» » Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы

Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы
Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка это плод моего характера, и потому это русская музыка... У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха.»

«Что такое музыка?!

Это тихая лунная ночь;

Это шелест живых листьев;

Это отдаленный вечерний звон;

Это то, что родится от сердца

и идет к сердцу;

Это любовь!

Сестра музыки это поэзия,

а мать ее — грусть!»

Рахманинов у рояля, начало 1900-х годов.

С 1892 года по 1911 год Сергей Васильевич Рахманинов написал 83 романса , то есть все они созданы в российский период его жизни . По популярности они соперничают с его фортепианными произведениями. Большинство романсов написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов первой половины 19 века - Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.

Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.»



1. "Я не пророк" - слова Александра Круглова. 2. "Пора" - Надсона. 3. "Христос воскрес" - Мережковского. 4. "Как мне больно" Глафиры Галиной. 5. Вокализ. 6. "Полюбила я на печаль свою" - Плещеева (из Шевченко). 7. "О нет, молю, не уходи!" - Мережковского. 8. "Островок" - Бальмонта 9. Отрывок из Мюссе - перевод Апухтина. 10. "Здесь хорошо" - Галиной. 11. "Я жду тебя" - Давидовой. 12. "Ночь печальна" - Бунина. 13. "Не веро мне, друг!" - Алексея Толстого. 14. "Не пой, красавица, при мне" - Пушкина 15. "Молитва" - Плещеева (из Гёте). 16. Давно ль, мой друг - Голенищева-Кутузова. 17. "Весенние воды" - Тютчева.



В романсах Рахманинова отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. Образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» на слова Тютчева. Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостных чувств.



«Сирень» на слова Бекетовой - одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы.



Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ», написанный в 1915 (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык.



У моего окна черемуха цветет,
Цветет задумчиво под ризой серебристой…
И веткой свежей и душистой склонилось и зовет…
Ее трепещущих воздушных лепестков
Я радостно ловлю веселое дыханье,
Их сладкий аромат туманит мне сознанье,
И песни о любви они поют без слов…

Галина Галина



Маргаритки

О, посмотри! как много маргариток —
И там, и тут...
Они цветут; их много; их избыток;
Они цветут.
Их лепестки трехгранные — как крылья,
Как белый шелк...
Вы — лета мощь! Вы — радость изобилья!
Вы — светлый полк!
Готовь, земля, цветам из рос напиток,
Дай сок стеблю...
О, девушки! о, звезды маргариток!
Я вас люблю...

Игорь Северянин

Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью.



Романсы Рахманинова по популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов . Большинство из них написано на тексты русских поэтов-лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века и всего лишь немногим более десятка на стихи поэтов 1-й половины 19 в. – Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе.
Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по-новому и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения лирических чувств и настроений. В нескольких романсах Рахманинова связь с народной песней и городской бытовой музыкой. К жанру русской лирической песни («песня-романс») Рахманинов обращается в ранний период творчества, в 90-е гг. При этом жанр трактуется преимущественно в драматическом плане. Примером может служить песня-романс «Полюбила я на печаль свою» (стихи Шевченко, в переводе Плещеева). Песня связана с темой солдатчины, а по стилю – с плачами. Драма одинокой женщины-солдатки выразительно, правдиво воплощена в этом романсе. В основу мелодии положена терцовая попевка. Драматичные, надрывные распевы в кульминациях усиливают близость вокальной партии к плачу.
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает «Вокализ» , написанный в 1915 г. (посвящен великой певице Неждановой). Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью. О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый характер ее развития, гармонический язык. (Вокализ написан в простой 2-хчастной форме).
Как продолжение жанра «восточной песни» , характерного для творчества русских композиторов 1-й половины 19 в. и кучкистов, может рассматриваться романс «Не пой, красавица, при мне» (сл. А.С. Пушкина). В отличие от Глинки и Римского-Корсакова, обращавшихся к тому же стихотворению, Рахманинов придал ему страстно-патетическое звучание. В романсе сочетается песенное и декламационное звучание. Основная тема романса, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении. Однообразно повторяющаяся «ля» в басу, хроматически нисходящее движение средних голосов с красочными сменами гармоний придают музыке вступления восточный колорит.
Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается основным психологическим содержанием или контрастирует ему. Некоторые из этих произведений выдержаны в праздничных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным характером, отличаются тонкостью и поэтичностью, например, «Островок» на стихи английского поэта-романтика П. Шелли в переводе К. Бальмонта.
«Сирень» (сл. Бекетовой) – одна из драгоценнейших жемчужин рахманиновской лирики . Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы. Ощущение покоя возникает благодаря пентатонической окраске.
Романс «Здесь хорошо» (сл. Галиной) также принадлежит к выдающимся образцам светло-созерцательных лирических произведений Рахманинова. В этом романсе с большой ясностью обнаруживается характерная для зрелого романсного стиля композитора текучесть музыкального развития, порождающая ее особую цельность. Романс построен «на одном дыхании». Музыка романса отличается особой одухотворенностью и выразительностью.
В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» (сл. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны , поэма восторженных, радостных чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты. Блестящая концертирующая партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль. Уже вступительная фраза фортепианной партии воссоздает атмосферу весны, рождая образ весенних потоков. Эта фраза развивается на протяжении почти всего романса.

Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает ее смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров.

В своём творчестве Ф.И. Тютчев посвятил много произведений описанию природы, где в основном изображал её изменчивость, весеннее возрождение, приближение грозы. Таким является и его стихотворение «Весенние воды», которое можно отнести к пейзажной лирике. Написано оно было в 1830 году.

В стихотворении описывается пробуждение природы от зимнего сна, чудесный период ранней весны, когда «…ещё в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна.

В 1896 году С.В. Рахманинов написал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева.

Образы природы в вокальных произведениях Рахманинова помогают воплотить бурные, страстные чувства, поэтому рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся сочностью красок, блеском и сложностью фортепианного изложения. В таком стиле написан романс «Весенние воды» . Он относится к лирико-пейзажным произведениям и представляет музыкальную картину русской весны.

Романс звучит в сопровождении фортепиано, которое неслучайно выбрано инструментом музыкального сопровождения. Этот инструмент позволяет создать ощущение движения бурлящей воды, охватывающей огромное пространство, ломающего все преграды на своём пути. Фортепианный аккомпанемент как бы позволяет расширить пространство, помогает испытать яркое, восторженное чувство, которое охватывает и природу, и людей, и весь окружающий мир.

Уже вступительная фраза фортепианной партии – в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия – создает картину весны, помогает представить образ бегущих весенних потоков.

В первой части слышится шум воды, наступающей весны. Начиная с 7-го такта («бегут и будят сонный брег») показывается подъем на новую высоту: piano - forte - fortissimo - три forte. В пунктирных группах подчеркивается не нота с точкой, а шестнадцатая длительность, совпадающая, например, с началом слова «гласят», что усиливает ликующую энергетику.

Благодаря мажорным тональностям (Ми-бемоль мажор – Си мажор – Ля-бемоль мажор – Ми-бемоль мажор – Фа-диез мажор) музыкальное развитие романса отличается яркими тональными контрастами. Эта сила и напряженность музыкального развития вызвали в романсе появление двух ярких и мощных кульминаций. Перед первой из них (13-14 такты «Они гласят во все концы») возникает речитатив на одном высоком звуке (ми второй октавы), это делается для того, чтобы подготовить слушателя к полету. И вот первая кульминация – «Весна идет!». Восходящая по мажорному секстаккорду она исполняется вокалистом высоко (соль второй октавы) и громко (три forte).

Ладотональная неустойчивость двутакта «Мы молодой весны гонцы!» отражает переменчивость мартовской погоды, для чего и используется мажорно-минорная окраска (Соль-бемоль – Фа-диез мажор). Далее звучит широкая, ликующая вокальная фраза, устремляющаяся вверх: «Она нас выслала вперёд!», поддержанная бурными аккордами фортепиано.

Затем, в эпизоде «Meno mosso» музыка приобретает мечтательный, сдержанный характер: звучность спадает, темп замедляется, и фраза «Весна идёт!» звучит более мягко. Призыв вокальной партии сопровождается «вибрирующим» аккомпанементом (повторяющимися триолями) и лавиной октав.

В заключительной части «Andante» («И тихих, теплых майских дней») начинается новая волна нарастания: темп ускоряется, ритмический пульс учащается – восьмые сменяются триолями, и это приводит ко второй, не менее впечатляющей кульминации, – на этот раз чисто инструментальной.

Мелодия романса построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего. Окончания почти всех фраз – восходящие, что позволяет сделать интонацию ещё более ликующей, восклицательной, чем в стихотворении.

Вокальная партия романса как бы «парит» над бурными пассажами в партии фортепиано, что создает ощущение грандиозного торжества, неизбывной радости и ликования. Для создания такого настроения вокалист исполняет свою партию в размере 2/2, в то время как пианист играет пассажи на 4/4.

Завершается романс партией фортепиано в темпе Allegro vivace (первоначальный темп), но уже не на динамике вступления, piano, а на три forte, что символизирует окончательное пробуждение природы после зимнего сна.

Таким образом, мы увидели полное художественное соответствие музыкального и поэтического образов, достигнутое единство слова и музыки.

«Сирень» – романс, позволяющий составить точное представление о рахманиновской лирике. Музыка данного произведения естественна и проста, отличается сочетанием лирического чувства и образов природы. Вся музыкальная ткань романса певуча и мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно следуют одна за другой.

Романс «Не пой, красавица, при мне», в котором сочетаются песенные и драматические элементы, является истинным шедевром вокальной лирики Рахманинова 90-х годов. Основная тема произведения, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении в качестве завершенной песенной мелодии. Однообразно повторяющиеся ля в басу, хроматически нисходящее движение средних голосов вместе с красочными сменами гармоний придают музыкальному образу вступления восточный колорит. Кульминация романса наступает в третьей строфе, при этом интересно, что в данном произведении есть и вторая кульминация в репризе.

«Весенние воды» (на слова Ф. И. Тютчева) – романс, относящийся к лирико-пейзажным произведениям Рахманинова и представляющий картину русской весны. В вокальной партии преобладают мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Партия фортепиано очень содержательна и играет важную роль в создании общего жизнеутверждающего настроя произведения.

Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» С. В. Рахманинова

Роман «Ночь печальна» (на слова И. А. Бунина) – новый тип русской элегии. Отсутствие традиционной для жанра элегии строфической формы, введение в среднем разделе романса нового тематического материала и речитативное изложение вносит в него некоторые признаки вокального монолога. Весьма интересна и музыкальная форма данного произведения, которая может быть определена как трехчастная, хотя каждая из частей не превышает предложения. Романс основан на развитии двух мелодий, причем одна из них складывается в вокальной партии, а другая – в фортепианной.

Заканчивая рассказ о Рахманинове, выдающемся дирижере, пианисте и композиторе XX столетия, необходимо отметить, что его творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры; лучшие фортепианные, вокальные и симфонические произведения входят в золотой фонд классической русской музыки.

Мечислав Карлович

Польский композитор, дирижер, скрипач Мечислав Карлович родился в 1876 году в семье музыкантов. Его отец являлся выпускником Брюссельской консерватории по классу виолончели, а мать была певицей и пианисткой. Обучаться музыке Мечислав начал уже в возрасте пяти лет. С 1889 по 1895 год он занимался у скрипача С. Барцевича и у З. Носковского (гармония), позднее, будучи в Берлине, брал уроки у скрипача и композитора Г. Урбана.

Карлович первым из своих коллег-соотечественников направил все усилия на создание симфонической музыки. Национальных традиций в этой сфере практически не существовало, так как польские композиторы XIX века увлекались в основном фортепианным (Ф. Шопен), скрипичным (Г. Венявский) и оперным (С. Монюшко) жанрами, а отдельные оркестровые произведения были лишь ступенями к появлению польской симфонической школы («Сказка» Монюшко).

В 1901 году Карлович вернулся из Германии на родину. В начале 1900-х годов он написал свои самые значительные произведения, среди которых скрипичный концерт, «Вековые песни», «Литовская рапсодия». Помимо творческой, композитор занимался активной исполнительской и общественной деятельностью.

Хотя произведениям Карловича свойственны некоторые драматические настроения, его музыка поражает слушателей своим тонким лиризмом. Большое влияние на композитора оказала поэзия символизма. Черты символистской эстетики особенно ощутимы в комментариях, сопровождающих партитуры целого ряда программных сочинений музыканта. Но модернистские средства выразительности не привлекали Карловича, и потому новейшие веяния, характерные для искусства рубежа XIX – XX столетий, нашли отражение лишь в подборе сюжетов и тем его произведений. Удивительно проникновенная и ясная, певучая и выразительная музыка связана с народными традициями песенного творчества Польши.

Таковы многие известные сочинения Карловича. Среди них его концерт для скрипки с оркестром (1902), романтически приподнятый и восторженный. Впечатление силы и свежей красоты молодости создают все три его части (Allegro moderato, романс и финал). Этот концерт стал одним из самых оптимистичных и жизнеутверждающих произведений композитора.

Наиболее привлекательные стороны скрипичного концерта – мелодическое богатство и напевность, свойственная чисто славянской музыке. Умение сочетать выразительность и виртуозность сближает произведение Карловича с работами П. Чайковского. В то же время творчеcтво музыканта свидетельствует о том, что он является достойным продолжателем виртуозной традиции скрипичного искусства Польши, восхищавшей еще современников Г. Венявского. Среди достоинств концерта, написанного Карловичем, имеются и такие качества, как непрерывность развития, ясность формы, поразительная сочетаемость сольной и оркестровой партий. Кроме того, произведение показывает прекрасное знание Карловичем всех технических и выразительных возможностей такого инструмента, как скрипка, хотя в этом нет ничего удивительного: музыкант был замечательным скрипачом, успешно завершившим курс в консерватории и великолепно исполнившим на выпускном экзамене концерт П. Чайковского.

Блестящее дарование Карловича раскрывается и в жанре симфонической поэмы. «Возвращающиеся волны» (1904), написанные в духе символизма, повествуют о переживаниях человека, дни которого сочтены, но воспоминания о прежнем счастье продолжают волновать его. Печальным настроением проникнут и симфонический триптих «Вековые песни», созданный композитором в 1904 – 1906 годах. Он состоит из трех частей: «Песнь векового томления», «Песнь любви и смерти», «Песнь всебытия». А в 1907 году появилась еще одна симфоническая поэма – «Станислав и Анна». Это произведение поражает своей эмоциональностью и выразительностью оркестрового звучания.

Следует отметить и такую работу Карловича, как «Литовская рапсодия» (1906), где композитор обратился к литовскому и белорусскому фольклору. Тщательность разработки, тонкость передачи особенностей народных мелодий, глубокое раскрытие поэтических образов – все это делает музыку рапсодии поистине чарующей.

Хотя Карлович прожил недолгую жизнь (в 1909 году тридцатидвухлетний композитор погиб, погребенный снежной лавиной в Татрах), значение его творчества, связанного с традициями польской музыки, очень велико.

Бела Барток

Бела Барток, крупнейший венгерский композитор, один из классиков XX века, родился в 1881 году в Надьсентмиклоше (в настоящее время Сынниколаул-Маре) в Румынии. Его отец был директором сельскохозяйственной школы, а мать – учительницей. Она же, заметив у сына музыкальные способности, дала ему первые уроки игры на рояле. Затем мальчик занимался у известных в то время музыкантов Ф. Керша и Л. Эркеля, а в 1899 году поступил в Академию имени Листа в Будапеште, где совершенствовал свое мастерство игры на фортепиано и изучал теорию композиции.

Бела Барток

После окончания академии в 1903 году Барток обратился к венгерскому народному творчеству и регулярно выезжал в экспедиции в отдаленные венгерские, румынские и словацкие глубинки, где записывал старинные народные напевы. Впоследствии он не раз использовал фольклор в своих произведениях.

В 1904 году было исполнено первое крупное сочинение Бартока – симфоническая поэма «Кошут». Помимо нее, он к этому времени написал несколько фортепианных пьес, струнных квартетов и оркестровых сюит. В 1911 году композитор приступает к работе над оперой «Замок герцога Синяя Борода», которую ему удается завершить лишь в 1918 году, когда уже был создан балет «Деревянный принц». Спустя некоторое время появляется и следующий балет-пантомима – «Чудесный мандарин».

Барток не ограничивается лишь композиторской деятельностью и выступает как пианист. Он гастролирует во многих крупных городах Европы и США, в том числе в Москве и Ленинграде.

В 1907 году Барток становится профессором по классу фортепиано в Академии музыки имени Листа. В 1934 году он перестает преподавать и полностью сосредотачивается на исследовательской работе в области фольклористики и этнографии. В начале Второй мировой войны композитор перебирается в США. Однако жизнь на чужбине складывается весьма непросто: Барток очень одинок, здесь у него нет ни друзей, ни поклонников. В 1945 году он умирает в Нью-Йоркской казенной больнице для бедных.

Творческое наследие композитора, помимо указанных произведений, представляют также две кантаты, симфония, музыка для струнных, ударных и челесты, концерт для оркестра, три фортепианных, два скрипичных и альтовый концерты, множество камерно-инструментальных и фортепианных сочинений, хоры, циклы песен для голоса и фортепиано. Бар-току принадлежат и несколько научных работ по фольклору.

Карл Орф

Немецкий композитор, дирижер, педагог Карл Орф родился в 1895 году в Мюнхене. В пятилетнем возрасте он начал обучаться игре на фортепиано, виолончели, органе. Позднее обучался музыке в Мюнхенской музыкальной академии, где его наставниками были А. Беер-Вальбрунн и П. Цильхер. В дальнейшем Орф брал уроки у знаменитого полифониста Г. Каминского.

В 1915 – 1919 годах Орф был дирижером в Мюнхене, Мангейме, Дармштадте. В Мюнхенской музыкальной академии он занимал должность профессора композиции.

В 1924 году музыкант вошел в число основателей музыкальной школы в Гюнтешуле, где создал собственную систему воспитания подрастающего поколения с помощью музыки, танца и гимнастических упражнений. Орф является автором известного учебника для школ. Он создал ряд произведений для детского хора и ударных инструментов.

Еще одно поле деятельности Орфа – руководство концертами Баховского общества. В 1955 году композитор получил звание почетного доктора Тюбингенского университета.

В числе наиболее значительных работ Орфа – три сценические кантаты («Кармина Бурана», «Катулли Кармина», «Триумф Афродиты»), музыкально-драматические произведения («Луна», «Умница», «Бернуерин»). Главными их качествами стали реалистичность воплощения и выразительность песенной музыки. Такова, например, кантата «Кармина Бурана» (1936), подзаголовок которой гласит: «Светские песни для солистов и хоров с инструментальным сопровождением и сценическими картинами».

В основе этого произведения лежат тексты, взятые автором из старинного песенного сборника «Кармина Бурана», составленного в XIII веке и найденного уже в наши дни в хранилище одного из монастырей Баварии. Эти жизнерадостные и веселые или полные иронии песни были сложены школярами, монахами, ремесленниками, крестьянами. Виртуозно используя интонации старых напевов, Орф придает им новое звучание, показывает все разнообразие возможностей оригинальной трактовки диатоники. Большой интерес представляет и оркестр кантаты, который композитор дополнил двумя фортепиано и различными ударными инструментами.

Хотя в кантате рассказывается о том, что человек не может противостоять судьбе и его жизнь зависит от поворотов колеса фортуны, ее музыка, удивительно свежая и энергичная, создает у слушателей радостное и светлое настроение. Орф вводит в кантату не только интонации, но и отрывки народных песен, однако его произведение не превращается при этом в стилизацию.

Выразительность и стихийная мощь «Кармины Бураны» выгодно отличает ее от «Катулли Кармины» (1943) и «Триумфа Афродиты» (1951), написанных на слова Катулла, Сафо и Еврипида, но и эти кантаты имеют немало привлекательных и ярких страниц.

Среди сценических работ большой интерес представляет «Умница» (1942), созданная по мотивам сказки братьев Гримм, – произведение, полное живого юмора в духе балаганного спектакля.

Умер Карл Орф в 1982 году.

Игорь Федорович Стравинский

Один из крупнейших музыкантов XX века, Игорь Стравинский, появился на свет в 1882 году в Ораниенбауме, под Петербургом. Его отец, Ф. И. Стравинский, был певцом, солистом Мариинского Императорского театра.

Игорь Федорович Стравинский

У мальчика рано обнаружились музыкальные способности. В 9 лет он начал учиться играть на фортепиано сначала у Снетковой, а затем у Кашперовой. Однако профессионального музыкального образования Стравинский получать не стал, а в 18 лет по настоянию родителей поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но его влечение к музыке не угасло, и все свободное время он посвящал изучению музыкально-теоретических предметов.

Через два года после этого, осознав, что ему нужны советы профессионала, Стравинский обратился к Римскому-Корсакову, который давал ему частные уроки в течение 1903 – 1905 годов, а также до самой своей смерти оказывал своему ученику необходимую помощь.

Первыми произведениями Стравинского, написанными им под руководством Римского-Корсакова, были несколько фортепианных пьес, кантата к 60-летию Римского-Корсакова, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка», симфония ми-бемоль-мажор, Фантастическое скерцо. На премьере последнего присутствовал Дягилев. Будучи очарован талантом молодого композитора, он заказал ему балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В результате появились «Жар-птица» (1910), затем «Петрушка» (1911), а еще позднее «Весна священная» (1913). Данные сочинения снискали заслуженную популярность в кругах любителей музыки и овеяли имя своего создателя мировой славой.

В то время Стравинский чередовал пребывание в России с поездками в Париж. Летом 1914 года, т. е. непосредственно перед началом Первой мировой войны, композитор отправился в Швейцарию, где в связи с началом боевых действий ему пришлось остаться до 1918 года. За годы, проведенные в этой стране, Стравинский написал оперу «Соловей» (1914), «Историю солдата» (1918), которую он сам определил как «сказку о беглом солдате и черте, читаемую, играемую и танцуемую».

В Россию, ставшую советской, композитор возвращаться не захотел и перебрался в Париж, где жил вплоть до 1940 года. В 1919 году он получил новый заказ от Дягилева, заключающийся в том, что Стравинскому предлагалось заняться доведением до совершенства музыкальной части балета «Пульчинелла» по музыке Перголези.

Несколько позднее в столице Франции были поставлены оперы Стравинского «Мавра» (по поэме Пушкина «Домик в Коломне») и «Царь Эдип». Появление последней отметило начало нового этапа в творчестве композитора – неоклассического, пришедшего на смену его работе в чисто русской традиции.

В 1924 году состоялся дебют Стравинского-пианиста, исполнившего свой концерт для фортепиано с духовым оркестром, которым дирижировал Кусевицкий. Год спустя Стравинский пробует себя и как дирижер. В свободное время он сочиняет музыку для театра, а также обращается и к другим музыкальным жанрам: пишет симфонию для духовых инструментов, сюиты для камерного оркестра, фортепианные и вокальные произведения. Вскоре появляются и балеты Стравинского «Аполлон Мусагет», «Поцелуй феи», знаменитая Симфония псалмов на латинские тексты Ветхого Завета.

Начало 30-х годов отмечено возникновением таких произведений композитора, как концерт для скрипки с оркестром и концерт для двух фортепиано. В 1933 – 1934 годах Стравинский по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн сочиняет совместно с А. Жидом мелодраму «Персефона». Тогда же он принимает решение о принятии французского гражданства, в результате чего окончательно рвутся те нити, которые еще связывают его с родиной. В этот же период издается и его автобиографическая книга «Хроника моей жизни».

В 1936 году Стравинский гастролирует в США. В «Метрополитен-Опера» проходит премьера его балета «Игра в карты», а сам он приступает к работе над концертом «Дамбартон-окс», исполненном в 1938 году в доме заказчиков – супругов Блисс. В том же году он проводит несколько занятий со студентами Гарвардского университета.

1940 год ознаменовался для Стравинского прощанием с Францией и переездом в США на постоянное место жительства. Теперь он иногда совершает гастрольные поездки в Европу, где выступает как пианист и дирижер. В 1962 году он торжественно отмечает свой 80-й день рождения, после чего наконец решается посетить СССР. Он дает в Москве и Ленинграде концерты, а затем возвращается в США. Еще через пять лет он заканчивает свои выступления, но продолжает работать как композитор. Его жизнь обрывается в 1971 году в Нью-Йорке.

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица»

Творческое наследие Стравинского, кроме упомянутых выше произведений, включает в себя оперу «Похождения повесы» по серии гравюр Дж. Хогарта (1571), балеты «Орфей» (1948), «Клетка» (1951) и «Агон» (1957), симфонии «In C» и «В трех движениях», эбони-концерт для кларнета соло и инструментального ансамбля, «Отче наш» для хора a capella, «Священное песнопение во славу имени святого Марка», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», «Заупокойные песнопения», большое количество более мелких опусов.

Интересно, что у Стравинского отсутствует определенный стиль музыкального письма, его манера работы постоянно меняется, из-за чего его даже прозвали хамелеоном. Однако все его сочинения – это образцы подлинного мастерства.

Альфредо Казелла

Итальянский композитор, пианист, музыкальный критик и педагог Альфредо Казелла родился в 1883 году. Музыкальное образование он получил в Парижской консерватории. Композиции он обучался под руководством Г. Форе, фортепиано – Л. Дьемера. Большое влияние на формирование его стиля оказала французская музыка, творчество Р. Штрауса, а также знакомство с Г. Малером. Самым известным из ранних произведений Казеллы стала написанная в 1909 году симфоническая рапсодия «Италия», отразившая стремление автора передать картины жизни в Неаполе и на Сицилии. Композитор включил в партитуру произведения народные мелодии, предстающие в несколько тяжеловесном оркестровом обрамлении.

В 1912 – 1915 годах Казелла являлся дирижером Народных концертов в зале Трокадеро. В этот же период он преподавал фортепиано в Парижской консерватории.

В 1915 году композитор переехал в Рим, где стал профессором фортепиано в Музыкальной академии Санта-Чечилиа. С концертами он побывал во многих европейских и американских городах.

В Риме появилась сюита Казеллы «Страницы войны» (1918), посвященная трагическим событиям современности. С этого времени неоклассические тенденции, слабо заметные в прежнем творчестве музыканта, значительно возросли. Особенно ощущаются они в партите для фортепиано с оркестром (1925), где на первый план выходит стремление автора к конструктивизму. Как и многие европейские композиторы того времени, Казелла постоянно обращался к традициям старинной итальянской музыки. Более всего его привлекало искусство XVII – XVIII столетий, в частности сочинения А. Вивальди и А. Скарлатти. Значительное влияние на музыканта оказало также творчество Дж. Россини и А. Паганини. В произведениях Казеллы интерес к старине соединяется со стремлением использовать выразительные средства современного музыкального искусства, переосмысленные композитором в его теоретических работах («Эволюция музыки в свете истории изменения каданса», 1918; «Политональность и атональность»). Важную роль в музыке композитора играет также народное искусство. Элементы фольклора хорошо заметны во многих произведениях Казеллы.

Среди самых интересных работ композитора можно выделить концерт для струнного оркестра (1927), а также сюиты «Скарлаттиана» для фортепиано и 32 струнных инструментов (1926) и «Паганиниана» (1942), являющиеся вольными обработками знаменитых мастеров итальянского музыкального искусства. В этих произведениях, так же как и в уже упомянутой партите для фортепиано с оркестром, Казелла обращается к неоклассицизму. Неоклассические тенденции ощущаются и в концерте для струнных, фортепиано, литавр и ударных (1943). Этот концерт, созданный специально для базельского камерного оркестра, характеризуется структурной стройностью и гармоничностью сочетания танцевальных жанров и старинных вариантов concerto grosso.

К числу наиболее значительных произведений Казеллы, созданных для театра, следует отнести «Женщину-змею» (1931), воплощающую образы итальянской оперы-buffa, оперу «Сказка об Орфее», балеты «Венецианский монастырь» (1913), «Кувшин» (1924). Композитор является автором торжественной мессы «За мир» (1944), трех симфоний, «Героической элегии» (1916), концертов, романсов, пьес, среди которых одиннадцать детских.

Казелла принимал активное участие в деятельности Интернационального общества современной музыки. Сочинения композитора часто исполнялись на фестивалях, которые это общество организовывало в различных странах.

Умер итальянский композитор в 1947 году.

Хотя произведения Казеллы неодинаковы по своей значимости, музыкант, сыгравший огромную роль в возрождении национальных традиций, занимает достойное место в истории итальянского музыкального искусства.

Эйтор Вила-Лобос

Эйтор Вила-Лобос, бразильский композитор, дирижер, педагог и фольклорист, родился 5 марта 1887 года в Рио-де-Жанейро. Его влечение к музыке проявилось довольно поздно. В 16 лет он заинтересовался фольклором и много ездил по стране, записывая различные народные песни.

В 1923 году Вила-Лобос отправился в Париж, где прилежно изучал музыкальные дисциплины. Там же он познакомился с Равелем, Прокофьевым и другими композиторами. Дружба с ними сыграла не последнюю роль в развитии его творчества.

Реализуя себя как композитор, Вила-Лобос между тем находил время и для выступлений в концертах в качестве дирижера, руководя при этом исполнением своих сочинений и музыки современников.

В 1931 году Вила-Лобоса назначили правительственным уполномоченным по вопросам музыкального образования Бразилии. Следует отдать ему должное: он принес немало пользы своей стране, занимая столь важный пост. Вила-Лобос основал музыкальные школы и хоровые студии во многих бразильских городах, разработал систему музыкального воспитания детей. В 1945 году по его инициативе состоялось открытие Бразильской академии музыки, бессменным президентом которой он был.

Наряду с выполнением обязанностей уполномоченного, Вила-Лобос продолжал совершать гастрольные поездки и побывал с концертами в разных странах Южной Америки, в США, Лондоне, Париже, Риме, Лисабоне и др. Именно благодаря ему мир узнал о неповторимой бразильской музыке, которую и представлял композитор.

Жизнь Вила-Лобоса оборвалась в 1959 году в Рио-де-Жанейро. Его творческое наследие составляет огромное количество произведений, относящихся к различным жанрам. Среди них в первую очередь хотелось бы отметить оперы «Аглая», «Элиза», «Изат», «Малазарте», «Йерма»; оперетту «Маддалена»; 15 балетов; оратории «Видпура» и «Песнь земли»; хоровую сюиту «Открытие Бразилии»; Мессу; 12 симфоний; 2 симфониетты; 18 симфонических поэм; 5 фортепианных и 2 виолончельных концерта, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения. Наибольшей известностью пользуется такое сочинение композитора, как «Бразильские барханы» для голоса с ансамблем инструментов.

Вила-Лобосу принадлежит также шеститомный труд «Практическое руководство для изучения фольклора».

Богуслав Мартину

Чешский композитор Богуслав Мартину родился в 1890 году. Первым значительным произведением молодого музыканта стала «Чешская рапсодия» для оркестра (1918). В 1923 году Мартину уехал в Париж, где начал заниматься у А. Русселя. Завершив обучение, он остался во Франции, хотя связей со своей родиной никогда не разрывал. Новые веяния в искусстве не обошли его стороной, композитор интересовался неоклассицизмом, джазом и др. Огромное влияние на Мартину оказало знакомство с И. Стравинским и А. Онеггером.

Но постепенно композитор выработал собственный стиль. Произведения музыканта с успехом исполнялись в Париже и Праге, хотя не все слушатели принимали его творчество. Некоторые считали его музыку слишком смелой и даже дерзкой.

В 1930-х годах появился ряд произведений Мартину, свидетельствующих об огромном интересе их автора к чешским мотивам. Среди них балет «Шпаличек» (1932), оперы «Пьесы о Марии» (1934) и «Театр за воротами» (1936), основанные на фольклорных элементах.

В числе наиболее значительных сочинений этого периода – опера «Джульетта» (1937) и Двойной концерт для двух струнных оркестров, рояля и литавр (1938). В их музыке нашли отражения тревожные настроения, охватившие Европу, стоявшую на пороге Второй мировой войны. Мартину писал тогда: «Все исчезло под руками, мысли нигде не встречали ни отклика, ни опоры. Они уходили куда-то в ничто, как будто бы раскрывшаяся пустота втягивала в себя все человечество».

Либретто для «Джульетты» композитор написал сам, обратившись к повести Ж. Неве. Действие разворачивается в фантастическом городе, жители которого не помнят своего прошлого и не отличают реальности от вымысла. В странном городе оказывается Мишель, юноша, разыскивающий свою любимую. Он находит девушку, но его Джульетта, попавшая под власть волшебных чар города, уже не может вырваться на свободу. Не в силах расстаться с возлюбленной, Мишель остается в этом безумном, чудовищном мире.

Все действие «Джульетты» состоит из небольших сцен, вокальные партии основываются на речитативе. Опере присущи черты психологизма, слушатель сопереживает героям, живущим в ирреальном, загадочном мире. Помогает здесь тонкое художественное чутье Мартину, его умение внести в явно фантастическую атмосферу действия оперы жизненную энергию и динамику. Замысел «Джульетты» раскрывают слова самого композитора, который писал: «Это отчаянная борьба за обладание чем-то стабильным, что может служить опорой: реальностью, памятью, сознанием. Именно последнее оказывается надломленным, поставленным в трагические ситуации, в которых Мишелю приходится бороться за сохранение своей собственной стабильности, здравого рассудка. Стоит уступить, и он останется в этом мире без памяти, без времени, навсегда». В ирреальных образах композитор попытался передать реальные эмоции и чувства, появляющиеся в результате болезненной неустойчивости сознания. В этом Мартину был близок к Б. Бартоку и А. Онеггеру, в музыке которых также отразилось тревожное предчувствие надвигающейся катастрофы.

С 1941 года композитор находился в США. В 1953 году он вернулся в Европу. Мартину жил во Франции, Италии, Швейцарии. Хотя он никогда не забывал о своих чешских корнях, многолетнее пребывание вдали от родины не могло не сказаться на его творчестве, многогранном и противоречивом. В наследии Мартину представлены почти все жанры и разновидности. Музыкант никогда не подчинялся определенным системам и течениям, он сумел сохранить свою неповторимость и индивидуальность.

Лучшие произведения Мартину были созданы в последнее двадцатилетие его жизни. В этот период композитор написал шесть симфоний, «Фрески Пьеро делла Франчески» и «Параболы» для оркестра, оперы «Ариадна» и «Мирандолина», «Греческие пассионы» и др.

К жанру симфонии Мартину впервые обратился уже в зрелом возрасте. Он писал тогда: «Когда кто-то оказывается перед проблемой создания первой симфонии, то невольно становится особенно нервным и серьезным…» В этих словах выражена требовательность композитора к себе и своему творчеству.

Урок музыки: 4-й класс.

Цель урока: Формирование духовной культуры и стремление к активному творческому овладению образным языком музыки.

Образовательные:

  1. Научить разбираться в музыкальных жанрах: инструментальных и вокальных.
  2. Показать, что музыкальные образы произведений С.Рахманинова – это воплощение в музыке части его жизни.

Развивающие:

  1. Формировать эмоциональное осознанное восприятие музыкального образа на примере произведений С.Рахманинова.
  2. Способствовать развитию целостного музыкального мышления на основе сотворческого восприятия их в самостоятельном опыте.
  3. Расширять эмоционально-образовательную сферу художественных образов.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию слушательской культуры учащихся на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
  2. Воспитать в детях умение ценить неповторимость и красоту окружающего мира через опыт эстетического переживания произведения искусства.
  3. Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Тип урока: Урок изучения, осмысления и применения знаний и способов деятельности.

Форма урока: Урок-беседа, урок-концерт.

Методы: Словесный, сравнения, эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительской наглядности, музыкальное обобщение.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, фортепиано.

Виды деятельности: слушание, исполнение, размышление.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная.
2. Групповая.
3. Коллективная.

Оборудование:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд: презентация.

Музыкальный ряд:

  1. С.Рахманинова “Концерт №3 для фортепиано с оркестром”.
  2. С.Рахманинов “Вокализ”.
  3. С.Рахманинов, сл. Е.Бекетовой – романс “Сирень”.
  4. С.Рахманинов, сл.Ф.Тютчева – романс “Весенние воды”.
  5. Ю.Чичков, сл.М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

Литературный ряд:

  1. Ю.Нагибин рассказ “Сирень” – фрагмент.
  2. Е.Бекетова “Сирень” – стихотворение.
  3. Ф.Тютчев “Весенние воды” – стихотворение.

Дидактический материал:

  1. Текст романса “Сирень”, сл.Е.Бекетовой.
  2. Текст романса “Весенние воды”, сл.Ф.Тютчева.

Урок музыки – урок искусства, и импровизационность, вариативность, индивидуальность – неотъемлемые и необходимые его качества. При организации материала учитель стремится к тому, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а вывели их в процессе постигающего мышления, реального и мысленного экспериментирования, выявления существенных связей и отношений между элементами своей деятельности, рефлексируя в общении на уроке.

“… Он пел Россию
От земли до неба,
Он пел Россию
Трепетом всех пальцев…”
(Майя Румянцева.)

Ход урока

Презентация. Слайд 1 . (Тема урока.)

У. Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами очередная встреча с искусством – миром чувств и раздумий, откровений и открытий. И я хочу начать нашу встречу с вопроса:

“Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!”

“Что такое музыка?..” для каждого из вас. Какое настроение вызывает у вас музыка, на какие чувства, размышления, эмоции наводит вас музыкальное произведение?

Д. Под музыку лучше думается, наводит на размышления, поднимает настроение, помогает успокоиться, без музыки нет жизни.

У. Для слушателей и музыкантов всего мира, в какой бы стране они ни жили, на каком бы языке не разговаривали, язык музыки близок и понятен.

Каждое музыкальное произведение – это письмо в будущее, потому что и через много лет люди, уже другие поколения, услышат музыку, почувствуют сердце автора.

В истории русской музыки было немало гениальных одаренных личностей. Но одно имя находится особняком от остальных. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Слайд 2. (Ответ Рахманинова на вопрос “что такое музыка?”)

И вот какой ответ композитор дал на вопрос “что такое музыка?”:

“Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!”

Ребята, вы уже поняли, что сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта.

Д. Сергея Рахманинова.

Слайд 3. (С.В.Рахманинов.)

У. Сергей Васильевич Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером, и прекрасным пианистом. В этом 2013 году знаменательная дата, связанная с именем композитора – 140-летие со дня рождения С.Рахманинова.

Мы уже знакомились с музыкой этого композитора в I четверти.

Вспомните, с какими произведениями мы с вами познакомились?

Слайд 4. (”Концерт для фортепиано с оркестром”.)

Слушание: “Концерт № 3 для фортепиано с оркестром”.

Д. Называют произведение.

У. Вспомните, что такое “концерт для фортепиано с оркестром”.

Д. “Концерт” – состязание в переводе с латинского, состязание инструмента с оркестром.

Слайд 5. (”Вокализ”.)

Слушание: “Вокализ”.

Д. Звучит “Вокализ”.

У. Что такое “вокализ”?

Д. Вокализ – пение без слов.

У. Вспомните, кому он посвящен.

Д. “Вокализ” Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Неждановой.

У. Вспомните, что были сделаны переложения для скрипки, виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих) инструментов. И почему Рахманинов написал свой “Вокализ” для голоса с оркестром и посвятил его Антонине Неждановой?

Обратимся к учебнику – стр. 12.

У. Очень приятно, что вы так ярко вспомнили произведения великого композитора.

Картины родной природы всегда волновали композиторов. Какие удивительные музыкальные пейзажи подарили нам Чайковский, Мусоргский, Прокофьев, Григ, Моцарт.

И сегодня основную часть урока мы посвятим романсам С.В.Рахманинова о природе. Всего Сергеем Васильевичем написано около 80 романсов. Почти все романсы о природе посвящены двум временам года – весне и лету. И поэтому тема нашего урока звучит так: Весна идет! Весне дорогу!”

Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение в романсах С.Рахманинова.

Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера – и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой. В “музыкальных пейзажах” С.Рахманинова тонко и одухотворённо передано обаяние русской природы, скромной, неяркой, но бесконечно поэтичной.

Вот как о своем творчестве говорил С.Рахманинов: “В каждом русском есть тяга к земле, …какое-то стремление к покою, тишине, к любованию природой, среди которой он живет… Начал я говорить об этой тяге к земле, потому что и у меня она имеется…”.

Откройте учебник на стр. 80.

Слайд 6 . (Романс “Сирень”.)

Здесь вы видите строчки из лирического стихотворения Е.Бекетовой, которые легли в основу лирического романса С.Рахманинова – “Сирень” – один из самых драгоценных жемчужин рахманиновской лирики.

Творческое задание:

Мы знаем, что музыка – это сама жизнь. Но есть триединая связь, благодаря которой появляется музыка.

У. В роли слушателей мы уже были сегодня. И вот сейчас мы побываем с вами в роли композитора.

На партах у вас лежат листы со стихами. Прочитайте стихотворение Е.Бекетовой “Сирень” и подумайте, какую бы вы музыку сочинили на эти слова? Предложите ритм, темп, тембр голоса исполнителя (мужской или женский, высокий или низкий).

Д. Предположения учащихся.

У. А теперь послушаем, какую музыку сочинил композитор.

Слушание романса “Сирень”.

У. Оправдались ли ваши ожидания?

Д. Ответы детей.

У. Какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Д. Ответы детей.

У.Вспоминаем фортепианное сопровождение. Что хотел передать композитор в этих звуках?

Д. Шелест листьев, трепет ветра, журчание ручья.

Можно сделать вывод, что С.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять свое мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7. (С.Рахманинов объездил весь мир.)

Обратимся к учебнику, где есть текст: С.Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень стала символом Родины.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Воспоминания детства, много сирени было там, где он родился.

У. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, к прекрасному ароматному растению Сергей Васильевич Рахманинов пронес через всю свою жизнь. По словам композитора “скромная ветка сирени была “царицей” его души”.

Красота родной природы напоминала сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан романс “Сирень”.

Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: “Именно здесь мне хорошо работалось”.

Слайд 8. (Ю.Нагибин рассказ “Сирень”.)

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина “Сирень”.

Дети читают рассказ.

“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, ив парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад… она ахнула… поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой, холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку из маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”

У. Как вы думаете, почему Сережа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Д. Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

У. Давайте еще раз послушаем романс “Сирень”.

Слушание романса “Сирень”.

У. Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса?

Д. Да, в мелодии было развитие.

У. В какой части романса звучит более напряженные интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Д. Во второй части романса звучит более напряженные интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Слайд 9. (Главная мысль сочинения.)

У. Итак, прослушав и проанализировав романс “Сирень”, мы можем сформулировать главную мысль сочинения: единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворение состояния души.

Я предлагаю домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина “Сирень”, который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Слайд 10. (С.В.Рахманинов.)

У. Можно создать образ всего, что в мире существует: рождается, развивается. Музыка – это движение.

В романсах С.Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созидательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок.

Сейчас мы послушаем еще один романс С.Рахманинова. Я не буду его называть. Постарайтесь представить себе картину и дать название этому произведению.

Слушание “Весенние воды”.

У. Как бы вы назвали этот романс?

Д. Ответы детей.

У. Какой образ раскрывается в этом произведении?

Д. Образ пробуждающейся природы, весны.

У.Какое общее настроение произведения?

Д. Радостное предчувствие скорой весны.

У. На что похож аккомпанемент?

Д.Воссоздает атмосферу весны. Рождает музыкальный образ весенних потоков.

У. Просыпается природа и душа человека наполняется ожиданием перемен к лучшему.

Слайд 11. (Ф.И.Тютчев.)

У. Романс С.Рахманинов написал на стихи Ф.Тютчева “Весенние воды”.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу проливалась,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф.Тютчева “Весна” звучит как эпиграф к романсу – может быть самому радостному и ликующему в истории русской вокальной музыки.

Этим произведением С.Рахманинов поет гимн приближающейся весне. Давайте еще раз послушаем романс.

Слушание романса “Весенние воды”.

Я предлагаю домашнее задание: Предлагаю вам побыть в роли художника-творца: изобразите в красках музыку, связанную с весной, с романсом “Весенние воды”.

Слайд 12. (Ответ на вопрос “что такое музыка?”)

У. Мы подошли к ответу на поставленный нами в начале урока вопрос?

Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое эта музыка?
Расскажите мне скорей!

Можно ответить так:

Птичьи трели – это музыка,
И капели – это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучки, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.
Я желаю вам увидеть музыку…
Я желаю вам услышать музыку…

Вывод: Композитор, художник, поэт, исполнитель создают каждый свой образ, выражая свое внутреннее состояние.

У. Мы говорили с вами сегодня о триединой связи, благодаря которой появляется музыка.

Д. Композитор – исполнитель – слушатель.

У. В какой роли мы еще не побывали?

Д. Исполнители.

У. Мы проводим с вами этот урок в прекрасное время года.

Слайд 13 . (Праздник Весны.)

Поздравляю всех я с весной!!!
Пусть Весна только чудится.
Поздравляю всех я с весной!!!
От весны пусть сердце волнуется!

Пусть мир улыбнется сиянием солнца,
Пусть сбудутся теплые сны!
Желаю сердечно, пусть радует вечно
Прекрасный Восьмой день Весны!

Слайд 14. (“Я люблю тебя, мамочка!”)

Столько песен и стихов
Посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.

Я для мамочки своей
Их искать не стану:
Все они – в душе моей,
Так люблю я маму.

Ей не только в женский день
Дорого вниманье –
Но и каждый Божий день
Нужно пониманье.

Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтобы старость скрасить ей –
Я луну достану!

Исполнение песни Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского “Наши мамы самые красивые”.

У. Сегодня на уроке мы работали достаточно активно, продуктивно.

Теперь выскажем свои мнения о проведенном уроке, продолжая начатые фразы:

Лично мне…

Для меня стало открытием то, что…

Сегодня на уроке я усвоил…

Сегодня я доволен тем, что…

Неожиданным для меня стало…

Мне кажется, что…

Я сегодня побывал в роли…

Презентация. Слайд 15. (“Спасибо за внимание!”)

Литература:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка – М.: Просвещение, 2010.
  2. Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки – М.: Просвещение, 2007.
  3. Соколова О.И., Казьмин О.А. “В Ивановку я всегда стремился…”, Воронеж, 2003 г.
  4. Википедия. Свободная энциклопедия. – Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/.
  5. Интернет ресурсы:
    а) Российское образование. Федеральный портал. Электронный ресурс http://www.edu.ru .
    б) “Шедевры музыки. Электронная энциклопедия”.
    в) Yandex Картинки