» » Занятия для детей старшей группы по экологии. Занятие по экологии в старшей группе "путешествие капельки"

Занятия для детей старшей группы по экологии. Занятие по экологии в старшей группе "путешествие капельки"

Управление образования администрации города Тулы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 57»

«Вода-чудесница»

(конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)

Разработала и провела:

Короткова Э.И.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-чудесница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды ) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

Открытое занятие по экологии в старшей группе.

Тема: « Воздух»

Цель : формирование представлений об основных свойствах воздуха;- формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а так же дать представление о том, что ветер- это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

Развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Ход занятия.

Организационный момент.

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся

(приветствие детей).

А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковёр. Теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом (игра на общение).

Станем рядышком, по кругу, скажем « Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем « Привет!» и « Добрый день!»

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся!!

Доброе утро!

Присаживайтесь на коврики.

Ребята, сегодня утром я очень торопилась к вам, и когда подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около нашей группы.

Интересно, что в ней, давайте посмотрим…

Письмо.

Отгадайте что я,

Отгадайте, какой я,

Расскажите для чего я…

В: Ребята, что это может быть?

Д: Мы тоже ничего не видим.

В: В коробке что-то, должно быть, но я например, ничего не вижу, а вы?

Д: И мы ничего не видим.

В: Может, понюхаем? (дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют).

Я ничего не понимаю….

Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки?

Д: Мы видим только стенки и дно.

В: Может кто – то догадался, что это может быть?

Д: Нет.

В: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать. Тогда и узнаем, что в коробке.

Загадка.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем!

Д: Это воздух! В: Правильно! В коробке воздух!

В : Скажите, пожалуйста, так что такое воздух?

Д: Воздух, это то, чем мы дышим.

В : Правильно! А раз мы им дышим, значит, нам нужен чистый, свежий воздух, правда? Д: Да. В : Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? Д: В парке. В : Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения. А в городах, что загрязняет воздух? Д: Транспорт, фабрики и заводы. В : Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? Д: Не всегда. В : Что надо делать, чтобы воздух был свежим? Д: Проветривать. В : Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? Д: Может продуть и заболеешь. В : Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта. Ребята, чтобы узнать еще лучше какой воздух, его можно исследовать в ЛАБОРАТОРИИ. Что такое лаборатория? СЛАЙД




В: Мы узнали, что такое лаборатория. И прежде, чем отправиться туда, мы с вами немножко отдохнем.

Физминутка.

Ветер веет над полями

(маршируем на месте).

И качается трава,

(качаем руками над головой).

Облако плывет над нами

(плавающие движения)

Словно белая гора

(руки треугольником над головой).

Ветер пыль над полем носит

(качаем руками перед собой).

Наклоняются колосья

(руки на пояс, наклоны в сторону).

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот поворот на месте.

В: Вот наша лаборатория. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей воздушной лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?

Д: Да.

В : Но помните в лаборатории нужно соблюдать одно правило:

НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ СТАРШЕГО СОТРУДНИКА!

(звучит тихая осенняя музыка)

В: Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх, вниз, вы видите воздух?

Д: Нет.

В: А он есть, значит он какой?

Д: прозрачный, невидимый.

В : Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Итак, начинаем свой первый опыт.

ОПЫТ № 1.

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Д: ничего. В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на … подушку. Воздух занял всё место в пакете. Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете? Д: Воздух. ВЫВОД: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, пакет пуст воздуха в нём нет.

ОПЫТ № 2.

В: А теперь приступаем ко второму опыту.

Кладу лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привожу салфетку в движение, салфетка падает со стола.

Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась.

Д: Ветер ее сдул.

В: Хотите почувствовать,как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный.

Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: ветерок – это воздух, который движется.

ОПЫТ № 3.

В: Приступаем к третьему опыту. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите его увидеть? Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Дети выполняют.

В: Что вы увидели?

Д: пузырьки воздуха.

В: Дуем сильно, а теперь слабо. Пузырьков было одинаковое количество?

Д: когда дуем слабо, пузырьков мало, а когда сильно - много.

ВЫВОД:

В: Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало.

Мы увидели воздух, который находится внутри нас.

ОПЫТ № 4.

«Узнай по запаху»

В: А можно ли, почувствовать запах воздуха?

Сам воздух запаха не имеет, но может запах переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас с предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок).

Вы справились с заданием! Молодцы!

ОПЫТ № 5.

В: А теперь приступаем к последнему опыту.

Имеет ли воздух вес? Это мы сейчас и проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины, таз с водой. Возьмём кусочек резины и опустим в воду. Что произошло? Утонул! А теперь опустим резиновую игрушку, а она не тонет. Почему? Внутри игрушки воздух, он легче воды. А где ещё воздух нам помогает не тонуть?

Д: Когда мы купаемся, надувные круги нам помогают не тонуть.

В: Уважаемые младшие помощники! Мы проделали большую работу, а теперь самое интересное.

КЛЯКСОГРАФИЯ!

В: Что это? Кто знает?

Это рисование воздухом! СЛАЙД

Сейчас мы с помощью красок, трубочки, воздуха будем рисовать на листе бумаги.

Показ.

В: Капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи трубочки.

Сергей Грищук «Уходящая осень» (под музыку дети рисуют).

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам проводить опыты (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы узнали нового? Чему научились? Где изучали воздух? Как называется техника рисования воздухом? А теперь, ребята, помощники мои юные, я хочу подарить вам воздушные шары, надувайте воздухом шары и поиграйте.

Спасибо, молодцы!

План-конспект занятия по основам экологии в старшей группе ДОУ

Образовательная область: Социум

Раздел: Основы экологии

Тема: Путешествие в страну Дендрарию

Цели: Дать детям элементарные экологические знания о деревьях, о лесе. Учить разрешать проблемные ситуации, различать и называть деревья. Дать представление о разнообразии деревьев, их назначении и пользе. Развивать внимание, наблюдательность, память. Воспитывать гуманное отношение к природе.

Оборудование: перчаточные куклы зайца, лисы, медведя; иллюстрации «Хвойные», «Лиственные деревья»; алгоритмы по исследованию объектов природы; плакат и картины с изображением деревьев; сборная картина «Дерево»; рисунки с изображением птицы, капельки воды, солнца, дождевого червяка; карточки «Найди хвойное дерево»; плоды (каштан), шишки, желуди; раскраски, медали.

Предварительная работа: наблюдение и ознакомление с деревьями, растущими на территории детского сада, заучивание стихотворений.

Билингвальный компонент: су, к үн, торғай, шылаушын.

Мотивационно-побудительный этап деятельности

Воспитатель здоровается с детьми и обращает внимание детей на гостей группы. Здравствуйте, ребята. Посмотрите по сторонам, что-то нас так много? Давайте поздороваемся с нашими гостями!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, мой родимый край!

Здравствуй, вольный ветерок!

Всех мы вас приветствуем!

Организационно-поисковый этап деятельности

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну, страну деревьев Дендрарию. Вы хотите стать жителями этой сказочной страны? Для этого нам нужно выполнить задания. Готовы ли вы к испытаниям?

Игровой момент.

Ребята, что за странный звук? Давайте посмотрим, кто же это? Правильно, заяц. Заяц тоже спешит с нами в сказочную страну. А следом кто идет за зайцем? И лисичка присоединяется к нам! А кто же еще хочет попасть в страну деревьев? Правильно, ребята, медведь. (Дети изображают зайца, лису и медведя посредством перчаточных кукол. Другие дети их узнают и называют)

Испытание 1. «Вспоминалки».

Ребята, посмотрите на деревья, изображенные на плакате. Какие деревья нам знакомы? Вспомните, какие деревья растут на территории детского сада? Правильно ребята. (Клен, карагач, береза, ель, каштан)

На доске рисунок дерева.

Что вы видите?

Назовите части дерева.

Для чего дереву корень?

Для чего необходим ствол?

Для чего необходимы листья?

Чем деревья отличаются друг от друга?

Сегодня ребята я познакомлю вас с новым словом «крона». Ветки с листьями на дереве образуют крону дерева.

Молодцы, ребята, первое испытание позади.

Испытание 2. «Различалки».

Ребята, деревья у нас бывают двух больших видов лиственные и хвойные деревья. Давайте с вами подумаем, чем же различаются лиственные и хвойные деревья?

Работа по иллюстрациям «Лиственные деревья» и «Хвойные деревья». Назовите и покажите лиственные и хвойные деревья.

Испытание 3. «Отгадалки»

Загадывает загадки, показывает изображение отгадки на рисунке.

1. «Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит».

2. «Лист в зубцах, кора черна, что за дерево, друзья?»

3. «Что за чудо-дерево зимой и летом зеленеет?»

4. Свесила ветки с обрыва, старая, грустная …

5. Стоит у плотины, на коре морщины, хорош на сруб, красавец …

6. Что же это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

6. У меня иголки длиннее, чем у елки. Очень прямо я расту. Если я не на опушке, ветки только на макушке.

Ребята, как вы думаете, интересно быть деревьями? Сейчас я превращу вас в деревья. Ваша кожа превращается в кору, а руки в ветки.

Психогимнастика – релаксация «Деревья»

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь.

Вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами -корнями в пол. Сожмите кулаки. Сильный ветер еле-еле раскачивает дубы, они стонут низким голосом «ы-ы-ы».

Вокруг себя повернитесь, и в березки превратитесь. Березки раскачивает даже самый слабый ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте. Березы поют высоким голосом «ы-ы-ы».

Вдруг поднялось солнышко. Все деревья потянули к нему ветки. Чтобы каждый листочек согрелся. Ветер принес дождевые тучи и пошел дождь. Деревья стряхнули лишнюю влагу. Почувствовали бодрость, радость. 1,2,3,4,5 – превратитесь в ребят.

Испытание 4. Окажи помощь дереву.

Какие подарки мы можем подарить сухому дереву? Давайте подарим ему подарки.

«Солнышко»

«Капелька воды»

«Дождевой червяк»

«Птица»

Дети дарят дереву подарки-картинки и говорят ему пожелания.

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит тебе и делает твои листики зелеными. Солнце – на казахском « күн » .

Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит тебя и умоет. Вода на казахском – су.

Я дарю тебе дождевого червяка, он будет рыхлить твою почву. Дождевой червяк на казахском – шылаушын.

Я дарю тебе птичку воробья , она будет беречь тебя от жуков и гусениц. Воробей на казахском – торғай.

Давайте посмотрим, каким же станет наше дерево после наших подарков.

Оно выздоровело, позеленело. А вот, смотрите, и новые листочки появились. Какие мы молодцы!!

Испытание 5. Командное состязание «Кто быстрее?»

А сейчас, поиграем в игру «Кто быстрее?». Для этого нам нужно разделиться на три группы.

Воспитатель делит детей на три группы. Первая группа должна собрать в правильной последовательности картину-дерево. Второй группе детей раздаются карточки с заданием найти хвойное дерево. Третья группа детей должна найти детку с ветки дерева (каштан, желуди, шишки).

А теперь, давайте с вами вспомним, в какой местности встречается очень много деревьев? Правильно, в лесу. Вспомните и скажите, какие бывают леса?

А почему мы должны беречь лес?

Да, ребята, лес прекрасен. Здесь много интересного и удивительного.

Работа по алгоритмам.

На доске схемы-алгоритмы (нос, рот, ухо, рука, глаза).

Что можно увидеть в лесу?

Что услышать?

Что понюхать?

Что потрогать?

Что можно попробовать?

Вот как интересно в лесу.

Но всегда ли мы правильно ведем себя в гостях леса?

Игра «Кто чем будет?»

- Чем будет дерево?

Чем будет ветка?

Чем будет лист?

Цветок?

(Столом, стулом, посудой, музыкальным инструментом, бумагой, книгой, дровами, домом. Веником, кнутом, хворостом. Лекарством, удобрением, гербарием. Ягодкой, фруктом.)

Рефлексивно-коррегирующий этап деятельности

Обобщение сказанного.

Какие части дерева мы знаем?

Как помочь больному дереву?

Зачем в городе сажают деревья?

Для чего нам нужен лес?

Правила поведения в лесу?

Польза дерева для человека.

(Корень, ствол, ветви, листья. Для очищения воздуха. Для прохлады. Лес - для зверей и птиц. Лес дарит нам ягоды, грибы и лекарственные травы. Лес нужно беречь. Пробовать ничего нельзя. Трогать диких зверей нельзя. Дерево может быть домом, дровами, инструментом, посудой, книгой)

Молодцы, ребята! Вы сегодня преодолели все испытания, выполнили задания. Вот теперь вы стали жителями сказочной страны Дендрарии. Научились понимать язык деревьев. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы узнали много нового и интересного о деревьях. Все вы получаете в память о нашем путешествии медали и раскраски с изображением деревьев.

Ожидаемый результат:

Знать: элементарные экологические знания о деревьях, о лесе; об их назначении и пользе;

Иметь: представление о разнообразии деревьев, леса; чувства бережного отношения к природе;

Уметь: разрешать проблемные ситуации; называть и различать деревья.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»

Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область.
Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
Задачи:
1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли с папой в лесу и увидели странное зрелище. Около трех березок, муравьями был сооружен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но папа не разрешил. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?


(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).
Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравьишку в его домик и понаблюдать за ним? (Ответ детей).
Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета), сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).
(Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек).
- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).
- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.
(Дети шагают по тропинке, впереди речка)
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.

Физкультминутка (дети имитируют)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,

Вместе раз - это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один -
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой.
Воспитатель. Ребята, а вот лужайка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!

Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).
- Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?
Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)


Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья у морошки,
Ножки у блошки. (Кузнечик)


Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку,
И комар и мошка. (Лягушка)


Многорукий царь Гордей,
Наплел ловушек и сетей.
Как расставит он ловушки,
Побыстрей ловитесь
Букашки да мошки.(Паук)


Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?
- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Этюд «Божья коровка»

Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?
Дети. Это божья коровка.


Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.
- Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину).
Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?
Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.
Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
(Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).
Воспитатель. Кто же это сделал?
Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.
Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).
- Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
1 ребенок - Жало от осы.
2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
3 ребенок - Крылья от бабочки.
4 ребенок - Рога от жука.
5 ребенок - Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
Давайте придумаем ему название. (Дети называют).
Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.
Дети выполняют задание.
В конце занятия подводится итог.