» » Княжна марья болконская. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение Мария болконская влюбилась в война и мир

Княжна марья болконская. Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение Мария болконская влюбилась в война и мир

Тема: Война и мир

Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том III, часть вторая)

Том III

Часть вторая

Рассуждения автора об исторических событиях и о роли в них исторических деятелей. Они боятся, тщес-лавятся, радуются, негодуют и думают, что они все зна-ют, а на самом деле являются непроизвольными орудия-ми истории и производят скрытую для них, но понятную для нас работу. Роль Александра и Наполеона в событиях 1812 г. и краткий обзор войны с начала ее, кончая оставле-нием Смоленска. Причиной погибели французской армии, по мнению автора, является их позднее вступление в мо-розную зимнюю Россию, с одной стороны. С другой — та ненависть, которая была в русском народе. В начале вой-ны русская армия была растянута, а потому целью нашей было завлечение французов в глубь страны. Наполеон дви-жется, хотя все русские негодуют. Назначается Барклай, но из-за недоверия к нему власть его ограничена. Кроме того, против Барклая выступает Багратион. В это время Наполеон подходит к Смоленску, жители города сжигают свой город. Они движутся к Москве, возбуждая еще боль-шую ненависть к французам. «Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно было побе-дить Наполеона».

Лысые Горы. Старый князь после ссоры с сыном отдаля-ет от себя француженку. Письмо Жюли Друбецкой к княж-не Марье. Она пишет, что вся Москва молится за наших, а они, женщины, ведут прекрасные разговоры и т. д., и т. п. Письмо князя Андрея о ходе войны и приближении непри-ятеля. Князь Андрей пишет о неудобстве положения отца вблизи от театра войны и советует ехать в Москву. Княжна Марья боится за брата и не понимает той жестокости, кото-рая заставляет одних людей убивать других. Разговор Десаля со старым князем о войне. Старый князь плохо сознает всю опасность приближения театра войны. Он уверен, что война закончится в Польше и неприятель никогда не про-никнет дальше Немана.

Старый князь в кабинете за чтением своих «ремарок». Он постоянно читает те бумаги, которые после его смерти должны быть переданы царю. Посылка Алпатыча в Смо-ленск. Разговор князя с Тихоном о письме князя Андрея. Воспоминания старого князя о своей молодости. Он вспо-минает первые слова, которые были сказаны при первом свидании с Потемкиным, затем вспоминает императрицу живую, затем ее похороны. Князь думает о том, чтобы вер-нуться к тому времени, чтобы поскорее его оставили в по-кое.

Проводы и отъезд Алпатыча в Смоленск. Княжна Ма-рья пишет письмо губернатору с просьбой сообщить о мере той опасности, в которой находятся Лысые Горы. И если опасность велика, приказывает Алпатычу сразу же вер-нуться. Алпатыч останавливается в Смоленске у купца Фе-рапонтова. Всю ночь происходит движение русских войск по городу. Алпатыч у губернатора. Тот пишет бумагу, в ко-торой уверяет, что городу Смоленску не угрожает ничто. В то же время из ворот города постоянно выезжают повозки с домашними вещами жителей города. Бомбардировка Смо-ленска. Народ в первое время не понимает значения бомбар-дировки, люди с интересом стараются рассмотреть пролета-ющие ядра. Ранение кухарки Ферапонтова. Лишь к сумер-кам Наполеон перестает бомбить Смоленск. По улицам бе-гут солдаты, которые кричат, что город сдают. Люди соби-рают те вещи, которые можно вывезти, и поджигают свои дома. Встреча Алпатыча с князем Андреем, который пи-шет отцу, чтобы тот немедля уезжал из Лысых Гор в Мо-скву. Берг в качестве штабного начальника делает замеча-ние князю Андрею. Он упрекает его в том, что на его глазах жгут дома, а он стоит. Князь Андрей не обращает никакого внимания не это замечание.

Князь Андрей со своим полком в походе. Настроение князя Андрея. Он очень заботлив о своих людях, и те ласково называют его «наш князь». Со своими прежними штабными он был резок, злобен и насмешлив. Посещение опустевших Лысых Гор. В то лето стоит страшная жара, люди и скоти-на изнывают, лишь по ночам можно дышать. Разговор с Алпатычем — князь Андрей по недоразумению считает, что его отец, сын и сестра уехали в Москву, тогда как они в Богучарове. Князь Андрей слушает доклад о состоянии спасенно-го после разгрома русскими же солдатами имущества. Гово-рит Алпатычу, чтобы тот уезжал сам и велел народу ехать в Рязанскую или Подмосковную губернию. Купание солдат в пруду. Мысли Болконского о «мясе для пушек». И кня-зю Андрею становится не по себе от вида большого количе-ства тел, купающихся в грязном пруду. Письмо Багратиона Аракчееву с обвинениями против военного министра и глав-нокомандующего Барклая де Толли. Он уверяет, что Наполе-он был при Смоленске в таком мешке, из которого ему не вы-браться, и что город напрасно оставлен. Он пишет, что носит-ся слух о мире, но ничего подобного — Наполеону мир не ну-жен. Да и русские после всех унижений этого не потерпят. Он говорит, что надо командовать одному, а не двоим. Вся Россия плачет и ругает министра и главнокомандующего.

Петербург. Светские политические кружки: француз-ский румянцевский кружок. Элен и кружок Анны Павлов-ны Шерер и их отношение к войне. В салоне Элен война пред-ставляется пустым демонстрациями и скоро кончится. Тол-ки в салоне Анны Павловны о назначении нового главноко-мандующего. Резко отрицательное суждение князя Василия о Кутузове. Он говорит, что Кутузов ничего, кроме огорчений не делал государю. Назначение 9 августа Кутузова полно-мочным главнокомандующим русских армий и всего края, занимаемого войсками. Разговор в салоне Анны Павловны об этом назначении. Князь Василий круто меняет свое отно-шение, горячо заступаясь за Кутузова. Один из присутствую-щих напоминает князю Василию, что тот совсем недавно го-ворил другое про Кутузова. Но Василий легко выпутывается из этого положения. Он теперь обожает Кутузова и считает, что все должны делать то же самое.

Движение французов от Смоленска к Москве. Историк Наполеона говорит, что тот был привлечен к стенам Москвы невольно. Наполеон хочет принять до Москвы несколько сра-жений, но русские не могут себе этого позволить вплоть до Бо-родина. Лаврушка попадает в плен к французам. Он был из тех видавших виды лакеев, которые легко угадывают жела-ния бар и стараются им во всем угодить. Так и теперь, попав к Наполеону, он быстро угадывает, чего тот хочет, и старает-ся понравиться и услужить этому человеку. Разговор Напо-леона с Лаврушкой. Наполеон спрашивает его о русской ар-мии, тот врет, насколько это возможно. При вопросе о сраже-нии и победе Лаврушка запутывает Наполеона. Он прикиды-вается, что не понимает, что разговаривает с Наполеоном, чем и заслуживает свободу. Наполеон отпускает Лаврушку.

После возвращения Алпатыча старый князь отрезвел и приказал вооружить всех своих людей. Он объявляет, что остается в Лысых Горах. Княжне же Марье и Николушке приказывает ехать в Богучарово, а оттуда — в Москву. Но княжна Марья заявляет, что не оставит отца. Старого кня-зя разбивает паралич. После удара его перевозят в Богучаро-во. Его болезнь. Он лежит в беспамятстве и постоянно что-то бормочет, шевелит губами. Он, очевидно, страдает и физиче-ски и нравственно. Надежды на исцеление нет. Изменение отношения старого Болконского к дочери. Настроение княж-ны Марьи. Она часто желает увидеть признаки приближения ее отца к концу. Ее впервые посещают мысли о личном сча-стье, свободе от отца, даже мысли о возможности семейного счастья и любви. Ее охватывает тот мир житейской суеты, от которого она раньше отгораживалась. Сборы в дорогу. Раз-говор княжны Марьи с отцом. Он просит у дочери прощения за все, что сделал. Он говорит, что Россия погибла, и плачет. Княжна, не выдержав, выходит из комнаты. После ее ухода князь начинает опять говорить о сыне, о России, и с ним случается второй удар. Смерть старого князя. Княжна Марья не может поверить, что больше нет ее отца. Ее охватывает чув-ство ужаса, и она падает в обморок на руки докторов.

Характеристика Богучаровских крестьян. Это были крестьяне с диким характером, которого не смогли смяг-чить нововведения князя Андрея — больницы, школы, об-легчение оброка. Староста Дрон. Мужики боятся его боль-ше, чем барина. Его вызывает Алпатыч и приказывает по-ставить на двор в Богучарово подводы для вещей княж-ны Марьи. Крестьяне отказываются дать подводы под обоз княжны Марьи.

Горе княжны Марьи после смерти отца. Она упрекает себя за то, что ждала конца болезни отца. Его теперь нет, а что делать ей? Француженка Бурьен приносит княжне Марье объявление французского генерала Рамо о том, что-бы жители не покидали своих домов, и советует ей не поки-дать Богучарово. Чувство национальной гордости княжны Марьи. Она решает немедленно ехать, так как не представ-ляет себя в руках и под началом французского генерала. Эта мысль приводит ее в ужас. Разговор княжны Марьи со ста-ростой Дроном. Она просит лошадей, но тот говорит, что их нет. Тогда княжна Марья говорит, что отдаст хлеб мужи-кам, лишь бы тот дал лошадей. Но Дрон отказывается.

Дрон собирает сходку богучаровских крестьян. Речь княжны Марьи, обращенная к толпе. Она призывает их уез-жать вместе с ней в подмосковное имение, где они не будут нуждаться, а она поможет, чем сможет. Отказ мужиков вы-пустить княжну Марью из Богучарова. Княжна Марья, по-вторив приказ Дрону, чтобы завтра были лошади и подво-ды, уходит в свою комнату.

Мысли княжны Марьи об отце, его болезни и смерти. Она вспоминает всю свою жизнь. Думает, почему отец не позвал ее в последние минуты своей жизни. Она вспоминает последний раз, когда видела его лицо, и ужас вновь охваты-вает ее. С диким криком Марья выбегает из комнаты.

Николай Ростов, Ильин и Лаврушка в поисках провиан-та заезжают в Богучарово. Алпатыч сообщает Ростову о бун-те мужиков и нежелании их выпустить княжну из имения. Ростов в гневе от выходки мужиков. Он направляется вместе с Алпатычем в дом. Встреча Ростова с княжной Марьей. Она не понимает, кто Ростов и зачем, но, признав в нем человека своего круга, она смотрит на него своими глубокими глазами и рассказывает обо всем случившемся срывающимся голосом. Ростову представилась Марья в ореоле романтики: бедная, брошенная в несчастье девушка. И взгляд ее поразил Ростова. Он говорит княжне, что ручается честью, что никто не поме-шает ей выехать из Богучарова. Та благодарит Ростова и пла-чет. Ростов, сконфузившись, выходит из комнаты.

Гнев Ростова против бунтующих мужиков. Усмирение Ростовым бунта. Он приказывает связать старосту за изме-ну. Остальные мужики начали оправдываться, что, мол, по глупости своей не выпускали барышню. Через два часа на-чалась укладка вещей, которой распоряжался сам Дрон, вы-пущенный по просьбе Марьи. Отъезд княжны Марьи из Бо-гучарова. Впечатление Николая и княжны Марьи, произве-денные друг на друга. Марья благодарит Ростова за оказан-ную помощь. Он говорит, что любой на его месте поступил так же. Он старается переменить тему разговора. Ростов же в ее понимании ради ее спасения подвергал себя опасности, его добрые и понимающие глаза не выходят у нее из голо-вы. Она задает себе вопрос, любит ли его? Ей было стыдно признаться себе, что первая полюбила человека, который, может быть, никогда ее не полюбит, но она себя успокаи-вает тем, что об этом никто и никогда не узнает. Ростов на-ходился в том же расположении духа. Княжна Марья была приятна ему. Товарищи же его шутят, что, отправляясь за сеном, он подцепил одну из самых богатых невест России. И он был не против жениться на ней. Ведь это сделало бы его счастье, счастье его матери и, как он чувствовал, и сча-стье княжны Марьи. Но была же Соня. Что с ней? Это сер-дило Ростова, особенно когда товарищи шутили над ним.

Вызов Кутузовым князя Андрея на главную квартиру. Приезд Болконского в Царево-Займище. Болконский знако-мится с Денисовым. В связи со знакомством оба вспомина-ют свое отношение к Наташе, но эти воспоминания являют-ся лишь далеким, поэтическим прошлым. Смотр Кутузовым войск. Он остается доволен смотром и восклицает: «С такими молодцами все отступать да отступать!» Ласковый прием кня-зя Андрея главнокомандующим. Денисов излагает Кутузову свой план партизанской войны. Кутузов почти не слушает Де-нисова, хотя надо признать, что план неплохой. Личность Ку-тузова. Все что говорили Кутузову, было дельно и умно, но он презирал ум в войне и знал что-то такое, другое, что должно было решить дело. Он презирал их своей старостью, опытом.

Задушевный разговор Кутузова с князем Андреем о вой-не. Князь Андрей рассказывает Кутузову, что он видел, про-езжая по России. Кутузов взволнованно восклицает: «До чего довели!», но обещает, что все будет хорошо, дай толь-ко срок. Его предложение Болконскому остаться при нем и отказ князя Андрея. Болконский говорит, что полюбил полк. Кутузов соглашается, что здесь советчиков и так мно-го, а вот людей нет. Он обещает Болконскому, что францу-зы есть лошадиное мясо будут, только надо время и терпе-ние. Характеристика Кутузова. Успокоение князя Андрея насчет общего хода дел после его разговора с Кутузовым. Он уверен в том человеке, которому вверено это дело. Кутузов, по мнению Болконского, «ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Кутузов понимает, что есть то, что сильнее его — неизбежный ход событий, и он умеет видеть и понимать их значение. Именно благодаря этим ка-чествам и был избран Кутузов главнокомандующим.

Москва перед нашествием французов. Жизнь в городе течет своим чередом, будто и не было сообщения о войне и патриотического чувства, которое высказывали все москвичи. С приближением французов к Москве взгляд их на свое положение делается все легкомысленнее и легкомысленнее. Растопчинские афиши всячески унижают французов, недооце-нивая их. Светский вечер у Жюли Друбецкой. Штрафы за французский язык. И хотя все старались говорить по-русски, почти ни у кого это не получается, так как у них «нет ни вре-мени, ни денег, чтобы нанять учителя русского языка». При-езд Пьера на вечер. Он собирает свой полк и собирается ехать на войну. Разговор заходит о разорившихся Ростовых, все их жалеют; о Марье Болконской, которая недавно потеряла отца и которую спас Николай Ростов.

Глава XVIII

Пьер у себя дома. Он раздумает, что же ему делать: оставаться в Москве или ехать в армию? Намерение Пьера ехать в армию. Приход к Пьеру княжны и разговор об опас-ности оставаться в Москве. Она просит приказать свезти ее в Петербург, так как жить под бонапартовской властью не собирается. Поездка Пьера в село Воронцово для осмотра воздушного шара Леппиха. Возвращаясь домой, Пьер при-сутствует при экзекуции французского повара. Пьер пора-жен жестокостью, с которой проходит экзекуция. Всю об-ратную дорогу эта картина не дает ему покоя. Отъезд Пьера в Можайск к войску. В Можайске, за Можайском — повсю-ду были войска. И чем дальше ехал Пьер, тем их станови-лось все больше и больше, так что Пьером овладели тревога и беспокойство. Он хочет пожертвовать всем ради всех.

Рассуждение автора о Шевардинском и Бородинском сражениях. Автор считает, что эти сражение ни для фран-цузов, ни для русских не имели значения. Но мудрый Куту-зов дает сражение, хотя теряет Москву и часть армии, а На-полеон это сражение принимает, хотя теряет также часть армии и еще более растягивает линию своих войск. Описа-ние, как произошло Бородинское сражение. Считается, что битва была дана, так как русские искали удобное место. Ни-чего подобного, они прошли много позиций в отступлении своем, которые были лучше Бородина. Русские вплоть до 25 августа не думали о том, что сражение может произойти на этом месте. Предполагаемый и действительный план русских войск во время сражения. Бородинское сражение, по мнению автора, произошло не так, как его описывают, используя предполагаемый план. Оно произошло внезапно на открытой местности, где невозможно было продержаться трех часов без того, чтобы не потерять всей армии.

Пьер из Можайска едет к войску и встречает обоз с ра-неными. Раненый солдат говорит Пьеру, что всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Встреча Пьера со знакомым доктором. Пьер говорит, что намерен участво-вать в сражении. Доктор советует обратиться к Кутузо-ву. Мимо проходят ополченцы. Пьера поражает странная мысль, что из всех прошедших тысяч двадцать обречены на раны, страдания, а может, и смерть. Двое ополченцев ра-ботали на поле, хотя были обмундированы, как полагает-ся. Пьер понимает значение слов солдата обо всем народе, о торжественности и значительности наступающей минуты.

Обзор Пьером позиций русских войск у Бородина. Пьер хотел увидеть поле сражения, но вокруг были поля, поля-ны, костры, войска, деревни курганы, но не позиции. Он даже не может отличить наши войска от неприятельских. Он обращается за разъяснениями к солдату, тот показыва-ет, где есть наши укрепления, где французские, и говорит, что завтра многих наших недосчитаемся. Церковное ше-ствие. Несут икону Смоленской Божьей Матери, которая была вывезена из Смоленска и с того времени возилась за армией. На всех лицах присутствует сознание все той же торжественности минуты. Присутствие на молебне Кутузо-ва со свитой. После окончания молебна Кутузов подходит к иконе, кланяется до земли, потом целует икону. Его при-меру следует весь штаб и обычные солдаты.

Встреча Пьера с Борисом Друбецким, Кайсаровым и дру-гими знакомыми из свиты Кутузова. Хоть Кутузов и выгонял в последнее время из штаба всех лишних людей, Борис смог удержаться. Он пристроился к графу Бенигсену, кото-рый противостоял Кутузову. На лицах всех знакомых Пьера были тревога и возбуждение, но не те, которые видел Пьер на лицах ополченцев, а тревога и возбуждение, движимые лич-ными, интимными причинами. Кутузов накануне Бородин-ского сражения. Разжалованный Долохов у главнокоманду-ющего. Он решает выслужиться, лазает ночью к французам и т. д. Беседа Кутузова с Пьером. Долохов перед сражением примиряется с Пьером. Он говорит, что завтрашнее сраже-ние неизвестно кого оставит в живых, а потому хочет попро-сить прощения за все неприятности, доставленные им Пьеру. Пьер обнимает Долохова со слезами на глазах.

Глава XXIII

Пьер в свите Бенигсена едет по линии войск. Военные распоряжения Бенигсена. Пьер сомневается в своих способ-ностях понять военное дело. Но Пьер не был глуп в отноше-нии военных дел, просто Бенигсен ошибался в некоторых своих распоряжениях. Так, он ошибочно обвинил войска, которые были поставлены для засады, в том, что они не по-нимают, что делают. Бенигсен передвигает войска вперед по особенным распоряжениям, ничего не сказав об этом главнокомандующему.

Болконский накануне Бородинского сражения. Настрое-ние и мысли князя Андрея. Как ни тесна и не нужна была те-перь жизнь для Болконского, он чувствует волнение, как пе-ред Аустерлицем. В первый раз в жизни ему ясно представля-ется возможность смерти. И он в свете этого представления по-нимает, как ничтожна жизнь. «Завтра меня убьют, — думает он. — И я ничего больше не узнаю о жизни, потому что меня не будет». Он представляет себе отсутствие себя в этой жизни, и все вокруг становится для него угрожающим. Приход к нему офицеров его полка и вслед за ними Пьера. Князю Андрею не-приятно видеть людей из своего круга, а тем более Пьера, ко-торый, сам того не желая, напоминал ему о прошлом. Пьер чувствует это отношение, ему становится не по себе.

Князь Андрей, не желая оставаться наедине с Пьером, предлагает офицерам посидеть и напиться чаю. Беседа Пье-ра с князем Андреем и офицерами о расположении русских войск, о главнокомандующем, о войне и о предстоящем сра-жении. Князь Андрей интересуется, понял ли Пьер рас-положение русских войск. Тот говорит, что, вроде бы, да. Тогда князь Андрей говорит, что Пьер знает больше, чем кто-либо. Разговор заходит о Барклае де Толли. Раздраже-ние и волнение князя Андрея. Он говорит, что тот слишком осторожничает, да и не нужен он уже России. Теперь Рос-сии нужен свой человек. Хотя де Толли и честный человек. Его рассуждения о войне. Он высказывает мысли, которы-ми руководствуется и Кутузов. На войне не может быть рас-поряжений, от которых зависит исход. Все зависит от на-рода и случая. Успех, говорит он, зависит от чувства, ко-торое есть в нем, в каждом солдате. Сражение выигрыва-ет тот, кто твердо решил его выиграть. Князь Андрей го-ворит, что завтра многие будут ратовать лишь за свои ин-тересы: крестики, награды, славу. Болконский уверен, что завтра мы выиграем. Офицеры, воодушевленные речью ко-мандира, уходят в приподнятом настроении. Когда Пьер с Болконским остаются одни, князь продолжает высказы-вать свое мнение о войне. Он говорит, что французы — вра-ги, которые разорили его дом, и так думает каждый на этой войне. А потому их нужно уничтожить. Пьер соглашает-ся с другом. -Князь Андрей провожает Пьера, в этот момент Пьеру приходит мысль, что это их последняя встреча. Мыс-ли о Наташе. Он вспоминает Наташу и понимает, что чув-ствовал ее душу, открытость, искренность. А ему [Анатолю] все это было чуждо. И он все еще жив и весел.

Наполеон перед Бородинским сражением. Утренний туалет императора французов. Прием им префекта дворца Боссе. Боссе говорит, что Наполеон через три дня увидит рус-скую столицу. Сцена с портретом сына. На этом портрете сын его прокалывает палочкой земной шар. Наполеон решает по-казать отеческую нежность. Его глаза застилают слезы, он садится напротив портрета. Наполеон даже перед портретом родного сына остается главнокомандующим и императором, показывая свою мощь. Приказ Наполеона по армии. В при-казе говорится, что победа полностью зависит от солдат, ко-торые и теперь должны действовать так, как действовали при Аустерлице, Фридланде, Витебске и Смоленске.

Глава XXVII

Осмотр Наполеоном поля предстоящего сражения. Он ез-дит по полю, глубокомысленно вглядываясь во все, то кивая в знак согласия, то недоверчиво покачивая головой. Диспо-зиция Наполеона. Она состоит из 62 орудий и четырех рас-поряжений: 1. Снаряды должны засыпать русских. 2. Понятовский, направляясь в деревню, обошел бы левое крыло русских. 3. Генерал Компан двинется в лес, чтобы овладеть первым русским укреплением. 4. Следует перейти мост, что-бы войти в линию с прочими войсками. Рассуждение автора о неисполнимости этой диспозиции. Ничего из перечисленно-го не могло быть выполнено: снаряды не долетели до русских, путь в лесу был перекрыт русскими, Компан отбит, так как ему пришлось строиться под картечным огнем. Кроме того, во время самого сражения Наполеон находился от него так дале-ко, что даже не мог вовремя дать иные распоряжения.

Глава XXVIII

Мысли автора о роли исторических деятелей в истори-ческих событиях. Ход событий, считает автор, предопреде-лен свыше, «зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях». Наполеон никоим образом пе влиял на ход событий. Ему казалось, что все дело проис-ходило по его воле. А потому в Бородинском сражении Наполеон лишь великолепно исполнил роль кажущегося на-чальствования.

Беседа Наполеона с Боссе о Париже. Наполеон нервни-чает, но при этом старается небрежно болтать о разных пу-стяках. Бессонница Наполеона. Разговор с Раппом. Наполе-он спрашивает того, как он считает, хороши ли будут нынче их дела? Рапп напоминает Наполеону его фразу: вино отку-порено, надо его выпить. Наполеон говорит, что его бедная армия уменьшилась после Смоленска, но идти надо толь-ко вперед, тем более что завтра он будут иметь дело с Куту-зовым! Ночная прогулка у палатки. Начало Бородинского сражения. Прозвучал выстрел, еще одни и еще один, слива-ясь и перебивая друг друга. Игра началась.

Пьер на кургане. Картина поля сражения. Он любуется панорамой: местность вся покрыта войсками и дымом вы-стрелов. Все это было оживленно, величественно и неожи-данно. Раздавалась артиллерийская канонада. Пьеру вдруг захотелось быть там, в самой гуще. Пьер скачет за генера-лом, которого Кутузов направил к переправе.

Пьер ездит среди войск первой линии. Он никак не ду-мал, что заедет на передовую. Все удивляются этому госпо-дину, который не понятно что здесь делает. Раненые. Пьер не сразу понимает, кто эти люди, ведь Несколько минут на-зад он видел их живыми и невредимыми. Батарея Раевско-го — это курган, который окружен с трех сторон канава-ми. Наблюдения Пьера на батарее. Мимо него бегают люди с сумками, орудия, не переставая, стреляют. Солдаты пона-чалу резко отрицательно относятся к Пьеру, но потом, видя, что он не делает ничего плохого, шутят над ним и даже дают ему прозвище «Наш барин». Разгар сражения. Убитые. С начала боя на глазах Пьера унесли с редута человек двад-цать убитых, и первоначальное радостное возбуждение, вы-званное боем, заменяется в душе Пьера другим чувством. Атака французов. Но редут не сдавался, хоть снарядов оста-валось мало, пушки все равно заряжались и стреляли. Пьер старается помочь, бежит за снарядами, но его контузило. И когда Пьер приходит в сознание, ящика уже нет.

Глава XXXII

Французы атакуют батарею Раевского. Пьер сразу не понимает, что происходит. Но на него нападает француз.

Борьба Пьера с французским офицером. Пьер, благодаря своей силе, отбивается от француза, который, испугавшись, бежит к своим. А Пьер бежит назад на батарею, спотыка-ясь о раненых, которые, как кажется Пьеру, хватают его за ноги. Но не успел он добежать, как началась контратака русских, отбивших у французов батарею. Ужас Пьера при виде убитых и раненых. Пьер, смотря на все это, думает, что теперь все прекратится, французы ужаснутся от того, что они сделали. Но стрельба и канонада не только не пре-кращались, они всё усиливались и усиливались.

Глава XXXIII

Наполеон во время Бородинского сражения. Его роль руководителя боя. Наполеон смотрит в трубу на поле боя, но где его войска, где неприятеля, понять не может. Все его приказания не дают никакого толка, они постоянно опаз-дывают. Ведь в пылу сражения трудно было понять, что происходит в данную минуту, а потому приказы, отдавае-мые Наполеоном, были всегда неверны. И всё на поле боя совершалось не по приказу Наполеона и даже не по приказу военачальников, которые находились непосредственно на поле боя, а по воле толпы, которая с каждым новым указом Наполеона теряла дисциплину и металась по полю. По мыс-ли Толстого, именно это и погубило Наполеона.

Глава XXXIV Материал с сайта

Маршалы Наполеона просят у него подкреплений. Фран-цузы, вопреки всем ожиданиям, возвращаются с поля рас-строенные и испуганные. Наполеон отказывает в укрепле-нии, не понимая, зачем оно им, ведь у них в руках половина армии, направленная на слабое, неукрепленное крыло рус-ских. Но когда еще раз Наполеона просят о подкреплении, он посылает его. Стойкость русских войск пугает францу-зов. Сомнение и колебание Наполеона в победе. Он не пони-мает, почему терпит поражение, ведь все было то же: гене-ралы, он, враг, но ничего не получалось. Наполеону начина-ют приходить в голову мысли о случайностях, могущих по-губить его. Поездка по линии поля сражения. Везде в лужах крови лежат убитые и раненые. Такого ужаса еще не видел ни Наполеон, ни кто-либо из его генералов. Наполеон видит, что в сущности сражения нет. Идет бессмысленное убийство, которое ни к чему не приведет ни русских, ни французов. И впервые война ему представилась ненужной и ужасной. Наполеону предлагают ввести старую гвардию. Но он возвра-щается в свое укрепление со словами: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию».

Кутузов как руководитель Бородинского сражения. Он ничего не делает, а дает совершаться тому, что должно со-вершиться. Он лишь следит за той неуловимой силой, ко-торая называется духом войска, и руководит ею, насколь-ко это в его власти. Уверенность в победе. Кутузов доволен исходом первого дня: взят в плен Мюрат, с левого фланга французы бежали. Но в то же время он получает донесение, что войска в полном расстройстве. Он отдает приказ об ата-ке на завтрашний день, в котором говорится, что завтра бу-дет произведена атака французов. И измученные люди уте-шаются и ободряются подобным приказом.

Глава XXXVI

Полк князя Андрея в резервах под сильным огнем фран-цузов. С каждым новым ударом остается все меньше надежды выжить для тех, кого еще не убили. Князь Андрей расхажи-вает по рядам, желая подбодрить солдат, но видит, что это не нужно. Он, так же как и все солдаты, старается удержаться от созерцания того ужасного положения, в котором они находят-ся. Снаряды пролетают над головой. Он смотрит, куда они па-дают, в его строй или нет. Один снаряд падает около Болкон-ского. Ему кричат: «Ложись!». Но князь Андрей стоит в нере-шительности. Он думает о том, что еще не готов умереть, он не хочет умирать, но в то же время помнит, что на него смотрят. Ранение князя Андрея. Он не пожелал ложиться, когда гра-ната упала около него. Он предпочел показать, что не боится, его сильно ранило в живот. Болконского относят на перевя-зочный пункт. Князю приходит в голову мысль, что ему жал-ко расставаться с жизнью. Отчего? «Что-то было в этой жиз-ни, что я не понимал и не понимаю», — думает он.

Глава XXXVII

На перевязочном пункте раздаются жалобные стоны, кри-ки, которые сливаются для Болконского «в одно общее впе-чатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку». Князь Андрей на перевязочном пункте замечает раненого Анатоля Курагина. Тому оторвало ногу, он лежит и жалостно, беспо-мощно стонет. Настроение князя Андрея. В полубреду он ста-рается вспомнить, как он связан с этим человеком без ноги. Ему вспоминается Наташа такой, какой он впервые увидел ее на балу в 1810 г., вспоминает и ту связь, которая существует между ним и этим человеком. И ему становится жаль Наташу. Болконский наконец понимает, почему ему так жалко рас-ставаться с жизнью: «Сострадание, любовь к братьям, к лю-бящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал» — вот причина его нежелания расставаться с жизнью.

Глава XXXVIII

Наполеон на Бородинском поле сражения. Его вид с ты-сячами убитых на этот раз не оставляет Наполеона равнодуш-ным. Он поспешно уезжает с поля боя. На короткое время личное человеческое чувство берет верх над тем искусствен-ным призраком жизни, которому он так долго служил. Но На-полеону сообщают, что французский огонь вырывает русских сотнями, а они стоят. И он опять покорно начинает исполнять «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Характеристика Наполео-на как нравственно ослепленного человека. Никогда до кон-ца своей жизни Наполеон не понимал ни добра, ни красоты, ни истины. Он не мог отречься от своих жестоких поступков, а потому отрекся от добра и всего человеческого. Он вообра-жает, что по его воле произошла война с Россией, и ужас свер-шившегося не поражает его душу.

Глава XXXIX

Рассуждение автора о результатах и значении Бородин-ского сражения. Согласно истории Бородинское сражение было проиграно русскими. Но Толстой не согласен с такой точкой зрения. Он считает, что в этом сражении русские одержали моральную победу. «Не та победа, которая опре-деляется подхваченными кусками материи на палках, на-зываемых знаменами, и тем пространством, на котором сто-яли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бо-родиным». Враг увидел перед собой морально устойчивый народ, а потому он потерял свое превосходство.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пьер в начале войны том 3
  • краткое содержание война и мир по главам 3 том
  • краткое содержание романа война и мир том третий часть 3
  • толстой война и мир том 3 как николай ростов спас княжну марью
  • война и мир соченение том 3 часть вторая
Наименование параметра Значение
Тема статьи: КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

Война не дала спокойно умереть старому князю Николаю Андреевичу Болконскому. Та ночь, когда он заставил себя прочесть письмо сына и понять, что французы в четырех переходах от его дома, - та ночь не прошла даром. Старый генерал ʼʼкак бы вдруг опомнился от снаʼʼ и погрузился в. лихорадочную бессонную деятельность: собирал ополченцев, вооружал их, писал военачальникам... Силы его кончились внезапно: князь собирался ехать к главнокомандующему; он ʼʼв мундире и всœех орденах, вышел из дома...ʼʼ Так его и привели - почти принœесли - обратно в дом через несколько минут, ʼʼмаленького старичка в мундире и орденахʼʼ, и княжна Марья со страхом увидела, что ʼʼпрежнее строгое и решительное выражение его лица заменилось выражением робости и покорностиʼʼ.

Князь Андрей не знал, что случилось. Он думал, что отец и сестра в Москве, а на самом делœе они уехали в Богучарово, лежавшее на дороге, по которой приближались французы. Князь Андрей получил известие, что отец его болен, но не понимал, как болен. Он не видел и не слышал того, что видели и слышали Алпатыч, дворовые. Он не мог себе представить выражения робости и покорности на властном лице отца.

Это выражение - признак приближающейся смерти; оно невыносимо для близких. Когда старый князь долгие дни лежал в беспамятстве, ʼʼкак изуродованный трупʼʼ, это было только продолжением робости и покорности, так испугавших княжну Марью в первый день.

Старик больше не мог руководить дочерью. Еще несколько дней назад княжна Марья, замирая от страха, решилась нарушить его волю и не уехала в Москву вместе с Николенькой и Десалем. Она боялась оставить отца одного - и поняла тогда, что он был доволен ее решением, хотя кричал на нее и не велœел ей показываться ему на глаза.

Он тоже боялся остаться один, потому и кричал, и сердился на дочь: не мог он признаться ей в своей слабости... И вот оказалось, что опасения дочери не напрасны, его тайный страх оправдался: разбитый параличом, беспомощный, он внесен в дом, его положили на тот самый диван, ʼʼкоторого он так боялся в последнее времяʼʼ.

Теперь княжна Марья должна отвечать за него так же твердо, как он всю жизнь отвечал за нее. Дочь решила везти отца в Богучарово, и потянулись дни, когда старый князь лежал в беспамятстве, а французы шли и шли по России, но княжна Марья не знала об этом, потому что день и ночь думала об отце, только об отце.

Толстой всœегда беспощаден к тем своим героям, кого любит, и беспощаднее всœех он к княжне Марье. Но чем больше читаешь о постыдных мыслях, владевших княжной Марьей, тем больше любишь ее.

ʼʼНе лучше ли бы было конец, совсœем конец!ʼʼ - иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти признаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концуʼʼ. (Курсив Толстого.)

Можно было бы обмануть себя, сказать себе, что эти мысли рождаются жалостью к страданиям больного. Но княжна Марья не обманывает себя: ʼʼчто было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца... в ней проснулись всœе заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды... Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизньʼʼ. (Курсив Толстого.)

Княжна Марья ужасается тому, что происходит в ее душе, и мучается, и стыдится, и не может перебороть себя. Что же, она не любит отца? Любит - больше, чем когда-нибудь, и это самое мучительное: ʼʼникогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять егоʼʼ.

Накануне смерти старому князю стало лучше. Такое последнее утешение смерть дарует умирающему и его близким: княжна Марья поддалась утешению. ʼʼДуша болитʼʼ, - невнятно сказал ей отец. ʼʼВсе мысли! об тебе... мысли... Я тебя звал всю ночь...ʼʼ

Невольно подчиняясь отцу, она теперь аналогично тому, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.

Душенька... - или - дружок... - Княжна Марья не могла разобрать; но наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. - Зачем не пришла?

ʼʼА я желала, желала его смерти!ʼʼ - думала княжна Марья. Он помолчал.

Спасибо тебе... дочь, дружок... за всœе, за всœе... прости... спасибо... прости... спасибо!.. - И слезы текли из его глаз.- Позовите Андрюшу, - вдруг сказал он, и что-то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросœеʼʼ.

Только перед смертью он позволил себе быть нежным. ʼʼДочь, дружок...ʼʼ И сына назвал Андрюшей... Но нет сына - он на войне, и в последний раз в сознание отца входит правда.

ʼʼДа, - сказал он явственно и тихо. - Погибла Россия! Погубили!ʼʼ

Как страшно думать, что мальчики, убитые под Ленинградом, под Москвой, на Днепре, на Волге, так никогда и не узнали о красном флаге над рейхстагом. Как горько думать, что генерал-аншеф Болконский никогда не узнал: Россия не погибла...

Княжна Марья - в своем горе, в терзаниях совести, в страхе за отца. ʼʼОна не могла ничего понимать, ни о чемдумать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минутыʼʼ. А отец умирает. Но он остается жить в дочери, - конечно, она не может сейчас этого понять, об этом думать.

ʼʼ- Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на всœе готовы, - сказал предводитель, встречая ее у входной двери.

Оставьте меня; это неправда, - злобно крикнула она на негоʼʼ.

Вот когда в кроткой княжне Марье проснулся нрав отца. Прошло несколько часов - и, как отцу пришлось преодолеть свою старость, свое бессилие, так княжне Марье придется преодолеть свое горе, заполнившее всю ее жизнь после смерти отца.

ʼʼ- Ах, ежели бы кто-нибудь знал, как мне всœе всœе равно теперьʼʼ, - ответила она, когда мадмуазель Бурьен завела с ней разговор о том, что лучше бы не уезжать из Богучарова, а остаться в надежде на покровительство французов. Но вот она вынула из сумочки объявление французского генерала Рамо.

ʼʼКняжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо... ʼʼЧтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтобы она, дочь князя Николая Андреевича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!ʼʼ - Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости...ʼʼ (Курсив мой. - Н. Д.)

Так проснулся в ней нрав отца, и не удивительно, что княжна Марья думала теперь ʼʼне своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата... Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ееʼʼ.

Смерть отца действительно освободила княжну Марью - как ни горько, но это так. В ту минуту, когда мадмуазель Бурьен стоит перед ней с воззванием французского генерала, княжна Марья, конечно, не думает о своей свободе - она вся во власти возмущения; она оскорблена - и эти чувства, как это было у ее отца, выливаются в быструю, решительную деятельность. Ехать, немедленно ехать - лишь бы не остаться у французов!

Но ехать нельзя - ʼʼдикиеʼʼ богучаровские мужики не дают подвод. Попытка княжны Марьи договориться с ними приводит к обратным результатам: теперь мужики не только не дают подвод, но и княжну не хотят выпустить из Богучарова.

Вот тут и появляется Николай Ростов - романтический герой, каким видит его княжна Марья, но вовсœе не романтический в глазах Толстого. В Богучарово он попал в поисках сена для лошадей, а с бунтующими мужиками объяснился самым прозаическим образом: при помощи кулаков.

В конфликте Ростова с крестьянами Толстой, скорее всœего, на стороне Ростова: во-первых, он жалеет княжну Марью, которую крестьяне не выпускают из Богучарова; во-вторых, он осуждает крестьян, решивших остаться под властью французов, чтобы не потерять свое добро.

Мы тоже осуждаем крестьян за то, что они поддались на уговоры врага. Но в то же время нам обидно читать, как Ростов с помощью лакея Лаврушки одолел крестьянский бунт. Обидно понимать, как темно сознание крестьян, как дики их представления о добре и зле, правде и лжи, как робки их попытки самостоятельно, без указаний помещиков, решать свою судьбу.

И всœего огорчительнее читать те страницы, где княжна Марья от всœего сердца хочет помочь крестьянам, отдать им свой хлеб - она чувствует, что отец и брат сделали бы то же самое, - а крестьяне не понимают ее, видят хитрость в ее искреннем желании делать добро.

Толстой задумал свой роман как книгу о декабристе, вернувшемся из ссылки в шестидесятых годах XIX века. Потом он решил обратиться к более ранним временам - к самому восстанию декабристов. Далее - вернулся к войне 1812 года и еще раньше - к войне 1805-1807 годов. ʼʼВойна и мирʼʼ стала книгой, показывающей формирование декабризма, - действие романа кончается за пять лет до событий на Сенатской площади. Мы уже видели, как плохо удавались попытки Пьера облегчить положение своих крестьян. Теперь перед нами - стена взаимного непонимания, отделяющая крепостных людей от их помещицы - княжны Марьи. Для богучаровских мужиков она чужая; но ведь среди них несколько лет прожил князь Андрей, стараясь, сколько возможно, облегчить их положение. Оказывается, это не помогло - крестьяне по-прежнему не верят в добрые намерения господ. Знаменитые слова В. И. Ленина: ʼʼУзок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народаʼʼ, - были сказаны о декабристах через два года после смерти Толстого, в 1912 году. Но книга Толстого помогает нам глубже понять трагическую справедливость этих слов.

Вернемся к княжне Марье. Ростов явился как спаситель в трудный час ее жизни, совершил подвиг (иначе княжна Марья не может и не хочет назвать его поступок) и вошел в ее судьбу навсœегда.

Ничего этого не было бы, будь старый князь жив и здоров. Никогда крестьяне не осмелились бы спорить с ним, не было бы ни бунта͵ ни спасения. Ростов купил бы у Алпатыча сено и уехал, даже не увидев княжну Марью, да вдобавок старый князь, скорее всœего, встретил бы Николая надменно и презрительно, как брата той, которая оскорбила князя Андрея.

Теперь всœе произошло иначе - и получается, что смерть старого князя на самом делœе освободила княжну Марью. В том-то и сложность наших отношений с родителями, что они действительно, хотя и невольно, своей заботой мешают нам быть самостоятельными. И чем ближе мы к своим родителям, чем больше любим и уважаем их, чем сильнее их душевная власть над нами, - тем больше они затрудняют нам жизнь, вовсœе того не желая.

Кто в данном виноват? Да нет здесь виноватых; разве любовь должна быть виной! И выхода из этого положения нет, потому что молодость, естественно, рвется к самостоятельности, к полноте ответственности за свою судьбу, а старые люди столь же естественно держатся за свое место в жизни и не хотят отдать его молодым. Выхода нет, и остается только всœе равно любить, всœе равно жалеть своих стариков, потому что хуже всœего становится, когда они уходят навсœегда и уже некому мешать нам и властвовать над нами.

6. ДЕНЩИК ЛАВРУШКА И ДРУГИЕ…

Вернемся на месяц назад - к тому дню, когда Наполеон уже перешел Неман и двигался по польским губерниям, а князь Андрей приехал в ʼʼглавную квартиру армииʼʼ к Барклаю де Толли.

То, что он увидел и услышал там, поразило его не своей исключительностью, а, напротив - обыденностью. ʼʼВсе были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губернийʼʼ.

Чем же были заняты люди, взявшие на себя ответственность за руководство армией? Что происходило в данном огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире?

Там было девять разных группировок - Толстой с иронией описывает их: ʼʼтеоретики войныʼʼ, обсуждавшие бесконечные планы кампании; сторонники мира, боявшиеся Наполеона еще со времен Аустерлица; ʼʼделатели сделокʼʼ между разными направлениями; приверженцы Барклая и приверженцы Бенигсена, обожатели императора Александра - ирония Толстого понятна, в случае если вспомнить, что ʼʼоб опасности нашествия в русские губернии никто и не думалʼʼ, - в штабе заняты спорами, разговорами, а вовсœе не тем, что сейчас нужно стране.

Но одну группу - самую многочисленную - Толстой описывает не только с иронией; в каждом его слове - ненависть; ʼʼсамая большая группа... состояла из людей... желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий...

Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в данном ловлении следили только за направлением флюгера царской милости... Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелœетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голосаʼʼ. (Курсив мой. - Н. Д.)

Вот кто сделал Берга ʼʼпомощником начальника штаба левого флангаʼʼ; вот кого Багратион в своем письме к Аракчееву назвал сволочами; вот против кого выступили, наконец, люди, утверждавшие, что ʼʼвсœе дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии...ʼʼ

В конце концов, царя уговорили уехать в Петербург, вместе с ʼʼтрутнямиʼʼ. Перед отъездом он милостиво принял князя Болконского, и ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армииʼʼ.

Князь Андрей ʼʼпотерял себяʼʼ в придворном мире, но мир данный жив, и живет он по прежним законам - вся страна вздыблена, взметена, изменилась жизнь всœех людей, кроме тех, кто окружает царя.

ʼʼЭта жизнь неизменна... - говорит Толстой, - ...салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назадʼʼ.

Изменилось всœе; даже казавшиеся заколдованным спящим замком Лысые Горы покинуты хозяевами, разорены, через них прошла война. Но в Петербурге по-прежнему живут фантастической, выдуманной жизнью, и князь Василий сегодня ругает Кутузова последними словами, а завтра восторгается им, потому что царь вынужден под натиском общественного мнения назначить Кутузова главнокомандующим.

Мы помним, как описывал Толстой Наполеона, безжалостно подчеркивая толщину, короткие ноги, пухлую шею... Кутузова он тоже не щадит: старый главнокомандующий ʼʼеще потолстел, обрюзг и оплыл жиромʼʼ, он, ʼʼтяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадкеʼʼ; в лице его и фигуре было ʼʼвыражение усталостиʼʼ... Но если Наполеон всячески заботится о впечатлении, какое он производит на окружающих, то Кутузов - прежде всœего естествен в каждом своем движении; это и любит в нем Толстой.

Кутузов устал от долгой и трудной жизни, ему тяжело носить свое расплывшееся тело - всœего этого он и не думает скрывать. Как всœе старики, он боится смерти - он, умеющий быть невозмутимым под пулями, ʼʼиспуганно-открытыми глазами посмотрел на князя Андреяʼʼ, услышав о смерти своего друга, старого князя Болконского. Он естествен и здесь, он всœегда остается самим собой.

Все, что говорит и делает Кутузов, он говорит и делает не так, как Наполеон и Александр I

Весь роман Толстого построен на принципе контраста - резкого противопоставления. Контраст - в самом названии книги: ʼʼВойна и мирʼʼ. Контрастны войны: несправедливая, ненужная народу война 1805-1807 годов и Отечественная, народная 1812 года... Контрастны целые круги общества: дворяне и народ противопоставлены друг другу, но и в дворянской среде - контраст между честными людьми - Болконскими, Ростовыми, Пьером Безуховым - и ʼʼтрутнямиʼʼ - Курагиными, Друбецкими, Жерковым, Бергом.

Внутри каждого лагеря - свои контрасты: Болконские противопоставлены Ростовым; патриархальная семья Ростовых - бездомному, несмотря на свое богатство, Пьеру. Контрастны женщины: Элен и Наташа, Наташа и Соня, княжна Марья и Соня, Наташа и княжна Марья...

Резко контрастны исторические деятели: Барклай и Кутузов, Наполеон и Александр I, Кутузов и Наполеон. И, должна быть, самый резкий контраст в том, как рисует Толстой Кутузова и Александра I. Никакой прямой насмешки над царем Толстой не допускает. Наоборот, царь у него красив, обаятелœен. Но уже в первой войне он становится жалок рядом с обрюзгшим и бессильным, но величественным и непокорным Кутузовым. А в войне Отечественной Кутузов затмевает царя именно своей естественностью - качеством, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ больше всœего ценит в людях Толстой.

Да, он стар и немощен, он слушал доклады генералов ʼʼтолько оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то что в одном из них был морской канат, не могли не слышать...ʼʼ Но он побеждает царя ʼʼсвоею опытностью жизниʼʼ - и не случайно Толстой именно в главах, предшествующих Бородинскому сражению, заставляет Кутузова решать те же вопросы, которые уже решал на наших глазах царь.

Мы помним трагедию Денисова и попытку Ростова спасти своего друга, и ответ царя: ʼʼ...потому не могу, что закон сильнее меня...ʼʼ Денисов был обвинœен в мародерстве на том основании, что силой взял провиант для своих солдат.

Теперь Кутузову представляют бумагу, требующую наказания армейских начальников за то, что солдаты скосили зелœеный овес на корм лошадям.

Кутузов зачмокал губами и закачал головой, выслушав это дело.

В печку... в огонь! И раз навсœегда тебе говорю, голубчик, - сказал он, - всœе эти дела в огонь. Пускай косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя...ʼʼ

Через несколько дней красноносый капитан Тимохин расскажет Пьеру: ʼʼВедь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что... В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали...ʼʼ

И Барклай, отдавший под суд офицеров ʼʼза этакие делаʼʼ, и царь, отказавший Денисову в помиловании, объективно правы: сено, овес и дрова принадлежат помещикам, их нельзя брать самовольно. Провизия, которую отбил Денисов, кому-то предназначалась - как же он мог ее взять? Но ведь и Берг по существу прав, когда кричит, что нельзя жечь дома, - действительно, нельзя - в мирное время. А на войне - другие законы, и это знает Кутузов. Его ʼʼв печку... в огоньʼʼ - справедливо, а царская верность закону оборачивается несправедливостью и жестокостью.

Несколько недель назад ʼʼкнязь Андрей навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армииʼʼ. Теперь Кутузов предлагает ему остаться в штабе, и князь Андрей снова отказывается.

ʼʼУмное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова. Он перебил Болконского:

Жалею, ты бы мне нужен был; но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всœегда много, а людей нет. Не такие бы полки были, в случае если бы всœе советчики служили там в полках, как ты...ʼʼ

Для царя, как и для Наполеона, главное - он сам, его неповторимая личность. Отказ служить при его особе делает важное, чем прислуживание его императорскому величеству! Для Кутузова главное - война, и как ни огорчает его отказ князя Андрея, он признает правоту Болконского.

Умение признать правоту другого - то, чего лишен царь и чем наделœен Кутузов.

Но и это еще не всœе - Кутузов умеет чувствовать за других людей, понимать их. По этой причине он так ласков с Денисовым, хотя не очень вслушивается в его план партизанской войны. По этой причине называет и Денисова, и своего адъютанта͵ и князя Андрея голубчиками (совсœем как маленький капитан Тушин), в связи с этим так жалеет князя Андрея, потерявшего отца, и находит те единственные слова, какими сейчас можно утешить Болконского: ʼʼЯ тебя с Аустерлица помню... Помню, помню, с знаменем помню...ʼʼ

Этой способности понимать других людей начисто лишен у Толстого Наполеон, занятый собой, всœегда переполненный собой. По этой причине он терпит поражение, встретясь с пронырливым денщиком Ростова (а раньше - Денисова) Лаврушкой.

Хитрый, вечно полупьяный Лаврушка умеет найти выход из любого положения. Позже, попав с Ростовым в Богучарово и увидев бунтующих мужиков, он мгновенно поймет ситуацию:

ʼʼ- Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! - бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за ворот Карпа. - Вяжи его, вяжи! - кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.

Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.

- Прикажете наших из-под горы кликнуть? - крикнул онʼʼ.

Никаких ʼʼнашихʼʼ под горой не было, и это отлично знал Лаврушка, как и Ростов. Но бунт был подавлен мгновенно, и староста сам снял с себя кушак, ʼʼкак бы помогаяʼʼ себя связать.

Перехитрить темных мужиков - не такое уж трудное дело. Но несколькими днями раньше Лаврушка обвел вокруг пальца властелина всœей Европы.

Попав в плен к французам, Лаврушка приведен к императору. Наполеон считает, что Лаврушка не знает, с кем он говорит. Лаврушка, между тем, ʼʼочень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить человека подозрительным: разве должна быть дело более его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеонʼʼ.

Лаврушка хитрит, болтает всœе, что придет на ум, и, наконец, чтобы развеселить Наполеона, заявляет:

ʼʼ- Знаем, у вас есть Бонапарт, он всœех в мире побил, ну да об нас другая статья...

Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулсяʼʼ.

Переводчик Наполеона поступает совершенно так, как поступил бы на его месте князь Василий: оберегая своего повелителя, переводит только лестную для него часть замечания Лаврушки. И Наполеон остается при убеждении, что даже дикий казак, ʼʼдитя Донаʼʼ, восхищается его победами.

Но и ʼʼдитя Донаʼʼ ведет себя, как опытный придворный. Услышав сообщение, что перед ним сам Наполеон, Лаврушка ʼʼтотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему привычно было, когда его водили сечьʼʼ.

Маневр данный удался вполне: довольный Наполеон отпустил его на волю, и Лаврушка ʼʼк вечеру же нашел своего барина Николая Ростоваʼʼ. Так он перехитрил Наполеона, потому что Наполеону и в голову не могло прийти, что простой казак может оказаться умнее его.

А случилось всœе это потому, что великий полководец Наполеон перестал понимать остальных людей; Лаврушка его понял, а он Лаврушку - не понял.

Эта смешная история имеет более серьезное значение, чем может показаться. Наполеон не понимает людей, с которыми воюет, - должна быть, это и определит его грядущее поражение. Кутузов умеет понять и Лаврушку, и Николая Ростова, и князя Болконского, и каждого солдата - этим он и отличается от Наполеона, от Александра I; это и определит его понимание народной войны, которую он возглавил.

КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КНЯЖНА МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ" 2017, 2018.

Постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.

Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна», - думал про нее Анатоль Курагин.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.


Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.


Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.


Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Жизненный путь

В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.


Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.


Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.



Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.


Роль будущего мужа девушки исполнил . В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.


Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2016 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой (), (Наташа Ростова), (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и .

Цитаты

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».
«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».
«Кто все поймет, тот все и простит».
«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».
«Прекрасное сердце <...> это то качество, которое я более всего ценю в людях».
«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».
«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Осюшкина Алена

Марья Болконская… Этот литературный образ создан почти 150 лет назад. Толстой писал: «…ежели бы мне сказали, что то , что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему свою жизнь и все свои силы…» Образы, созданные Л.Н. Толстым, – вечны. Княжна Марья до сих пор привлекает читателей своей искренностью, благородством, сложным внутренним миром. Современных школьников она привлекает своей нравственной чистотой.

Прототипом княжны Марьи была мать Толстого. Писатель не помнил матери, даже портреты ее не сохранились, но в своем воображении он создал ее духовный облик. «Я молился ее душе»,- говорил Толстой, и эта молитва всегда помогала ему. Создавая образ княжны Марьи, Толстой думал о матери… Наверное, поэтому образ княжны Марьи получился таким трогательным, таким незабываемым.

Это очень нежная и искренняя натура, на которую хочется быть похожей. Это нравственный идеал! Это эталон подражания!!!

Марья Николаевна Болконская — дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели — деятельность и ум. Князь давал ей уроки алгебры и геометрии. Но «княжна была столь беспорядочна, как отец ее порядочен». Марья Николаевна обладала некрасивым, слабым телом и худым лицом.

Глаза ее, большие, глубокие и лучистые, оставались всегда грустными, но были настолько хороши, «что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты.» Марья Николаевна любила семью, родительский дом. Она уважала своего отца и любила его, хотя тот обладал скверным характером.

Все сделанное им, «возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению». Княжна любила своего брата — князя Андрея, — и с любовью и грустью в глазах смотрела на него по приезду его из Петербурга в Лесные Горы. Марья Николаевна была живой натурой, реагировала на любое изменение настроения окружающих.

Она огорчалась, если князь был не в духе, радовалась приезду жениха Анатоля, волновалась и вспыхивала, дурнела и хорошела буквально на глазах. «В помышлениях о браке княжне Марье мечталось и семейное счастье и дети, но главною, сильнейшию мечтой была любовь земная.» Княжна волновалась и была в постоянных сомнениях по этому поводу.

Главным порывом ее сердца были слова: « Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй». Маша верила в неизведанность судьбы человеческой и в волю на все Бога, «без воли которого не падет ни один волос с головы человеческой». Марья Николаевна наивно видела во всех людях любовь, доброту и открытость души.

Так Анатоль, которым двигали только страсть и алчность, представился ей добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Княжна всегда жертвовала собой, была рада счастью других людей. «Моё призвание — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования…

Я так буду счастлива, когда она будет его женой…» — так думала она, увидев Анатоля с другой женщиной в саду. Такова Марья Николаевна Болконская — наивна, добра, открыта душой, мечтательна, умна и счастлива счастьем других. «Войну и мир» пишет в 60-е годы прошлого века, а окончательную редакцию создает в 70-е, когда в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России.

Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения великих реформ 60-х годов. Толстого не мог не отразить взглядов писателя на коренные особенности современной ему , на ход дальнейшего развития России. В кипевших тогда спорах особое внимание уделялось вопросу о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.

Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ наибольшее воздействие. Это было то самое время, когда нищий студент Раскольников в своей каморке придумал «наполеоновскую» теорию о двух разрядах людей. Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ носились тогда в воздухе.

Свое понимание этой проблемы выразил и Лев Толстой в эпопее «Война и мир». Наполеоновское начало воплощено в романе не только в образе его главного носителя, Наполеона Бонапарта, но и в образах целого ряда персонажей, как центральных, так и второстепенных. Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина.

Между этими очень разными образами есть одно существеннейшее для Толстого сходство: в своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, чем народ, стремятся управлять народной стихией. Степень этого заблуждения и показывает в своем романе Толстой. , который считает, что он управляет огромными массами, руководит действиями людей, видится писателю маленьким мальчиком, дергающим за тесемки, привязанные внутри кареты, и воображающим, что он правит экипажем. Толстой отказывается признать волю, желания так называемых «великих людей» причинами событий огромного исторического масштаба.

Все они, по Толстому, не более чем ярлыки, дающие лишь наименования событиям. Их отношение к народу проистекает из того, что в их представлении - это просто толпа, большое скопление людей, беспрекословно повинующихся повелителю, поступающих так или иначе лишь из желания быть замеченным своим кумиром, заслужить его одобрение и похвалу. Но так ведет себя именно толпа, которой становятся польские уланы, изображенные Толстым в сцене переправы через , - уланы бессмысленно гибнут под взглядами «великого человека», в то время как он даже не обращает на них внимания.

С этим эпизодом прямо соотносится не связанная с ним сюжетно, но перекликающаяся в смысловом отношении сцена приезда в Москву императора Александра. Появление царя приводит толпу, собравшуюся в Кремле, в крайнее возбуждение; Петя Ростов бросается за кусочком бисквита, которые царь кидает в толпу с балкона. Очень важно, что центральным действующим лицом в этой сцене оказывается именно один из Ростовых, которые отличаются у автора естественностью поведения, отвращением к фальши и экзальтированным проявлениям чувств. Петя же бросается за этим кусочком бисквита, зверски выкатив глаза и не отдавая себе отчета в том, зачем он это делает.

В этот момент он полностью сливается с толпой, становится частью ее, а толпа, приведенная в состояние возбуждения, способна на любое зверство, ее можно натравить на невинную жертву, как это и делает Растопчин, губя Верещагина. Так возникает в романе противопоставленный понятию «народ» образ толпы. Народ для Толстого - слишком сложное явление, чтобы 230 было возможно управлять им таким образом. Толстой не считал простой народ легко управляемой однородной массой.

Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении, где «мысль народная» стоит на первом плане, изображены самые разные проявления народного характера, воплощенные в таких, например, персонажах, как Тихон Щербатый, безусловно полезный в партизанской войне, жестокий и безжалостный по отношению к врагам, характер - естественный, но Толстому малосимпатичный; и Платой Каратаев, который относился по-человечески ко всем, кто его окружал: к барину Пьеру Безухову, к французскому солдатику, к собачонке, приставшей к партии пленных. Каратаев олицетворяет для Безухова мир, покой, уют. Характеры Тихона и Каратаева контрастно противоположны, но, по Толстому, оба они - отражение разных сторон сложного и противоречивого народного характера.

Народ для Толстого - это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы. И это море Толстой отнюдь не склонен был идеализировать. В этом отношении очень характерна история бунта богучаровских крестьян.

Вспомним, что крестьяне взбунтовались именно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея не было в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной перед бунтовщиками. Толстой говорит о подводных струях в этом море, которые в некоторые моменты выходят на поверхность. С помощью этой сцены автор и дает понять всю сложность и противоречивость народной жизни. Так что же такое народ, по Толстому?

Какие силы им управляют? Ответы на эти вопросы дает главное событие романа - война 1812 года. Именно ее избрал Толстой, чтобы показать мощь движения народного.

Заставляет каждого действовать и поступать так, как не поступать нельзя, вносит в жизнь кантовский «категорический императив». Люди действуют не по приказу, а повинуясь внутреннему чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что они объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали опасность, нависшую над всем сообществом, именуемом народом, над «роем».

В романе показаны величие и простота жизни «роевой», когда каждый делает свою часть общего большого дела, порой не сознавая своего в нем участия, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной жизни, как понимал их Толстой. И такой «рой», или мир, состоит не из обезличенной массы, а из отдельных личностей, не теряющих в слиянии с «роем» своей индивидуальности. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если тебе непосредственно не угрожает никакая опасность.

Участниками «роевой» жизни становятся мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга». Все они деятельные участники народной, «роевой» жизни. В противоположность безликой толпе участники «роевой» жизни - люди одухотворенные, каждый из которых ощущает, что от него зависит исход событий и что причина этих событий - все они, а вовсе не Наполеон или Александр. Очень сильно почувствовала это единение Наташа во время молебна по случаю войны, когда дьякон провозгласил слова великой ектеньи «Миром Господу помолимся».

И это «миром» Наташа понимает именно как «все вместе, без различия сословий». Любимые герои Толстого способны жить общей «роевой» жизнью, все вместе, миром. Мир - высшая общность людей. Изобразить жизнь мира - вот задача Толстого, создающего «эпопею народной жизни».

И в образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.