» » Как психология влияет на игру в шахматы. Особенности психологической подготовки шахматистов высших разрядов к соревнованиям Психология игры шахматы

Как психология влияет на игру в шахматы. Особенности психологической подготовки шахматистов высших разрядов к соревнованиям Психология игры шахматы

НОВОСИБИРСК, 19 июл — РИА Новости, Елена Жукова. Шахматы, по данным интернет-поисковика Яндекс, находятся на шестом месте среди самых популярных видов спорта у новосибирцев. Однако не каждый игрок может достичь высоких результатов в этом виде спорта. Накануне Международного дня шахмат корреспондент РИА Новости выяснил, какие физические, психические и другие особенности делают людей сильными шахматистами.

Ген шахмат?

Определить способности к шахматам можно по отпечаткам пальцев, считают разработчики новосибирского проекта Genetic-test. Приложив к сканеру палец, можно узнать насколько процентов ты склонен к этому интеллектуальному виду спорта. Но эксперты не советуют полагаться только на такой метод диагностики способностей.

Директор Санкт-Петербургского филиала Института общей генетики имени Вавилова РАН Сергей Инге-Вечтомов считает, что генетическая предрасположенность людей к шахматам еще недостаточно изучена.

"Наследуются более широкие предрасположенности: тип высшей нервной деятельности, темперамент, например, склонность к риску, да, наследственная, но склонность к риску может быть воплощена к преступной деятельности, в альпинизме, а может в науке или в шахматах", — рассказал Инге-Вечтомов.

По его словам, часто умственные способности связаны со способностью к музыке. "Часто коррелируют математические способности и музыкальные, в том числе, и способности к шахматам. Вы знаете, что многие наши шахматисты одновременно музыканты неплохие", — сказал ученый.

В свою очередь, тренер по шахматам, председатель детской комиссии Новосибирской областной шахматной федерации Аллы Сурвило также считает, что без таланта добиться больших успехов в шахматах вряд ли удастся.

"Способности к шахматам проявляются в разное время, бывает, дети в 5-6 лет приходят и осваивают материал, а есть дети в 10 лет не могут это освоить. У меня сейчас девочка занимается Екатерина Мурашник, она в 10 лет уже трижды призер первенства Сибири, в этом году по дополнительным показаниям четвертое место заняла в Высшей лиге первенства России, кандидат в мастера спорта", — рассказала Сурвило.

Психолог Елена Литвиненко считает, что многие качества, которые нужны для сильного игрока, можно развить, но врожденные позволяют добиться более быстрого результата.

"Если говорить про психические особенности, то должны быть хорошая концентрация внимания, умение абстрагироваться от окружающего и сосредоточиться на одной задаче. Должно быть развито логическое и системное мышление, когда человек видит задачу, которую ему нужно решить: он видит ее в виде нескольких шажков", — сказала Литвиненко.

Она отметила, что нетерпеливые, неуверенные люди с рассеянным вниманием точно не смогут добиться больших результатов в шахматах.

Фантазия и интуиция

Эксперты отмечают, что еще одной способностью, без которой тяжело побеждать в шахматах, является нестандартное мышление.

"Важно умение мыслить не стандартно, видеть другие подходы к решению задачи. С одной стороны, оно (умение) врожденное, с другой стороны — это можно развивать также как логическое мышление", — уверяет Литвиненко.

Международный гроссмейстер Павел Малетин соглашается, что без фантазии и интуиции выигрывать на шахматных турнирах не просто.

"Все гроссмейстеры примерно одинаково могут просчитать варианты, и здесь уже побеждает тот, у кого лучше воображение, фантазия, потому что он может создать на доске такую ситуацию, что противник будет поставлен в тупик. Творческое мышление, интуиция очень важны, когда играешь на больших турнирах", — поясняет Малетин.

Он также считает, что шахматист, несмотря на стереотипный образ "ботаника в очках", должен быть физически развит.

"Важная физическая подготовка, так как необходима высокая стрессоустойчивость — стрессы на турнирах, такие как будто у тебя постоянные авралы на работе. Надо заниматься игровыми видами спорта, ходить в тренажерный зал. Я знаю, что многие сильные шахматисты хорошо играют в футбол", — утверждает гроссмейстер.

Иммунитет к поражениям

Однако, по мнению специалистов, какой бы врожденный талант не имел шахматист, для серьезных побед ему необходимо иметь и определенные качества характера.

"Как говорится, успех — это 1% таланта и 99% труда. Часто бывает людям это интересно, и поэтому работа, которая составляет 99% проходит незаметно. Главное чтобы человеку интересно было. Нужно большое желание и трудолюбие", — считает международный гроссмейстер Дмитрий Бочаров.

Председатель детской комиссии Новосибирской областной шахматной федерации Сурвило также считает, что кроме таланта у человека обязательно должна быть работоспособность.

"Многие приводят на шахматы, чтобы развить ребенка, потому что наши упражнения помогают развивать внимание, концентрацию. Дети, которые у нас занимаются, не имеют проблем с математикой в школе, они быстро схватывают материал, потому что развивается зрительная память — они запоминают позиции как картинки", — отметила она.

Чтобы добиться успеха в шахматах, также необходима мотивация к победе и уверенность в себе, считает психолог.

"У человека должна быть мотивация на достижение успеха, психологическая устойчивость к стрессу, потому что постоянно не будешь выигрывать, мотивация на преодоление трудностей. У меня был ребенок-шахматист, у которого вдруг стали появляться неудачи. Потом выяснилось, что родители на каждый неуспех ребенка, говорили, что он ничего не добьется", — сказала Литвиненко.

По словам психолога, дети до 10 лет очень восприимчивы к словам родителей. "Родители программировали неудачу у ребенка и восприятие любого проигрыша как жизненной катастрофы, а не повода к самосовершенствованию. Когда родители перестали так делать, у шахматиста появились новые успехи", — сказала собеседница агентства.

Во Всероссийской Студенческой ИНТЕРНЕТ-Конференции, которая носила навания
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА" (http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=science/conferences/ppd) опублекованы две мои статьи о психологии шахмат:).


Особенности адаптации и развития детей, обладающих шахматной одаренностью.

Данная тема интересует меня довольно давно, т.к. находится на пересечении того, что я изучаю: шахмат и психологии. В статье я коснулся нескольких проблем связанных с вопросами развития и адаптации детей, обладающих шахматной одаренностью. Это вопрос влияния игры на интеллектуальную сферу, влияния спортивной шахматной жизни на адаптацию в детском коллективе, гендерные различия в шахматах.
Шахматы древняя, но нестареющая игра. По последним подсчетам Международной Шахматной Федерации (ФИДЕ) в шахматы играют 500(!) миллионов человек. Не многие виды спорта могут похвастаться такой аудиторией. Шахматы проделали сложный путь развития, да и сейчас они продолжают видоизменяться так стремительно, что вчерашние оценки сегодня кажутся безнадежно устаревшими.
На сегодняшней день шахматы являются не только достаточно популярным видам развивающего занятия: несмотря на богатый выбор различных кружков и секций тысячи родителей приводят своих чад в шахматные ДЮСШ, но и вид профессионального спорта, молодеющий с каждым годом, и сейчас уже сотни подростков еще не закончивших школы являются профессиональными шахматистами, зарабатывающие на шахматам денежные призы.
Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:
. Во-первых, это конечно высокий, для их возраста уровень игры;
. Во-вторых, это быстрый, на фоне сверстников, рост уровня игры;
. А также можно выделить высокую любознательность и исследовательская активность;
. Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;
. Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию опираясь на речь.
Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Недаром гроссмейстер и тренер Котов писал, что шахматный план лишь тогда можно назвать хорошо продуманным, когда его можно выразить словами. Опираясь на свой личный тренерский опыт, могу сказать, что дети 5-6 лет после буквально через нескольких месяцев занятий шахматами начинаю гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книги «Психология игры»: игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень - умственные действия с опорой на речь.
Бесспорно то, что шахматы оказывают благоприятное воздействие на интеллектуальную сферу, об этом пишут многие авторы. «Исследование психологов и педагогов показали, что основными элементам, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации».
«Шахматы - это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме». .
«Выработка способности действовать в уме состоит из четырех основных моментов: отработки умения действовать в уме на шахматном материале; аналогичной отработки на некотором другом материале; постановки рефлексивной задачи на осознание способа действия в обоих используемых случаях; проверка сформированности способа действия на ином по сравнению с первыми двумя случаями материале».
Другой не менее интересный аспект - это проблема социализации. Ведь шахматы как вид спорта, представляют собой отдельный мирок, с частыми и достаточно длительными соревнованиями, с поездками по стране (а если юный шахматист действительно талантлив, то и участие в международных турнирах за рубежом). То есть мы имеем картину, когда ребенок живет жизнью несколько отличающийся от жизни сверстников: вместо уроков он учит шахматные дебюты, а вместо школьных мероприятий ездит по соревнованиям. Это не может не откладывать отпечаток на общение с одноклассниками. Спортсмены вообще и шахматисты в частности, взрослеют чуть быстрее своих, не увлеченных чем-то помимо учебы, сверстников, что еще больше увеличивает разрыв между ними. Нередки примеры, когда успешные шахматисты отличаются на редкость скверным характером. Или другая крайность многие великие шахматисты совершенно не приспособлены к жизни в социуме помимо шахматного мира. О Тигране Петросяне и, о Эммануиле Ласкере ходили легенды о их неспособности решить мало-мальски сложные житейские проблемы, их брали на себя близкие люди этих чемпионов мира. Часто причиной не удачной социализации является неправильная позиция тренера, мотивирующего своего подопечного прежде всего не на личностный рост, а на агрессию к противнику, пусть даже и всего лишь за шахматной доской. Это приводит к тому, что конфликтные ситуации и в жизни чаще решаются не компромиссом или сотрудничеством, а соперничеством и конкуренцией.
Еще один, извечный вопрос, связанный с шахматной одаренностью: причина гендерных различий в шахматах. Ведь, несмотря на то, что в шахматах не нужно поднимать тяжести или бегать на перегонки, и вся игра сводится к интеллектуальной деятельности, разница в достижениях между мужчинами и женщинами удивляет: среди первых 300 по рейтингу шахматистов планеты только три(!) женщины. В какой-то мере это можно объяснить тем, что изначально мальчиков в шахматные секции приходит гораздо больше чем девочек. Зайдя, в зал во время детских соревнований можно увидеть картину как в турнире играет 20 мальчиков и 5-6 девочек. Однако в детских соревнованиях девочки играют не слабее мальчиков. Это можно объяснить более ранним и скорым развитием, которое характерно для девочек. А вот чем объяснить, то, что среди выдающихся шахматистов так мало женщин? В настоящее время нет достаточного количества исследований, что бы объяснить этот факт. Но мнение многих тренеров выразил известный воронежский тренер Павел Сиротин в своей статье:
«Про результат в шахматах - женщины по жизни ближе к золотой середине, многие из них любят саму игру, причем независимо от силы игры, но для них менее важен сам результат. Нечто похожее можно увидеть у любителей шахмат, скажем играющих в парке. А вот среди сильных игроков результат - это почти все. Как пример - посмотрите на среднестатистического 1-разрядника после поражения, на почти любую женщину, или на мастера или МГ мужчину. Мужчины более амбициозны, от этого стремятся более к результату. Это не хорошо и не плохо - это данность.
Кстати я не вижу проблемы, что женщины всегда играли и, если не брать Юдит Полгар, и играют слабее мужчин. Это данность.
Я не считаю, будто причина в том, что родители считают, что шахматы это не женская игра - я как тренер не могу засвидетельствовать это, по крайней мере, в России» .
Подытожив, можно сказать следующее: вопросы шахматной одаренности тесно связаны с вопросами развития интеллектуальной сферы, вопросами социализации и адаптации, гендерных различий, и в этой теме еще достаточно белых пятен, которые ждут своих исследований.
Литература

1. Алексеев Н. Г. Шахматы и развитие мышление. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва, 1995.



5. Малкин В. Б. Медико-биологические проблемы шахмат. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва,1990..
6. Сиротин П. М. Женские и мужские шахматы. "Интеллектуальные игры", 2009 год № 1
7. Суэтин А. С. Путь к мастерству. Москва, 1980.
8. Эльконин Д. Б. Психология игры. Москва, 1978.
9. http://pogonina.com/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemid=32&limit=1&limitstart=2&lang=russian

Чем привлекательны шахматы для современных детей .

Шахматы - одна из древнейших настольных логических игр тридцатью двумя специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Воспроизводит действия сражающихся по определенным правилам сил. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит, властитель умер.
В настоящее время шахматы являются одной из самых популярных игр в мире, по официальной статистики ФИДЕ в нее играет около полумиллиарда человек! И даже сейчас в эпоху компьютерных и Интернет игр, настольная игра Шахматы очень популярна. В чем же секрет такого успеха? Тому есть много причин, выделим основные из них на наш взгляд:
- Неисчерпаемость этой игры. В шахматах миллиарды вариантов и всевозможных позиций. Уже первым ходом белые могут сыграть двадцатью разными ходами, и столько же ответов у черных. То есть уже после первых ходов на доске может возникнуть 400 (!) различных положений. О неисчерпаемость шахмат говорит и тот факт, что современные сильнейшие компьютеры могут полностью просчитать лишь позиции с 6-ю фигурами (а в шахматах их 32).
- В шахматах сочетаются элементы науки, искусства и спорта. Науки потому, что современная шахматная теория это тысячи статей и книг с партиями, их анализом, выводами, комментариями и т.п. и т.д. Искусства потому, что шахматную партию невозможно рассчитать до конца, в ней всегда останется место интуиции и воображению. И грамотно проведенная партия или комбинация не уступает в своей гармонии и эстетичности картинам и музыкальным произведениям - конечно, что бы ее оценить по достоинству, необходимо обладать достаточным уровнем игры. И, наконец, спортивный аспект в шахматах проявляется в соревнованиях любого уровня - от финала чемпионата мира до игры в блиц на скамейке в парке.
- Потому, что в шахматах, как и в самой жизни, есть место всевозможным проявлениям: радости победы и горечи поражения, успеху и неудачи, везенью и глупым просчетам, риску и страху, интуиции и глубоким расчетам. Тут есть всё!
Шахматы являются очень удачной моделью для изучения готовности к риску. Здесь риск не сводится к азарту, как например, в карточных играх, а является осознанной стратегией принятия решений. Под риском в шахматах следует понимать принятия решений (ходов), которые резко и, что самое главное, до конца неопределенным образом меняют ход партии. Такие хода невозможно рассчитать до конца, и шахматист принимает решения основываясь, на интуиции. Риск является важнейшим элементом игры. Н. Крогиус проводил исследования риска. Он изучал партии последнего тура, где одной из сторон для достижения нужного турнирного результата нужно было сделать как минимум ничью (не проиграть, но можно и не выиграть), его выводы сводились к следующему: там, где готовность к риску была снижена и наблюдалась явная тенденция играть, как можно более надежно, количество проигрышей было гораздо выше, нежели в партиях, где готовность к риску оставалась на обычном уровне.
Те способы мышления и принятия решения, которые дети усваивают при занятиях шахматами помогают им легче осваивать и другие игры с элементами мышления (бильярд, многие карточные игры, компьютерные стратегии). Но вряд ли можно найти другую такую игру, где так ясно можно выделить стратегию и тактику. Стратегия охватывает постановку целей и составление планов; тактика-выполнение планов. Стратегия абстрактна, тактика конкретна. Другими словами: стратегия требует размышления, тактика - проницательного взгляда.
Шахматы являются удивительной игрой правила, которой выучить можно за пару часов, но стать настоящим мастером можно лишь потратив годы, пройдя через сотни поражений и побед, эта игра - калька с нашей жизни, в ней как в зеркале отражается наш характер, со всеми сильными и слабыми сторонами.
Литература
1. Алексеев Н. Г. Шахматы и развитие мышление. Шахматы: наука,
опыт, мастерство. Москва, 1995.
2. Гершунский Б. С. Шахматы - Школе. Москва, 1997
3. Костьев А. Н. Дидактика и программы. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва, 1990
4. Крогиус Н. В. Психология шахматного творчества. Москва, 1987.
5. Малкин В. Б. Медико-биологические проблемы шахмат. Шахматы: наука, опыт, мастерство. Москва,1990.
6. http://chess.hut.ru/chessstrategy/3.html

Шахматисту трудно перебороть себя при феномене «трудного соперника». Особенно сложно это тем шахматистам, которые не обладают бойцовскими каче­ствами.

Помочь определить особенности своего характера помогут психологические тесты онлайн , которые дадут ответы на множество вопросов, в том числе и о бойцовских качествах. Психологические тесты важны и в других нюансах шахмат.

Шахматистам без таких качеств надо либо бросать шахматы, либо научиться сражаться по-настоящему. «Тру­су от шахмат» нужно взяться за изучение творчества шахматис­тов агрессивного стиля: Морфи, Алехина, Таля, Геллера, Спасско­го, Бронштейна. Смоделировав свой новый, более агрессивный стиль игры, шахматист может закрепить полученные навыки в игре с компьютером. Когда игра поставлена, — можно переходить на легкие партии с сильными соперниками. А от этого — один шаг до полноценной игры. И пусть примером им будет карьера чемпи­она мира Алехина, который писал, что с помощью шахмат он из­менил свой характер.

Вспоминается Спасский. Пожертвовав пару пешек, он продолжал играть так, как будто именно он имеет материальное преимущество.

Фишер часто повторял, что шахматы дол­жны быть наступательными. А сможет ли трус ринуться в на­ступление? Чрезмерная осторожность чревата расстройством здо­ровья.

Примечательна карьера Петросяна. Человек с бурным темперамен­том сына гор мог играть в такие глухие шахматы, чисто от обо­роны. А ведь он в молодости был блестящим комбинатором и блицором! «Новая» игра смотрелась абсолютно ненормально. Кто зна­ет, может быть это блокирование естественных психических им­пульсов и предопределило его раннюю кончину? Орел, которого он насильно посадил в клетку, разорвал прутья и улетел…

Смысл игры — в наступлении, в движении вперед, в преодолении препятствий. Это заложено в нас сотнями поколений предков. Так что, Нимцович не прав? Ведь именно он определил про­филактику стержнем современной позиционной игры. На его кни­гах вырос Петросян.

Интересно серьезное психологическое исследо­вание данной проблемы. Взяв под наблюдение 2-3 сотни шахма­тистов агрессивного стиля и такое же количество «глухих оборон­щиков», было бы интересно узнать, кто же из них дольше живет, где более высока вероятность развития психического расстрой­ства, какая группа чаще демонстрирует стабильные турнирные результаты.

Наступательный стиль игры фи­зиологичнее и полезнее для нормального человека. Фишер, которого вопреки этому, рано ушел, можно сказать, убежал из шахмат! Но Фишер создал идеальный стиль игры. На его партиях учились все современные супершахматисты. Он с дет­ства был невропатом. Это его и погубило. Думаю, что шахматы спасли ему жизнь. Слишком много психических ран нанесли ему родители.

Победил бы его Карпов? Другими словами, стал бы Карпов «трудным соперником» для Фишера? С одной стороны, Фишер три года не играл. Вроде бы плюс для Карпова. Но у Фишера уже были подобные творческие переры­вы, и выходил он из них с удвоенной силой. Потом надо вспомнить, как Фишер играл с Таймановым, Ларсеном, Петросяном и Спас­ским! Карпов в своем финальном матче с Виктором Корчным смот­релся не так внушительно. Когда Карпов в начале претендентского цикла заявил, что это — «не его цикл», он не лукавил.

Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.
Григорий Санакоев

Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера.
Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине

Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
Зигберт Тарраш

Шахматы - это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы.
Макс Вайс

Высокая самооценка

Шахматы ведут к духовности, так как они заставляют нас понять, что существует борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, но в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат.
Бернар Вербер. Последний секрет

Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого… от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

– Отвлекает. Шахматы гораздо совершеннее карт. В картах все зависит от случая. Они недостаточно отвлекают. А шахматы – это мир в себе. Покуда играешь, он вытесняет другой, внешний мир. – Профессор поднял воспаленные глаза. – А внешний мир не так уж совершенен.
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка

Я думаю, каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, конем или ладьей, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем.
Гай Ричи

Ради свободы передвижения, пешка способна на многое, даже на то, чтобы стать ферзем.
Александр Пашинин

Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии.
Гарри Каспаров

«Шахматы облагораживают человека, так как они полны разочарований».
(Савелий Тартаковер)

Шахматы не для слабых духом.
Вильгельм Стейниц

Белые начинают… Черные мстят.
Игорь Карпов

На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.
Иван Степанович Конев
(1897-1973),
Маршал Советского Союза

Из шахматных наблюдений: фигура долго бездейвствовавшая, внезапно может отбрести страшную силу. Для этого нужно, чтобы партия продолжалась.
Владимир Леви. Куда жить

Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками».

Жизнь - не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

Атакую…
- Если атака идет как по маслу - значит, впереди засада.
- Угу. А это-то откуда?
- Из жизни. Так… Е-3, Ж-5.
- Так, ну, у нас всё идёт по плану.
- А если всё идёт по плану - значит, о нём знает противник!
Номер сезона: 1
Номер серии: 1
Честь имею!

Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства.
Виктор Корчной

С периодом политического угнетения одни ищут в шахматах забвения от повседневного произвола и насилия, а другие черпают в них силы для новой борьбы и закаляют волю.
Александр Александрович Алёхин

Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли… Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

«Свойства идеального чемпиона мира можно схематично изобразить в виде квадрата, в котором, как известно, все стороны равны. Одна сторона — природное дарование, вторая сторона квадрата — разносторонняя теоретическая подготовка, точность расчета и мастерство анализа — то, что в сочетании с талантом и создает искусство игры. Первые две стороны квадрата характеризуют шахматиста-художника. Третья сторона квадрата — это безупречная спортивная форма: превосходное здоровье, железные нервы, и как следствие этого, воля к победе, выдержка, вера в себя. Четвертая сторона — спортивная: продуманный режим, умение понять сильные и слабые стороны самого себя и противника, дабы использовать такое знание для подготовки победы».
Василий Николаевич Панов (1903-1973), мастер по шахматам, журналист, автор многих шахматных книг.

Ласкер говорил: «В шахматах — есть элементы науки и искусства, но те и другие подчинены основному — борьбе!». Ласкер призывал игроков быть твердыми в борьбе: «Мне удалось спасать восемь или девять партий из десяти, которые авторитеты объявляли проигрышными, но я сам не считал их безнадежными даже в самый критический момент. Шахматы — это борьба между людьми, а не между фигурами, и ошибка — такая же составная часть партия, как и ее ходы». Ласкер видел в шахматах надежное средство воспитания: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. И кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать всего, что в них мертво, надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры и на огромное количество размышлений; привычки избегать опасности, привычки играть с более слабым противником; нежелания сознаваться в своих ошибках».

«Шахматы похожи на жизнь, только жизнь — тотальная война, а шахматы — война ограниченная».
Роберт Фишер

НАД ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

И если сердце съедено тоской,
И если в нем не заживает рана, —

Здесь тот же мир, но только без обмана.

И если страстью, горькой, роковой
Терзаем ты без отдыха и срока, —
Склонись скорей над шахматной доской:
Здесь тоже страсть, но только без порока.

И если ты, замученный борьбой,
День ото дня томишься безысходней, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь борьба, но только благородней.

И если силу, радость и покой
Взяла она, та, что подобна лани, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь любовь, но только без страданий!

Психология шахматной борьбы .

Психология шахматной борьбы, становится предметом широкого изучения с начала 1970-х годов, что обусловлено практическими потребностями шахматистов. Познание психологических особенностей соперника, а также верная оценка собственных возможностей позволяют в известной мере прогнозировать развитие игры, намечать план действий. Большинство психологических исследований, начиная с исследований французского психолога А. Бине (1894), который изучал особенности мышления, памяти и одарённости шахматистов, посвящено их интеллектуальным функциям (А. Кливленд, Б. Блюменфельд, О. Тихомиров, А. де Грот и др.), но в шахматной игре важная роль отводится и личности в целом: «Шахматы не только соревнование умов, но и интеллектуальное состязание характеров» (Б. Ананьев).

Эм. Ласкер (1907) первым серьёзно занялся изучением противоборства шахматистов как личностей: «На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Он изучал сильные и слабые стороны игры соперников, на практике умело использовал индивидуальные недостатки партнёров, условно выделил несколько типичных стилей игры:

  • стиль автомата - заимствование известных образцов и использование идентичных идей в исходных позициях;
  • прочный стиль - стремление главным образом обезопасить свою позицию;
  • стиль заманивания - провоцирование соперника на активные действия с идеей контратаки;
  • комбинационный стиль - преимущественно расчёт конкретных вариантов;
  • классический стиль - ведение игры преимущественно по правилам стратегии, разработанным В. Стейницем.

В классификации Ласкера нет чётко выраженных критериев выделения стилей; мало писал он и о конкретных методах своей психологической подготовки. А. Алехин более подробно описал свою подготовку к матчам с X. Р. Капабланкой (1927) и М. Эйве (1937). Анализируя партии соперников, он выделил кризисные моменты, качество игры в разных стадиях партии, типичные ошибки, зависимость качества игры от ситуации в матче. При этом использовались хронометрические и статистические данные. Исследования Алехина вызвали большой интерес и были продолжены А. Нимцовичем, К. Торре, Р. Рети, Р. Шпильманом. Ценные исследования провёл М. Ботвинник: углубил методы психологического анализа партий соперников, обратил внимание на информативность их поведения, стал шире привлекать данные статистического анализа (результаты партий, число ошибок и т. д.). Р. Файн рассматривал проблемы психологии шахматной борьбы с позиций психоаналитической концепции 3. Фрейда.

Ряд интересных наблюдений (преимущественно об эмоциональном состоянии шахматистов) содержат работы Т. Петросяна, М. Таля, Б. Ларсена, Р. Фишера, И. Бондаревского и других. Н. Крогиус в исследованиях 1960-80-х годов обосновал системную позицию понимания характера и структуры психологии шахматной борьбы, показал, что основополагающую роль в психологии шахматной борьбы играют знание и понимание соперника; оценка собственных возможностей; изучение особенностей взаимодействия соперников. Программа изучения соперника должна охватывать:

  • стиль игры;
  • особенности характера и поведения;
  • особенности затрат времени на обдумывание ходов;
  • эффективность игры на разных этапах соревнования с шахматистами разного класса;
  • эффективность игры в типичных спортивных ситуациях;
  • оценку соперником своих возможностей и возможностей соперника;
  • влияние возраста.

Изучение стиля игры соперника должно предусматривать выявление относительной частоты выбора дебютных схем, типичных позиций миттельшпиля, сравнительной эффективности игры в позициях определённого стратегического содержания, частоты ошибок. Исследование поведения соперника позволяет прогнозировать в первую очередь его состояние уверенности. С помощью разработанной методики удалось интерпретировать показатели эмоционального состояния шахматистов; отсюда появилась возможность составления своеобразного «словаря» выразительных движений соперника. При изучении затрат времени на обдумывание ходов представлялось важным определить частоту цейтнотов у соперника, их остроту, эффективность игры в цейтноте, способы его профилактики, а также причины возникновения, выявить подверженность соперника влиянию темпа игры партнёра, установить случаи особо длительного (или, наоборот, быстрого) выбора хода в проблемных позициях, случаи сознательного попадания в цейтнот. Изучение эффективности игры на разных этапах соревнования выявляет индивидуальные особенности «врабатываемости» шахматиста, его умение распределять силы, особенно на решающем этапе соревнования.

О характере шахматиста можно судить по результатам его игры в определённых спортивных ситуациях (необходимость играть на выигрыш, на ничью; после проигрыша или выигрыша и т. д.), выявляющих объективность самооценки шахматиста, его осмотрительность, готовность к риску, психологическую устойчивость и т. д. Разработан ряд методик, которые позволяют получить данные о самооценке шахматиста и оценке им своих соперников, установлена взаимосвязь этих критериев.

Для самоизучения рекомендуется использовать сходные методики, что и при изучении соперника. При выводах необходимо, однако, учитывать основные различия процессов познания соперника и самопознания: более активная направленность познания на другого, чем на себя; трудность обобщения при составлении самохарактеристики; относительно высокая статичность и консервативность самооценки (особенно при снижении спортивных результатов). На основании самоанализа выявляются и данные об эмоциональном состоянии перед игрой с соперниками разной силы, при разных положениях в турнире и т. д. Для борьбы с устойчивыми отрицательными переживаниями разработаны способы саморегуляции, предусматривающие срочное снятие отрицательных эмоций и перестройку самооценки, основанные на использовании механизмов самовнушения и самоубеждения.

Правила психологической борьбы в шахматах проявляются в форме приёмов, основными из которых являются:

  • «согласие» с соперником - демонстрация мнимого следования замыслам соперника, если в них обнаружены дефекты;
  • заманивание - предложение мнимой уступки для завлечения соперника;
  • выжидание - демонстрация пассивности с целью провоцирования невыгодной для соперника активности;
  • демонстрация ложной цели - отвлечение соперника какой-либо акцией от главной опасности;
  • демонстрация множества целей - создание неопределённой ситуации с множеством угроз:
  • действия «ва-банк» - крайне рискованные операции, связанные с резким изменением характера борьбы (оправданы лишь в критических ситуациях).

Процесс установления межличностных отношений в шахматном соревновании проходит в борьбе за овладение психологической инициативой («господство - подчинение»). Наличие такой инициативы способствует большей уверенности, самостоятельности и активности действий; эта инициатива может быть устойчивой и неустойчивой. В шахматной практике известны факты установления длительного и однозначного характера взаимоотношений (по координате «господство - подчинение») между соперниками приблизительно одного класса игры (П. Керес регулярно проигрывал Ботвиннику в 1940-55; Фишер выиграл матч у Ларсена в 1971 - 6: 0 и т. д.). Возникновение устойчивой психологической инициативы обусловлено не столько формальными результатами, достигнутыми на начальном этапе встреч соперников, сколько психологическим содержанием борьбы, особой эффективностью действий, которыми удавалось дискредитировать решения соперника. Обнаруженная шахматистом несостоятельность своего «кредо» усиливает психологический эффект дискредитирующих действий и приводит к длительной потере психологической инициативы, в борьбе за которую решающее значение приобретает способность распознать основные компоненты самооценки соперника.

  • Н. В. Крогиус Психологическая подготовка шахматиста, 2-е издание, М., 1979;
  • Н. В. Крогиус Психология шахматного творчества, М. 1981;

Источник

  • Шахматы: энциклопедический словарь / Гл. ред. Карпов А. Е. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 624 с. - . - Стр. 321.

См. также

Цитаты

  • Атака ведётся на позицию рокировки, на слабые пешки и, главным образом, на психику противника. - С. Тартаковер .
  • Для шахматной борьбы прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника. Раньше боролись только с фигурами, мы же боремся и с противником - с его волей, нервами, с его индивидуальными особенностями и - не в последнюю очередь - с его тщеславием. - А. Алехин .
  • Если ваш оппонент предложил ничью, попытайтесь понять, почему он признаёт свою несостоятельность. - Н. Шорт.
  • Карлсен - шахматист, который играет против личности соперника. Он заманивает, выжидает и припиливает тупым ножом. Он умеет провоцировать противника на ошибки, при этом сам ошибается редко. - С. Макарычев.
  • Оставайся твёрдым как скала и может воздух станет камнем ради тебя. Тот, кто знает других - мудр. Тот, кто знает себя - просветлённый. - Лао Цзы.
  • По мнению врачей матч на первенство мира отнимает у шахматистов около пяти лет жизни. Проигрыш такого матча почти всегда приводит к резкому снижению творческих и спортивных результатов - ломается личность. - Р. Исмаилов, С. Переслегин .
  • С молодёжью - в эндшпиль! - Из игровой практики.
  • Сражение - это не столько сокрушение воинства врага, сколько сокрушение его мужества. - К. Клаузевиц .
  • Фишер на вопрос «Что вам больше всего нравится в шахматах?» ответил: «Больше всего нравится видеть, как разрушается эго моего соперника».
  • Чем быстрее я заведу противника в неизведанные воды, тем лучше. - Колман.
  • Чтобы одержать победу - бейте в самое сердце врага. - К. Клаузевиц .
  • Шахматист - хрупкий, капризный инструмент. Ему требуется тонкая настройка и комфортные условия для работы. Повышенное внимание публики может помешать. Чрезмерное общение - тоже. Даже наилучшие пожелания, даже всеобщая любовь, даже искренняя помощь способны привести к обратному эффекту. И от человека это мало зависит. Таковы законы шахмат, законы психологии игроков. - С. Шипов .
  • Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы. - Р. Фишер .