» » Конспект урока по роману Ч. Айтматова "Плаха" "Все мы на одной плахе"

Конспект урока по роману Ч. Айтматова "Плаха" "Все мы на одной плахе"

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

Секция: литературоведение

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме: “Нравственно-религиозный аспект романа Чингиза Айтматова “Плаха”

Михайлова Александра Олеговича

Учащегося 11Б класса МОУ СОШ №4

Центрального района

Научный руководитель

Платонова Юлия Владимировна

аспирант кафедры русской литературы ИФМИП НГПУ

Новосибирск 2008

Введение

1. Религиозный аспект романа

2. Исследование внутреннего мира героев романа

Заключение

Введение

Двадцатый век – противоречивое время, время сломов, разрывов, войн. С одной стороны, это век установления гражданского общества, основных политических и общечеловеческих свобод, век, подаривший людям надежду на лучшую жизнь, веру в свои силы и возможности, наконец, это век технического прогресса, сделавший возможным то, о чем вчера люди только мечтали. А что с другой стороны?! С другой стороны, перед нами предстает далеко не радужная картина. Человек, уверовав в свои силы, в свое превосходство над природой, стал безжалостно эксплуатировать её, разрушать естественный порядок бытия. Он провозгласил себя Богом, творцом в мастерской природы, как выразился герой романа Тургенева “Отцы и дети”. Более того, вера в традиционном своем значении утратила нравственно-созидательную силу, человек «изверился», потерял спасительную нить в лабиринте жизни, стал искать альтернативные заменители Бога, что в свою очередь привело к росту всевозможных злодеяний и преступлений. Конечно же, столь значимые проблемы не могли не коснуться всех сторон человеческой жизни. Решить их пытались и ученые, и экономисты, и политики, пытались и люди творческих профессий.

В литературе громче, раньше, убедительнее других зазвучало слово Чингиза Айтматова. Начиная с пятидесятых годов двадцатого века, в его произведениях развернуто, резко, с колющей прямотой излагаются важнейшие общественные проблемы. Автор выносит жесткую оценку своему времени и обществу, в котором живет. Но он не только констатирует факты, ему даже удается предсказывать будущее, ведь в настоящее время, поднятые Чингизом Айтматовым вопросы, все еще актуальны, даже более актуальны, чем пятьдесят лет назад. Каждый день с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников, мы слышим неутешительные выводы ученых о деградации человеческой личности, о повышающемся уровне преступности, о бескультурии молодежи. На наш взгляд, эти злободневные проблемы оформил и подробно изложил Айтматов в своем романе “Плаха”. В этом произведении писатель показал насколько деморализовался современный ему человек, как варварски стал относиться к природе и окружающим его людям. Целью нашей работы является исследование религиозно-нравственного аспекта романа “Плаха”. На примере данного текста, мы попытаемся исследовать систему нравственных ценностей современного Айтматову человека, что он считает злом, а, что добром, во что верит, а, что отрицает, что является целью его жизни, смыслом бытия. В конечном итоге, осмыслив и проанализировав это, постараемся выявить, что же представляет собой духовный мир человека эпохи шестидесятых годов прошлого столетия.

Религиозный аспект романа

Для человека любой эпохи свойственно стремление к осмыслению себя, к поиску своего жизненного пути, своего места в мире. Очень важный аспект в этом стремлении составляют духовные поиски личности. Особенно значимыми эти искания становятся в эпоху перемен, когда меняются не только технологии, но и сам человек, его ценности, духовный мир. Ярким примером такого времени может послужить середина двадцатого века – время выхода промышленной деятельности человека на глобальный, всеобъемлющий уровень. Человеку стало доступно все, созданные технологии смогли удовлетворять все его желания и потребности. Человек возвысился, возмужал, окончательно и бесповоротно отделился от природы, стал считать себя всемогущим Богом. Отсюда и пошли все людские беды. Мало того, что человек стал безжалостно эксплуатировать мать-природу – стихию, которая породила его, но более того люди стали еще разобщеннее между собой, обострились социальные отношения, материальное положение стало яблоком раздора всего человечества, зависть, ненависть, злоба буквально захлестнули землю. Как мы можем видеть, в двадцатом веке в человеческом обществе назрело множество проблем нравственного, жизнеобразующего характера. Мы считаем, что наиболее ярко они были представлены в романе “Плаха”. Данное произведение представляет собой удивительное переплетение человеческого общества с его проблемами, заботами, философией, природы с её гармонией, животворящей энергией, космоса, наконец, который породил все живое, нашу планету, который незримо окружает все нас везде и всюду.

Действие романа разворачивается на фоне бескрайних Моюнкумских степей, мира доселе нетронутого рукой человека, места, где природа сохранилась в первозданном виде. Для данного произведения это особенно важно, ведь природа, на фоне которой будут происходить все последующие события романа, является не только пейзажем, украшающим общую картину, но больше того, мерилом поступков героев, нравственной категорией. Первые персонажи, с которым мы встречаемся – это волчица Акбара и волк Ташчайнар. Да, это именно персонажи, равноправные участники действия, ведь как уже было отмечено раньше, у Чингиза Айтматова природа является одним из главных действующих лиц повествования. С образом волков в роман входит мотив бегства, погони, спасения от преследования. Данный мотив определяет ход всего последующего повествования: все персонажи романа куда-то бегут, кто от закона, кто от совести, кто бежит, потому что его гонят другие. Но общее для всех них одно, именно чувство погони, которая вот-вот настигнет их. На всех персонажах лежит отпечаток безысходности, напряжение, с которым они проживают свою жизнь, не покидает читателя ни на секунду. Роман читается очень быстро, сам читатель начинает невольно бежать за персонажами, чтобы понять, что они чувствуют, какие проблемы их окружают. Важная черта, которую привносит данный мотив в повествование – это скорость, которая не дает человеку времени на духовное совершенствование, которая как бы изолирует его от окружающих. Это похоже на то, как водитель, разогнавший свой автомобиль до предела, не успевает замечать даже силуэты предметов по сторонам дороги. Действительно, если всмотреться, то большинство героев романа внутренне заблудшие люди, интересующиеся только насущным, плотским. Из этого уже выливается первая, основная проблема современности, характерная для всего двадцатого и двадцать первого века – проблема разобщенности людей. Эта самая разобщенность и является корнем всех остальных пороков и проблем человеческих, ведь равнодушие легко может перерасти в любой грех, вплоть до убийства. Так Бостон и Базарбай могли бы быть друзьями, а не врагами, но постепенно их равнодушие друг к другу переросло в обоюдную ненависть: Базарбай ненавидит соседа за материальные успехи, а Бостон просто отвечает Базарбаю его же оружием. Столь острое понимание истоков человеческих противоречий выливается у Чингиза Айтматова в новую, своеобразную концепцию проблемы человеческих взаимоотношений в нашем мире.

Далее в нашей работе будет рассмотрен религиозный аспект романа Айтматова. Как известно, религия является неотъемлемой частью человеческого общества с незапамятных времен; она как стержень, вокруг которого развиваются важнейшие события мировой истории. Крестовые походы, священные войны мусульман с неверными, инквизиция – все эти известнейшие события, так или иначе, связаны с вероисповеданием, и непосредственно с верой, которая диктует волю господа его поданным. Исходя из позиции столь сильного влияния религии на судьбу человека и человечества в целом, Чингиз Айтматов решает определить ее роль в современном обществе. Дознание дается автору нелегко, ведь в век торжества человека и технического прогресса, не каждый готов признать, что есть что-то большее, чем материя и сознание. Но, несмотря на трудность поставленной задачи, автор все же приходит к выводам, парадоксальным выводам, но выводам, в которые нельзя не поверить. В чем же заключается его позиция?! Конечно, в двух словах на этот вопрос не ответишь, но если постараться, то можно сформулировать несколько основных тезисов:

1) Религия в традиционном смысле слова утратила свое значение

следовательно

2) Люди пытаются переделать Бога, подстроить под современные рамки и свои нужды.

следовательно

3) У каждого свой Бог, в том числе Им могут выступать вполне материальные вещи: оружие, наркотики, деньги

следовательно

4) Бога можно купить и продать

возникает вопрос

5) Где она, вера?!

Последний тезис, мы ставим отдельно, так как он является наиболее сложным и требует от каждого своего ответа. Чингиз Айтматов оглашает лишь свое мнение, которое заключается в том, что настоящая вера в Бога находится в сердце у человека. Она не зависит от цвета кожи, национальности или языка, она зависит лишь от твоих личностных качеств, от того, во что ты хочешь верить. Таким образом, носителем настоящей веры в романе “Плаха” является единственный герой – Авдий Каллистратов. Его путь к Богу неоднозначен, полон внутренних противоречий, но все же данный герой обретает настоящую веру, веру которую не променяет ни на что, веру, за которую он отдает жизнь.

Теперь, задав основные направления нашей деятельности, мы, как корабль в стародавние времена, отправляемся на исследование новых, загадочных земель.

Исследование внутреннего мира героев

айтматов плаха нравственный духовный

“Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте

Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре,

Но и там не нашел я даже следов Его.

Я отправился к Каабе, но Бога не было и там.

Тогда я заглянул в свое сердце.

И только там узрел Бога,

Которого не было больше нигде…”

Наш разговор о романе Чингиза Айтматова “Плаха” мы начнем с изучения религиозного аспекта данного произведения. Чем же мотивирован наш выбор?! Во-первых, религия, является одним из важнейших институтов личности уже в течение многих столетий. Во мраке средневековья, в период смутного времени на Руси, во время всех войн и конфликтов, когда у людей не оставалось ничего, даже крыши над головой, вера не покидала их, помогала жить, вселяла надежду на завтрашний день, в общем, была опорой, которая помогала человеку выстоять перед ураганом нашего огромного мира. Данное утверждение дает нам право рассматривать веру и религию, как факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на становление человеческой личности. А так как целью данного научного труда является сравнение микрокосма человека и космоса вселенной, то рассмотрение религиозной составляющей его личности становится необходимым, чтобы понять, каким рисует Айтматов внутренний мир современного ему человека.

Новый единый многоликий Бог

При прочтении “Плахи” невозможно не заметить, что все действо романа строится на религиозных мотивах, духовные поиски заставляют героев совершать поступки, мирят и ссорят их, в общем, ход повествования в большинстве своем определяется, как это уже было отмечено выше, религиозными мотивами. Вторая особенность, присущая данному роману Айтматова – это изучение различных социальных групп, а точнее социального дна, и того, во что верят люди, входящие в данный социальный класс. Мы попытаемся проанализировать точку зрения автора и понять, почему он приходит именно к таким выводам.

Первой социальной группой, описанной в романе, была “Хунта”. За этим названием скрывается пятеро людей, людей деморализованных, оторванных от человеческого общества, а если точнее, то пятеро хронических алкоголиков. Первым из них был Обер-Кандалов, вторым Мишаш, третьим Гамлет-Галкин, четвертым Абориген-Узюкбай, пятым Кепа. Шестым в “Хунте” оказался Авдий Каллистратов, но он в данном случае предстает лишь формальным участником группы, так как не является ни хроническим алкоголиком, ни человеком близким по морально-личностным качествам к остальным членам коллектива. Что же дает нам основание рассматривать людей, входящих в данное сообщество, как единый субьект-носитель каких либо религиозных воззрений, ведь, как известно – верит каждый по-своему и дорога к Богу у каждого своя? Чингиз Айтматов так отвечает на этот вопрос: “Эти люди могли служить примером того, что пути Господни неисповедимы, когда речь идет о пусть даже самом пустяковом коллективе людей. Значит, так было угодно Господу, чтобы все они оказались людьми поразительно однозначными”. Исходя из данного убеждения, автор дает характеристику не каждому члену “Хунты”, а всей группе в целом. Итак, какие же отношения складываются у данных людей с Богом?

Правильно будет сказать, что отношений с Богом у этих людей вообще нет. Этот вывод можно сделать хотя бы потому, что предводитель “Хунты” Обер-Кандалов, который по совместительству является и носителем главных качеств своего коллектива, искренне считает попов недоразумением времени, более того, он даже порога церкви никогда не переступал даже из интереса. Что уж говорить о его подчиненных, которые по морально-личностному развитию стоят на ступень ниже Обера, ведь он хотя бы умел разбираться в людях и организовывать коллектив, выступая в качестве лидера. Но что же тогда заполняет пустоту внутреннего мира членов данного коллектива, чем они восполняют духовно-нравственный кризис своих душ? Анализируя текст романа, мы пришли к выводу, что смысл существования для этих людей заключается в бегстве от реальности, а в частности, в болезненной тяге к алкоголю, который, по их мнению, помогает им расслабиться, скинуть бремя своей неудачной жизни, почувствовать себя людьми. В трезвом же виде члены данного коллектива - люди грубые, озлобленные на мир, на свою поломанную судьбу, а, следовательно, понимающие только язык силы, ведь слова для них уже давно утратили своё нравственное, созидающее влияние. По сути, алкоголь вкупе с грубой физической силой как раз и является Богом для “Хунты”. Сознание членов данного коллектива подчиненно болезненному желанию выпить, “взвинтить себя так, чтобы никаких уж преград не осталось, чтобы начисто отшибить сознание”. Получается парадокс: сознание подчинено желанию отключить сознание. Но это лишь на первый взгляд кажется парадоксом, а на самом же деле, если присмотреться внимательно, то в этом желании можно без труда угадать черты разрушенной, деморализованной личности. Так что выходит, что без сильной веры, без духовной крепости человек начинает деградировать как индивид, постепенно превращаясь в человекоподобное существо. Подмена же истинных идеалов, извращение религиозных воззрений лишь усугубляет моральный кризис личности, так происходит и с членами “Хунты”, у которых в душе осталось лишь низкое желание залить свое сознание алкоголем. Эти люди навсегда утратили связь с человеческим обществом, стали, как это называется по-научному, люмпенами.

Второй социальной группой, описанной в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, была группа молодых людей под названием “гонцы”. Чем же примечателен данный коллектив людей? Примечателен же он тем, что в нем собрались мальчишки, желающие подзаработать денег на добыче наркотиков. Для этого они объединялись в группы по несколько человек и отправлялись на поездах в далекие Моюнкумские и Чуйские степи, где находились места произрастания особого вида конопли, а именно, анаши. Далее, если все проходило удачно, они возвращались в Москву, где получали честно заработанные деньги, а потом, разъезжались кто куда. Казалось бы, какие вообще отношения могут быть у данных людей с Богом, ведь большинство из них, наверное, и не задумывается ни о чем кроме наживы и кайфа от употребления травки. Ясность в данный вопрос вносит диалог Авдия Каллистратова, оказавшегося в среде гонцов с целью изучения конопляных маршрутов и людей, действующих в этой сфере, и Гришана, являющегося главой группы. Итоги их разговора можно свести к следующим выводам. Бог гонцов – это деньги, ради которых они готовы буквально на все. Это мы видим и из разговоров между гонцами и, конечно же, из диалога Гришана и Авдия Каллистратова. Так выясняется, что деньги гонцам заменяют и отца, и мать, и Бога, в общем, весь морально-нравственный мир человека. Этим и объясняется их безалаберное, потребительское отношение к жизни, ведь у людей, не имеющих за душой ничего, кроме пресловутого утверждения о том, что все покупается и продается, иначе и быть не может. Далее из полемики Авдия и Гришана выясняется еще более парадоксальный факт: гонцы не просто добывают анашу из-за больших денег, но даже выдвигают свою концепцию о вере в Бога и путях прихода в Отчий дом. Так, в частности, Гришан говорит, что он помогает людям познать Бога в кайфе, так сказать, прийти к нему с черного хода. Данная теория, по его мнению, является единственно спасительной, ведь все остальное в нашем порочном мире не может подарить счастье, а, следовательно, приходится хоть как-то его заменять, ведь не пропадать же совсем. Но за все, что мы делаем, следует расплата, это Гришан понимает очень хорошо. Так за оперативное приближение к Богу, кайф приходится оплачивать за не малую цену, ведь за состоянием неописуемого счастья после употребления наркотиков следует “полоса безумия и окончательная деградация души”. Поэтому концепция Бога и веры в него в представлении Гришана и не выдерживает критики Авдия, ведь настоящая вера способствует укреплению, совершенствованию человеческого духа, а не его разложению, оскудению, уничтожению. Вывод о нравственно-моральных ценностях в среде гонцов напрашивается сам собой: эти мальчишки утратили свою человеческую сущность вследствие подмены истинных идеалов ложными. Концепция о нахождении Бога в удовольствии и деньгах калечит, умерщвляет их души, гонцы становятся все циничнее, эгоистичнее и равнодушнее к окружающему их миру. Так они не только губят себя, но и других людей, оказавшихся в сфере их влияния, в зависимости от наркотиков. Постепенно гонцы превращаются в закоренелых рецидивистов, причем с неоднократными судимостями и, так или иначе, оказываются выброшенными на обочину человеческого общества, тем самым, отравляя жизнь себе и другим.

Наконец, третьим, чей внутренний мир пытается исследовать Чингиз Айтматов, становится главный герой романа - Авдий Каллистратов. Этот персонаж заслуживает особенного внимания, ведь только его личность показана в процессе развития, именно с ним мы путешествуем по страницам “Плахи”, именно он контактирует со всеми вышеописанными героями, пытаясь понять их, сделать выводы о себе и о мире его окружающем. История жизни бывшего семинариста Авдия Каллистратова представлена в романе наиболее полно, поэтому давайте попробуем проследить основные моменты его биографии и понять, как эволюционирует его личность, душа, внутренний мир в процессе познания нашего необъятного и подчас необъяснимого мира.

Отправной точкой нашего исследования мы предлагаем считать детство Авдия, ведь, как известно, еще в самом раннем, чуть ли не младенческом возрасте, у индивида закладываются все основные черты его личности, характера, которые так или иначе проявляются в сознательной жизни, во многом определив судьбу человека. Каким же было детство у главного героя? Оно было следующим: рос Авдий Каллистратов в семье дьякона, рос без матери, так как та умерла, когда он был еще очень мал. Отец старался воспитать сына в христианско-церковном духе, так как и сам был человеком, служащим в церкви. Юный сын его оказался достаточно любознательным и с большим интересом принялся изучать святое писание. Тем самым Авдий несказанно обрадовал отца и по достижению нужного возраста был с их общего согласия определен в духовную семинарию. Вот, пожалуй, все значимые события, произошедшие в детстве будущего семинариста, и наша задача теперь сводится к выявлению основных черт личности Авдия, сформировавшихся, когда он был еще ребенком. Первой и основной чертой, есть его доброта и отзывчивость по отношению к окружающим, ведь качество это, безусловно, очень редкое даже для того времени, когда роман издавался лишь в первый раз. И действительно, если посмотреть в какой доброй, благостной, мирной атмосфере воспитывался Авдий Каллистратов, то становится понятно, откуда в его душе столько сочувствия, желания помочь окружающим, ведь сила детских впечатлений вкупе с грамотным воспитанием родителей есть великая сила, формирующая личность ребенка чуть ли не от “а” до “я”. Второй не менее значимой чертой, заложенной у главного героя еще с самых ранних лет, является его духовность, внутренняя гармония, ведь именно это качество как живительный ручей, спасший путника от смерти в пустыне, каждый раз наполняет Авдия желанием жить, существовать, внутренне возрождает его. Данное качество является корнем личности главного героя, от которого уже в свою очередь произрастают все остальные его добродетели, а, как известно, растение с сильными, здоровыми корнями и над землей выше и красивее других себе подобных.

Теперь обратимся к юности Авдия Каллистратова и посмотрим, что происходит в его внутреннем мире в этот период его жизни. Сначала все идет как нельзя лучше: Авдий числится одним из самых способных учеников семинарии, его любят отцы-учителя, ему пророчат большое будущее. Но жизнь непредсказуема, и вот в одночасье из прилежного ученика главный герой превращается в еретика-новомысленника, его исключают из семинарии, да еще вдобавок квартиру, где их семья жила многие годы, забирают в связи со смертью дьякона Каллистратова незадолго до вышеописанных событий. В чем же причина столь трагических перемен в Авдии, почему судьба так сильно ударяет его? Во-первых, определенную роль мог сыграть юношеский максимализм, ведь в пору своего отрочества свойственны претензии к сложившимся в обществе канонам бытия, желания изменить сложившийся ход вещей. Такая же история отчасти произошла и с Авдием, который, будучи юношей, горячим и чувствительным, попытался внести изменения в данное раз и навсегда слово Божье. Но делал это он не из корысти, а из желания помочь изверившимся людям вновь обрести Господа в сердце и душе их. Отчасти, Авдий мог и сам быть подвержен кризису веры, ведь видя страдания окружающих, испытывая постоянное давление со стороны государства на верующих людей, да еще и очень глубоко переживая смерть отца, он мог усомниться в справедливости веры, ведь ничего не стоит подумать: “Почему мне за праведную жизнь и истовую веру в господа-Бога, посылаются одни страдания, а другим, менее достойным, счастье и благодать?!” Может, причиной было и это, ведь все может быть, но для нас куда важнее итоги исканий Авдия, перемены, произошедшие в его внутреннем мире вследствие инакомыслия. Итогом же этих исканий может быть не что иное, как обретение героем истинной веры в Бога, коренное изменение его судьбы, жизни, сознания собственного предназначения. Как мы увидим далее, этот вывод далеко не голословен, более того, он подтверждается дальнейшим ходом повествования.

Следующей по хронологии в биографии Авдия Каллистратова является его поездка с гонцами в Моюнкумские степи. Почему же наш герой оказывается в преступной среде, какие намерения руководят им и что за жизненный урок он выносит из данного предприятия?! Конечно же, едет он не из корысти, а из морально-нравственных соображений, а именно, на основе полученного опыта он хочет создать серию очерков на тему наркомании в молодежной среде, проблему, безусловно, важную и требующую общественного резонанса. Более того, с помощью своих статей Авдий, как начинающий репортер, надеется найти новый путь к сердцам и умам читателей, что впоследствии, как он думает, откроет ему возможность публиковать свои идеи о модернизации веры и о Боге-современнике, начать разговор на самую сокровенную для него тему. Что же выходит из плана Авдия на самом деле? Сначала все идет, как задумано: наш герой «вливается» в среду гонцов-добытчиков конопли, изучает их мир, понятия, законы, по которым они живут. И все бы ничего, если бы не нарастающее в его душе отчаяние, негодование в связи с нравственной деградацией гонцов, таких же, как он мальчишек. Это обстоятельство, можно сказать, является судьбоносным для Авдия Каллистратова, ведь вопреки всем принципам инстинкта самосохранения, он пытается переубедить гонцов, наставить их на путь истинный. Разговор с Гришаном, драка в товарняке, - вот ключевые моменты в судьбе главного героя, ведь именно тогда он преодолевает внутренний конфликт в своей личности, вновь обретает потерянную гармонию, осознает суть своего предназначения. Только в призме этих событий Авдий понимает призрачность, нецелесообразность идей о Боге-современнике и о реформации веры; помогать людям, нравственно воскрешать их – вот новый смысл жизни Авдия Каллистратова, причем делать это, он согласен любой ценой, даже ценой собственной жизни, что является знаком возвращения героя от ереси к истинной вере. Как говорил Чингиз Айтматов: “Кто много страдал, тот много познал,”- наверное, в этой фразе и заключена вся истина пребывания человека на этом свете, ведь Авдий через перенесенные им страдания обретает нового себя, более того, он встречает на той далекой узловой станции Жалпак-Саз любовь всей своей жизни – Ингу Федоровну, а не есть ли это высшая награда за все его страдания?! В общем, после путешествия в Моюнкумские степи главный герой становится совсем другим человеком, человеком у которого в душе течет светлая и чистая река, берущая начало свое из ручьев веры, сознания, любви. Другими словами, Авдий Каллистратов приходит к высшей точке понимания бытия, когда между духом, телом и умом его наступает гармония, и он четко знает, какова его цель в этой жизни.

Последним событием в биографии главного героя становится его второе путешествие в Моюнкумские степи. Привело туда его ни что иное, как желание вновь встретится с Ингой Федоровной после долгой разлуки, тем более что они должны были решить вопрос о создании семьи, ведь оба успели очень сильно полюбить друг друга и хотели начать новую счастливую жизнь. И все бы было хорошо, если бы опять не вмешалась судьба: возлюбленная Авдия уехала в Джамбул, чтобы решить вопрос относительно опеки над ее сыном от первого брака, а Авдий, прибывший как раз в момент отсутствия Инги, вынужден был покорно ждать ее приезда, ведь на ситуацию он повлиять никак не мог. Мелочи, обстоятельства, случаи и случайности, которым мы, по сути, не придаем значения, но которые, как ни странно, определяют нашу судьбу, незримо вмешиваясь в запланированные нами действия, сыграли роль и на этот раз. Случилось же так, что именно в тот момент, когда Авдий ходил по станции Жалпак-Саз в суматохе мыслей о его будущем с Ингой Федоровной (а поездка ее в Джамбул действительно носила судьбоносный характер для их отношений), он попался на глаза Обер-Кандалову, собиравшему группу для облавы в Моюнкумах. Главный герой, не задумываясь, откликнулся на предложение Обера, ведь мысли о возлюбленной тяготили его, подобно Гордееву узлу, туго затянутому вокруг шеи, узлу, который он не в силах был развязать – максимум только позабыть о нем на время. Природа человека такова, что, чем дольше он ждет приговора, тем сильнее драматизирует события, явственнее представляет себе самую трагическую развязку сложившихся обстоятельств. Видимо, такое стечение обстоятельств было уготовано для главного героя самой судьбой, и поэтому ему не оставалось ничего, кроме как согласится на неожиданно подвернувшуюся «шабашку», ведь таким способом он мог отвлечься и от тяжелых мыслей об их с Ингой будущем и, что немаловажно, подзаработать денег. Поездка на облаву в Моюнкумы обернулась для Авдия Каллистратова роковой случайностью: он не смог выдержать насилия над природой, которое творили в степи его напарники, и вместо того, чтобы помогать закидывать сайгачьи туши в грузовик, главный герой попытался наставить членов “Хунты” на путь истинный. Но снова не повезло Авдию: члены данного коллектива оказались людьми настолько деморализованными, что трудно даже было определить, что, кроме умения говорить, отличало их от животных?! Жестокость, невежество, грубость, беспричинная агрессия, жажда кровопролития – вот те качества, которые определяли поведение членов “Хунты”. Авдий лишь дал им повод показать свою звериную натуру; расправа над ним была страшна, наверное, страшнее, чем пытки в ГЕСТАПО. Но не сдался Авдий Каллистратов перед последним, самым трудным испытанием в своей жизни, ибо свято верил, что умирает за правду, за веру, за любовь к этой земле и ко всему миру в целом, умирает за и во имя других, во имя добра и справедливости на земле. Смерть свою главный герой встречает, будучи распятым на дереве саксаула, подобно тому как когда-то был распят на кресте Иисус Христос. И такой финал не случаен, он подводит итоги жизненных и морально-духовных исканий героя, пусть даже и на кресте, ведь не случайна фраза: “Может быть, не случайно, что лучшим сынам человеческим посылаются самые горькие страдания”. Авдий Каллистратов проходит очень сложный цикл внутреннего развития, так в начале этого пути он предстает самонадеянным подростком, вынашивающим планы по обновлению веры и Бога, если не всего мироздания, но затем, в процессе познания жизни с ее суровой реальностью и законами выживания, герой переосмысливает свои взгляды на окружающий мир и порядок бытия, обретает истинную веру в Бога, душевную гармонию и цель в жизни. Если обратиться к вопросу: “Что же все-таки является Богом для Авдия?!”- то однозначного ответа мы найдем, потому что Бог у него в сердце, а не в бутылке с водкой или сигаретке, набитой травкой. В этом и заключается главная мысль, которую хотел донести до нас Чингиз Айтматов со страниц своего романа “Плаха”: Бога нельзя подчинить единым стандартам, если есть Бог у человека, то у каждого разный, разный даже в силу того, что образ его мы представляем по-разному; отношения с Богом тоже у всех разные, кто доверяет, полагается на него во всех своих делах, кто просто изливает перед ним свою душу, кто-то даже ссорится с ним. Но главное, что объединяет всех верующих – это надежда, которую дарит нам вера в Бога, ведь у каждого в душе после обращения к Всевышнему появляется надежда, что мольбы его будут услышаны, что Господь облегчит его страдания. Таким образом, Чингиз Айтматов показывает свою концепцию понимания веры и Бога: у каждого Бог разный, каждый приходит к нему по своей особой дороге, каждый ждет от Него чего-то только ему важного, отношения с Богом тоже у всех разные, но надежда – одинаковая, ведь если Господь справедлив и милосерден, то никого он не обделит своей любовью.

История Авдия Каллистратова заканчивается трагически: он умирает, распятый на дереве саксаула, но в этом, по нашему мнению, заключается его судьба: он обрел своего Бога и свою веру и не предал своих воззрений, как тогда и Иисус Христос на Голгофе не поступился своими. Он умирает, не прося о продлении дней своих, не проклиная убийц своих, единственное, о чем не перестает он взывать – спасение душ человеческих, искоренение зла в деяниях и умах людей. Авдий остается верен себе даже перед лицом смерти, в этом и заключается его высокий нравственный подвиг, уподобляющий его Христу, ведь, как и Божий Сын, он пожертвовал собой ради других, пронес крест своей жизни гордо и смиренно, принял смерть во имя жизни и искупления грехов человеческих.

Последним, кого рассматривает Чингиз Айтматов в системе религиозных и морально-нравственных ценностей в своем романе “Плаха”, является Бостон Уркунчиев. Этот человек является добросовестным работником, передовиком-чабаном, он, единственный из всего совхоза старается жить достойно, а не существовать, как это делают другие пастухи. Когда он о чем-то говорит, то не виляет вокруг да около, а, напротив, прямо, ясно и по делу излагает свои мысли. Вот какой человек Бостон Уркунчиев: работящий, честный, прямой, добропорядочный. Как ни странно, но на первый взгляд кажется, что Бостон человек неверующий. Но детальный анализ всей истории чабана показывает, что все-таки отношения у него с Богом складывались, хотя то были и очень непростые. Они, если можно так сказать, находятся у Бостона на подсознательном уровне, ведь если вдуматься, то когда ему разводить прении о морально-нравственном долге человека, о необходимости веры в Бога, как о важнейшем институте совершенствования личности. Но и глупо будет полагать, что подсознательно, значит бездумно, просто религия, вера находится у Бостона в крови, он соблюдает ее обычаи во всех делах своих. Если задаться вопросом, что же является Богом для данного героя, то после изучения его образа жизни, отношения к ней, можно предположить, что Бог для Бостона – это его работа, которую он делает каждый божий день. И действительно, он ежедневно встает в шесть утра, чтобы весь день провозиться с овцами и лечь за полночь, но это не мешает ему свято верить в то, что он делает, а если верить, то во что-то, значит, есть у Бостона Бог. Лишь в конце романа он поступился своими принципами, но на то были веские причины, о которых мы поговорим в заключении нашей работы. В остальном же, как мы уже успели убедиться, Бостон - человек, любящий свое дело и свято верящий в его пользу. Ну и что, что его Бог – работа, ведь это все же лучше, чем любая другая пагуба; работа так же, как осознание Авдием своего предназначения, привносит гармонию в жизнь Бостона Урукчиева, наполняет ее смыслом, от этого и труд у него одухотворенный, то есть такой, в который хочется вкладывать душу, который приносит не только усталость, но и удовольствие. В общем, у каждого Бог свой, и у Бостона он такой; главное, чтобы, как уже было отмечено выше, вера приносила в жизнь гармонию и смысл, созидала, а не разрушала, а уж, как и во что верить, это дело каждого, ведь у всех нас своя дорога к Всевышнему.

Заключение

Вот и подошла к концу исследовательская часть нашего научного труда. Теперь пришло время сделать выводы относительно тех целей и задач, которые мы ставили веред собой вначале работы. Итак, что же представляет собой внутренний мир человека эпохи шестидесятых годов, какие морально-нравственные ценности составляют основу его личности, во что он верит, а что отрицает. Однозначного ответа на данный вопрос нам найти не удалось, и на это есть свои причины: шестидесятые годы двадцатого века – время чрезвычайное противоречивое, особенно для нашей страны, как говорит Авдий Каллистратов “То был век сомнений, вызывающих, в свою очередь, новые сомнения и так до бесконечности!” Более того, люди стали настолько разобщенными в своих взглядах, что даже понятие традиционной морали стало категорией расплывчатой, условной, ведь в век сомнений каждый был волен подразумевать под этим определением вещи лично для него выгодные. Но все же время не обманешь, оно все расставит на свои места, так получается и с героями романа Чингиза Айтматова “Плаха”. Нравственно-религиозные воззрения членов “Хунты” и гонцов не проходят испытание временем, ведь вера в деньги, травку и алкоголь превращает их в моральных уродов, деградировавших настолько, что им уже нет места в человеческом обществе. А исключение из человеческого общества – ни есть ли это полнейшее фиаско человеческой личности?! Наверное, есть. Этим примером Чингиз Айтматов иллюстрирует губительность стремления к подмене Бога, веры, морали, нравственности фальшивыми идеалами. Это самообман, который не приведет куда угодно, только не к истинной гармонии между сознанием, душой и телом человека.


Список литературы

1) В. Левченко Чингиз Айтматов. - М., 1983. 2) Ч. Айтматов Статьи, выступления, диалоги, интервью. - М., 1988. 3) Г.Гачев Чингиз Айтматов и мировая литература. - Фрунзе, 1982. 4) В. Коркин Человеку о человеке. - Фрунзе, 1974.

Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Ключевой тематикой романа является авторское предостережение о предстоящих бедствиях в жизни человечества в виде сознательного разрушения людьми окружающей природы, ее уничтожения и пренебрежение истинными человеческими ценностями, совершая безжалостными и жестокие поступки, приводящие к мировой катастрофе, а также к трагическому финалу жизненного пути отдельных людей.

Название романа имеет символическое значение, поскольку передает необходимость каждого человека делать в собственной жизни нравственный выбор и порой людское решение становится для отдельных личностей плахой.

Композиционная структура романа состоит из трех частей, связанных между собой тремя сюжетными линиями, первая из которых описывает жизненную судьбу главного персонажа произведения в лице Авдия Каллистратова, во втором сюжете представляется судьба волчьей пары в образах Акбары и Ташчайнара. Третий сюжет вводит в повествование новых героев романа, поступки которых приводят к гибели семейства волков.

Основным героем романа является Авдий, представленный писателем в образе бывшего семинариста, рано потерявшего собственную мать и воспитанного отцом, пытающегося осознать смысл божественного земного существования посредством путешествия по степным равнинам. Судьба героя изображается автором в виде трагедии, поскольку в результате его попыток обратить окружающих людей в веру в бога, жизнь Авдия обрывается в результате насильственной смерти.

Трагично заканчиваются и судьбы остальных героев произведения: волчья семья, потеряв свое многочисленное потомство в результате человеческой жестокости, погибает от рук людей, а также пастухи Баразбай и Бостон, между которыми происходит открытое противостояние, завершают свои жизни драматично в форме убийства Бостоном Баразбая и случайного выстрела в собственного сына.

Отличительной особенностью романа является изображение писателем образов волков, которые представляются как истинные представители природного мира, живущего в соответствии с установленными законами и являющего в сравнении с представителями человечества более гуманным и гармоничным.

Роман поднимает многочисленные насущные проблемы человеческого общества, но писатель, к сожалению, не приводит в произведении пути их решения.

Вариант 2

Замечательное произведение Айтматова “Плаха” как раз одно и тех, которое заставляет задуматься и поразмышлять своего читателя над той, или иной проблемой, которая, собственно, и представлена в произведении. Это может быть любая тема: от простого высмеивания любых человеческих пороков, до тяжёлых философских размышлений над смыслом жизни и бытием. В произведение же Айтматова эта тема природа, человека, и их взаимодействия.

В произведении “Плаха” задеваются вопросы о человеческой личности, её отвратительной меркантильной сущности, и алчной натуры. Человек по сути своей, как представлено в произведении, весьма и весьма отвратительное существо, которое не ценит ни себе подобных, ни окружающий мир в котором существует. Однако, как и любом феномене, существуют и исключения, но люди по натуре своей привыкли принижать всех, кто как-либо отличается от них, или же разрушает их стереотипы.

Автор показывает в произведении, что природа стремится найти компромисс с человеком, попытаться сосуществовать с ним в мире. Но, несмотря на все её усилия, наглый человек отвергает все её попытки решить всё миром, из-за чего автор показывает, что пока существует человек, природа и окружающий мир не могут находиться в равновесии и порядке, так как само существования человека подразумевает под собой дисбаланс и отсутствие порядка. Именно это и подчеркивается в произведении через взаимодействие человека и волков. Человек старается уничтожить их, хотя они даже, фактически, не вредят ему, но дабы себя обезопасить он совершает этот отвратительный акт насилия.

Также в произведении присутствует тема отчужденности людей, чей характер и модель поведения выходит за рамки дозволенные стереотипным мышлением устоявшегося общества, которое привыкло уничтожать всё, что выходит за рамки его понимания, и всё то, что якобы нарушает все законы морали, хотя на самом же деле является просто “глотком свежего воздуха” для того же общества. Однако, несмотря на это, общество старается уничтожать всё то, что считает непохожим или отличающимся от себя, что явно видно в произведении. Айтматов явно не доволен этим, но, несмотря на своё недовольство, ему приходиться мириться с данным фактом, так как общество всегда было устроено так, что если что-то выходит за рамки, им самим установленные, то оно сразу начинает отрицать любую причастность к тому, что за них выходит. Потому и данная проблема имеет немалый вес в произведении, ведь она довольна, актуальна даже для нашего времени, и будет актуальна в будущем.

В заключение можно сказать, что произведение Айтматова "Плаха" одно из самых показательных произведений поднимающих проблемы человечества и его взаимодействия с планетой, на которой оно обитает, поднимая темы, которые человечеству поднимать не хотелось бы. Потому Айтматова можно отчасти назвать революционером, так как он не побоялся осуждения со стороны этого общества, и показал всё, как оно есть.

Плаха - анализ романа

Роман Айтманова «Плаха» начинается с волчьей сюжетной линии. Уже на этом уровне мы видим человеческую жестокость по отношению к другим живым существам. Люди оставляют волков без пропитания, убивают их волчат, устраивают пожар рядом с их логовом, затем начинают строительство железной дороги на этом месте.

Люди уничтожают естественную среду обитания животных, изгоняя их из родных мест. Автор не просто так показывает нам историю одной конкретной пары волков. Конечно, под ними подразумеваются все волки, да и не только волки, в целом, это типичный образ, однако конкретизация позволяет читателю сблизиться с хищниками, делает их трагедию максимально личной. Тем самым Айтманов изображает глобальную экологическую проблему, которая не прекращает своего существования и по сей день. Однако ещё более ужасающей является поднятая проблема человеческой жестокости, причём как по отношению к животным, так и относительно других людей.

Далее читатель знакомится с одним из героев романа, Авдием. Этот человек берётся исследовать проблему пристрастия молодёжи к употреблению наркотических веществ. Он внедряется к банде «гонцов», которые нелегально добывают коноплю. Находясь среди этих людей, он понимает, что дело не только в их личных причинах, но также и в общественных. Он чувствует на себе ответственность за этих несчастных подростков, пытается наставить их на истинный путь, однако молодые люди не слушают его и, в конце концов, лишь избивают Авдия, на ходу выкинув его из поезда. Однако впоследствии он не держит на них зла. Мужчина пытается выпустить свой репортаж, но власти против этого, они стараются замять правду, ведь Авдий обвиняет государство в этой социальной проблеме. Оказывается связан он и с волками: Авдий был одним из участников той охоты. Поняв, насколько жестоко они поступают, мужчина попытался прекратить её, но его жестоко убивают. И вот уже дважды видим мы страшную людскую жестокость по отношению теперь уже к человеку. И это не говоря уже о жестокости и равнодушия властей.

Ещё одними героями романа являются Бостон и Базарбай. Автор снова возвращает нас к паре волков, которые в последний раз вывели волчат. Однако детёнышей крадёт из логова Базарбай. Он приносит их в дом Бостона, куда по следу приходят и волки. Бостон пытается выкупить волчат, чтобы вернуть родителям, но него не выходит. Волки продолжаю выть по ночам, начинают даже нападать на людей. Тогда Бостон решает пристрелить их, но убивает лишь волка. Оставшаяся в живых волчица крадёт сына Бостона. Когда мальчик погибает, Бостон убивает виновника этой трагедии – Базарбая, а затем сдаётся властям.

Человеческая жестокость породила столько трагедий, затронув многие жизни, многие семьи. Этот роман является жестоким предупреждением автора о том, что людям стоило бы задуматься, ведь собственная жестокость даже по отношению к более слабым существам может вскоре обернуться против тебя самого.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева

    Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.

  • Сочинение Мой любимый день недели 5 класс

    Мой любимый день недели – пятница, причем вторая ее половина, когда учеба и работа позади – а, следовательно, члены семьи могут провести вечер и предстоящие выходные вместе. Как правило, в такие моменты

  • Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали.

  • Анализ произведения Москва - Петушки Ерофеева (сочинение)

    Подобно произведению Мертвые души, которое написано в прозе, Венедикт Ерофеев тоже называет собственную прозу Москва – Петушки поэмой и в этом есть определенный смысл.

Сочинение

Одним из моих любимых современных писателей является Чингиз Айтматов. Я читал многие его произведения, но больше всего мне запомнился роман “Плаха”.
Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе “Плаха”, выполняя высокую миссию художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего осмысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дремать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом. Но и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захватывающим интересом, когда пытаются осмыслить философские вопросы, оказываются в известной растерянности.
Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки - как все это связано? Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает эти проблемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячелетия, призваны развязать.
Этот роман - крик, отчаянный призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Разрушение природного мира оборачивается опасной деформацией человека, личности. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда их обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот поединок трагически.
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчай-нара.
Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное вырождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество и, разумеется, мы с вами.
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только воплощение распада, духовного скотства, а отсюда - зла. Базарбай - пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности, он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки преследуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная человечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства - сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где скрепленным авторитетными печатями планом были одним махом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому деловое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных естественных контактов человека и природы, что одинаково катастрофично и для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художественного решения образов Бостона и Базарбая. Базар-бай потерян для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жертва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базарбая. Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет на “плаху”, выполняя в отношении себя веление совести.
В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает “гонцов”, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллюзиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как “ере-тик-новомысленник”. Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он не* заурядный по своему духовному складу человек. Авдий не очень грамотный, несколько неловкий и непрактичный человек, его действия скорее вызывают сострадание, чем надежду. Но действия его свидетельствуют о высоте помыслов и о твердом желании внести свет в погрязшие во тьме души. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть - таков его способ борьбы со злом, - мы очень надеемся, что ему удастся помочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем испорченному.
Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятом Христе. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой этого человека на “плаху”, не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях.
С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ. Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел защитить Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности. Ему не обойтись без веры в человека.
Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином в поле за правду. Тревога - вот главный лейтмотив романа. Это -тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду.
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь...

Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе «Плаха» тоже обращается к этой проблеме. Этот роман - призыв одуматься,

Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

Роман начинается с описания жизни волчьей семьи, которая гармонично обитает в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь про варварскую облаву на сайгаков. Поводом для проявления такой жестокости послужило всего лишь затруднение с планом мясосдачи. «Вовлечение в плановый оборот невскрытых резервов» вылилось в страшную трагедию: «...по степи, по белой снежной пороше катилась сплошная черная река дикого ужаса». Это избиение сайгаков читатель видит глазами волчицы Акбары: «Страх достиг таких апокалиптических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце... тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам...»

В этой бойне погибают волчата Акбары. На этом несчастья Акбары не кончились: еще пять волчат погибают во время пожара, который специально устроили люди, чтобы легче было добывать дорогое сырье: «Ради этого можно выпотрошить земной шар, как тыкву». Так говорят люди, не подозревая, что природа за все отомстит раньше, чем они предполагают. У природы в отличие от людей есть только одно несправедливое действие: она, мстя людям за разор, не разбирает, виновен ты или нет перед ней. Но природа все же лишена бессмысленной жестокости. Волчица, оставшись одна по вине человека, все же тянется к людям. Свою неистраченную материнскую нежность она хочет перенести на человеческого детеныша. Это обернулось трагедией, но на этот раз и для людей. Но Акбара не виновата в гибели мальчика. Это человек в своем жестоком порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в нее, но промахивается и убивает собственного сына.

Волчица Акбара наделена писателем нравственной памятью. Она не только олицетворяет собой несчастье, постигшее ее род, но и осознает это несчастье как нарушение нравственного закона. Пока человек не трогал среду ее обитания, волчица могла встретить беспомощного человека один на один и отпустить его с миром. В навязанных ей человеком жестоких обстоятельствах она вынуждена вступить с ним в смертельную схватку. Но гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. Личной вины перед Акбарой у Бостона нет, но он несет ответственность за Ба-зарбая, своего нравственного антипода, и за варварство Кандарова, погубившего Моюнкумы. Хочу отметить, что автор хорошо понимает природу такой жестокости человека в отношении к окружающей среде. Это - элементарная алчность, борьба за собственное благополучие, оправдываемое чуть ли не государственной необходимостью. И читатель вместе с Айтматовым понимает, что, коль скоро бандитские действия совершаются под прикрытием государственных планов, значит, это явление общее, а не частное, и с ним надо бороться.

Я считаю, что нам всем надо всерьез задуматься о том, какой станет природа нашего отечества в будущем. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей?! Вот поэтому я совершенно согласен с автором «Плахи»: экология и нравственность соединены одной линией жизни.

Многие в современной русской литературе писали о честности, доброте и любви. Но мне все-таки хочется поговорить о честности. И вначале я хочу назвать имя Ч. Айтматова и его роман «Плаха». Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. В романе он поднимает вопросы, которые требуют своего осмысления: Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки - все это в романе связано.

Этот роман - крик, отчаянный призыв задуматься, осознать свою ответственность за все то, что так обострилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, автор стремится постичь прежде всего как проблему состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков.

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчай-наре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.

В романе затронута еще одна острая социальная тема - проблема наркомании. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, сколько возможности пожить в ином мире, в иллюзиях.

Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Авдий - сын священника, изгнанный из академии как «еретик-новомысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Поступки его достойны глубокого уважения.

Есть в Авдии почти детская беспомощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный. С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма, идею веры и доброе начало в человеке, но автор подвергает сомнению теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, вездесущ.

Роман Айтматова - воззвание к совести каждого: не ожидая, выходи воином в поле за правду. Тревога - вот лейтмотив романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую его среду. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь.

В наше время очень остро стоит вопрос наркомании, особенно наркомании среди подростков. Каждый день умирают десятки наркоманов из-за передозировки и еще сотни заражаются СПИДом. К тому же, если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы - глубоко безнравственные люди. И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Наркоману неведомо чувство жалости, сострадания. Наркотики полностью овладевают человеком. Наркоманы не видят вокруг той красоты, которая видна человеку нормальному.

Впервые эту острую социальную проблему затрагивает в своем романе «Плаха» Ч. Айтматов. Он описывает нам образ Авдия Каллистратова, человека, который был честным, добрым и порядочным.

Он всегда хотел что-нибудь исправить в жизни в лучшую сторону, помочь людям, наставить их на путь истинный, из-за чего и поплатился своей жизнью. Авдий думал, что у каждого человека должно быть что-нибудь хорошее в душе, но люди оказались бесстрастными и равнодушными не только к природе, но даже к своим близким.

В романе подробно описывается, как наркоманы добывают те самые наркотики, из-за которых рушится вся жизнь, и зачастую рушится навсегда. Авдий Каллистратов, попадая в общество наркоманов, если это можно назвать обществом, пытается исправить их, разуверить в том, что только таким образом можно жить хорошо.

Он пытается объяснить, что нужно жить не ради денег и кратковременных удовольствий, а для того, чтобы приносить пользу людям. Авдий протестует против наркомании, убийств, против безжалостности к природе, человеку. Одновременно с протестом Авдий пытается понять, раскрыть причину роста наркомании, помочь. Особенно жалко ему тех, кто еще сам не понимает, насколько все это серьезно. Но как Авдий Каллистратов ни старался сделать мир лучше, он не смог один противостоять этой безнравственности, бесчеловечности, которая толкает человека на самые безумные поступки. Чингиз Айтматов своим произведением призывает читателя не смотреть на эту трагедию, а бороться и бороться всем вместе, всем обществом.

Тема: "Основные проблемы в романе Ч.Айтматова «Плаха".

Цели урока:

Образовательная: изучение романа Ч. Айтматова «Плаха», помочь учащимся понять идейную направленность произведения, обсудить главные проблемы романа.

Развивающая: повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, развивать умения и навыки анализа текста.

Воспитывающая: формировать ценностное отношение к жизни, природе; повышать культуроведческую компетенцию школьников.

Тип урока: чтение и изучение художественного текста.

Форма урока: работа в творческой мастерской.

Оборудование урока: портрет писателя, картина Н.Н. Ге “Что есть истина? Христос и Пилат”, компьютерная презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

I. Вступительное слово учителя.

II. Слово о Ч. Айтматове.

III. Сюжет,структура романа

IV. Выяснение и обсуждение основных проблем:

Экологическая проблема.

Проблема богоискательства.

Проблема наркомании.

Проблема вседозволенности.

Проблема совести.

V.Итог урока.

VI.Домашнее задание.

Вступительное слово учителя.(Слайд 2.)

Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир”, вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. Много споров вызывает образ Авдия. Приписывают надуманность и ненужность линии Понтий Пилат - Христос.

Считают самым слабым произведением писателя. Что касается первых утверждений, то они спорны. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности - это бесспорно.

Ч. Айтматов - один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем.

“Плаха” - многоплановое, очень сложное произведение, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Главная тема романа - противостояние человека и природы, о трагическом столкновении человека и природы. С необыкновенной яркостью Айтматов сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изображая удивительный мир, живущий по своим законам природы, и человека, варварски относящегося к этому миру.

Слово о Ч. Айтматове. (Сообщение подготовленного ученика). .(Слайд 3-8.)

Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.

31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове.

В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.

В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Сюжет,структура романа.

Прочитайте эпиграф урока. Как вы его соотнесете с романом «Плаха»?

(Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!)

.(Слайд 9-14.)

Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего семейства, и судьба Авдия Каллистратова.

Что вы узнали об Авдии Каллистратове из романа?

(Главный герой романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен, как тебе мнится...". Гришан не может понять того, сто не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.

Как видим, противостояние героев перерастает во взаимную непринимаемость понятий про добро и зло, про счастье и свободу человека. При этом выражается мысль о том, что какой-либо дурман - наркотический, религиозный - зло. Однако выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив никого, побитый, летит, выкинутый ими на ходу с поезда, под укос.

Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки.)

С огромной силой Ч. Айтматов изображает апокалипсическую картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, которая от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что всюду царит хаос и само солнце, которое беззвучно пылает над головой, так же гонят с ними в этой облаве"

Мимолетный участник этого побоища Авдий не может победить реальное зло, и только ратует пьяных облавщиков. И снова Авдий не снимает креста, который наложил на себя добровольно, и несёт его до приготовленной ему Голгофы.

Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. За всё, что так - на пределе - обострилось и сгустилось в мире.

Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".

IV. Обсуждение основных проблем.

1)Экологическая проблема.

Писатель признается, что “хотел бы отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе со мной прошел через большие духовные пространства и поднялся на более высокую ступень. Я хотел бы разбудить совесть в людях, глубокие мысли, с тем чтобы люди лучше понимали свое время, свою жизнь. Они не должны себя защищать ни в раю, ни в аду. Они должны действительно понимать реальность, и именно для этого им нужна литература”.

Своеобразие задач вызвало и своеобразие поэтики романа. Глобальность замысла не укладывалась ни в рамки “обличительной”, ни “экологической”, ни традиционной социально-аналитической прозы. История волков была воспринята читателем благожелательно, эта линия повествования захватывала своей художественной мощью. Волки здесь не проходные, а может быть даже главные, либо в ряду главных, образы - характеры.

Выступление обучающегося. (Журнал “Москва”)

(Самое яркое и сильное в романе - начало. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр - все рядом, потому что общая беда гонит. Здесь то же самое - сайгаки, волки - все вместе, гонит общая беда - человек. Эти сцены блестяще написаны.)(Слайд 15-16)

Ученик читает отрывок из начала.

Случайно ли введены в роман волки? .)(Слайд 17-18)

(Волки для тюрков - тотемные животные. И сами имена их: Акбара - “великая”, Ташчайнар - “переламывающий камни” - означают силу, уничтожающую все перед собой. У Айтматова всегда все ощущения точны, все продумано. И все-таки в этом произведении Айтматов - художник традиционный. Он работает в киргизской, казахской традициях. Образы животных проходят почти через все произведения Ч. Айтматова, восходят к народно - поэтическому эпосу.

(“Прощай, Гульсары” - “великий конь” Гульсары,

“Буранный полустанок” - верблюд Коронар,

“Белый пароход” - рогатая мать - олениха).

С образами волков связана в романе и проблематика человечности. Многие критики пытались говорить, что Айтматов пытается осмыслить старый тезис “человек человеку - волк”, а может быть, наоборот волк волку - человек? А мотив совести разве не проходит через синеглазую, очеловеченную волчицу Акбару?

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

Даром нравственной памяти наделена Айтматовым Акбара. Она имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок.

Животные из киргизского эпоса в произведениях Ч. Айтматова, в частности волки, тесно связаны с родом человеческим. Мир природы и мир социальный взаимосвязаны. Вооружаемый научно - технической революцией и лишенный исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение - на смерть.

Сайгаки - ровесники динозавров. Об этом пишут ученые. В роман вошли публицистические факты, картинки.

С образами животных связаны и многие легенды у Ч.Айтматова.

Какова роль легенд в произведениях Ч Айтматова?

Обратимся к самым ярким.(Слайд 18)

“Белый пароход”

“Буранный полустанок”

“Плаха” (“Шестеро и седьмой”)

(Выступают заранее подготовленные ученики).

В “Белом пароходе” легенда становится концептуальной основой повести - это образное выражение нашей “родственной связи” с матерью природой, напоминание об ответственности ныне живущих и будущих поколений за ее сбережение. Легенда о “манкурте”.

Ракетный “Обруч” вокруг чела Земли - это ведь некий аналог того “шири” из сыромятной кожи, который по мере усыхания на голове человека - раба сдавливал ее с такой силой, что начисто лишал памяти. Ракеты - роботы вышли на перекрестные околоземные орбиты, мы боимся, что они также сдавят нашу прекрасную Землю, как эти “шири”. И мы должны спасти землю от ядерных ракет, взрывов. Это главная экологическая проблема. Спасти Землю.

Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности.

Эта проблема (наркомании) в романе считается “молодежной”. Эта конкретная проблема обращена к конкретной болевой точке нашего общественного бытия. В романе начат (проблема, естественно, не решена какими-то рекомендациями - рецептами) разговор о наркомании, о разветвленной системе самообслуживания в этой уголовно-наказуемой области. Эта проблема, как и проблема алкоголизма, волнует всех: общество в целом, родителей; нас, учителей и, конечно вас Еще страшнее становится от публикаций в газетах и журналах, связанных с проблемой наркомании. Вопрос очень актуальный и болевой.

Что вы знаете о проблеме, о фактах? (из газетно-журнальных статей)(Слайд 19)

А как решается эта проблема в романе? (характеристика группы Гришана) Волчица в конопле.

Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом.

Тема вседозволенности(.Слайд 20)

Писатель видит внутреннюю связь между уголовниками - наркоманами, убивающими Авдия и считающими для все дозволенным. Сближает их равнодушие к человеку, их нравственная неполноценность. Резко прорезаются конфликты времени.

Выступают ранее подготовленные ученики.

Сегодня бытует идея вседозволенности. (Обер-Кандалов, Гришан, Базарбай).

Как вы понимаете ее? Есть ли примеры в классической литературе? (Образ Раскольникова) Ницше - Гитлер.

Чем страшна эта идея в современной литературе?

(Гришан и Обер-Кандалов - бандитские лидеры. Гришан не лишен претензий на роль сатаны, а Кандалов - на роль выразителя традиций “работяги” - винтика.

Писатель стремится досказать, довыразить то, что в жизни иногда выступает в стертом виде, не всегда формируется, он докапывается до дна - до идеологической сути наблюдаемого явления.)

Чем опасны Гришаны, Обер-Кандаловы, Координаторы, Кочкорбаевы в нашем обществе?

Идея, оторвавшаяся от живой реальности, жизни человека, общества, идея, безразличная к жизни, к живым нуждам человека, общества, будь она самая гуманная в своих истоках, перерождается, превращается в преступный тормоз развивающейся жизни, эволюции самого человека. Вот он, главный конфликт романа, - противостояние застылости и трепетной жизни, догматизма и творческого начала.

В мире, где ни на миг не утихает борьба идеологий, миропониманий, мироотношений, писатель защищает приоритет мысли, опирающейся на живые реальности человеческого бытия, приоритет творческой гуманистической мысли.

Когда угасает творческое начало, разрывается связь мысли и реальности, наступает застой в обществе, чреватый пагубными последствиями не только в экономической, но и социально-нравственной сферах жизни. Это случилось и в последнее десятилетие в нашей стране.

Почему появились в обществе Обер-Кандаловы, Гришаны?

В подобной обстановке безвременья появляются и начинают процветать такие преступные “функционеры”, как Гришан, вербующий и развращающий неоперившихся юнцов; в эту пору преуспевают такие типы, как бандит Обер-Кандалов, спаивающий современный деклассированный люд, толкающий их на убийство.

Эти характеры имеют реальных прототипов и идут от нашей действительности.

Проблема богоискательства.(Слайд 21-24)

Зачем Ч. Айтматов обратился к христианству?

Как вы понимаете эту проблему?

Он обратился к максимально возможному мифу, ему нужен был рассуждающий Христос, философ, который сам объясняет свое учение, который увидел пророческим взглядом обезлюдевшую землю: люди сами себя могут уничтожить… И иные мысли очень глубоки в философском смысле, например, о жертве, как о форме существования идей.

Может быть, плаха есть форма существования сверхидей, недаром и социальные идеи утверждаются жертвенной кровью?

Линия Понтия Пилата и Христа. Чтобы до конца понять необходимость ее включения в роман, надо очень внимательно читать диалог Пилата и Христа. Это же диалог о соотносительности Добра и Зла!

С этой проблемой тесно связан образ Авдия.

В романе Ч. Айтматова есть внутренняя проблематика, а не только внешнее опоясывание, прошитое волками.

Главная проблема, как поступать, какому закону подчиняться - закону свободы личности (линия Авдия, Христа) или закону рока, судьбы (линия Бостона). Судьба или свобода - это главное, что связует роман. Поэтому даже и последняя часть, написанная в духе других айтматовских произведений, читается только на фоне предыдущего табло.

Там было “не убий”, здесь разыгрывается трагедия рока.

Линию “не убий” проводит писатель через образ Авдия.

V.Итог урока

Реалистичен ли образ Авдия?

Возможны ли в жизни такие люди? Как им живется? Не встречали ли вы подобных среди современной молодежи? Какие чувства он у вас вызывает? (скептицизм, жалость, недоверчивость, опасность и т.д.)

Проблема совести решается через любимый образ писателя Бостона

Существует в критике мнение, что герои Ч. Айтматова в “Плахе” - жертвы рока.

Считаете ли вы Бостона жертвой рока?

Против чего он борется? И кого? (Он не с роком борется, не с судьбой! Он выступает против универсальной развратной религии вооруженного превосходства. Ему противостоит совхозный парторг Кочкорбаев, тоскующий по былым временам; подлец Базарбай). Это тот же Едигей, который хочет честно жить и работать, не более того. Однако жестокий, чуждый, враждебный мир приходит к Бостону - не за его грехи, за чужие.

Приходит трагедия, в которой он не виноват, а расплачиваться - ему.

Он восходит на свою плаху.

Как вы понимаете смысл названия “Плаха”?

VI Д./з. Написать сочинение -миниатюру