» » Контрольная работа: Муниципальные ценные бумаги. Государственные и муниципальные ценные бумаги Характеристика и функции муниципальных ценных бумаг

Контрольная работа: Муниципальные ценные бумаги. Государственные и муниципальные ценные бумаги Характеристика и функции муниципальных ценных бумаг

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика муниципального хозяйства»

Муниципальные ценные бумаги


Введение

1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

2. Основные характеристики и формы заимствования

3. Муниципальные ценные бумаги

4. Участники рынка ценных бумаг

Заключение

Список литературы


Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.

Ценные бумаги существуют как особый товар, который должен иметь свой рынок с присущей ему организацией и правилами работы на нем. Однако товары, продаваемые на рынке ценных бумаг, являются товаром особого рода, поскольку ценные бумаги - это лишь титул собственности, документы, дающие право на доход, но не реальный капитал. Обособление рынка ценных бумаг определяется именно этим их качеством, и рынок характеризуется по большей части свободной и легко доступной передачей ценных бумаг одним владельцем другому.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на части, которые вновь направляются в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.

Возникновение и обращение капитала, представленного в ценных бумагах, тесно связанно с функционированием рынка реальных активов, т.е. рынка, на котором происходит купля-продажа материальных ресурсов. С появлением ценных бумаг (фондовых активов) происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах.

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Ключевой задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг является, прежде всего, обеспечение условий для привлечения инвестиций на предприятия, доступ этих предприятий к более дешевому, по сравнению с банковскими кредитами капиталу.

Данная работа является актуальной потому, что ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию.

При написании своей курсовой работы я использовал действующее законодательство: Конституция (Основной Закон) РФ, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями на 18 июля 2005 года), законы и постановления органов законодательной власти, а также другие подзаконные акты и правовые нормы, связанные с рынком ценных бумаг.

Задачами данной курсовой работы является рассмотрение современного рынка ценных бумаг, дача чётких определений касающихся этой темы и рассмотрению тенденций на современном рынке ценных бумаг.


1. Определение, классификация и виды ценных бумаг

В Гражданском кодексе Российской Федерации дается следующее определение ценных бумаг: ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги удостоверяемые ею права переходят в совокупности. Утрата ценной бумаги лишает возможности реализовать выраженное в ней право.

К ценным бумагам ГК РФ относит: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. Действующее законодательство не дает закрытого перечня ценных бумаг, обращающихся на российском рынке.

В число ценных бумаг входят разнотипные документы, соответствующие ресурсам, права на которые они выражают. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные качества, без которых документ не может претендовать на статус ценной бумаги.

Во-первых, ценные бумаги представляют собой денежные документы, удостоверяющие имущественное право в форме титула собственности или имущественное право как отношение займа владельца документа к лицу, его выпустившему.

Во-вторых, ценные бумаги выступают в качестве документов, свидетельствующих об инвестировании средств. Они играют главную роль как высшая форма инвестиций, даже при отсутствии денежного дохода он все-таки существует в виде каких-либо преимуществ, льгот или иной материальной выгоды.

В-третьих, ценные бумаги – это документы, в которых отражаются требования к реальным активам (акциям, чекам и др.) и к самим ценным бумагам.

В-четвертых, важным моментом для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для их владельца. Однако такой капитал существенно отличается от действительного капитала: он не функционирует в процессе производства.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Существуют десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ).

Классификация ценных бумаг

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

· срок существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;

· форма существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);

· порядок фиксации владельца: именные или предъявительские;

· форма обращения (порядок передачи): передаваемые

· по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);

· форма выпуска: эмиссионные или неэмиссионные;

· регистрируемость: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;

· национальная принадлежность: российские или иностранные;

· вид эмитента: государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);

· обращаемость: рыночные или нерыночные;

· цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);

· уровень риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);

· наличие начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);

· номинал: постоянный или переменный

Виды ценных бумаг в российском законодательстве

К ценным бумагам статья 143 Гражданского Кодекса РФ относит:

Государственные облигации

Облигации

Векселя

Депозитные и сберегательные сертификаты

Банковские сберегательные книжки на предъявителя

Коносаменты

Приватизационные ценные бумаги

Другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В статье 912 второй части ГК РФ вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

Двойное складское свидетельство;

Складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

Залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

Простое складское свидетельство.

Пятнадцатый вид российской ценной бумаги дается в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-03 - закладная.

2. Основные характеристики и формы заимствования

Гражданский кодекс РФ в ст. 142 определяет, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении.

Облигация (лат. obligatio - обязательство) - ценная эмиссионная долговая бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право её владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

Облигации служат дополнительным источником средства для эмитента. Часто их выпуск носит целевой характер - для финансирования конкретных программ или объектов, доход от которых в дальнейшем служит источником для выплаты дохода по облигациям.

Экономическая суть облигаций очень похожа на кредитование, но не требует оформления залога и упрощает процедуру перехода права требования к новому кредитору.

Обычно доход по облигациям выше, чем доход при размещении аналогичных средств в форме банковского депозита.

Вексель (от нем. Wechsel) - строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму. Вексель может быть ордерным (на предъявителя) или именным. В обоих случаях передача прав по векселю происходит путём совершения специальной надписи - индоссамента, хотя для передачи ордерного векселя индоссамент не обязателен. Это существенно отличает вексель от передачи прав требования по цессии. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому передан вексель) или именным (с указанием лица, которому должно быть произведено исполнение). Лицо, передавшее вексель посредством индоссамента, несёт ответственность перед последующими векселедержателями наравне с векселедателем.

Чек (фр. chиque, англ. cheque) - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Коносаме́нт (англ. bill of lading, B/L, BOL)- документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Депозитные и сберегательные сертификаты.

Депозитный сертификат - это именная ценная бумага, удостоверяющая сумму депозита, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы депозита и обусловленных в сертификате процентов.

Сберегательный сертификат - ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк физическим лицом, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале банка.

Сберегательные сертификаты выпускаются в валюте Российской Федерации. Сертификаты могут быть именными или на предъявителя. Выплата процентов по сертификатам осуществляется одновременно с погашением ценной бумаги.

Закладная - это именная ценная бумага, которая удостоверяет право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой. Кроме того, наличие закладной, выданной в установленном законом порядке, подтверждает права ее законного владельца без предоставления других доказательств существования этого обязательства.

Закладная - это новое правовое явление для ипотечных правоотношений и для института обеспечения исполнения обязательств. В настоящее время существует незначительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данное правовое явление. Основные нормы, посвященные закладной, содержатся в главе III Закона об ипотеке.

А́кция (нем. Aktie, от лат. actio - действие, претензия) - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Официальное юридическое определение акции дается в ФЗ «о рынке ценных бумаг»: акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

В Юридическом определении акции упор делается только на то, что она есть частица уставного капитала АО. Но в качестве ценной бумаги акция – это самостоятельная рыночная форма, в которой капитал АО обращается на рынке.

Основные характеристики акции . Акция есть самостоятельный юридический вид ценной бумаги, которому свойственны следующие конкретные характеристики: бессрочность, эмиссионность, бездокументарность, именная принадлежность.

Права акции или права акционера. Владелец акции располагает комплексом неотъемлемых прав, которые установлены законом:

Право на дивиденд, право на управление, право на часть имущества, право свободного распоряжения, право на преимущественное приобретение новых эмиссий, право на информацию, видовые (категорийные) права, обусловленные права.

Распределение российских видов ценных бумаг по основным характеристикам представлено в следующей таблице:

Характеристики российских ценных бумаг.

Вид эмитента Корпорация Любой Любой Любой Корпорация(банк) Корпорация Любой Корпорация Корпорация Корпорация
Наличие номинала Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Номинированная Неноминированная Номинированная Неноминированная
Наличие дохода Доходная Доходная Доходная/ бездоходная Бездоходная Доходная Бездоходная Доходная Доходная Бездоходная Доходная
Форма выпуска Эмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Неэмиссионная Эмиссионная Неэмиссионная
Форма вложения Долевая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Долговая Доверительная Долговая Доверительная
Форма владения Именная Любая Любая Любая Любая Любая Именная Именная Именная Именная
Форма существова-ния Бездокументарная Любая Документарная Документарная Документарная Документарная Документарная Бездокументарная Бездокументарная Бездокументарная
Срок существова-ния Бессрочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная Срочная/ бессрочная Срочная
Вид ценной бумаги Акция Облигация Вексель Чек Банковский сертификат Коносамент Закладная Инвестиционный пай Опцион эмитента Ипотечный сертификат участия

3. Муниципальные ценные бумаги

Муниципальная облигация

С юридической точки зрения государственная облигация и муниципальная облигация, или облигация, выпущенная муниципальным органом власти, ничем не отличается.

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе ФЗ от29.07.1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ и муниципальными органами управления.

Основными покупателями муниципальных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население.

Муниципальные облигации обращаются на биржевом или внебиржевом рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Государственные облигации часто занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля в разных странах доходит до 50%.

В отличие корпоративных облигаций, принесенные которыми денежные средства используются для извлечения прибыли (чистого дохода), выпуск государственных облигаций преследует совершенно иные цели, в частности:

Покрытие дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования тех или иных целевых государственных программ в области строительства жилья, дорог;

Государственное регулирование количества денег в обращении, снижение инфляции и другие направления воздействия на экономику страны.

Особенности и недостатки муниципальных ценных бумаг

Особенности муниципальных ценных бумаг

1) рынок муниципальных ценных бумаг до последнего времени бурно развивается - при нынешних темпах роста объем его займов будет сопоставим с суммой федеральных займов;

2) облигациям субъектов федерации придан статус государственных ценных бумаг - льготы по налогам, в некоторых случаях - льготы по местным налогам;

3) могут быть неденежные формы погашения - землей, жильем, акциями - это более привлекательно;

4) довольны надёжны - обеспечиваются активами местных администраций и акциями приватизированных предприятий и объектами недвижимости.

Недостатки муниципальных ценных бумаг:

1. Менее надежны, чем федеральные - федеральные обязательства могут быть покрыты за счет денежной эмиссии, муниципальные - нет. Рост дефицита местного бюджета может ввести власти в соблазн построить «облигационную пирамиду» со всеми вытекающими последствиями, поэтому в БК введены ограничения.

2. Политический риск выше - при изменениях нормативной базы федеральные власти учтут интересы федеральных эмитентов, но спокойно игнорируют муниципальные.

3. Из-за непроработанности законодательства ответственность местных администраций по эмитируемым ими облигациям никак не регламентирована.

Портфель ценных бумаг

На состояние финансового рынка непосредственно влияют перспективы государственного бюджета. Выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицита бюджета автоматически ведет к вытеснению с финансового рынка частных заемщиков и ухудшает условия размещения и торговли их ценными бумагами.

При покупке ценных бумаг во внимание принимаются прежде всего два вида критерия:

1) доходность ценной бумаги;

2) степень риска, т.е. безопасность, надежность и стабильность получения дохода.

Наиболее доходны акции (обычные) быстро растущих компаний из передовых отраслей. Наиболее безопасны (т.е. степень риска минимальна) - государственные облигации.

На фондовом рынке действует общий принцип: чем более высокий потенциальный риск несет ценная бумага, тем более высокий потенциальный доход она должна иметь, и, наоборот, чем вернее доход, тем ниже ставка дохода.

Так как ни одна ценная бумага не обладает одновременно и максимальной доходностью и максимальной безопасностью, то компромисс достигается путем диверсификации портфеля ценных бумаг, т.е. путем приобретения определенного числа ценных бумаг.

Портфель инвестора (портфель ценных бумаг) - набор ценных бумаг инвестора. Диверсификация портфеля ценных бумаг - включение в портфель инвестора разных видов ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных между собой, чтобы избежать синхронности циклических колебаний их деловой активности. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одним ценным бумагам будут компенсироваться высокими доходами по другим ценным бумагам. Минимизация риска достигается за счет включения в портфель ценных бумаг широкого круга отраслей, не связанных тесно между собой, чтобы избежать синхронность циклических колебаний их деловой активности.

Лауреат Нобелевской премии за пионерные работы в области теории финансовой экономики 1990 г. среди экономистов - американец Гарри Маркович доказал, что оптимальный уровень диверсификации - 8-20 ценных бумаг различных отраслей.

4. Участники рынка ценных бумаг

В широком понимании к участникам рынка ценных бумаг относятся его непосредственные участники, а также государственные и общественные органы его регулирования и контроля. Непосредственные участники рынка ценных бумаг подразделяются на: межрыночные и внутрирыночные.

Межрыночные участники – это лица, которые принимают участие в работе и обслуживают работу сразу нескольких рынков, включая и рынок ценных бумаг. К таким лицам обычно относятся различные группы инвесторов, которые одновременно вкладывают свои средства не только в ценные бумаги, но и в другие капитальные (доходные) активы, например валюта, недвижимость и т.п. К межрыночным участникам также относятся информационные, консультационные, рейтинговые агенства и другие профессионалы, оказывающие необходимые услуги участникам сразу многих рынков.

Внутрирыночные участники – это лица, которые работают в основном или исключительно на рынке ценных бумаг. Их принято делить на профессиональных и непрофессиональных участников рынка.

Непрофессиональные участники рынка – это эмитенты и любые инвесторы, работающие на рынке ценных бумаг. К ним относятся те, которые разместили большую часть своих капиталов среди ценных бумаг, так и те, которые вложили лишь небольшую долю своих средств в ценные бумаги.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это лица, которые осуществляют профессиональные виды деятельности на данном рынке. Профессиональные участники имеют право работать на данном рынке только при наличии специальной лицензии на осуществление определенного вида профессиональных услуг. Профессиональные учасники условно подразделяются на профессиональных торговцев и организации инфраструктуры.

Профессиональные торговцы оказывают услуги по заключении. Сделок купли-продажи на рынке ценных бумаг. Это брокеры, дилеры и управляющие компании.

Организации инфраструктуры – это те участники, которые обслуживают процесс заключения и исполнения рыночных сделок с ценными бумагами или вообще обслуживают любые процессы смены собственности на ценные бумаги. К ним относятся фондовые биржи, регистраторы, депозитарии и клиринговые (расчетные) центры.

Предварительное краткое понимание существа деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг состоит в следующем:

· Брокеры – это организации, которые заключают сделки по купле-продаже ценных бумаг для своих клиентов за счет самих клиентов.

· Дилеры – это организации, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет на основе объявленных ими цен.

· Управляющие компании – это организации, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами и вкладываемых в них денежных средств клиентов.

· Регистраторы – это организации, задачей которых является ведение списков (реестров) владельцев ценных бумаг.

· Депозитарии – это организации, которые должны осуществлять хранение и/или учет ценных бумаг участников рынка.

· Клиринговые организации – это организации, осуществляющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.

· Организаторы рынка, в том числе фондовая биржа, - это организации, которые способствуют заключению сделок на рынке ценных бумаг.

Таким образом, всего на российском рынке ценных бумаг имеется семь видов профессиональной деятельности, но число самих профессиональных участников рынка измеряется сотнями организаций. Профессиональные участники рынка обеспечивают его бесперебойное функционирование и процесс его дальнейшего совершенствования и развития.

муниципальная ценная бумагаоблигация

Заключение

Несмотря на большие трудности - законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных бумаг должен развиваться в следующих направлениях:

Развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы.

Консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодательной, регламентационной, образовательной и технической поддержки.

Законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций.

Особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

В ходе проведения экономических реформ за последние полтора десятилетия в России был создан рынок ценных бумаг, который является неотъемлемым элементом рыночной экономики. За короткое время на российском рынке появилось значительное количество различных видов ценных бумаг: акции приватизированных государственных предприятий и вновь возникших акционерных обществ, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсные и опционные контракты. Принят целый ряд нормативных актов, регулирующих выпуск и обращение ценных бумаг, а также «правила поведения» участников фондового рынка. Однако, несмотря на это, многие вопросы функционирования рынка ценных бумаг остаются еще не отрегулированными, что создает благоприятную почву для спекуляции на рынке ценных бумаг.


Список литературы

1.Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.– М.: Изд-во Проспект, 2006. – с. 251

2.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во Инфра-М, 2004. –с. 215

3.Боровкова В.Л. Рынок ценных бумаг: – М.: Изд-во Питер, 2006. – 365 с.

4.Галанов А.И. «Рынок ценных бумаг». М, Финансы и статистика, 2006г.

5.Галанова В.А, Басова A.Г., Рынок ценных бумаг: - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – с. 243

6.Галыгин А.Г. Ценные бумаги и фондовая биржа: / Под ред.– М.: Филинъ, 2007. – 210 с.

7.Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: – М.: Изд-во Дрофа, 2005. – с. 361

8.Конституция РФ 1993. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2007

9.Лялин В.А., Воробьев П.В. Ценные бумаги: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. –с. 421

10.Лялин В.А., Воробьев П.В. «Рынок ценных бумаг». М, «Проспект», 2008г.

Государственные ценные бумаги - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.

В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» - это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)


Лекция5. Векселя

Вексель – старейшая ценная бумага. Документы, которые по содержанию могут быть отнесены к первым векселям, появились в Италии еще в 12 веке. Не случайно Италия стала родиной векселя. Именно здесь в средние века был центр торговли Европы и Востока. В то время в торговле обращалось очень большое количество валют, поскольку право чеканки монет имели даже отдельные города. Становится понятным, что в таких условиях неизбежно должны были появиться менялы. Таким образом возникло влиятельное сословие менял-банкиров. Эти менялы имели значительный собственный капитал, обладали сведениями о различных валютах, обладали средствами проверки качества монет. Внутренние законы этого сословия были суровы: если меняла допускал обман клиента, скамью, на которой он производил обмен, ломали, а сам он подвергался изгнанию (отсюда понятно происхождение слова «банкротство»: banca rotta – сломанная скамья). Поэтому книги менял, куда они заносили сведения о сделках, имели публичное признание, и записи в них приравнивались к нотариальным документам.1

Размен монет постепенно все чаще совмещался с переводом денег в другое место, чему способствовал ряд причин, в том числе и опасность путешествий в то время. Как только сделки размена и перевода были совмещены в одной, запись о ней стала производиться не только в книге менялы, но и на отдельном листке бумаги: так как деньги должны были быть возвращены в другом месте и другим банкиром, клиент должен был предъявить ему письмо от первого банкира с поручением выплатить определенную сумму. Таким образом, исторически первым видом векселя является переводной вексель.

В дальнейшем вексель получил широкое распространение на средневековых ярмарках, став не только средством перевода денег, но и средством платежа, кредита и получения долга. На ярмарках вексель приобрел репутацию солидного документа, с помощью которого быстро взыскивались долги – в противном случае применялись санкции, вплоть до личного задержания.

В современных условиях вексель регулируется специальными нормами права – вексельного права. Многие страны унифицировали свое вексельное законодательство на основе Женевских вексельных конвенций.

Женевские вексельные конвенции – это многосторонние договоры, заключенные на конференции в Женеве в 1930 году и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей. Основная цель Женевских конвенций – унификация вексельных законов и устранение трудностей международного обращения векселей, вызванных разнообразием правовых норм, установленных в отдельных государствах.

Всего разработаны 3 вексельных конвенции: конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводных и простых векселях; конвенция, направленная на разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; и конвенция о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей.

Страны – участницы вексельных конвенций в разные годы ввели в действие Единообразный вексельный закон (Приложение № 1 к Женевской вексельной конвенции). Эти страны образуют Женевскую систему вексельного права. В нее входят такие государства, как Австрия, Германия, Бельгия, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Польша, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония и другие. Ряд стран, например, Аргентина, Болгария, Югославия, Перу и другие, не являются участницами Женевских вексельных конвенций, однако их вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе.1 В 1936 году к Женевским вексельным конвенциям присоединился и Советский Союз, от которого Россия получила в наследство ныне действующее Положение о переводном и простом векселе, утвержденное в 1937 году.

Однако на Женевской конференции 1930 года не удалось достичь полной унификации вексельного законодательства. Великобритания, США и ряд других стран не присоединились к Женевским вексельным конвенциям. Они составляют другую основную систему вексельного права - англо-американскую систему. К ним относятся: Англия, где действует Закон о переводных векселях 1882 года, США, где вексель урегулирован в Единообразном Торговом Кодексе 1962 года, и страны, чье законодательство основано на английском или американском законе, в том числе Австралия, Израиль, Индия, Ирландия, Канада и другие.

Не имея целью подробно рассмотреть разницу между различными системами вексельного права, приведем только несколько примеров таких различий. Так, количество обязательных реквизитов переводного векселя по английскому Закону о переводных векселях меньше, чем в Женевской системе вексельного права: вексель не является недействительным по причине отсутствия вексельной метки, даты, места выставления или места платежа. По англо-американскому законодательству вексель может быть выдан в пользу двух или более получателей (ремитентов). В отличие от Женевской системы вексельного права, где наличие в индоссаментах подложной или неуполномоченной подписи не прерывает цепочку индоссаментов, и добросовестная оплата плательщиком такого векселя держателю, который основывает свое право на последовательном ряде индоссаментов, является правильной, по англо-американскому законодательству подложный или неуполномоченный индоссамент является полностью недействительным, вследствие чего лицо, владеющее таким векселем, не является держателем, и оплата такому лицу не освобождает плательщика от его вексельного обязательства.

Согласно Женевскому закону включение в вексель процентной оговорки допускается только в векселях платежом по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, англо-американское законодательство разрешает включение процентной оговорки в любой вексель. Англо-американская система вексельного права допускает иные способы указания срока платежа, например, выставление векселей сроком платежа по наступлении или в определенный период времени от наступления какого-либо события, которое должно произойти, хотя время, когда оно произойдет, может быть неопределенным. Существуют и иные существенные различия между двумя основными системами вексельного права.

В Российской Федерации вексель является ценной бумагой в соответствии с Гражданским кодексом. С 1997 года в России действует Федеральный закон РФ «О переводном и простом векселе».

Вексель – это абстрактное, ничем не обусловленное обязательство векселедателя или приказ векселедателя третьему лицу выплатить указанному лицу (или его приказу) определенную сумму денег в определенный в векселе срок. Вексель погашается только в денежной форме.

Основными чертами векселя являются следующие.

Абстрактный характер обязательства, выраженного векселем . Это обозначает то, что обязательства по векселю не зависят от тех событий в результате которых вексель появился. Если вексель появился в результате торговой сделки, которая по каким-либо причинам не выполнена или расторгнута, вексель не теряет своей вексельной силы. Более того. Даже если вексель появился в результате каких-либо махинаций (например, выставление дружеских векселей), вексельное обязательство не теряет своей силы. Вексель абстрагирован от тех событий, в результате которых он появился.

Безусловный характер обязательства, выраженного векселем . Платеж по векселю не может быть обусловлен наступлением каких-либо событий, а если таковые в векселе все же указаны, то они считаются ненаписанными. Это означает, что если вексель имеет вексельную силу (то есть составлен по форме и является подлинным), то платеж по нему должен быть совершен без соблюдения каких-либо условий.

Бесспорный характер обязательства, выраженного векселем . Это означает, что взыскание по векселю может быть наложено на всех обязанных по данному векселю лиц без суда («без спора»), а только в результате совершения публичного акта протеста.

Векселя бывают простыми (соло-вексель) и переводными (тратта). Простой вексель характеризуется тем, что тот, кто его выписывает (векселедатель), является и его плательщиком. В переводном векселе векселедатель предлагает заплатить по векселю другому лицу. Естественно, это другое лицо должно дать свое согласие на оплату векселя. Такое согласие называется акцепт и оформляется на лицевой стороне векселя.

Вексель – это ордерная ценная бумага. Это означает то, что права по векселю может осуществлять лицо, названное в самом векселе, или лицо, кому вексель передан «по приказу» (по ордеру). Этот «приказ» оформляется на самом векселе в виде индоссамента.

Индоссамент – это передаточная надпись, которая передает вексель и все права, связанные с ним, новому владельцу. Индоссамент оформляется на обратной стороне векселя. Вексель можно передавать неограниченное количество раз, поэтому если на самом векселе не хватает места, к нему прикрепляют дополнительный лист, который называется аллонж . Индоссамент должен быть непрерывный (лицо А передает вексель лицу Б, лицо Б передает вексель лицу В, и т.д.). Лицо, которое передает вексель по индоссаменту – индоссант - может передать его конкретному лицу, и тогда это будет именной индоссамент , или передать неопределенному лицу, т.е. может состоять только из подписи индоссата. Такой индоссамент называется бланковым . Бланковый индоссамент фактически превращает вексель в предъявительскую ценную бумагу.

Лицо, которое получает вексель по индоссаменту, называется индоссат .

Вексель предъявляется к платежу в строго установленное время – в день платежа или в два последующих рабочих дня. Если плательщик не оплатит вексель, то у векселедержателя появляется право опротестовать его у нотариуса. Протест нотариуса дает право предъявить иск о взыскании вексельной суммы ко всем обязанным по векселю лицам, которые несут по нему солидарную ответственность . Обязанными по векселю лицами являются векселедатель, акцептант (лицо, которое согласилось оплатить переводной вексель), авалист (лицо, которое дало гарантию оплаты векселя) и все индоссанты. Все эти лица являются солидарно ответственны, то есть векселедержатель может взыскать вексельную сумму с любого из этих лиц.

Вставка 3.7. «Моррель упал в кресло. Он взглянул на стенные часы: оставалось семь минут. Стрелка бежала с неимоверной быстротой; ему казалось, что он видит, как она подвигается… Стрелка часов приближалась к одиннадцати. Моррель не обернулся; он ждал, что Коклес сейчас доложит ему: «Поверенный фирмы Томсон и Френч». И он поднес пистолет ко рту… За его спиной раздался громкий крик; то был голос его дочери. … Отец! – закричала она, едва дыша от усталости и счастья. –Вы спасены! Спасены!… Моррель взял кошелек и вздрогнул: он смутно припомнил, что этот кошелек когда-то принадлежал ему. В одном его конце лежал вексель на двести восемьдесят семь тысяч пятьсот франков. Вексель был погашен. В другом – алмаз величиною с орех со следующей надписью, сделанной на клочке пергамента: «Приданое Жюли». А. Дюма. Граф Монте-Кристо

Вексель – это один из самых распространенных в мировой практике финансовых инструментов. До недавнего времени в России он использовался только во внешнеторговом обороте, однако с начала 90-х годов 20 века быстро получил распространение и на внутреннем рынке. Однако отсутствие традиции, практики делового оборота векселей в течение десятилетий, неразвитое законодательство привели к тому, что использование векселя порой сопровождалось многочисленными злоупотреблениями, мошенничеством, при этом владельцы векселей оказывались в самом незавидном положении.

Вексельные отношения все чаще используются субъектами экономической деятельности. Нормализация вексельного обращения в России, без сомнения, одна из насущных задач развития российского финансового рынка.

Ценные бумаги муниципальные – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета. Муниципальные облигации включают в себя ценные бумаги, выпущенные штатами, городами, округами, маленькими городами, школьными районами и органами управления платными автодорогами. Более чем 91 000 различных органов власти продают облигации для финансирования своих проектов - таких как строительство школ и других общественных зданий, инфраструктуры и жилья. Рынки муниципальных облигаций в силу существующих различий между ценными бумагами федерального правительства и муниципальными ценными бумагами контролируют процесс выпуска муниципальных ценных бумаг и облигаций корпораций. Основой деятельности инвестиционных банков является подписка на выпуски ценных бумаг. Они покупают ценные бумаги у правительств штатов, местных властей и корпораций по гарантированным ценам для перепродажи инвесторам. Подписка заключает в себе некоторый риск, потому что никто не может гарантировать инвестиционному банку, что он сможет перепродать ценные бумаги по цене, по меньшей мере равной той, которую они сами уплатили продавцам. Два и более инвестиционных банка могут осуществлять подписку; они могут пригласить другие банки для участия в сбыте. Торговый рынок муниципальных ценных бумаг состоит из нескольких сот дилеров (которыми, в основном, являются банки) и небольшого числа брокеров. Муниципальный Совет Управляющих, учрежденный в соответствии с поправкой к Закону о ценных бумагах от 1975 года, регулирует функционирование этого рынка. Муниципальные облигации обычно выпускаются номиналами не менее 5000 долларов. По большинству из них выплачивается полугодовой процент (по прилагаемым купонам). Доход от муниципальных облигаций не облагается федеральным подоходным налогом, что делает эти ценные бумаги особенно привлекательными для людей из групп с высоким уровнем жизни. Процент по муниципальным облигациям выглядит более привлекательно, если брать в расчет свободу от налогов, хотя рыночные ставки по муниципальным ценным бумагам ниже, чем по облигациям корпораций и облигациям Государственного казначейства. Муниципальные ценные бумаги со сроком погашения менее одного года иногда называются свободными от налогов коммерческими бумагами». Муниципальные облигации обычно имеют рейтинги, закрепленные за ними агентствами по рейтингу облигаций. Рейтинг помогает инвестору в выборе облигаций. Он отражает диверсифнцированность промышленности и стабильность занятости в регионе, величину его совокупного долга. Мнения официальных экспертов теперь печатаются на оборотной стороне муниципальных облигаций; там также объясняются юридические основы метода финансирования, количество выпущенных облигаций, цели и условия контракта. Эти пояснения помогают пробраться через частокол правительственных и местных ограничений и запретов. Некоторые муниципальные ценные бумаги могут быть выкуплены до истечения срока погашения. Эмитент предпримет эту операцию, если нормы процента упадут до относительно низкого уровня. Муниципальные ценные бумаги, полностью обеспеченные налогами местного органа, их выпустившего, носят название общих облигаций. Целевые муниципальные облигации. Традиционно выпуски муниципальных облигаций предназначаются для финансирования общественных проектов. Однако, с конца 70-х годов, свободные от налогов целевые муниципальные облигации стали выпускаться для финансирования частных предприятий - таких как аренда жилья, строительство частных домов, студенческие займы, сооружение электростанций, прокладка автомобильных линий, контроль за загрязнением окружающей среды, эксплуатация аэропортов и культурных центров, а также ряда частных бесприбыльных организаций, как, например, больницы. Целевые муниципальные облигации выгодны предпринимателям, получающим денежные средства путем выпуска облигаций с процентным доходом, который несколько ниже, чем обеспеченный рыночными процентными ставками ценных бумаг. Они небезвыгодны и инвесторам, которые получают доход, свободный от подоходного налога. В результате федеральное правительство субсидирует как предпринимателей, так и инвесторов.

1. Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Эмитенты муниципальных ценных бумаг.

Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов (привлекает инвесторов) являются следующие:

  • - концентрация финансовых ресурсов страны в нескольких финансовых центрах (Москва, Санкт-Петербург);
  • - укрупнение займов;
  • - увеличение сроков, на которые выпускаются займы.
  • 2. В России бюджет любого уровня также не может обойтись без системы заимствования, поскольку существуют кассовые разрывы между временем поступления средств и их расходованием. К тому же в России положение усугубляется высокой инфляцией и низкой собираемостью налогов в большинстве регионов. Для привлечения денежных ресурсов в местные бюджеты местные органы власти выпускают муниципальные ценные бумаги.

Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. Причем в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды и номера. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на несколько траншей.

Транш - часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода их обращения, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании регламентирующих документов.

Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска. Данному выпуску присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска, и он объявляется как дополнительный выпуск.

Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.

3. Основные требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг, их формы, а также регулируют процедуру выпуска.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Они должны удостоверять право их владельца на получение от эмитента ценных бумаг денежных средств или (в зависимости от условий их эмиссии), иного имущества, установленного дохода в виде процентов от номинальной стоимости либо имущественных Прав в сроки, предусмотренные условиями эмиссии.

Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления утверждают генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Генеральные условия должны включать указание на:

  • - вид ценных бумаг;
  • - форму выпуска ценных бумаг;
  • - срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
  • - валюту обязательств;
  • - особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
  • - ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.
  • 4. Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены также в валюте Российской Федерации.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.

Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам.

Субъекты Российской Федерации могут осуществлять эмиссию государственных ценных бумаг, приводящую к образованию внешнего долга, при условии:

  • - представления при государственной регистрации проспекта эмиссии государственных ценных бумаг сведений о доходах, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования за три последних года, предшествовавших указанной эмиссии;
  • - обеспечения исполнения своих бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и налоговым законодательством Российской Федерации;
  • - получения разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • - получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга, определяемого не менее чем двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами;
  • - соблюдения требований к объему заимствований и объему расходов на погашение и обслуживание всех видов долговых обязательств.
  • 5. Жилищные сертификаты - это любые ценные бумаги или обязательства, номинированные в единицах общей площади жилья и имеющие также индексируемую номинальную стоимость в денежном выражении, размещаемые среди граждан и юридических лиц, дающие право их владельцам при соблюдении определяемых в проспекте эмиссии условий требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств. Причем схема индексации номинальной стоимости жилищного сертификата устанавливается при его выпуске и остается неизменной в течение определенного срока действия сертификата.

Номинал и форма выпуска жилищных сертификатов

Жилищный сертификат является именной ценной бумагой и может выпускаться в документарной и бездокументарной формах.

Порядок установления номинала этих ценных бумаг определяется в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальная величина номинала не может быть менее 0,1 кв. м. Денежный эквивалент жилищного сертификата устанавливается эмитентом, который ориентируется на стоимость 1 кв. м жилья или производственной площади на рынке недвижимости. Стоимостное выражение номинала жилищного сертификата остается постоянной величиной на весь срок его действия. Однако цена покупки и цена его продажи - величина подвижная и зависит от многих факторов: и от стоимости 1 кв. м жилья или производственной площади на рынке недвижимости, и от изменений курса валют на внутреннем рынке России, и от политической ситуации в стране, и от сезонности.

Требования к эмитентам жилищных сертификатов

Эмитенты жилищных сертификатов должны выполнить следующие требования: во-первых, иметь права заказчика на строительство жилья; во-вторых, иметь отведенный земельный участок и проектную документацию на жилье. Эмитентами сертификатов могут быть юридические лица, зарегистрированные на территории России, кроме банков, кредитных учреждений, товарных и фондовых бирж.

Выпуск жилищных сертификатов возможен под поручительство или гарантии, предоставленные банками, страховыми компаниями или иными коммерческими организациями, если на то есть разрешение Федеральной комиссии. При этом собственный капитал гарантов должен составлять сумму, в пять раз превосходящую размер гарантируемой им части выпуска жилищных сертификатов.

Срок действия жилищных сертификатов

Жилищный сертификат имеет определенный срок действия, который не может превышать более чем в два раза нормативный срок строительства объекта привлечения средств.

4.8. муниципальные ценные бумаги

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Цели. Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства в принципе на любые цели, которые группируются следующим образом:

Покрытие временного дефицита местного бюджета;

Финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.); строительство, реконструкция и ремонт объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);

Финансирование прибыльных проектов, вложение в которые окупает-ечение нескольких лет за счет получаемой ими прибыли;

Финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фондв.

Формы муниципальных займов. Существуют две главные формы муниципальных займов:

Выпуск муниципальных ценных бумаг;

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам.

Более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

Более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, "од которые выпущены муниципальные облигации.

Механизм выпуска и обращения. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает Руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципаль-ого облигационного займа осуществляется через посредство одного или ескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других ком-ерческих структур. Выбор таких посредников для размещения муници-льных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом инимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение лигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которым он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный займ. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Российская практика. В настоящее время общее количество зарегистрированных муниципальных займов приближается к ста, а их номинальная стоимость перевалила за 6 трлн руб. Однако с учетом того, что часть этих займов выпускалась в предшествующие годы (начиная с 1992 г.) и уже погашена, в обращении имеются муниципальные облигации на меньшую сумму.

Муниципальные облигации обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с государственными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы, что и на гособлигации, в связи с распространением на них статуса государственных ценных бумаг.

Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, целью которых является финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, ибо для их владельцев главная цель - не получение дохода на вложенный капитал, а получение требуемой квартиры, что очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самым крупным эмитентом муниципальных облигаций в 1994-1995 гг. являлись Санкт-Петербург, Татария, Тюменская область и некоторые другие.

Основные отличия российских муниципальных облигаций от ценных бумаг, эмитируемых федеральным правительством в 1995 г., состояли в следующем.

Во-первых, за 1995 г. было зарегистрировано 60 различного рода муниципальных займов на общую сумму около 3000 млрд руб. Это больше, чем в 1994 г., - соответственно 28 займов на сумму 2700 млрд руб., однако если по количеству зарегистрированных займов имеется двухкратный рост, то по объему эмиссий рост составил всего 11\%.

Если исключить из данных за 1994 г. займ муниципальных краткосрочных облигаций в Санкт-Петербурге, который резко выделился по своим размерам (2100 млрд руб.), то на 27 займов придется общий размер эмиссии в 600 млрд руб., и тогда двухкратному увеличению числа эмиссий муниципальных займов будет соответствовать почти пятикратное увеличение их объема, а значит, в 1995 г. произошло увеличение среднего размера муниципального займа по сравнению с 1994 г. почти в 2,5 раза.

Но в целом рынок муниципальных ценных бумаг составляет менее 10\% от объемов рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста носят двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выражении этот рынок будет увеличиваться и в 1996 г., однако в относительном выражении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынками государственных облигаций он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому мешает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой - расширение рынка ГКО и ОФЗ в направлении все большего охвата регионов. Так, к концу 1995 г. торговля ГКО уже осуществлялась в Новосибирске и Санкт-Петербурге, а в 1996 г. она охватит Ростов, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород и Самару.

Во-вторых, в 1995 г. существенно расширилась география выпуска муниципальных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски.

Разрастающийся выпуск муниципальных займов по своим качественным параметрам существенно и, можно сказать, выгодно отличается от государственных займов. Прежде всего если последние носят преимущественно краткосрочный характер (3-6 месяцев), то муниципальные займы в основной своей массе сразу выпускаются на среднесрочный (1-5 лет) и долгосрочный период (от 5 лет и выше).

Если государственные облигации обычно выпускаются в бездокументарной именной форме (исключение - облигации государственного сберегательного займа, которые будут выпущены на сумму 10000 млрд руб. при объеме эмиссии ГКО около 300000 млрд руб.), то свыше одной трети муниципальных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще только складывается, а с другой - его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что если современные российские займы преследуют, как правило, только одну цель - финансирование дефицита федерального бюджета, то спектр целей у муниципальных займов намного шире. Это не только непосредственно финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

Рост показателей рынка муниципальных облигаций в последующие годы, в том числе и в 1996 г., будет связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обязательств по займам 1995 г. и поддержанием уровня бюджетного финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем прежде. Например, если в 1995 г. за счет муниципальных займов сроком на один год были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму 50 млрд. руб., то в 1996 г. необходимо погасить облигации 1995 г., выплатить по ним обусловленные в проекте эмиссии проценты (а последние могут достигать 100 и более процентов годовых в современных условиях), кроме того, желательно снова профинансировать аналогичные расходы, хотя бы на уровне предыдущего года. Следователь-0, общая сумма муниципальных облигаций может быть удвоенной, а то и У роенной по сравнению с предшествующим годом.

Во-вторых, увеличение масштабов муниципальных займов обусловливается дальнейшим ростом цен в 1996 г., который может составить величину, в 1,5 раза превышающую 1995 г.

В-третьих, необходимость в использовании инструментария рынка муниципальных ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направленности политики государства, а значит, местных администраций в преддверии различного рода выборов, включая и выборы местных органов управления, и других политических событий.

В-четвертых, масштабы рассматриваемого рынка будут возрастать по мере того, как все больше муниципальных органов власти будут овладевать рыночными механизмами при проведении бюджетной политики.

В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимают неодинаковое место на рынке. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.