» » Жизненные ценности героев горе от ума. А.С.Грибоедов: Чацкий и Фамусов

Жизненные ценности героев горе от ума. А.С.Грибоедов: Чацкий и Фамусов

Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами "В той комнате незначущая встреча..."(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем "незначащая"). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело... подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе "Петрушка, вечно ты с обновкой...", когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя...

Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки.

Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума...»). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

Чацкий - это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.

Рецензии

Ой, Шарманщик, спасибо Вам огромное! Только есть тут некоторые "великие литературоведы" типа Н.А., которые зеленеют от злости, читая мои статьи. У них, видите ли, правильный взгляд, а у меня, по их мнению, нет. Однако имеется уже множество противоположных тому мнений от читателей, от учителей литературы, которые готовы предложить детям в помощь мои работы. Так что пусть бесятся те, кому нужна их особая идеология, а у меня есть такие союзники, как Вы и другие думающие люди, ради которых и пишу.
Огромная Вам моя признательность. Сегодня почитаю Ваши работы.
Всех Вам благ. С уважением

Тема урока: «Анализ второго действия комедии».

Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.

Ход урока.

  1. I. Повторение. Проверка домашнего задания.

С каких событий начинается комедия?

Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция - события, происходящие в произведении до завязки действия.)

Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?

(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)

Каковы эти взаимоотношения?

  1. II . Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Что такое конфликт в драматическом произведении?

(Конфликт - столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)

Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?

(Любовный конфликт.),

Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)

Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)

Определите, когда завязывается любовный конфликт?

(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек- змея»)

Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?

(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)

Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?

(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)

Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.

Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.

Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...».

Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?

(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)

Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?

(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)

Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?

(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него - священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)

Чем же заполнен день в Фамусова?

(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни - рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)

Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?

(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)

Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?

Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.

(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное - перестать быть «гордецом».)

Почему Чацкий отказывается служить?

(«Служить бы рад - прислуживаться тошно»)

В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.

Чтение монологов и их обсуждение.

Монолог Фамусова.

Каково мировоззрение Фамусова?

(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)

Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?

(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)

Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?

(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,- это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)

Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».

Каковы же взгляды Чацкого?

(Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)

Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?

(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов - такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович - образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)

Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?

Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?

Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?

(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.

Важный момент - появление Скалозуба.

Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.

(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)

Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.

(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)

Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?

(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.

Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)

Чтение монолога «А судьи кто?..»

Как произносит этот монолог Чацкий?

(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)

Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?

(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)

Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?

(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине - он занят лишь заботами о Софье.)

Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?

(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)

Подведение итогов.

Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?

Домашнее задание.

2 Задание по группам.

  • Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бор­до».
  • По отношению к кому в тексте I - II действия употребляют­ся слова «ум, умный, философ», однокоренные или сино­нимичные с ними. Цитаты выписать.
  • Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
  • Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

Н.И.Громов, Н.А.Спицына, В.И.Коровин, Н.К.Семёнова
«Русская литература»
Учебник для 9 класса средней школы

Чацкий и Фамусов. Чацкий близок людям декабристского склада, Фамусов - главный его противник, защитник самодер­жавно-крепостнических порядков. Уже из 1 действия комедии становится ясно, насколько это разные люди. Фамусов высказы­вает свое мнение о книгах, о службе. Из разговора Софьи с Ли­зой мы узнаем, что Фамусов, «как все московские», ценит в лю­дях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Все это уже создает определенное пред­ставление о Фамусове.

Совсем иным предстает перед нами в I действии Чацкий. Ис­кренний, оживленный свиданием с любимой девушкой, остро­умный, он посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян фамусовского круга, их жизнь и времяпре­провождение.

Так намечается почва для идейного конфликта между Фаму­совым и Чацким, который и наступает во II действии. В их споре проявляется несогласие решительно по всем вопросам.

Фамусов пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, А главное, поди-тка послужи». Он подкреп­ляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатери­нинских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низ­копоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает Чацкого служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, при­служиваться тошно»,- отвечает Чацкий на это предложение. Он презирает людей, готовых «У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подртавить стул, поднять платок». Он считает, что нужно служить «делу, а не лицам», и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Чацкий защищает право человека сво­бодно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творче­ским, высоким и прекрасным». В ответ на это Фамусов объя­вляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей, и угрожает ему судом.

Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москви­чей дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они пося­гают на тот строй жизни, который является основой его благопо­лучия.

Фамусов - крепостник, считающий вполне законным право помещика распоряжаться людьми так, как ему угодно: наказы­вать, продавать, ссылать в Сибирь, на каторгу или поселение. Он не признает в крепостных людях человеческого достоинства. На­против, Чацкий высказывает уважение к простым людям, назы­вает русский народ «умным, бодрым». Против таких крепостни­ков, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаменитом монологе «А судьи кто?..». Гневно обрушивается он на извест­ного в Москве помещика-театрала, на «Нестора (главаря) него­дяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь. Он возмущается тем, что «отечества отцами» в обществе признаны жестокие кре­постники, порабощающие народ. Эти люди «сужденья черпают из забытых газет», они укрывают расшитым мундиром свое сла­бодушие и рассудка нищету.

Когда гости Фамусова «всем хором» объявляют Чацкого су­масшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал это от­крытие, и обосновывает свое суждение:

Попробуй о властях - и нивесть что наскажет!

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршиим лицом,

Так назовет он подлецом!

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в науке, в про­свещении:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Различие во взглядах, культуре, морали ярко проявляется в речи Чацкого и Фамусова. Чацкий - человек образованный; речь его литературна, логична, богата интонациями, образна; в ней отражается глубина его чувств и мыслей. Чацкий - мастер афоризмов, едких эпиграмм. Так, в споре с Фамусовым (II дейст­вие) поражают точные, меткие, беспощадные характеристики, которыми он наделяет московских богачей. Ненависть и глубо­кое негодование Чацкого придают особую силу его сарказму . В обличительных монологах («А судьи кто?..» и др.) Чацкий под­нимается до высокого гражданского пафоса. Слово Чацкого - разящее оружие; обличительный пафос его речи отвечает су­ществу его прямой и страстной натуры.

Речь Фамусова - это речь человека не очень образованного, но неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. Он спорит с Чацким, отстаивает свои взгляды, порой проявляя и остроумие. В разговоре со Скалозу­бом гон его речи меняется: появляются вкрадчивость, подобо­страстие, в словах - ласкательные суффиксы («отдушничек», «в петличке орденок»). Он даже начинает прибавлять услужливое «-с»: «Сергей Сергеич, к нам сюда-с». Со слугами Фамусов гово­рит ворчливо и грубо, ругает их ослами, чурбанами, называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь с воз­растом человека..

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стало бессмертно, оно остаётся актуальным на протяжении многих лет. В нем автор будто предвидел обстоятельства в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделения высшего света на две части. У каждой были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух сообществ в своем произведении. Главными героями, которые отображают все общество в целом, являются Чацкий и Фамусов.

Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их разум живёт и развивается, только у каждого это происходит по своему. Каждый из них индивидуальная личность.

Фамусов живёт только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и понятием является для него диким и не привычным.

Чацкий же наоборот живёт мыслями о будущем и стремится к познанию и чему то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтения в первую очередь человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него стоят на второстепенном плане.

Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но тут тоже идут противоречия Чацкий стремится к познаниям, он на стороне просвещения, Фамусов же напротив отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

Фамусов боится, что нормы, которые устоялись за длительный промежуток времени, вдруг распадутся. Чацкий же выступает за то, что бы сменить устоявшиеся нормы на новые.

Кульминационный сценой произведения Александра Грибоедова в произведение "Горе от ума" это спор между двумя главными героями. Суть спора состоять в том, что положение в обществе не должно никаким образом влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и поставленный определят только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставив себя выше других. Такую позицию выдвигает Чацкий, соответственно Фамусов отрицает ее.

Мы уже увидели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. А какие же у них взгляды и отношения к семейным ценностям?

Фамусов считает, что чувства в отношениях это лишняя и совсем не нужная вещь. Ему важны не личностные качества человека, с положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким чином в обществе, все это является залогом счастливой жизни в браке.

Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него прежде всего важны человеческие чувства и эмоции. И семьи без любви и чувств не существует. Деньги это второстепенная дополняющая часть жизни, но никак не главная.

Вариант 2

Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать. Дело вот в чём, ведь, как и старому поколению, невозможно уступить молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшийся устой консерваторской жизни, так и молодому поколению, которое стремится в бой, не очень хочется уступать старым консервативным законам, и таким образом мы получаем достаточно запутанную замкнутую систему конфликтов, выхода из которой ещё не разу не находили. Прекрасным примером описания данной проблемы послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.

В своём произведении автор описывает данную проблему достаточно подробно, однако, не напрямую, а через тонкую пелену юмора и классического литературного языка. В нём автор рассказывает нам историю молодого человека – Чацкого, который рассказывает о своём новаторском мышлении приверженному консерватору – Фамусову, а тот в свою очередь не принимает его философии, и вместе с ним не принимает его и люди окружающие Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и сложившихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт обществ Фамусова и Чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, которое стремиться к прорывам, и поколение старое, Фамусовское.

Чацкий и Фамусов, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просветление, научное развитие, и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает что всё новое, как правило, несёт за собой невзгоды и проблемы, которые Фамусов в его возрасте видеть не хочется. Также Фамусов придерживается данного мнения, потому что он попросту боится потерять под быстрым ходом нового то, что он уже имеет, и чего он так долго добивался. Чацкий же пытается переубедить его в этом, приводя в аргументы все блага нового устоя жизни, однако Фамусов лишь высмеивает его, благодаря чему Чацкого принимают лишь за сумасшедшего, и больше Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

  • Описание местности - сочинение

    У каждого человека есть места, которые ему особо дороги. Воспоминания о них не стираются в течение всей жизни и согревают душу на протяжении многих лет. Одним из таких мест, несомненно, является малая Родина

  • Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

    Проблема ума в комедии

    А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

    Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

    Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

    Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

    Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

    Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

    Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

    Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

    Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

    Семейные ценности Чацкого и Фамусова

    Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

    Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

    Выводы

    Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

    Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

    Тест по произведению