» » Занятие «Фрукты. Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты Конспект логопедического занятия тема фрукты

Занятие «Фрукты. Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты Конспект логопедического занятия тема фрукты

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по теме «Фрукты»

Цель: Обобщение знаний и расширение словаря по теме.

Задачи: 1. Коррекционно-образовательные

Согласование числительных с существительными;

Образование притяжательных местоимений;

Активизация тематического словаря;

Образование относительных прилагательных;

Употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов.

2. Коррекционно-развивающие

Развитие пространственного и зрительного восприятия, слухового внимания;

Координация речи с движением и дыханием, развитие правильного речевого выдоха;

Развитие интонационной выразительности речи.

3. Коррекционно-воспитательные

Повышать речевую активность путем создания мотивационно-потребностного уровня высказывания;

Воспитания доброты и отзывчивости.

Оборудование: Тематическая картина, корзины с муляжами фруктов, предметные картинки.

Ход занятия

    Орг.момент

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки.

«Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы)».

«На сучках висят шары, посинели от жары (сливы)».

«Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».

«Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.

Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)».

Логопед спрашивает: «Как можно это назвать одним словом? Какие еще фрукты вы знаете?»

    Лексико-грамматические игры и упражнения

    Игра «Жадина». Образование притяжательных местоимений. Логопед показывает фрукт и задает вопрос, ребенок берет его и отвечает:

Чей это лимон? Это мой…

Чьё это яблоко? Это моё…

Чья это слива? Это моя… и т.д.

    Игровое упражнение «Четвертый лишний». Логопед называет цепочку из четырех слов, дети называют лишнее.

Груша – картошка – персик – яблоко;

Апельсин – мандарин – помидор – слива;

Яблоко – лук – груша – банан.

    Упражнение «Посчитай правильно». Согласование числительных с существительными, используются предметные картинки.

1 банан – 2…. – 3…… - 4….. – 5….;

1 яблоко – 2…. – 3…. – 4…. – 5….;

1 груша – 2…. – 3….. – 4…. – 5… и т.д.

4. Игровое упражнение «Угадай, про какой фрукт я говорю». Дети по очереди описывают фрукт, остальные отгадывают и показывают.

Он кислый, желтый, овальный, сочный…(лимон);

Оно спелое, красное, круглое, твердое…(яблоко);

Она полезная, синяя, овальная, сладкая…(слива) и т.д.

5. Игровое упражнение «Что я хочу: сок или варенье?». Образование относительных прилагательных. Логопед начинает предложение, дети заканчивают:

«Я хочу сливовый…».

«Я хочу яблочное…».

«я хочу грушевый…» и т.д.

    Развитие связной речи

Рифмованный рассказ «В саду». Развитие интонационной выразительности речи. Используется картина с изображением сада, корзина с муляжами фруктов. Дети слушают, затем повторяют.

Девочка Маринка пришла в сад,

Там на деревьях фрукты висят.

Дедушка сорвал Маринке

Оранжевые апельсинки,

Дал Маринке в кулачки

Красные яблочки,

Дал Маринке желтую грушу:

- Ты, Маринка, фрукты кушай.

Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

    Физкультминутка

Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой). На четыре счета делается подряд четыре коротких вдоха.

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч)

Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)

Мы ладошки все сжимаем, (хватательные движения ладошками, сжатие)

Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгать носом)

Как ладошки разжимаем, (после короткого вдоха ладошки разжать)

То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно)

    Сенсорное развитие

Упражнение «Разложи фрукты». Развитие пространственного восприятия, учить детей раскладывать фрукты в две корзины, используя понятия «поровну», «больше-меньше», «слева-справа». Раскладывать правой рукой слева направо.

    Работа над звуковой стороной речи

    Игровое упражнение «Повтори чистоговорки». Воспитание звуковой культуры речи.

Ко – ко – ко – спелое яблоко;

Ва – ва – ва – на тарелке слива;

Ша – ша – ша – желтая груша;

Мон – мон – мон – очень кислый лимон;

Ан – ан – ан – я люблю банан и т.д.

    Упражнение «Доскажи словечко» Логопед начинает, дети заканчивают:

Сли…, ба…, апель…, яб… и т.д.

VII. Итог занятия

Занятие 4. Фрукты.

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • Формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
  • Формировать умение образовывать прилагательные от существительных

коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки

Оборудование: зеркала, картонное дерево, корзинки, картинки с изображением фруктов.

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».

Ка-ка - кя-кя

Ко-ко - кё-кё

Ку-ку - кю-кю и т.д.

//. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.
Ножками затопали, Там, там, там -

Зашагали по полу. Тихо сели по местам.

2. Развитие общей моторики.

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх.

Точно солнышки горят!

Соединить в круг («солнышко»).

  1. Развитие мелкой моторики. «Компот»

4. Массаж лица.

  • Лоб - гладим легкими движениями от середины лба к вискам.
  • Глаза - нарисуем пальцами очки.
  • Щеки - гладим от носа к ушкам.
  • Подбородок - от середины подбородка вверх по щекам к вискам.
  • Шея - согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

5. Развитие мимических мышц.

6. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

  • для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования;
  • для губ: «вкусное варенье»;
  • «почистим зубки» (верхние зубы изнутри).
  • Дети разводят руки в стороны и делают вдох. Затем обхватывают себя руками и приседая («опускаясь под воду») делают выдох 2-3 раза.
  • Тянем один гласный звук, на одном выдохе.

вдох У_____

У________

выдох У__________

///. Физкультминутка.

Ти-ти-ти - куда же нам пойти?

Ать-ать-ать - пойдем на улицу гулять.

Ать-ать-ать - будем прыгать и скакать.

(Выполняются движения, соответствующие тексту).

IV. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

  1. Объявление темы.

Мы сегодня побываем во фруктовом саду.

  1. Игра «Плодовое дерево».

Для игры необходимо картонное дерево с кармашками для картинок и несколько корзин.

Логопед достаёт из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса - и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Плодовое.) »

Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:

«Я собрал с дерева много груш».

«Я собрал с дерева много апельсинов». И т. д.

  1. Используется макет «плодового дерева»

Логопед: «Мы с вами собрали урожай. Урожай чего был собран? (Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?».

Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? (Яблоня.) А если груши? (Груша) » и т.д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.

«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?» (Нет, потому что бананы растут на пальмах..)

  1. Игра «Магазин соков».

Образование прилагательных от существительных: сок из яблок (какой?)- яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т. д.

V. Итог занятия и оценка работы детей.

Что лежит у вас в корзинках?

Какие деревья растут во фруктовом саду?


Цели:

  • обучение выкладыванию слов из кубиков;
  • развитие речевого дыхания;
  • обучение интуитивному чтению слов;
  • подготовка к постановке звуков [р], [р`];
  • развитие артикуляторной моторики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • расширение словарного запаса.

Оборудование: кубики и таблицы Н.А.Зайцева; диск с записью мелодии к песне “Рябина”; складовые карточки: ананас, лимон, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина; фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко; индивидуальные зеркала.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра “Волшебный мешочек”

Дети поочерёдно достают из мешочка натуральные фрукты: груша, банан, киви, лимон, мандарин, яблоко. Нащупав рукой предмет, ребёнок называет попавшийся ему фрукт. Когда все фрукты будут выложены на общее блюдо, детям предлагается назвать тему занятия.

2. Пальчиковая гимнастика

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.

3. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для формирования правильного произношения звуков [р], [р`] проводятся под руководством педагога за индивидуальными зеркалами.

“Грибок”.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

“Маляр”.
Рот открыт. Широким пальчиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

“Лошадка”.
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

“Автомат”.
Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчётливо произнося “т-т-т”. Убыстрять темп.

“Пулемёт”.
Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчётливо и могократно произнося “д-д-д”.

“Барабанщики”.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д”.

“Шмель”.
Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идёт воздушная струя, подключается голос.

4. Работа со складовыми карточками

Педагог предъявляет по одной складовой карточке лицевой стороной: “Прочитайте, что это? Лимон. МО выделено чёрным, значит стоит под ударением”. Аналогично проводится работа с остальными карточками (ананас, банан, слива, апельсин, яблоко, рябина). Затем карточки перемешиваются и предъявляются обратной стороной. Дети пытаются прочитать слова уже без опоры на изображённый рисунок. Кто прочитал – получает картинку. Победил тот, у кого наберётся больше картинок.

5. Пение по таблице

“Ещё раз внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая из них лишняя. Рябина относится не к фруктам, а к ягодам. Рябина из тех ягод, которая не отличается хорошим вкусом, зато она очень полезная и помогает при лечении многих заболеваний. Сегодня на занятии мы пропоём таблицу под мелодию песни “Рябина”. Дети внимательно следят за указкой, которую педагог передвигает по таблице сверху вниз и пропевают склады по таблице вместе с учителем.

6. Игра с мячом

Педагог бросает мяч детям, называя существительные, дети возвращают мяч и образуют от них имена прилагательные.

Яблоко – яблочный
Лимон - лимонный
Апельсин – апельсиновый
Банан – банановый
Груша – грушевый
Слива - сливовый

7. Письмо слов кубиками.

Игра “Карусель”

Стулья стоят по кругу. На каждом стуле по одному из фруктов, рядом заготовленные, но разложенные в беспорядке кубики. Например: если на стуле находится лимон, то рядом должно быть три кубика: ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ, МУ-МО-МА-МЕ-МЫ-М, НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н. По команде педагога дети складывают слово из кубиков с опорой на рядом лежащий предмет, затем каждый ребёнок должен прочитать своё составленное слово, по следующей команде дети “разрушают” полученные ими слова и делают переход к следующему стульчику. Игра заканчивается, как только дети возвращаются к своим первоначальным стульям.

8. Итог занятия

“Как называлась тема нашего занятия? В какие игры мы смогли поиграть с помощью фруктов? На мелодию какой песни мы пропели нашу таблицу? Чем интересна рябина?”

Конспект группового занятия для детей подготовительной группы с ОНР

Тема: «Фрукты»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «фрукты».
Задачи:
актуализировать словарный запас по лексической теме «фрукты»;
развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
формировать умение образовывать сложные прилагательные;
развивать слуховое внимание, зрительное, тактильное, обонятельное восприятие;
совершенствовать пространственную ориентировку на плоскости;
развивать логическое мышление;
развивать мелкую моторику.
Оборудование: сюжетная картинка сада с фруктовыми деревьями, предметные картинки героев (Капитан Яблоко, граф Лимонхват), фруктов, силуэтные изображения половинок фруктов (киви, персик, груша, яблоко, виноград, апельсин), пескограф, логопедическое пособие "смешанные цвета", почтовые конверты с подсказками, магнитофон, мешочек, натуральные фрукты, кусочки натуральных фруктов в коробках (яблоко, апельсин).

I. Организационный момент:

Учитель-логопед: - Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (изображение фруктов). Как назвать их одним словом? Где растут фрукты? Фрукты растут в саду на деревьях. Как называется дерево, на котором растут фрукты? (Фруктовое).

- Какой это фрукт? (Яблоко). Как называется фруктовое дерево, на котором растут яблоки/сливы/груши? (яблоня, слива, груша).
- Сегодня мы с вами вспомним все о фруктах.
- Ребята, каких супергероев вы знаете? К вам сегодня пришел необычный супергерой - Капитан Яблоко, фруктовый борец за справедливость! Он пришел к вам за помощью. Во фруктовом саду случилась беда - злой граф Лимонхват похитил фрукты, и держит их в плену! Нужно помочь Капитану Яблоку выполнить все задания Лимона и найти подсказки! Тогда мы спасем фрукты! Вы готовы?


II. Основная часть:

1. Игра «Фруктовые аплодисменты»

Учитель-логопед: - Вот письмо с первым заданием от Лимонхвата (предлагает ребенку достать листок с изображением уха и колокольчика из конверта).


- Что это значит? Первое задание на внимание. Граф Лимонхват спрятал фрукты в стихотворении. Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно. Хлопните в ладоши, если услышите название фрукта:
Фрукты растут на деревьях в саду
Яркие фрукты у всех на виду.
Вот среди веток – груши бочок.
Груша зеленая, как кабачок.
Яблоки красные, синие сливы.
Спелые сливы вкусны и красивы.
Персик румяный укрылся листком.
Ты с этим фруктом, конечно, знаком?
Солнечным соком лимон напоен
Светится золотом желтый лимон.
В кроне зеленой висят апельсины,
Солнцу подставив рыжие спины.
- Молодцы, вы справились с первым заданием!

2. Игра «Фруктовая палитра»

Учитель-логопед: - Ребята, а ведь колокольчик - это наша первая подсказка! Загляните под колокольчик. (Достают свернутый листок с цветовой палитрой). Это наше следующее задание. Нужно найти все фрукты оранжевого цвета и назвать их. (Каждый ребеноквыбирает из предметных картинок все фрукты оранжевого цвета/коричневого/фиолетового).
Оранжевый мандарин, . . . Коричневый кокос, . . . Фиолетовый виноград, . . .

3. Игра «Смешанные цвета»

Учитель-логопед: - А что это за значок? Это перепутанные цвета. Посмотрите, граф Лимонхват перемешал цвета, и теперь фрукты не знают, как называется их цвет. Капитан Яблоко просит вас помочь бедным фруктам и определить название их цвета (логопедическое пособие «смешанные цвета»).
- Какие два цвета вы видите на груше? (Красныйи желтый). Значит эта груша красно-желтая. Повторим вместе - груша красно-желтая.
- Какие цвета вы видите на банане? Банан желто-зеленый (...).
(Красно-желтое яблоко, красно-коричневое яблоко, желто-коричневый ананас).
- Ребята, скажите, а в природе бывают фрукты смешанных цветов? Конечно бывают (показывает натуральные фрукты смешанных цветов).
- Молодцы, справились с заданием. А граф стал еще злее, он приготовил для вас следующее задание.

4. Игра «Ароматные загадки»

Учитель-логопед: - Следующее испытание: угадать, какие фрукты у Лимона в заложниках. Но сделать это нужно только по запаху! (Предлагает детям определить фруктыв коробочках и по запаху).

5. Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Посмотрите, что в коробочке, пахнущей апельсином (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - листок с нотами).


Это подсказка! Музыкальное задание. Нужно спеть песенку «Мы делили апельсин». Повторяйте за мной движения и подпевайте песенку:
Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная сбольшого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правойрукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимаютих к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.

6. Игра «Что лишнее?»

Учитель-логопед: - А вот еще одно письмо с заданием от графа Лимонхвата (предлагает ребенку открыть коробочку. Внутри - песок). Граф приготовил задание в пескографе. Давайте пройдем и посмотрим. Назовите, силуэты каких фруктов вы видите? Задание такое - нужно определить, какой фрукт лишний и объяснить, почему:
Яблоко, персик, банан, гранат. (Банан лишний, потому что овальный, а все остальные фрукты – круглые).
Гранат, ананас, слива, апельсин.(Слива лишняя, потому что мелкая, а все остальные фрукты – крупные).

7. Игра «Потерянные половинки»

Учитель-логопед: - Ребята, загляните в волшебную коробочку (предлагает ребенку достать содержимое коробочки - изображение половинок фруктов).


- Граф Лимонхват похитил половинки фруктов. Нужно им помочь. Ребята, выходите по очереди к доске и отгадайте, какого фрукта эта половинка.
- Это половинка персика. А теперь помести ее в верхний правый угол доски (...).

8. Игра «Чудо-мешочек»

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята, вы выполнили все задания Лимонхвата и добрались до темницы. Чтобы спасти похищенные фрукты, нужно угадать их на ощупь (предлагает детям определить на ощупь фрукты в мешке).
- Это зеленая треугольная груша. И т. д.

Учитель-логопед: - Ура, все фрукты спасены, вы помогли Капитану Яблоку!
- Ребята, вспомните, какие задания графа вы выполнили?
- Капитан Яблоко дает вам еще одно ответственное задание - помочь бедным фруктам. Посмотрите, они так и остались без половинок. Дома их нужно дорисовать и раскрасить.
Капитан с вами прощается. Все молодцы, до свидания!
Поощрение детей.

Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия «Овощи-Фрукты»

ЦЕЛЬ : Обобщить и систематизировать знания учащихся об овощах и фруктах : где растут, как их убирают, как употребляют в пищу, как хранят.

Коррекционно-образовательные :

Активизировать и расширять словарь по теме «Овощи » . «Фрукты»

Стимулировать речевую активность детей

Совершенствовать речевые навыки и умения

Формировать зрительный гнозис

Совершенствовать навыки согласования слов в предложении

Формировать грамматический строй речи

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематическое восприятие

Развивать способность к самоконтролю

Развивать длительность и плавность речевого выдоха

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение

Развивать координацию движений с речью;

Развивать связную речь;

Развивать зрительное восприятие;

Развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Коррекционно - воспитательные :

Формировать навыки сотрудничества на занятии , умение слушать своих товарищей, бережное отношение к окружающему нас миру

Воспитывать умение правильно вести себя

Оборудование : Картинки с изображением овощей (помидор, огурец, репа, свекла, картофель, редис, капуста, морковь, тыква, кабачок, баклажан, горох, лук, чеснок, фруктов (яблоко, груша, слива, персик, банан, апельсин, мандарин, лимон, ананас, киви, арбуз). Муляжи овощей и фруктов . Две корзины. Разрезные картинки. Мяч. Декоративные тыковки с буквами.

I. Организационный момент

Логопед : Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте с вами поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Утро!

Здравствуй, День!

Нам здороваться не лень! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей.

Показать небо

Показать ветерок (машем руками влево - вправо)

Показать дубок.

Жест вправо

Жест влево

Руки к груди, затем развести в стороны.

II. Основная часть.

Логопед : Ребята, посмотрите, у нас в гостях кто-то был. Все переставил, пошалил. Кто же это мог быть? (ответы детей)

- Смотрите тут записка : «Выполняйте все мои задания, и вы узнаете, кто я. Ваша ….» Кто же это может быть. Вам интересно узнать кто это? (ответы детей)

Тогда вперед выполнять задания.

Дыхательная разминка

Игровое упражнение «Узнай, какой овощ - фрукт спрятан »

Овощи -фрукты накрыты цветной бумагой.

Логопед : Подуем на кусочек цветной бумаги и узнаем, какой овощ или фрукт там спрятался.

Дети выполняют.

Логопед : А тут лежат зеркала, что же с ними делать? (ответы детей)

Правильно, надо сделать гимнастику для язычка, губ и щек.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и щёк :

«Щёчки яблочки» , Ваши щечки круглые как яблочки, надуем щечки.

«Спрячь сливу за щеку» . Кончиком языка упираемся то в одну, то в другую щёчку.

«Круглая виноградинка» . Вытянуть губки трубочкой, удержав «одну виноградинку» .

«Банан» . Улыбнемся.

Упражнения для языка :

«Язычок пролезает через щель в заборе в сад» Широкий язычок протискивается между зубами.

«Колья забора острые» Покажем острый язычок.

«Лопатка» - «Колышек» . Язычок «лопаткой» положи и спокойно подержи. Язык «колышком» потом потянем тонким острием.

«Листок прикрыл яблочка бочок» . Поднимем язычок вверх закроем сначала верхнюю губу, опустим, закроем нижнюю губу.

Упражнение для жевательно - артикуляционных мышц «Жуем твердую грушу» .

Игра “Разложи фрукты и овощи” - дифференциация «фрукты - овощи »

Логопед : А тут на столе, такой беспорядок и опять записка. «Разложите овощи в корзинку , фрукты в вазу» .

Дети выполняют

Логопед : Молодцы! Смотрите мячик, а давайте поиграем. (ответы детей) Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать.

Образование относительных прилагательных

Игра «Какой сок?»

Логопед :

Какой бывает сок, подумай, не зевай!

Своё словечко быстро, точно называй!

Сок из фруктов - (какой) .

Сок из яблок …. яблочный

Сок из апельсина …. апельсиновый.

Сок из груши ….грушевый.

Сок из ананасов …. ананасовый.

Сок из винограда …. виноградный.

А если мы смешаем сок из яблока, банана, абрикоса, этот сок будет какой? - Ассорти

Ребята, а из овощей можно делать соки ? - Да.

Как назовём сок из моркови? - Морковный.

Из огурца? - Огуречный.

Из свёклы? - Свекольный.

Молодцы! Замечательно!

Игра «Какой салат?»

Логопед :

Много блюд из овощей , салатик назови скорей!

Салат из овощей - (какой) . овощной

Какой салат получится из огурцов…. огуречный

Салат из капусты …. капустный.

Салат из свеклы … свекольный

Салат из моркови…. морковный

Игра «Зоркий глаз» (развитие зрительного гнозиса)

Логопед : Вот мы немного поиграли, отдохнули. Пора и дальше выполнять задания. Посмотрите, конверт (достаю карточки) и в нем задания «Нужно назвать все картинки, которые нарисованы» . Смотрите внимательно, не спешите. Готовы.

Женя, назови, что у тебя изображено (перечисляет) . Молодец! Одним словом это как можно назвать? Правильно! И т. д. у всех детей.

Гимнастика для глаз.

Логопед : Наши глазки устали, нужно им помочь отдохнуть.

«Овощи »

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Логопед : А вот и следующее поручение.

Дидактическая игра «Что как храним?»

Логопед :

Ребята, а знаете ли вы, как хранят овощи ?

А вот мы сейчас и проверим.

На картинку посмотрите,

Что и как храним расскажите.

Разложите овощи и фрукты : те, которые можно хранить сырыми, возле ящика; а те, что нужно консервировать – возле банки .

(на картинках : вишня, слива, клубника, огурцы, помидоры – для банки; морковь, картофель, капуста, чеснок, лук – для ящика)

Игра «Нелепица»

Логопед : А давайте мы немного отдохнем! Поиграем в игру «Нелепица»

Если сказанное соответствует действительности, то вы поднимаете руки вверх и говорите :

Да-да-да – это так!

Если нет, то вы приседаете и говорите :

Нет-нет-нет – все не так!

Зеленый огурец

Сладкий лук

Круглый кабачок

Красная репа

Горький помидор

Сладкий перец

Синий горошек

Логопед : Отдохнули, выполним следующее задание. Посмотрите на столе лежат разрезанные картинки, нужно их собрать.

Игра «Собери разрезную картинку» .

Логопед : - Ребята, у кого получился фрукт, а у кого овощ ?

Логопед : А вот еще один конверт «Загадки»

Сочная, длинная,

Полезная, витаминная,

И с кокетливой косой,

Наслаждается росой.

Пусть до осени сидит,

Как созреет – удивит.

Морковь Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я.

Кукуруза

Ты вкусна, кругла, красива!

Свекольник, борщ и винегрет.

А сочна, ну просто диво!

Без тебя уж не обед!

Нам во всем ты помогла,

А зовут тебя.

Свекла Пустые бочонки,

На ветках висят,

В салаты, борщи,

Попадать не спешат!

Перец сладкий

Золотая голова – тяжела, велика.

Золотая голова – в огороде прилегла.

Голова велика, а вот шея тонка.

Тыква Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала. .

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, -

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Груша Круглые зеленые на дереве растут

Как бочок краснеет, тут их и сорвут

Сладкие и спелые соберут в корзинку

Все на вид красивые, прямо как с картинки.

Кислое и сладкое

С кожицею гладкою.

Сочное, душистое

С мякотью лучистою.

Людям всем полезно.

Лечит от болезней!

Даже птичкам зябликам

Вкусно. Это ж.. Яблоко

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

Картошка

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

Баклажан

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались в ладошки бусинки-дробинки.

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

Никого не огорчаю,

А всех плакать заставляю.

Упражнение «Найди пару»

Логопед : Посмотрите, еще одно задание «К каждой картинке нужно подобрать пару»

На доске предметные картинки : зеленый огурец, красный помидор, желтая репа и т. д. У детей по одной такой же картинке. Ребенок выходит к доске, называет свою картинку, находит ей пару, ставит рядом.

У меня красный помидор, на доске красные помидоры. И т. д.

Логопед : Молодцы ребята! Вы выполнили все задания, помогли навести порядок, но мы так и не узнали. Кто так у нас пошалил.

Смотрите, в корзине лежат маленькие декоративные тыковки, а на них написаны буквы. Давайте их достанем и прочитаем. Ой, что-то не получается. (дети пытаются прочесть) .

Мне кажется, если поставить их по росту, то мы сможем прочитать. Давайте попробуем. (Дети ставят по росту тыковки и читают слово «Осень» )

Логопед : Так вот кто к нам приходил. Волшебница Осень.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла :

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые,

Осень принесла.

(В. Волина)

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Логопед : Молодцы! Вот и все! Хоть и устали, а задания проказницы Осени мы все выполнили.

Кто вспомнит, что мы сегодня делали? (ответы детей)

Осень добрая пришла,

Вам подарки принесла :

Яблоки душистые.

Спасибо за урок. Можете отдыхать.