» » Коллапс казачества на северном кавказе. Основание терского казачьего войска Гребенское казачье войско

Коллапс казачества на северном кавказе. Основание терского казачьего войска Гребенское казачье войско

Где находится столица Терского казачьего войска? Многие всерьез полагают, что в Ставрополе...

Действительно, Ставропольский край из года в год все более прочно ассоциируется с терскими казаками. Именно на Ставрополье официальному казачеству худо-бедно, но выделяется земля, по его ходатайству строятся памятники и открываются казачьи школы. Здесь проводятся различные конкурсы, круги, сходы, другие казачьи мероприятия. Здесь существует единственный в СКФО «краевой казачий центр». И, наконец, здесь находится самый большой и многочисленный округ реестрового Терского войскового казачьего общества (ТВКО). Потому слух о том, что после выборов новому атаману ТВКО предоставят должность заместителя губернатора Ставропольского края, не вызвал ни у кого особого удивления.

В поисках корня

На войсковом круге 14 сентября 2013 года все были так увлечены Кизлярским коньячным заводом, судьбой войскового «пернача» и лично Сергея Клименко, что слова, сказанные атаманом Терско-Сунженского ОКО (территория нынешней ЧР и Ингушетии) Анатолием Черкашиным, не обратили на себя никакого внимания.

А говорил он следующее: «Я понимаю, что мы вам не нужны. Ставропольский край — это отдельная песня. У вас все есть свое, мы вам в тягость. Но мы никогда и не набивались особо. Приезжали, участвовали, а без нас вы не Терское войско».

Реакция казачьего сообщества на слова атамана из станицы Наурской последовала нулевая, хотя поднятая проблема приоритетов в развитии округов ТВКО никуда не делась и со временем только обостряется.

«Без нас вы не Терское войско» - атаман Терско-Сунженского ОКО Анатолий Черкашин

Собственно, всем все понятно, и лишних вопросов никто не задает: где местная власть дает «зеленый цвет», там и можно «казаковать». Анатолий Черкашин, безусловно, прав, когда говорит, что Терского казачьего войска не существует без старейших гребенских станиц, сунженской линии и Кизляра. Без понимания этого факта ТВКО обречено не только по названию, но и по сути оставаться новым образованием 90-х годов, не имеющим преемственности и вообще никакой связи с дореволюционным ТКВ, учрежденным в середине XIX века.

На самом деле корень терского казачества находится совсем не в Ставрополье, а в станицах, расположенных в современных кавказских республиках. C момента своего основания Терское войско располагалось строго в границах Терской области, а его главным городом был и остается Владикавказ. Ставропольская губерния, в свою очередь, мало чем отличалась от других русских губерний — кроме того, что граничила с Терской областью с севера.

Откуда на Ставрополье станицы?

Современный Ставропольский край после многократного перекраивания границ в период становления Советской России заметно отличается от одноименной губернии царских времен. Не углубляясь в детали, можно отметить, что край прирос территорией на юго-востоке и юге, и таким образом в его составе очутились станицы бывшей Терской и Кубанской областей.

Несколько лет тому назад вышла книга В.А. Колесникова «Станицы Ставрополья». Энциклопедическое издание прослеживает историю станиц, расположенных в границах нынешнего Ставропольского края, вплоть до самой революции. Их сегодня насчитывается 55. Из них 23 кубанских, 18 терских и 14 бывших станиц, расказаченных при Александре II. Из бывшей Кубанской области в состав Ставропольского края попали некоторые станицы Баталпашинского и Лабинского отделов, а от Терской области — территория Кавминвод и некоторые станицы на юге края, не вошедшие в кавказские республики.

Всего на Ставрополье насчитывается 55 станиц, из них 23 кубанских, 18 терских и 14 упраздненных указом Александра II

Таким образом, глядя на карту, можно констатировать, что около 80% нынешнего Ставрополья — это территории, где казаки никогда не жили или очень недолго оставались перед переселением в станицы. По сути, самым цельным осколком, доставшимся Ставропольскому краю от Терской области, является территория Кавказских минеральных вод (Пятигорский округ), где до сих пор сохраняется преемственность традиций казачьей жизни. И все-таки цифры говорят о том, что кубанских станиц — а, следовательно, и кубанских казаков — в крае больше. Согласно такой логике, Ставрополье может, скорее, ассоциироваться с Кубанью, а не с Тереком.

Современность вносит коррективы

История, конечно, вещь интересная и полезная для понимания истоков ситуации сегодняшнего дня. И, тем не менее, современность вносит свои коррективы. «Оказачиванию» Ставрополья способствовал отток казачьего населения из республик вследствие военных конфликтов на Кавказе.

Кроме того, так сложилось, что хорошие специалисты разных профессий, абитуриенты и простые обыватели из кавказских республик в поисках лучшей жизни устремляются, как правило, в Ставропольский край. В советское время между Буденновском и Нефтекумском вселили казаков-некрасовцев из Турции. Кроме того, многие из репрессированных и выселенных в Среднюю Азию и Сибирь казаков вернулись поближе к родным могилам и живут в Ставрополье. Некоторые казачьи потомки приезжают сюда жить и сейчас.

Сегодня наиболее благоприятные условия для развития казачьего движения в СКФО сложились именно в Ставропольском крае

Время не стоит на месте, все меняется. Канули в Лету и Кубанская, и Терская области. Казакам не остается ничего другого, кроме как налаживать жизнь в новых реалиях. Сегодня наиболее благоприятные условия для развития казачьего движения в СКФО сложились именно в Ставропольском крае, это факт.

Не использовать предоставленные возможности было бы глупо, но и смотреть на мир конъюнктурным взглядом неправильно. Остается надеяться, что терские казаки, где бы они ни жили, будут поддерживать постоянный контакт друг с другом и помнить: дерево сильно своими корнями, без них оно просто засохнет.

Николай Кучеров

Согласно историческим сведениям первоначально в слово «казак» вкладывался социальный смысл: человек, по злой необходимости отделившийся от своего рода-племени, лишившийся своего скота, кочевой и потому ставший бродягой, скитальцем. От тюркского: бездомный, изгой, вольный человек. Уже в раннем Средневековье это название, не имея еще этнического наполнения, было поистине международным.

В «Словаре географическом Российского государства» (XVIII–XIX вв.) недвусмысленно подчеркивается преемственность этого социального явления на Руси: «Пока татары южными Российского государства странами владели, о российских казаках ничего слышно не было. Они начались уже по истреблении татарского владения в тех же местах, которые татарам подвластны были: ибо, как между татарами находились казаки, но и русские, заняв их жилища и приняв их обычаи, казаками были прозваны». И далее здесь же: «Везде появились казаки, и название сие сделалось общим всем конным войскам, легковооруженным, из платы служащим».

Историки терского казачества считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородские ушкуйники и рязанские казаки. Сначала в XIV в. появились новгородские ушкуйники – вольные дружины, которые, совершая походы на лодках (ушкуях), через Хволынское (Каспийское) море проникали в устье Терека и поднимались вверх. Женились они на женщинах из местных обитателей Кавказа и селились у «гребней» гор, при впадении Аргуна в Сунжу. В первой четверти XVI века через Дон и Волгу на Терек устремились рязанские казаки. После того как в 1520 г. рязанский удел отошел к Москве, «молодеческая» часть рязанского казачества, служившая там в качестве порубежной стражи, привыкшая к свободе и своеволию, поднялась с места и ушла на далекий Терек, к недосягаемому в то время для Москвы подножию Кавказского хребта, и поселилась там. Переселение казаков на Терек не оспаривалось ни кумыками, ни кабардинцами. Более того, прибывшей вольнице были предложены места по предгорьям. Казакам местность понравилась, рядом с рекой – лес, дальние гребни гор, и у подножья – ровные поляны, травы в пояс. Коси сено, паси скот, паши землю, сей хлеб. И безопасно – никакая царская погоня не достигнет.

Однако это укрывательство продолжалось недолго. Местное население очень страдало от посягательств на земли Кавказа со стороны крымских ханов и турецких султанов. Казаки не раз помогали соседям обороняться, но силы были неравны. Крымский хан и турецкий султан заставляли покориться Большую Кабарду, а Малой грозил Шамхал Тарковский. Казаки, видимо, и намекнули горским князьям попросить помощи у московского государя Иоанна Васильевича.

Первое посольство черкесских князей прибыло в Москву в 1552 г.

В 1555 г. в Москву отправилось посольство кабардинских князей. Существует предание, что с этим посольством в Москву прибыла и «станица» гребенских казаков, которых Иоанн принял милостиво, пожаловал «рекою вольною Тереком, от самого гребня до синя моря Каспицкого», велел им служить там свою службу государственную, беречь новую свою кабардинскую вотчину.

В 1557 г. в Москву прибыло посольство от старшего, наиболее влиятельного и почитаемого кабардинского князя Темрюка Идаровича с просьбой, «чтобы их государь пожаловал, велел им себе служить и в холопстве учинил». Просьба эта была уважена и закреплена в 1561 г. браком Ивана IV с дочерью Темрюка – Кученей, принявшей после крещения имя Мария.

В 1559 г. на Тереке появляются первые царские войска для защиты кабардинцев от Шамхала Тарковского. В 1563 г. в помощь царскому тестю Темрюку Идаровичу посылаются из Астрахани 500 стрельцов и 500 казаков и воевода Плещеев строит в Кабарде первый полурусский-полукабардинский город на правом берегу Терека, возможно, в Нижнем Джулате, на высоком мысу отрога Кабардинского хребта, возвышающемся над Тереком напротив бывшей станицы Пришибской (ныне г. Майский, КБР). В устье Сунжи строится военный город – Терка, который по требованию Турции в 1571 г. был оставлен. В 1577 г. там же, на Сунже, но в другом месте была построена вторая Терка. Турецкий султан потребовал оставить и ее, но она пустовать не стала. Ее заняли казаки Вольного Терского казачества. Этот год и стал официальным в рождении Терского казачьего войска.

Прибывали сюда и казаки поволжские. Попав в опалу и не желая терять свои вольности, они разбежались со своих мест. Существует предание о Ермаке: он ушел на север к Строгановым, одни ушли на Яик, а большинство – на Терек. XVII в. в истории края ознаменовался значительным притоком в терские станицы беглых крестьян из России. Бежали сюда, как в безопасное убежище, и представители кавказских народов – те, кому было тесно на родине, кого преследовали сами общества. «Все это были люди того же пошиба, что и русские вольные казаки», и поэтому последние легко с ними дружились и уживались.

Контактность казаков-терцев с местными северокавказскими народами сказалась как на антропологическом своеобразии и облике казачества, так и в характере материальной и духовной культуры населения казачьих районов. Влияние местных обычаев отразилось в убранстве дома, одежде, украшениях, некоторых бытовых традициях; куначество, свадебные обряды… Различное влияние на казаков прослеживается в области военного искусства: вооружении, военной тактики и стратегии, организации войск.

На первых порах для казачества большое значение имело государево жалованье, но с возрастанием роли земледелия росло значение земельных наделов, которые правительство жаловало казакам за военную службу. Рядом жалованных грамот правительства, особенно грамотой 1793 г., государство, выступившее верховным собственником земель страны, передавало земли казачьих общин им же в вечное пользование: казачьи общества или войска передавали землю в такое же пользование казачьим станицам, от которых уже казаки получали ее по паям. Так вместо денежных налогов за землю казаки начинают платить натуральный налог путем отбывания воинской службы со своим конем, оружием, амуницией. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и с честью исполняли свой долг защитников Отечества.

Освоение русскими людьми Северного Кавказа началось ещё новгородскими ушкуйниками. Толчком к переселению и на Терек, и на Поморье северно- и среднесеверно-русских людей (с Новгорода, Твери, Вятки) называется присоединение этих земель к Москве и московским порядкам. Лишь приход и закрепление на Тереке с Ивана Грозного русского государства стало причиной желания горцев селиться ближе к русским с их цивилизацией, культурой и экономикой - т.е. по Тереку. Военные конфликты с Персией и особенно с Османской Империей привели к тому, что горцев турки обращали в мусульманство и натравливали на русских. Переселение новых казаков - с Дона и Волги привело к появлению разных казачьих войск по Тереку, отличавшихся своими традициями и культурными особенностями.

После мозгопромывки, устроенной комуняками, русские люди мало интересуются историей своего народа и готовы раскидываться землёй, политой потом и кровью их предков, завоёвывавших и возделывавших её. Вот о такой земле - о земле Терских и Гребенских казаков - которая лежит северней р.Сунжи. И которую нынче записывают в чеченоингушетию - по незнанию. Горцы стали переселяться севернее гор только потому, что туда пришло русское государство со своей мощной экономикой, и чем голодать в горах, много горцев выбрали подъедаться крошками со стола русской цивилизации. А потом пришли большевики, и стали репрессировать казаков за их вольность и активное неприятие насилия над собой, а на казачьи земли заселять горцев, к тому времени всё ещё пребывавших в диком полу-первобытном состоянии. К концу советской власти - за 70 лет вытравливания из народной памяти казачества и того, что казаки на этих землях - коренные жители - из-за всего этого у обывателей сложилось впечатление, что местность эта "всегда была заселена чеченами и ингушами" и её от этого совсем не жалко. Да никогда до коммунистов она не была таковой. И даже при царях горцы заискивали перед русской администрацией, чтоб получить разрешение селиться вдоль Терека - поближе к русским.


http://www.cossackdom.com/book/bookkazak.html
Н.Н.Великая. Казаки восточного предкавказья в XVIII-XIX вв., 2001

МЕСТА РАССЕЛЕНИЯ

Другой проблемой, давно волнующей исследователей, является определение мест первоначального поселения гребенцов... Предания гребенцов (отчасти и чеченцев) указывают, что казаки проживали по рекам Аргун, Баас, Хулхулау, Сулак, Акташ, Сунжа, в Воздвиженском и Татартупском ущельях, по Качкалыковскому хребту, в окрестностях деревни Андреевой (Эндери) и др. Так как казаки жили на гребнях (в горах), отсюда и пошло их название... Если суммировать сведения из преданий, то мы получим чрезвычайно большой регион (предгорные и горные районы нынешних Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана)... все становится на свои места, если учесть указания источников о "кочующих" в гребнях казаках. Впервые на этот термин обратила внимание Л.Б.Заседателева. Он, на наш взгляд, является показателем большой мобильности казачьих групп, ориентирующихся в тот период, согласно преданиям, на присваивающие отрасли хозяйства (охоту, рыболовство). При таком образе жизни казачьи поселения просто не могли оставить сколько-нибудь заметного "культурного слоя" и призывы археологически изучать гребенцов, раздававшиеся как в дореволюционный, так и в советский периоды так и останутся, по-видимому, благими пожеланиями, тем более что материальная культура горцев и казаков трудноразличимы. Хотя полностью исключать археологическое изучение казачьих "опорных пунктов" нельзя... В разное время казачьи "общины" могли находиться в той или иной части Северо-Восточного Кавказа. Это позволяет, на наш взгляд, снять саму проблему, связанную с поиском мест первоначального поселения гребенцов, указывая лишь на регион, в котором происходили их постоянные перемещения. Пространство, освоенное гребенцами, постоянно сокращалось и накануне перехода на Терское левобережье они проживали в бассейне р.Сунжа (в фольклоре гребенцов эта река именуется Сунжей-матушкой)... Еще в 1722 году кумыкский шамхал Адиль-Гирей писал, что его брату Айдемиру жить в Андреевой деревне (Эндери) "нельзя, так как земля эта исстари гребенских казаков"...

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОСНОВЫ ДРЕВНЕРУССКОЕ ВОЛЬНОЕ
не крестьяне и не новокрещённые инородцы

"Международный" термин казак в период средневековья означал вольного, удалого на войне человека... Не все из известных казачьих групп сумели выжить, сохраниться. Несомненно, что ядро русскоязычного казачества составило русское население, перешедшие в условиях Дикого поля к особому ХКТ. При ином подходе невозможно объяснить наличие в обычаях и обрядах казаков ярко выраженных славянских, древнерусских пластов культуры, которых просто не могло быть у новокрещенов. Тем более нельзя согласиться с утверждением, что "начало гребенскому казачеству дали крепостные крестьяне", поскольку система ценностей, образа жизни у них были диаметрально противоположны.

ТЕРСКИЕ-НИЗОВЫЕ КАЗАКИ

Локализовавшись в определенных районах (Терек, горы), казаки стали гребенскими, терскими. Последние известны в устье Терека с 1563 г. Однако в 1606 году они покинули Терек (4 тыс. казаков отплыли в Астрахань и приняли активное участие в событиях Смутного времени). Назад практически никто не вернулся. От сильного войска "вольных атаманов и казаков" осталось лишь 220 человек. После наводнения 1668 года они переселились на р.Копай (близ Терской крепости) и были включены в состав гарнизона под названием Терского казачьего войска. В ХVIII в. вместе с гарнизоном они были переселены в крепость Св.Креста на Сулаке. Накануне переселения в войске насчитывалось не более 200 человек (из них треть "инородцы"). Хотя в дальнейшем терские низовые казаки продолжали вести свое происхождение от ранних поселенцев, но их позднейшие общины практически не сохранили первоначального ядра и постоянно обновлялись за счет "инородцев" (главным образом крещеных представителей северокавказских народов).

СВЯЗЬ С ПОВОЛЖЬЕМ

Отправная точка, откуда прибыли казаки в Притеречье, выглядит в преданиях туманно, но путь: Волга - Каспий - Терек - его притоки, уходящие в горы, представляется весьма реальным. Отметим, что некоторые фольклорные образцы и обряды гребенцов обнаруживают связь с Поволжьем. ... Отметим в этой связи и документ 1584 г., сообщавший, что турецких гонцов "на Терке волжские казаки громят". В Астрахань к воеводам было направлено распоряжение царя, "чтоб сыскали накрепко тех всех казаков, которые Волгою приходят в Терку" и "чтоб казаки в Терку не приходили". Естественно, российские власти на местах в тот период не могли подобному воспрепятствовать. Указанное сообщение еще раз показывает, каким путем казаки появлялись в Притеречье.

ВЫХОД РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НА ТЕРЕК ПРИ ИВАНЕ ГРОЗНОМ

О времени поселения казаков в горах предания сообщают как об очень давнем. Приведем в этой связи запись, сделанную в середине ХIХ века Л.Н.Толстым. В ней говорится о прибытии на Терек Ивана Грозного с войском, который "по самое море землю забрал и столбы поставил... Только пришло ему время домой идти, вот он и говорит: "Земля эта мне полюбилась. Кого мне тут на границе оставить". Ему и сказывают, что мол есть тут за рекой казаки на Гребне живут, им землю отдай, они стеречь тебе ее будут. "Поди, говорит, приведи мне этих стариков-казаков, я с ними говорить буду". Приехали старики, человек сто приехало верхами...". На призыв царя служить ему, старики ответили так: "Мы вольные казаки, отцы наши вольные были, и мы никакому царю не служили, да и детям нашим закажем. А коли ты, мол, нам земли отдать хочешь, мы перейдем, только ты нашу казацкую волю не тронь. А мы из-за Терека татар не пустим"

Упоминание Ивана Грозного в этом и других фольклорных произведениях не случайно, поскольку именно с ним связан выход границ российского государства на Терек, строительство здесь первых городков и острогов. Иван Грозный на Тереке не был, но терские воеводы его именем осуществляли политику в регионе. Предание определенно указывает, что казаки проживали на гребнях задолго до появления российской администрации на Тереке. Одно поколение сошло с исторической арены, другое состарилось. Конец ХV в . - такова глубина исторической памяти гребенцов, что согласуется с предложенными нами причинами "исхода" населения из средне-севернорусской зоны.

16 ВЕК

С ХVI века начинается новый этап в развитии казачества Притеречья. Оно стало привлекаться на службу. Казаки контролировали торговые и стратегические пути, сопровождали посольства, помогали кабардинским и иным князьям - союзникам России, защищали возникшие городки и острожки от нападений турецких и иранских отрядов и пр. Взамен казаки получали порох, оружие, продовольствие (3, с.84-86).
В 1588 году российскими властями в устье Терека был заложен город (Терки, Терский, Тюменский) , который, в отличие от предшествующих, просуществовал более 100 лет. Его воеводы по-прежнему привлекали казаков для выполнения определенных разведывательных и охранных мероприятий. Однако зависимость от властей оставалась номинальной, казаки считали себя вольными людьми и зачастую не выполняли приказы властей

17 ВЕК - ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗА ТЕРЕК НА ЛЕВЫЙ БЕРЕГ

В ХVII веке начинается переселение казаков-гребенцов на левый берег Терека, окончательное завершившееся в начале ХVIII века. Перемещение было связано как с давлением исламизированных соседей ("чеченцы и кумыки стали нападать на городки, отгонять скот, лошадей и полонить людей"), так и с переходом все большего числа казаков на государственную службу, которая проходила на линии вдоль реки Терек. По преданиям гребенцов, российские власти были разгневаны тем, что казаки принимали беглых и потому требовали переселения на левый берег, где их можно было контролировать.

Внешнеполитическая угроза (нападения крымцев и их северокавказских союзников совершались постоянно) заставила казаков-гребенцов вместо прежних небольших городков основывать на левобережье крупные поселения: Червленный, Шадрин (Щедринский), Курдюков и Гладков (в 1722 году гладковские казаки получали жалование на один городок, а в 1725 году - на два: Старогладковский и Новогладковский). Эти городки (с конца ХVIII века - станицы), названные по "фамилиям" или прозвищам атаманов, протянулись на 80 верст по левому берегу Терека. Они и в дальнейшем являлись основными поселениями гребенцов.

Гребенское войско поставляло на службу не менее 1000 казаков, из которых половина получала жалование, а другая обороняла свои городки "с воды да с травы", то есть бесплатно.

ТЕРСКО-СЕМЕЙНОЕ ВОЙСКО ИЗ ДОНЦОВ

В правление Петра I в жизни казаков произошли серьезные изменения. Гребенское войско в 1721 году переводится в подчинение Военной коллегии и тем самым включается в состав вооруженных сил России. Вместо упраздненного Терского города в междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году закладывается новая русская крепость - Святой Крест, близ которой, по распоряжению правительства, расселяется 1000 семей донских казаков (из Донских, Донецких, Бузулукских, Хоперских, Медвединских городков). Трудности, связанные с переселением и обживанием на новом месте, чума привели к тому, что к 1730 году уцелели лишь 452 семьи. После Ганджинского договора с Ираном, по которому граница России отодвигалась на Терек, донцы в 1736 году были переселены на левобережье (от гребенских станиц вниз по Тереку) тремя станицами: Бороздинской, Каргалинской, Дубовской. Они получили название Терско-Семейного войска. Здесь давали жалование не только казакам, но с 1737 года выделяли провиант вдовам и сиротам.

ТЕРСКО-КИЗЛЯРСКОЕ ВОЙСКО

В 1735 году на левобережье Терека в 60 верстах от Каспийского моря был заложен новый город - Кизляр, ставший на долгие годы политическим и культурным центром Северо-Восточного Кавказа. Из крепости Святого Креста сюда были переведены казаки и северокавказцы, издавна находившиеся на службе России (кабардинцы, чеченцы, кумыки и др.). Все они стали именоваться теперь уже Терско-Кизлярским войском. Русские по языку казаки проживали в особом квартале, т.н. "Кизлярской станице", нерусские - жили в других кварталах.

С одной стороны малосильность, а с другой - полиэтничный и поликонфессиональный состав Терско-Кизлярского войска способствовали тому, что оно не привлекалось к охранной и сторожевой службе, но из него поставлялись лучшие разведчики, проводники, переводчики. Для выполнения различных поручений они направлялись в Персию, Крым, на Кубань, к калмыцким и прочим владетелям. Причем знание языков и нравов соседних и других народов демонстрировали не только казаки-северокавказцы, но и "русские", о чем свидетельствуют многочисленные документы.

РАССЕЛЕНИЕ ГОРЦЕВ ПО ТЕРЕКУ - РЯДОМ С РУССКОЙ ТЕРСКОЙ ЛИНИЕЙ

В ХVIII веке усилилось стремление северокавказцев (прежде всего осетин, ингушей, кабардинцев) к освоению Притеречных земель. В 1762 году кабардинскому князю Кончокину было разрешено с крещеными подданными переселиться в урочище Мездогу на левом берегу Терека. В 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное в 1765 году в город Моздок. Его основное население составили грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки. Из числа переселенцев, главным образом крещеных осетин и кабардинцев, была создана горская Моздокская казачья команда, насчитывавшая чуть больше 100 человек, под командованием все того же князя Андрея Кончокина. Эти казаки большей частью выполняли функции переводчиков, посылались с почтой.

НОВОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ВОЛЖСКИХ КАЗАКОВ

ПОПЫТКИ ОБРАЩЕНИЯ КРЕСТЬЯН И ГОРЦЕВ В КАЗАКОВ

После Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году новая пограничная Азово-Моздокская линия стала усиленно укрепляться. В 20-30-е гг. ХIХ века получает распространение практика принудительного обращения в казачье сословие государственных крестьян и представителей кавказских народов. В станицы Терского левобережья направляются крестьяне из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Симбирской, Астраханской губерний.
В 1785 году небольшое казачье поселение возникло в местечке Копай (в устье Терека). В 1825 году сюда переселили 30 семей ставропольских крестьян. Село было переименовано в станицу Александрийскую. В 1847 году в станицу прибыло еще 150 семей из Харьковской и Черниговской губерний.

Правительством делались попытки приписать к казакам моздокских осетин и кабардинцев, армян, грузин, но, как правило, безуспешно. Лишь часть осетин (переселенцев с гор), грузин и еще в меньшей степени армян пожелали перейти в казачье сословие.

Подобные мероприятия правительства были вызваны низким естественным приростом казачьего населения, возросшими потерями, которое оно несло в ходе Кавказской войны.

от кандидата исторических наук Петра Федосова,

Существует множество теорий возникновения казачества на Северном Кавказе. Восточная гипотеза историков утверждает, что казачество возникло путём слияния касогов (древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках) и бродников (народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII веке). После покорения монголами, касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя "казак". Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов: "От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить".

Поэтому не случайно, для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани, законодателями кавказской "моды" были кабардинцы, черкесы и другие адыгские народы. Кабардинской породы конь, их манера скакать на лошади, джигитовка, великолепная черкеска, бурка и владение оружием долгое время служили образцом для казаков. Переняли казаки у черкесов не только атрибутику в одежде, но и некоторые горские обычаи, которые вошли в традиции и культуру казачества.

К началу XIX века казаки сформировались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, формировали отряды и посылали людей на множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии - крупной частью белой эмиграции. Несмотря на то, что многие казаки примкнули к большевикам, во время и после войны казачьи области и население подверглось массовым репрессиям. Лишь в недавнее время Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества жертвы массового террора были реабилитированы вместе с другими северокавказскими народами, наряду с чеченцами, ингушами, балкарцами и карачаевцами.

Например, в Масленицу в кубанских станицах наряду с приготовлением блинов и галушек обязательно устраивались скачки, джигитовки.
В быт внедрились большие плетеные корзины для хранения кукурузы, овощей, фруктов, ульи для пчел из лозы. А в качестве тягловой силы нередко использовали ишаков. В Расшеватской, Новотроицкой, Новоалександровской и других станицах на свадьбах танцевали не только русские кадрили, но и медленный грациозный адыгский танец «Кафа». Некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения со временем становилось трудно отличить от горской лезгинки. Усваивали казаки и местные языки. В те времена для межнационального общения почти повсеместно на Северном Кавказе использовался тюркский (казаки называли его татарским). Как отмечал Л. Толстой в своей повести «Казаки», «молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Переняли казаки у горцев и обычай аталычества (тюркск. «аталык» – отцовство) – одну из древнейших традиций воспитания подрастающего поколения. У горских народов правом отдачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей – воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, геройской стойкостью. Тот, кто брал на воспитание сына князя, становился тому близким родственником, так как для княжича он был отныне отцом – аталыком. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями, сопровождали княжича в походах. По достижении определенного возраста воспитанник возвращался в родную семью. Этот обряд тоже проходил в торжественной обстановке.

Казакам понравился обычай аталычества и стал нередким явлением в их семьях, которые имели с горскими зачастую не только бытовые, но и родственные связи. В истории можно оты-скать множество тому примеров. Получив на воспитание горского мальчика еще грудным ребенком, казак-аталык становился для него фактически вторым отцом и, как было заведено, пользовался всеми правами и властью, которые давало ему это звание. Аталычество способствовало изучению языка, обретению новых традиций. Знакомство же горцев с культурой казаков помогало им в дальнейшем учиться в российских учебных заведениях.

Несмотря на грозное лихолетье Кавказской войны ХIХ века, традиции аталычества не утеряли своего значения. Истории известен случай, как в первой половине ХIХ века казак терской станицы Каргалинской Матвей Захаров взял на воспитание чеченского мальчика, который с раннего возраста проявлял большие способности к рисованию. Отец-аталык дал ему свою фамилию и имя Петр, а со временем, скопив денег, направил приемного сына на учебу в Петербург. Через много лет Петр Захаров написал один из лучших портретов М. Лермонтова. Свои картины так и подписывал: «Петр Захаров – чеченец». Великий поэт неоднократно встречался с академиком живописи. Не исключено, что рассказы Захарова были им использованы при написании поэмы «Мцыри».

Известно, что первые поселения казаков были отмечены на правом берегу Терека, на гребнях (невдалеке от станицы Горячеисточненской. – Авт.), где проживали чеченцы. Так, кстати, гребенскими и стали называться. Так вот, когда в начале XVIII века императрица Анна решила переселить казаков на левый берег Терека, некоторые, уже породнившиеся с чеченцами, не подчинились. Зная, что за ослушание может последовать наказание, ушли в горы. Со временем эта отколовшаяся группа образовала свой тейп – «гуно», приняла ислам. А потомки их и до настоящего времени живут в горах. Причем большинство из них даже не подозревает о своих древних казачьих корнях. Только светлые волосы и голубые глаза выдают их происхождение.

Другая актуальная традиция – куначество (от тюркского слова «кунак» – гость). Слово изначально связано с обычаем гостеприимства. Но со временем стало обозначать понятие, больше близкое по значению к «другу», «побратиму». Казаки и горцы нередко встречались и вместе решали проблемы взаимоотношений между родами, семьями, экономические, культурные вопросы. Совместное проведение национальных, религиозных, семейных праздников, свадеб вообще стало обыденностью. Нередко старики-казаки и уважаемые аксакалы-горцы собирались вместе, чтобы разрешать конфликтные ситуации между своими молодыми людьми. В станице Марьинской Ставропольского края в ХIХ веке родился кунацкий обычай проведения совместных базарных дней, которые обычно заканчивались приглашением горцев домой, где проводили время за дружескими беседами.

Горцы-кунаки нередко переезжали в казачьи станицы на постоянное место жительства. Лакец полковник запаса Муса Гаджимирзаев из Ставрополя рассказал случай из жизни своего деда Сулеймана Хаджимирзаева, который вместе со своим братом Магомедом жил много лет в станице Славянской-на-Кубани (теперь город Славянск-на-Кубани. – Авт.). Родом братья были из Дагестана, аула Унчукатль, который славился мастерами по пошиву черкесок, папах, шаровар, бывших у казаков основной одеждой. У Хаджимирзаевых появилось так много заказов, что, став казакам настоящими кунаками, они построили в станице свой магазин «Азиатский». Никому не позволялось даже говорить о них плохо.

Особенно много примеров кунацких, братских отношений сложилось на Кубани между черкесами, карачаевцами и казаками, между осетинами и казаками в станицах Ардонской, Архонской, Михайловской. Даже многолетняя Кавказская война не стала препятствием для побратимства. Казаки, кстати, не забывали своих друзей из ингушей и чеченцев, когда те находились в депортации. По возвращении из мест ссылки принимали их как братьев и делали все возможное, чтобы приютить семьи на своем подворье. Благодаря куначеству нередко удавалось избежать нежелательных обострений межнациональных конфликтов.

К сожалению, конец ХХ века ознаменовался вооруженными конфликтами в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Политические события показали, что в мире есть силы, которые стараются разорвать многолетние крепкие связи казаков с горцами. Тем более важно, чтобы, несмотря на действия, вбивающие клин в многолетнюю дружбу, жители Северного Кавказа помнили, что прочный мир можно построить только во взаимодействии этнокультур.

Началось возрождение казачества. И надо отдать должное тем, кто стоял у истоков этого возрождения. Сильное лобби смогло на самом высоком уровне добиться Постановления Правительства РФ 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" и созданию Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества. Уже к концу 90-х годов в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельных казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское". На начало 2010 года согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных казачьих организаций более 600, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Казачьи организации возникают не только в местах традиционного их проживания. И принимают туда не только родовых казаков. Но и всех тех, кто готов отстаивать интересы Отечества. "Казаки - рыцари земли русской, матушки России" - так называл их генерал Корнилов. Это любил цитировать Советник Президента РФ по делам казачества генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.

Так уж сложилось в России, что ее историю писали, в основном, иностранные ученые, приглашенные нашими царями и царицами из Германии и Англии. Вот почему практически ничего не было известно о предках славян, которые жили на территории почти всей Европы. Те же германские племена смогли образовать свое государство только в упорной борьбе со славянскими племенами, которые и сейчас живут на территории Германии. Не очень хорошие впечатления от предков славян были и у англичан, которые также вели с ними борьбу за обладание островом-государством. Праславяне жили на огромной территории и отсюда их волны миграции достигали даже Индии и Ирана 3500-3400 лет тому назад, где их арийский или праславянский язык трансформировался в санскрит и стал основой группы иранских языков. И вот это страшное слово «арии» стало тем неодолимым препятствием для изучения происхождения славян уже в советское время, так как увязывалось с созданием и пропагандой фашистских организаций в СССР. Да и в наше время образование славянских организаций не очень приветствуется. Вот почему мы так мало знаем о своих предках. Исторически славяне делятся на восточную группу – русские, украинцы, белорусы; западную группу – поляки, чехи, словаки, лужичане; южную группу – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы. Отдельную группу славян составляют казаки. Вот что пишет в своей книге «Древняя история казачества» историк Е. П. Савельев: «…казачество, как лихие конники на суше и отважные мореходы на море, было известно за много веков до Рождества Христова. Оно в Х веке до Р. Х. на 30 кораблях с берегов Дона, Днепра и Днестра ходило на защиту Трои…» Казаки, которых называли и бродниками, и варягами, несли охранную службу при торговых караванах финикийцев, потом греков, водили суда по Волге и Каспию. Арабы их считали искусными мореходами и пиратами. По арабским источникам в 812 году казаки на 500 кораблях по 100 человек в каждом произвели страшное опустошение на берегах Каспийского моря. В русских летописях казаки были известны под общим именем Черных Клобуков и Черкасов. В персидской географии 982 года эти земли на Северном Кавказе именовались «Земля Касак».
Последние исследования историков (Александр Асов «Русколань: Древняя Русь. История и традиции русского казачества», Москва, «Вече» 2004 и другие) позволяют проследить происхождение предков славян. Ими приводятся достоверные сведения о том, что древняя Русколань занимала земли от Волги и Северного Кавказа до Дуная. Потом она пала от нашествия готов и гуннов в IV веке н. э. Античные и раннесредневековые историки и писатели считали венедов, роксалан и антов, живших на Северном Кавказе и в Северном Причерноморье, потомками жителей Русколани. Что касается наших родных мест, то А. Асов пишет: «В те годы не только сарматское и русколанское происхождение русов не вызывало сомнений.

Очевидным казалось и то, что пришли русы с Кавказа. А подтверждением тому, что прародина славян находилась в древности на Северном Кавказе, являлось для историков той эпохи проживание с древности и вплоть до их времени на Северном Кавказе наследников роксалан – казаков, или черкасов (черкесов), как тогда именовали и южнороссийские, и малорусские роды». Да и наше Пятигорье, как считает Александр Асов, являясь ядром Древней Руси – Русколани, было заселено потомками русколан-черкасами и пятигорцами. Здесь была страна Пятигория со своей христианской религией. Во времена татаро-монгольского нашествия она подчинялась Золотой Орде, которая терпимо относилась в то время к разным религиям. Специально были созданы Подонская и Сарайская христианские епархии. В 1282 году татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа «Пятигорских Черкасов» и поручил им охранную службу в Курском княжестве. Потом они образовали город Черкасы на Днепре. После принятия татарами ислама начинаются гонения на христиан, особенно во времена хана Узбека. Хан облюбовал район Пятигорья для своей летней ставки. Русское население вынуждено было уйти частью на Терек, где и были заложены основы Терского казачества, частью на Дон, а еще гипотетически в Приэльбрусье, где в то время были благоприятные условия для проживания. Есть достоверные сведения о том, что в 1380 году жившие у Гребенных гор казаки преподнесли великому князю Дмитрию икону Богородицы (Гребневской), когда он возвращался после Куликовской битвы. Не случайно, в 1395 году эмир Тимур после пятидневного стояния в Пятигорье ушел походом в Приэльбрусье и разгромил какое-то объединение христиан.

Огнем и мечом прошел монгольский завоеватель по Северному Кавказу, превратив его территорию действительно в «дикое поле». Описание дальнейшей истории казачества Северного Кавказа мы находим на страницах книг В. А. Потто «Два века Терского казачества (1577-1801)», г. Ставрополь, «Кавказская библиотека», 1991г., И. Л. Омельченко «Терское казачество», г. Владикавказ, изд-во «Ир», 1991 г., Д. И. Савченко «Терское казачество в истории присоединения Северного Кавказа к России», г. Пятигорск, 2005 г., Справочник «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца XVIII века по 1920 год», г. Ставрополь, 2008 г. и др. Поэтому в данной небольшой книге мы дадим только общие вехи становления Терского казачьего войска.
Как считает Д. И. Савченко, в 1520 году случился исход части рязанских казаков на Терек. Здесь уже жили так называемые вольные казаки, ушедшие сюда после нашествия эмира Тимура. Некоторые из рязанских казаков остановились в устьевой части реки, где занимались рыболовством, а то и уходили в набеги в персидские пределы. Их называли низовыми терскими казаками. В 1559 году они овладели городом Терколте или Тюмень на одном из рукавов Терека. Другая часть рязанских казаков ушла на гребни гор к поселениям вольных казаков, где проходил широко известный торговый путь, по которому караваны купцов шли из Средней Азии, Персии, Шемахи и далее через Керченский пролив в Крым.

Заняв выгодные позиции на гребнях гор – отсюда и название «гребенские», казаки охраняли проходившие караваны, за что получали плату. Здесь же и были образованы две постоянные станицы: Червленная в 1567 году и Щедринская в 1569 году. Позже были поставлены еще три станицы. Уже в 1556 году терские казаки попросились под государеву руку Ивана Грозного. Депутацию казаков царь принял как иностранных послов и признал их право на земли терского низовья. В декабре 1563 года на помощь князю Темрюку царь посылает астраханских стрельцов под началом Григория Плещеева. Стрельцов сопровождали пять казачьих атаманов с пятьюстами казаками. В этом же году Плещеев ставит городок на правом берегу Терека. В 1571 году князь Воротынский подготовил первый Устав сторожевой казачьей службы, который поделил казаков на городовых, полковых, сторожевых и станичных. В 1577 году астраханский воевода Лукьян Новосельцев перестраивает городок Терки в мощную крепость, к гарнизону которой впоследствии присоединяется община вольных терских казаков. Турки не смогли смириться с потерей своего влияния в этой части Северного Кавказа, и по их наущению сюда приходит в этот год крымское татарское войско численностью в 25 тысяч человек. Но его разбивают объединенные силы русских и горцев, а отступающий отряд в 10 тысяч воинов разгромили терские казаки. И как пишет В. А. Потто, «…и с этих именно пор, т. е. с августа 1577 года, Высочайше повелено считать старшинство (год образования) нынешнего Терского казачьего войска». Началась регулярная служба терских казаков России. При закладке новых станиц и поселений казаки занимали пустующие земли, вступали в дружеские связи с горскими племенами, жившими в горах, очень развито было куначество. Но жизнь в этом крае, который был лакомым куском для турок, крымчан, персов, дагестанских шамхалов, была очень трудной и опасной. Почти беспрерывно идут нападения персидских и кумыкских войск, чеченцев. Терцы также участвовали во всех войнах царя Петра I, в азовских походах и в битве под Полтавой. Царь высоко ценил боевые качества терских казаков: «Людей турских и крымских побили, с Чигиринских гор окопы их, городки, обозы, наметы, пушки и знамена сбили, многие языки поймали – отчего визирь турского султана и крымский хан, видя над собой такие промыслы и поиски, от обозов отступили и пошли в свою землю». В 1711 году по настоянию русского командования казаки переселились на левый берег реки Терек и поставили кордонную линию на протяжении 80 километров, где в 1712 году располагалось пять станиц – Червленная, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская. Во время персидского похода императора Петра I в 1722 году была заложена крепость Святой Крест и началась организация новой кордонной линии по реке Сулак. Для этого часть терцев и тысяча казачьих семей с Дона были переселены на новое место и образовали Аграханское войско. Значительная часть казаков вымерла от лихорадки и погибла от набегов горцев. Затем в 1763 году возводится крепость Кизляр, куда переселили астраханских казаков. Было образовано Терское Семейное войско. В 1784 году закладывается крепость Владикавказ у начала Военной Грузинской дороги, потом в 1861 году она становится городом, ставшим административным центром Терской области. Из Гребенского, Терского Семейного, Волгского, Моздокского, Хоперского и Терского казачьих полков образуется Кавказская линия поселенных казаков.

С 1816 по 1829 годы войсками на Кавказе командовал генерал Алексей Петрович Ермолов, который в 1818 году заложил крепость Грозную. 25 октября 1832 года выходит Указ Императорского Величества об объединении казачьих войск в единое Кавказское линейное войско со штабом в городе Ставрополе. Первым наказным атаманом войска стал генерал-майор Петр Семенович Верзилин. Строятся новые кордонные линии по реке Сунжа, появляется большое количество новых станиц. С окончанием военных действий на Кавказе и пленением имама Шамиля в 1860 году Кавказская линия была разделена на Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. «Решено было обособить казачество, и в 1861 году оно получило название Терского казачьего войска», – пишет И. Л. Омельченко. Активно участвовали терцы в турецкой войне 1877 – 1878 годов.
К началу царствования Александра III в 1881 году численность казачьего населения в Терской области достигала 130 тысяч человек обоего пола. И в этом же году Терское казачье войско было награждено Георгиевским знаменем с юбилейной Александровской лентой за многовековую службу России. 24 декабря 1890 года для Терского казачьего войска установился день войскового праздника – 25 августа (7 сентября по новому стилю), день апостола Варфоломея, святого покровителя войска. В первую мировую войну (1914 – 1918 гг.) 18 тысяч терских казаков участвовали в сражениях с немцами на Западном фронте и в Закавказье. Было выставлено 12 конных полков, два пластунских батальона, две батареи, две гвардейские сотни, пять запасных сотен, 12 команд. И казачьи формирования не знали дезертирства. До Октябрьской революции терские казаки проживали в 70 станицах, входящих в четыре полковых отдела: Кизлярский (21 станица), Моздокский (15 станиц), Пятигорский (14 станиц), Сунженский (20 станиц). Терским казакам принадлежали обширные земельные территории, примерно треть от всей Терской области – около двух миллионов десятин. Войско также владело побережьем Каспийского моря, водами Терека, Малки, Сунжи. Было развито скотоводство, землепашество, рыбная ловля, шелководство, пчеловодство. И всегда казак был наготове нести военную службу. При этом, как писал казачий публицист и историк Ф. И. Елисеев, казаки уходили на действительную четырехлетнюю службу на собственном коне с седлом, в трехкомплектном обмундировании, положенном по арматурному списку: три черкески, три бешмета, три папахи, три пары белья, полотенца, носовые платки, сапожная щетка, щетка и скребница для чистки коня, сетка для сена, саквы для овса, торбы, попона, шило, швайка, иголки, плитки, ушивальники для починки седла и белые холщовые сумочки для соли, сахара, пшена; две пары новых сапог и одна пара ноговиц с чевяками. Кроме того, «каждый казак должен иметь кинжал с поясом, шашку кавказского образца, мягкий кожаный патронташ для боевых патронов и черкесскую легкую плеть для коня».

Для черкесок мирного времени полагался комплект из 28 холостых патронов с пулями, которыми заполнялись «подгазники» на черкеске, по 14 штук в каждую сторону. И все это приобреталось на собственные деньги каждого семейства, отправляющего своего сына на действительную службу. От казны казак получал винтовку, подковы, фураж для лошадей, довольствие и постельную принадлежность. Кроме того, ему были положены «ремонтные» деньги 1 рубль 28 копеек и жалованье 50 копеек в месяц.
Гражданская война, как самая страшная из всех видов войн, когда брат идет на брата, сын на отца, принесла очень много бед терским казакам. В этом свою роль сыграла Директива Оргбюро ЦК РКП(б) за подписью Свердлова, принятая 24 января 1919 года, по которой предписывалось физическое истребление казаков и их семей. Результатом данной директивы стало уничтожение полутора миллионов казаков на Юге России. В некоторых станицах до 80 % казачьего населения было «выбито» красными комиссарами. И уже в настоящее время 24 января отмечается российским казачеством как День памяти казаков – жертв политических репрессий и геноцида казачества. Был и приказ Серго Орджоникидзе, по которому все станицы следовало «отдавать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Советской власти нагорным чеченцам». А Троцкий заявил на собрании комиссаров Южного фронта в Воронеже; «Казачество – опора трона. Уничтожить казачество как таковое, рассказачить казачество – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаками, выселить в массовом порядке в другие области».

25 марта 1920 года был издан Декрет об упразднении казачьих войсковых земель. Трагической датой для терских казаков стало 27 марта 1920 года, когда насильно выселенные со своих исконных мест 72 тысячи членов семей казаков должны были прийти в Беслан для решения их дальнейшей участи. К пунктам назначения пришли только 35 тысяч, остальные – дети, женщины, старики были «вырублены» горцами. Собственно репрессии продолжались вплоть до начала 30-х годов прошлого столетия. Но потом оказалось, что без казаков боеспособность территориальных частей Красной Армии стала падать, и им разрешили нести военную службу. По Постановлению ВЦИК казаками укомплектовывались кавалерийские дивизии, конные корпуса. С самого начала Великой Отечественной войны в боевых действиях участвуют 152-й Терский казачий полк и 5-я Ставропольская казачья дивизия им. М. Ф. Блинова. Около 6,5 тысяч пеших бойцов и 1,7 тысячи всадников входили в состав истребительных отрядов, приданных НКВД для борьбы с бандитизмом, для охраны важных военных объектов. Прославился своими подвигами на полях сражений и кавалерийский корпус генерала Доватора. После войны терские казаки активно участвовали в восстановлении порушенного народного хозяйства. За советский период в результате административно-территориальных переделов Терская область была поделена между Дагестаном, Чечней, Ингушетией, Северной Осетией, Кабардино-Балкарией и Ставропольским краем.
Демократические преобразования конца восьмидесятых годов прошлого столетия позволили восстановить утраченные социальные общности, среди которых особое место занимает казачество. Наиболее емко данный период представлен в информационных материалах к расширенному заседанию комитета Государственной Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству, которое прошло 4 марта 2009 года в Ессентуках, собственно, откуда и берется описание этого раздела.
30 июня 1990 года в городе Москве состоялся Большой Учредительный Круг Союза казаков России, в работе которого приняли участие 263 делегата. А уже 28-29 сентября этого же года на первом Круге казаков Ставрополья была учреждена общественная организация «Ставропольский краевой Союз казаков (СКСК)». В него вошли Зеленчукский и Пятигорский округа, казачий Круг города Ессентуки. К маю 1991 года Ставропольский Союз казаков стал самым многочисленным в СССР – количество членов его возросло до 25 тысяч человек. Именно поэтому второй Большой Круг Союза казаков России прошел 8-10 ноября в городе Ставрополе. На нем присутствовало уже 800 делегатов. Первым нормативным правовым актом, включающим упоминание о казачестве, стал Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года за № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», установивший возможность возмещения ущерба, нанесенного репрессированным народам и отдельным гражданам. Процесс идентификации и самоорганизации Ставропольского казачества был осложнен тем, что исторически здесь проживали терские, кубанские и донские казаки. В ноябре 1992 года потомственные казаки-терцы, проживающие в регионе Кавказских Минеральных Вод, в составе Пятигорского округа вышли из Ставропольского краевого Союза казаков и присоединились к Терскому казачьему войску. А в июле 1993 года под предлогом интеграции казачьих обществ северокавказского региона было создано «Кавказское линейное казачество» – в дальнейшем «Кавказское линейное казачье войско». Но в 1996 году оно было упразднено.
Особую роль в активизации движения за возрождение казачества сыграли потомки терских казаков. Они на Малом Круге, прошедшем 23 марта 1990 года в городе Владикавказе, возродили Терское казачье войско, официально ведущее свою родословную с 1577 года. В течение этого года были образованы Сунженский, Терско-Гребенский, Моздокский, Терско-Малкинский, Наурский и Грозненский отделы. И уже к 1991 году возрожденное Терское казачье войско насчитывало 40 тысяч казаков.
События, связанные с осетино-ингушским конфликтом, усиление угрозы со стороны сепаратистского режима в Чеченской Республике, массовый отток русскоязычного населения и выдавливание казаков с мест традиционного проживания способствовали проведению летом 1993 года чрезвычайного Круга Терского казачьего войска. На нем было выдвинуто требование к руководству России по принятию неотложных мер к стабилизации обстановки на Северном Кавказе. Поэтому 15 марта 1993 года президентом РФ Б. Н. Ельциным был подписан Указ «О реформировании военных структур, пограничных войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества», положения которого касались основ службы казаков в Вооруженных Силах и земельного устройства казачьих обществ (частное, коллективное и общинное землепользование). 22 апреля 1994 года Правительством РФ было принято Постановление № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». Им была признана необходимость возрождения государственной службы казачества, определены механизмы государственного управления и казачьего самоуправления, восстановления традиционного землепользования казачьими общинами. Широко поддерживаемая идея о государственной службе казачества была реализована Указом Президента РФ от 9 августа 1995 года за № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», определившим основы несения казачьими обществами государственной и иной службы. Совершенно логичным стало образование Главного управления казачьих войск при Президенте РФ в целях улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти с казачьими обществами – Указ Президента РФ от 20 января 1996 года за № 67.

Далее последовало принятие указов Президента РФ от 16 апреля 1996 года за № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» и за № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». Согласно указанным актам Президента РФ члены казачьих обществ приобретали право на несение военной службы, могли привлекаться к охране общественного порядка и государственной границы в составе общественных формирований. Предусматривались и иные виды службы: охрана объектов государственной и муниципальной собственности, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, таможенная, природоохранная служба и др. Кроме этого, члены казачьих обществ, взявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы, имели право на получение земельных участков под индивидуальное строительство, беспроцентных ссуд на приобретение хозяйства, безвозмездную финансовую помощь на строительство домовладений в пограничной зоне, а также на материалы для строительных нужд.
Желая реализовать глубокие личные убеждения в необходимости защиты интересов государства и его граждан, по собственной инициативе казаков и при поддержке руководства Северо-Кавказского военного округа в 1996 году был сформирован, в основном из терских казаков, 694 отдельный мотострелковый казачий батальон им. генерала А. П. Ермолова, который участвовал в восстановлении конституционного порядка в Чеченской Республике. В ожесточенных боях в населенных пунктах Грозный, Орехово, Старый Ачхой, Бамут и др. казаки выполнили боевые задачи, потеряв убитыми 27 и ранеными 262 человека.
Несмотря на объективные внешние и внутренние факторы, осложнявшие объединение терского казачества, завершением данного процесса необходимо считать вхождение в 1997 году терских казаков в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, после того как Указом Президента РФ от 12.02.1997 г. за № 97 был утвержден Устав Терского казачьего войска.
3 октября 1998 года состоялся объединительный Круг кубанских и терских казачьих отделов Ставропольского края, учредивший единую казачью организацию – Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества (СКО ТКВ). С 1999 года Ставропольский казачий отдел Терского казачьего войска, включающий 18 отделов и объединяющий около 17 тысяч человек, стал основой казачьих обществ Ставропольского края.

Использованы материалы книги «ТЕРСКИЙ КАЗАК, знай свою историю»