» » Выдающиеся осетины. Как осетины смогли сохранить древнюю культуру своих предков

Выдающиеся осетины. Как осетины смогли сохранить древнюю культуру своих предков

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кем были предки? Все перемешалось...

Быть может, фараоны и цари...

А, может, ген рабов тебе достался...

Теперь, поди, попробуй, разбери...

Слышал о том, что у некоторых царей, князей и других знаменитых людей были родственники осетины. Стало очень интересно, как и где характер осетин встречается в выдающихся личностях России. Например, таких как Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Шуйский, Александр Пушкин, Наталья Гончарова и многие другие.

След, который оставили наши прямые предки, скифо-сарматские и аланские племена в мировой истории велик.

Он ведет к древнейшим цивилизациям Египта, Индии, Китая, Приуралья, Галилеи, Средневековой Европы, Кавказа.

Многие осетины даже не подозревают о возможном своем родстве с гениями нашей страны. В результате моего интереса к этому вопросу, я узнал, что вышеперечисленные мною знаменитости, являются звеном одной прародительницы. Эта Мария Шварновна - супруга Всеволода Большое гнездо, дочь аланского князя, воеводы Шварна.

Согласно сохранившимся сведениям, аланская знать той эпохи отличалась высоким уровнем образованности. Так, Давид-Сослан знал греческий, латинский, арабский, татарский, грузинский языки, был автором грузинских книг.

Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так например, Борена (см. Рис.12), дочь осетинского царя Урдура (см. Рис.11), жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан (см. Рис.14), по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара». Бурдухан, владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками. Свободно читала и писала. Высокой образованностью отличалась и Мария Аланская (Ясская). Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине.

С гордостью хочу подчеркнуть, что с давних времен аланки отличались воспитанностью, оказывали значительное влияние на своих знаменитых мужей, что имеет место в исторических документах эпохи.

Вероятно, им это передалось генетически от своих прародительниц амазонок.

В результате моего теоретического, библиографического исследования я узнал еще о многих других генетических связях героях исторического прошлого, выдающихся личностях России, которых знает весь мир. Мне было важно узнать какой след они оставили в русской истории.

Пользуясь архивными материалами, трудами историков и ученных мира для меня многое в моем исследовании стало открытием.

Я, горжусь осетинским народом который дал человечеству: великого античного философа-Анахарсиса, вождя народа Сдалина, арктического первопроходца Юрия Кучиева, непобедимого витязя - полководца средневековья Царазон Давида-Сослан, гениального поэта Коста Хетагурова, выдающегося ученого современности Васо Абаева, непревзойденного Бало Тхапсаева, первую в мире женьщину-дирижера Веронику Дударову, мирового звезду Валерия Гергиева, «Казбек гора» Темырболат Дударыкоевич, двукратного Олимпийского чемпиона Сослана Андиева, семейной династии борцов Дзгоевых Асланбека и его сына Таймураза и многих других, о которых вполне возможно я расскажу в следующей своей работе.

Я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то и у меня есть шанс, оставить свой след в истории нашей большой страны.

Но, к сожалению, мы плохо знаем нашу историю, историю наших предков, их заслуг. Более глубокое познание этой темы по неизвестным причинам подвергалось ограничениям в Советской исторической школе, для которой арийство и индоевропейские корни осетин были раздражающей темой, и которая, несмотря на имеющийся обширный материал, в данный момент не исследуется и забыто. В результате необоснованных ограничений история некогда многомиллионного народа легко подвергается идеологическим и научным искажениям, позволяющим приписывать осетинам всевозможные ярлыки, представляя наших предков «дикарями». Даже «Нардский эпос» долгое время изучался учеными, прежде чем нашел своих потомков - осетин.

Это наверно зависть, вредность других народов привела к такой ситуации. Было время, когда причастность осетин к наследию скифов серьезно оспаривалось. Сегодня все становится на свои места благодаря неоспоримым фактам, которые систематизированы в многолетних трудах В.Абаева, Ж. Дюмезиля, В. Миллера и других ученных.

Нам остается проявить любопытство и интерес к собственной истории.

Глава 1. Генетическая связь осетин с выдающимися историческими личностями Руси .

    1. Елена- жена Ярополка.

В 1116 году в Киев, из военного похода, возвращалась дружина Ярополка, сына великого князя Владимира Мономаха с невестой необычайной красоты, аланской княжной, взятая в плен князем в жарком бою, при сражении с доблестными воинами аланского государства.

В замужестве она была наречена Еленой, а впоследствии стала великой княгиней Киевской. Она была красива, умна и при этом имела благородный характер.

Она пленяла умы и сердца всех, кто знал ее. Молва о ней ходила повсюду, не имея никаких территориальных границ. Ее влияние было настолько велико, что старший племянник Ярополка от брата Мстислава - Изяслав, внук Мстислава - Ярослав, а также младшие племянники Ярополка, сыновья его родного брата Юрия Долгорукого, Андрей и Всеволод, пожелали в дальнейшем связать свою судьбу с представительницами женского пола той национальности, которой принадлежала аланская княжна.

Впоследствии, Андрей Боголюбский женился на Алене Ясской, а Всеволод - на Марии, дочери аланского князя Шварна. Князь Мстислав Всеволодович Черниговский, связал свою судьбу с двоюродной сестрой Елены- Марией.

1.2.Алена Ясская - жена Андрея Боголюбского.

Двор князя Северо-Восточной Руси, Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.), прочно был связан с аланами-ясами.

Еще в юности, он прославился своими воинскими подвигами на юге.

Одним из близких людей, его боевых соратников, был яс, по имени Амбал, сестра которого, Алена Ясская, впоследствии стала его женой.

Как мы видим, представительницы знатных аланских родов: Алена Ясская, Мария Ясская, близкие родственницы царицы Тамары по линии ее матери Бурдухан, были аланками по происхождению.

Баяре устроили заговор против Андрея Боголюбского и его аланской супруги.

Князь Андрей был убит, а жену его, Алену Ясскую и ее брата, ясса Амбала, утопили в озере, считая их вдохновителями многих его начинаний.

Князь Юрий Боголюбский, в Грузии нареченный Георгием, являлся сыном и наследникомкнязя Андрея и княжны Алены.

Русские летописи оставили нам сведения о том, что он был вынужден, спасаясь от преследования бояр, врагов своих, погубивших насильственной смертью его родителей, бежать на родину матери, на Северный Кавказ, на реку Сунжа и искать там убежище и спасение от неминуемой его гибели.

Впоследствии, по воле судьбы, он встретился в этих местах с эриставами Грузии, а в 1185 году, стал первым мужем царицы Тамары, полуаланки по крови, дочери аланской царицы Бурдухан.

Брак продлился только 2 года.

1.3.Мария Ясская- жена Всеволода Большое Гнездо.

«Все интересующиеся русской и аланской историей прекрасно знают, что Мария (см.Рис.4) была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии - она была женой Всеволода III Большое Гнездо(1154-1212) (см. Рис.5). Эта пара - предки династии Московских великих князей и царей. Александр Невский (см. Рис. 2) - это их внук, Иван Грозный -далекий потомок. Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В числе потомков этой линии Рюриковичей - огромное число выдающихся деятелей русской истории и культуры. Поэтому ее образ приобретает колоссальное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических, естественных связей, которые некоторые время тому назад оказались не слишком актуальны. В ее образе для нас всех концентрируется подлинная, реальная, с глубоким смыслом история, которая позволяет лучше понимать и видеть то, что происходит сегодня, а также лучше прогнозировать будущее», - подчеркивает ученый доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания Руслан Бзаров .

Мария (1158 - 1209) вышла замуж за Всеволода совсем юной девушкой, (первое, но не последнее, упоминание о ней в русских летописях относится к 1176 году, когда ей было 18 лет).

Она родила и воспитала 12 детей, в том числе восьмерых сыновей, причем воспитала их в традициях своей родины-Алании, где превыше всего ценились рыцарство и узы братства. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.

Все сыновья Марии были отважными воинами, а ее внук Александр Невский стал знаменитым русским полководцем. Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская (см. Рис.1). Потомков у нее будет много - 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом.

По историческим и летописным фактам русской и аланской истории мы знаем, что Мария была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии. Они по праву считаются предками династии Московских великих князей и царей.

Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В число потомков линии Рюриковичей входят выдающиеся деятели русской истории и культуры. Образ Великой Марии Ясыни, все более приобретает огромное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических связей между нашими народами, которые некоторые время тому назад казались не такими актуальными, как сегодня.

Правление Всеволода Большое Гнездо, стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли.

Мария занималась благотворительностью. Она щедро одаривала нищих, больных, сирот, помогала нуждающимся, подносила щедрые дары в церковь. Являлась для многих опорой, поддержкой и утешением. Мария нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.

Мария вникала в нужды и заботы простолюдинов, строила храмы и монастыри, неустанно творя добро. Мудра и предусмотрительна была аланская княжна Мария Ясская. Учитывая все ее заслуги, она была канонизирована в число первых русских святых.

Еще раз смею перечислить их имена, вошедших в мировую историю: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской (см. Рис.3), Александр Пушкин, Наталья Гончарова, Иван Грозный. Следует отнести к этому списку и другого, не менее известного в истории русского царя, Василия Шуйского, правившего в годы Великой Смуты (1606 - 1610).

Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь - лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних, - двенадцатых родов она так и не оправилась и семь последних лет, тяжко болела из-за чего решила уйти в монастырь.

В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город.

Все плакали - жалели бесконечно добрую Марию Шварновну.

Вскоре через 18 дней после пострижения в монахини, в 1205 году она скончалась.

Летописец Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно:

"…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова

Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение".

Глава 2.Исторически-значимые личности осетинского народа и их Мировая известность.

2.1. Аланские связи с Грузией и Арменией.

Царазон Давид-Сослан.

Давид-Сослан, является осетинским царевичем, сыном Царазона, прямым потомком осетинского властителя.

Давид, в глазах своих современников слыл талантливым полководец, царем Картли, с 1189 года, мужем и соправителем Тамары. В период наивысшего расцвета феодальной Грузии, выполнял обязанности главнокомандующего войсками.

Принадлежал Давид-Сослан к осетинской ветви Багратионов.

Он воспитывался при грузинском дворе бездетной «вдовой овского князя», теткой Тамары, сестрой Бурдухан- Русудан.

Первый историк Тамар Картлис Цховреба автор «Истории и восхваления венценосцев», в связи со вторым замужеством царицы, рассказывает: « Во дворец царицы Расудан был витязь из сынов Ефрема, (то есть осетин), мужей могущественных и сильных в боях. Так как он доводился Русудан родственником по линии ее тетки, дочери Давида (царя Грузии в 1089-1125гг Давида-Строителя) выданной замуж в Осетию, Русудан привезла его в свой собственный дворец на воспитание.

Приезжающие туда и тамошние видели, что юноша этот, по отцу и матери царского происхождения, - был сложен хорошо, плечист, на вид красив, ростом умеренный».

Уже с детства он отличался от сверстников своей красотой, силой, умом, богатырским телосложением.

Впоследствии, возмужав, Давид-Сослан (см. Рис. 6) стал отважным воином, могущественным рыцарем, не имеющий себе равного как стрелок, предприимчивый.

Он был хорошо образованным молодым человеком: владел осетинским, греческим, латинским, татарским, грузинским и другими языками.

Его образованность и просвещенность сделали его достойным царицы Тамары, и они поженились.

Давид-Сослан - знаменитый полководец, незаурядный государственный деятель средневековья на Кавказе. Его храбрость и военный талант не только были признаны, высоко оценены современ-никами и потомками, но и нашли отражение в поэмах, романах, песнях, преданиях, дошедших до наших дней… В 1207 году Давид Сослан скончался (по некоторым источникам, был убит). В том же году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

Место захоронения Давида - Сослана и Тамары (см. Рис.7) осталось в тайне. Это была предсмертная просьба Грузинской царицы, дочери Худана и Бурдухан.

Царица Тамара-дочь аланской царевны Бурдухан.

В середине XII века, царь Алании Худдан (см. Рис.13), выдал свою дочь Бурдухан (см. Рис.14) за грузинского царя Георгия III. Таким образом он завязал тесную связь между грузинами и осетинами. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, мужем и соправителем которой в 1189 г. стал осетинский царевич Давид-Сослан (см. Рис.7).

Тамара, коронованная еще при жизни своего отца, взошла на престол царей Грузии в 1184 г.

Всё началось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Бабушкой Тамары была жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, которая учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара».

Верховный совет, созванный для избрания Тамаре мужа, перебрав всех возможных женихов (а их было очень много среди принцев и царевичей, византийских, малоазийских, овсетинских и других государств) остановился на одном, а именно: на русском князе Юрии - переименованном в Грузии как Георгии, сыне сильного князя государя Андрея и княжны Алены ясской.

Но брак Тамары продлился не долго, и по истечении некоторого времени после этого развода, она вышла замуж по любви за Давида-Сослана.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно - их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря нему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и, чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Царица Сатеник - жена Армянского царя Ардашеса .

Сатеник — является героиней осетинского нартского фольклорного эпоса (Сатаны - Шатаны, осетинский вариант), которая в I веке от Рождества Христова прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царём Армении Арташесом.

Из осетинского «Нартского эпоса» известно, что Сатана дочь Уастырджи, рождённая мёртвой Дзерассой,каторая росла не по дням, а по часам: за месяц вырастала как за год, а за год — как за три года.

Среди нартских девушек ей не было равных по красоте (см. Рис.8). Ее красота была ослепительна, от света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча.

Сатана — ключевая фигура эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, она сражается как настоящий смелый воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семи ярусной башне.

К вопросам, была ли Сатана-Сатеником, обращались В.И. Абаев, Г. Х Салакая, Ж. Дюмезил и другие ученые. Армянский историк Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» Хоренаци отмечает, что «Сатиник - по всей вероятности, это имя Сатана (или Шатана) героини эпосов северокавказских народов». Г. Салакая обращает внимание на историю этого вопроса: «Некоторые исследователи считают возможным, - пишет он, - сопоставление имени нартской героини с именем аланской принцессы Сатаник, упоминаемой армянским историком V века Моисеем Хоренским».

В армянских эпических сказаниях времен средневекового армянского историка Мовсес Хоренаци (V век), существует очень распространенная легенда о Сатеник — которая есть аланская принцесса, армянская царица, жена царя Великой Армении Арташеса I (III-II век до н. э.).

«Легенда «Арташес и Сатеник» рассказывает о том, чтоАланы напали на Армению. Но король Арташес смог отразить атаку. Во время битвы армянам удалось взять в плен аланского принца.

Аланскому царю пришлось просит примирения, для того чтобы освободить своего сына из плена. Он послал послов к Арташесу, с обещаниями выполнить все его пожелания, одновременно предлагает заключить клятвенный союз, чтобы отныне аланские храбрецы не совершали набеги на земли армян.

Но Арташес, на примирение не соглашался, и отказался вернуть юного царевича.

Царю аланов оставалось только, готовится к началу новой жестокой битвы.

В лагере аланов находилась также аланская царевна — прекрасная Сатеник. Узнав о том, что брат попал в плен, она приходит к берегу Кура и обращается к Арташесу, который находится на другом берегу реки, взывая его к милости отпустить брата.

Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов жестко отказал ему.

Арташес умыкнул Сатану. Она, поневоле стала его женой.

Из народных песен, которые записал Мовсес Хоренаци, так же сохранились отрывки о роскошной свадьбе Арташеса и Сатеник:

Падал золота дождь, как женился Арташес. Падал дождь жемчугов, как шла замуж Сатеник.»

2.2.Аланские философы древности.

Анахарсис

Ана́харсис (около VII-VI вв. до н. э.) — далекий предок современных осетин.

По происхождению является скифом, сыном царя Гнура и братом царя Савлия и Кадуита.

Он был во многих странах, видел многое, узнал о многом, был в Афинах, где встречался с другими знатными скифами того времени, в числе которых были врачи, философы, мудрецы…

Он является одним из семи мудрецов мира. Он является автором многих изобретений и мудрых изречений. Более 50 мудрых изречений Анахарсиса (см. Рис.10) на разные темы, приобрели известность во всем мире.

Даже в наше время, изречения Анахарсиса являются настольной книгой и путеводителем жизни многих известных людей. В них, мудрец-философ размышляет о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства;. о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д.

Есть основания полагать, что именно Анахарсис, является изобретателем корабельного паруса, якорья, усовершенствованного гончарный круг.

Известный скифянин повидал много стран и в каждой из них, оставил след великих мудрых высказываний. Скифский мудрец и философ Анахарсис, являлся одним из самых гениальных и великих людей своей эпохи и осетины могут с гордостью произносить его имя, зная о том,что он является далеким предком осетин, аланов и сармат.

Но, к сожалению, согласно писанию Геродота, по возвращению на Родину, он был убит собственным братом, за совершение иноземного религиозного обряда.

Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи.

Перед смертью он сказал свои знаменитые слова: «Благодаря моему уму и знаниям я целым возвратился из Греции, а благодаря зависти погибаю, возвратившись в отечество.»

А ведь философ Анахарсис составил славу своему отечеству. Недаром писал Геродот: « Мы не можем указать ни одного племени из обитающих по эту сторону Понта, которые выдавались бы мудростью,и не знаем ни одного ученого мужа, за исключением скифского народа и Анахарсиса».

Приведу несколько цитат и высказываний Анахарсиса :

Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Язык - это то, что в человеке одновременно и хорошо и дурно.

2.3. Генетическая связь Мировых политических лидеров с осетинами.

Сталин Ио́сиф Виссарио́нович.

Настоящая фамилия Ио́сифа Виссарио́нович Ста́лина, Джугашви́ли.

В истории его имя связано с советской государственной, политической и военной деятельностью (см. Рис.9). Советский народ долгие годы называл его «отцом и вождем народа», Генералиссимусом Советского Союза (1945), а в годы Великой Отечественной войны, к нему обычно обращались просто «товарищ Сталин».

Исходной форма фамилии Джугашвили осетинская фамилия Дзугаев.

Одним из условий крещения в Грузии было перемена фатимилии на Грузинский лад, где к фамилии на конце добавлялось грузинского «швили». В соответствии с этой версией, предки Сталина не исключение.

Превращению осетинских фамилий в грузинские фамилии способствовало добровольное желание определенной части осетин, оказавшихся в результате миграционных процессов.

В переводе с грузинского «швили» означает сын.

Существует информация, что отец Сталина и другие родственники называли его Сосо. Оказывается, при рождении его нарекли осетинским именем, Сослан. Но так, как его два старших брата, умерли в младенчестве, по совету старейшин, мальчику решили поменять имя на Иосиф.

По достоверным сведениям Сталин владел осетинским языком, как родным.

Например, в беседах с Осетином, генералом И.Плиевым, он свободно разговаривал с ним на Осетинском языке.

Также осетинское происхождение Сталина в книге «Внучка вождя» подтверждает, Галина Джугашвили, его внучка.

С именем Сталина связана победа наших войск над фашистской Германией.

При нем было построено первое в СССР метро. Он интересовался в стране всем, включая строительство Московского Государственного Университета имени Ломоносова, уделяя большое внимание развитию советской науке.

В настоящее время нет такого россиянина, который бы не знал и не слышал о Сталине. В некоторых домах хранятся его портреты. Участники Великой Отечественной Войны с гордостью рассказывают о нем своим внукам и правнукам.

И мы не должны забывать о великом нашем Сталине. Быть ему благодарны за победу! За то, что мы сегодня живы и свободны! За мир, который мы теперь обязаны хранить и оберегать!

Мне передали на хранение медали и ордена своего прадедушки, участники Великой Отечественной Войны, что бы мы знали и помнили о подвигах наших предков и никогда их не предавали.

Заключение

Тот, кто историю свою не знает,Кто славных предков забывает,Тому на свете трудно жить, Свою историю творить.Так не забудем никогда,Про славные те прошлые года!И будем мы детей учить,Как надо Родину любить.

В результате своего исследования я понял, что многие даже не имеют представления о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира. И вообще, многим вообще неизвестны кем были Мария Ясыня, Анахарсис, Сатеник и многие другие выдающиеся личности нашего мира.

Я по совету своего научного руководителя провел вместе с ней анкетирование школьников, в котором задавал вопросы о знаменитых людях, насколько они знакомы детям моего возраста и даже старше. Но, к сожалению, результат был, очень ожидаем. Знание, об исторических событий и героев прошлых столетий, внесших такой неоценимый вклад в наше развитие, не достигло даже 1% (Приложение 1).

Меня пригласили в библиотеку по пр. Коста 283, куда я периодически обращался в краеведческий отдел за литературой, зачитать свой доклад. Моими слушателями были учащиеся 6 классов 36 школы, сотрудники библиотеки и простые посетители, которых заинтересовала моя тема (Приложение 2).

Я очень волновался о том, как меня встретят, интересно ли им вообще моя тема, будут ли меня слушать. Час прошел не заметно (Приложение 3). Меня встретили очень хорошо. Слушали меня с большим любопытством! Администрация библиотеки вручила мне «Благодарность» за проявленный интерес к изучению истории осетин. Было приятно (Приложение 4).

После моего доклада, ко мне подходили девочки с 36 школы и просили к ним прийти в школу на урок истории. Подошла женщина, которая работает учителем истории в частной школе и спросила, не буду ли я против, если меня пригласят в свою школу. Она была заинтересована моей темой, ее новизной и значимостью.

Я обязательно продолжу изучение своей темы. Мои ровесники должны знать, и гордится своими предками. К сожалению изучаемые мною вопросы о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира не изучается и не рассматривается в рамках школьной программы.

Благодаря классному руководителю, на классном часе я смог рассказать своим одноклассникам о наших благородных предках. Всем было очень любопытно, интересно и познавательно. Я так думаю, что они расскажут об этом дома, друзьям, родственникам.

Я уверен, мой труд не остановился только на исследовании. Информация, которую я передал, пойдет из уст в уста. У сомневающихся, будет повод расширить свой кругозор в интернете или библиотеке. Главное, об этом заговорили и задумались.

Недаром говорят, что и малые звезды светят. Пусть ярче светят звезды всех народов в братском созвездии Родины!

Русский с осетином - по сути, братья, в них течет одна кровь. Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по культуре, истории и великому духу наших предков.

В наше тяжелое политическое время, время постоянных политических провокаций важно знать, что ты часть своего государства. Та часть, которая стояла у истоков государства, была ему опорой, другом и братом.

В составе Российского государства наша республика является едва ли не самой маленькой, как по территории, так и по количеству коренного населения, и тем удивительней её значительная роль в истории страны.

Это объясняет, почему осетинский народ в любой войне стоял за Россию не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому героев России в нашей маленькой республике больше, чем у других.

Сколько интересных и волнующихся страниц из истории и культуры маленького, но гордого осетинского народа мы прочитали, а сколько еще не прочитано!

Каждый народ нашей необъятной Родины достоин уважения.

Но я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то у меня есть шанс, оставить свой след также в истории нашей большой страны.

Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по морально эстетическим ценностям, культуре, истории и великому духовному наследию наших предков.

Наша работа будет продолжена. В результате своей исследовательской работе я узнал еще о многих интересных личностях нашей планеты, имеющих генетическую связь с осетинским народом. О них я расскажу в следующих своих работах. Я понял, что это важно не только мне.

Список использованной литературы.

    Челехсаты К.С. «Осетия и осетины» Владикавказ, 1994;

    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Москва,1986;

    Кузнецов В.А. «Путешествия в древний Иристон». Москва, 1974;

    Кузнецов В.А. «Очерки истории алан». Орджоникидзе,1984;

    «Осетия в мире спорта» Владикавказ, 2002 г;

    Мовсес Xоренаци «История Армении» Ереван, «Айастан», 1990;

    Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» М.Хоренаци;

    Руслан Бзаров, выступление на конференции «Мария Ясыня»;

    Чичинадзе З. «История осетин по грузинским источникам» Цхинвал, 1993.

    Анахарсис. Электронный ресурс: http://www.omg-mozg.ru/avtory-anaharsis

Рисунок 2. Александр Невский. Художник Юрий Пантюхин.

Левая часть триптиха «За Землю Русскую!»

Рисунок 3. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Художник Юрий Пантюхин.

Рисунок 4. Мария Ясыня.

Рисунок 5. Великий князь Всеволод Большое Гнездо.

Художник Елена Доведова

Рисунок 6. Царазон Давид - Сослан

Рисунок 7. Царазон Давид-Сослан и Царица Тамара.

Настенные росписи в трапезной Аланского Богоявленского женского монастыря

Аслана Хетагурова и Захара Валиева, номинированные на премию К. Хетагурова.

Рисунок 8. Статуя Шатаны, Сирия.

Рисунок 9. Сталин Иосиф Виссарионович.

Рисунок 10. Философ Анахарсис.

Рисунок 11. Осетинский царь Урдур.

Жил в 980-1020 годах.

Был знаменитым, мудрым и спокойным царем.

Был другом Баграта IV, впоследствии выдал за него дочь Борену.

Рисунок 12. Борена, дочь царя Урдура, супруга Баграта IV.

Осетинские Багратиды являются потомками ее сына Дмитрия.

Рисунок 13. Осетинский царь Худан.

Был близким другом царя Дмитрия и его сына Георгия Куратпалата.

Георгий женился на дочери Худана, Бурдухане.

Рисунок 14. Бурдухан.

Супруга царя Георгия, дочь осетинского царя Худана, мать царицы Тамары.

Видная женщина в жизни Картли.

Приложение 1. Образец Анкета-опрос одноклассников.

Приложение 2. Информационный стенд для доклада.

Приложение 3. Доклад в городской

библиотеке для учащихся 9 классов.

Приложение 4.Благодарность за чтение доклада.

Проживающий на территории Южной и . Однако, можно встретить и в , России, и иных странах мира. Во всем мире живет примерно 700 тыс. осетин, из которых 515 тыс. человек имеют российский паспорт.

Жители Северной Осетии говорят, в основном, на русском языке, т.к. государство входит в состав России. Что касается вероисповедания, то здешние люди в большинстве своем , однако есть и представители других религий. Осетины относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Для этих людей характерны вытянутая форма головы, карий, голубой или серый цвет глаз, а также черный цвет волос, хотя встречаются и русоволосые, рыжеволосые представители.

Население республики составляет примерно 712 тыс. человек, на территории страны помимо осетин в стране проживают:

165,0 (23,0 %);

Ингуши - 25,0 (5,0 %);

17,0 (2,5 %);

Кумыки - 13,0 (2,0 %);

10,5 (1,5 %);

5,5 (менее 1%);

3,5 (менее 1%);

Адыги (Кабардинцы) 2,8 (менее 1%);

Турки 2,8 (менее 1%).

Говоря об осетинской архитектуре, необходимо сказать, что наибольший интерес вызывают памятники, типа крепости, замки, башни, заградительные стены. Такие сооружения обычно строились в ущельях, которые населял народ. С давних времен такие постройки были надежным гарантом свободы родов, а также убежищем для их хозяев. До наших дней дожили немного памятников архитектуры, большая часть их была разрушена во время военных действий.

Основными блюдами у осетин являются пироги, рагу из мяса с картофелем, тушеное со сметаной мясо, соус из листьев перца со сливками, сваренные кукуруза и фасоль. Из традиционных напитков можно назвать квас, пиво, а также напиток, который называется арака, походящий на виски. Конечно, как и в любой другой кавказской стране, в Северной Осетии умеют и любят готовить шашлык.

Издавна основным занятием местных жителей были земледелие и скотоводство, когда-то местные жители занимались и охотой. Наиболее популярно в хозяйстве было приготовление масла, сыра, производство сукна, обработка шерсти, изготовление посуды из дерева и металла. Костюм осетин имел приблизительно такой вид: бешмет и узкие брюки, достигающие башмаков. В горах использовали особую обувь - арчит, а головным убором служила шапка из меха, летом - горская шляпа.

Что касается женщин, то они в повседневной жизни одевались в платья, которые имели стоячий воротник и складки в районе талии, разрез на груди до пояса.

Изобразительное и прикладное осетинское искусство очень богато.

Местный народ занимался резьбой по дереву, обработкой металла, вышивкой орнамента, даже резьбой по камню. Если говорить о музыкальных инструментах, то они имеют большую схожесть с типичными кавказскими инструментами.

Среди них можно выделить арфу, пастушью свирель, двухструнную скрипку, на всех этих инструментах играли только мужчины. Чуть позже в Северной Осетии появилась двурядная гармонь, которая была завезена из России.

Осетины - толерантная, гостеприимная и дружная нация.

Известные осетины:

Валерий Георгиевич Газзаев (р. 1954) — футбольный тренер, «Мастер спорта международного класса», «Заслуженный тренер России».

Валерий Абисалович Гергиев (р. 1953) — Народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра.

Варзиев Хаджисмел Петрович (1938—2011) — первый дипломированный балетмейстер Осетии, заслуженный деятель искусств , народный артист СОАССР.

Гизикова, Зарина Майрамовна — российская гимнастка, заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, чемпионка Европы в команде (2002), чемпионка мира в упражнении с мячом (2003)

Дзагоев Алан Елизбарович (р. 1990) — российский футболист, молодой игрок в составе

Шанаева Аида Владимировна (р. 1986) — российская спортсменка — рапиристка, заслуженный мастер спорта, олимпийская чемпионка в команде (2008), чемпионка мира (2009)

Хетагуров, Коста Леванович (1859—1906) — поэт

Гацалов Хаджимурат Солтанович (р. 1982) — Олимпийский чемпион, многократный чемпион мира, мастер вольной борьбы.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Осетины являются потомками алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан - «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом - окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы - дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.

Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Язык

Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка - иронский и дигорский.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения - 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии - 701 765 человек (2018 год).

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон - пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку - плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха - высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии - квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно - арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» - смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин - пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах - пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин - пирог с мясом;
  • цахараджин - пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин - пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин - пирог с капустой и сыром;
  • насджин - пирог с тыквой;
  • кадурджин - пирог с фасолью;
  • кадындзджин - пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин - пирог с вишней;
  • зокоджин - пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника - артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин - общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым - выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.


Следующий этап после сватовства - тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда - выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества - поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

  • Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
  • Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

  • Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
  • Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
  • Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
  • Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
  • Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
  • Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
  • Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.