» » Исследование памяти тест векслера. Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике векслера

Исследование памяти тест векслера. Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике векслера
по курсу « Клиническая психология.»
(название учебной дисциплины)

На тему « Методики для исследования памяти.
Исследование интеллекта по методу Векслера. »
(название темы)

(количество страниц – 22
шрифт – Times New Roman 14, интервал 1,5)

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

1.1. Тест зрительной и слуховой памяти
1.2. Пробы на запоминание
1.3. Проба на ассоциативную память
1.4. Опосредованное запоминание
1.5. Шкала памяти Векслера
1.6. Тест зрительной ретенции Бентона

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ.
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА.

ВВЕДЕНИЕ

Существует множество специальных методик для исследования памяти, разработанных как в общей психологии, так и в области прикладной психологии. Исследование памяти имеет важное значение и в патопсихологии, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психических заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражением головного мозга. Особенности нарушений памяти могут помочь патопсихологу не только высказать предположение о характере заболевания, его нозологической принадлежности, но и о стадии течения патологического процесса.
Результаты, получаемые с помощью этих методик, свидетельствуют не только о состоянии функции памяти. В пробах на память отражаются состояние активного внимания, явления повышенной истощаемости психических процессов. Осуществление мнестической функции зависит и от течения мыслительных процессов. Особенно велика роль мышления в методах исследования опосредованного запоминания. На функцию запоминания существенное влияние оказывает состояние аффективно-волевой сферы больного.
Однако, несмотря на вышесказанное, преимущественное назначение методик, о которых будет идти речь в данной работе,- это исследование памяти. Из многочисленных когда-либо предлагавшихся способов исследования памяти отобраны наиболее простые по своему осуществлению, не требующие для проведения опыта специальной аппаратуры и в то же время позволяющие патопсихологу достаточно полно судить о характере имеющихся у больного мнестических нарушений.

Метод Векслера для исследования интеллекта у взрослых (1955) является вариантом, возникшим вследствие переработки ранее широко употреблявшегося теста Векслера-Бельвью (1939). Известны многочисленные модификации этого метода, используемые в ФРГ, Польше и других странах. В частности, в ФРГ психологи пользуются так называемым гамбургским вариантом метода (HAWIE), в котором некоторые вопросы адаптированы, а весь тест в целом заново стандартизован на 2000 обследуемых. Метод Векслера адаптирован сотрудниками научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

1. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

1.1. Тест зрительной и слуховой памяти
Методика приводится в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы.
Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино.
Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра.сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.
Аналогичным образом проводят исследование слуховой памяти с помощью специально подготовленных двух серий слов, также произносимых с интервалом в 2 с.
Первая серия: картон, неделя, вагон, пианино, ворона, звонок, карта, пчела, крошка, перо, охотник, уголь, белка, парнишка, тополь, груша, скатерть, суп, плащ, кот, нож, промокашка, уксус, цветок, труд, небо, спичка, чернила.
Вторая серия: таблица, крестьянин, рубль, ботинок, домна, пригорок, очки, вода, баран, ружье, туча, карандаш, самокат, козел, змея, слива, кушетка, лягушка, пробка, телега, нос, берег, салон, отель, овод, мыло, сковорода, птица, салат, замок.
Полученные результаты могут быть подвергнуты количественному измерению в процентах. Так, успешность выполнения задания взрослыми приравнивается к 100 % при воспроизведении 18-20 зрительных образов и 20-22 слов, к 80%- 15-16 образов или слов, к 60%-14 образов и 13-14 слов, к 40%- 12-13 образов и 13 слов, к 20%- 11-12 образов и 9-11 слов.
Описанная методика относится к методам определения удержанных членов ряда. Для патопсихолога может оказаться более полезным метод выучивания, позволяющий исследовать мнестическую функцию в деятельности в зависимости от объема заучиваемого материала и его характера. При этом можно получить более полную характеристику динамики процесса активного запоминания, проверка запомнившегося через определенные интервалы времени характеризует забывание. Можно проследить, какие слова лучше запоминаются, зависит ли это от их расположения в ряду, от частоты их употребления в жизни обследуемого, от его профессиональных интересов, от участия в запоминании ассоциативных процессов. С этой целью обычно используются пробы на запоминание.

1.2. Пробы на запоминание
Пробы на запоминание искусственных (несмысловых) звукосочетаний. Обследуемому зачитывают 10 двухсложных звукосочетаний (<ролам>, <вакар>, <сига> и т.п.) и просят повторить те, которые он запомнил, безразлично в каком порядке. Затем исследующий повторно зачитывает эти звукосочетания. Здоровые обследуемые полностью их воспроизводят после 5-7 повторений.
Проба на запоминание 10 слов. При этом обследуемому зачитывают 10 двухсложных слов.
Подбирать заучиваемые слова следует так, чтобы между ними трудно было установить какие-нибудь смысловые отношения. Если это не предусмотреть, обследуемый может облегчить для себя задание, использовав мнемотехнические приемы.
Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 3-4 повторений (иногда, при тренированной памяти - после 2 повторений). Через 20-30 мин обследуемого просят повторить запомнившиеся ему слова. В случаях, где ослабление памяти определяется клинически, это проделывают раньше, через 10-15 мин. В этом промежутке желательно избегать заданий, связанных с запоминанием словеcного материала, можно провести исследование таблицами Шульте, корректурную пробу и т. д.
В протоколе опыта отмечаются называемые больным (правильно и ошибочно) слова.
Представляет интерес сопоставление результатов пробы на запоминание с <уровнем притязаний> обследуемого (А. Р. Лурия, 1962). <Уровень притязаний> зависит от оценки больным своих возможностей, от результатов, достигнутых в предшествующем опыте. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он берется запомнить. Сопоставление <уровня притязаний> с реальными результатами позволяет судить в некоторой степени об оценке больным своего состояния. Так, при органических поражениях головного мозга, когда страдает рассудительное отношение больного к своему состоянию, <уровень притязаний> значительно превышает достигнутые результаты.
Результаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. По кривой запоминания удобно анализировать особенности заучивания. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер.
Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. В этих случаях обследуемый в следующем повторении, называя новые слова, уже не воспроизводит слов, фигурировавших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого повторения мало отличаются.

1.3. Проба на ассоциативную память
Обследуемому зачитывают десять пар относительно однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Например: река-море, яблоко - груша и т. д.
Исследующий зачитывает эти слова, четко отделяя пары паузами. Затем он зачитывает первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе слово. Обычно здоровые обследуемые выполняют задание после двух повторений, а иногда сразу, после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является одним из вариантов исследования опосредованного запоминания. Известно много модификаций этой методики. В частности, одна из них входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие характера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказывается на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил следующую модификацию. Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, составленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отношения понятий; противоположные понятия (юг - север,любовь-ненависть), понятия различной величины (холм-гора, страх-ужас), вместилище и вмещаемое (графин-вода, шкаф- одежда), причина и следствие (укол-боль), часть и целое (слово-фраза, зерно-колос), орудие и объект труда (земля- лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина). Далее предлагались пары слов, образующие суждение (орел- птица), привычные словосочетания (точка-тире), трудносочетаемые слова (курица-портсигар). После проверки запоминания каждой группы слов устраивается перерыв на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление получаемых результатов у одного и того же больного при исследовании пробами на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности механической и логической (смысловой) памяти, сравнить показатели непосредственного и опосредованного запоминания.
1.4. Опосредованное запоминание
Методика разработана А. Н. Леонтьевым (1928) для исследования логического, или опосредованного, запоминания. Результаты исследования свидетельствуют не только о состоянии памяти, но и об особенностях мышления.
Исследование должно быть подготовлено заранее. Обследуемому зачитывается 10-15 слов и предлагают для того, чтобы их запомнить, подобрать к каждому подходящий по смыслу рисунок. На столе лежит 20-30 карточек с рисунками, предусматривающими различные возможности опосредования. Эти рисунки не должны служить прямой иллюстрацией к запоминаемым словам. Обследуемый должен установить смысловую связь между словом и рисунком, например, к слову <море> - пароход, <дождь> - зонтик и т. д. Каждый раз, подобрав нужный рисунок, обследуемый должен объяснить мотивы своего решения. Затем проверяют, насколько подобранные рисунки помогают обследуемому воспроизводить заданные в начале опыта слова и тем самым получают впечатление о состоянии у него логической памяти.
Эта методика в определенной степени позволяет судить и об интеллектуальном уровне обследуемого - слабоумным больным опосредованное запоминание недоступно.
В некоторой степени по результатам можно судить о характере ассоциаций у обследуемого: насколько они адекватны, насколько изображенный рисунок соответствует заданному слову. Однако возможности исследования ассоциативного процесса этой методикой ограничены, предопределены произведенным до исследования подбором вспомогательных рисунков.
Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера. Все методики, направленные на исследование памяти, характеризуются обязательным количественным определением получаемых с их помощью результатов. Благодаря этому полученные в эксперименте данные <измерения> мнестической функции могут быть использованы для характеристики степени психического дефекта, а также для обнаружения динамики состояния то ли под влиянием текущего патологического процесса, то ли в связи с проводимым лечением.
Однако все перечисленные выше приемы преследуют цель изучения какой-либо одной из сторон функции памяти. Получаемые с их помощью результаты трудно сопоставимы. Поэтому для патопсихолога может представить интерес так называемая шкала памяти Векслера (Wechsler Memory Test, 1946).

1.5. Шкала памяти Векслера
Шкала памяти Векслера состоит из серии методик. Получаемые с их помощью результаты суммируются, при этом учитывается специальная поправка на возраст. Исследователь получает возможность оценить память по данным эксперимента не только с помощью суммарных показателей, но и по разбросу, по отклонению результатов выполнения отдельных заданий от каких-то средних величин. При всей дискуссионности применения психометрических методов в патопсихологии следует отметить, что шкала памяти лишена одного из серьезных недостатков, присущих многим психометрическим тестам для исследования интеллекта: в ней исследователь имеет дело со сравнительно однородным в информативном отношении материалом. Учитывая относительное значение суммарных показателей, получаемых с помощью шкалы памяти, можно думать, что накопление результатов исследований клинически четко очерченных групп психически больных с различной степенью мнестического снижения снабдит патопсихолога средними ориентировочными показателями.
Шкала памяти Векслера состоит из 7 методик-субтестов. Исследование по ним проводится в один прием и регистрируется на специальном бланке.
I субтест заключается в проверке знания обследуемым личных и общественных данных.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально в этом субтесте обследуемый может набрать 6 баллов.
II субтест-определение ориентировки. Проверяется знание обследуемым текущего года, месяца, дня, где он в настоящее время находится, в каком городе. Оценка ответов та же, что и в предыдущем субтесте. Максимальный результат - 5 баллов.
III субтест - психический контроль состоит из трех заданий. Первое - отсчитывание от 20 в обратном порядке. Второе - повторить по памяти алфавит от А до Я. Третье задание - называние чисел от 1 до 40 через 3 единицы. В этом субтесте исследующий не должен оказывать обследуемому помощи.
Если задание по отсчитыванию от 20 выполнено без ошибок и за время до 30 с, результат оценивается в 2 балла, при наличии одной ошибки, но за то же время -1 балл. При правильном выполнении задания быстрее чем за 10 с результат оценивается в 3 балла.
При воспроизведении алфавита без ошибок за время от 10 до 30 с-2 балла, если допущена одна ошибка, но время на выполнение задания не превышено,-1 балл. Безошибочное выполнение задания менее чем за 10 с-3 балла.
Счет до 40 без ошибок за 20-45 с оценивается в 2 балла. При одной ошибке и при своевременном выполнении задания за время до 20 с к оценке прибавляется дополнительный балл. Максимальная оценка результатов в III субтесте-9 баллов.
IV субтест направлен на проверку логической памяти и сводится к запоминанию двух рассказов. В каждом рассказе можно выделить 23 смысловые единицы. Пересказ тщательно записывается. Отмечается количество репродуцированных обследуемым смысловых единиц по каждому рассказу, затем подсчитывается среднее арифметическое. Максимальная оценка в субтесте-23 балла.
V субтест - воспроизведение цифр в прямом и обратном порядке - аналогичен одному из субтестов метода Векслера для исследования интеллекта. Обследуемому зачитывают ряд цифр. В каждом последующем ряду на одну цифру больше, чем в предыдущем. В первом ряду содержится 4 цифры, расположенные в случайном порядке, в последнем - 8 цифр.
Исследующий отмечает последний ряд, который обследуемому удалось воспроизвести. Затем дается инструкция воспроизводить ряды цифр в обратном порядке. Предполагая наличие у обследуемого интеллектуального снижения, инструкцию можно подкрепить примером. Во второй серии опыта количество цифр в ряду нарастает от 3 к 7. И здесь аналогично регистрируются результаты.
Оценка по субтесту производится сложением результатов, полученных в обеих сериях.
Максимальная оценка в этом субтесте 15 баллов.
Если обследуемый не в состоянии воспроизвести в обратном порядке ряд из 3 цифр, ему предлагают повторить таким способом 2 цифры и результат оценивают в 2 балла.
VI субтест - визуальная репродукция. Обследуемому предлагают посмотреть на четыре геометрических рисунка. Экспозиция -10 с. Затем он должен воспроизвести их на бланке опыта.
Оценка производится следующим образом.
В фигуре А - наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от их направленности -1 балл; правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл; точность, равные линии, поставленные под правильным углом,-1 балл. Максимум - 3 балла.
В фигуре Б-большой квадрат с двумя диаметрами- 1 балл; четыре малых квадрата в большом квадрате- 1 балл; два диаметра со всеми мелкими квадратами- 1 балл; 16 точек в малых квадратах-1 балл; точность в пропорциях-1 балл. Максимум-5 баллов. При наличии лишних линий результат оценивается 3 баллами.
В фигуре В1 - маленький прямоугольник в большом - 1 балл; все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами наружного - 1 балл; маленький прямоугольник точно размещен в большом-1 балл. Максимум- 3 балла.
В фигуре В2 - открытый прямоугольник с правильным узлом на каждом краю - 1 балл;
правильно воспроизведенные центр и правая или левая сторона - 1 балл; правильная фигура за исключением одного узла - 1 балл; правильно воспроизведенная фигура в приблизительно верных пропорциях - 3 балла. Максимум 3 балла.
Общая максимальная оценка результатов по VI субтесту -14 баллов.
VII субтест-парные ассоциации. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных в ассоциативном отношении. Первые 6 пар - <легкие ассоциации>, вторые 4 пары - <трудные ассоциации>. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, зачитывают первые слова каждой пары и проверяют запомнившиеся ассоциации.
Приводим примеры применяемых для исследования пар ассоциаций: <легкие> - утро - вечер, серебро - золото; <трудные> - капуста - перо, стакан - петух.
Правильный ответ подкрепляется репликой исследующего <хорошо>, при неправильном - указывают на ошибку. Пауза между сериями - 10 с. Как правильный учитывается ответ в течение 5 с. Оценка производится сложением суммы удавшихся обследуемому <легких ассоциаций>, разделенной на 2, с суммой удавшихся <трудных ассоциаций>.
Затем суммируются результаты по всем субтестам, их сумма составляет абсолютный показатель (AП). По специальной таблице производится поправка на возраст. С помощью другой таблицы корригированный показатель приводится в соответствие с показателями интеллекта по шкале для исследования интеллекта.
Анализ шкалы памяти показывает, что она состоит из обычно употребляемых для исследования памяти методик; с их помощью определяется состояние кратковременной и долговременной памяти, оценивается логически-смысловая и ассоциативная память, характеризуется способность к репродукции зрительных образов. При этом учитывается состояние активного внимания, возможности воспроизведения привычного ряда и его деавтоматизации. Для возможности сравнения результатов выполнения отдельных субтестов была разработана специальная таблица (мнемограмма), позволяющая переводить пересчет показателей по отдельным субтестам в систему вторичных баллов. Приводим пример вычисления результатов исследования. Обследуемый, 42 лет, выполнив все задания по шкале памяти, набрал 64 балла. Это его абсолютный показатель (АП). Найдя в таблице соответствующую возрастную прибавку, мы получаем результат 104 (64 балла + 40 баллов возрастной прибавки). Это корригированный показатель (КП) обследуемого. С помощью специальной таблицы он преобразовывается в эквивалентный показатель памяти (ЭПП) - 110.
Это значит, что память обследуемого соответствует интеллекту с показателем интеллекта (IQ), равному 110. Таким образом, исследующий как бы получает возможность (при параллельном исследовании интеллекта и установлении его истинного уровня) убедиться в соответствии или несоответствии интеллектуального уровня и состояния мнестической функции. На практике это не всегда оказывается так. Особенные затруднения исследующий испытывает при определении эквивалентного показателя памяти в начальной стадии заболевания. Здесь возрастная прибавка и пересчет в ЭПП часто нивелируют снижение памяти. Поэтому нами был введен показатель продуктивности памяти. Аналогично тому как D. Bromley при изучении интеллекта стареющих соотносила абсолютные данные не с истинным возрастом, а с возрастом <пика> биологического и интеллектуального развития индивидуума (16-25 лет), мы к абсолютному показателю памяти прибавляли возрастную прибавку для возраста 16-25 лет. Такой показатель более четко выявляет начальное снижение памяти. Кроме того, ЭПП представляется нам недостаточно приемлемым для индивидуальных исследований и потому, что мы не знаем исходного, преморбидного, состояния интеллекта и памяти у обследуемого.
Конечно, одни лишь количественные показатели по шкале памяти Векслера не дают полной характеристики мнестической функции обследуемого. Для этого необходим тщательный качественный анализ выполнения заданий по отдельным субтестам.

1.6. Тест зрительной ретенции Бентона
Тест предложен A. L. Benton (1952) для исследования запоминания рисунков различных форм. Рисунки, с помощью которых производится проба Бентона, объединены в три формы -С, D, Е. Все эти три формы эквивалентны и состоят каждая из 10 карточек-образцов. На карточке изображено несколько простых геометрических фигур. Время экспозиции карточки - 10 с. Затем обследуемый должен воспроизвести нарисованные на карточке фигуры по памяти. При этом оценка ответа производится по количественному и качественному показателям. Количественная оценка ответа несложна, правильное репродуцирование оценивается в 1 балл, неправильное - в 0 баллов.
Сравнивая соотношение правильно и неправильно выполненных заданий, мы получаем своеобразный показатель умственного ущерба. Имеются также две дополнительные формы F и I, каждая из них содержит по 15 карточек. На каждой карточке-4 набора фигур.
Более интересен качественный анализ получаемых с помощью, теста Бентона результатов. A. L. Benton составлена специальная, таблица возможных ошибочных репродукций каждой картинки-образца. При этом различаются ошибки, наблюдающиеся у здоровых людей, и ошибки, типичные для органической церебральной патологии.
По данным J. Poitrenand и F. Clement (1965), тест Бентона весьма эффективен для геронтопсихологических исследований. На большой группе обследованных обнаружено заметное возрастание числа <органических> ошибок с возрастом, особенно после 60 лет. Кроме того, было проведено сравнение результатов, полученных с помощью теста Бентона при обследовании практически здоровых лиц и страдающих органической церебральной патологией.
Получены также статистически достоверные данные, свидетельствующие; о том, что тест Бентона отчетливо выявляет органическую патологию. Исследование, проведенное у этих двух групп в возрастном аспекте, показало, что указанная разница данных с возрастом значительно уменьшается. Отмечено, что наличие одной <органической> ошибки возможно и у психически здоровых лиц, что может быть объяснено фактором переутомления. Наличие двух <органических> ошибок представляет большую редкость даже у очень старых обследуемых, психически здоровых.
Например, на картинке для исследования по Бентону нарисованы две главные, крупные фигуры и одна мелкая. Типичные для здоровых людей ошибки: обследуемый забыл нарисовать одну из фигур, но он сознает это и оставил для нее пустое место, либо он изменил расположение фигур на рисунке, поставив маленькую фигуру в правый верхний угол. Могут быть и другие ошибки такого рода, при которых перемещаются те или иные фигуры, но все они не считаются патогномоничными для органического поражения головного мозга.
Примеры <органических> ошибок: больной разделил (позиция B1) на фрагменты одну из основных фигур (иногда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознания фигуры-образца) либо воспроизвел все фигуры в одной величине (В2). Выделено около десяти типов ошибок такого рода.
Наиболее типичные ошибки, встречающиеся у здоровых обследуемых: перестановка главной фигуры справа налево, неправильное перемещение главной фигуры по вертикали, поворот вокруг оси малой или большой фигур, сознательный пропуск малой фигуры, сознательный пропуск элементов фигуры, поворот вокруг оси или перемещение элементов фигуры.
Примеры <органических> ошибок: полный или частичный пропуск малых фигур, повторение (дубликация) малых фигур, дубликация основной фигуры, расположение периферической фигуры между главными или внутри главной, поворот фигур на рисунке на 90 °.
Примеры <тяжелых> ошибок, наиболее часто наблюдающихся при явной органической церебральной патологии: тенденция к деформации фигур по размерам, повторение главной фигуры в одном и том же образце, повторение элементов фигуры в образце, контаминация (сплавление) фигур, тенденция к персеверации фигур, значительное искажение фигур, вставки в фигуры, полный пропуск образца.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ПО МЕТОДУ ВЕКСЛЕРА

С помощью метода Векслера могут быть обследованы лица старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).
Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них не содержит каких-либо новых, не использовавшихся раньше в экспериментальной психологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).
I субтест - общая осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема человеческих знаний. По ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о памяти обследуем ого, о круге его интересов, о полученном им образовании. Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболевания, протекающие с грубым интеллектуально-мнестическим снижением). Степень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип характерен и для других субтестов.
Приведем некоторые вопросы:
2. Какой формы мяч?
24. Кто написал <Иллиаду>?
29. Что такое гносеология?
Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшествовавшим.
Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная оценка в первом субтесте - 29 баллов.
II субтест - общая понятливость - содержит вопросы, охватывающие особенности поведения обследуемого в какой-то конкретной ситуации, а также определяющие понимание им перенесенного смысла пословиц. Материалы по этому субтесту свидетельствуют о социальном и культурном фонде обследуемого. Считается, что с помощью II субтеста исследуется <здравый смысл>, объем практических знаний. Следует отметить, что этой методикой пользовался в клинике В. М. Бехтерева С. Д. Владычко (1913), исследовавший с ее помощью психически больных. Приведем примеры вопросов, задаваемых больному: 3. Что вы сделаете, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с надписанным адресом и наклеенной маркой? 14. Что означает выражение: <Одна ласточка весны не делает>?
Исследование начинается с третьего вопроса. К предыдущим возвращаются лишь при обнаружении несостоятельности обследуемого в его ответах на третий, четвертый и пятый вопросы.
Ответы оцениваются в 0, 1 либо 2 балла в зависимости от правильности понимания заключенной в вопросе ситуации и от точности, полноты и степени обобщения заключенного в ответе суждения. Так, на вопрос о том, что делать с найденным на улице письмом, лучшим является ответ, показывающий понимание обследуемым необходимости немедленного отправления письма: опустить в почтовый ящик; отнести на почту. Такой ответ оценивается в 2 балла.
В 1 балл оцениваются ответы, свидетельствующие о том, что обследуемый понимает, что письмо не является его собственностью: отнесу по указанному адресу; сдам в милицию.
Полное непонимание того, что следует сделать с письмом, оценивается в 0 баллов: не стану поднимать; выброшу в мусорную урну. Понимание пословицы <Одна ласточка...> оценивается в 2 балла при понимании обследуемым ее абстрактного смысла: нельзя на основании одного случая строить обобщение; для обобщения нужна совокупность признаков.

Ответы конкретным примером или свидетельствующие о недостаточной степени абстрагирования оцениваются в 1 балл: один хороший поступок еще не значит, что человек хороший.
Буквальное понимание пословицы оценивается в 0 баллов: если ласточка прилетела, это еще не значит, что наступила весна; ласточки всегда прилетают раньше других птиц.
Максимальная оценка во II субтесте-28 баллов. Время не лимитируется.
Результаты здесь, как и в 1 субтесте, мало зависят от возраста, не ухудшаются существенно при старении.

III субтест-арифметический - состоит из 14 заданий. Первые два задания проверяются лишь при недостаточных ответах на 3-е и 4-е задания. Арифметические задачи, предъявляемые обследуемому, характеризуются нарастанием трудности. Время лимитировано - на первые 4 задачи отпускается по 15 с, на 5 - 10-ю задачи - 30 с, на 11 - 13-ю задачи-60 с, на последнюю-120 с. За быстрое решение последних 4 задач добавляется 1 балл. Правильное решение задачи оценивается в 1 балл (в том числе и задач, которые не пришлось проверять).
Примеры арифметических задач:
4. Если человек купил марок на 6 коп., а дал 10 коп., то сколько он должен получить сдачи? 8. Сколько времени потребуется человеку, чтобы пройти 24 км, если он идет со скоростью 3 км/ч? 14. Восемь человек могут закончить работу за 6 дней. Сколько человек потребуется, чтобы выполнить эту работу за полдня?
Этот субтест свидетельствует о способности концентрации активного вн
и т.д.................


Векслера шкала памяти . Тест для психометрического исследования функции памяти. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Дает возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст – корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале интеллекта Векслера.

  • АМНЕЗИЯ - АМНЕЗИЯ - см. Памяти расстройства, Памяти физиологические механизмы.
  • БИНЕ АЛЬФРЕД - БИНЕ АЛЬФРЕД (1857-1911) - фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. автор работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, ...
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ - ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ (англ. Wechsler scales) - батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896-1981). В 1937 г. вышла 1-м, а в 1946 - 2-м изд. т. н. шкала...
  • Добавление: - Добавление: В тестах Векслера впервые стал применяться новый подход к определению коэффициента интеллекта. Прежние шкалы интеллекта давали показатель умственного возраста, с помощью которого вычис...
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ - КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ (англ. Korsakoff "s syndrom) - амнестический синдром, впервые описанный рос. психиатром С. С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запомин...
  • Добавление: - Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ , который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населени...
  • КУБИКИ КОСА - КУБИКИ КОСА (англ. Kohs Block Design Test) - методика для диагностики наглядно-действенного интеллекта (см. Мышление наглядно-действенное); разработана амер. психологом С. Косом (Kohs , 1923...
  • НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ - - НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ - см. Памяти расстройства, Расстройства памяти как мнестической деятельности.
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ОБЪЕМ - ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. memory span) - количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала (см. Память).
  • ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. working memory) - вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой тол...

Шкала памяти Векслера памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций. Разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в 7 субтестов.


I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных.


II субтест – ориентировка во времени и пространстве.


Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки.


III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы.


IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках.


V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке.


VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с.


VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – «легкие ассоциации», следующие 4 пары – «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.


Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциаций».


Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки.


Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.



  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций.


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая. Шкалы измерения интеллекта Векслера .


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая.


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая серии... подробнее ».


  • Так, батарея тестов WISC (см. шкалы измерения интеллекта Векслера ) включает
    событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В...


  • Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) - группа наиболее известных, широко ис. Тест Роршаха.


  • ...Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память , обучаемость, решение проблем, вокализация...


  • Тесты памяти практически всегда включаются в виде субтестов в комплексные тестовые
    Д. Векслером разработана тестовая батарея для исследования отдельных мнестических...


  • Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ).
    Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти ...


  • ...свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти , интеллекта
    Скорее, они представляют собой две разные и независимые шкалы , два разных измерения...

Найдено похожих страниц:10


Шкала памяти Векслера (WechslerMemoryScale , WMS) – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций, разработана Д.

Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в семь субтестов.

I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

II субтест – ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.

III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.

IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.

V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары – трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.

Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер, 1945).

Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.

В нашей стране шкала памяти Векслера получила наибольшее распространение в клинической психодиагностике.

Еще по теме 14. Шкала памяти Векслера:

  1. 2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине
  2. 4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Результаты опыта:

о средней – 9 – 6 баллов

о низкой – 5 – 0 баллов.

Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности
Тестируем: Межличностные отношения ·

Назначение теста

Изучение коммуникативных умений детей.

Процедура тестирования

Используемый материал : силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится с детьми 4–7 лет.

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

  • умеют ли дети договариваться , приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результату деятельности , своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.

Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Некоторые замечания к проведению методики

Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:

Какой рукой он рисует;

Как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;

Быстро (или медленно) проводит линии;

Отвлекается ли во время работы;

Высказывается или задает вопросы во время рисования.

Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.

Стимульный материал

Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция

Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Проведение теста

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Анализ результатов

При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1 - правильный ромб -2 балла, размеры фигур приблизительно одинаковые - 2 балла; обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются - 1 балл. Фигура 2 - гори­зонтальная ось проходит через все три вершины - 2 балла; есть хотя бы два четких угла - 2 балла; число элементов правильное - 2 балла; расстояние между элементами одинаковое - 2 балла. Фигура 3 - у внешней фигуры все утлы правильные - 2 балла. Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл; внутренняя фигура лежит посредине большой - 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу - 1 балл. Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур, - 18. В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов. Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно. У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной или пространственной коор­динации, другие интеллектуальные нарушения.

Классификация результатов

1 +24 и лучше;

5 - 11 и хуже.

Вопросы

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь - оценка 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0. Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправиль­ный ответ = - 1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под

поезд и т.д. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = - 1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Точно показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., малень­кая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = - 1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? В чем их сходство?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (доста­точно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = - 1; на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях имеются тормоза? Две причины (тормо­зить с горы; затормозить на повороте; остановиться в случае столкновения; остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ = - 1 (напр. - он не ехал бы без тормозов).

12. Чем похожи между собой молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа; у них рукоятки; ими можно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны они плоские) = 3; одно подобие = 2. Непра­вильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие, или приведение двух общих при­знаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери; умеют ла­зить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они были здесь на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправиль­ный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... - это? Вид спорта (физкультура) = 3. Игры (упражнений, гимнастика, состязания) = 2. Непра­вильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Толь­ко три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? В нем их различие? Три признака (седые волосы или отсутствие волос; морщины; уже не

может работать; плохо видит или слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ = 0. (У него палка. Он курит.)

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными; чтобы были подвижнее; чтобы держались прямо; чтобы не были толстыми; это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы не умереть. Они делают став­ку и выигрывают деньги) = 0.

19. Когда кто-нибудь уклоняется от работы, это неправильно, плохо. Почему?

Остальные должны на него работать (или вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый, или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо наклеивают марку?

Так оплачивают за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

Методика определения скорости и объема внимания. Таблица Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет. "Найди и вычеркни" Т.Д. Марцинковской

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.

Инструкция ребенку

По сигналу "Начинай" он должен зачеркивать кружки и обводить в кру­жок треугольники (см. рис.ниже)

Обработка результатов

Определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.

_ 0,5N- 2,8п
S= t .

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания; N - количе­ство предметов, которые просмотрел ребенок; t- время; п - количество ошибок.

S > 1 - высокий уровень;

0,5 < S < 1 - средний уровень;

S < 0,5 - низкий уровень.

Инструкция

11.Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Проведение теста

13.Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания де­тей.

Анализ результатов

15.За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 бал­лов и больше.

Тест на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут.Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4)проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить 0 до 2баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот илии признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом - если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов - если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

1 баллом - если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

О баллов - если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2баллами - если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи,события);

1 баллом - если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов - если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тре­мя и более признаками;

1 баллом - если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;

О баллов - если персонажи в рассказе только называются и дополни­тельно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами - если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом - если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

О баллов - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4- 7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Тест на восприятие детей 5 - 5,5 лет. "Эталоны" Л.А. Венгера

Стимульный материал

Таблица с различными фигурами. Внизу таблицы дается эталон. Необ­ходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения.

Инструкция

Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.

Проведение теста

После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти не одной даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса который нарушен у ребенка.

Анализ результатов

При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальце в контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает придти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного действия восприятия еще плохо сформированы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь обучить выделению информативных точек и постепенной сформированности восприятия.

В процессе диагностики приведенные здесь образцы эталонов по очереди помещаются внизу таблицы.

При коррекции вырезаются только контуры каждого эталона Предлагаемые диагностические методики позволяют оценить уровень развития восприятия у детей.

Цель

Диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы

Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), сти-мульный материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуаль­но, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство К ТЕСТУ

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установ­ления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути пер­вого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету "Ис­тория о постройке башни"

(рис. 1-3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, ука­зывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: "Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну исто­рию. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной маль­чик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень рас­строилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)". Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не гля­дя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: "Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки баш­ню, и поэтому она заплакала".

I задание "История в картинках" (рис. 4-6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно расклады­ваются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

7 баллов - ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основ­ного краткого содержания истории.

5 баллов - ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Суще­ственное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепен­ное также внесено в краткий пересказ истории.

3 балла - ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысло­вую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.

2 балла - ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

О баллов - ребенок не смог составить рассказ.

II задание "Знание цвета"

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет (см. Приложение 1, рис. 1).

Оценка. За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

III задание "Заучивание четверостиший"

Инструкция (состоит из трех основных частей)

Вводная часть: "Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, кото­рое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.

1) "Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его по­вторишь:

Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!

Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: "Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно". При этом указывают, ка­кие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем про­сят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повто­рение фразы возможно не более трех раз.

2) Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.

3) Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследова­тель говорит ребенку; "Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори". Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части. Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и при­нимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации. Оценки:

8 баллов - правильное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов - перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла - воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла - отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысло­вая связь нарушена.

0 баллов - набор бессмысленных слов или полный отказ.

IV задание "Знание названий предметов"

Перед ребенком раскладывают 9 картинок (см. Приложение 1, рис. 2-4): яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвозди­ка. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, "Это цве­ток", просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предметы не­верно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценки. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

V задание "Процесс счета"

Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: "Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?" Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: "Ты можешь посчитать". (По­том при необходимости можно предложить посчитать еще раз.)

5 баллов - счет без моторных компонентов.

4 балла - беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла - проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

2 балла - указывание пальцем на предметы при счете без прикоснове­ния к ним.

1 балл - прикосновение пальцем при счете к предметам или передвиже­ние их.

О баллов - отказ отвечать.

VI задание "Порядок счета"

Всех детей, которые справились с пятым заданием, просят: "Считай по порядку, сколько сможешь". Если ребенок не понимает задания, то исследо­ватель помогает ему: "1, 2, 3...". Затем ребенку предлагают начать самостоя­тельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: "Правильно, а какое число дальше?" Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выс­тавляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

VII задание "Классификация предметов"

Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бу­маги с изображением трех корзин (рис. 7). Инструкция: "Вот три корзины. Эта (показывают) - корзина для фрук­тов, эта (показывают) - для овощей, эта (показывают) - для цветов. Собери, пожалуйста, сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соот­ветствующие корзины также указываются)".

Оценки. За каждый правильно классифицированный предмет начисля­ется 1 балл.

VIII задание "Восприятие количества"

Состоит из двух частей.

1) Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: "Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?" Если нет правильного ответа, то ребенку помогают.

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашива­ют: "Сколько здесь предметов?"

Вторая помощь: убирают разрыв, между овощами и фруктами, сдвинув их, и говорят: "Сколько здесь предметов?" Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценки. Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 бал­лов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть чем больше помо­щи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном ре­зультате - 0 баллов.

IX задание "Размещение фигур"

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты (Приложение 1, рис. 5).

1) У ребенка спрашивают, указывая на карточки:

"Что здесь нарисовано?" Допустимо, если вместо "квадрат" он скажет "прямоугольник" или "четырехугольник". Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.

2) Затем у ребенка спрашивают: "Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?"

Правильные ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круг­лый.

За каждое правильное объяснение - 1 балл. 3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (поочередно показывают на три карточки): "Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (по­казывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) -все круги".

За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

X задание "Сравнение картинок"

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару кар­тинок, у ребенка спрашивают: "Как ты думаешь, почему эта картинка (пока­зать) выглядит иначе, чем эта (показать)?" При затруднениях ребенка ему помогают: "Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?"

2 балла - правильное решение без помощи.

1 балл - правильное решение с помощью.

О баллов - решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок - 8.

XI задание "Дифференциация цвета и формы"

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур (Приложение 1, рис. 6)

Инструкция: "Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, ка­кой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигу-РУ)?"

Затем последовательно показывают на остальные фигуры с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценки: Каждое правильное решение должно оцениваться в 1 балл.

XII задание "Воспроизведение четверостиший"

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. "Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать." Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обу­чения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания ре­зультата используются те же критерии качества выполнения работы, как и в III задании.

XIII задание "Нахождение аналогий"

Инструкция: "Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

1) Днем светло, а ночью?., (темно)

2) Птица поет, а собака?., (лает)

3) Машина едет, а самолет?., (летит)

4) Голубь летает, а рыба?., (плавает)

5) У кошки - шерсть, а у утки?., (перья)

6) Платье сшито из ткани, а ботинки?., (из кожи)

Оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.

XIV задание "Срисовывание"

Для срисовывания предлагают фигуры: для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция: "Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). По­пробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь про­должить узоры (показать)".

Оценки: выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение вели­чины образца и незначительные пространственные искажения не учитыва­ются.

6 баллов - рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла - рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла - рисунок частично похож на образец, основные формы неузна­ваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов - рисунок совсем не похож на образец, каракули.

XV задание "Описание картинки"

Ребенку показывают картинку и говорят "Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке (рис. 18)". Оценки:

а) Разговорная речь.

2 балла - беглая речь без запинок.

1 балл - достаточно беглая речь, но есть паузы.

0 баллов - речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов - хорошо структурированные сложные предложения, использу­ются соединительные союзы.

6 баллов - сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла - преимущественно простые предложения.

1 балл - преимущественно неполные предложения.

0 баллов - построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла - четкое произношение звуков.

1 балл - нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл;

правильно расположенные флажки - 1 балл;

правильный угол пересечения линий - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями - 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом.- 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата - 1 балл;

четыре точки в квадратах - 1 балл;

точность в пропорциях - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.) Максимальная оценка - 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно - 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла - 1 балл.

Максимальная оценка - 3 балла.

Максимальный результат - 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат - 10 и выше баллов,

о средней – 9 – 6 баллов

о низкой – 5 – 0 баллов.