» » Виктор васильевич талалихин семья дети. Бесстрашный «Малыш»

Виктор васильевич талалихин семья дети. Бесстрашный «Малыш»

Виктор Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии 18 сентября 1918 года. Мать и отец будущего героя были крестьянами. Виктор закончил 7 классов школы, затем отучился в фабрично-заводском училище, устроился работать на мясокомбинат.

В семье Талалихиных было еще двое сыновей, оба старше Виктора, оба служили в авиации. Это предопределило его юношеские увлечения - он хотел стать летчиком. Первые шаги в авиации Талалихин сделал в аэроклубе. Его инструктор отмечал, что юноша отлично летает, но для повышения мастерства ему необходима холодная голова. Стоит сказать, что со временем это качество было приобретено и в последующем не раз сослужило добрую службу.

В 1938 году Талалихина призвали на службу в армию. Параллельно со службой Виктор проходил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов. Его мастерство росло, накапливался опыт. Многие отмечали, что Виктор Талалихин отличается смелостью и логичностью решений во время полетов.
В составе 3-й эскадрильи полка Талалихин принимал участие в Советско-финской войне. Уже в своем первом воздушном бою на истребителе И-153 Виктор сбил вражеский самолет, заслужив похвалы командования и товарищей. Радость первой победы над врагом запомнилась лётчику навсегда.

Через некоторое время Талалихин вновь отличился в бою. На этот раз ему пришлось прикрывать самолет своего командира, Михаила Ивановича Королёва, который вёл преследование самолетов врага под огнем зенитных орудий. Командир оказался в очень тяжелом положении: его самолет сотрясало от множественных взрывов снарядов. На хвосте сидел вражеский «Фоккер», который уже успел нанести повреждения самолету Королева.

Талалихин без раздумий бросился на выручку командиру, однако к нему на хвост также сел «Фоккер». Виктор, заложив крутой вираж, освободился от преследования, а затем длинной очередью из пулемета подбил противника. После приземления Королев сердечно благодарил Талалихина за оказанную в бою помощь. На расспросы командования, как он решился на столь отважный поступок, Виктор скромно отвечал, что обязан был спасти жизнь командира.

Во время военных действий на Карельском перешейке лучшим товарищем Виктора был Гумар Аюпов - такой же бесстрашный летчик, как и Талалихин, беззаветно влюблённый в свое дело. Гумар был ровесником Виктора. Они быстро сдружились, спали на соседних кроватях в землянке. Часто их можно было застать вдвоем беседующих о своем детстве, юношестве, о друзьях, оставшихся дома, о родных и близких им людях. В полку их считали неразлучными друзьями.

Но война внесла свои изменения в дружеские отношения Виктора и Гумара. Во время боевого вылета самолет Аюпова был сбит и упал на замершее озеро Суана-Ярви. Летчик выжил, но был тяжело ранен. Его доставили в медико-санитарный батальон, находящийся под прикрытием леса. Здесь ему сделали операцию. Жизнь его, как казалось, была вне опасности. Однако война распорядилась по-иному. На следующее утро вражеские самолеты разбомбили батальон, несмотря на то, что отлично могли различить красный медицинский крест с воздуха. Гумар Аюпов погиб. Смерть друга сильно опечалила Виктора Талалихина, он тяжело переживал эту утрату.

В свой следующий бой Талалихин бросился с еще большим рвением - им двигало желание расквитаться с врагом за смерть фронтового товарища. В тот день он сбил еще один самолет противника, добавив красную звезду на фюзеляж своего истребителя. За время военных действий против Финляндии Талалихин 47 раз совершал боевые вылеты, сбил 4 самолета, за что был награжден Орденом Красной Звезды.
В марте 1940 Советско-финская война завершилась. Талалихин отбыл в отпуск, отправившись домой к родителям.

Весной 1941 года Виктор Талалихин завершил с отличием обучение на курсах командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк. Здесь он встретил своего старого фронтового товарища, Михаила Королева, который командовал полком.

В июне началась Великая Отечественная война. 177-й истребительный авиационный полк принимал участие в обороне Москвы, защищая город с юго-запада. Первый воздушный бой был принят уже 25 июля. В последних числах июля Талалихин назначен на должность заместителя командира первой эскадрильи. Работы стало значительно больше. Талалихин лично проводил разбор полетов с каждым из своих подчиненных, не скупился на похвалы в адрес тех, кто ее заслуживал, и беспристрастно критиковал за ошибки, допущенные во время боевого вылета.

Главным подвигом Виктора Талалихина, совершив который он вошёл в историю, был первый ночной таран. Ночью 7 августа он получил приказ подняться в небо на перехват фашистских бомбардировщиков. Талалихин сел на хвост «Хейнкелю -111». Невзирая на искусные маневры противника, ему удалось подбить один из моторов бомбардировщика. Вскоре боевые припасы в самолете Талалихина закончились. В следующий момент ему в голову пришла крайне смелая мысль - протаранить «Хейнкель-111». Он отдавал себе отчет в том, что, возможно, идёт на смерть, но успокаивал себя тем, что фашистов погибнет вчетверо больше. Самолет Виктора врезался в хвост бомбардировщику, истребитель откинуло, но Талалихин сумел выпрыгнуть с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился. Местные жители помогли ему добраться до части. 8 августа 1941 года за этот подвиг отважному лётчику Виктору Талалихину присвоили звание Героя Советского Союза, была вручена медаль «Золота звезда» и Орден Ленина. На тот момент бесстрашному герою было только 22 года.

После этого героического поступка Виктор Талалихин еще ни один раз отличался во время боевых действий в воздухе. Ему всегда были свойственны точная стрельба, хладнокровие при управлении машиной и неожиданные для фашистских летчиков маневры. В высшей степени ответственно Талалихин подходил к обязанностям командира своей эскадрильи, всегда был очень требователен, не терпел дезорганизации и нарушения дисциплины.

Лихой лётчик погиб 27 октября 1941 года во время очередного боевого вылета. В тот день 6 истребителей прикрывали наши войска в районе деревни Каменки, что возле Подольска. Ведомые Талалихиным, истребители вступили в бой самолетами «Мессерами» Ме-109. Виктор, ведомый свойственным ему бесстрашием, сумел сбить один из самолетов, но получил в схватке тяжелое ранение в голову. Через некоторое время его самолет упал.
Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В его честь названы улицы в ряде городов нашей Родины (Москве, Волгограде, Борисоглебске, Челябинске, Нижнем Новгороде). Один из кораблей Морского Флота России носит его имя. В городе Подольске, недалеко от места гибели лётчика, установлен его памятник.

18 сентября 1918 года, ровно 100 лет назад, родился будущий легендарный советский летчик и герой войны Виктор Васильевич Талалихин. Далеко не каждый человек удостаивается чести остаться в людской памяти и спустя целый век после своего рождения. Виктор Талалихин относится именно к таким людям, хотя и прожил он всего 23 года. Что это за возраст по сегодняшним меркам? Его ровесники только-только университеты заканчивают, а Виктор Талалихин в свои 23, трагически уйдя из жизни, получил всесоюзную известность. Ведь именно он одним из первых в советской авиации провел ночной воздушный таран, на своем истребителе И-16 атаковав немецкий самолет-бомбардировщик Heinkel He 111.

Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года в небе над Москвой. Самолет лейтенанта И. Ташнера из 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры люфтваффе был сбит благодаря настоящему герою Талалихину. Наш И-16, в свою очередь, упал в лесу в районе деревни Степыгино (сейчас это городской округ Домодедово), а сам Виктор Талалихин, получивший ранение, тем не менее, смог спуститься в речку Северку и выжить. Впоследствии он провел еще несколько успешных боев, сбив пять немецких самолетов.

Виктор Васильевич Талалихин был самым обычным советским парнем – типичным представителем своего поколения, «сталинского». Именно «плюс-минус» ровесники Талалихина строили важнейшие объекты советской промышленности, несли на себе всю тяжесть индустриализации и коллективизации, героически сражались в годы Великой Отечественной войны. Виктор родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии в рабочей семье. Взрослели тогда рано и уже в 1933 году, в пятнадцатилетнем возрасте, Виктор устроился рабочим на Московский мясокомбинат, где в следующем году окончил фабрично-заводское училище и затем работал шпикорезом и мясообвальщиком в сырьевом цехе.

Однако, как и многие парни его возраста, Витя Талалихин грезил небом и мечтал о романтичной и сложной профессии военного летчика. Ведь тогда, в 1930-е годы, был самый пик развития и популяризации советской авиации. Вся страна знала имена прославленных летчиков, а молодежь стремилась равняться на них и получать связанные с авиацией профессии. Не стал исключением и Виктор Талалихин, который тоже мечтал о карьере летчика, тем более, что в авиации к этому времени уже служили его два старших брата.

Уже в сентябре 1935 года он записался в планерный кружок мясокомбината – такие кружки в то время действовали при многих советских предприятиях. Ведь именно рабочий класс считался кузницей кадров для армии, флота, органов безопасности советского государства. В октябре 1936 г. комсомол дал Виктору Талалихину путевку в аэроклуб Пролетарского района Москвы, где молодой человек в июне 1937 года и совершил первый самостоятельный полет на самолете У-2. Все же уникальная система отбора и подготовки кадров была в Советском Союзе в сталинское время! Ведь любой рабочий паренек имел все шансы проявить свои способности и таланты и стать военным летчиком или подводником, конструктором ракет или разведчиком. На примере Талалихина мы видим, что планерные кружки существовали даже на таких сугубо гражданских предприятиях как мясокомбинат, и молодые рабочие имели возможность определиться с будущей профессией и, проявив склонность к летному делу, уже всецело посвятить себя авиации.

В декабре 1937 г. Виктор Талалихин поступил и в декабре 1938 г. окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в Борисоглебске Воронежской области. Это военное учебное заведение было одним из первых, готовивших летчиков-истребителей, разведчиков и бомбардировщиков для Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного флота. В числе самых знаменитых выпускников школы был Валерий Павлович Чкалов и, конечно, молодые курсанты очень гордились тем, что им довелось учиться в «школе Чкалова», а в декабре 1938 года учебное заведение действительно переименовали в военное училище имени Валерия Чкалова.

Виктор Талалихин выпустился из Борисоглебской школы в звании младшего лейтенанта и с квалификацией летчика-истребителя. Он был распределен на должность младшего летчика в 3-ю авиационную эскадрилью 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа. В это время Виктор летал на И-153. Вскоре пришлось ему получить и первое боевое крещение – две эскадрильи полка перебросили на Карельский перешеек для участия в советско-финской войне, где включили в состав 152-го истребительного авиационного полка.

По официальным данным, во время советско-финской войны Виктор Талалихин, числившийся начальником связи 3-й эскадрильи 80-го авиаполка, совершил 47 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета ВВС Финляндии, за что получил орден Красной Звезды. Однако в ряде современных публикаций этот эпизод в жизни прославленного летчика подвергается сомнению. Например, авторы публикации в «Совершенно секретно» ссылаются на документы авиационных частей, участвовавших в советско-финской войне. Согласно этим документам, 3-я эскадрилья, в составе которой служил Талалихин, не провела ни одного боя из-за того, что на том участке фронта, за который отвечал авиаполк, отсутствовала авиация противника. Но летчики эскадрильи, тем не менее, регулярно совершали боевые вылеты – только в качестве штурмовой авиации, подавляя огневые точки противника. Во время одного из таких вылетов погиб друг Талалихина младший лейтенант Гумар Аюпов. Именно благодаря действиям советских летчиков тогда была предотвращена гибель целой стрелковой дивизии и действовавшего вместе с ней оперативного полка войск НКВД.

После того, как весной 1941 г. Виктор Талалихин окончил курсы командиров звеньев, он был назначен командиром авиационного звена 1-й авиационной эскадрильи формирующегося 177-го истребительного авиационного полка. Это назначение не было неожиданностью – 177-м полком командовал Михаил Королев, сослуживец Виктора Талалихина по Финляндии. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Младший лейтенант Виктор Талалихин, служивший в 177-м полку, входившем в состав 6-го истребительного авиационного корпуса Московской зоны ПВО, с первых месяцев войны стал принимать участие в боевых действиях.

Герой Советского Союза полковник авиации Марк Лазаревич Галлай, служивший в начале войны летчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы, вспоминал о Талалихине:

«Главное же, что запомнилось из беседы с этим спокойным, вежливым, серьезным пареньком, был, конечно, не его орден, а какая-то острая внутренняя нацеленность на то тяжелое дело, которое предстояло делать всем нам, - на войну. Разумеется, в нашем разговоре не фигурировали какие-либо торжественные декларации или пышные слова. Это выяснилось с первых же дней войны; лучше всего воюет не обязательно тот, кто в мирное время громче всех декларировал свою воинственность и жажду подвигов...».

Возможно, именно эти качества и позволили Талалихину пойти на очень смелый поступок – воздушный таран. Тут надо отметить, что воздушный таран – русское изобретение. Первым в мире на воздушный таран пошел штабс-капитан Петр Нестеров – прославленный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли». 8 сентября 1914 года в районе Львова Петр Нестеров направил свою машину на таран тяжелого австрийского самолета, которым управляли опытные летчики Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь. К сожалению, 27-летний штабс-капитан Нестеров погиб.

Первый в мире ночной таран также совершил наш военный летчик - 28 октября 1937 года в небе над Барселоной летчик-интернационалист Евгений Степанов (Эву Хеньо), сражавшийся на стороне испанских республиканцев, атаковал итальянский самолет - бомбардировщик SM-81. Интересно, что при проведении ночного тарана Евгений Степанов остался жив.

Во время Великой Отечественной войны первый воздушный таран провел в небе над аэродромом Млынов в районе Дубно советский летчик старший лейтенант Иван Иванов. 22 июня 1941 года, около 4:25 утра, Иван Иванов атаковал немецкий бомбардировщик. При проведении тарана 31-летний советский летчик погиб, но был посмертно представлен к званию Героя Советского Союза. Впрочем, в первый день войны было совершено еще несколько воздушных таранов - в 5:15 младший лейтенант Леонид Бутерин погиб в небе над Станиславом (ныне – Ивано-Франковск), атаковав немецкий «Юнкерс».

В 6 утра 22 июня еще один советский летчик, так и оставшийся неизвестным, протаранил на своем У-2 немецкий «Мессершмитт», а в 10 утра 22 июня летчик Петр Рябцев также протаранил немецкий самолет в небе над Брестом. Всего только в первый день Великой Отечественной войны советские летчики 19 раз таранили самолеты противника, а за все время войны пилоты советской авиации провели более 600 воздушных таранов. Во многом именно удивительный героизм советских летчиков позволил нам достойно противостоять люфтваффе в воздухе, хотя первоначально гитлеровская Германия и имела серьезные преимущества.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года командование полка получило сигнал тревоги, после чего истребитель И-16, который пилотировал младший лейтенант Талалихин, был поднят в воздух и вылетел на перехват вражеских самолетов, летевших на бомбардировку Москвы. Над деревнями Добрыниха и Щеглятьево Московской области Талалихин обнаружил следовавший на высоте 4800 м. самолет He-111 лейтенанта И.Ташнера.

Младший лейтенант Талалихин уверенно стал сближаться с вражеским бомбардировщиком. Поймав немецкий самолет в прицел, советский летчик открыл огонь, но и немец оказался не из простых – он мастерски увернулся и попытался оторваться от советского истребителя. В ответ Талалихин развернулся и снова открыл огонь по немецкому самолету. Лейтенант Ташнер, пилотировавший немецкий самолет, увеличил скорость и стал снижать свою машину. Талалихин опять ударил по немцу из пулемета и смог поразить правый мотор бомбардировщика.

Но Не-111 продолжал полет. У советского летчика, тем временем, кончились патроны и у Талалихина не оставалось иного выхода, кроме как пойти на таран. Стрелок бомбардировщика вел ответный огонь по советскому истребителю и Талалихин был ранен в руку, но не уклонился от тарана и, подойдя к хвосту немецкого самолета, нанес винтом по нему удар. Не-111 был сбит. Сам Талалихин выбросился из поврежденного истребителя с парашютом и попал в неглубокое озеро, где его увидели местные жители и помогли ему выбраться. В деревне Степыгино младшего лейтенанта перевязали, а затем доставили на У-2 в штаб полка. Там и стало известно о подвиге летчика. Советское командование тогда уделяло особое внимание подобным проявлениям отваги и доблести военнослужащих, поскольку пример Талалихина и многих других героев мог вдохновлять миллионы советских солдат и мирных граждан на фронтовые подвиги.

Уже 8 августа 1941 г. за совершенный таран младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. 2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин лично вручил младшему лейтенанту Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Примечательно, что И-16, на котором летчик совершил таран, был обнаружен лишь спустя 73 года после описываемых событий – в июне 2014 г., в лесном массиве в 20 км. от Москвы.

Получив самую высшую награду советского государства, младший лейтенант Талалихин продолжал нести службу в составе своего авиационного полка в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Когда командир эскадрильи, получив ранение, выбыл из строя, Талалихин стал исполнять обязанности комэска. Он провел еще несколько успешных воздушных боев. Но жизнь большинства летчиков – истребителей в первые годы войны была очень недолгой. Обычно летчик-истребитель погибал в пятом – шестом боевом вылете, летчик – штурмовик – в десятом боевом вылете. Воздушный таран был смертельным для каждого третьего летчика, решившегося на его применение, поэтому пойти на таран, особенно на ночной, означало рисковать очень серьезно. Каждый летчик, решавшийся на воздушный таран, с полным на то правом может быть назван настоящим героем.

Младший лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года, спустя чуть более месяца после своего 23-летия. Уже после войны, в 1948 году, его навечно включили в списки 1-й авиационной эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка. Как и ряд других выдающихся советских летчиков, Талалихин вошел в «пантеон» советских героев. Именем героя были названы улицы во множестве городов Советского Союза, небольшой город в Домодедовском районе Московской области, ряд школ, технологический колледж в Москве (в котором функционирует музей Виктора Талалихина).

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Талалихин Виктор Васильевич (18.9. 1918, с. Тепловка, ныне Вольского р-на Саратовской обл.,- 27.10.1941, ок. Подольска), лётчик-истребитель, один из первых совершивший таран вражеского самолёта в ночном воздушном бою во время Великой Отечественной войны, Герой Сов. Союза (8.8.1941), младший лейтенант (1938). Чл. ВЛКСМ с 1938. В Сов. Армии с 1937. Окончил Борисоглебскую воен. авиац. школу лётчиков (1938). Участвовал в сов.-финл. войне 1939-40, совершил 47 боевых вылетов, за что был награждён орденом Красной Звезды. В Великую Отечеств, войну ком-р звена, затем зам. ком-pa эскадрильи истр. авиаполка. Проявлял высокое летное мастерство и творчество в тактике возд. боя, показывал пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки. В ночь на 7 авг. 1941 совершил возд. таран, сбив на подступах к Москве немецко-фашистский бомбардировщик «Не-111». В последующих боях уничтожил ещё 5 самолётов пр-ка. За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Т. было присвоено звание Героя Сов. Союза. 27 окт. 1941 Т. погиб в возд. бою. В 1948 Т. зачислен навечно в списки 1-й эскадрильи истр. авиаполка, в к-ром он служил. В 1960 в г. Подольск ему установлен памятник. Его именем названа улица в Москве. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени и Красной Звезды. Похоронен на Новодевичьом кладбище в Москве.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8 томах, т. 6

Сочинения:

Как я протаранил немецкий самолет под Москвой.- В кн.: Огненные годы. М., 1971.

Литература:

Андреев С. А. Совершенное ими бессмертно. М., 1976, с. 59-62;

Герои огненных лет. Кн. 1. М., 1975, с. 121-130,

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970, с. 68-89;

Утехин С. Г. Виктор Талалихин. Изд. 2-е. М., 1965.