Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.
Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, - тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака - одна из самых распространенных оплошностей.
В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать -ться и -тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!
Пишем по правилам
Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся - суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.
Копаем глубже
Как еще можно запомнить правила -ться, -тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс -тся.
Например:
- Умываться - начальная форма - инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
- Умывается - 3 лицо, единственное число, настоящее время.
Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.
Включаем логику
Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» - это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание -ться и -тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .
Например: одевать себя - одеваться; он одевает себя - он одевается.
В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания --ться, -тся больше не будет камнем преткновения.
Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.
Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»
Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
Задачи:
1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Универсальные учебные действия учащихся:
Познавательные :
формируется умение понимать познавательную задачу;
формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
формируется умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные :
формируется умение планировать необходимые действия;
формируется умение контролировать учебные действия;
формируется умение замечать допущенные ошибки;
формируется умение оценивать свою работу.
Коммуникативные :
формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;
формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные :
формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;
формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.
Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.
Тип урока : урок умений и навыков.
Ход урока.
Мотивация (фронтальная работа).
Слайд 2.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)
Продолжи предложения с соседом по парте.
Глагол- это…
Инфинитив- это…
Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…
Инфинитив имеет на конце…
Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!
О чем стихотворение?
III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).
Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?
Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).
Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).
Слайд 1.
Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)
Слайд 3.
Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.
Работа над темой урока.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе
Алгоритм правописания –тся, -тьсяНеопределенная форма
Форма 3 лица, единственного числа
Что делать? Что сделать?
Что делает? Что сделает?
Нужно учиться
Нужно трудиться
Он учится
Она трудится
Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)
Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.
Где нужно поставить мягкий знак?
Что нужно для решения задачи?
(Для решения задачи применяем правило:
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)
3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.
Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.
Как шьет…ся, так и носит…..ся.
Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.
Дело мастера боит….ся.
С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.
4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.
Но!!! Не путай!
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
Запомните!
слайд 4
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Будто пух в руках, не гири!
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Вариант физкультминутки.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться.
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
5. Проверочная работа.
Придумай и запиши предложения с данными глаголами.
Удивительно, но правописание «тся» и «ться» в глаголах у многих вызывает трудности. Причем ошибки, сделанные в этих окончаниях, бросаются в глаза. Надеемся, наша статья поможет вам их избегать.
Правило «ться», «тся» в глаголах изучается по учебной программе средней школы. Оно очень простое.
Мысленно поставьте вопрос перед проверяемым словом. Если мягкий знак есть в вопросе, то он есть и в глаголе.
Примеры: «На небе стали (что делать) появляться тучи» или «Утром надо (что сделать) умыться». В первом и во втором случае в задаваемых вопросах мягкий знак есть. Следовательно, он должен присутствовать и в окончаниях слов «умыться», «появляться». Мягкий знак не ставится в словах, которым задаются вопросы «что делает» и «что сделает». Например: «Земля скоро (что сделает) покроется зеленой травой» или «Мама (что делает) учится готовить». В этих вопросах мягкий знак отсутствует, следовательно, его не должно быть в словах «покроется» и «учится».
Но есть и нюансы. В правилах русского языка указано, что основой предложения или ее главными членами являются подлежащее или сказуемое в начальной форме. Однако часто, особенно в разговорной речи, встречаются предложения без подлежащего или без сказуемого. Как быть в этом случае, ведь без подлежащего нельзя поставить вопрос и определиться с правильностью написания окончания «тся» или «ться» в глаголе? Особые трудности возникают при написании слов, обозначающих действие в третьем лице единственного числа. Например: «Трудиться – всегда пригодится». В данном примере словом, обозначающим действие в третьем лице, является «пригодится», то есть речь идет о человеке, который не участвует в разговоре и никак не определен. Глагол в данном случае носит обобщенный характер, без обращения к кому-либо конкретно.
В такой ситуации надо просто запомнить правило: если невозможно поставить вопрос перед глаголом единственного числа третьего лица, то мягкий знак не употребляется.
Иногда, в предложениях встречаются два слова подряд, обозначающие действие. Например: «Школьник старается учиться». Многие допускают ошибку, так как задают один вопрос к двум словам: «старается» и «учиться». Например, вопрос «что делает» предполагает в данной ситуации в обоих случаях написать окончание «тся», но это будет неправильно. Надо быть внимательнее и не торопиться. К одному слову задается вопрос «что делает» — «старается», а ко второму «что делать» — учиться.
Грамматика русского языка очень сложна и тем отличается от большинства европейских языков. Чтобы правильно и грамотно писать, надо знать правила, а так же больше читать художественной литературы.
Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.
Тема: Правописание
Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов
Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.
Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.
Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.
Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.
Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.
Рис. 1.
В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.
Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).
Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.
В каких словах, в конце слышится [ца]?
1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.
2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.
5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.
6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.
7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.
8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.
Задание 2
Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;
2) расстилается туман;
3) собирается в школу;
4) надо заботиться о здоровье;
5) хочет учиться;
6) девочка учится;
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Кабинет русского языка и литературы ()
1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.
2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.
3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.
4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.
Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах.
Класс: 5
Цель урока: ф ормирование умений писать и произносить глаголы с –тся и –ться;
знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Задачи урока:
1) отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм;
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Продолжительность урока: 40 минут
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать весь у вас урок.
- Повторение изученного материала.
Русский язык не перестаёт нас удивлять, и сегодня нам предстоит разгадать ещё одну загадку. Как же так получается, что слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному? Но для того, чтобы приступить к этому, мы должны немного вспомнить и проверить свой багаж знаний, уже полученных на уроках русского языка.
Устный опрос. Слайд 1.
Глагол- это…
Глаголы изменяются по…
В предложении глагол является…
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…
В неопределенной форме глагола после буквы Ч…
Поставьте глаголы в неопределенной форме. Слайд 2.
Идешь, бежишь, шагает, ходим, мчимся, берегу, учусь, любишь, охраняем, испеку, радуюсь.
Ч или ЧЬ? Слайд 3.
Заже…, сила…, ре…, привле…, скрипа…, сбере…, испе…, кала…, стере…, кума…, вра…, обже…, гра…, запря…, зада…
- Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
Запишем дату и тему урока «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Запишите в тетради предложения. Слайд 4.
Венера (что делает?) загорается.
Начинает (что делать?) клубиться.
Солнце (что делает?) поднимается.
Обратите внимание на вопрос к глаголу и сделайте вывод о написании глаголов.
От чего зависит написание -тся, -ться? (ответы обучающихся) Верно, от того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак. Выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.
Помните, ребята! Вопрос - ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.
Слайд 5.
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно ль мягкий знак писать,
Надо помнить, что к глаголу
Должен ты вопрос задать.
Мягкий знак в вопросе есть,
То хвала ему и честь –
Нужен тоже он в глаголе.
Так всегда учили в школе.
Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. Слайд 6. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.
Алгоритм правописания –тся и –ться .
Неопределенная форма Форма 3-го лица
(что делать?) (что делает?)
Учиться хочу учится мальчик
Трудиться могу трудится папа
Итак, сделаем вывод. В какой форме мягкий знак пишется, а в какой - нет? (ответы обучающихся) Правильно, мягкий знак пишется в неопределенной форме глагола.
- Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Закрепление полученных знаний и умений.
Прочтем правило в учебнике на странице 106. (Один человек читает вслух, затем обучающиеся читают про себя) Обратите внимание, как обозначается орфограмма.
1. «Аукцион» пословиц.
Слайд 7 . Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
Первый пример комментирует учитель, остальные у доски по очереди и в тетради.
Друзья познают(?)ся в беде.
Трус своей тени боит(?)ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
Всякий человек в деле познает(?)ся.
У него из рук валит(?)ся.
За все брат(?)ся - ничего не сделать.
Работа с учебником.
Проверка. Слайд 8.
2. Распределительный диктант.
Ребята, обратили ли вы внимание на то, как произносятся –тся и –ться в глаголах? (ответы обучающихся) Нужно быть крайне внимательными при написании таких слов.
Запишите словосочетания в два столбика. Слайд 9.
Болит переносица, собрание переносится;
чистая водица, не стоит с ним водиться;
белая курица, вулкан курится; острая спица,
ему не спится.
3. Выполним письменно упражнение 633.
(Первое предложение комментирует учитель, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно.)
Проверка упражнения.
- Подведение итогов урока.
Устный опрос. Слайд 10.
- Как объяснить выбор написания –тся и –ться в глаголах?
- Приведите примеры написания –тся и –ться в глаголах.
- Как на письме обозначается данная орфограмма?
- Как поставить глагол в неопределенную форму?
Выставление оценок за работу на уроке.
- Постановка домашнего задания. Слайд 11.
Дома вам необходимо выучить правило на странице 106, выполнить упражнение 634 письменно по заданию.
Всем спасибо, урок окончен.