» » Формирование различных моделей древнерусского общества и государства. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

Формирование различных моделей древнерусского общества и государства. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства

20.11.2016 21- номер по календарно-тематическому планированию
10Б Тип урока: комбинированный урок
§15-16. Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства (1 из 2)
Цели:
Образовательные:
- Подвести к пониманию особенностей удельного периода Руси
- Добиться усвоения учащимися причин распада Киевской Руси
- Создать представление об особенностях удельной системы и последствиях ее на Руси.
-Рассмотреть типы государственности княжеств: Новгородского, Владимиро-Суздальского,Галицко-Волынского
Воспитательные:
-Формировать личное отношение учащихся к историческим событиям и лицам.
-Воспитывать патриотизм, прививать уважение к историческому прошлому своего народа
-Способствовать формированию мировоззрения и национального самосознания учащихся
Развивающие:
- Способствовать формированию умений и навыков сравнивать и анализировать события одного процесса.
- Продолжить развитие у учащихся исторического мышления, формирование навыков работы со словарем, учебником, исторической картой, умений делать выводы и обобщения, давать свои оценки изучаемым событиям.
-Развивать и обогащать речь учащихся.
Оборудование урока: Учебник: Россия и мир: древность. Средневековье. Новое время: учеб. Для 10 кл. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Контурная карта, наглядный материал, презентация
Ход урока:
На прошлом уроке мы с вами изучили тему: Древнерусское государство и общество, а так же провели игру посвященную восточным славянам и по итогу игры, было ясно, что имеются большие проблемы с расположением восточных племен на карте. В связи с этим, у Вас на столах лежат контурные карты, по мере того, как мы будем с вами еще раз разбирать расположение племен, вы заполните ее и вклеите себе в тетрадь. (Выполнение работы, при помощи презентации и учителя)
После повторения место расположения славян дома, я думаю, у нас больше не возникнет проблем с данной темой. Помимо этого мы с вами изучили причины и этапы образования Древнерусского государства, а так же ознакомились с внутренним миром Древнерусского государства.
Какие причины и теории образования древнерусского государства, вы знаете? (Ответы учащихся)
Тема сегодняшнего урока: Формирование различных социально-политических моделей развития древнерусского общества и государства. (Запись числа и темы урока в тетрадь)
Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?(Ответ учащихся)
План:
Причины раздробления Древнерусского государства
Новгородская республика
Владимиро-Суздальское княжество
Галицко-Волынское княжество
Ребята, мы сегодня начинаем изучать новый период в истории нашей страны, который получил название удельной Руси.
Давайте вспомним из истории средних веков определение феодальной раздробленности. (Ответы детей)
Феодальная раздробленность – это период обособления отдельных земель во главе с князьями. (Запись в тетрадь)
Для того чтобы понять причины раздробленности предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника, стр. 127-129 и по мере прочтения, фиксирование в тетрадь причин раздробленности.
Самопроверка (сперва опрос класса, параллельно сверять со слайдом презентации)
Причины: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: рост крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства;
ПОЛИТИЧЕСКИЕ: стремление сыновей – наместников отделиться от Киева (они имели аппарат управления и военную силу); Поддержка местного князя местным населением (контроль князя через вече);
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ: разобщенность экономических и политических интересов жителей Руси (отпала необходимость охранять путь «из варяг в греки»);
ВОЕННЫЕ: отсутствие общего врага – половцев.
На территории Древнерусского государства образовалось около 15 княжеств в середине XII века, 50 княжеств в начале XIII в, а в XIV веке княжеств достигало 250. Это из-за разрастания династии Рюриковичей.
Основные 3 политические центра, которые бы сегодня изучим и их типы государственности это:
1. Республика(Новгородская земля)
2. Монархия (Владимиро - Суздальское княжество)3. Ограниченная монархия(аристократия) (Галицко-Волынское княжество)
Основная цель нашего урока, это рассмотреть типы государственности и начнем мы с Новгородской земли, которая на тот момент имела тип правления: республику.
В XII-XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общественно-республиканских форм общежития. Гос. управление осуществлялось через систему вечевых органов. Вече являлось высшим органом власти и решала важнейшие вопросы. Работа со схемой на доске.
Какие вопросы решало вече? Кто такой посадник и его функции? Тысяцкий? (ответы детей, если не знают запись определений в тетрадь)
Физкультминутка
Следующий тип государственности, это монархия и ограниченная монархия и данными типами были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Разобрать форму правления.
Если говорить, про политические особенности каждого княжества, то нам нужно разбиться на варианты и заполнить таблицу.

Ребят, а давайте подумаем, а последствия раздробленности были только отрицательные? (ответы детей)
Закрепление
Что было изучено нами на уроке?
Какие основные причины раздробленности на Руси?
Типы государственности княжеских центров?
Домашняя работа:
§15-16 читать стр. 127-132. Найти положительные и отрицательные стороны раздробленности, записать в тетрадь.
Доклады: Монголо-татарское нашествие, основные события.
Борьба Александра Невского с литовцами.
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3ДђЗаголовок 115

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политическая система 10 класс, б азовый уровень

План 1. Определение политической системы. 2. Структура политической системы. 3. Взаимодействие со «средой». 4. Функции политической системы. 5. Государство в политической системе. 6. Политический режим. 7. Демократические перемены в России.

Определение политической системы Политическая система общества – это система институтов, в рамках которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть

Демократические перемены в России Нормативная подсистема: утверждаются принципы правового государства, принимаются новые законы, новые традиции. Функциональная подсистема: включение демократической формы, методов, процедур политической деятельности. Коммуникативная подсистема: между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Культурно-идеологическая подсистема: отказ о обязательной для всех идеологии, развитие идеологического плюрализма.

Использованные ресурсы 1. Единая коллекция образовательных ресурсов: http://school- ollection.edu.ru/ 2. Баранов П.А. Опорные конспекты по обществознанию: http://burdina-olga.ucoz.ru/index/obshhestvoznanie/0-24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10-11 классы.Базовый уровен...

1 слайд

Формирование социально- политических и нравственных установок Автор: Соболева Ирина Михайловна, учитель МОУ лицея №76, г. о. Тольятти Руководители: к.п.н., доцент Пивнева С.В., к.п.н. доцент Витковская Н.Г.

2 слайд

Проблема проекта Современное молодое поколение имеет низкий уровень патриотизма и гражданственности, но в России такого не должно быть, молодежь должна знать, какой ценой одержана победа в ВОВ

3 слайд

Цель проекта Воспитать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения

4 слайд

5 слайд

Аннотация Во время Великой Отечественной войны многие люди совершали подвиги, жертвуя своей жизнью. Во имя чего? Почему о них нужно помнить и подражать им? Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Целями и задачами творческой работы являются: Рассмотреть, на примере каких фильмов, книг, произведений ИЗО воспитывалось молодое довоенное поколение Найти конкретные примеры героев (из жизни, художественной литературы), которым подражала молодежь 40-х годов Цели учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ. Работа состоит из семи частей: Встреча с ветеранами Встречи учащихся с детьми военных лет Письма ветеранам Отрывки сочинений Посещение краеведческого музея Рисунки учащихся Музыкальная композиция Знакомство с фильмами, художественной литературой о ВОВ, встреча с ветеранами, посещение краеведческого музея, беседы с детьми военных лет помогут увидеть примеры для преклонения и подражания, помогут понять патриотические чувства героев войны и задуматься над тем, каковы наши патриотические качества, нужны ли в наше время.

6 слайд

Война глазами современных детей и детей военного времени Прошло 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. Эта Победа досталась великой ценой Советскому народу. Она унесла миллионы жизней, исковеркала человеческие судьбы. В настоящее время в живых осталось очень мало участников ВОВ. Одни погибли на поле боя, другие, подорвав здоровье, уходят из жизни в послевоенное время. Современное поколение о ВОВ может судить по кинофильмам, художественным произведениям, рассказам фронтовиков и детей войны. Эта война является историей нашей Родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас. Не только на мужские, но и на хрупкие женские и детские плечи легли тяжелые испытания. Многие трудились в тылу, обеспечивая фронт всем необходимым, растили хлеб.

7 слайд

8 слайд

Проблема ВОВ и отношение к ней современной молодежи: низкий уровень патриотизма и гражданственности среди молодежи; отсутствие высоких идеалов.

9 слайд

Цели учащихся Найти и изучить информацию о судьбах детей военного времени. Познакомиться художественной литературой о ВОВ. Создать творческие работы (сочинения, рисунки, стихи, письме ветеранам). Посетить краеведческий музей. Провести акцию «Живые цветы».

10 слайд

задачи учителя Способствовать формированию коммуникативной и информационной компетенции. Изменить приоритет ценностей юного поколения. Воспитать патриотические чувства у школьников. Познакомить с художественной литературой о ВОВ.

11 слайд

Задачи работы над проектом учащихся: Подготовить выставку книг о ВОВ. Взять интервью у детей военного времени. Написать сочинение по теме: « Этих дней не смолкнет слава». Задачи работы над проектом для учителя: Помочь в подготовке выставки книг о ВОВ. Помочь учащимся провести интервью с детьми военного времени. Научить писать сочинение о ВОВ. Написать письма ветеранам. Посетить краеведческий музей

12 слайд

13 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Кротова Алена: Моя бабушка, Мотыленко Анастасия Емельяновна, во время войны работала в своем родном селе Хрящевка в Самарской области. Ей было всего 13 лет. Она вместе с колхозниками убирала хлеб, который отправляли на фронт. Я очень горжусь своей бабушкой. Светличный Игорь: Я хочу рассказать о своем дедушке Светличном Степане Алексеевиче. Когда началась война, в свои 13 лет он работал в колхозе шофером. Он имеет ордена и медали, одна из них « За доблестный труд в ВОВ». Его отец, Алексей Корнеевич, был участником войны. Погиб на Украине в 1942 году.

14 слайд

Встреча учащихся с детьми военных лет Марьин Кирилл: В нашей школе работает Тарасенко Таисия Ивановна. Во время войны ей было 14 лет. В Воронежской области она помогала взрослым строить платформы для самолетов. Таисия Ивановна помнит, как взрывались бомбы, летели снаряды. В одной из бомбежек она была ранена, на лице остался шрам. В 1943 году ее отправили домой: умерла мама, и остались маленькие брат и сестра. А ее отец в это время был на фронте.

15 слайд

16 слайд

Письма ветеранам Здравствуйте, Дмитрий Петрович! Сегодня я узнал от своей мамы, что и нашу семью не обошла война. Вы - мой прадед, были участником военных событий 1941-1945г.г. Я узнал о том, что Вы были младшим ребенком в своей семье после трех сестер. В1941 году закончили школу и добровольцем ушли на фронт. С фронта ваша семья получала письма, в которых Вы спешили «выговориться», сказать родным и близким то, что переполняло ваше сердце, оставить своеобразное завещание. И во всех этих завещаниях непременный пункт: победа (в ней никто тогда не сомневался, в нее верили непоколебимо). А победа завоевывалась очень и очень дорогой ценой. В конце войны пришло известие о том, что Вы пропали без вести. Это было уже в 45 году. Я посчитал, Вам тогда было всего 21 год… А моему старшему брату Сергею сейчас 19 лет. Почти ровесники...Мой брат в настоящее время получает будущую профессию и учится в университете. А Вы не смогли продолжить образование и получить профессию, познали лишь на себе, что такое война. После войны близкие разыскивали Вас, писали в часть, в которой Вы служили. И только через несколько лет получили ответ, который развеял их всякую надежду на Ваше возращение, - «младший сержант Кузнецов Дмитрий Петрович, погиб в бою за Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество 21 апреля 1945 года. Похоронен юго-западнее села Преденков (Германия)». Мне сейчас 11 лет. Я учусь в школе, в пятом классе и занимаюсь спортом. Я не слышал смертельного свиста пуль и о войне знаю только по книгам и кинофильмам. Мне трудно представить события тех военных лет и Вас – моего прадеда. Но я отважился написать письмо в прошлое – Вам, Дмитрий Петрович. Мы никогда уже не встретимся, но я не хочу отставать от своих предков. Свою отвагу и мужество постараюсь проявить в спортивной борьбе, чтобы Вам не было стыдно за меня. Благодарю Вас за возможность жить, учиться и радоваться каждому мирному дню. С большим уважением Макар Дементьев.

17 слайд

Отрывки сочинений учащихся Хуснеева Алина - сочинение по повести Б. Васильева « А зори здесь тихие» Повесть «А зори здесь тихие» рассказывает о далеких событиях 1942 года. Автор повести относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Главными героями повести являются старшина Васьков и пять девушек зенитчиц. Васьков имеет лучшие качества защитника, солдата: благодаря подвигу таких Васьковых и была одержана победа. Помощником старшины была сержант Осянина. Старшина выделил ее среди других: «строгая, не смеется никогда». Осянина погибает последней из девушек. Перед смертью она рассказывает о том, что у нее маленький ребенок. Его она вверяет старшине, как самому дорогому человеку. Рыжая красавица Комелькова пожертвовала собой ради товарищей. Страшной смертью погибает Лиза, провалившись в трясину. Задание было выполнено, но какой целью! Тяжело переживает Васков гибель своих девушек. Он чувствует свою вину. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети. Эта книга учит видеть чужую боль, сопереживать. Учит быть сильными, горячо любить свою Родину.

18 слайд

Отрывки сочинений учащихся Копорева Катя – сочинение по произведению М. Шолохова «Судьба человека» Рассказ Шолохова «Судьба человека» - это Повествование о том, какой страшной трагедией Является война, как она ломает и калечит души человека. Это произведение о судьбе солдата, о судьбе оставшегося во время войны сиротой мальчика. М. Шолохов изобразил своего пережившего плен героя Андрея Соколова честным и мужественным патриотом, решившим усыновить оставшегося без родителей мальчика. Война отняла у него все: семью, дом. Но человек не может и не должен быть в мире один, жизнь должна иметь смысл, что воевать можно с ненавистью, жить только с любовью. Андрей Соколов уверен в своем будущем, свою жизнь посвящает воспитанию Ванюши.

19 слайд

Отрывки сочинений учащихся Баринова Ольга – сочинение по произведению В. Закруткина « Матерь человеческая». Имя советского писателя Виталия Закруткина хорошо известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. За роман « Сотворение мира» он удостоен Государственной премии СССР. В книгу включена повесть « Матерь человеческая», которая получила высокую оценку критиков и читателей. Главная героиня повести, Мария, потеряв любимого мужа и десятилетнего сына, нашла в себе силы, чтобы выжить, родить ребенка и воспитывать еще семерых детей, оставшихся без родителей.

Попробуйте

    Перечислить наиболее крупные земли и княжества, возникшие после разделения Древнерусского государства

Причины раздробления Древнерусского государства

В советское время преобладающей являлась точка зрения, что раздробление Древнерусского государства было вызвано, как и в странах Западной Европы, прежде всего экономическими причинами - ростом крупной земельной собственности в условиях господства натурального хозяйства. Однако новейшие исследования доказывают, что частная собственность на землю развивалась на Руси крайне медленно, а натуральное хозяйство являлось лишь одним из элементов сложной экономической структуры.

Многие историки обращают внимание на политические аспекты этой проблемы, считая, что в основе раздробления Древнерусского государства лежит процесс естественной эволюции княжеских отношений, приведший в итоге к падению общерусской великокняжеской власти. Управление государством при помощи сыновей-наместников в условиях существования устойчивых традиций народовластия приводило к тому, что наместник получал в свои руки уже готовый аппарат управления, вооружённую силу в лице народного ополчения. Это неизбежно провоцировало его на выполнение самостоятельной политической роли, независимой от Киева. Подобные настроения ещё в большей степени подогревались местным населением, желающим иметь собственного подконтрольного правителя, а не подчиняться решениям киевского князя.

В течение XII в. Древнерусское государство окончательно распалось на самостоятельные земли и княжества.

Практически в каждом княжестве появился свой суверенный князь, представитель той или иной княжеской династии, который проводил самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику; издавались свои уставные грамоты (правовые документы); велись летописи. При этом везде сохранились и даже упрочились традиции прямой демократии - активизировалась деятельность веча, возросло значение выборных должностей и народного ополчения. В то же время в политическом развитии русских земель начинали проявляться различные тенденции, которые свидетельствовали о начале формирования трёх типов государственности: республиканской, монархической и аристократической. Наиболее ярко эти тенденции проявились соответственно в Новгородской, Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях.

Новгородская республика

В XII-XIII вв. Новгородская земля устойчиво держалась общинно-республиканских форм общежития. Государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов: общегородское вече, отдельные части Новгорода (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Вече являлось высшим органом власти (каждое на своём уровне), решавшим важнейшие экономические, политические, военные, судебные, административные вопросы. В компетенцию веча входило: объявление войны или заключение мира, установление размера дани, санкционирование выплаты контрибуций. Общегородское вече избирало высших должностных лиц: посадника, тысяцкого, владыку (архиепископа), заключало договор с князем.

Новгородское вече отличалось известной организованностью и имело ряд юридических признаков. По мнению историка О.В. Мартышина, вече ««было полномочно принимать решения именем Великого Новгорода, когда на нём присутствовали: 1) высшие должностные лица Новгорода; 2) представители всех пяти концов Новгорода; 3) представители всех социальных групп. Вече, состоявшее из одних только чёрных людей, не признавалось правомочным».

В то же время часть историков настаивают на аристократическом характере новгородского веча. Так, академик В.Л. Янин считает, что «состав вечевого собрания был сравнительно невелик - максимум 400-500 человек». Историк подчёркивает, что новгородский вечевой строй является образцом демократии в её боярском варианте. Власть в Новгородском государстве принадлежала «не какому-то идеальному межклассовому сообществу, а богатейшим землевладельцам».

В 1136 г. в Новгороде произошли события, называемые иногда «новгородская революция». Новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславича, а затем «указали ему путь» (изгнали). С этого времени Новгород перестал принимать у себя киевских ставленников. Князья приглашались вечем. Княжеская власть утратила былое политическое значение и превратилась в одно из звеньев выборной городской администрации.

Исполнительным органом власти, подконтрольным и подотчётным вечу, было правительство - Совет господ. Он состоял из трёх частей. Первая административная часть состояла из посадника (главы Совета), тысяцкого и князя как главнокомандующего вооружёнными силами. Вторая часть новгородского правительства формировалась из выборных представителей местной администрации. В течение срока исполнения ими государственных обязанностей они именовались степенными , т. е. действующими деятелями, имеющими право решающего голоса. Третью часть составляли лица, закончившие свой срок на активной государственной службе, так называемые «старые» члены. Они обладали совещательным голосом с правом неограниченной критики и контроля действующего правительства.

Председательствовал в Совете господ владыка, который с 1156 г. стал избираться вечем. Он играл роль третейского судьи в спорах на самом вече, между вечем и князем, между новгородскими противоборствующими партиями. Архиепископ обладал правом первой подписи во всех внешнеполитических договорах Новгорода.

Таким образом, в Новгородской республике действовала устойчивая государственная система с чётким разделением властных функций. В основе государственного строя Новгородской земли лежали договорные отношения между вечем, городской администрацией и приглашаемым князем.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные, централизаторские тенденции.
Во второй половине XI - в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раздробленности. Ее причинами были:
- раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа «по старшинству» (к старшему в роду);
- постоянные княжеские усобицы, в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц, не согласных с «лествичным правом»;
- рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей, обладавших значительными материальными ресурсами;
- натуральный характер хозяйства, сходность номенклатуры производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обуславливало самообеспеченность, самодостаточность каждой из земель, слабость стимулов к развитию торговых, межрегиональных экономических связей;
- активное развитие ремесел, что укрепляло автаркические тенденции;
- рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни;
- усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату.

В советской историографии было принято считать, что феодальная раздробленность имела некоторые положительные стороны. Так, быстро развивались производительные силы в различных землях. Если в IX–X вв. на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в XII в. – 119 городов. В некоторых исследованиях говорится даже о 300 городах, о том, что Древнюю Русь называли «гардарикой», «страной городов». В каждой земле развивались свои иконописные школы, строились каменные храмы с целью посрамить соседей. Улучшилась управляемость каждой из земель. При этом почему-то редко упоминается о тех больших людских и материальных потерях, которые несли непрерывные феодальные войны. Под одними и теми же иконами русские люди, в языковом, культурном и этническом отношении близкие друг другу, убивали друг друга во имя политических амбиций Рюриковичей. Древнерусское государство находилось в весьма уязвимом геополитическом положении – между кочевым, ненасытным и безжалостным Востоком и оседлым, но агрессивным и не менее безжалостным Западом. Такая геополитическая ситуация требовала сохранения крепкого централизованного государства, а не той аморфной конфедерации древнерусских земель, в которую превратилась держава, созданная Олегом, Святославом, Владимиром Святым и Ярославом Мудрым. То, что для некоторых европейских государств оказывалось терпимым, для русских земель было смертельно опасно. Съезд русских князей в городе Любече недалеко от Чернигова в 1097 году, по–видимому, руководствовался благими намерениями, когда стремился установить определенные «правила игры». Однако, с учетом последующего развития событий нельзя не признать, что установление принципа «каждый да владеет своей отчиной» фиксировало факт распада единого государства на наследственные владения князей из Дома Рюриковичей. Тем самым был подписан приговор древнерусскому государству. Но цивилизации, созданной русским народом, предстояла более сложная судьба.
Междоусобицы продолжались. Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно действовали очень редко. По мнению современных исследователей, Русь превратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою земель.