» » Дидоктические игры "Вершки и корешки", "Загадочные животные". Дидактическая игра вершки и корешки Оформление дидактической игры вершки и корешки

Дидоктические игры "Вершки и корешки", "Загадочные животные". Дидактическая игра вершки и корешки Оформление дидактической игры вершки и корешки

Данное пособие состоит из 13 слайдов.
Цель игры: Способствовать развитию знаний об овощах.
Задачи: - В игровой форме познакомить детей с миром съедобных растений;
-Расширять кругозор – помочь узнать историю появления овощей на нашем столе, а также
получить сведения о питательных и целебных свойствах овощных культур.
Содержание работы со слайдами: На каждом из восьми слайдов (с 3 по 10 слайд) изображение одного
какого-либо овоща. Начиная знакомство с овощами, ребёнок должен отгадать загадку, потом подобрать
соответствующий рисунок и кликом мышки проверить правильность выбора – изображение овоща встанет на
место его контурного изображения. Если ребенок ошибся в выборе, картинка при нажатии на нее мышкой
станет прозрачной. Рассмотрев получившееся изображение, нужно ответить на вопрос: какая часть растения
использует человеком в пищу.
Когда все эти задания будут выполнены, ребёнок послушает небольшой рассказ о каждом из овощей и узнает,
почему он стал незаменимым продуктом на нашем столе. Смена слайда производится кликом мышки по
квадрату в правом нижнем углу слайда.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки. (Морковь).
Что съедобно у
морковки:
надземная часть, листья –
вершки, или подземная корешки?
ПОСЛУШАЙ
Морковь
называется
корнеплодом, потому что в
пищу используется ее корень.
В толстом оранжевом корне
моркови
накапливаются
питательные вещества. Если
осенью
морковку
не
выкапывать, а оставить в
земле, на будущий год она
снова даст зеленые побеги и
принесет семена. Для этого и
нужен
растению
запас
питательных веществ.
Морковь едят сырой и вареной.
Особенно полезен морковный
сок,
в
котором
много
витаминов,
необходимых
человеку
для
здоровья.
Морковный
сок
нужен
больным людям с плохим
зрением.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
-Как же мне без хруста,
Если я … (Капуста)
Что съедобно у капусты:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Кочан капусты – это огромная
почка, в которой большие
сочные
листья
тесно
прилегают друг к другу. В
пищу у кочанной капусты
используют именно эти листья,
поэтому
ее
называют
листовым овощем.
Капусту можно есть в сыром,
вареном и жареном виде, а
также квашенную. В листьях
капусты много витаминов.
Кроме кочанной за долгие
века люди вывели много
сортов капусты. Есть среди
них растения, у которых едят
цветочные бутоны – цветная
капуста, а есть и такие, у
которых
в
пищу
идет
разросшийся, как шар, стебель
– капуста кольраби.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не промокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я - …
(Свекла)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Люди используют свеклу в
пищу с глубокой древности.
Свекла – корнеплод, у нее
съедобная нижняя, корневая
часть. В массивном, красно –
фиолетового
цвета
корне
свеклы
содержаться
питательные вещества, сахар и
витамины.
Свеклу едят в вареном и
маринованном виде.
Кроме
обычной
столовой
свеклы люди вывели и другие
сорта: крупную оранжевую
свеклу для скота и белую
сахарную,
из
которой
получают сахар.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Круглый, круглый желтый бок
Сидит на грядке колобок,
Врос он в землю крепко.
Кто же это… (Репка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Репа – крупный, сладковатый
на вкус корнеплод. Она может
быть разных оттенков желтого
цвета: от ярко оранжевого до
почти белого.
Кроме питательных веществ в
репе
содержится
много
витаминов. Её можно есть в
сыром и вареном виде. Раньше
любимым
блюдом
была
пареная репа. Готовить её было
просто: очистить от кожуры,
положил в горшок с водой и
ставь в печь. Когда хотят
сказать о каком – то деле, что
оно
очень
простое,
вспоминают про это старинное
кушанье: «Проще пареной
репы».

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Он круглый, красный, как глаз
светофора.
Среди овощей нет сочней…
(Помидора).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Родина помидоров – далекая
тропическая
Америка.
Поэтому они хорошо растут
только там, где тепло и
влажно. Помидоры называют
плодовыми овощами, потому
что в пищу употребляют их
спелые плоды. Из небольших
желтых цветков вырастают
плоды. Во второй половине
лета под лучами жаркого
солнца
эти
плоды
превращаются в крупные,
ароматные,
красные
помидоры. Они очень сочны и
вкусны. Помидоры едят в
сыром и консервированном
виде. Из них получают сок
который называют томатными,
потому что второе название
помидоров – томаты.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
И зелен и густ
На грядке куст.
А капни немножко –
Под кустом … (Картошка).
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
Листья, стебли и корни
картофеля несъедобны, а его
плоды – маленькие зеленые
шарики

«яблочки»,
вырастающие
на
месте
опавших цветков, - даже
ядовиты. Но у картофельного
куста
есть
необычные
отростки стебля, на которых
появляются сочные клубни.
Мы привыкли называть их
картошкой.
В этих клубнях растение
запасает
питательные
вещества. В них содержится
крахмал
и
витамины.
Картофель едят в вареном,
жареном и печеном виде.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Летом в огороде свежие,
зеленые, а зимою в банке –
крепкие, соленые.
Угадайте, молодцы, как зовут
нас…(Огурцы)
Что съедобно у свеклы:
надземная часть – вершки,
или подземная - корешки?
ПОСЛУШАЙ
У огурцов используют в пищу
молодые, сочные, зеленые
плоды, внутри которых можно
увидеть много мелких семян.
Огурчик покрытые мелкими,
колючими
бугорочками,
вырастают на месте ярких,
желтых цветов. Их не сразу
заметишь среди стелющихся
по земле стеблей и широких
резных листьев. Родина огурца
– жаркие страны, он любит
тепло и влагу, поэтому в наших
краях его выращивают в
теплицах. Едят огурцы в
свежем,
соленом
и
маринованном
виде.
Питательных веществ в них
много, огурцы очень вкусны и
улучшают аппетит.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ
Ощипали с Егорушки
Зеленые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
Что съедобно у лука: вершки
или корешки?
А может быть, и то, и другое?
ПОСЛУШАЙ
Лук – удивительное растение.
Над землей торчат его узкие
длинные
листья,
словно
зеленые перышки, а под
землей прячется луковица,
похожая на репку. Луковица –
это
подземный
побег,
покрытый толстыми сочными
чешуями

измененными
листьями. Лук родом из
засушливых мест, поэтому в
луковице растение запасает
воду на тот случай, если долго
не будет дождя.
У лука съедобные зеленые
листья – вершки и луковицы –
корешки. В луке много
витаминов, его сок обладает
целебными свойствами. Он
убивает вредных микробов,
поэтому в старину говорили:
«Лук – от семи недуг».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «СВЕТЛЯЧОК»

КОНСПЕКТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГУЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Подготовила и провела6

Воспитатель 1 – ой кв. категории

Васильева Е.А.

Г. Химки 1014г.

Цель:

1. Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Задачи:

1.Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

2.Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор хозяев остановок– сказочного.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Организация экологической тропы на участке детского сада.

1.Изучаем литературу для разработки экологической тропы

2. Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года.

3. Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.

4. Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.

5. Хозяевами остановок стали: Бабушка Арина (Остановка «Птичий двор»), тётушка Аграпина (остановка «Чудесный огород», дед Ерофей (остановка «Скотный двор», доктор Айболит (остановка «Зелёная аптека», воспитатели (остановка «Ель», «Берёзка», «Цветик – семицветик», «Центр творчества»).

6.Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектами, правилах поведения.

7.При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.

8. После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного на участке, можно сделать зарисовки или вылепить из пластилина, сделать аппликацию какого-нибудь понравившегося объекта.

Остановками экологической тропы являются:

1. «Птичий двор»

2. «Берёзка»

3. «Чудесный огород»

4. «Елочки – красавицы»

5. «Зелёная аптека»

6. «Цветик – семицветик»

7. «Скотный двор»

8. «Весёлый скворечник»

9. «Центр творчества»»

Ход занятия:

- Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.

Вы знаете, что такое тропа? (Ответы детей). Правильно-тропа, тропинка-это пешеходная дорожка. Как вы думаете, что такое экологическая тропинка? (Выслушиваются ответы детей.) Экологическая тропинка состоит из определенных станций, и на каждой из них живут природные существа-растения: травы, деревья, кустарники; животные: пауки, насекомые, птицы. По этой тропе можно прогуляться не один раз. По ней мы будем путешествовать круглый год.

Сегодня на нашей тропе нас ждут очень интересные станции. Ну, что, отправляемся в путь?!

v Станция «Берёзка»

Воспитатель: -Вот мы и пришли. Давайте поздороваемся. Она нас очень ждала и приготовила письмо, давайте прочитаем и выполним желания и задания березки.

Вы согласны? (Да)

Письмо берёзы:

Милые мои, славные детки, наконец-то вы ко мне пришли. Уж как я вас ждала, как ветвями качала, листиками шелестела, надеялась, что вы меня услышите. Я, берёза, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей.

Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола).

Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда по стволу палкой бьют или царапают кору ножом. Мне ведь бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)

Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!

А теперь, ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)

А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)

Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу берёзы.)

Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, - это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки?

Молодцы, мои славные путешественники. Берите мои листочки и не забывайте обо мне. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям - живые листья рвать нельзя!)

v Станция «Чудесный огород»

Детей встречает тётушка Аграфенья.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Тетушка Аграфена! Я хранитель огорода.

Ребята, посмотрите на мои грядки и скажите, что растет в моём огороде? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).

Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).

Давайте рассмотрим эти овощи, какого они цвета, большие или маленькие, зрелые или недозрелые, какую форму имеют и т.д..

Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

А кто выращивает овощи? (Ответы детей).

Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).

А как люди помогают овощам расти красивыми? (Ответы детей.)

А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

Послушайте:

Солнце согревает землю, даёт растениям свет.

Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.

Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.

Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей.)

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей – да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений.

Вот сколько помощников есть у растений!

Ребята, а кто из вас знает почему человек, должен как можно больше употреблять в пищу овощи? (Ответы детей.)

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).

Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

Ребята, а давай поиграем в игру!

Подвижная игра: «Вершки и корешки».

В обруч синего цвета надо положить картинку с овощем, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета – овощи, у которых используются вершки.

Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают картинки с овощами по обручам. (соревнования)

Молодцы, справились с заданием, а теперь попробуйте отгадать мои загадки об овощах:

1.Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

- картошка –

2.Говорит коза, что козы

Очень любят нюхать розы.

Только почему-то с хрустом

Нюхает она…

- капусту –

3.Корешок оранжевый под землей сидит,

Кладезь витаминов он в себе хранит,

Помогает деткам здоровее стать,

Что это за овощ, можете сказать?

- морковь –

4.Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

- свекла –

5.Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети?

- лук –

6. Очень длинным вырастает

И пол грядки занимает.

Этот овощ тыквы брат,

Летом все его едят.

- кабачок –

7. Растут на грядке

Зеленые ветки,

Красные детки.

- помидоры –

8. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

- огурец -

Молодцы отгадали мои загадки, а теперь давайте поиграем?!

Кто тут ловкий, погляжу

Руки выше поднимаем

Если овощ вам скажу

Если фрукт я назову,

Руки быстро на траву!

Игра « Вершки и корешки».

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Участники: дети .

Образовательные области:

    познание

    коммуникация

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры.

Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни - корешки, у других плоды - вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:

Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений - овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй - по корешку. Все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три - свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку - корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Взрослый дает сигнал: «Корешки, найдите свои вершки!». Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить только «волшебные ворота» (взрослый и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками.

Игра «Загадочные животные».

Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, воображение, память.

Участники: дети старшей группы.

Образовательные области:

    познание

    коммуникация

Материал: картинки несуществующих животных, картинки различных домашних и диких животных

Место использования: групповая работа в утреннее и вечернее время.

Ход игры

Раздайте детям большие карточки с несуществующими животными поровну. Предложите детям подобрать карточки с животными, которые на него похожи. Выигрывает тот, кто первым найдет все карточки и сделает это правильно.

Приложение

дидактической игры экологического содержания

«Вершки и корешки»

Материалы:

1.Распечатанные изображения овощей (морковка, капуста и т.д.)

2.Плёнка для ламинирования или широкий скотч

3.Ламинатор

4.Ножницы

Изготовление:

1.Распечатанные изображения овощей наклеить на плотный картон, проклеить с внешней стороны скотчем или заламинировать.

2.Вырезать подготовленные карточки.

Использование : Игру можно проводить с одним ребёнком или подгруппой детей 3-4 человека.

Цель: Закрепление знаний об овощах, формирование умения составлять целое из частей. Воспитание целенаправленности действий, усидчивости, умения играть по правилам.

Ход игры: Показать ребёнку (детям) игрушку. Рассмотреть. Предложить назвать овощи, представленные на картинках. Отметить, что у каждого овоща есть верхняя часть «вершки» и нижняя часть «корешки». Объяснить игровое: нужно соединить карточку с изображением «корешка» и карточку с изображением «вершка». Чтобы получился целый овощ.

В ходе игры следить, чтобы ребёнок (дети) проговаривали названия овощей.

При последующих проведениях игры можно проводить соревнование- Кто быстрее найдёт «вершки» и «корешки» и соберёт все овощи.

Игра может использоваться в самостоятельной деятельности детей.

Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища. Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шерша­вая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д. Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.

2. Игра «Вершки и корешки».

Перечисли овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй, - «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле, - «корешки».

Корешки -_

3. Игра " Повар».

Назови блюда, которые можно приготовить из различных овощей.

Из кабачков можно приготовить _

Из капусты можно приготовить_

Из лука можно приготовить_

Из картофеля можно приготовить_

4. Игра «Готовим суп и борщ».

Соедини те овощи, из которых варится борщ, с большой кастрюлей, а те, из которых варится суп, - с маленькой ка­стрюлькой.

Я положу в борщ _

Я положу в суп______

5. Отгадай и выучи загадку, нарисуй отгадку.

Тема «ОВОЩИ»

(задание 2)

1. Игра «Один - много».

Измени слова по образцу.

Образец. Один огурец. Пять огурцов.

Один помидор. Пять _ (помидоров).

Одна луковица. Пять _ (луковиц).

Один баклажан. Пять _(баклажанов).

Одна свекла. Пять_ (свекол).


Один качан капусты. Пять _ (кочанов капусты).

2. Игра «Большой - маленький».

Поиграй с мамой в игру. Пусть мама назовёт тебе большой овощ, а ты скажи, как он будет называться, если станет маленьким.

Образец. Картошка - картошечка.

Свёкла -_ (свеколочка),

баклажан -_(баклажан чик ),

луковица -_ (луковичка),

морковь -_ (морковочка),

капуста - _ (капусточка),

огурец -_(огурчик),

помидор - _ (помидорчик).

3. Игра «Собираем урожай».

Назови действия, которые нужно выполнить, чтобы собрать овощи на огороде. дёргаю морковь. Я срезаю ка­пусту. Я срываю горох. Я копаю картошку)

4. Игра «Урожай».

Какие действия нужно выполнить для того, чтобы вырос урожай?

Вскопать землю, _

5. Игра «Дорисуй картинку».

Дорисуй изображение овоща до целого.

6. Составь по плану (приложение, рис. 1) и выучи рассказ о любимом овоще. Нарисуй картинку.

Рассказ _____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Тема «ЯГОДЫ»