Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.
Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.
Функции политического лидера
Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.
Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:
- интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
- определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
- участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
- мобилизация масс на достижение политических целей;
- социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
- коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
- легитимизация власти.
Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.
К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.
Качественные характеристики политического лидера
Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).
Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:
- место в иерархии политической власти;
- совокупность и объем политических прав и свобод;
- совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
- реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.
Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.
Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).
Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.
Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.
Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.
Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.
По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).
Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.
Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.
Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).
Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.
Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.
Политическое лидерство
- понятие многозначное. Однако три аспекта являются определяющими. Это:
- личностные черты лидеров;
- инструменты осуществления ими власти;
- ситуации, с которыми сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности.Природные качества
: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция. Нравственные качества политических лидеров
. Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости. Профессиональные качества политических лидеров
очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности. Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из сказанного, можно обозначить три следующий функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач обеспечения выхода страны из тупика. Аналитическая функция
, или функция постановки диагноза. Т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий
. В ее выполнении большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность. Новаторская функция
означает, что политический лидер сознательно вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляется обновление и реорганизация политических структур. Коммуникативная функция
предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в практической деятельности. Политический лидер
- своеобразный аккумулятор настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров - служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Организаторская функция
логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направить и организовать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, вдохновлять и вести за собой, объединяя усилия всех слоев общества. Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ. Координационная функция
есть продолжение организаторской и направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти. Интегративная функция
направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп. Задача поддержания консенсуса в обществе - это ключевая функция политического лидера.
Причин для того, чтобы стать политиком, может быть великое множество. Ведь эта профессия открывает возможности, недоступные для простых «смертных». Одни могут воспользоваться властью, чтобы улучшить жизнь в стране. Иные же, наоборот, думают лишь о себе и без зазрения совести разворовывают деньги налогоплательщиков.
Но давайте поговорим о том, как добраться к государственной власти? Как стать политиком? И чем придется пожертвовать для этого?
Рождение идеи
Все начинается с того, что в голове у человека рождается светлая идея – стать политиком. Причиной для этого могут стать различные факторы. Например, имея амбиции и силу воли, неизвестный добродетель решает изменить мир к лучшему: побороть бедность, улучшить образование, помочь сиротам и так далее. Но простой человек не сможет сделать этого, ведь у него слишком мало полномочий.
Единственный выход – увеличить спектр своих возможностей. Должность депутата для этих целей подходит лучше всего. Остается решить только один вопрос: «Как стать политиком?»
Начало пути
Юность – лучшая пора для начала восхождения на Олимп признания. Первым делом нужно позаботиться о хорошем образовании. Нужно понимать, что выпускник обычного техникума или ПТУ имеет небольшой шанс достигнуть успеха в этом деле. Поэтому учебное заведение следует выбирать очень тщательно.
К тому же политическая деятельность требует от депутата определенных навыков и знаний. В связи с этим лучше всего остановить внимание на вузах с развитыми экономическими кафедрами. Помимо этого, неплохим выбором являются юридические университеты, так как они помогут разобраться в законодательной базе страны.
Любая научная или докторская степень будет хорошим бонусом при проведении предвыборной кампании. То же касается отличительных наград и премий, поэтому нужно всеми силами выбивать себе первое место среди лучших учеников выбранного заведения.
Воспитание личных качеств
Если человек задумывается о том, как стать политиком, то ему следует хорошо поработать над собой. Нужно понимать, что политика – это очень жестокая игра, в которой сильный пожирает слабого. Любая политическая деятельность приводит к тому, что у человека появится много новых врагов, и нужно быть готовым к этому.
Итак, какими навыками и качествами должен обладать политик?
- Харизма. Без нее будет очень сложно выделиться на фоне остальных.
- Целеустремленность. Многие политики часто спотыкаются на своем пути, и для того, чтобы постоянно вставать, нужно иметь сильную волю и всегда помнить о поставленных целях.
- Ораторское мастерство. Умение говорить – это основа профессии политика, ведь если человек не умеет убеждать, он может и не мечтать о блестящей карьере.
- Выносливость. Частые стрессы и переезды выматывают организм, поэтому нужно быть к этому готовым.
Активная гражданская позиция
Итак, продолжаем разговор о том, как стать политиком. Во всем этом есть один важный момент, который нужно хорошо осознавать. А именно: совершенно неважно, сколько высших образований есть у человека и насколько хорошо он умеет говорить, если о нем не знают другие люди.
Поэтому главной задачей для любого молодого политика является демонстрация своего потенциала. Ему нужно постоянно участвовать в различных акциях и мероприятиях, направленных на улучшения жизни общества. Помогать бедным, ездить по больницам и приютам, выступать на публике и так далее.
При этом начинать лучше всего с небольших поселков, ведь благоустроить подобные места куда проще, нежели решить ряд проблем в большом городе. Да и конкуренция здесь куда ниже, чем в мегаполисе.
Политическая партия
Если разбираться в том, как стать политиком в России, то обязательно нужно рассмотреть такой пункт, как вступление в партию. Ведь без этого добиться успеха на подобном поприще просто невозможно. Но как вступить в партию?
Что же, собственного говоря, ничего сложно в этом нет. Главное – пройти отбор, который совершается по определенным критериям: возраст, образование, опыт, идейность и так далее. В каждой партии есть свои требования, и общего подхода здесь нет.
Куда важнее то, что направление политики данной ячейки должно соответствовать идейным принципам человека. Ведь в противном случае ему придется поступиться своей моралью ради того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
Как стать политиком в Украине
Недавно на Украине изменилась законодательная система, благодаря чему система выборов значительно упростилась. Теперь кандидату достаточно подать документы в ЦВК, заплатить пошлину – и он будет допущен к этому процессу.
К тому же претендент на должность в парламенте не обязан вступать в партию. Ведь, согласно новому закону, любой гражданин Украины имеет право стать народным депутатом. Но это только на бумаге так просто, в реальности все куда сложнее.
Предвыборная кампания
Самым сложным этапом является предвыборная кампания. Лишь немногие кандидаты преодолевают этот барьер. Почему так?
Причин тому может быть много: неудачная стратегия, сильные конкуренты, нехватка средств и так далее. Поэтому, прежде чем выставлять свою кандидатуру на определенный пост, человек должен трезво прикинуть свои шансы. Помните: порой лучше немного подождать и подготовиться, чем с треском провалиться, переоценив себя.
16. Какими качествами должен обладать политический лидер?
Отличительные черты лидера исключительно многообразны, всю их совокупность объединяют в три группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Нравственные к.: благородство, честность, верность общественному долгу, забота о людях (например, помощь детям голодающего Поволжья), об общественном благе и справедливости.
Профессиональные к.: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политич. решений.
17. Основные функции и факторы определяющие политическое лидерство.
Функции политических лидеров:
Аналитическая функция, или функция постановки диагноза. То есть глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.
Функция разработки программы действий. В выполнении ее большую роль играют личностные качества политического лидера, его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.
Функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся. История знает много примеров, когда выдвинутая политическим лидером программа была успешно реализована.
Новаторская функция означает, что политический лидер вносит новые, конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур. Аккумулируя и генерируя новые идеи и концепции, политический лидер формулирует новые социальные цели и задачи, обосновывает стратегические приоритеты и тактические способы и методы их достижения. Каждое политическое решение должно быть глубоко продумано, тщательно проанализировано на многовариантной основе, поскольку сфера политики - вид рисковой деятельности, затрагивающей судьбы миллионов людей. Выдвижение общенациональных целей и программ с необходимостью требует всестороннего анализа социальных, материальных, финансовых и политических ресурсов их реализации.
Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности. Политический лидер - своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений и желаний людей. Ведь главный смысл и назначение всей политической деятельности лидеров - служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп.
Организаторская функция логически вытекает из новаторской и коммуникативной функций. Речь идет о мобилизации народных масс на воплощение политических программ и решений в жизнь. Чтобы направлять и организовывать действия масс, политический лидер должен обладать организаторскими качествами, умением завоевывать доверие народа, пробуждать его социальную активность, объединяя усилия всех слоев общества. Определение направлений совместной деятельности - это еще не все, чтобы осуществить крупные преобразования.
Координационная функция есть продолжение организаторской и направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти: парламента, органов исполнительной и судебной власти.
Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия. Она предусматривает обеспечение жизнеспособности политического союза, единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп. Политические лидеры обязаны предвидеть социальные аспекты реформ, избегать нежелательного эффекта резкого расслоения и поляризации общества, принимать упреждающие социальные и политические меры в целях предотвращения различного рода социальных взрывов и конфликтов.
Факторы, определяющие характер политического лидерства:
Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция. Последнее из перечисленных качеств отличало президента Франции генерала де Голля. Он первым на Западе выдвинул концепцию разрядки напряженности в отношениях с Востоком и способствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голль предсказал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.
Нравственные качества политических лидеров. Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.
" |
политология
- Гилимханова Гульшат Айдаровна , бакалавр, студент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
- АВТОРИТЕТ ЛИДЕРА
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
- ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ
- СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В статье рассмотрен портрет современного политического лидера, какими качествами он должен обладать для того, чтобы соответствовать своему статусу и положению, и на этой основе рассмотрен политический портрет В. В. Путина.
- Сравнительный анализ подходов к государственной инновационной политике
- Государственно-частное партнерство как объект публичной политики
- Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования
- Послание Президента Российской Федерации как инструмент государственного управления
- О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом
Высокие нравственные качества и прежде всего верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, честность - всеми этими качествами должен обладать современный политический лидер. Учитывая значимость понятий лидерства и управления, на эту тему написаны сотни книг, учебников и монографий, в которых авторы пытаются дать ответы на главные вопросы: Кто он такой - эффективный лидер? Какую роль он играет в общественной жизни? Какие задачи он должен решать? На мой взгляд, данная тема актуальна на сегодняшний день, так как населению важно знать за каким лидером идти, и вообще, стоит ли слушать его. В общественной жизни, лидера, как центральной, наиболее авторитетной фигуры в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. Термин “лидер” имеет два значения:
1. индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной.
Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности, т.е. идеальном представлении других членов группы;
2. лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.
Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Положение лидера вынуждает его быть очень ответственным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак. Первым и необходимым качеством современного политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Второй решающей способностью лидера является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их.
От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом. Четвертое качество - чувство политического времени.
В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика). На сегодняшний день в современной России большим авторитетом пользуются такие политические лидеры как В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. В. Жириновский. По мнению населения, они являются ответственными и исполнительными лидерами, умеющими принимать важные решения в нужный момент и находить компромисс с заинтересованными сторонами .
Говоря о политическом портрете В. В. Путина определить непросто. Несмотря на то, что он является преемником Ельцина, народ считает Путина его противоположностью, то есть населением Владимир Владимирович воспринимается как «президент-строитель и восстановитель». Путин обладает высокоразвитым чувством реальности, способен идти на уступки, умеет находить компромисс с заинтересованными сторонами, умело принимает решения и берет ответственность на себя за них. Путин - человек сильного характера, и в своей деятельности он привык добиваться поставленных самостоятельно или заданных необходимостью целей. Кроме того, это человек твердых убеждений и ценностей. Следует признать, что рассуждать о методах Путина довольно сложно. Принятие и проведение решений, выбор той или иной государственной стратегии по определенному вопросу, новые начинания - на все это накладывает отпечаток авторитета Путина. Путин пользуется своим авторитетом для принятия сложных решений, и они поддерживаются народом, и, конечно, бюрократией. Авторитет позволяет президенту принимать судьбоносные решения, в том числе и те, которые без столь высокого авторитета были бы открыто названы неконституционными.
И, наконец, несомненно, что Путин - эпохальная фигура нашей страны: его ждали, его хотели бы видеть на посту президента и дальше, и следствия проводившейся им политики еще долго будут формировать политическую реальность России. Таким образом, современный политический лидер должен быть компетентным, харизматичным, должен знать свою аудиторию и уметь воздействовать на нее, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.
Список литературы
- https://studsell.com/view/163147/40000
- http://www.ref.by/refs/68/35679/1.html
- Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С.221-223.
- Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
- Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С.257-262.
- Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 218-221.
- Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ. В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С.49-51.
- Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С.151-154.