» » Конституционное право. Конституционные основы гражданского общества Россий­ской Федерации Конституционные основы формирования гражданского общества в рф

Конституционное право. Конституционные основы гражданского общества Россий­ской Федерации Конституционные основы формирования гражданского общества в рф

Для цитирования: Яхонтов В.И., Неверов А.Я. Конституционно-правовые основы формирования гражданского общества в Российской Федерации // Социум и власть. 2017.

№ 5 (67). C. 106-109.

конституционно-правовые основы

формирования гражданского

общества в российской

федерации

Яхонтов Валерий Иванович,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, директор, кандидат технических наук, доцент, член Общественной палаты Российской Федерации, Курган, Россия. E-mail: [email protected]

Неверов Алексей Яковлевич,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Курганский филиал, заведующий кафедрой государственного права, кандидат юридических наук, Курган, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация В настоящей статье авторы предприняли попытку обоснования неразрывной связи таких категорий, как «гражданское общество» и «правовое государство». Авторы выдвигают гипотезу, что только государство, являясь единственным источником нормотворчества, опираясь на многочисленные общественные институты, в состоянии реализовать заложенный в Конституции России потенциал по созданию в нашей стране «общества свободных и ответственных граждан».

Ключевые понятия: гражданское общество, правовое государство, социум, структурные элементы, Конституция.

На сегодняшнем этапе развития и становления российской государственности все чаще и серьезнее обсуждаются теоретические проблемы становления в нашей стране гражданского общества и правового государства. Данные дискуссии становятся едва ли не первостепенными в ходе многочисленных научных дебатов политологов, социологов, философов, культурологов и многих других представителей гуманитарных наук, всех тех, кому не безразлична судьба России .

Однако чем больше ученые углубляются в изучение данного феномена, тем яснее становится, что гражданское общество является сложнейшей социально-политической конструкцией, направленной на реализацию чаяний и надежд социума, теоретически уходящей своими корнями к трудам еще античных философов. Естественно, что за многовековой период подходы к видению общества, в котором приоритеты общечеловеческих ценностей, права и свободы представлены как безальтернативные и безусловные, существенно изменились и трансформировались: от отождествления гражданского общества с государством (в трудах Платона и Аристотеля) до практического противопоставления гражданского общества и государства (по Г. Гегелю) .

Тем не менее и сегодня у современных мыслителей нет единого подхода к трактовке и пониманию всей сущности данного уровня развития общества. Так, по мнению одних исследователей, гражданское общество - это «качественно новое состояние социума, предполагающее высокий уровень самоорганизации и саморегуляции населения... ». По мнению других, это общество, в котором «найден и, как правило, поддерживается баланс государственных и частных интересов.» . Третьи под гражданским обществом понимают «общество свободных и ответственных граждан, не только способных защитить свои интересы и реализовать свои потребности в частной сфере, но и сознательно управляющих делами государства и добросовестно выполняющих свой долг» .

При этом, рассуждая о природе данного социального феномена, о его функциях и предназначении, исследователи сталкиваются с весьма щепетильным обстоятельством. С одной стороны, гражданское общество - это общество, не подконтрольное государству, скорее даже наоборот, конт-

ролирующее его и взаимодействующее с ним. С другой стороны, само существование гражданского общества и его многочисленных институтов возможно только с одобрения государства. Более того, именно государство создает условия формирования разнообразных структур, совокупность которых и является, по сути, гражданским обществом.

Как справедливо отмечают исследователи: «...структуры гражданского общества в силу локальности интересов могут конфликтовать не только с государственными институтами, но и друг с другом. В этом смысле гражданское общество - это не идиллическая система дружбы и братства всех граждан, а скорее сфера пересекающихся, порой остроконфликтных интересов. Без участия государственных институтов отрегулировать их не представляется возможным» .

Более того, ставя на одну параллель понятия «гражданское общество» и «правовое государство», исследователи вольно или невольно признают, что существование гражданского общества возможно только в правовом поле, что в свою очередь делает присутствие государства непреложным условием.

А как дела обстоят в России, Конституция которой объявляет ее правовым государством (ст. 1), но при этом даже не упоминает в тексте такого термина, как «гражданское общество»?

Сегодня можно встретить утверждения, что «существенным недостатком» действующей российской Конституции является тот факт, что Основной Закон нашей страны не закрепляет понятия «гражданского общества» . Однако в данном случае авторы просто кривят душой. Исследуя теоретические аспекты гражданского общества, исследователи сходятся во мнении, что «гражданское общество представляет собой целостную систему жизнедеятельности людей, реально обеспечивающую свободу и достоинство личности, реализацию индивидуальных прав, свобод и обязанностей» .

Но ведь уже ст. 2 Конституции Российской Федерации, закрепляя приоритет прав и свобод человека и обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, на высшем законодательном уровне фикси-

рует важнейшие принципы гражданского общества.

Еще один постулат, встречающийся в исследованиях, гласит, что только при наличии гражданского общества человек может влиять на государство и власть . Иными словами, гражданское общество, по образному выражению, например, А.А. Троицкой, обеспечивает существование «дороги с двусторонним движением» для государства, призванного защищать основные права личности, и для людей, стремящихся влиять на процесс принятия в государстве политических решений .

Но ведь и данная норма напрямую закреплена в Конституции России, определяя, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Устанавливает Конституция Российской Федерации (п. 3 ст. 3) и то, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»1.

Не менее отчетливо определяет Конституция Российской Федерации и иные основы гражданского общества. Так, например, ст. 30 Конституции Российской Федерации является ни чем иным, а именно конституционной основой гражданского общества, закрепляя право каждого на объединение. Не менее значительно делает это и ч. 3. ст. 13 Конституции России, утверждающая, что «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». На развитие подобных правоотношений указывает, например, и ч. 2 ст. 14 Конституции: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Таким образом, можно и нужно сделать вывод о том, что организационные формы объединения граждан, являющиеся структурными элементами гражданского общества, напрямую закреплены в Основном Законе нашей страны.

К таким элементам сегодня относятся общественные и религиозные организации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, некоммерческие партнерства, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, и многие иные формы,

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru (дата обращения: 05.07.2017 г.).

предусмотренные федеральным законодательством2.

Как справедливо отмечает профессор С.А. Авакьян: «Гражданское общество олицетворяют собой непосредственно граждане, выступающие в публичных процессах и делах в индивидуальном качестве. Разумеется, при этом они становятся участниками всевозможных коллективных мероприятий - манифестаций, слушаний, обсуждений, диалогов в СМИ, особенно в Интернете, т. е. превращаются в «составные части» общности, поскольку иначе их проявление просто немыслимо. Вместе с тем индивидуальная активность для многих сочетается с созданием всевозможных организационных форм, посредством которых более эффективно достигаются как общие, так и личные интересы граждан» .

Вне всякого сомнения, Россия встала на путь формирования гражданского общества. Это и реформирование федерального законодательства, регламентирующего деятельность политических партий, общественных объединений и некоммерческих организаций, и активно действующий во всех регионах, и набирающий все большее уважение Общероссийский народный фронт3 и т.д.

Нельзя не отметить, что в современной структуре общества (гражданского общества) в России набирают силу такие формирования, как общественные палаты. Инициатором создания такого органа федерального уровня - Общественной палаты Российской Федерации - стал Президент РФ В.В. Путин в 2005 году. Тогда же был принят Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации»4. Постепенно аналогичные по названию и задачам органы - общественные палаты - стали появляться и в субъектах Российской Федерации, на сегодня они есть во всех субъектах РФ. Более того, подобные общественные органы созданы и во многих муниципальных образованиях.

Именно общественные палаты обеспечивают взаимодействие граждан с органами государственной власти как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Подводя краткий итог вышеизложенному, важно отметить, что в современном российском обществе имеется реальный запрос на функционирование гражданского общества, в котором с помощью правовых институтов были бы реализованы права человека, обеспечено его развитие и его участие в управлении государством. Однако для практической реализации данного желания, наряду с активной позицией граждан, необходима и четкая структура гражданского общества, которая способствовала бы выполнению стоящих перед ним задач. А это возможно только путем правовой (законодательной) регламентации.

1. Бардин А.Л. Кокарева А.Н., Михайлова Е.В. Гражданское общество в России: опыт сравнительного анализа // Власть. 2016. № 1. С. 109-117.

2. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. М.: изд-во СГУ, 2011. 192 с.

3. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., профессор С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. 652 с.

4. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Основные функции гражданского общества: теоретический аспект / / Социум и власть. 2017. № 2. С. 15-20.

2 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., № 39, ст. 4465; Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., № 30, ст. 3122; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3, ст. 145; Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» _/ / Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 50, ст. 5245; Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., № 3 и т.д.

3 Общероссийский народный фронт (ОНФ, ОРНФ) или Народный фронт «За Россию» - коалиция общественно-политических организаций, общественное движение, созданное в мае 2011 года по предложению Владимира Путина.

4 Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г., № 15, ст. 1277.

5. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество как система: проблема обретения эмерджент-ного свойства // Социум и власть. 2016. № 4 (60), С. 7-14.

6. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Структурные связи системы гражданского общества и сформированного его институтов // Социум и власть. 2016. № 5. С. 7-14.

7. Зырянов С.Г., Лукин А.Н. Гражданское общество в современной России: основные сценарии становления и развития // Социум и власть. 2016. № 3. С. 7-16.

8. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М., 2001. С. 75-129.

9. Орлова И.В. Теория гражданского общества: к истории вопроса // Философия и общество. 2006. № 2. С. 117-134.

10. Орлова О.В. Право и гражданское общество в России. М., 2015. 171 с.

11. Популярный юридический энциклопедический словарь / ред. О.Е. Кутафин, В.А. Туманов, И.В.Шмаров. М. 2002. 800 с.

12. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3.

13. Сабирова Н. Государство и личность в гражданском обществе // Власть. 2011. № 11. С. 123-126.

14. Савченко И.А. Гражданское общество в дискурсивном измерении // Власть. 2015. № 5. С. 122-126.

15. Старостин А.М., Понеделков А.В., Швец Л.Г. Гражданское общество в России в контексте трансфера инноваций // Власть. 2016. № 5. С. 5-14.

1. Bardin A.L., Kokareva A.N., Mihajlova E.V. (2016) Vlast", no. 1, pp. 109-117 .

2. Gostev A.N., Demchenko T.S. (2011) Grazhdanskoe obshhestvo: kontrol" nad dejatel"nost"ju gosudarstva. Moscow, izd-vo SGU, 192 p. .

3. Grazhdanskoe obshhestvo kak garantija politicheskogo dialoga i protivodejstvija jekstremizmu: kljuchevye konstitucionno-pravovye problem (2015). Ruk. avt. koll. i otv. redaktor d.ju.n., professor S.A. Avak"jan. Moscow, Justicinform, 652 p. .

8. Kin Dzh (2001) Demokratija i grazhdanskoe obshhestvo. Moscow, pp. 75-129 .

9. Orlova I.V. (2006) Filosofija i obshhestvo, no. 2, pp. 117-134 .

10. Orlova O.V. (2015) Pravo i grazhdanskoe obshhestvo v Rossii. Moscow, 171 p. .

11. Populjarnyj juridicheskij jenciklopedicheskij slovar" (2002). Red. O.E. Kutafin, V.A. Tumanov, I.V. Shmarov. Moscow, 800 p. .

12. Puljaev V.T. (2000) Social"no-gumanitarnye znanija, no. 1, p. 3 .

13. Sabirova N. (2011) Vlast", no. 11, pp. 123-126 .

14. Savchenko I.A. (2015) Vlast", no. 5, pp. 122-126 .

15. Starostin A.M., Ponedelkov A.V., Shvec L.G. (2016) Vlast", no. 5, pp. 5-14 .

For citing: Yakhontov V.I., Neverov A.Y. Constitutional and legal framework of forming a civil society in the Russian Federation // Socium i vlast. 2017. № 5 (67). P. 106-109.

constitutional and legal framework of forming a civil society in the russian federation

Yakhontov Valery Ivanovich,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch, Director,

Cand.Sc. (Engineering), Associate professor, Member of the Public Chamber of the Russian Federation, Kurgan, Russia.

E-mail: [email protected]

Neverov Alexey Yakovlevich,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Kurgan branch,

Head of the Department Chair of State Law, Cand.Sc. (Law), Kurgan, Russia. E-mail: [email protected]

The authors make an attempt to prove the inextricable connection between such categories as "civil society" and "rule-of-law state". The authors put forward a hypothesis that only a state, being the only source of rule-making and basing on numerous public institutions is capable to realize potential of creating in this country "a society of free and responsible citizens" which is put in the Constitution of Russia.

Key concepts: civil society, rule-of-law state, society,

structural elements, Constitution.

Ограничение государственной власти правом имеет одной из главных своих целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества . Идея о гражданском обществе была порождена идеей о свободе человека как гражданина общества, независимого от государства.

В дореволюционной литературе гражданское общество понималось как совокупность частных отношений между лицами, управляемых гражданским или частным правом (Б.Н. Чичерин). Современный подход рассматривает гражданское общество как систему самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер.

Конституция РФ в гл. 1, 2 устанавливает базовые, основополагающие правовые связи, на которых строится и функционирует гражданское общество в современной России. В основу взаимоотношений государства и личности в РФ положен принцип: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью". Это означает безусловный приоритет прав человека в России над правами и интересами государства.

Гражданское общество – это общество экономической свободы. Конституция РФ в ч.1 ст.8 провозглашает свободу экономической деятельности, в том числе и предпринимательской, чем создает правовую основу реализации потребностей и интересов человека. Конституция РФ закрепляет, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право на частную собственность, в том числе на землю и другие природные ресурсы (ч.2 ст.9) , является необходимым условием реализации экономической свободы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности;

- политическая партия.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч.5 ст.13).

Одной из основ гражданского общества в России является закрепленный в ст. 13 Конституции РФ принцип идеологического многообразия, многопартийности. Согласно ФЗ 2001 г. «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основными целями политической партии являются:

- формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

- выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий в России основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности . Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

Выделение специального раздела "Гражданское общество" произошло впервые в практике отечественного конституционного законодательства. Конечно, можно вспомнить, что в Конституции 1936 года был раздел об общественном устройстве, а в Основном законе 1977 г. - об основах общественного строя.

Полагая нецелесообразным восстанавливать в самой Конституции понятие "общественный строй", необходимо отразить ряд близких категорий и институтов политической, экономической, социальной и культурной сфер в разделе "Гражданское общество".

По мнению саратовского юриста В.И. Гавриленко, это "ценная находка авторов проекта российской конституции... имеющая большое научное, теоретическое и практическое значение" В.И.Гавриленко. Гражданское общество: понятие и конституционные основы. - в межвузовском научном сборнике "Конституционное развитие России", Саратов, Абрис, 1993., что позволяет рассматривать гражданское общество как важнейшую конституционно-правовую категорию. Появление такого раздела вовсе не означает попытки всеобъемлющего государственно-правового регулирования основ гражданского общества, что противоречило бы самой природе и социальному назначению его институтов.

Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы, осуществляемой в нашей стране. Гражданское общество - с известной условностью - можно рассматривать как социальное пространство в котором и реализуется конституционный строй. Наличие данного раздела продиктовано логикой построения Основного закона: восхождение от конкретно-индивидуального (правовой статус личности) к юридически-всеобщему (структура

и правовой статус государства). Члены и эксперты Конституционной комиссии (В.Д. Зорькин, В.А. Кикоть, В.И. Лафитский, Б.А. Страшун, Ф.В. Цанн-Кай-Си, автор этих строк и другие) последовательно отстаивали наличие самостоятельного раздела о гражданском обществе.

Именно здесь, подчеркивал Л.С. Мамут (кстати, ранее - до "принципиального" и шумного перехода под знамена Конституционного совещания с противоположными идеями рьяно отстаивавший раздел "Гражданское общество"), опосредуются связи между личностью и государством, в сфере таких отношений и институтов, которые по своему происхождению и социальной природе не являются политическими, публично-властными, не выступают производными от государства; именно в этих отношениях и институтах находят воплощение и большей частью с помощью их осуществляются права, свободы, обязанности личности Л.С.Мамут. О разделе "Гражданское общество" - Конституционный вестник, N2, октябрь 1990, Конституционная комиссия РСФСР, с.31-32.. Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс В.Д.Зорькин, Л.С.Мамут, В.А.Кикоть. Новая Конституция: путь к свободе. - "Конституционный вестник" N4, 1990, с.3-7. М., Конституционная комиссия РСФСР.. В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

Выделяются следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции:

  • - обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства;
  • - определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;
  • - обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества;
  • - содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное - т.е.гражданское.

Три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид, власть. Это созвучно нашей концепции, также построенной на взаимодействии трех уровней: личность - гражданское общество - государство. Гражданское общество, т.о., является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней на своем "этаже". В обществе вырабатываются социальные формы общественности. Гражданское общество охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации Пояснительная записка к проекту Конституции Российской Федерации, внесенному на рассмотрение шестого Съезда народных депутатов РФ. - в "Проект Конституции Российской Федерации" (сборник документов), М.,1992.и др.

Одной из особенностей гражданского общества является его динамика, непрерывное движение. Конституция призвана обеспечивать эту динамику, почти по Руссо - как движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что в переводе означает формирование развитой личности; совершенных гражданских отношений; рациональной цивилизованной власти. Концепция гражданского общества из философской превращается в политико-правовую и даже прикладную. Конституция изначально задумывалась как документ баланса и равновесия, включая указанные.

Гражда?нское о?бщество - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины. Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен

Одно из общепризнанных определений гражданского общества: гражданское общество есть объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.

Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д. Разумеется, это не относится к тоталитарному обществу, где все упомянутые институты носят государственный характер и гражданское общество подменено государством.

Реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ.

Конституционное развитие России происходит сложно и противоречиво. Тем не менее, на современном этапе развития нашего общества созрели условия для формирования целостной системы гражданского общества и ее конструктивного взаимодействия с системой государственной и местной власти. Сущность этого процесса можно определить как поэтапный переход от государственного (властного) к государственно-общественному управлению в масштабах страны, субъектов федерации и на местном уровне. Проблема развития гражданского общества - это, в первую очередь, проблема взаимодействия государства и общества, органов власти и общественных объединений в решении всего спектра социально-экономических и общественно-политических задач.

Новая Конституция провозгласила Россию правовым государством, в центре внимания которого, как и всего общества, находится человек, его права и законные интересы, которые признаются высшей ценностью. Никогда за всю многовековую историю России даже в период, когда самодержавие, казалось, пошло на конституционные уступки, человек не выдвигался в центр государственной политики, а его интересы всегда открыто игнорировались властью.

В России, впервые за всю ее многовековую историю, реально реализуются гражданские права и свободы по отношению ко всему населению. Вопрос лишь заключается в качестве и полноте обеспечения этих прав и свобод.

Становление демократического правового государства в России зависит не только от самого государства, но и от каждого его гражданина. Если каждый человек станет стремиться к процветанию страны, отстаивать собственные и коллективные интересы, выполнять возложенные обязанности, только тогда возможно развитие России как правового государства с развитым гражданским обществом.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества и Конституция РФ является базовым документом для его развития. В этом заключается основной потенциал Основного Закона страны. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако, полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

1. Понятие и основополагающие принципы гражданского общества 2. Структура гражданского общества и конституционное закрепление важнейших институтов гражданского общества: а) социальная система российского общества и ее конституционное регулирование; б) экономическая система и ее конституционное закрепление; в) политическая система, ее структура и конституционное закрепление; г) духовно-культурная и информационная системы, конституционное обеспечение их развития. 3. Основные направления и закономерности становления и формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Два направления в определении понятия гражданского общества Общество не поглощается государством. Существуют определенные области общественной жизни, автономные от государства, относительно независимые от него. Общество отождествляется с общественным строем в целом. Государство рассматривается в качестве официального выражения гражданского общества.

Аристотель Перед тем, как определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие о гражданине, ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество. Потребность в общении и воспитание гражданской добродетели реализуются в государстве, которое служит «общему благу» , является высшей формой человеческого общежития. Макиавелли Н. Государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть.

Кант И. Гегель Г. Главный путь сочетания свободы каждого со свободой других – формирование гражданского общества. Гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени, при котором из естественного, «некультурного» состояния «люди должны вступить в гражданское общество, ибо только в последнем правовые отношения обладают действительностью» .

Авакьян С. А. Гражданское общество - это все то, что не относится к государству, это ядро общества. Матузов Н. И. Гражданское общество - это сфера общественных отношений, в своей основе не подконтрольная государством, но связанная с последним и взаимообусловленная им. Яценко И. С. Одним из главных свойств гражданского общества является его рефлексия, т. е. то, как общество обобщает себя, как оно осознает свою роль в стране, по отношению к государству. Гражданское общество – это совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от государственной власти и способных на неё воздействовать.

1. экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2. безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3. легитимность и демократический характер власти; 4. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5. правовое государство, основанное на принципе разделения властей; 6. политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8. невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9. эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

1. республиканская форма правления (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 2. принцип разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации); 3. правовой характер государства (ст. 1 Конституции Российской Федерации); 4. демократический характер государства (ст. 1, 3 Конституции Российской Федерации); 5. социальный характер государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации); 6. приоритет основных прав и свобод гражданина Российской Федерации (ст. 2 Конституции Российской Федерации); 7. демократические принципы функционирования политической системы (ст. 13 Конституции Российской Федерации); 8. свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции Российской Федерации).

СОВРЕМЕННЫЙ ТИП ОБЩЕСТВА ЗАВИСИТ ОТ ГАРАНТИРОВАННОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА СТЕПЕНИ ЛЕГИТИМНОСТИ, ДЕМОКРАТИЗМА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МНОГООБРАЗИЯ И ЗРЕЛОСТИ СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО включает в себя три уровня: 1. семейные неформальные связи индивидов; 2. экономические отношения; 3. общественно-политические отношения Структурные элементы гражданского общества: 1. семья; 2. религия, религиозные объединения; 3. воспитание, образование, наука, культура; 4. собственность, свободный труд, предпринимательство; 5. общественные объединения; 6. средства массовой информации

Запрещению подлежат общественные объединения, цели и действия которых направлены на (ст. 13 Конституции Российской Федерации): 1. насильственное изменение основ конституционного строя; 2. нарушение целостности Российской Федерации; 3. подрыв безопасности государства; 4. создание вооруженных формирований; 5. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Модели формирования Общественной палаты субъекта Российской Федерации посредством проведения Гражданского Форума (Пензенская область) путем делегирования в состав Палаты представителей общественных объединений путем утверждения членов Палаты представителями органов государственной власти (чаще всего Губернатором)

НАПРАВЛЕНИЯ государственной поддержки развития институтов гражданского общества Изменение принципов функционирования органов государственной власти Содействие развитию институтов гражданского общества Налаживание надежных механизмов диалога между государственными и общественными структурами

Социальные задачи правового государства по отношению к гражданскому обществу Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности Охрана труда и здоровья людей Проведение гуманной демографической политики

Конституционно-правовой механизм гарантированности основ гражданского общества в России включает в себя: 1. совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности институтов гражданского общества; 2. создание правовых механизмов, гарантирующих гражданское общество от незаконного, произвольного вмешательства государства и его органов; 3. повышение уровня общественного контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления; 4. повышение уровня ответственности государства и его органов за посягательства на права и интересы гражданского общества; 5. повышение уровня правовой культуры населения.