» » Кто придумал тхэквондо. Тхэквондо - что такое? Краткое описание и история

Кто придумал тхэквондо. Тхэквондо - что такое? Краткое описание и история

Таэквондо - корейское традиционное боевое искусство. Термин "таэквондо" в переводе означает "путь руки и ноги". Поводом для названия послужила специфическая техника борьбы - активная работа руками и ногами. Но главное отличие таэквондо от других восточных единоборств - прыжковая техника и разбивание предметов.

Таэквондо является одним из самых популярных видов боевых искусств. Довольно распространенным является мнение, что таэквондо не свойственны такие понятия, как национальные традиции и самобытность, и многие элементы этой борьбы заимствованы из других направлений. Но на самом деле это не так. То, что третья часть технических особенностей таэквондо перенята у кунг-фу , а все остальное неотделимо от каратэ-до , отчасти правда. Но это не означает, что так было всегда.
Действительно, многие специфические черты корейских национальных видов борьбы безвозвратно затеряны во времени, но некоторые из них сохранились. Прежде всего, это активная работа ногами и большое количество прыжков, а также мастерство разбивания предметов, причем не только с места, но и в прыжках в высоту и в длину через согнутые спины нескольких партнеров. Чтобы в совершенстве овладеть прыжковой техникой, требуется не один год тренировок.

История таэквондо

Сами корейцы считают, что таэквондо - это древняя национальная система обороны, возраст которой около 2 тыс. лет. В различных источниках содержатся упоминания о нескольких видах рукопашного боя, которые применялись представителями различных слоев населения, как беднотой, так и знатью. Некоторые боевые искусства применялись в Корее в течение многих веков. Еще во II в. н э. солдаты китайского императора Уди принесли на территорию древних государств, где ныне расположена современная Корея, боевое искусство под названием субак. О характере ведения этого боя свидетельствуют сохранившиеся наскальные изображения. По ним можно судить, что бои проводились в суровых условиях, иногда в ледяной воде. Победитель поединка становился обладателем почетного титула Сонби, все последующие годы он был окружен почетом и уважением.

Среди участников соревнований выделялись бойцы офицерского корпуса под названием "Хва Ран", что в переводе означает "цветы юноши". Корпус хваранов одержал множество побед и прославился по всей Корее. В процессе обучения бойцы офицерского корпуса постигали основы различных видов поединков, с оружием и без него. В обязательную программу воинской подготовки хваранов входила также система тэк кьон, состоящая из различных способов борьбы руками и ногами. Было у хваранов и отличительное действие, которое никогда прежде не применялось ни в одной из школ, - удар заплетенной косой. В нее специально вплетались металлические нити и иглы, оставлявшие на теле противника рваные раны.

Наставниками хваранов были буддийские монахи, которые в VI в. стали активно прибывать на Корейский полуостров. Вместе с буддизмом они принесли с собой различные виды единоборств. Китайский монах Вон Кан разработал кодекс чести воина хварана под названием "Хваран-до". Некоторые исследователи считают, что "Хваран-до" послужил основой для создания кодекса чести самураев - "Буси-до". В том, что буддистские монахи были мастерами своего дела, сомневаться не приходится. В VII в., в период вторжения китайских войск в Пэкче, группа китайских монахов одержала убедительную победу над оккупантами и обратила их в бегство.
Хвараны осваивали более 20 стоек, различные подсечки, а также множество приемов для рук и ног, исполняемых в падении, прыжке и подкате. При внимательном рассмотрении базовых приемов хваранов становится очевидным, что они являются результатом синтеза восточных видов борьбы с ушу . Постепенно искусство борьбы без оружия распространялось и за пределами монастырей. В обязательном порядке единоборства стали изучаться в армии. Так же как и в Китае, они были своеобразным экзаменом для претендентов на государственные посты.

В VIII в. Корея прервала отношения с Китаем и встала на путь самостоятельного развития. Именно в это время возникла отличительная черта корейского национального боя - сложная система прыжков и ударов в полете. Мастера-воины наносили мощный удар в прыжке на высоту человеческого роста и без труда выбивали всадников из седел. В IX в. искусство хваранов было предано забвению. Следующий этап в развитии боевых искусств в Корее наметился в период становления государства. В это время в Корее стали действовать различные школы самообороны, сохранявшие древние традиции боевых искусств. Позднее стали появляться и новые направления. Среди них особо следует отметить стиль юсуль, в котором противнику противопоставлялась его собственная сила, и чхарек, основанный на философии даосов о единстве человека и мироздания.

Большой отпечаток на развитие боевых искусств Кореи наложила борьба корейского народа с монголо-китайскими и японскими интервентами. И хотя различные виды борьбы с использованием штыкового оружия в Корее не прижились, их влияние на корейскую борьбу очевидно. Возможность развиваться самостоятельно Корея получила только в 1945 г., когда добилась полного освобождения от японских оккупантов.

Слово "таэквондо", соединившее воедино понятия "нога", "кулак" и "путь", в качестве названия корейского вида борьбы используется с 1955 г. Название полностью отражает принцип борьбы: 70% ударов в таэквондо наносится ногами, 30% - руками. Наибольший вклад в развитие и становление таэквондо внесли представители стилей мудуккван, юнмукван, чундокван и сунмун-кван, которые в 1953 г. объединились в Корейский Союз тансу-до.

Сразу же после окончания Второй Мировой войны неоднократно предпринимались попытки объединить многочисленные школы боевого единоборства в рамках единой национальной системы, но в единую ассоциацию мастера боевых единоборств объединились только в 1960 г. Созданная ими система получила название таэквондо. В 1977 г. данный вид борьбы приобрел современную форму.

Так же как и каратэ , таэквондо не долго просуществовало в едином виде. Вначале были созданы две федерации: Международная и Всемирная. С момента создания они вели непримиримую борьбу друг с другом. Всемирная федерация признана Международным олимпийским комитетом, является членом Ассоциации международных спортивных федераций и в ближайшее время в своем варианте может быть включена в программу Олимпийских игр . С марта 1990 г. действует еще одна федерация таэквондо - Глобальная. На сегодняшний день она объединяет более 40 стран.

История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет, начинаясь с эпохи Трех государств (I-VII вв.), когда на территории Корейского полуострова существовали три королевства - Когуре, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боевой подготовки. На формирование и развитие корейских боевых искусств сильное влияние оказала китайская традиция. Неслучайно комплекс корейских боевых искусств обозначается термином «квонбоп», аналогичным китайскому «цюаньфа» («кулачный бой»).

В государстве Когуре существовала система единоборств «санбэ», название которой представляло собой корейское прочтение китайских иероглифов «шоубо», обозначавших борьбу, распространенную в Китае в первые века нашей эры. В королевстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак», и элементы этой древней системы сохранились до наших дней в форме субакдо. Считается, что техника субак долгое время хранилась в тайне и передавалась весьма ограниченному кругу учеников.

Особенности

Впервые она была частично открыта в 1970 году , когда в трактате Ли Дон My «Муетобот хончжи» был приведен комплекс приемов кулачного боя. Особенности субак выражаются в том, что нога бьет в основном выше пояса, используются кулаки и ударная работа локтями, большинство ударов руками производится из стойки, в исходном положении которой руки сложены перед грудью, как будто для молитвы.

Принцип и практика

Школа современного субакдо была открыта в 1915 году в Сеуле мастером Хван Ки. В технике субакдо сочетаются жесткие резкие атаки и мягкие защиты.

Практика субакдо складывается из четырех разделов: базовой техники, формальных упражнений, спарринга и отработки приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения.

Главная цель практики субакдо заключается в воспитании уважения к жизни во всех ее проявлениях. Надо уважать, в частности, и жизнь врага, оставляя ему шанс выжить.

Отряд военых — Хваран

В 540 году королем Силлы стал Чин Хун, поставивший цель не только укрепить собственное государство, но и объединить с ним два других. Недостающее для этого количество солдат молено было возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

Буддийскому монаху Вон Вану было поручено сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов, названный «Хваран» («Цветущая молодежь»), так как в него отобрали около пятисот 14-15-летних юношей из знатных семей.

В мирное время хвараны изучали комплекс боевых искусств, близкий к субак, учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и проявляли себя наиболее умелыми воинами.

Метод тренировки

Тренировка хваранов заключалась не только в совершенствовании воинского мастерства, хотя оно было весьма разносторонним, включая в себя джигитовку, занятия фехтованием и стрельбу из лука.

Юноши практиковали:

  • медитации;
  • распевали магические песни;
  • декламировали стихи, участвовали в воинских плясках;
  • изучали историю страны и буддийское вероучение.

Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной, гармоничной личности, что осуществлялось в соответствии с «пятью заповедями» Вон Ванга :

  • верность государю;
  • почтительность к родителям;
  • искренность с друзьями;
  • храбрость перед врагом;
  • разборчивость в убийстве.

Суровый тренинг и целенаправленное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени, численность их корпуса увеличилась до пяти тысяч человек. С помощью хваранов и танского Китая в 668 году произошло объединение Кореи вокруг Силлы и образовалось государство Объединенная Силла.

Роспуск Хваранов

Хвараны занимали ведущие позиции в армии и государственном аппарате как в период существования Объединенной Силлы (668-976 гг.), так и в эпоху государства Коре (976-1392 гг.). Б 1392 году полководец Сун Ге И основал династию Ли, при которой господствующей стала конфуцианская идеология, а буддийское духовенство подверглось гонениям.

Корпус хваранов был распущен, они были лишены занимаемых воинских и государственных должностей, обучение по программе их подготовки повсеместно запрещено. С этого времени искусство хваранов укрывалось в буддийских храмах, передаваясь только многократно проверенным ученикам.

Объединение Кореи при участие Китая

Так как объединение Кореи в 668 году происходило при непосредственном участии Китая, квонбоп обогатился китайской традицией, появились заимствованные направления и стили (например, тансудо - «танская рука»). Произошло расслоение квонбоп на две ветви: более китаизированная включала в себя придворные боевые искусства, в том числе те, которые применялись для обучения воинской элиты, а также практиковавшиеся в буддийских монастырях; сохранившая корейскую самобытность ветвь была популярна среди простых людей.

Возникновение Тхэккен в Кореи его техника

В эпоху Объединенной Силлы и Коре оформились несколько школ и стилей корейских боевых искусств.

В наибольшей степени национальным видом боевых искусств Кореи является тхэккен. Для него характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты.

Возникновение Юсуль отшельниками

Корейские горные отшельники развивали «мягкое искусство» юсуль, техника которого была построена на бросках, болевых замках, захватах и точечных ударах в уязвимые места.

Наряду с отработанной техникой отшельник занимался своим духовным совершенствованием, предполагавшим осознание себя частью природы, умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя.

Еще одно боевое искусство Чхарек от отшельников

Другой вид боевых искусств, развитый среди отшельников, получил название «чхарек» («заимствование силы»). Термин «сонин» (отшельник) переводится как «совершенный человек». В основе системы духовного и физического совершенствования отшельников лежала концепция единства человека и природы. Все существование отшельника в горах подчинялось естественным природным ритмам и законам.

Суровые условия жизни сочетались с интенсивными медитациями, например, под ледяными струями водопада. Постепенно тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу находиться без пищи и сна, приобретал звериную чувствительность и интуицию, но его дух оставался спокоен. Отшельник приобретал способность к целительству, ясновидению и гипнозу. Слияние с природой давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника и использовать ее, в частности, для самозащиты.

На что направлен Чхарек?

Чхарек направлен на развитие способностей самого человека, а природная энергия помогает этому. Занятия чхарек пробуждают скрытые резервы человека, и его мощь простирается изнутри. Природная энергия, аккумулированная в организме человека, позволяет ему выполнять такие упражнения, как «железная рубаха», когда тело выдерживает сильные удары и давление тяжелых предметов.

Техника

В чхарек нет строгих схем защиты или атаки, не существует формальных упражнений (пхумсэ). Техника работы ногами, включающая в себя типично корейские удары ногами из положения сидя, сочетается в чхарек с системой блоков, где кулак противника захватывается согнутой в локте рукой. Удержания чередуются с заломами и жесткими ударами.

Техника с оружием

Много внимания в чхарек уделено работе с оружием, преимущественно с шестом и дубинкой. Дыхательные упражнения выполняются в положениях стоя, сидя, лежа и вверх ногами. Искусство использования внутренней энергии включает в себя способность прицельной «стрельбы» ею, когда от удара по горке кирпичей разбивается нужный.

Возникновение БИ «кулак пяти видов» полководцем Чой

В королевстве Коре боевые искусства, развивавшиеся при дворе, были местными разновидностями китайских. К концу правления династии фактическая власть в стране принадлежала полководцам из клана Чхве (Чой), установившим режим по типу японского сегуната. Личная гвардия дома Чхве, самбельчхо («три особых корпуса»), изучала китайское искусство боя голыми руками, на основе которого было создано боевое искусство оренквон («кулак пяти видов»).

Оренквон состоял из пяти направлений:

  • «кулак пушечного удара»;
  • «кулак свирепого тигра»;
  • «кулак обезьяны»;
  • «кулак журавля»;
  • «кулак семи звезд».

У каждого из них существовали китайские прототипы:

  • пао-чуй;
  • хусинцюань;
  • хоуцюань;
  • хэцюань;
  • цисинцюань.

Перенятая борьба Ссирым из Монголии

В XIII веке Корея попала под монгольское влияние, проявившееся в разных областях, в том числе и боевых искусствах. От монголов корейцы переняли борьбу ссирым — борьбу на поясах, в которой запрещены удары и допускаются только броски с применением корпуса, бедер, рук и ног. Чем больше вес борца, тем больше у него шансов одержать победу.

Корея под властью Монголии

Правящая династия Коре с приходом монголов сохранила свою власть, хотя и попала в политическую зависимость, отдав часть властных полномочий в руки монгольских чиновников. Свержение монгольской династии Юань в Китае в 1368 году и установление власти династии Мин предвещало скорые перемены и в Корее. В 1392 году к власти на Корейском полуострове пришла династия Ли, тесно связанная союзническими узами с Китаем. В результате господствующим течением в государственной идеологии стало конфуцианство.

Для офицеров и чиновников были введены государственные экзамены, где необходимо было продемонстрировать знание древних трактатов, искусство стрельбы из лука и вольтижировки, а также победить в кулачном бою не менее трех соперников.

С 1592 по 1598 гг. Корея вела тяжелую войну с японской армией, в то время лучшей на Дальнем Востоке. Партизанские отряды ыйбен («армия справедливости») возглавляли местные мастера боевых искусств. На помощь пришли китайские инструкторы и войска. Они принесли с собой традицию шаолиньского ушу. Кореизированный вариант шаолиньских боевых искусств известен как соримквон.

Развитие Хельдо по время войны

В это же время развивались и другие системы самообороны, базировавшиеся на буддийской идеологии и практиковавшие использование внутренней энергии человека. Такое боевое искусство, как хельдо, включало в себя броски и обездвиживание противника через воздействие на биологически активные точки, вызывающие болевой шок или потерю сознания.

Развитие Пульмудо по время войны

Стиль пульмудо был похож на китайские стили, использующие мягкую технику работы рук; в основе техники пульмудо лежит движение открытой ладони по кругу, темп исполнения форм медленее, чем в других стилях. В пульмудо используются элементы китайских стилей журавля и богомола, сегодня к ним добавился и комплекс тайцзицюань из 24-х форм.

Развитие Пакчхиги по время войны

В конце XVI веке на северо-западе Кореи появилась техника пакчхиги. В ее основу легла работа локтями, плечами и головой. Оригинальным оружием пакчхиги была собственная коса бойца, которая становилась плеткой, когда в нее вплеталось подобие небольшой металлической гири или вставлялся острый гребень.

Боевые искусства Кореи под властью Японии

В XVII-XIX вв. боевые искусства Кореи практически не развивались: некоторые из них были позабыты, качественный уровень других снизился. В 1910 году Корея стала составной частью Японской империи, и во все сферы жизнедеятельности корейцев стали привноситься японские традиции. Не стали исключением и боевые искусства – доминировавшее когда-то китайское влияние сменилось не менее сильным японским.

Популярные единоборства страны в 20 веке

Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином «юсуль» стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших «мягкое искусство» (юсуль), получила название «кидо» («путь энергии»).

После освобождения Кореи в 1945 году национальные боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа.

Появление тхэквондо национально боевого искусства Кореи в 1955 году

После Корейской войны 1950-1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов карате, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» - «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». По сути, этот термин вобрал в себя все разновидности боевых искусств.

Тхэквондо - современный вид спорта, боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. В1972 году Чхве Хон Хи перевел штаб-квартиру созданной им в 1966 году Международной федерации тхэквондо в Торонто (Канада), покинув Сеул. В результате название стиля стало звучать на западный манер (таэквондо), чтобы отличаться от южнокорейского аналога, а границы влияния Международной федерации таэквондо (ИТФ) сузились.

Открытие центра популяризации тхэквондо

Тем временем развитие тхэквондо в Южной Корее успешно продолжалось. В ноябре 1972 года был открыт центр исследования, обучения и популяризации тхэквондо «Кук-кивон» в Сеуле. С 1973 года там же находится штаб-квартира Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ).

Боевое искусство сегодня

Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо – Кук-кивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

Путь руки и ноги — перевод тхэквондо

В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами, характерные для тхэккен, и элементы карате. Не случайно тхэквондо переводится как «путь руки и ноги». Этот синтетический вид, с одной стороны, возродил древнее корейское боевое искусство, а с другой – вобрал в себя элементы, которые дополнили технический арсенал стиля и сделали его гармоничным.

Что же означает слово «тхэквондо»? В некотором смысле тхэквондо — это стиль жизни. Попросту говоря, тхэквондо — это один из видов искусства самообороны без оружия. Однако это далеко не все.

Тхэквондо — научно обоснованный способ использования своего тела в целях самообороны, позволяющий в результате интенсивных физических и духовных тренировок необычайно расширить диапазон индивидуальных возможностей человека.

Тхэквондо — вид боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие это искусство дисциплина, техника и дух являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленности. Именно духовная культура отличает истинною мастера от дилетанта, совершенствующего только технические аспекты боевого искусства.

Выше перечислены лишь некоторые аспекты, позволяющие понять, почему тхэквондо является искусством самообороны. Понятие «тхэквондо» включает также образ мышления и жизни, проявляющиеся, в частности, в овладении капля за каплей высокой моралью, концепцией и духом самодисциплины. Тхэквондо — это почти что культ.

Корейское «тхэ» означает «выполнение удара ногой в прыжке или полете», «квон» — «кулак» (главным образом в контексте нанесения удара или разбивания чего-либо рукой), «до» — «искусство», «путь» — путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью и мудростью. Соединив все вместе, получаем,» что слово «тхэквондо» обозначает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников.

Тхэквондо позволяет слабому получить мощное оружие, овладеть уверенностью в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других.

Неправильное применение тхэквондо может привести к летальным исходам. Для того, чтобы предотвратить это, необходимо постоянно акцентировать внимание на совершенствовании моральных качеств занимающихся.

Что касается представительниц прекрасного пола, то они несомненно найдут тхэквондо неоценимым в случаях, когда возникает необходимость освободиться от домогательств некоторых назойливые мужчин. В подавляющем большинстве случаев рассказы о том, что женщина смогла постоять за себя, воспринимаются как небылицы. Однако, овладев техникой тхэквондо, женщины действительно смогут это сделать.

В тхэквондо имеется множество эффектных трюков. Ниже перечислены примеры:

    удар ногой в прыжке после перепрыгивания через мотоцикл или стоящих в линию 11 человек;

    разбивание ударом ноги толстой доски, закрепленной на высоте 3 м;

    разбивание ребром ладони двух кирпичей;

    разбивание ударом кулака пачки сосновых досок толщиной 18 см;

    последовательная атака двух целей одной и той же ногой в прыжке и т.д.

Для человека с улицы подобные трюки кажутся сверхъестественными. Для тех же, кто серьезно занимается тхэквондо и демонстрирует их сам, ничего сверхъестественного в этом нет. Сказанное вовсе не означает, что в процессе занятий тхэквондо от Вас будут требовать выполнения чего-то невыполнимого.

В частности, для того, чтобы доказать, что кто-то способен голыми руками убить дикого быка, вовсе не обязательно в действительности убивать животное. Продемонстрировать силу ударов можно и выполняя эквивалентные по сложности задания, подобно тому, как это принято в других видах боевых искусств (например, разбивая пачку сосновых досок).

Непрерывные тренировки — необходимое условие поддержания хорошей формы и физической кондиции. Во время тренировок нагружаются все мышцы тела. Только научившись управлять своими мышцами, возможно при выполнении движений суммировать мощь, развиваемую каждой из них. После овладения этим умением предстоит научиться передавать эту мощь телу соперника (в том числе и находящемуся в движении), направляя ее в зоны тела, где расположены уязвимые точки. В этот период обучения необходимо постоянно напоминать занимающимся, что тхэквондо создавалось как искусство самообороны, нацеленное на быстрое обезвреживание движущегося агрессора.

Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая — с инерцией движущихся сегментов тела соперника.

Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.

Постоянно занимающиеся тхэквондо, а также мастера этого вида единоборств, выполняют свои действия автоматически, ни на секунду ме задумываясь. Можно сказать, что их действия превратились в условные рефлексы.

Читатели ваверняка обратят внимание, что на протяжении всей книги делается акцент на необходимость систематических тренировок для овладения техникой защитных и атакующих действий. Проведенные в тренировочном зале часы не окажутся напрасными. Наверняка Вы в полной мере будете вознаграждены, приобретя молниеносную реакцию и отработав сильные удары, обрушивающиеся градом на соперника как при возникновении необходимости сохранить свою жизнь, так и в других случаях.

Даже если заниматься тхэквондо только с оздоровительной целью, то полученное в процессе занятий наслаждение полностью оправдает затраченное время. «Оздоровительное» тхэквондо одинаково пригодно для молодых и пожилых, женщин и мужчин.

Следует отметить, что на сегодняшний день существует громадное количество видов боевых искусств. Некоторые из них основаны на применении исключительно ударной техники, включающей в себя удары как руками, так и ногами, некоторые базируются только лишь на борьбе.

Тхэквондо (прим. называют так же тэквондо и таэквондо) принадлежит к ударным видам единоборств. Если почитать статьи на разных сайтах, в том числе и Википедии, то на всех них говорится о том, что самая яркая особенность тхэквондо — это преимущественное использование ног на всем протяжении схватки.

История

Основатель тхэквондо генерал корейской армии Чой Хонг Хи

Родина тхэквондо — Корея, и его история является неотъемлемой частью истории этой страны.

Само название этого единоборства в переводе с корейского включает 3 слова:»нога-тхе”, “кулак-квон”, и “путь-до”. То есть, переводится оно дословно как “путь ноги и кулака”.

Основателем тхэквондо является, ныне покойный, генерал корейской армии Чой Хонг Хи и вполне логично, что этот вид единоборства изначально был создан, как метод самообороны в военных условиях.

Это и придавало традиционному тхэквондо жесткую дисциплину тренировок и максимально быструю систему обучения, которую придумал Чой Хонг Хи, так как долгих лет для обучения чему-либо у военных не было, а также максимальную эффективность с учетом применения в жестких условиях войны.

Также, оно разрабатывалось таким образом, чтобы подходило разным людям, как имеющим опыт в единоборствах, так и впервые применяющим его. Поэтому начать заниматься тхэквондо может любой человек, независимо от уровня физической подготовки и мастерства.

Технические особенности


Несмотря на визитную карточку тхэквондо — удары ногами, очень большое значение уделяется и ударной технике рук, хотя она применяется не так активно.

Немаловажное значение в этом играет и то, что на соревнованиях по этому виду спорта ударам ногами дается значительно более высокая оценка.

Так, даже несколько нанесенных рукой ударов равноценны одному удару ногой. Захваты за одежду, броски, удары головой и коленями недопустимы и за них начисляются штрафные очки. А также в арсенал техники тхэквондо включены удары открытой ладонью и блоки.

Экипировка тхэквондиста

Его эффективность в реальных условиях также связана и с тем, что боевое искусство было разработано с применением знаний в области биомеханики, физиологии.

Известно, что удары ногами имеют несравненно больший сокрушающий эффект, чем удары ногами, также большая длина ног, нежели рук позволяет успешно держать противника на расстоянии, что само по себе бесценно при столкновении с несколькими противниками.

Своеобразной боевой стойке, зависящей от данной конкретной ситуации, также уделяется большое внимание.

Она подобрана с целью как максимально защитить тхэквондиста, так и быстро атаковать из оборонительного положения.

Удары руками также подразделяются на несколько видов, включая как нанесенные ребром ладони, открытой ладонью, удары обратной стороной кулака, удары двумя руками одновременно, что довольно-таки редкое явление в современных единоборствах. Отдельное внимание заслуживают блоки, применяющиеся для отбивания ударов противника.

Пояса

Как и в основных, традиционных восточных единоборствах в тхэквондо распространена система присуждения поясов, в зависимости от мастерства занимающегося, частоты тренировочных процессов, общего стажа занятий.

Все новички автоматически надевают белый пояс, затем после успешной сдачи экзамена получают желтый, зеленый, синий, красный и черные пояса.

Следует также отметить, что желтые, зеленые, синие и красные пояса также делятся на соответствующие с нашивкой. То есть, например, после желтого пояса экзамен сдается на зеленый с нашивкой и только потом уже на зеленый. Время между сдачами экзамена на пояса отличается в различных федерациях, но в среднем это 3-4 месяца.

Чтобы сдать экзамен на черный пояс должно пройти, как минимум, 6 месяцев после получения красного. Тхэквондист, обладающий черным поясом — истинный профессионал, — спортсмен, постигший все секреты и в совершенстве обладающий всеми приемами тхэквондо.

Конечно, каждый волен заниматься по своему усмотрению: можно ходить на тренировки и без сдачи экзаменов на пояса, выступлений на соревнованиях, здесь важно другое: полученные навыки самообороны, крепкое здоровье, здоровое тело и дух будут с вами всегда и везде!

Сложно сказать когда же и где изобрели тхэквондо . В принципе, любая страна могла бы претендовать на изобретение этого вида боевых искусств . Но корона досталась Корее.

Боевые искусства (БИ) в которых используются руки и ноги для самозащиты существуют с незапамятных времен. И несомненно просматривается связь между современным тхэквонддо и древними видами боевых искусств .

В настоящее время тхэквондо сильно отличается от других видов БИ. Именно этот стиль разработал хорошую и эффективную технику для всестороннего развития тех, кто им занимается.

Проведена большая работа по теории, техническим приемам и терминологии. Все это, включая методы подготовки, практические и духовные основы были скрупулезно изучены научно обоснованы и систематизированы создателем тхэквондо . Но не каждый, кто использует руки и ноги для самозащиты есть тхэквондист. Только те, кто в полной мере использует технику, теорию, принципы и философию автора, могут претендовать на это звание.

Где и когда зародилось тхэквондо?

Случай помог создателю этого вида основать и в дальнейшем самостоятельно развивать этот вид БИ. Сначала ему удалось изучить таэк кйон. Потом во время оккупации Кореи Японией он изучил каратэ.

После освобождения Кореи, основатель этого вида получил должность в вооруженных силах Южной Кореи. Это дало ему возможность распространить тхэквондо в армии, несмотря на огромное количество недовольных.

Как тхэквондо за относительно короткий срок стало международным видом БИ?

Люди во все времена имели необходимость защитить себя. В этом им смог помочь основатель тхэквондо благодаря своему социальному статусу и хорошему здоровью.

Основатель таэквон-до генерал Чай Хонг Хи, с детства был больным и слабым. По рекомендации своего учителя каллиграфии занялся таэк кйоном в возрасте пятнадцати лет. Когда он жил в Японии, он стал мастером спорта по карате. Стал чувствовать себя гораздо увереннее. Мало осталось людей, которые могли бы ему чем либо навредить. Он смог вернуться в Корею и основал освободительное движение студентов. Это привело к тюремному заключению. В 1946 году он был назначен младлеем в армии Кореи. В армии он начал преподавать для солдат карате. Позже он понял, что необходимо развивать свое БИ, которое смогло бы превзойти карате как в техническом плане так и в духовном. Его вера в то, что это поможет общему делу была непоколебима.

С марта 1946 года он начинает развивать и преподавать новую технику. К концу 1954 года он закончил разработку нового БИ, и в апреле 55 это искусство получило название «тхэквондо ». В духовном плане тхэквондо базировалось на традициях этических и моральных принципах восточной философии в его интерпретации. Имея рост всего полтора метра, основатель тхэквондо сумел прожить ничем не поступаясь из своих моральных убеждений. При этом всегда стараясь держаться на стороне добра и справедливости. Заслугу этому он приписывает непобедимому духу, который он приобрел занимаясь тхэквондо . Базировка тхэквондо на принципах современной физики позволяет проявить максимальную мощность. Использование военной тактики атаки и обороны были также задействованы.

В 59 г. генерал демонстрировал таэквон-до вместе с военными в показательных выступлениях по всему миру. Сама собой возникла идея передать основные идеи, к которым желательно стремиться все практикующим этот вид спорта.

Вот цитата этих принципов:

  • Развивая высшее сознание и сильное тело, мы приобретем спокойную решимость всегда быть на стороне справедливости.
  • Мы объединимся с людьми, близкими по духу, несмотря на религиозные, расовые, национальные и идеологические границы.
  • Мы посвятим себя построению мирного общества, основанного на справедливости, доверии, гуманизме.
  • Основатель вида посвящает себя пропаганде тхэквондо всему миру, надеясь при этом объединить свою Родину.

Изучение тхэквондо должно состоять из двух частей: духовной и технической.

И тот и другой аспект нужно постоянно совершенствовать.

Сам о себе он говорит, что является учеником в этом бесконечном процессе совершенствования.

В названии формальных упражнений тхэквондо использованы имена исторических личностей Кореи.

На более высоких уровнях понимания люди осознают, что все виды боевых искусств могут быть использованы только в целях самообороны, справедливости.

Ниже приводятся принципы, на которых основан ряд технических приемов для неожиданных ситуаций.

  • Все движения должны быть построены так, чтобы получить максимальное количество энергии в соответствии с принципами биомеханики.
  • Принципы, на которых базируются технические приемы, должны быть столь ясны, что даже далекие от тхэквондо люди могли бы отличить правильное движение от неверного.
  • Амплитуда и кинематика каждого движения должны быть точно определены, чтобы добиться наиболее эффективной атаки и защиты.
  • Цель и способ каждого действия должны быть ясными и простыми, для того чтобы облегчить процесс изучения и преподавания тхэквондо.
  • Надо развивать рациональные методы преподавания с тем, чтобы преимущества тхэквондо могли почувствовать все - молодые и старые, мужчины и женщины.
  • Необходимо придумать методику правильного дыхания, увеличивающую скорость каждого движения и снижающую усталость.
  • Атака должна быть возможна относительно любой жизненно важной точки тела соперника, а защита должна быть способной противостоять атаке лю¬бого типа.
  • Любое атакующее действие должно быть ясно определено и основываться на анатомических особенностях человеческого тела.
  • Каждое движение должно быть легко исполняемо, так чтобы тхэквондо служило источником удовольствия, как спорт и отдых.
  • Для предотвращения травм и улучшения здоровья необходима хорошая концентрация.
  • Каждое движение должно быть гармоничным и ритмичным, эстетически приятным.
  • При выполнении тыл ей каждое движение должно выражать характер и душевные качества человека, в честь которого он назван.

Если вы будете следовать этим принципам, то вы можете превратить БИ в эстетическое искусство (со спортивным уклоном и научным подходом).