Конспект логопедического занятия в старшей группе
по теме «Фрукты»
Цель: Обобщение знаний и расширение словаря по теме.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные
Согласование числительных с существительными;
Образование притяжательных местоимений;
Активизация тематического словаря;
Образование относительных прилагательных;
Употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.
2. Коррекционно-развивающие
Развитие пространственного и зрительного восприятия, слухового внимания;
Координация речи с движением и дыханием, развитие правильного речевого выдоха;
Развитие интонационной выразительности речи.
3. Коррекционно-воспитательные
Повышать речевую активность путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;
Воспитания доброты и отзывчивости.
Оборудование: Тематическая картина, корзины с муляжами фруктов, предметные картинки.
Ход занятия
Орг.момент
Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки.
«Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы)».
«На сучках висят шары, посинели от жары (сливы)».
«Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».
«Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)».
Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом? Какие еще фрукты вы знаете?»
Лексико-грамматические игры и упражнения
Игра «Жадина». Образование притяжательных местоимений. Логопед показывает фрукт и задает вопрос, ребенок берет его и отвечает:
Чей это лимон? Это мой…
Чьё это яблоко? Это моё…
Чья это слива? Это моя… и т.д.
Игровое упражнение «Четвертый лишний». Логопед называет цепочку из четырех слов, дети называют лишнее.
Груша – картошка – персик – яблоко;
Апельсин – мандарин – помидор – слива;
Яблоко – лук – груша – банан.
Упражнение «Посчитай правильно». Согласование числительных с существительными, используются предметные картинки.
1 банан – 2…. – 3…… - 4….. – 5….;
1 яблоко – 2…. – 3…. – 4…. – 5….;
1 груша – 2…. – 3….. – 4…. – 5… и т.д.
4. Игровое упражнение «Угадай, про какой фрукт я говорю». Дети по очереди описывают фрукт, остальные отгадывают и показывают.
Он кислый, желтый, овальный, сочный…(лимон);
Оно спелое, красное, круглое, твердое…(яблоко);
Она полезная, синяя, овальная, сладкая…(слива) и т.д.
5. Игровое упражнение «Что я хочу: сок или варенье?». Образование относительных прилагательных. Логопед начинает предложение, дети заканчивают:
«Я хочу сливовый…».
«Я хочу яблочное…».
«я хочу грушевый…» и т.д.
Развитие связной речи
Рифмованный рассказ «В саду». Развитие интонационной выразительности речи. Используется картина с изображением сада, корзина с муляжами фруктов. Дети слушают, затем повторяют.
Девочка Маринка пришла в сад,
Там на деревьях фрукты висят.
Дедушка сорвал Маринке
Оранжевые апельсинки,
Дал Маринке в кулачки
Красные яблочки,
Дал Маринке желтую грушу:
- Ты, Маринка, фрукты кушай.
Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.
Физкультминутка
Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой). На четыре счета делается подряд четыре коротких вдоха.
Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч)
Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгать носом)
Как ладошки разжимаем, (после короткого вдоха ладошки разжать)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)
Сенсорное развитие
Упражнение «Разложи фрукты». Развитие пространственного восприятия, учить детей раскладывать фрукты в две корзины, используя понятия «поровну», «больше-меньше», «слева-справа». Раскладывать правой рукой слева направо.
Работа над звуковой стороной речи
Игровое упражнение «Повтори чистоговорки». Воспитание звуковой культуры речи.
Ко – ко – ко – спелое яблоко;
Ва – ва – ва – на тарелке слива;
Ша – ша – ша – желтая груша;
Мон – мон – мон – очень кислый лимон;
Ан – ан – ан – я люблю банан и т.д.
Упражнение «Доскажи словечко» Логопед начинает, дети заканчивают:
Сли…, ба…, апель…, яб… и т.д.
VII. Итог занятия
Занятие 4. Фрукты.
Цели:
коррекционно-образовательные:
- Формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- Формировать умение образовывать прилагательные от существительных
коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки
Оборудование: зеркала, картонное дерево, корзинки, картинки с изображением фруктов.
Ход занятия
/. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».
Ка-ка - кя-кя
Ко-ко - кё-кё
Ку-ку - кю-кю и т.д.
//. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Ножками затопали, Там, там, там -
Зашагали по полу. Тихо сели по местам.
2. Развитие общей моторики.
Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. |
Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. |
Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. |
На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. |
Точно солнышки горят! | Соединить в круг («солнышко»). |
- Развитие мелкой моторики. «Компот»
4. Массаж лица.
- Лоб - гладим легкими движениями от середины лба к вискам.
- Глаза - нарисуем пальцами очки.
- Щеки - гладим от носа к ушкам.
- Подбородок - от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
- Шея - согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
- для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
- для губ: «вкусное варенье»;
- «почистим зубки» (верхние зубы изнутри).
- Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
- Тянем один гласный звук, на одном выдохе.
вдох У_____
У________
выдох У__________
///. Физкультминутка.
Ти-ти-ти - куда же нам пойти?
Ать-ать-ать - пойдем на улицу гулять.
Ать-ать-ать - будем прыгать и скакать.
(Выполняются движения, соответствующие тексту).
IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
- Объявление темы.
Мы сегодня побываем во фруктовом саду.
- Игра «Плодовое дерево».
Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.
Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое.) »
Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собрал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.
- Используется макет «плодового дерева»
Логопед: «Мы с вами собрали урожай. Урожай чего был собран? (Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?».
Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? (Яблоня.) А если груши? (Груша) » и т.д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.
«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?» (Нет, потому что бананы растут на пальмах..)
- Игра «Магазин соков».
Образование прилагательных от существительных: сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т. д.
V. Итог занятия и оценка работы детей.
Что лежит у вас в корзинках?
Какие деревья растут во фруктовом саду?
Цели:
- обучение выкладыванию слов из кубиков;
- развитие речевого дыхания;
- обучение интуитивному чтению слов;
- подготовка к постановке звуков [р], [р`];
- развитие артикуляторной моторики;
- формирование грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса.
Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; диск с записью мелодии к песне “Рябина”; складовые карточки: ананас, лимон, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина; фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко; индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра “Волшебный мешочек”
Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему фрукт. Когда все фрукты будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.
2. Пальчиковая гимнастика
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.
3. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами.
“Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
“Маляр”.
Рот открыт. Широким пальчиком языка, как
кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого
нёба.
“Лошадка”.
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
“Автомат”.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать
в зубы, многократно и отчётливо произнося
“т-т-т”. Убыстрять темп.
“Пулемёт”.
Напряжённым кончиком языка постучать в
сомкнутые зубы, отчётливо и могократно произнося
“д-д-д”.
“Барабанщики”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком
языка в верхние резцы, многократно и отчётливо
произнося “д-д-д”.
“Шмель”.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх,
боковые края прижаты к коренным зубам, передний
край свободен. Посередине языка идёт воздушная
струя, подключается голос.
4. Работа со складовыми карточками
Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: “Прочитайте, что это? Лимон. МО выделено чёрным, значит стоит под ударением”. Аналогично проводится работа с остальными карточками (ананас, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.
5. Пение по таблице
“Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Рябина относится не к фруктам, а к ягодам. Рябина из тех ягод, которая не отличается хорошим вкусом, зато она очень полезная и помогает при лечении многих заболеваний. Сегодня на занятии мы пропоём таблицу под мелодию песни “Рябина”. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады по таблице вместе с учителем.
6. Игра с мячом
Педагог бросает мяч детям, называя существительные, дети возвращают мяч и образуют от них имена прилагательные.
Яблоко – яблочный
Лимон - лимонный
Апельсин – апельсиновый
Банан – банановый
Груша – грушевый
Слива - сливовый
7. Письмо слов кубиками.
Игра “Карусель”
Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из фруктов, рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится лимон, то рядом должно быть три кубика: ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ, МУ-МО-МА-МЕ-МЫ-М, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети “разрушают” полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим первоначальным стульям.
8. Итог занятия
“Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью фруктов? На мелодию какой песни мы пропели нашу таблицу? Чем интересна рябина?”
Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР
Тема: «Фрукты»Цель: расширение и активизация словаря по теме «фрукты».
Задачи:
актуализировать словарный запас по лексической теме «фрукты»;
развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
формировать умение образовывать сложные прилагательные;
развивать слуховое внимание, зрительное, тактильное, обонятельное восприятие;
совершенствовать пространственную ориентировку на плоскости;
развивать логическое мышление;
развивать мелкую моторику.
Оборудование: сюжетная картинка сада с фруктовыми деревьями, предметные картинки героев (Капитан Яблоко, граф Лимонхват), фруктов, силуэтные изображения половинок фруктов (киви, персик, груша, яблоко, виноград, апельсин), пескограф, логопедическое пособие "смешанные цвета", почтовые конверты с подсказками, магнитофон, мешочек, натуральные фрукты, кусочки натуральных фруктов в коробках (яблоко, апельсин).
I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (изображение фруктов). Как назвать их одним словом? Где растут фрукты? Фрукты растут в саду на деревьях. Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Фруктовое).
- Какой это фрукт? (Яблоко). Как называется фруктовое дерево, на котором растут яблоки/сливы/груши? (яблоня, слива, груша).
- Сегодня мы с вами вспомним все о фруктах.
- Ребята, каких супергероев вы знаете? К вам сегодня пришел необычный супергерой - Капитан Яблоко, фруктовый борец за справедливость! Он пришел к вам за помощью. Во фруктовом саду случилась беда - злой граф Лимонхват похитил фрукты, и держит их в плену! Нужно помочь Капитану Яблоку выполнить все задания Лимона и найти подсказки! Тогда мы спасем фрукты! Вы готовы?
II. Основная часть:
1. Игра «Фруктовые аплодисменты»
Учитель-логопед: - Вот письмо с первым заданием от Лимонхвата (предлагает ребенку достать листок с изображением уха и колокольчика из конверта).
- Что это значит? Первое задание на внимание. Граф Лимонхват спрятал фрукты в стихотворении. Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. Хлопните в ладоши, если услышите название фрукта:
Фрукты растут на деревьях в саду
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток – груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
- Молодцы, вы справились с первым заданием!
2. Игра «Фруктовая палитра»
Учитель-логопед: - Ребята, а ведь колокольчик - это наша первая подсказка! Загляните под колокольчик. (Достают свернутый листок с цветовой палитрой). Это наше следующее задание. Нужно найти все фрукты оранжевого цвета и назвать их. (Каждый ребеноквыбирает из предметных картинок все фрукты оранжевого цвета/коричневого/фиолетового).
Оранжевый мандарин, . . . Коричневый кокос, . . . Фиолетовый виноград, . . .
3. Игра «Смешанные цвета»
Учитель-логопед: - А что это за значок? Это перепутанные цвета. Посмотрите, граф Лимонхват перемешал цвета, и теперь фрукты не знают, как называется их цвет. Капитан Яблоко просит вас помочь бедным фруктам и определить название их цвета (логопедическое пособие «смешанные цвета»).
- Какие два цвета вы видите на груше? (Красныйи желтый). Значит эта груша красно-желтая. Повторим вместе - груша красно-желтая.
- Какие цвета вы видите на банане? Банан желто-зеленый (...).
(Красно-желтое яблоко, красно-коричневое яблоко, желто-коричневый ананас).
- Ребята, скажите, а в природе бывают фрукты смешанных цветов? Конечно бывают (показывает натуральные фрукты смешанных цветов).
- Молодцы, справились с заданием. А граф стал еще злее, он приготовил для вас следующее задание.
4. Игра «Ароматные загадки»
Учитель-логопед: - Следующее испытание: угадать, какие фрукты у Лимона в заложниках. Но сделать это нужно только по запаху! (Предлагает детям определить фруктыв коробочках и по запаху).
5. Динамическая пауза
Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Посмотрите, что в коробочке, пахнущей апельсином (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - листок с нотами).
Это подсказка! Музыкальное задание. Нужно спеть песенку «Мы делили апельсин». Повторяйте за мной движения и подпевайте песенку:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная сбольшого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правойрукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимаютих к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
6. Игра «Что лишнее?»
Учитель-логопед: - А вот еще одно письмо с заданием от графа Лимонхвата (предлагает ребенку открыть коробочку. Внутри - песок). Граф приготовил задание в пескографе. Давайте пройдем и посмотрим. Назовите, силуэты каких фруктов вы видите? Задание такое - нужно определить, какой фрукт лишний и объяснить, почему:
Яблоко, персик, банан, гранат. (Банан лишний, потому что овальный, а все остальные фрукты – круглые).
Гранат, ананас, слива, апельсин.(Слива лишняя, потому что мелкая, а все остальные фрукты – крупные).
7. Игра «Потерянные половинки»
Учитель-логопед: - Ребята, загляните в волшебную коробочку (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - изображение половинок фруктов).
- Граф Лимонхват похитил половинки фруктов. Нужно им помочь. Ребята, выходите по очереди к доске и отгадайте, какого фрукта эта половинка.
- Это половинка персика. А теперь помести ее в верхний правый угол доски (...).
8. Игра «Чудо-мешочек»
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы выполнили все задания Лимонхвата и добрались до темницы. Чтобы спасти похищенные фрукты, нужно угадать их на ощупь (предлагает детям определить на ощупь фрукты в мешке).
- Это зеленая треугольная груша. И т. д.
Учитель-логопед: - Ура, все фрукты спасены, вы помогли Капитану Яблоку!
- Ребята, вспомните, какие задания графа вы выполнили?
- Капитан Яблоко дает вам еще одно ответственное задание - помочь бедным фруктам. Посмотрите, они так и остались без половинок. Дома их нужно дорисовать и раскрасить.
Капитан с вами прощается. Все молодцы, до свидания!
Поощрение детей.
Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты»
ЦЕЛЬ : Обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах : где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, как хранят.
Коррекционно-образовательные :
Активизировать и расширять словарь по теме «Овощи » . «Фрукты»
Стимулировать речевую активность детей
Совершенствовать речевые навыки и умения
Формировать зрительный гнозис
Совершенствовать навыки согласования слов в предложении
Формировать грамматический строй речи
Коррекционно - развивающие :
Развивать артикуляционную моторику.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать фонематическое восприятие
Развивать способность к самоконтролю
Развивать длительность и плавность речевого выдоха
Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение
Развивать координацию движений с речью;
Развивать связную речь;
Развивать зрительное восприятие;
Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.
Коррекционно - воспитательные :
Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру
Воспитывать умение правильно вести себя
Оборудование : Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок, фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов . Две корзины. Разрезные картинки. Мяч. Декоративные тыковки с буквами.
I. Организационный момент
Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, Утро!
Здравствуй, День!
Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.
Показать небо
Показать ветерок (машем руками влево - вправо)
Показать дубок.
Жест вправо
Жест влево
Руки к груди, затем развести в стороны.
II. Основная часть.
Логопед : Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)
- Смотрите тут записка : «Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша ….» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)
Тогда вперед выполнять задания.
Дыхательная разминка
Игровое упражнение «Узнай, какой овощ - фрукт спрятан »
Овощи -фрукты накрыты цветной бумагой.
Логопед : Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался.
Дети выполняют.
Логопед : А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)
Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и щёк :
«Щёчки яблочки» , Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.
«Спрячь сливу за щеку» . Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.
«Круглая виноградинка» . Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку» .
«Банан» . Улыбнемся.
Упражнения для языка :
«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.
«Колья забора острые» Покажем острый язычок.
«Лопатка» - «Колышек» . Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.
«Листок прикрыл яблочка бочок» . Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.
Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу» .
Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи »
Логопед : А тут на столе, такой беспорядок и опять записка. «Разложите овощи в корзинку , фрукты в вазу» .
Дети выполняют
Логопед : Молодцы! Смотрите мячик, а давайте поиграем. (ответы детей) Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.
Образование относительных прилагательных
Игра «Какой сок?»
Логопед :
Какой бывает сок, подумай, не зевай!
Своё словечко быстро, точно называй!
Сок из фруктов - (какой) .
Сок из яблок …. яблочный
Сок из апельсина …. апельсиновый.
Сок из груши ….грушевый.
Сок из ананасов …. ананасовый.
Сок из винограда …. виноградный.
А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? - Ассорти
Ребята, а из овощей можно делать соки ? - Да.
Как назовём сок из моркови? - Морковный.
Из огурца? - Огуречный.
Из свёклы? - Свекольный.
Молодцы! Замечательно!
Игра «Какой салат?»
Логопед :
Много блюд из овощей , салатик назови скорей!
Салат из овощей - (какой) . овощной
Какой салат получится из огурцов…. огуречный
Салат из капусты …. капустный.
Салат из свеклы … свекольный
Салат из моркови…. морковный
Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)
Логопед : Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы» . Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.
Женя, назови, что у тебя изображено (перечисляет) . Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.
Гимнастика для глаз.
Логопед : Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть.
«Овощи »
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Логопед : А вот и следующее поручение.
Дидактическая игра «Что как храним?»
Логопед :
Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи ?
А вот мы сейчас и проверим.
На картинку посмотрите,
Что и как храним расскажите.
Разложите овощи и фрукты : те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки .
(на картинках : вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)
Игра «Нелепица»
Логопед : А давайте мы немного отдохнем! Поиграем в игру «Нелепица»
Если сказанное соответствует действительности, то вы поднимаете руки вверх и говорите :
Да-да-да – это так!
Если нет, то вы приседаете и говорите :
Нет-нет-нет – все не так!
Зеленый огурец
Сладкий лук
Круглый кабачок
Красная репа
Горький помидор
Сладкий перец
Синий горошек
Логопед : Отдохнули, выполним следующее задание. Посмотрите на столе лежат разрезанные картинки, нужно их собрать.
Игра «Собери разрезную картинку» .
Логопед : - Ребята, у кого получился фрукт, а у кого овощ ?
Логопед : А вот еще один конверт «Загадки»
Сочная, длинная,
Полезная, витаминная,
И с кокетливой косой,
Наслаждается росой.
Пусть до осени сидит,
Как созреет – удивит.
Морковь Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки,
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытней. Я.
Кукуруза
Ты вкусна, кругла, красива!
Свекольник, борщ и винегрет.
А сочна, ну просто диво!
Без тебя уж не обед!
Нам во всем ты помогла,
А зовут тебя.
Свекла Пустые бочонки,
На ветках висят,
В салаты, борщи,
Попадать не спешат!
Перец сладкий
Золотая голова – тяжела, велика.
Золотая голова – в огороде прилегла.
Голова велика, а вот шея тонка.
Тыква Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала. .
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
Груша Круглые зеленые на дереве растут
Как бочок краснеет, тут их и сорвут
Сладкие и спелые соберут в корзинку
Все на вид красивые, прямо как с картинки.
Кислое и сладкое
С кожицею гладкою.
Сочное, душистое
С мякотью лучистою.
Людям всем полезно.
Лечит от болезней!
Даже птичкам зябликам
Вкусно. Это ж.. Яблоко
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали -
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети?
Картошка
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
Баклажан
Раскололся тесный домик на две половинки.
И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю.
Упражнение «Найди пару»
Логопед : Посмотрите, еще одно задание «К каждой картинке нужно подобрать пару»
На доске предметные картинки : зеленый огурец, красный помидор, желтая репа и т. д. У детей по одной такой же картинке. Ребенок выходит к доске, называет свою картинку, находит ей пару, ставит рядом.
У меня красный помидор, на доске красные помидоры. И т. д.
Логопед : Молодцы ребята! Вы выполнили все задания, помогли навести порядок, но мы так и не узнали. Кто так у нас пошалил.
Смотрите, в корзине лежат маленькие декоративные тыковки, а на них написаны буквы. Давайте их достанем и прочитаем. Ой, что-то не получается. (дети пытаются прочесть) .
Мне кажется, если поставить их по росту, то мы сможем прочитать. Давайте попробуем. (Дети ставят по росту тыковки и читают слово «Осень» )
Логопед : Так вот кто к нам приходил. Волшебница Осень.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла :
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
(В. Волина)
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Логопед : Молодцы! Вот и все! Хоть и устали, а задания проказницы Осени мы все выполнили.
Кто вспомнит, что мы сегодня делали? (ответы детей)
Осень добрая пришла,
Вам подарки принесла :
Яблоки душистые.
Спасибо за урок. Можете отдыхать.