» » Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона степей»

Сообщение по окружающему миру на тему: «Природные зоны России. Зона степей»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Природная зона СТЕПЬ

Степь - это бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью

Ой ты, степь широкая, Степь раздольная, Широко ты, матушка, Протянулася…

Степь, да степь кругом. Путь далек лежит. В той степи глухой Замерзал ямщик…

Степи России

Зимой температура падает до - 20-30°. Снежный покров тонкий. Ветры, метели.

Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов.

Лето продолжительное и засушливое (+ 23-25) Суховей - иссушающий ветер. Дует со скоростью от 5 до 20 м/с (пыльные бури). Ливни.

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом

Растения степи ирис шалфей тюльпан мак

Растения степи очиток типчак сон-трава полынь

Растения степи ковыль качим молодило синяк

Животные степи

Насекомые степи бабочки жуки-скакуны божья коровка комары кузнечик муравьи саранча оводы, слепни стрекозы мухи

Пустельга степная Лунь степной Журавль Красавка Стрепет Дрофа Орёл степной

Крапчатый суслик Серый хомяк Степная мышовка Сурок степной Степная пищуха Тушканчик

Ёж Тур Степная лиса Сайгак Степной волк Тарпан

Хищники Грызуны Копытные Как приспособились животные к суровым условиям жизни в степи? Бегающие птицы Хищные птицы

Как приспособились бегающие птицы суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Высокий рост Защитная окраска Осторожность

Как приспособились хищные птицы к суровым условиям жизни в степи? Острое зрение Мощные когти Широкие крылья Скорость полета

Как приспособились грызуны к суровым условиям жизни в степи? Колониальность Жизнь в подземном ярусе Запасание кормов на зиму Зимняя спячка

Как приспособились копытные к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска Быстрый бег Стадность

Как приспособились хищники к суровым условиям жизни в степи? Маскирующая окраска под цвет травы и земли

Хищники Грызуны Копытные Способность долго обходиться без питьевой воды Бегающие птицы Хищные птицы

Степи и человек

Домашнее задание Воспользуйтесь дополнительной литературой. Подготовьте сообщения о пресмыкающихся степи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира. 4 класс.

Тема: Зона степей.

Цель: создать условия для ознакомления с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека, способствовать формированию у учащихся представлений о природной зоне степей, развивать умения работать с картой, мышление, связную речь. учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников, прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности,

метапредметные:

регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, планировать для ее решения необходимые действия в сотрудничестве с учителем,

коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить связное высказывание,

познавательные: находить необходимую информацию, используя различные источники, анализировать, сравнивать и обобщать.

Предметные результаты: получат возможность научиться работать с учебником, картой, разными источниками информации.

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, карта природных зон, презентация (ИКТ), толковый словарь, атлас – определитель.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

С какими природными зонами мы познакомились? Покажите на карте каждую природную зону.

Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке?

Выполним тестовую работу.

1.Найди ошибочное высказывание.

    Лес – дом для растений, животных, грибов.

    Лес – источник древесины.

    Лес – место для захоронения отходов человеческой деятельности.

2.Укажи, за что лес называют «легкими планеты».

    За защиту водоемов

    За охрану почвы

    За очистку воздуха

3.Для чего вдоль дорог сажают деревья?

    Чтобы водитель не сбился с пути

    Чтобы очищать воздух вдоль дорог

    Чтобы вдоль дорог было красиво

    Чтобы вдоль дорог можно было собирать грибы

4.В тайге растут

    Пихты, ели, лиственницы

    Дубы, сосны, ели,

    Березы, липы, лиственницы

5.В Красную книгу России занесены животные леса

    Морж, розовая чайка, овцебык

    Стерх, кречет, сокол- сапсан

    Зубр, амурский тигр, жук-олень

6. Широколиственные леса представлены растениями

    Пихта, кедровая сосна, ель

    Дуб, клен, ясень, вяз

7.Какой заповедник находится в лесной зоне?

    Таймырский

    Приокско –Террасный

    Дальневосточный

8.Запиши значение леса в жизни человека, продолжив предложения

Дом для _______________________________________________________

Защитник ____________________________________________________

Место для _____________________________________________________

Источник _____________________________________________________

9.Выбери верные утверждения.

Экологические проблемы леса:

    Неумеренная охота, браконьерство, вырубка,

    Неблагоприятные погодные условия

    Лесные пожары

10.В какую погоду нельзя разводить костер

  • В холодную

Работа в парах. Взаимопроверка, взаимооценивание. (8 вопрос -2б. за правильный ответ, 1 –допущена ошибка)

А теперь сверьтесь с ответами. Правильно ли вы оценили? (11 б. -5, 1-2 ошибки -4, 3-4 ошибки -3, более -2).

Посмотрите на карту. Какая природная зона находится южнее зоны лесов? (лесостепи, степь. Правильно. Покажите на карте.

Выведение темы урока и целеполагание.

Так какая тема нашего сегодняшнего урока? (Зона степей). Какие цели перед собой поставим, чтобы изучить новую природную зону? (определим на карте место расположения природной зоны, изучим климат, растительный и животный мир, узнаем экологические проблемы).

    Изучение нового материала.

Как мы уже сказали степная зона находится южнее лесной. Повлияет ли это на климат? Каким образом? (предположения детей).

Южнее лесных зон тепла еще больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям расти трудно. Поэтому леса все чаще чередуются с безлесными участками, а затем и совсем исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а затем – зоной степей. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето теплое, засушливое. Часто дуют горячие сухие ветры – суховеи, которые могут переходить в пыльные бури. Дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая напоить почву, испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30 градусов. Снеговой покров маленький.

Физминутка.

А вот каким образом климат повлияет на растительный и животный мир вы исследуете самостоятельно. Разобьемся на группы: группа биологов, группа зоологов, группа экологов.

Группа биологов будет изучать растительный мир по плану (дается карточка):

Рассмотрим разнообразие растительного мира,

Приспособления растений к жизни в степи

Группа зоологов будет изучать животный мир по плану (дается карточка):

Рассмотрим разнообразие животного мира,

Приспособления животных к жизни в степи

Группа экологов определяет:

Как человек использует степи.

Экологические проблемы этой зоны.

Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей? Как это сделать?

Все группы используют для нахождения информации учебник, атласы – определители.

Выступление биологов.

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но травянистых растений много. Они хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие – узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи – мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага. В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и засыхает их надземная часть. В луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. На смену тюльпанам и ирисам приходят злаковые растения (типчак, ковыль).

Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, Корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

Выступление зоологов.

В степях живут насекомые (кобылки, кузнечики), птицы (степной жаворонок, серая куропатка, журавль –красавка, дрофа), много грызунов (суслики, хомяки). От жары и хищников они могут спрятаться только в норах, т.к. нет деревьев. Грызунами питаются хищные птицы, звери. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, в ковре из травы.

Живут интересные пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.

Окраска земли или растительности животным степи помогает прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно.

Выступление экологов.

В степях плодородные почвы - чернозем, поэтому их распахивают под посевы. Это главная экологическая проблема. На нераспаханных участках пасут скот. Иногда на одних и тех же участках пасут длительное время, происходит перевыпас. Это следующая экологическая проблема, т.к. разрушается почва, многие растения исчезают, страдают дикие животные.

Люди занимаются охотой в степной зоне. Сейчас существует запрет на охоту на редких животных, но этот запрет нарушается браконьерами. Браконьерство –следующая экологическая проблема.

Мир степей удивителен и богат. Поэтому его надо сохранить как и все другое на нашей планете для потомков. Необходимо по-умному распахивать степи под сельскохозяйственные угодья, планово вести выпас скота. Чтобы спасти журавля –красавку, их стали разводить в питомниках. На некоторых участках степей созданы заповедники. Например Ростовский, Оренбургский, Даурский.

А в какой зоне мы с вами живем? (в степной). Есть ли у нас заповедники в степной зоне? (Опукский заповедник)

V. Подведение итога урока.

С какой природной зоной мы сегодня познакомились? Покажите ее на карте.

Влияет ли климат на живую природу? Как?

Восстановите цепи питания (у доски 2 ученика)

…..- кобылка – степной жаворонок - ………

Типчак - ………- степная гадюка - ………

Составьте свою цепь питания (у доски желающие)

С каким настроением вы работали на уроке? (сигнальные карточки)

Домашнее задание. 1. Для всех - Стр. 110-117, пересказывать.

2.На выбор:

Нарисовать рисунок любого растения или животного, обитающего в степи,

Подготовить о любом растении или животном свое сообщение,

Подготовить сообщение, презентацию об Опукском заповеднике.

Предварительный просмотр:

Царева Наталья Александровна

Программа: «Школа России»

«Мир вокруг нас» - А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова - 4 класс

Тип урока – комбинированный.

Тема: «Зона степей».

Цель урока : сформировать у учащихся представление о природной зоне степей.

Задачи:

Образовательные: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром;

- развивать умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой;

Воспитывать любовь к природе и своей малой родине;

Оборудование:

Карта природных зон;

Физическая карта;

Костюмы для сценки;

Карточки (изображение растений);

Карточка (особенности растений степи)

Учебники «Мир вокруг нас» ч.1 А.А.Плешаков

Ход урока

I. Организационный момент.

Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмёмся, ребята скорее за работу,

Чтобы времени зря не терять.

И там как потрудились дома,

Поспешим рассказать.

II. Проверка домашнего задания.

Какую природную зону изучали на прошлом уроке?

(Мы изучали зону лесов)

Покажите на карте зону лесов. Расскажите о её расположении.

(Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Протянулась с Запада на восток. Занимает Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую равнину, Среднесибирское плоскогорье. Состоит из трёх частей: тайга, смешанные и широколиственные леса).

Расселите животных и растения по природным зонам (работают у доски).

III. Работа над новой темой.

Куда приведёт нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее кроссворд разгадать.

Отгадай растения и животных зоны лесов.

1. Листики – с глянцем.

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки. (Брусника)

2. Ёлка иль не ёлка?

Зелена иголка,

А совсем не колка. (Лиственница)

3. Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

4. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

5. Есть серёжки,

Да не девочка;

Есть и шишки,

Да не сосенка;

А живёт в низинке,

Около лозинки. (Ольха)

Ключевое слово - СТЕПЬ.

Сообщение целей урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать зону степей. О степи слагали стихи такие великие русские поэты, как А. Кольцов, И. Бунин, С. Есенин. Степь изображали на своих полотнах такие великие художники, как А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, менее известные художники, например, Зверьков и др. О степи поётся в песне «Степь да степь кругом». Степи без конца и кра я , ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые... Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты, разные художники - разное восприятие степи (учитель свой рассказ сопровождает показом репродукций)

1. Практическая работа №1

Рассмотри карту природных зон России. Каким цветом на карте обозначена зона степей?

(Зона степей обозначена жёлтым цветом. Она расположена южнее зоны лесов).

Сравните площадь зоны лесов и зоны степей. Что скажете?

(Зона степей намного меньше зоны лесов.)

Сейчас посмотрим на физическую карту России. Где же находится зона степей?

Учитель. (Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири).

2. Рассказ ученика о климате (дано задание на кануне изучения темы).

Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе. Лето продолжительное, засушливое. В июле +22 - +25 градусов, жара может достигать до +40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры – суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до-20 -30 градусов.

3. Животный мир степи.

Сценка «Зелёный театр» - участвуют 3 ученика.

Автор. Жаркий летний день. Далеко-далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль. Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу. Вот он удаляется, превращаясь в чёрную точку, и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, т. к. тушканчик растениями питается, а куропатка – насекомыми.

Тушканчик. Наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка. И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только не пойму я, тебе-то чего его бояться? Ты ведь вон как бегаешь быстро. Разве орёл тебя поймает?

Тушканчик. Я для того и бегаю быстро, чтоб не поймал. Да кто его знает, лучше не рисковать.

Куропатка. А кто ещё у нас в степи так же быстро бегает, как ты?

Тушканчик. Сайгак. А мыши, хомяки и суслики в норы прячутся. (Показ слайда)

Куропатка. Мало орлов, так ещё лисы с волками появились. (Показ слайда)

Тушканчик. Не говори. Надоели мне здесь, я вот думаю, может, в северную степь перебраться. А то здесь ковыль да ковыль, а там цветов, трав всяких уйма. (Показ слайда)

Куропатка. Не знаю, мне и здесь хорошо. Смотри, дрофа бежит, вот умора! Ноги длинные, летает кое-как. (Показ слайда)

Тушканчик. Это она разбегается долго. А летает не так уж и плохо.

Куропатка. Настоящая птица выше летать должна. То ли дело я – серая куропатка, или журавль-красавка, или розовый скворец, или степной жаворонок. (Показ слайда)

Тушканчик. Или орёл. (Показ слайда)

Куропатка. Не говори мне про орла! Он высоко-высоко поднимается, а потом оттуда на всех бросается… Нет, настоящая птица так не поступает.

Тушканчик. Вон, кузнечик поскакал!

Куропатка. Это не кузнечик. Это кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылок – короткие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые. А кобылки – растениями.

Какие животные обитают в степи?

Просмотр слайдов о животных.

  1. Степной орёл – хищная птица. Гнездится на земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.
  2. Пустельга – птица-хищник.
  3. Степной жаворонок – его песню слышим ранней весной. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.
  4. Дрофа – самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту.
  5. Серая куропатка – похожа на небольшую курицу. Также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных насекомых для с/х.
  6. Суслики – от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе.
  7. Степная гадюка – в бурьянах и канавах. Питаются грызунами и насекомыми.

4 . Растительный мир степи. Практическая работа №2

Чтобы определить растения степи вы разобьётесь на группы по 5 человек, и каждая группа получит задание.

(Учитель раздаёт задания. 3 группы получают по 5 карточек с изображениями растений.)

1 группа. Карликовая берёза, тюльпан, ковыль, типчак, венерин башмачок.

2 группа. Голубика, пион тонколистый, типчак, ирис, земляника.

3 группа. Голубика, ирис, ковыль, тюльпан, ягель.

Откройте учебник. Прочитайте информацию о растениях степи в учебнике и выберите из предложенных вами растений, которые относятся к этой зоне. Наклейте их на лист, где написано «Степь» и подпишите их названия.

4 группа. Вам дан текст об особенностях растений зоны «Степь». Прочитайте и дайте ответ пользуясь карточкой-«помощницей»:

а) Растения степи – это деревья, кустарники, травы.

б) Форма листьев – узкая, широкая. Почему?

в) Цвет листьев – светлый, тёмный. Почему?

г) Корневая система – луковица, пучок, корневище. Почему?

Обобщение – показ слайдов (растительный мир степи).

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Они приспосабливаются к жизни в степи по-разному; например, у тюльпанов после цветения листья и стебель отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Совсем по-другому приспосабливается ковыль и типчак. Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Так корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Цвет листьев светлый и они лучше отражают солнечные лучи.

IV.Подведение итогов.

Закончить урок я хочу следующими строчками.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – везде раздолье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам. Лисицам.

Здесь суховеи любят петь!

И зовётся – это степь!

Что вы сегодня узнали о степи?

Фотография «Степь да степь кругом», «Степь ковыльная» - автор Alesing

…..Красота донской природы в необъятных степях. Чем больше всматриваешься в неброскую красоту родных пейзажей, тем больше впитываешь в себя ощущение невиданного простора и шири. И краски, и цвета в природе здесь какие-то особенные. Широко в приволье зеленых степей течёт Дон. Зеркальной лентой блестящего серебра извивается он среди полей по широкому степному раздолью. И медленно, и плавно его течение. Кажется, что Дон спит. Недаром и прозвали его Тихим..." (М. Шолохов)

V. Домашнее задание.

Подготовить небольшое сообщение о представителях животного или растительного мира степи. А затем из ваших сообщений мы составим книжку – «Животный и растительный мир степи».


Окружающий мир в 4 классе УМК « Перспективная начальная школа»

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!

2. Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.
- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
Чтение стихов учащимися
На все стороны путь
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор.

Это степная зона России

4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.

5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах
.

6. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы.
степь
1) климат
2) растительный мир

3) животный мир
4) занятия населения
5) экологические проблемы

Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с учебником стр.95- 103 .
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
(команды готовятся)
7. Включение в систему знаний. «Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги - не растут деревья
(учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

8. Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?(земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

9. Работа в тетради с печатной основой.
- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради.Откройте стр.32 и найдите задание 52, выполните его. Кому нужна помощь, я подойду.
Задания для тех, кто быстрее справится. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом

Подготовить доклады о растениях и животных степи

План


1. Расположение
2. Климат
3. Почва
4 Растительный мир
5. Животный мир
6. Цепи питания
7. Экологические проблемы

8.Заповедники


1. Расположение

Зона степей на карте выделена желтым цветом


Зона степей расположена южнее зоны лесов Зона степей намного меньше зоны лесов Большая часть зоны степей находится на Восточно-Европейской равнине, а также она встречается в Западной и Восточной Сибири. Рельеф поверхности ровный. Зона степей расположена в умеренном климатическом поясе.

2. Клим ат

Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 — + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры — суховеи . Иногда суховеи переходят в пыльные бури.

Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20 -30 градусов.

Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Весна короткая с большим количеством влаги в почве. Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

3. Почва

Почвы в степи плодородные, покрыты чернозёмом. В степи растут травы, каждый год их отмирающие стебли и листья увеличивают плодородный слой.

4. Растительный мир

Отсутствие влаги не создаёт условия для роста деревьев.

Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, овсяница, тимофеевка степная, пион тонколистный .

Форма листьев узкая, чтобы испарялось меньше влаги; цвет светлый, т.к. не даёт сильно нагреваться листу. Светлые лучше отражают солнечные лучи.

Корневая система: луковица, пучок, корневище.
В луковице сохраняются питательные вещества. Мочковатая корневая система лучше собирает и удерживает влагу с поверхности земли. У высоких растений корневая система уходит глубоко в почву.

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов, которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Они растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

5. Животный мир

В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель, и другие. Раз есть насекомые, значит здесь много птиц: степной жаворонок, дрофа, серая куропатка, журавль-красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полёвки. И, конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.


Степной орёл
— хищная птица. Гнездится га земле. Пальцы слабые, когти короткие, питается небольшими животными (грызунами, птицами). Размах крыльев до двух метров.

Пустельга — птица-хищник.

Степной жаворонок — Его песню слышим с ранней весны. Поёт только самец. Кормятся насекомыми, падалицей.

Дрофа — самая крупная птица, масса от 16 до 21 кг. Хорошо бегает и неплохо летает. Поднимается в воздух тяжело с разбега. Летит против ветра, низко, постепенно набирая высоту. Отсутствуют потовые железы, трудно приходится в жару, отсутствует жировая смазка.

Серая куропатка — похожа на небольшую курицу, также квохчет и разгребает лапами землю. Уничтожает множество вредных для с/х насекомых. Мясо очень нежное и вкусное.

Суслики — от нор далеко не отходят. Поднявшись на задние лапки, они всё время осматриваются, и замечая человека или животное, с писком скрываются в норе. В засушливые годы с наступлением бескормицы впадают в спячку. Могут проводить во сне до 9 месяцев.

Степные гадюки — в бурьянах и канавах. Питаются грызунами, насекомыми.

6. Цепи питания

Растения—> Кобылка—> Куропатка—> Степные орлы
—> Лисы
—> Волки

Растения—> Тушканчик—> Степной орёл

7. Экологические проблемы

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу внесены следующие животные: степной орёл, журавль, дрофа, кузнечик, степная дыбка. Растения: пион тонколистый.

Есть ещё одна проблема – это браконьерство . Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

Как решать экологические проблемы?

  • Ограничить распашку степей:
  • Ограничить выпас скота;
  • Бороться с браконьерством;
  • Создавать заповедники;

Перед вспашкой полей собирать яйца дроф, выращивать в специальных инкубаторах. А потом выпускать на поле.

8. Заповедники


Центральночерноземный заповедник имени В. В. Алехина - в полосе северной степи Курской и Белгородской областей. Основан в 1935 году и назван в честь известного геоботаника, профессора Московского университета. Площадь свыше 4 тысяч гектаров. Наибольший интерес представляют участки Стрелецкой, Казацкой и Ямской степей. В заповеднике отмечен 31 вид млекопитающих, но если исключить некоторых заходящих животных (лось, косуля, волк и др.) и акклиматизированных (енотовидная собака), то остается около 25 аборигенных видов. Типичный обитатель целинной степи сурок-байбак истреблен еще в прошлом столетии. Следы его пребывания до сих пор сохранились в степях в виде небольших холмиков (сурочин), поросших степной растительностью. Кроме того, здесь попадаются крапчатый суслик, слепыш и ряд других видов фауны.

Просмотры: 73 961

Вам может быть интересно