» » За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха. Басни или «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? Кукушка хвалит петуха за то что он

За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха. Басни или «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? Кукушка хвалит петуха за то что он

Примечания:

Впервые напечатана в сборнике «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16. Автографы: ПД 6 (I - 28 л., II - 29 л.), ПД 32, ПД 33 (I - 60 л., II - 32 л.) ПБ 28. Сохранился также отрывок из этой басни (ГЛА) с подписью Крылова и датой: «1834 г. Июль, д. 9» и с припиской П. А. Плетнева: «Стихи, здесь приведенные, И. А. Крылов взял из басни своей «Петух и Кукушка» 1834 г., еще нигде не печатаны; вероятно, немногие в состоянии будут разобрать сии строки знаменитого баснописца, их надо читать следующим образом:

В своей басне Крылов имел в виду Греча и Булгарина, неумеренно хваливших друг друга. Об этом сохранилось свидетельство современников. H. М. Калмыков рассказывает в своих воспоминаниях, что «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» («Русский архив», 1865 г. столб. 1011). За три года до написания этой басни Крыловым, высмеял взаимное восхваление Греча и Булгарина Пушкин в своей полемической статье «Торжество дружбы, или оправданный Александр Анфимович Орлов» (в «Телескопе», 1831 г.), в которой писал: «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия, основанного на взаимном уважении, сходстве душ и занятий гражданских и литературных. Сей назидательный союз ознаменован почтенными памятниками. Фаддей Венедиктович скромно признал себя учеником Николая Ивановича; Н. И. поспешно провозгласил Фаддея Венедиктовича ловким своим товарищем . Ф. В. посвятил Николаю Ивановичу своего «Дмитрия Самозванца»; Н. И. посвятил Фаддею Венедиктовичу свою «Поездку в Германию». Ф.В. написал для «Грамматики» Николая Ивановича хвалебное предисловие; Н. И. в «Северной пчеле» (издаваемой гг. Гречем и Булгариным) напечатал хвалебное объявление об «Иване Выжигине». Единодушие истинно трогательное!» Несомненно, что крыловская басня являлась откликом на эту полемику. В том же сборнике «Сто русских литераторов» (1841 г.), где напечатана басня «Кукушка и Петух», была помещена карикатура Дезарно, изображающая двух писателей с головами Петуха и Кукушки, в которых легко можно было узнать Булгарина и Греча. Здесь приведены основные разночтения по автографам.

«…За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?»

Басни великого русского базнописца сопровождают читателя на протяжении всей его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.

писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русском духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии». Слово в баснях Крылова – это средство выражения народной мудрости, национальной самобытности русского народа, оно выступает как часть национальной русской речевой культуры. Сотни строк стали пословицами и поговорками, прочно вошли в русскую речь.

Для того чтобы успешно провести урок литературы, учитель должен в первую очередь сам хорошо ориентироваться в подтексте анализируемого произведения, различать особый смысл художественного слова и каждой фразы.

Вот к примеру басня «Кукушка и Петух». Основная ее тема – обличение лести, как гнусного человеческого порока. Крыловым заклеймены не только льстец, но и низкопоклонство, угодничество.

Тема произведения, как это свойственно басенному жанру, нашла воплощение в морали.

Мораль в баснях Крылова, как правило, выполняет несколько функций: она формирует истину, определяет ее существование в жизни общества, т. е. указывает на ее всеобщий характер, и утверждает, что описываемый в аллегорической форме факт отличается конкретностью.

Изучению басни «Кукушка и Петух» я посвятила в 6 классе один урок, цель которого заключалась в нижеследующем: познакомить глубже с баснописцем и его басней; проследить характер его героев и на основе этого выделить главную мысль басни (мораль); развивать умение вести дискуссию, используя вопрос «За что хвалят друг друга?» и совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нетерпимое отношение лести.

Оборудование. Крылова и его книги; грамзапись (голоса птиц); рисунок петуха, кукушки, травы «кукушкины слезы».

Ход урока.

1. Беседа. Ребята, хочу поговорить с вами об одном человеке. Это человек, произведения которого вошли в литературу. Популярность его росла необычайно быстро. Написал много книг, которые расходились тысячами экземпляров. Его произведения приобрели мировое значение, т. к. в них выражался русский дух, русский характер, склад русского ума и речи.

Он стремился писать для народа. В его произведениях действуют те звери и птицы, которые фигурируют в народных сказках: лиса, волк, медведь, заяц, слон, обезьяна. Многие выражения вошли в разговорный язык на правах пословиц и крылатых изречений. Например:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

«А воз и ныне там».

Как же он, этот человек? ()

Крыловская поэзия – алмаз сверкающий в драгоценной короне великой русской литературы . (Показ портрета)

2. Однажды не спалось и он вышел во двор. А там:

«Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает».

Расскажите о петухе. (Дети рассказывают, затем учитель дополняет).

Петушок очень красивый. У него красная бородка. Про петушков пишут интересные стихи. У петушка есть разные цвета перьев: зеленый, красный, синий, оранжевый.

Петушок очень любит зерна. Раньше, когда не было часов, люди вставали по первому петушиному крику. Петух – очень гордая домашняя птица.

Учитель. Петух – родоночальник всех пород домашних кур. Есть несколько видов петухов: банкиевский – живет в лесах от Гималайских гор, Восточной Индии до Суматры и Явы. На домашних петухов (огненной окраски) они очень похожи.

Вилохвостый петух – живет одной семьей с одной курицей, не кукарекает, а кричит: «Ча-а-к!»

Наскучил петуху двор, пошел он прогуляться. Шел он, шел и забрел…

А в лесу на суку..

- «Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим сбуду.»

Да, это кукушка. Расскажите о ней. (Дети рассказывают, затем учитель дополняет.)

Кукушка живет в лесу. Люди говорят, что эта птица – предсказательница. Когда идешь в лес за грибами, то у кукушки можно спросить: «Кукушка, кукушка, сколько мне лет?»

Учитель. Кукушка принадлежит к той группе птиц, которые сами себя называют. Ее голос - кукавание – и дал птице имя. Причем не только на русском языке. У болгар она называется куковица, у чехов кукачка, у немцев- кукук, у французов - куку…

И почти у всех народов с кукушкой связано множество легенд и преданий. Вот один пример. Какая-то женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько с тех пор плачет кукушка. Ее слезы превращаются в травку (так и называется – кукушкины слезы), а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди верили и называли «бедная вдовушка», «горемычная кукушка». И не знали, что слышат весеннюю песню, такая уж она кукушки, да к тому же не «вдовушки», а самца. Еще больше распространено поверье, что кукушка может предсказывать будущее.»Сколько человеку осталось жить?» Кто верит, пусть спрашивает ее весной, т. к. ее песня долгая и кукушка щедро обещает всем долголетие. А в середине лета кукушка почти умолкает, если поет, то коротко.

3. И вот разговорились то-то подслушал и передал слово записал. Получилось замечательная басня.

Что такое басня? (Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.)

В басне есть поученье, совет, мораль, то что, надо делать и чего не надо делать. Часто бывает насмешка над дурными или глупыми поступками.

4. Чтение и работа с басней.

1. Как понимаете слово порок? (Порок - 1) тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство; 2) развратное поведение (устар.).

Какие пороки людей высмеиваются в баснях?

2. Объясните значение слова лесть. (Лицемерие, угодливое восхваление.)

Образуйте от слова лесть родственные слова и определите их значение.

(Лесть - лестный, обольстит, льстить.)

2. Послушайте басню и расскажите, какая история приключилась с Петухом и Кукушкой?

Замените следующие слова и выражения, опираясь на текст:

маленький рост – да вы уж родом так: собою невелички;

прекрасная исполнительница песен – а песни, что твой соловей;

все могут подтвердить – на всех ссылаюсь в этом я.

3. Попробуйте разделить басню на 3 части. Озаглавьте каждую из них. (Льстец. Угодник. Справедливое суждение. Хваление. Умный воробей. Кукушка и петух ведут бестолковый разговор…)

4. Какие слова использует Крылов, описывая Кукушку (тянешь плавно и протяжно; …голосок и чист, и нежен, и высок) и Петуха (ешь ты громко, важно; куманек; век слушать я готова; поешь… лучше райской птички)?

На что они указывают?

Какова интонация фразы, в которой дается описание Петуха (.. зато, по совести моей, поешь ты лучше райской птички..),Кукушки («Да вы уж родом так: собою невелички, А песни, что твой соловей!»)?

С какого момента начинается развитие действия басни?

Случайно ли появление воробья? Подтвердите ответ словами текста. («Тут Воробей, случаясь, промолвил им…»)

6. Проследите, как действуют слова Кукушки на Петуха? И наоборот?

Для чего они это делали?

Каковы они в действительности? (Прослушивание грамзаписи (голоса птиц: кукушки, петуха, соловья).

Какими качествами вы бы надели Петуха? Кукушку?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению басни. Прочитайте так, чтобы слушатель увидел перед собой льстивую кукушку, угодливого петуха, а рядом простого воробья.

Прочитайте мораль басни еще раз. Как понимаете смысл?

5. Обобщение.

Скажите, о чем предупреждает своих читателей?

О чем он советует помнить постоянно?

Какие пороки людей, которые льстят ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят? Подберите близкие по смыслу слова (синонимы) к словам кукушка и петух при обозначении им человека:

кукушка – льстец;

петух – угодник, подхалим.

Какие строки из басни «Кукушка и Петух» стали «крылатыми», т. е. употребляются как пословицы?

(У лести нет чести. На языке – медок, а на сердце – ледок.)

5. Инсценирование басни.

1. Выбор действующих лиц.

2. Выбор атрибутов, декораций для сцены.

3. Игра артистов – учащихся.

4. Оценка зрителей.

6. Итог. Нельзя льстит друг другу, надо стараться говорить правду, не огорчая другого.

МОУ «Шыгырданская основная общеобразовательная школа»

«…За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?»

Провела: учительница русского

языка и литературы


КУКУШКА И ПЕТУХ

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» -
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» -
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою не велички,
А песни, что́ твой соловей!» -
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!..»

За что́ же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?

Примечания

X
КУКУШКА И ПЕТУХ

Впервые напечатана в сборнике «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16. Автографы: ПД 6 (I - 28 л., II - 29 л.), ПД 32, ПД 33 (I - 60 л., II - 32 л.) ПБ 28. Сохранился также отрывок из этой басни (ГЛА) с подписью Крылова и датой: «1834 г. Июль, д. 9» и с припиской П. А. Плетнева: «Стихи, здесь приведенные, И. А. Крылов взял из басни своей «Петух и Кукушка» 1834 г., еще нигде не печатаны; вероятно, немногие в состоянии будут разобрать сии строки знаменитого баснописца, их надо читать следующим образом:

Как ни хвали кукушка петуха,
Как ни хвали петух кукушку,
Далеко им до Соловья».

В своей басне Крылов имел в виду Греча и Булгарина, неумеренно хваливших друг друга. Об этом сохранилось свидетельство современников. H. М. Калмыков рассказывает в своих воспоминаниях, что «Лица сии в журналах тридцатых годов восхваляли друг друга до забвения или, как говорят, до бесчувствия. Объяснение это я слышал от самого И. А. Крылова» («Русский архив», 1865 г. столб. 1011). За три года до написания этой басни Крыловым, высмеял взаимное восхваление Греча и Булгарина Пушкин в своей полемической статье «Торжество дружбы, или оправданный

Александр Анфимович Орлов» (в «Телескопе», 1831 г.), в которой писал: «Посреди полемики, раздирающей бедную нашу словесность, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин более десяти лет подают утешительный пример согласия, основанного на взаимном уважении, сходстве душ и занятий гражданских и литературных. Сей назидательный союз ознаменован почтенными памятниками. Фаддей Венедиктович скромно признал себя учеником Николая Ивановича; Н. И. поспешно провозгласил Фаддея Венедиктовича ловким своим товарищем . Ф. В. посвятил Николаю Ивановичу своего «Дмитрия Самозванца»; Н. И. посвятил Фаддею Венедиктовичу свою «Поездку в Германию». Ф.В. написал для «Грамматики» Николая Ивановича хвалебное предисловие; Н. И. в «Северной пчеле» (издаваемой гг. Гречем и Булгариным) напечатал хвалебное объявление об «Иване Выжигине». Единодушие истинно трогательное!» Несомненно, что крыловская басня являлась откликом на эту полемику. В том же сборнике «Сто русских литераторов» (1841 г.), где напечатана басня «Кукушка и Петух», была помещена карикатура Дезарно, изображающая двух писателей с головами Петуха и Кукушки, в которых легко можно было узнать Булгарина и Греча. Здесь приведены основные разночтения по автографам.

Редакция по автографу (ПД 6 II):

«Куда ты, кумушка, поешь как величаво!»
Петух Кукушке говорил:
«Мне льстить не для чего,- а право,
Я, слушая тебя, про кур почти забыл».-
«Спасибо, куманек, твои хвалы мне лестны;
Ведь ты у нас и сам певун большой,
И слушать голос твой я рада всей душой.
Да и кому твои таланты неизвестны?
Пусть говорят, что твой напев не очень чист,-
Да это всё злословье;
За то, дай бог тебе здоровье,
Уж как ты голосист!» -
«То правда, я пою отважно;
За то уж ты, кума, так тянешь плавно, важно».-
«Когда б не этот вот проклятый соловей,
Тебя заслушалась бы я.
Поди ж с народом ты! Хоть тресни,
На них не угодишь. Давай им лишь дроздов,
Щеглов, малиновок, да соловьев.

Как будто наши хуже песни».-
«Ну что ж, Кукушечка, пускай их хвалят вздор!»
«Ведь ты довольна мною,
Я восхищен тобою -
Так станем же мы всем наперекор
Во всем хвалить друг друга».
Признаться иногда такая же услуга
Между писателей иных.
Друг другу так <кадят>, хотя таланту в них
Ни на полушку.
[Однако же: друзья!
Скажу вам правду хоть в досаду;
Хвалите вы себя хоть до упаду.
Не петь вам лучше соловья.]

Вм. ст. 16-21 (ПД 33 I):

«Давай же с этих пор
Друг друга мы хвалить - им всем наперекор».
Пошли друзья выхваливать друг дружку.
Что ж? Слава все-таки плоха:
Как ни хвали Петух Кукушку,
А в том уверен я,
Не заменить им соловья.

Вм. ст. 16-21(ПД 34 I):

Случися близко, дрозд тут молвил им: «Друзья!

Далеко вам до соловья,
За тем что в вас ни складу нет ни ладу».
Когда замечу я, что, не боясь греха,
Друзья писатели так хвалят дружка дружку,
Всё хвалит, кажется, Петух Кукушку,
Кукушка хвалит Петуха.

Вм. ст. 16-21. (ПД 34 II) :

Услыша это, дрозд промолвил им: «Друзья
Хвалите вы себя хоть до упаду,
В обоих вас ни складу нет, ни ладу.
Когда увидишь ты, что, не боясь греха,
Друзья писатели честят друг дружку.
Хоть слава общая плоха,-
Поверьте: хвалит тут Кукушка Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.

Вм. ст. 16-21 (ПД 33 II):

Так не боясь греха,
Хвалил Петух Кукушку,
За то она хвалила Петуха.
Вы так же хвалите друг дружку,
Писатели друзья.

Вм. ст. 16-21 (ПП 28):

«Приятели», на то им молвил воробей:
«Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
А слава ваша всё плоха.
Как ни хвали Кукушка Петуха,
Как ни хвали Петух Кукушку,
Далеко им до соловья».
Иным писателям сказал бы тоже я.
[Поверьте, хвалит тут Кукушка Петуха
За то, что хвалит он Кукушку].

«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» -
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» -

«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».-
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова...

«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».

Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-
Всё ваша музыка плоха!..»

***
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку *


* В альманахе «Сто русских литераторов» (Т. 2. СПб., 1841), где впервые была напечатана басня Кукушка и Петух, она сопровождалась карикатурой Дезарно, в которой угадывались фигуры Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, изображённые с головами Петуха и Кукушки.
О взаимном славословии этих литераторов писал Пушкин в памфлете «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов» (1831).

Звуковой диафильм Кукушка и петух

Размер видео: 560 x 315

Звуковой диафильм Кукушка и петух по басне Крылова из книги девятой. Дата создания: 1834, опубл.: «Сто русских литераторов», 1841, т. II, СПБ., стр. 15-16.