» » Урок презентация на тему крепостное право. Презентация на тему "крепостное право"

Урок презентация на тему крепостное право. Презентация на тему "крепостное право"

Крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных". В некоторых местах произошли волнения, ибо крестьяне думали, что господа спрятали настоящую царскую волю и предлагают им какую-то подложную. В с. Бездна Казанской губернии дошло до того, что войска стреляли в толпу крестьян, причем было свыше 100 человек убитых и раненых. Весть о бездненском усмирении произвело удручающее впечатление в обществе и вызвало ряд антиправительственных демонстраций. Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха. В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота.

    Слайд 1

    Крепостное право. Крепостное право – это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ и помещиков. По их законам земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещика определялось по количеству «душ» - крестьян мужского пола(женщин за «души» не считали)

    Слайд 2

    Помещики делали со своими крестьянами всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

    Слайд 3

    Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крестьян крепостные художники, скульпторы, музыканты. Все они так же зависели от помещиков, как и те, которые работали на полях.

    Слайд 4

    Прасковья Жемчугова (крепостная актриса), ставшая графиней Шереметьевой

    Слайд 5

    Александр II - царь-освободитель Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

    Слайд 6

    После Отечественной войны 1812 г. Многие ждали освобождения крепостных крестьян. Но это произошло только в 1861 году. В 1855 году Александр II взошёл на престол. Царём Александром II был подписан манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. С именем Александра связано много изменений в стране.

    Слайд 7

    С именем Александра связано много изменений в стране. В России строились железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить не 25 лет в армии, а 6 лет. Создавались новые учебные заведения. Царствование Александра было прогрессивным для России. Он провёл важные реформы: Были созданы земства – местные выборные органы Возникло 20 тысяч народных училищ, женских учебных заведений - до 300. Возникло более 700 наименований газет и журналов. Увеличилась территория России на 355 000 кв. вёрст.

    Слайд 8

    Личность Александра была трагична. С 1866 года на его жизнь было совершено несколько покушений. От одного из них он погиб 1 марта 1881 года.

    Слайд 9

    Работа по учебнику. Самостоятельно прочитайте статью «Петербург и Москва» на стр. 123-124. - Что изменилось в этих городах в ХIХ веке?

    Слайд 10

    Изменился городской быт. Улицы освещались сначала керосиновыми, а потом и газовыми светильниками. В конце XIX века появилось электрическое освещение.

    Слайд 11

    Конная железная дорога (конка)

    Слайд 12

    ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ПОНИМАНИЮ УЧАЩИМИСЯ ПРИЧИН И СУЩНОСТИ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

    • задачи:
    • 1. На основе анализа материалов учебника, сообщений, документов, презентации учащиеся должны систематизировать свои знания по теме.
    • 2. Продолжение формирования умений работы с учебным материалом: сравнение, обобщение, анализ, выделение главного.
    • 3. Продолжение формирования умения давать объективную оценку события, формирование уважительного и осознанного отношения к участникам и деятелям отечественной истории.
    ПЛАН
    • Краткая предыстория Великой реформы.
    • 19 февраля 1861 года. Воля.
    • Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние.
    • Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    • Значение Реформы
    • Рефлексия и контроль.
    ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    1. Краткая предыстория Великой реформы. ЗАДАНИЕ : 1. Кратко раскрой объективные причины Великой реформы 2. Сделай в тетради краткие (тезисные) записи о личностях повлиявших на реформу Павел I
    • В 1797 году император Павел I издал указ о трех-дневной барщине, правда формулировки закона оста-вались неясными, то ли закон не позволяет, то ли просто не рекомендует ис-пользовать крестьянский труд на барщине более трех дней в неделю
    • Александр I, как-то сказал: «Если бы образо-ванность была на более высокой ступени, я унич-тожил бы рабство, если бы даже это стоило мне жизни».
    • В 1803 году появил-ся указ «О вольных хле-бопашцах». Согласно это-му закону, помещики по-лучали право отпускать своих крестьян на волю в том случае, если это будет выгодно обеим сторонам.
    • Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разреша-лось освобождать без земли, предос-тавляя ее за вы-полнение опреде-ленных повинно-стей.
    ИТОГИ:
    • Указ Павла I помещики практически не исполняли.
    • За 59 лет действия закона Александра I помещиками было отпущено на свободу лишь 111.829 крестьян (по другим данным – 47000).
    • В результате действия указа Николая I в разряд обязанных крестьян перешло 27 тысяч человек.
    • Т.о. проблема крепостного права решена не была.
    • На повестке дня встал вопрос об освобождении с землею более 20 миллионов помещичьих крестьян.
    Александр II (1855 -1881)
    • Александр II создает Сек-ретный комитет «для об-суждения мер по уст-ройству быта помещичьих крестьян» под его личным председательством.
    • Комитет провел первое заседание 3 января 1857 года.
    С.С.Ланской,
    • Члены комитета согла-шались в том, что кре-постное право необходи-мо отменить, но предосте-регали от принятия ради-кальных решений (т.е. фактически предлагали ничего не менять).
    • Только Ланской, Блудов, Ростовцев и Бутков выска-зались за действитель-ное освобождение кре-стьян;
    Великий князь Константин Николаевич
    • Император ввел в состав комитета своего брата, великого князя Кон-стантина Николаевича, ко-торый был убежден в необходимости отмены крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию, комитет начал разработку мер. В частности, были созданы губернские комитеты.
    • С помощью гласности (кстати, это слово вошло в обиход именно в то время), дело сдвинулось с мертвой точки. В стране впервые открыто заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и в начале 1858 года был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.
    Я.И.Ростовцев
    • В конце 1858 года стали наконец-то поступать отзы-вы из губернских комите-тов. Для изучения их пред-ложений и выработки об-щих и местных положений реформы были образованы две редакционные комис-сии, председателем кото-рых император назначил главного начальника воен-но-учебных заведений Я.И. Ростовцева.
    Н.А. Милютин
    • Генерал Ростовцев сочувст-венно относился к делу ос-вобождения крестьян. У него установились вполне довери-тельные отношения с Н.А. Милютиным, который по просьбе председателя прив-лек к деятельности комиссий либерально настроенных чи-новников и общественных деятелей, убежденных сто-ронников осуществления ре-формы Ю.Ф.Самарина, князя Черкас-ского, Я.А.Соловьева и других.
    • Им противостояли являв-шиеся противниками ре-формы члены комиссий, среди которых выделялись граф П.П.Шувалов, В.В. Апраксин и генерал-адъю-тант князь И.Ф.Паскевич. Они настаивали на сохра-нении за помещиками права собственности на землю, отвергали возможность пре-доставления крестьянам земли за выкуп, кроме слу-чаев обоюдного согласия, и требовали предоставления помещикам полноты власти в их имениях.
    • И.Ф.Паскевич
    • Уже первые заседания проходили в достаточно напряженной обстановке.
    • Заседание Редакционной комиссии
    Граф В. Н. Панин
    • Со смертью Ростовцева на его место был назначен граф Панин, что многими было воспринято, как свертывание деятельности по освобождению крестьян.
    • В. Н. Панин действит-ельно пытался исподволь, очень осторожно проводить уступки землевладельцам, ко-торые могли повлечь зна-чительные искажения проек-та.
    В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • В небольшом по численности сотрудни-ков Главном комитете образовалось несколько групп, ни одна из которых не могла набрать явного большинства.
    • Министр финансов А.М.Княжевич, М.Н. Муравьев стремились уменьшить нор-мы земельных наделов.
    • Князь П.П.Гагарин, настаивал на освобо-ждении крестьян без земли.
    • В конечном счете образовалось абсолютное большинство сто-ронников проекта - пятеро чле-нов Главного комитета против четырех. Осталось утвердить его в Государственном совете.
    • М.Н.Муравьев
    Александр II
    • В Государственном совете утверждение проекта прохо-дило непросто. Только при поддержке императора ре-шение меньшинства полу-чало силу закона.
    • 19 февраля 1861 года, в ше-стую годовщину своего вос-шествия на Александр II под-писал все законоположения о реформе и Манифест об отмене крепостного права.
    2. 19 февраля 1861 года. Воля. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни
    • Б.Кустодиев.
    • Освобождение крестьян.
    Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Задание: Используя текст «Положения…», объясните, что понимается под «личной свободой» МАНИФЕСТ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПРЕДОСТАВЛЯЛ КРЕСТЬЯНАМ ЛИЧНУЮ СВОБОДУ.
    • Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения.
    3. Выкупные платежи. Временно-обязанное состояние. Задание: Используя документ, попробуй заполнить вторую колонку таблицы
    • Содержание
    • Сущность
    • Личная свобода крестьян
    • Ликвидация крепостного права
    • Отрезки
    • Часть крестьянского земельного надела (20-40%) переходил к помещику
    • Выкупные платежи
    • За оставшуюся землю
    • крестьяне вносили выкуп:
    • 20% от стоимости земли – сразу;
    • 80% - в рассрочку на 49 лет
    • “Временнообязанное” состояние
    • (существовало до 1881г.)
    • До внесения суммы выкупа крестьяне продолжали выполнять повинности (барщина, оброк) в пользу помещиков
    • Сохранялись феодальные пережитки:
    • помещичье землевладение
    • сельская крестьянская община
    • Крестьянская реформа: Манифест и Положения 19 февраля 1861г.
    Покажи районы в которых положение крестьян стало наихудшим. Почему?
    • 4. Реакция крестьян на отмену крепостного права.
    Задание: найдите объяснение приведенным ниже данным.
    • 1. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка.
    • Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г.
    • 2. Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна.
    • Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров.
    • Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.
    • Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина".
    • 3. 1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:
    • 1861 г. - 1859 1862 г. - 844 1863 г. - 509
    • Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848
    • 4. К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил, путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось отбить волну крестьянского протеста.
    • Достаточно сказать, что на подавление крестьянских волнений было брошено 64 пехотных и 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов.
    • 5. Значение Реформы
    Значение Реформы задание: объясните понятия выделенные фиолетовым цветом.
    • Итоги крестьянской реформы
    • Открывала путь
    • к развитию
    • буржуазных отношений
    • в России
    • Стала основой для развития революционного движения из-за незавершенности преобразований
    Развитие буржуазных отношений Указ Александра II об отмене крепостного права в 1861 году вызвал целый всплеск народовольческого движения, закончившийся покушением на самого императора.
    • 6. Рефлексия и контроль.
    Устно: 1.Назовите деятелей принимавших участие в решении крестьянского вопроса. 2. В чем на ваш взгляд заключалась проблема отмены крепостного права? 3. На каких условиях была проведена реформа? ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ (ПИСЬМЕННО) О ПРИВЕДЕННЫХ ОЦЕНКАХ РЕФОРМЫ
    • 1. Оценивая крестьянскую реформу, важно понять, что она стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством.
    • 2. Правительство приготовило мерзость
    • 3. Все, что можно было сделать для сохранения интересов дворянства - сделано
    Спасибо за внимание

    Крепостное право – это такие законы, по которым большинство крестьян не могли покинуть своих господ и помещиков. По их законам земля принадлежала помещикам, а на ней работать должны крестьяне. Богатство помещика определялось по количеству «душ» - крестьян мужского пола(женщин за «души» не считали)








    Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».


    После Отечественной войны 1812 г. Многие ждали освобождения крепостных крестьян. Но это произошло только в 1861 году. В 1855 году Александр II взошёл на престол. Царём Александром II был подписан манифест о крестьянской вольности, за что его прозвали освободителем. С именем Александра связано много изменений в стране.


    С именем Александра связано много изменений в стране. В России строились железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить не 25 лет в армии, а 6 лет. Создавались новые учебные заведения. Царствование Александра было прогрессивным для России. Он провёл важные реформы: Были созданы земства – местные выборные органы Возникло 20 тысяч народных училищ, женских учебных заведений - до 300. Возникло более 700 наименований газет и журналов. Увеличилась территория России на кв. вёрст.




    Самостоятельно прочитайте статью «Петербург и Москва» на стр Что изменилось в этих городах в ХIХ веке?








    Презентация на тему "Отмена крепостного права" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для учеников 8 класса рассказывается о причинах, основных положения, недостатках и значении реформы отмены крепостного права в России. Автор презентации: учитель истории, Бикмухаметов Рустам Галиахметович.


    Фрагменты из презентации

    Причины отмены крепостного права.

    1. Кризис феодально – крепостнической системы хозяствования.
      1. сокращение экспорта хлеба;
      2. рост крестьянских повинностей;
      3. 50 % дворян имели менее 20 душ крепостных.
    2. Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины».
    3. Военно – экономическая отсталость России, что показала Крымская война.
    4. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

    Придерживаясь в 1857-58 годах «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 года согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либералами, совместно с единомышленниками из среды общественных деятелей (Н. А. Милютин, Я. И. Ростовцев, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский; Вел. кн. Елена Павловна и др.).

    Основные положения крестьянской реформы.

    • Крестьяне получали личную свободу.
    • Землю крестьяне должны были выкупать у помещика, 20% внести сразу, 80% выплачивать государству в течение 49 лет под 6% (выкупные платежи).
    • Крестьянин в течение 9 лет до 1870 года не мог отказаться от своего земельного надела и покинуть общину (временнообязанные крестьяне).
    • Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, должны были вернуть излишки помещику
    • (отрезки).
    • земля выкупалась крестьянской общиной, выход из общины с землей был запрещен.

    Недостатки реформы.

    • сохранилось помещичье землевладение.
    • сохранилась община.
    • высокие выкупные платежи.
    • крестьянство осталось самым бесправным сословием.
    • малоземелье крестьян.

    Проблема:

    С одной стороны, отмена крепостного права устранила главное препятствие на пути модернизации России, но с другой – условия освобождения вызвали резкое недовольство крестьян и значительной части образованного общества России