для этого необходимо иметь такие качества и способности, как самоорганизованность, пунктуальность и педантичность, аналитический склад ума, широкий кругозор и эрудиция, склонность к гуманитарным наукам, сочетающаяся с информационной грамотностью, в том числе в области современных информационных технологий, хорошее знание русского языка, организаторские способности, способности к командной работе, общительность.

    Курсанты специальности «Управление персоналом» с первых дней обучения вовлекаются и активно участвуют в военно-научной работе, проведении исследований по проблемным вопросам управления повседневной деятельностью подразделений, организационно-мобилизационной работы, боевой подготовки, службы войск, работы с военными кадрами.

- 620.50 Кб
Стр.
Введение 2
1. Расчет нагрузок городка 3
2. Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций 4
3. Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением

свыше 1 кВ

9
4. Электрический расчет сети выше 1 кВ 10
5. Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ 12
6. Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ 17
7. Выбор средств защиты от перенапряжения 23
8. Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети 24
9. Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка 25
10. Заключение 26
12. Список использованной литературы и источников 27

НВВИКУ 1402.25.01.ПЗ
Кол . Разработка схемы

электроснабжения

военного городка

Стадия Лист Листов
Изм уч. Лист док Подп. Дата
КП 1 28
Выполнил Акмазиков Н.В.
Проверил Мещеряков И.И.
НВВИКУ 2072


      Введение

Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного городка» представляет собой разработку технического проекта питающей линии и распределительной сети военного городка.

В качестве исходных данных для проектирования выдается генеральный план военного городка со спецификацией, топографическая карта местности с нанесенными существующими линиями электропередачи и указанными координатами строящегося городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

1. Расчёт нагрузок городка

Определение расчётной мощности электроприёмников военного городка является главной задачёй при проектировании электрической сети. Расчетные нагрузки зданий определяются в зависимости от установленной (номинальной) мощности нагрузок P у по формуле:

P р =0,9 ּ 11,9=10,7 кВт

где коэффициент спроса, учитывающий неодновременность включения, неравномерность нагрузки, К.П.Д. потребителей и потери в сети.

На стадии технического проекта при отсутствии подробных данных об электроприемниках P у определяют по средней удельной мощности нагрузки P уд на 10 м 2 площади здания отдельно от осветительной и силовой нагрузок:

Р уд = Р × S,

где S площадь здания в м 2 с учетом числа этажей.

P уд =40 ּ 792/1000=31,7 кВт

Расчет нагрузки городка в целом производят по формуле, куда подставляют значение полной мощности, так как расчет трансформаторных подстанций я произвожу руководствуясь ее значениями:

,

где К нм = 1 для сети напряжением до 380 В.

К нм = 0,9 для распределительной сети напряжением 6…20 кВ.

К нм = 0,81 для питающей сети напряжением 6…20 кВ.

S расч =0,9 ּ 1549,89=1394,9 кВА

Расчетная таблица нагрузок городка дана в Приложении 1

2. Выбор числа, мощности и мест установки

трансформаторных подстанций

Число и мощность трансформаторных подстанций (ТП) выбираем исходя из экономических соображений в зависимости от поверхностной плотности нагрузок городка в целом. Для нахождения числа ТП необходимо определить в начале оптимальную мощность ТП, при которой суммарные расчетные затраты минимальны. ЕЕ определяют по формуле:

где G поверхностная плотность нагрузок городка, кВА/га;

S опт =24 3 37,9 2 =270,72 кВА

К - коэффициент, зависящий от номинального напряжения распределительной сети, удельной протяжённости линии на 1 га площади, допустимой потери напряжения в сети, материала провода, стоимости сооружения ТП и распределительных сетей, отчислений на ремонт и обслуживание.

Поверхностная плотность нагрузки определяется по формуле:

, кВA/га,

где S площадь городка.

G=1394,9/36,75=37,9 кВA/га

Коэффициент К при напряжении 380/220 В плотности нагрузок 10…60 кВA/га, удельной протяженности линии 0,2 км/га и алюминиевых проводов принимается равным 20…24.

Число подстанций определяется в зависимости от оптимальной мощности ТП по формуле:

N=1394,9/270,72=5,16~ 6 шт

Площадь городка, с целью выбора более оптимального числа ТП, берется равной 36,75 га.

Первая зона:

Р=353,7 кВт

Q=139,4 кВар

cos j = 0,93

Так как cos j в пределах допустимого, то КУ в данной зоне применять нецелесообразно.

По расчетным данным выбираем трансформатор ТМ-400 6/04, мощностью 400 кВА.

Так как в зоне находятся потребители 2 категории, то ТП будет содержать 2 трансформатора.

Вторая зона:

Р=150,32 кВт

Q=31,77 кВар

cos j = 0,97

j = 0,97 лежит в пределах допустимого.

Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4. Так как в зоне расположены потребители 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Третья зона:

Р=479,19 кВт

Q=170,33 кВар

cos j = 0,94

Компенсирующее устройство не используется, так как cos j = 0,94 лежит в пределах допустимого.

Используется трансформатор ТМ-630 6/0,4, мощностью 630 кВА.

Так как в зоне не расположены потребители 2 категории, то на ТП будет 1 трансформатор.

Четвертая зона:

Р=220 кВт

Q=112,94 кВт

cos j = 0,88

Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-75 У3. cos j = 0,98.

Используется трансформатор ТМ-250 6/0,4, мощностью 250 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Пятая зона:

Р=132,8 кВт

Q=85,83 кВАР

cos j = 0,83

Так как cos j j = 0,96.


Шестая зона:

Р=127,47 кВт

Q=83,37 кВАР

cos j = 0,83

Так как cos j меньше 0,93 то будет использоваться компенсирующее устройство УК1-0,4-50 У3. cos j = 0,96.

Используется трансформатор ТМ-160 6/0,4, мощностью 160 кВА. Так как в зоне расположены здания 2 категории, то на ТП будут 2 трансформатора.

Место расположений подстанций ТП 1 6

ТП 1

Описание работы

Курсовой проект на тему «Электроснабжение военного го-родка» представляет собой разработку технического проекта пи-тающей линии и распределительной сети военного городка.
В качестве исходных данных для проектирования выдается ге-неральный план военного городка со спецификацией, топогра-фическая карта местности с нанесенными существующими ли-ниями электропередачи и указанными координатами строящего-ся городка, а также план зданий со спецификацией помещений и оборудования. Кроме того, указывается место строительства и климатические условия, и технические условия на присоединение проектируемой сети к местной энергосистеме (координаты точек присоединения, номинальное напряжение существующей линии и допустимая потеря напряжения в проектируемом ответвлении).

Содержание

Введение
Расчет нагрузок городка
Выбор числа, мощности и мест установки трансформаторных подстанций
Выбор схемы и трассы электрической сети напряжением
свыше 1 кВ
Электрический расчет сети выше 1 кВ
Механический расчет проводов воздушной линии выше 1 кВ
Планировка и расчет распределительной сети до 1 кВ
Выбор средств защиты от перенапряжения
Спецификация основного оборудования и материалов на сооружение электрической сети
Сметно-финансовый расчет электрической сети военного городка
Заключение
Список использованной литературы и источников

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013

На рынке снабжения электрической энергии долгое время копилась задолженность потребителей Министерства Обороны РФ. При этом, исходя из того обстоятельства, что указанные потребители обслуживались "собственным" гарантирующим поставщиком (ГП) – ОАО "Оборонэнергосбыт", у основного ГП в регионе практически не было возможности повлиять на неплательщиков.

Однако на сегодняшний момент правоприменительная практика встала на сторону поставщиков электрической энергии.

В деле № А52-2865/2013 судами рассматривался преддоговорной спор между обществом "Псковэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт". Основные разногласия между сторонами возникли из-за позиции основного ГП о возможности введения частичного ограничения энергоснабжения воинских частей не ниже уровня аварийной брони, а также о возможности отказа от договора энергоснабжения на основании пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ОПФРР № 442).

Позиция ОАО "Оборонэнергосбыт" сводилась к обязательности применения к отношениям сторон пункта 1 Указа Президента РФ от 23.11.1995 № 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" (далее – Указ № 1173). Таким образом, общество "Оборонэнергосбыт" полагало невозможным вводить ограничения энергоснабжения оборонных объектов, так как указанные действия подрывают безопасность государства.

По мнению ОАО "Оборонэнергосбыт" в силу Указа № 1173 не допускается не только полное ограничение энергоснабжения военных объектов, но и частичное.

Позиция ОАО "Псковэнергосбыт" заключалась в том, что нормы ОПФРР № 442 являются специальными по отношению к Указу Президента № 1173, поэтому как введение ограничения энергоснабжения, так и отказ от договора энергоснабжения в случае неоплаты поставленной электроэнергии являются законными и обоснованными.

Из этого следует, что ОАО "Псковэнергосбыт" настаивало на возможности введения частичного ограничения энергоснабжения военных объектов.
Следовательно, судам надлежало разрешить конкуренцию между актами Президента и Правительства, чтобы упорядочить отношения с потребителями Минобороны.

В Определении ВС РФ от 19.12.2014 № 307-ЭС14-6553 по делу № А52-2865/2013 Верховный суд согласился с позицией суда кассационной инстанции о верности позиции основного ГП и указал следующее: в соответствии с пунктом 18 ОПФРР № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению (далее – Приложение ), частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Согласно пункту 4 Приложения воинские части Министерства обороны Российской Федерации относятся к категории таких потребителей.

Пунктом 2 Указа № 1173 на Правительство Российской Федерации фактически возложено исполнение требований, содержащихся в пункте 1 Указа.
Далее судом сделан следующий вывод: из буквального толкования пункта 1 Указа № 1173 не следует, что Президент Российской Федерации запретил ограничение режима потребления топливно-энергетических ресурсов выше необходимой нормы (уровня аварийной брони).

В обоснование верности правовой позиции ОАО "Псковэнергосбыт" указано, что пункты 17 и 18 ОПФРР № 442 не признаны недействующими как противоречащие нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, в частности Указу № 1173. В связи с этим основания для неприменения положений данных пунктов к отношениям сторон отсутствуют.

Как следует из указанного Определения ВС РФ суд придерживается позиции о допустимости применения к потребителям Министерства обороны общих положений действующего законодательства о введении ограничения энергоснабжения и отказа от договора при неоплате электрической энергии.
Таким образом, у поставщиков электрической энергии появился действенный инструмент для оказания давления на неплательщиков Министерства обороны, что будет способствовать усилению платежной дисциплины на рынке.


Считать ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, действиями, нарушающими безопасность государства.
Приложение к правилам определяет категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экологическим, экономическим и социальным последствиям.
Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Правительству Российской Федерации:

  • принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • определить источники покрытия задолженности по платежам за использованные ресурсы, отпущенные воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
  • привести в месячный срок свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.

    принятие неотложных мер по выполнению неотложных работ на объектах энергетики, теплосетей, по обеспечению топливом чттйктпостянтшй и котельных;

    создание резерва автономных источников энергоснабжения на объектах жизнеобеспечения населения и опасных производств.

6. Безопасность газового хозяйства.

    жесткий контроль за соблюдением правил эксплуатации газового оборудования, проведением необходимых ремонтных-работ;

    запрещение заполнения из передвижных газонаполнительных установок газовых баллонов и обеспечение контроля за их техническим состоянием;

    производство приборов безопасности мри использовании газа в быту и на производстве,

    организация работы службы профилактики и контроля за использованием газа в жилых домах.

7. Радиационная безопасность.

    проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, профилактического, воспитательного, общеобразовательного и информационного характера;

    строгий контроль за реализацией государственными органами Республики Казахстан, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами мероприятий по соблюдению норм и правил в области радиационной безопасности;

    осуществление радиационного мониторинга на всей территории республики, осуществление государственных программ ограничения облучения населения от источников ионизирующего излучения.

8. Эксплуатационная надежность зданий и сооружений, предотвращение аварий.

Обследование объектов;

» принятие мер по переселению жильцов из аварийных и ветхих жилых домов;

Обеспечение капитального ремонта жилья, школ и снос не подлежащих ремонту зданий.

9. Безопасность функционирования транспорта.

    обеспечение надежности грузовых и пассажирских перевозок автомобильным, речным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом;

    котроль за соблюдением правил перевозки опасных и разрядных

Надлежащее содержание автомобильных дорог и их инженерных сооружений, проезжей части улиц населенных пунктов и технических средств регулирования дорожного движения;

Высокая требовательность к качеству подготовки водителей транспортных средств.

10. Сезонные чрезвычайные ситуации: весенние, предзимние и зимние.

» проведение упреждающих мероприятий но защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера (заморозки, штормовые ветры, засуха, снежные бураны, метели и т.д.).

11. Защита от селей и оползней, паводков и наводнений, состояние дамб, плотин, русел рек.

    обеспечение гарантированной безопасности населения, хозяйственных объектов от паводков, наводнений, снежных лавин, селей, оползней, обвалов, опасных атмосферных явлений и минимизации ущерба при их возникновении;

    своевременная и полная реализация комплекса мероприятий по защите хозяйственных объектов, населенных пунктов от наводнений в соответствии с разработанными областными программами,

    строительство противоселевых и других защитных сооружений согласно генеральных схем защиты;

    обеспечение эксплуатационной надежности существующих противоселевых комплексов и других защитных сооружений.

12. Каспий: изменение уровня и нагонные явления.

    обеспечение надежной защиты населения и хозяйственных объектов от затопления и подтопления водами Каспийского моря;

    обеспечение устойчивого экономического состояния и развития Атырауской и Мангистауской областей;

    организация строительства жилья для переселяемого населения;

    консервация попадающих в зону затопления нефтяных скважин;

    обеспечение экологической безопасности моря и прилегающих территорий.

13. Природные, техногенные и бытовые пожары; готовность к их тушению.

    выполнение профилактических мероприятии;

    соблюдение норм и правил безопасности;

    широкое внедрение технических средств пожаротушения;

    улучшение деятельности службы наблюдения за лесными пожарами.

14. Противоэпидемические мероприятия.

    недопущение эпидемий инфекционных заболеваний и массовых отравлений людей;

    предупреждение завоза и распространения особо опасных и карантинных инфекций;

    введение и снятие карантинно-ограничителъных мер

15. Совершенствование системы информирования, связи и оповещения.

    обеспечение устойчивого управления при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    своевременное оповещение и постоянное информирование населения, центральных и местных исполнительных органов воинских частей Гражданской обороны Республики Казахстан в случае угрозы или возникновения на территории республики стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в особый период;

    совершенствование оперативной дежурной службы АЧС;

    модернизация технических средств оповещения, связи, автоматизации информирования,

    организация информационных потоков между органами управления Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, а также районами бедствия.

16. Создание аварийно-спасательных служб и формирований.

    обеспечение комплекса мер по подготовке и осуществлению первых действий по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации для своевременного проведения неотложных мероприятий АЧС и других органов управления при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

    техническое оснащение формирований и их обучение.

17. Обучение руководителей, специалистов и населения; подготовка кадров; пропаганда знаний; работа со средствами массовой информации.

    обеспечение всеобщей подготовки населения, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, рабочих и служащих, учащихся и студентов, детей в дошкольных учреждениях к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и установление контроля за их обучением;

    разработка и внедрение учебных программ и методик, учебных пособий по подготовке населения, специалистов, руководителей всех уровней к ЧС.

18. Государственный и местные финансовые, материально- технические, продовольственные и медицинские резервы для чрезвычайных ситуаций.

Создание необходимого количества и номенклатуры материально- технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов для жизнедеятельности населения, проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, нормального функционирования хозяйственных объектов при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (Резервы должны создаваться заблаговременно).

19. Автоматизированная информационно-управляющая система в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение автоматизации процессов управления и информационного обеспечения на всех уровнях (республиканском, областном, ведомственном и объектовом).

    накопление больших объемов информации (паспортов риска территорий и объектов хозяйствования, сведений о силах и средствах ГСЧС, превентивных и оперативных планов действий органов управления по предупреждению и действиям при ЧС и др.);

    оперативность представления полной информации о ЧС и принятие в сжатые сроки управленческих решений (на основе моделирования процессов развития ЧС) по ликвидации последствий.

20. Планы действий центральных и местных исполнительных органов.

Планы должны обеспечивать своевременные и адекватные действия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

21. Целевые программы.

Программы должны предусматривать комплексную, научно- обоснованную, эффективную и финансово обеспеченную реализацию мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

22. Законодательная и нормативная база. Содержание:

Необходимо выделить в происходящем процессе реформ законодательства сферу защиты населения и объектов хозяйствования от стихийных бедствий и катастроф в самостоятельную область правового регулирования, разработать ряд законодательных и нормативно- правовых актов для правового обеспечения Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

23. Организация научных исследований в области ЧС. Содержание:

    создание научных основ и методов предупреждения и ликвидации последствий ЧС;

    создание нормативно-технической базы для проведения защитных мероприятий;

    активизация работ по разработке научных основ и методов регионального и локального мониторинга динамики активности опасных стихийных явлений, информационных систем;

    создание банков данных и баз знаний по проблемам стихийных явлений;

    создание кадастра опасных стихийных явлений и очагов их формирования;

    изучение закономерности формирования и распространения опасных стихийных явлений и техногенных катастроф.

24. Международное сотрудничество. Содержание:

Предупреждение и ликвидация ЧС невозможна без тесного взаимодействия с международными организациями и странами- партнерами. Необходимо установить деловые контакты с зарубежными странами по проблемам защиты от стихийных бедствий, аварий и катастроф, организовать совместное сотрудничество по предупреждению и ликвидации природных и техногенных ЧС.

25. Рыночная экономика и чрезвычайные ситуации: Содержание:

Предупреждение ЧС и организация работ по ликвидации их последствий в рыночных условиях

26. Меры военного характера.

Подготовка ГО к функционированию в особый период (секретно).

Заключение

Настоящая программа по обеспечению жизнедеятельности населения и безопасности функционирования объектов хозяйствования Республики Казахстан должна явиться руководством в деятельности по этим вопросам.

Руководящему составу необходимо взять ее за основу при разработке планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определении ключевых показателей, обеспечивающих развитие и контроль функционирования объектов хозяйствования.

Основные меры и мероприятия, направленные на сохранение и повышение устойчивости функционирования объектов

Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях — это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения чрез-
вычайных ситуаций, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.

Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов

Мероприятия гражданской обороны по повышению устойчивости функционирования объектов экономики


Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объекта экономики

Устойчивость управления объектом

Расстановка сил;
. состояние пунктов управления;
. надёжность узлов связи;
. источники пополнения рабочей силы;
. возможности взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

Устойчивость защиты производственного персонала объекта

Количество сооружений, которые могут быть использованы для укрытия и их защитные свойства;
. вместимость защитных сооружений (ЗС) с учётом возможного переуплотнения;
. максимальное количество работников, которых потребуется укрыть;
. количество недостающих мест в ЗС и других укрытиях;
. наличие помещений в верхних этажах для укрытия от АХОВ, которые тяжелее воздуха (типа хлора);
. возможность быстро вывести людей из цехов и других рабочих помещений в случае аварии на объекте или соседнем предприятии, а также по сигналу «Воздушная тревога!»;
. коэффициенты ослабления радиации различными зданиями и сооружениями, в которых будут находится работники;
. обеспеченность персонала и членов его семей средствами индивидуальной защиты;
. состояние системы питьевого водоснабжения и возможности обеспечения продовольствием в чрезвычайных ситуациях;
. наличие средств для оказания первой помощи пострадавшим;
. готовность объекта к размещению и защите отдыхающих смен в загородной зоне.

Устойчивость технологических процессов

Специфика производства на время чрезвычайной ситуации (изменение технологии);
. частичное прекращение производства (переключение на производство новой продукции и т.п.);
. возможность замены энергоносителей;
. возможность автономной работы отдельных станков, установок и цехов объекта;
. запасы и места расположения АХОВ, легковоспламеняющихся жидкостей и горючих веществ;
. способы безаварийной остановки производства в условиях чрезвычайной ситуации;
. состояние систем газоснабжения.

Устойчивость материально-технического обеспечения

Устойчивость внешних и внутренних источников энергии;
. устойчивость работы поставщиков сырья, комплектующих изделий;
. наличие резервных, дублирующих и альтернативных источников снабжения.

Устойчивость ремонтно-восстановительной службы объекта

Наличие проектно-технической документации по вариантам восстановления;
. обеспеченность рабочей силой и материальными ресурсами.

Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов экономики

Основными мерами по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, которые осуществля-ются в мирное время, являются: раз-работка научно-методических основ повышения устойчивости функциони-рования объектов экономики и инфра-структуры, обеспечивающих жизнедея-тельность населения в военное время; осуществление градостроительной де-ятельности размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строитель-ных норм и правил и других утверждён-ных в установленном порядке норма-тивных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характе-ра; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инже-нерно-технических и других специаль-ных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени; обеспечение бесперебойного функ-ционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприя-тий сигналами гражданской обороны; разработка и подготовка к реализации мероприятий по комплексной (свето-вой и другим видам) маскировке объ-ектов; разработка и проведение об-условленных особенностями объектов подготовительных работ (включая со-здание и оснащение необходимых фор-мирований гражданской обороны и их обучение) по обеспечению ликвидации по следствий поражения объектов сов-ременными средствами нападения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-техни-ческого и транспортного обеспечения объектов в военное время; осущест-вление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объ-ектов и его жизнеобеспечению.

Мероприятия по световой и другим видам маскировки

Световая маскировка городских и сель-ских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, а также желез-нодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта производится в соответствии с требо-ваниями действующих норм проектиро-вания световой маскировки городских и сельских поселений, объектов эконо-мики и инфраструктуры, а также ведом-ственных инструкций по световой ма-скировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых ми-нистерствами и ведомствами по согла-сованию с МЧС России. К мероприятиям по другим видам маскировки относятся: применение объектовых защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных белей (ла-зерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых на-саждений, маскировочных сетей.

Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения

Вновь проектируемые и реконструируе-мые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны со-ответствовать требованиям действую-щих норм проектировании инженерно- технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базировать-ся не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать под-земным. При невозможности обеспече-ния питания системы водоснабжения от двух независимых источников допуска-ется снабжение водой из одного источ-ника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных силь-ных разрушений. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резерву-ары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сут-ки на одного человека. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения город-ских и сельских поселений и промыш-ленных предприятий, включая вре-менно законсервированные, а также предназначенные для полива сельско-хозяйственных угодий, должны быть взяты на учет органами управления по делам гражданской обороны и чрез-вычайным ситуациям с одновремен-ным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питье-вые нужды путем разлива в передвиж-ную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них по-жарными автомобилями.

Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения

Основными мероприятиями по повы-шению устойчивости систем энерго-снабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередачи и подстанций в соответствии с требова-ниями нормативных актов по граждан-ской обороне; создание резервных ав-тономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пи-ковых режимах; создание на электро-станциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топли-ва; подготовка к приему в портовых городах электроэнергии от судовых электроустановок и подготовка берего-вых устройств для обеспечения приёма электроэнергии и передачи её транзи-том; учёт всех имеющихся дополнитель-ных (автономных) источников электро-снабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения: изготов-ление необходимого оборудования и приспособлений для подключения ука-занных источников к сетям объектов; закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трас-сам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.

Мероприятия по защите продовольствия, пищевого сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений

К мероприятиям по защите продоволь ствия, сырья и фуража относятся:
. организация хранения запасов сырья, продовольствия и фуража на складах, элеваторах, хранилищах с повышенной герметизацией, обеспечивающей их защиту от радиоактивных и химических веществ и биотоксикантов;
. разработка и внедрение тары и тароупаковочных материалов, не оказывающих токсическое воздействие на продукты питания;
. создание и совершенствование специальных транспортных средств, защищающих продовольствие, сырье и фураж при перевозках в условиях загрязнения окружающей среды радиоактивными и химическими веществами в военное время;
. использование подземных соляных выработок для длительного хранения продовольствия и фуража;
. создание запасов консервантов и материалов для первичной обработки и консервирования мясопродуктов в условиях военного времени;
. обеспечение предприятий мясо-молочной промышленности оборудованием для упаковки мясопродуктов, в том числе вакуумной упаковки.

К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и ра стений относятся:

Развитие сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций защиты растений и животных, а также других специализированных учреждений и подготовка их к работе в условиях военного времени;
. проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий, разработка и внедрение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений;
. накопление средств обеззараживания для обработки сельскохозяйственных растений и препаратов для экстренной профилактики и лечения сельскохозяйственных животных;
. разработка и внедрение усовершенствованных методов массовой иммунизации сельскохозяйственных животных;
. оборудование специальных площадок на фермах и комплексах для проведения ветеринарной обработки заражённых (загрязнённых) животных;
. подготовка к массовому убою поражённых животных и обеззараживанию полученной при этом продукции, а также к утилизации и захоронению пораженных сельскохозяйственных животных;
. оборудование защищённых водозаборов на фермах и комплексах для обеспечения животных водой;
. приспособление сельскохозяйственной техники для обработки поражённых животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территорий и сооружений. При
радиоактивном загрязнении местности животноводческие помещения должны обеспечивать непрерывное пребывание в них животных в течение не менее двух суток. На этот период необходимо иметь защищённые запасы кормов и воды.

Мероприятия по обеспечению устойчивости систем материально-технического снабжения

Обеспечение устойчивости систем ма териально-технического снабжения до стигается :
. заблаговременной отработкой взаимно согласованных действий всех участников процесса снабжения в целях подготовки перехода в военое время к единой схеме деятельности снабженческо-сбытовых организаций, расположенных на данной территории;
. кооперацией поставок и взаимодействием отраслевых и территориальных систем материально-технического снабжения; развитием межрегиональных кооперационных
связей и сокращением дальних перевозок;
. разработкой резервных и дублирующих вариантов материально-технического снабжения по кооперированию производства на случай нарушении существующих вариантов;
. созданием в организациях запасов материально-технических ресурсов, установлением оптимальных объемов их хранения, рациональным размещением и надёжным хранением;
. ограничением в особый период подвоза материальных ресурсов в категорированные города и ускоренной
отгрузкой из этих городов готовой продукции, а так же переадресовкой находящихся в пути грузов с учётом обстановки после нападения противника;
. защитой сырья, материалов и готовой продукции, разработкой и внедрением тары, обеспечивающей их защиту от заражения, а также средств и способов обеззораживания;
. накоплением запасов материальных средств производственно-технического назначения для восстановительных работ;
. освоением загородной зоны для развертывания в военное время баз, складов, хранилищ.

Подготовка транспорта к устойчивому функционированию в военное время

Подготовка транспортной системы страны к устойчивому функционирова-нию в военное время осуществляется с целью обеспечения воинских, эваку-ационных и хозяйственных перевозок при комплексном использовании всех видов транспорта.

Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается:
. подготовкой к дублированию перевозок и широкому маневру видами транспорта;
. развитием и совершенствованием транспортных коммуникаций и важнейших сооружений на них в целях устранения узких мест и повышения их пропускной и провозной способности;
. строительством соединительных линий и обходов категорированных городов, промышленных центров и наиболее важных транспортных узлов для преодоления очагов разрушений и зон заражений;
. подготовкой к созданию дублирующих мостовых переходов и организации переправ через крупные водные преграды и зоны затопления;
. надёжным обеспечением транспортных средств и объектов транспорта электроэнергией, топливом, водой и другими необходимыми средствами и материалами;
. подготовкой к проведению погрузочно-разгрузочных работ в пунктах стыковки различных видов транспорта, а также к развертыванию временных перегрузочных районов вблизи вероятных участков нарушения коммуникаций;
. заблаговременной подготовкой к восстановлению объектов транспорта, особенно основных объектов железнодорожных станций, морских и речных портов, причалов, мостов, туннелей, путепроводов, а также к восполнению потерь в транспортных средствах и обслуживающем персонале;
. микрофильмированием и сохранением плановой, технической и технологической документации на выпуск подлежащих дублированию изделий;
. заблаговременной подготовкой и накоплением необходимого оснащения и соответствующих кадров для организации производства на новых местах.

Мероприятия по дублированию производства важнейшей продукции и жизненно важных схем, по усилению межотраслевой кооперации учитываются в планах мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов субъектов Российской Федерации.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!