» » Методика изучения самооценки силы воли (Н. Н

Методика изучения самооценки силы воли (Н. Н

Тест разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция

На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да»; «не знаю» или «бывает», «случается»; и «нет». Если Вы ответили:

  • «да», то за это присваивается – 2 балла;
  • «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл;
  • «нет» – 0 баллов.

При последовательном ответе на вопросы от 1 до 15 необходимо сразу суммировать набираемые баллы.

Текст опросника

  1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
  2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
  3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
  4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
  6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?
  10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
  11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?
  12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
  13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
  14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
  15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается общая сумма набранных баллов. Если она находится в пределах:

  • от 0 до 12 баллов – у Вас слабая сила воли, Вас легко переубедить. Однако, знание своих «слабых мест» делает человека более сильным. Работайте над собой, совершенствуя свою волевую регуляцию.
  • от 13 до 21 баллов – у Вас сила воли средняя. В различных ситуациях Вы действуете по-разному, иногда проявляя чудеса уступчивости и податливости, а иногда – настойчивость и упорство. Именно в этой мобильности и неодинаковости заключается Ваша привлекательность в общении и делах.
  • от 22 до 30 баллов – у Вас большая сила воли, Вы волевой человек. Однако, помните что Вы не одни, а уступки, компромиссы и переговоры тоже приводят к успеху в общении и делах.

Вконтакте

Методика описана Н.Н. Обозовыми предназначена для обобщенной характеристики проявления «силы воли».

Инструкция : На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки.

Текст опросника:

1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли Вы отвечаете на письма?

8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам не­мало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Ключи к оценке результатов , краткая интерпретация: подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов - «сила воли» слабая; 13-21 балл - «сила воли» средняя;22-30 баллов - «сила воли» большая.

Задание 2.

Выполнение теста для определения волевого самоконтроля личности (ВСК)

Инструкция : На приведенные 30 утверждений необходимо выбрать вариант ответа: «да» или «нет».

Бланк теста для определения волевого самоконтроля личности (ВСК)



Инструкция: обведите кружком номера тех утверждений, которые верны.

Стимульный материал

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить «то дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной кампанией.

5. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие, в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я не всегда стараясь выслушать собеседника, не перерывая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда “гнy"" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в "хорошей форме".

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.

11. Считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.



25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Я замечаю иногда, что, пытаясь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

29. Я замечал, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшениюрезультатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Таблица 45

Ключ к опроснику ВСК (у маскировочных пунктов ключ отсутствует)

В – общий индекс ВСК; Н – настойчивость; С – самообладание

1.-В,-Н 6.-В,-Н 13.-В,-Н,-С 20.+В,+Н 27.+В,-С,+В
2.+В,+Н 7.+В,+С 14.-В,-С 21.-В,-С 28-В,-С
3.+В,+С 9.+В,+Н 1б.-В,-Н,-С 22. - В, - Н 29.-В,-С
4.+В,+С 10.- В,-Н 17.+В,+Н 24. +В, + Н, + С 30.-В,-С
5.+В,+Н,-С 11.+В,+Н 18.+В,+Н 25.-В,-Н

При подсчете суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного балла (не приносят отрицательных очков). В результате такой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков» по субшкале «настойчивость» от 0 до 16, и по «самообладанию» - от 0 до 13.

Задание 3.

Выполнение тестовой методики: «Самочувствие, активность, настроение» (САН)

Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973г.

САН представляет собой карту, которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов.

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова).

Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Тест «Самооценка силы воли».

Методика описана и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Текст опросника.

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?


11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 – сила воли слабая; 13–21 – сила воли средняя; 22–30 – сила воли большая.

Опросник для самооценки терпеливости.

Методика разработана и.

Инструкция. Ответьте, согласны ли вы с предложенными вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны, то знак «—».

Текст опросника.

1. Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.

3. Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.

4. Я могу долго терпеть боль, например, когда болит зуб.

5. Обычно я могу долго переносить жажду.

6. Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.

7. Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.

8. Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.

9. Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».

10. Я не бросаю работу на половине пути, несмотря на усталость.

11. Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.

12. Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.

13. Несмотря на усталось, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.

14. Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.

15. Я нетерпелив к боли.

17. Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».

18. Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.

Ключ к расшифровке. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.

Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечавший набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если отвечавший набирает 12 баллов и больше.

Опросник для оценки своего упорства.

Методика разработана и.

Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – знак «—».

Текст опросника.

1. Если это необходимо, я до конца выполняю даже скучную, однообразную работу.

2. Обычно я работаю до тех пор, пока есть желание.

3. Мне нравится решать трудные задачи, головоломки, все то, что называют «трудным орешком».


4. Даже если в работе не все получается, стараюсь продолжать начатое дело.

5. Я много раз пытался планировать свой день, но не смог выполнить намеченного.

6. По возможности я избегаю трудной работы.

7. Если у меня что-то не получается, я делаю это еще и еще раз.

8. Установив распорядок дня, я тщательно его соблюдаю, даже когда мне этого не хочется.

9. При затруднении я часто начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатую работу.

10. Если мне кто-то не позволяет сделать то, что я хочу, я все равно стараюсь выполнить задуманное.

11. Когда что-то не ладится, я нетерпелив и готов послать все к черту.

12. Когда я играю в шахматы или другую игру, то сопротивляюсь до последней возможности.

13. В споре я чаще всего не стараюсь переубедить других.

14. Всегда стараюсь до конца выполнить порученное мне дело, несмотря на возникающие трудности.

15. Я всегда отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

16. При решении трудной задачи я стараюсь сам разобраться в ней, а не надеюсь на помощь других.

17. В споре я обычно тушуюсь перед напором оппонента.

18. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я могу работать сколько угодно, даже если мне будут мешать.

Ключ для определения степени упорства. Начисляется по одному баллу за ответы «да» по позициям 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и за ответы «нет» по позициям 2, 5, 6. 9, 11, 13, 17.

Чем больше баллов наберет обследуемый, тем выше у него упорство.

Опросник для оценки своей настойчивости.

Опросник разработан и.

Текст опросника.

1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она не была.

3. У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.

4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.

7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

9. Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.

10. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

11. При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.

12. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

13. Мои близкие считают меня одержимым.

14. Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

15. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

16. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

17. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

18. Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня слишком часто отказываться от достижения цели.

Ключ к оценке ответов. По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.

Методика «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств»Методика разработана.

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности . Эти волевые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств. Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 – волевое качество очень сильно развито, 4 – сильно развито, 3 – слабо развито, 2 – очень слабо развито, 1 – волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например, 3,7 или 4,2 и т. д.).Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях – волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучаемых волевых качеств. Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю или если два и более признаков проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым. Приводим признаки этих волевых качеств школьников. Признаки дисциплинированности: сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.); добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

Соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

Выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

Стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

Умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

Умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.).

Признаки выдержки:

Проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

Умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

Умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

Планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

Проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

Проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

Активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Выводы. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к данной деятельности, если в двух и более видах деятельности – что это скорее всего качество личности.


Для исследования морально-волевых качеств были взяты спортсмены в возрасте 15-16 лет в количестве 15 человек.

Исследование проводилось при помощи таких методик, как:

  • 1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
  • 2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).
  • 3. Тест «Самооценка силы воли» Методика описана Н.Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков

Данная методика представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса. (Приложение1) Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Оценка теста: шкала импульсивность - вопросы 1-12; а_5 баллов, б_4, в_3, г_2, д_1.; шкала волевой регуляции - вопросы 13-22; а_5 баллов, б_4, в_3, г_2, д_1.

Методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 15-16 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

Методика «Социальная смелость»

Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 13 вопросов (Приложение2).

Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» - 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

Тест «Самооценка силы воли»

Методика описана Н Обозовым (1976) и предназначена для характеристики проявления «силы воли»

Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 15 вопросов (Приложение 3)

На приведенные 15 вопросов можно ответить «да»- 2 балла, «не знаю» или «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов - «сила воли» слабая; 13-21 баллов - «сила воли» средняя; 22-30 баллов - «сила воли» большая.

Исследовательская работа

Выполнила студентка 6721 з группы

Иванова Светлана Павловна

Проверила:

профессор О.Б. Дарвиш

Барнаул 2017

Методика определения темперамента (А. В. Белов)

Темперамент -динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристик.

Инструкция : для определения доминирующего типа темперамента испытуемому необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+» , если отрицательный, то соответственно «-».

1.+ 21.+ 41.+ 61.+
2.- 22.- 42.- 62.-
3.+ 23.- 43.- 63.+
4.+ 24.+ 44.- 64.-
5.+ 25.+ 45.- 65.+
6.- 26.- 46.+ 66.+
7.+ 27.+ 47.- 67.+
8.- 28.- 48.+ 68.+
9.+ 29.+ 49.- 69.-
10.- 30.+ 50.- 70.+
11.+ 31.+ 51.+ 71.+
12.+ 32.- 52.- 72.-
13.+ 33.- 53.- 73.+
14.- 34.+ 54.+ 74.-
15.- 35.+ 55.+ 75.+
16.- 36.+ 56.+ 76.+
17.+ 37.- 57.+ 77.+
18.- 38.- 58.+ 78.-
19.- 39.- 59.- 79.-
20.+ 40.+ 60.+ 80.-

Обработка данных.

Чтобы определить доминирующий тип темпераменты необходимо:

1) Число плюсов в ответах на вопросы 1-20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (флегматик) 10: 43 * 100 % = 23, 3 %

2) Число плюсов в ответах на вопросы 21-40 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (сангвиник)

11: 43 * 100 % = 25,5 %

3) Число плюсов в ответах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (холерик)

10: 43 * 100 % = 23,3 %

4) Число плюсов в ответах на вопросы 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100 % (меланхолик)

12: 43 * 100 % = 27,9 %

Вывод:

ФТ = 27,9% М + 25,5% С + 23,3% Ф + 23,3% Х

При 40 % и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30 – 40 % - достаточно яркая, при 20 – 29 % - средняя, при 10 – 19 % - малая.

На основании проведенного мною тестирования на вычисление типа темперамента, можно сделать вывод, что выраженность таких темпераментов, как меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик, у меня малая.

Методика диагностики акцентуации характера (К. Леонгард, Г. Шмишек)

Характер – это целостное образование личности, определяющее особенности деятельности и поведение человека. Характер выражается в устойчивых отношениях человека к различным сторонам деятельности.


Инструкция : необходимо ответить на предложенные вопросы. Если ответ утвердительный, то напротив номера вопроса ставится «+», если отрицательный -,соответственно, «-».

1.+ 23.+ 45.+ 67.-
2.+ 24.+ 46.+ 68.-
3.+ 25.- 47.+ 69.+
4.- 26.+ 48.+ 70.-
5.+ 27.- 49.+ 71.+
6.+ 28.+ 50.+ 72.+
7.- 29.- 51.+ 73.-
8.+ 30.- 52.- 74.+
9.- 31.+ 53.- 75.-
10+. 32.+ 54.- 76.+
11.- 33.+ 55.- 77.+
12.- 34.+ 56.- 78.-
13.+ 35.+ 57.+ 79.-
14.+ 36.- 58.+ 80.+
15.- 37.+ 59.+ 81.-
16.+ 38.+ 60.- 82.+
17.- 39.- 61.- 83.+
18.+ 40.+ 62.+ 84.+
19.+ 41.- 63.+ 85.+
20.+ 42.- 64.- 86.+
21.- 43.- 65.+ 87.+
22.+ 44.+ 66.+ 88.-

Обработка результатов.

Совпавшие с ключом считаются ответы «да» - номер вопроса дан без скобок, а также ответы «нет» - номер вопроса дан в скобках со знаком «-». Число совпавших ответов, каждый из которых определяется одним баллом, необходимо умножить на соответствующий индекс.

1.Гипертимность (умножить значение шкалы на 3) + : 1,11,23,33,45,55,67,77 - : нет 2.Застревающие (множить значение шкалы на 2) +: 2,15,24,34,37,56,68,78,81 -: 12,46,59 3.Эмотивные (умножить значение шкалы на 3) +: 3,13,35,47,57,69,79 -: 254. Педантичные (умножить значение шкалы на 2) +: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83-: 365.Тревожные (умножить значение шкалы на 3) +: 16,27,38,49,60,71,82-: 56.Циклотимные (умножить значение шкалы на 3) +: 6,18,28,40,50,62,72,84-: нет7. Демонстративные (умножить значение шкалы на 2) +: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88-: 51 8. Неуравновешенные(умножить значение шкалы на 3) +: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86- : нет9. Дистимичные (умножить значение шкалы на 3) +: 9,21,43,75,87-: 31,53,65 10. Экзальтированные (умножить значение шкалы на 6) +: 10,32,54,76-: нет

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов.

1. (1+1+1+1+1) х 3 = 15

2. (1+1+1+1+1) х 2 = 10

3. (1+1+1+1+1+1+1) х 3 = 21

4. (1+1+1+1+1+1+1) х 2 =14 5. (1+1+1+1+1) х 3 = 15

6. (1+1+1+1+1+1+1+1) х 3 = 24

7. (1+1+1+1+1+1) х 2 = 12

8. (1+1+1+1) х 3 = 12

9. (1+1) х 3 = 6

10. (1+1+1) х 6 = 18

Вывод.

1.Циклотивный тип (24 балла, ярко выраженная акцентуация)

2. Эмотивный тип (21 балл, ярко выраженная акцентуация)

3. Экзальтированный тип (18 баллов, ярко выраженная акцентуация)

4.Гипертимный тип(15 баллов, ярко выраженная акцентуация)

5. Тревожный тип (15 баллов, ярко выраженная акцентуация)

6. Педантичный тип (14 баллов, ярко выраженная акцентуация)

7. Демонстративный тип(12 баллов, ярко выраженная акцентуация)

8. Возбудимый тип(12 баллов, ярко выраженная акцентуация)

9. Застревающий тип(10 баллов, среднее значение акцентуации)

10.Дистимный тип(6 баллов, отсутствие выраженности акцентуации)

На основании проведенного мною тестирования на построение индивидуального профиля, наглядно отражающего акцентуацию моего характера, можно сделать вывод,что самым ярко выраженным типом акцентуации является циклотивный, а отсутствие вырженности акцентуации проявляется в дистимном тип.

Методика изучения самооценки силы воли (Н. Н. Обозов)

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция :На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» - 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?(1 балл)

2.Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?(2 балла)

3.Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе (учебе) или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?(2 балла)

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?(1 балл)

5.Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?(2 балла)

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?(1 балл)

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?(2 балла) 8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?(2 балла) 9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?(2 балла) 10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?(2 балла) 11.Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?(0 баллов) 12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел.(0 баллов) 13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам? (1 балл)

14.Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?(1 балл)

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?(2 балла)