» » Рекомендательный список литературы к году волонтера. Литературные волонтёры - презентация

Рекомендательный список литературы к году волонтера. Литературные волонтёры - презентация

МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Известный писатель Захар Прилепин стал заместителем командира одного из батальонов самопровозглашенной Донецкой народной республики. Для Прилепина это не первый опыт в зонах боевых действий. В прошлом он уже служил командиром отделения ОМОН, участвовал в обеих чеченских кампаниях.

В 2016 году писатель приступил к работе над книгой "Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы", посвященной военным биографиям поэтов золотого века. По словам автора, он хотел опровергнуть стереотип "о русской литературе как сборище гуманистов". Вероятно, на поездку d Донбасс его также вдохновили великие предшественники, ведь Прилепин , что "русские классики в идентичных ситуациях вели себя именно так: они немедленно ехали и принимали сторону своего народа, причем зачастую с оружием в руках".

Александр Пушкин

В 1829 году поэт сделал предложение Наталье Гончаровой, но, получив уклончивый ответ матери невесты, с досады уехал на Кавказ, где в тот момент шла очередная военная кампания с Турцией под руководством фельдмаршала Ивана Паскевича.

Пушкин успел блеснуть отвагой в битве на вершине Соганлуга, но по настоянию командира, не желавшего брать на себя ответственность за безопасность известного поэта, скоро оставил передовую и перебрался в Тифлис.

Василий Жуковский и Петр Вяземский

© Фото

Старшие товарищи Пушкина приняли участие в войне 1812 года. Уже будучи известным поэтом, автором популярной у современников "Людмилы", Василий Жуковский записался в ополчение. Вместе с ним там же оказался его молодой последователь Петр Вяземский. Последний, кстати, получил за ратные успехи орден Святого Владимира 4-й степени.

Оба поэта оставили воспоминания о Бородинской битве. Жуковский написал стихотворение "Во стане русских воинов", которое моментально разошлось в рядах российской армии, а рассказы Вяземского легли в основу "Войны и мира" Толстого.

Лев Толстой

Сам граф Лев Николаевич тоже нюхнул пороха — сначала в звании юнкера на Кавказе участвовал в стычках с горцами, а с началом Крымской войны перебрался в Дунайскую армию. За оборону Севастополя Толстого наградили орденом Святой Анны 4-й степени и несколькими медалями.

Помимо репутации храброго воина, граф снискал любовь однополчан своими рассказами. Его "Севастопольские рассказы", напечатанные в разгар боевых действий, произвели впечатление даже на императора Александра II, который велел беречь талантливого офицера.

Николай Гумилев

Одним из самых известных писателей-фронтовиков Серебряного века был Николай Гумилев. Несмотря на слабое здоровье, поэт грезил подвигами русских офицеров, которые отправлялись добровольцами в Абиссинию. Гумилев совершил несколько экспедиций в Африку, побывал в Турции и Египте. В начале Первой мировой поэт записался на фронт и был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-гвардии Уланский полк.

За участие в разведывательных операциях Гумилев трижды награждался Георгиевским крестом. В 1917 году, после обострения болезни поэт был отправлен в русский экспедиционный корпус в Париже, служил адъютантом при комиссаре Временного правительства.

Михаил Зощенко

Известный писатель-сатирик был участников трех войн. В Первую мировую служил прапорщиком, получил осколочное ранение в ногу, порок сердца — как следствие отравления во время газовой атаки — и пять орденов за боевые заслуги. В 1919 году Зощенко был освобожден от службы по состоянию здоровья. Однако писатель сразу же вступил добровольцем в действующие ряды Красной армии.

Зощенко прошел гражданскую войну полковым адъютантом 1-го Образцового полка деревенской бедноты. После сердечного приступа был демобилизован, но с началом Великой Отечественной войны писатель снова прибыл в военкомат с просьбой отправить его на фронт как опытного солдата. Ему отказали, признав негодным к военной службе. Тем не менее Зощенко поступил в группу противопожарной обороны, которая защищала крыши домов во время бомбежек.

Аркадий Гайдар

Первую попытку попасть на фронт детский писатель и сценарист Аркадий Гайдар предпринял еще в десятилетнем возрасте. Поучаствовать в Первой мировой ему не удалось, зато в 14 лет был зачислен в ряды Красной армии. Уже в 18 лет Гайдара назначили командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. В 1919 году он был демобилизован с диагнозом "травматический невроз", вызванным ранением осколком шрапнели и падением с лошади.

Вторую мировую Гайдар начал корреспондентом "Комсомольской правды", писал военные очерки. Но после окружения на Юго-Западном фронте попал в партизанский отряд, где служил пулеметчиком. В октябре 1941 года Гайдар попал в засаду к немцам и погиб.

Даниил Гранин

Один из немногих ныне живущих писателей-фронтовиков Даниил Гранин ушел на фронт в 22 года с дивизией народного ополчения. В первый же год Великой Отечественной он участвовал в боях под Псковом и на Пулковских высотах, пытаясь не допустить прорыва немцев к Ленинграду, был дважды ранен.

Один из последних романов Гранина "Мой лейтенант", посвященный тяготам первых месяцев войны, получил премию "Большая книга" и вызвал большой резонанс в обществе.

> Волонтерство, добровольчество и милосердие в художественной литературе

Художественная литература полна и разнообразна произведений о милосердии, помощи, неравнодушии. Она учит нас быть добрее, терпеливее, не оставаться в стороне от чужих бед. В данном списке собраны книги о тех, чье сердце не может не отозваться на беды окружающих, людях, готовых помогать, излучающих вокруг себя добро и делающих наш мир немного лучше. Герои этих книг милосердны, искренни, немедленно отзываются на чужую беду и готовы в любой момент «подставить плечо». Ведь волонтер (или доброволец) -это прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни. Список содержит произведения отечественных авторов. Эти книги находятся в Межпоселенческой библиотеки Апшеронского района

Белое дело : избранные произведения:Кн. 6: Добровольцы и партизаны. – Москва: Голос: Сполохи, 1996.- 365 с.

Дневник генерала М. Г. Дроздовского, записки генерала А. Г. Шкуро, воспоминания генерала Б. А. Штейфона, вошедшие в седьмой том «Белого дела», с разных позиций освещают проблемы создания и развёртывания Добровольческой армии из добровольческих формирований, партизанских отрядов и офицерских кадров частей императорской русской армии.

Веллер, М. Приключения майора Звягина [Текст] / М. Веллер. – Москва: АСТ, Харвест, АСТ Москва, 2006. – 480 с.

«– Всем помочь не в силах. Это не повод, чтоб не помочь одному». В этой книге много тайн, и все они раскрываются на удивление просто. Во-первых, Звягин – не майор. Ну – бывший майор. Он врач. А по –характеру – помесь Робин Гуда с античным мудрецом: он всегда знает, что делать, и заставляет делать это других – для их же счастья. В каждой из глав присутствует помимо Звягина главный персонаж с какой – либо жизненной проблемой. Чем же занимается Звягин, а тем что помогает этим людям в их кажущихся безнадежных ситуациях.

«Приключения майора Звягина» – роман необычный. Это – наука побеждать в жизни. Учебник удачи. Звягин – тот герой, которого каждый мечтает встретить в тяжелый час. Он подставит надежное плечо – и разрешит любую ситуацию, причем сделает это совершенно бескорыстно .

Ветров, А.А. Волонтеры свободы: воспоминания участника национально-революционной войны в Испания / А.А. Ветров. – Москва: Политиздат, 1972. – 216 с.

Автор этой книги – генерал-лейтенант А.А. Ветров, участник боев в Испании 1936-1939 гг. Тогда он, майор бронетанковых войск Красной Армии, был заместителем командира Интернационального танкового полка республиканской армии. В своих воспоминаниях он пишет о мужестве, отваге однополчан добровольцев-антифашистов из 16 стран Европы и Америки, об их жестоких схватках с фашистами под Сарагосой, при штурме неприступной теруэльской цитадели и в изнурительных сражениях у реки Эбро.

Гайдар, А. П. Тимур и его команда / А.П. Гайдар; худож. З. Ярилина. – Москва: Омега, 2016. – 128с.: ил. – (Школьная б-ка).

Тимур – смелый и отзывчивый мальчик-пионер, вместе со своими друзьями окружил тайной заботой семьи фронтовиков. Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам – тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В первую очередь тимуровцы опекают семьи военных, защитников Родины. Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их.

Глинка, Е. П. « Я всегда на стороне слабого»: дневники, беседы / Доктор Лиза Глинка; [сост. С. Алещенок] ; [предисл. Н. Соколовой; послесл. Г. Глинки]. – Москва: АСТ, 2018. – 319 с.

Елизавета Глинка (1962–2016), известная как Доктор Лиза, – основала первый хоспис в Киеве, курировала хосписную работу в городах России, в Сербии и Армении; создала международную общественную организацию «Справедливая помощь»; лечила, кормила и обеспечивала бездомных; организовывала эвакуацию больных и раненых детей из Донбасса. Трагически погибла в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016 г., сопровождая партию лекарств и оборудования для госпиталя в Сирии. В основу книги легли дневники Доктора Лизы; вторую часть составляют беседы с Елизаветой Глинкой, в которых она много говорит о «Справедливой помощи», своих подопечных и – совсем немного – о себе. В книгу также вошли мемуарный очерк Глеба Глинки и предисловие Ксении Соколовой.

Гранин, Д. Милосердие / Д. Гранин. – Москва: Советская Россия, 1988. – 144 с. – (Писатель и время).

Книга лауреата Государственной премии СССР, известного писателя Даниила Гранина посвящена проблемам нравственного возрождения человека. В книгу вошли очерки о Д. Лихачеве, А. Фадееве, статьи в защиту окружающей среды и многое другое. «Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как же мы живем без понятия милосердия?..»

Кирсанов, Н.А. По зову Родины: добровольческие формирования Красной Армии в период Великой Отечественной войны / Н.А. Кирсанов. – Москва: Мысль, 1974. – 277 с.

С начала Великой Отечественной войны советский народ поднялся на защиту своей Родины. Одним из высших проявлений патриотизма советских людей было массовое добровольческое движение за создание различных воинских формирований, не предусмотренных планами Наркомата обороны СССР. Так, в составе Советских Вооруженных Сил появились добровольческие части и соединения, вклад которых в завоевание победы трудно переоценить. По неполным данным, в народном ополчении и других добровольческих формированиях во время войны находилось не менее 4 млн. человек, из них около 2 млн. принимали непосредственное участие в сражениях уже летом и осенью 1941 года. Н. А. Кирсанов раскрывает всенародный характер Добровольческого движений народа за оказание непосредственной помощи Действующей армии. Автор обстоятельно показывает, как в движении за оказание всенародной добровольной помощи фронту, участвовали все национальности Советского Союза, насколько широко развернулись массовая посылка фронтовикам подарков, теплых вещей, передача войскам техники и вооружения, построенных на личные средства трудящихся, шефство над госпиталями, донорское движение.

Короленко, В. Г. Дети подземелья / В.Г. Короленко; худож. А. Власова. – Москва, 2017. – 64 с.

«Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Повесть Владимира Короленко «Дети Подземелья» с одной стороны, описывает тяжелую жизнь нищих, жестокость и несправедливость по отношению к ним. С другой стороны, она показывает и настоящую дружбу, сострадание и доброту, которые есть в людях независимо от их положения. В ней показаны и нищие подлецы, и мальчик из хорошей семьи и его отец, которые ведут себя благородно по отношению к людям, которые являются изгнанниками повсюду, даже для таких нищих, как и они сами.

Куманичкин, А.С. Чтобы жить… / А.С. Куманичкин. Воздушные рабочие войны / Н. Купцов. Добровольцы, шаг вперёд / М. Николаев. – Москва: Мол. гвардия, 1987. – 335 с. : ил. – (Летопись Великой Отечественной).

Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Александра Сергеевича Куманичкина уже нет в живых: он скончался в октябре 1983 года. В годы войны, будучи летчиком-истребителем, командиром эскадрильи, штурманом 176-го Проскуровского полка свободных охотников, А. С. Куманичкин в боях с немецко-фашистскими захватчиками показал высокую боевую выучку, проявил себя талантливым воздушным бойцом. Войну А. С. Куманичкин закончил в небе Германии, под Берлином. 36 сбитых вражеских самолетов – таков общий боевой счет советского аса.

Лиханов, А.А. Благие намерения: Повести / А.А.Лиханов. – Москва: Мол. гвардия, 1981. – 560 с. – (Б-ка юношества).

Надежда, только недавно окончившая педагогический институт, волею случая берется опекать осиротевших первоклашек.

Трудности возникают потому, что во всём руководствовалась Надежда Победоносная (как называет её директор интерната) исключительно своими чувствами. Жалость к несчастным детям поразила её в самое сердце и пробудила в ней стремление устроить их судьбы. Чувство вины перед детьми, пострадавшими из-за людей, не способных думать о ком-то, кроме себя, заставило её взять на себя ответственность за их судьбы. Девушка отважно и безропотно принимает на себя непосильную ношу чужого предательства и всей жизнью своей служит этим обездоленным детям.

Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. – 3-е изд. – Москва: Дет. лит., 1989. – 238 с. : фотоил.

Книга выдающегося ученого XX века, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева адресована молодым читателям. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения. «Письма…» академика Лихачева будут полезны всем, кто хочет научиться делать верный выбор в самых сложных ситуациях, ладить с людьми, быть в согласии с собой и окружающим миром и получать от жизни большое удовольствие.

Островский, Н. А. Как закалялась сталь: [роман] / Н.А. Островский. – Москва; Санкт-Петербург: Комсомольская правда: Амфора, 2011. – 383 с. – (Золотая коллекция для юношества) (Великие писатели).

В романе изображены события эпохи Гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства молодой России. Молодежь не осталась в стороне. В стране развернулось мощное молодежное движение (комсомольцы-добровольцы). Молодые ребята помогали восстанавливать разрушенную после Гражданской войны страну. В образе Павла Корчагина автор показал прекрасные человеческие качества советской молодежи, воспитанные в революционной борьбе: преданность делу партии, любовь к Родине, мужество и моральную чистоту.

Пантелеев, Л. Республика ШКИД: повесть / Л. Пантелеев. – Москва: ВЕЧЕ, 2009. – 270 с. – (Народный роман).

1920-е годы. По улицам Петрограда фланируют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них – школе имени Достоевского (ШКИД) собрались голодные, наглые и сообразительные оборванцы. Этим приютом комедиантов управляет честный и интеллигентный директор. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени… Беспризорники, малолетние воры находят в школе строгость и справедливость. Одни приобретают жажду знаний, другие – дружескую поддержку, но каждый – семью.

Распутин, В. Уроки французского / В. Распутин. – Москва: Детская литература, 1982. – 110 с.

«Уроки французского» – один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы. 1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия.

Человек попал в больницу / сост. Людмила Улицкая. – Москва: Эксмо, 2009. – 254,

За последнее время медицина сделала огромный прорыв: научились лечить болезни, прежде считавшиеся неизлечимыми. Одновременно с этим сама медицина становится всё менее гуманной. Нехватку человечности могут и должны покрывать сегодня добровольцы, приходящие к больным, которым не хватает участия, общения, сочувствия. Книга Людмилы Улицкой «Человек попал в больницу» создана к 20-летию Службы милосердия РДКБ (Российская детская клиническая больница). Писательница считает себя не автором, а всего лишь составителем этой документальной книги: в ней – воспоминания волонтёров, пациентов и врачей РДКБ, фрагменты проповедей о. Александра Меня и о. Георгия Чистякова. В книгу включены автобиографические заметки о. Георгия, воспоминания о нём, а также материалы Российско-французского семинара по психологической помощи детям с тяжёлыми заболеваниями, паллиативной медицине и социально-психологической реабилитации, которые проходили в течение ряда лет в РДКБ. Издание завершает список имён тех, кто участвовал в работе Службы милосердия РДКБ за 20 лет её существования.

Робин Гуд: отобрать у богатых и отдать бедным

Волонтёрство как социальное явление оформляется только во второй половине XIX века, но люди, готовые бескорыстно помогать нуждающимся существовали всегда. Если попытаться вспомнить литературных персонажей, способных заступиться за вдов, защитить сирот, отстоять права обездоленных, на ум сразу придёт имя героя английских народных баллад - благородного разбойника Робин Гуда.

Легендарный стрелок из Шервудского леса зарабатывал на добрые деяния незаконным способом - грабил богачей. Впрочем, на дворе стояло суровое Средневековье, когда грантовых конкурсов, краундфандинговых платформ и социальной защиты ещё не существовало. К тому же шайка Робин Гуда не трогала тех, кто кормился честным трудом.

Конечно, благородного разбойника и его соратников из Шервудского леса волонтёрами можно назвать лишь с натяжкой, но библиотеки упорно включают сборники баллад о них в списки литературы к Году добровольца. Доля здравого смысла здесь присутствует, ведь "славный парень" Робин Гуд стал вечным образом, воплотившим надежды бесправных и угнетённых.

Вовка - добрая душа: не погубить росток добра

Стихотворения Агнии Барто из цикла "Вовка - добрая душа" - это одни из первых произведений, знакомясь с которыми, дети узнают, почему надо совершать хорошие поступки и помогать окружающим. Главному герою всего пять лет, но ответственность у него развита не по годам. Вовка поможет утихомирить капризных младенцев, заменит маленькой девочке старшего брата, вместе с ветром расчистит футбольное поле.

Большинство добрых дел Вовка совершает по отношению к друзьям, родственникам, домашним животных, но вот в стихотворении "Жарко" он устраивает настоящую волонтёрскую акцию. Когда город Загорск изнемогает от летнего зноя "Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь " делают бумажные веера и раздают их измученным жарой гражданам.

Стихотворения Агнии Барто не только дают положительный пример детям, но и напоминают взрослым, как важно не погубить росток добра. В заключительной части цикла Вовка становится старше и начинает стесняться своей натуры: ему неловко "в зрелом возрасте таком быть каким-то добряком". Мальчик переживает серьёзный личностный кризис и пытается стать суровей, только вот ему никто не приходит на помощь.

Тимур Гараев: предчувствие грядущей войны

Фото: best-lekarstva.ru

Обычно книги, пронизанные идеологией обречены на забвение. Повестm Аркадия Гайдара "Тимур и его команда" удалось пережить крах социалистического строя, ведь имя её главного героя стало нарицательным. Современных волонтёров люди старшего поколения до сих пор называют "тимуровцами".

В подмосковном дачном посёлке группа подростков во главе с Тимуром Гараевым тайно помогает семьям красноармейцев: носят воду, укладывают дрова в поленницу, находят пропавших домашних животных. Дома своих подопечных тимуровцы помечают красной звездой. Только мирным трудом деятельность мальчишек не ограничивается. Они одерживают убедительную победу над шайкой атамана Мишки Квакина - разорителями дачных садов.

Повесть Аркадия Гайдара не только учила подрастающее поколение добру, но и готовила к грядущей войне - её предчувствием пронизана каждая страница. В молодом возрасте тяга к необдуманным поступкам особенно сильна, но книга Аркадия Гайдара напоминает, что бежать на фронт - не лучшая идея для мальчишки ("всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата в шею "), если послужить Родине можно самоотверженным трудом в тылу.

Эраст Фандорин: добровольчество из эгоистических соображений

Фото: kino-nik.ru

В современном русском языке слово "волонтёр" имеет сугубо мирное значение и связано преимущественно с социальной сферой. Первоначально же так называли солдат-добровольцев. Один из самых ярких примеров военного волонтёрства в отечественной литературе - это герой детективных романов Бориса Акунина Эраст Фандорин.

После трагических событий, описанных в романе "Азазель", сыщик переживает душевный надлом. Ему, титулярному советнику по линии министерства иностранных дел, перспектива стать участником боевых действий не грозила. Фандорин сам принял решение отправиться на сербско-турецкую войну в качестве волонтёра. К отчаянному поступку его подтолкнули "эгоистические соображения": "вид чужой боли позволяет легче пережить свою ".

На фронте Фандорин оказался за две недели до разгрома армии сербского главнокомандующего Михаила Черняева, после чего ему пришлось набродиться по горам и настреляться ("Слава богу, к-кажется, ни в кого не попал "), оказаться в плену и совершить успешный побег, спасти заблудившуюся девушку и помочь русской армии изобличить опасного шпиона.

Гермиона Грейнджер: учиться на ошибках

Фото: 1zoom.ru

Главную героиню романов о Гарри Поттере Гермиону Грейнджер чаще воспринимают как интеллектуалку, реже - как хорошего друга и просто красавицу. В перерывах между уроками и зубрёжкой главная отличница Хогвартса находила время и для общественной деятельности. Гермиона выросла в семье обычных людей и, узнав о нравах магического мира, была возмущена положением домовых эльфов, находящихся в рабстве у волшебников.

Чтобы исправить ситуацию, девушка создала организацию, призванную изменить статус магических существ. В ряды движения вступили лишь её друзья, да и то с явной неохотой. Возможно, добровольцев стало бы больше, если бы не сомнительное название ГАВНЭ - Гражданская ассоциация восстановления независимости эльфов (в оригинале оно звучит SPEW и переводится как "рвота"). Сами угнетённые существа против рабства не возражали, а попытки Гермионы связать для них одежду или потребовать зарплату воспринимали как оскорбление.

Неудачи не охладили боевой дух. Гермиона сделала выводы из допущенных ошибок и продолжила борьбу с несправедливостью другими методами. Став сотрудницей министерства магии, она сумела принести немало положительных изменений в жизнь мира волшебников.

Президент России Владимир Путин заявил, что 2018-й год станет настоящим признанием заслуг волонтеров перед людьми и оценкой их колоссального вклада в развитие российского государства.

«Убежден, именно из тысяч, миллионов душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом, а это значит, что нам с вами по плечу любые самые сложные задачи. В этой связи предлагаю объявить 2018 год годом добровольца и волонтера», – сказал Владимир Путин.

«Волонтеры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий», – напомнил россиянам президент России.

Кто может стать волонтером?

В наши дни волонтёрство является распространенной и популярной общественной деятельностью, участие в которой принимают тысячи людей во всём мире. В нём может участвовать любой человек, который готов потратить свои силы, время, душевное тепло на пользу обществу или конкретному человеку. Волонтер – это доброволец, помогающий без денежного вознаграждения.

Почему люди занимаются такой деятельностью? Причины могут быть разные:

  • Самореализация – это то, что человек получает, будучи волонтёром. Людьми движет благородная идея – быть нужным, не проходить мимо чужого горя. Именно она определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Реализация в обществе . Человек видит свою миссию и значение для общества, чувствует свою социальную значимость. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей или попутешествовать, а кто-то получить новый опыт взаимодействия в команде. В команде единомышленников!
  • Творчество. Независимо от профессии, волонтёр может заниматься тем, что ему действительно по душе и получать от своей деятельности моральное удовлетворение и радость. Помимо этого, человек открывает путь к новым знаниям и умениям, что является очень ценным ресурсом в жизни.
  • Путешествие. Волонтерская деятельность - один из самых недорогих способов повидать мир. Международные организации устраивают разнообразные поездки и направляют волонтерские команды в разные страны мира.

Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Начинающие волонтеры пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем, они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями.

Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

  • патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
  • социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
  • медицинское волонтерство (добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном, реабилитационном);
  • инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
  • культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
  • волонтерство в ЧС (добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения);
  • профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
  • экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем);
  • донорство (добровольная и безвозмездная сдача крови и её компонентов, добровольческая деятельность, направленная на пропаганду донорства).

Сколько времени работают волонтеры?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

«Волонтерство, добровольчество и милосердие в художественной литературе»

Баллады о Робин Гуде [Текст]. – М.: Издательство детской литературы, 1963. – 96 с.

В XI веке Англию захватили норманны. Многих коренных жителей – саксов – согнали с привычных мест. Эта участь постигла и юного Робина. Он собрал отряд из таких же, как он, обездоленных, ушёл в леса и стал разбойником по прозвищу Робин Гуд.

Робин Гуд – герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема – грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

В XV веке баллады о Робин Гуде были соединены в один эпос. Баллады эти относятся к числу лучших памятников английского народного творчества.

Белых, Г. Республика ШКИД [Текст] / Григорий Белых, Леонид Пантелеев. – М.: Детская литература, 1988

1920-е годы. По улицам Петрограда фланируют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них - школе имени Достоевского (ШКИД) собрались голодные, наглые и сообразительные оборванцы. Этим приютом комедиантов управляет честный и интеллигентный директор. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…

Беспризорники, малолетние воры находят в школе строгость и справедливость. Одни приобретают жажду знаний, другие – дружескую поддержку, но каждый – семью.

Гайдар, А. Тимур и его команда [Текст] / Аркадий Гайдар. – М.: Детская литература, 1981. – 112 с.

«Взялся сделать – сделай хорошо».

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» принесла писателю большую славу, а еѐ главный герой, смелый, честный, справедливый, стал примером для подражания. «Тимуровское движение» – бескорыстно, не ради славы и похвалы, помогать старикам и семьям тех, кто ушѐл на фронт, – захватило всю страну. Тайно совершая свои добрые дела, тимуровцы оставляли на воротах дома знак такого покровительства – пятиконечную звезду, олицетворявшую беззаветную любовь к Родине и готовность еѐ защищать. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, – невозможно. Он – настоящий!

Такой, каким должен быть мужчина, – ответственный, храбрый, добрый и нежный.

Книга Гайдара пронизана верой в светлое будущее, может, поэтому герои его живут и сегодня.

Гранин, Д. Милосердие [Текст] / Даниил Гранин. – Москва: Советская Россия, 1988. – 144 с.

Книга лауреата Государственной премии СССР известного писателя Даниила Гранина посвящена проблемам нравственного возрождения человека. В книгу вошли очерки о Д.Лихачеве, А.Фадееве, статьи в защиту окружающей среды и многое другое.

«Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры

милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как

Железняков, В.К.Чучело [Текст] /В.К. Железняков.-М.:Астрель,2010. – 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть Чучело впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”.”Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Лихачев, Д. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Дмирий Лихачев. – Москва: Детская литература, 1985. – 207 с.

Книга выдающегося ученого XX века, академика Дмитрия Сергеевича Лихачѐва адресована молодым читателям. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения. «Письма…» академика Лихачѐва будут полезны всем, кто хочет научиться делать верный выбор в самых сложных ситуациях, ладить с людьми, быть в согласии с собой и окружающим миром и получать от жизни большое удовольствие.

Ли, Х. Убить пересмешника [Текст] / Харпер Ли. – М. : Детская литература, 1986. – 270 с.

«Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь».

Роман повествует о юристе из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Мудрый и мягкий и бескорыстный Аттикус назначен защищать в суде афроамериканца, ложно обвинѐнного в изнасиловании белой женщины. Аттикусу приходится столкнуться с враждебностью и предубеждѐнностью южного города, где расовые предрассудки во многом определяют жизнь горожан, но он не сдается и смело сражается на стороне добра и справедливости. Вторая, не менее интересная, сюжетная линия рассказывает о взрослеющих детях Аттикуса, у которых формируются такие понятия, как честность, ответственность, сострадание и социальное неравенство.

Люди, которых встречают Джим и Джин Луиза, каждый день учат их чему-нибудь собственным примером. Но самые важные уроки они получают от собственного отца. Он учит их уважению и сдержанности, жить по совести и не опускаться до уровня других, идти вперед даже если нет возможности победить.Он учит их быть настоящими людьми. Учит своими поступками, своей жизнью.

Лиханов, А.А. Невинные тайны [Текст] /А.А. Лиханов,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман [Текст] / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа.

Лиханов, А. А. Солнечное затмение: повесть [Текст] / А. А.Лиханов. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 445 с.

«Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце». У Лены замечательные родители – красавица-мама и папа-геолог Пётр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит, и очень много читает. Но девочка в результате родовой травмы лишена возможности передвигаться. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же, как она, больных детей. Летом,

живя дома, она особенно болезненно ощущает своё несчастье. Её переживания обостряет знакомство с Фёдором, у которого свои проблемы: пьющий отец, вызывающий всеобщие насмешки. После знакомства с Фёдором мироощущение Лены меняется, она по-новому видит окружающих людей и особенно остро начинает чувствовать чужую беду.

Мурашова, Е. В. Класс коррекции [Текст] /Е. В. Мурашова. – М. : Самокат, 2007. – 192 с. – (Встречное движение).

События происходят в стенах питерской гимназии, в которой учеников делят на «чистых» и «нечистых», в зависимости от финансового состояния или должностей родителей. Дети родителей -спонсоров учатся в классах «А» и «Б». Остальные, похуже, – в «Д», а совсем «отбросы общества, зачастую умственно неполноценные, инвалиды, социально запущенные», – в классе коррекции «Е».

Повествование ведётся от имени Антона Антонова, мальчика абсолютно нормального, переведённого из «А» в «Е» за «непредсказуемую возбудимость».

Автор вводит в повествование и полуфантастическую линию сказочного «параллельного мира», где сбываются все мечты и желания детей. Реальный мир наполнен жестокостью. Мурашова призывает своих читателей – и детей, и взрослых – к совместной душевной и нравственной работе.

Островский, Н. А. Как закалялась сталь: роман [Текст] / Н. А. Островский. – М.: Дет. лит., 1987. – 364 с.

Автобиографический роман Николая Островского – один из величайших романов советского времени. В произведении изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.

В пятнадцать лет главный герой Павка Корчагин сел на коня и с дивизией Григория Котовского участвовал в боях за установление власти Советов. Потом восстанавливал разрушенное хозяйство

страны, прокладывал железнодорожную ветку из леса к городу, замерзающему без дров. Всё это не могло не сказаться на его здоровье. После тяжёлой болезни Павел Корчагин теряет способность двигаться, а через год и видеть. Неподвижный, слепой, владеющий только руками, он пишет книгу, положив в основу события своей жизни. Книга о мужестве, стойкости характера, целеустремленности и, самое главное, безграничной вере в своё светлое будущее, за которое стоит сражаться.

Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы [Текст] / А.П Платонов. -М.: Сов.Россия,1984. – 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце.

Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке [Текст] / Б. Н. Полевой. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с.

Книга о легендарном лётчике, герое Великой Отечественной войны Алексее Маресьеве, который является прототипом главного героя книги Алексея Мересьева.

В одном из воздушных боёв самолёт Алексея Мересьева был сбит фашистами и упал в лесу. Лётчик остался жив, но при падении был тяжело ранен. Восемнадцать суток Алексей Мересьев полз по снегу с повреждёнными ногами, преодолевая боль, голод и холод, пока не был найден партизанами. В госпитале Мересьеву ампутировали обе ноги, но ценой героических усилийонвернулся в строй и продолжал летать. Всего за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника, семь из них после ампутации. Алексей Мересьев доказал, что если человек чего-то очень сильно захочет, он обязательно этого добьётся.Многим людям эта книга помогала в трудную минуту, учила мужеству и жизнелюбию

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести [Текст] / А.И.Приставкин. – М.: Сов. писатель,1989. -321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского [Текст] /В.Г.Распутин. -М.: Худож.лит. ,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей – недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет “героя нашего времени”, русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.

Короленко, В. Г. Слепой музыкант: повесть [Текст] / В. Г. Короленко. – М.: Дет.

Петя родился в богатой семье помещика. Мать – Анна Михайловна, узнав, что мальчик слепой, пыталась окружить ребёнка излишней опекой, начала его баловать. Её брат Максим, потерявший на войне ногу, решает заняться воспитанием Пети. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре, что излишняя заботливость может

повредить развитию мальчика. И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность. В конце концов, дядя вселилв мальчика уверенность в возможность духовного прозрения. Благодаря деревенскому парню Иохиму в нём проснулся великий дар – Пётр стал талантливым музыкантом.

Крюкова, Т. Ш. Костя + Ника: роман [Текст] / Т. Ш. Крюкова. – М.: Аквилегия-М.; Калининград: Янтарный сказ, 2003.-368 с.

Костя и Ника – Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородствеи подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь – о любви.

Главная героиня – пятнадцатилетняя Ника – прикована к инвалидной коляске. Девушка из обеспеченной семьи, её отец – известный художник. Мама Ники умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает её гувернантка Полина. Но Ника очень одинока. Встреча с Костей заметно меняет её жизнь: Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику и смог стать ей другом. Совершая ради неё благородные поступки, он заставляет Нику поверить в себя. Так настоящая любовь побеждает всё, даже, казалось бы, невозможное…

Сабитова, Д. Где нет зимы [Текст] / Дина Сабитова. – Москва: Самокат, 2013. – 176 с. – (Встречное движение).

«Люди готовы думать, что они ненужные и несчастные, даже если вокруг них куча народу. Люди вообще нелогично себя ведут».

Паша и Гуль росли в счастливой семье, пока еѐ не стало. От неё остались только кукла, да домовой, но они у взрослых не в счёт. Да и домовой, как ему положено, остался дома, в то время как дети отправились в другой – детский. И вот ребята всеми силами цепляются друг за друга, за то родное, что у них ещё осталось. Тут им и открывается правда, что люди разные есть на свете: кто-то ищет себе оправдания, кто-то выгоду. Кто-то скрепя сердце соглашается принять родного ребёнка, а кто-то без всяких сомнений, сознавая все трудности, согласен взять в семью совершенно чужих детей. Ответственность – она не про кровное родство, а про состояние души.

Приятного и полезного Вам чтения!

Литература по волонтёрству и добровольчеству 1. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. 2006, № 5 2. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2003. 3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтѐрского движения». 4. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. - М.,2001. 5. Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 1997. 6. Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтѐров для работы в учреждениях соцзащиты. 7. Подготовка волонтѐров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004. 8. Полатайко С. Волонтѐры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». - СПб. - Новгород, 1998. 9. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002. 10. Федоренко Г. Центру помогают волонтѐры [Текст] / Г. Федоренко // Социальное обеспечение. 2002. - № 8. 11. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтѐров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6. 12. Добровольцы и добровольчество.- Ростов-на-Дону, 2001. 13. Матвиенко И. Волонтѐрство - перспективное направление [Текст]: Прил. "Социономия" / И. Матвиенко // Социальная защита. - 2002. - № 1 14. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: Методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. Бердюгина О.Н. Развитие волонтерского движения: опыт центра социального обслуживания // Работник социальной службы. - 2010. - №6. Бодренкова Г.П. Развитие механизмов системной подготовки кадров // СОТИС. - 2009. - №5. 15. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сборник материалов Международного круглого стола (18 января 2006 г.) / под общей редакцией Ситарова В.А., Сикорская Л.Е., Круг И.М. - 2006 г. 16. Волонтеры // Словарь-справочник по социальной работы / под редакцией Е.И. Холостовой. .М., 2000 17. Иванова Л.К. Добровольчество и профессиональная социализация // СОТИС. - 2008. - №5. 18. Как реально помочь: [объединение волонтеров «Отказники»] // Студенческий меридиан. - 2009. - №8. 19. Князева Е.А. Волонтерская работа - безвозмездная помощь нуждающимся // Социальная работа. - 2010. - №1. 20. Куренкова О.Е. Волонтерсво // Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - М., 2008. 21. Левдер И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. -2006. - №2. 22. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских волонтеров социальной работы // СОЦИС. - 2007. - №9. 23. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде. М., 2008 24. Скорикова Е.П. Волонтерство - это образ жизни // Студенчество. Диалоги о воспитании. -2009. 25. Левдер И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. -2006. - №2. 26. Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских волонтеров социальной работы // СОЦИС. - 2007. - №9. 27. Сикорская Л.Е. Организация добровольчества в городской среде. М., 2008 28. Скорикова Е.П. Волонтерство - это образ жизни // Студенчество. Диалоги о воспитании. -2009. - №2.