» » Налоговая система древней руси. История развития налогообложения в древней руси

Налоговая система древней руси. История развития налогообложения в древней руси

На Руси финансовая система формировалась одновременно с объеди­нением древнерусского государства лишь в конце IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Сначала она была нерегулярной, а затем превратилась в систематичес­кий прямой налог. Тогда же появилась русская гривна – слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денеж­ным знаком на Руси вплоть до XIV в. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины.

В Древней Руси было введено поземельное обложение. Прямые налоги определялись на основе «сошного типа». Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земель и социального положения владельца.

Таким образом, при сборе прямых податей главным объектом обложения служила земля. Расчет налога осуществлялся на осно­вании писцовых книг, в которых указывались площадь и качество земель, их урожайность, населенность.

Косвенное налогообложение су­ществовало в форме торговых и судебных пошлин. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Наиболее крупным источником дохода были торговые сборы. В летописях упомина­ются пошлина с серебряного литья, клеймения лошадей, гости­ная, с соляных варниц, рыбных промыслов, а также сторожевая, медовая пошлина, пошлина с браков и т.д.

Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что слу­жило серьезным препятствием для развития торговли, особенно из-за вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сбор­щиков. В царскую казну шли пошлины с гостиных дворов и лавок, сборы с публичных бань, питейной торговли, так как изготовле­ние и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Источником дохода казны служили и оброки. Тем, кто пла­тил больше, на оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Доход казне давали и оброчные ставки на казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и др.

Несмотря на политическое объединение Русских земель к концу XV в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Для династии Романовых финансы были наиболее слабым местом. Отсутствие теории нало­гообложения, необдуманность практических шагов порой приво­дили к тяжелым последствиям. Так, увеличение акциза на соль привело в 1648 г. к соляным бунтам. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество.

Крупномасштабные государственные преобразования в Рос­сии во всех сферах экономики, включая финансы, связаны с име­нем Петра I (1672-1725 гг.). До его правления финансовая сис­тема Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере воз­никновения и возрастания потребностей казны вне связи с ре­альным экономическим положением страны. Петр I предпринял уси­лия для развития производительных сил страны. Он считал это необходимым условием укрепления финансового положения. В хозяйственный оборот вводились новые промыслы, развивались горное дело, обрабатывающая промышленность. Создавались ка­зенные фабрики и заводы, которые затем передавались в част­ные руки. Зачинателям производства давались значительные де­нежные ссуды и льготы.


В этот период в России возникли метал­лургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Эти меры расширяли налоговую базу. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны, требующие новых дополнительных расходов на реорганизацию армии, строи­тельство флота. Вводились новые военные налоги. Царь учредил особую должность – прибыльщиков, обязанностью которых было находить новые источники доходов казны. Так, был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дво­рни, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов и другие налоги и сборы. Благодаря прибыльщикам была введена пошлина на усы и бороды. Они предложили коренное изменение системы налогообложения: переход к подушной подати.

Одновременно Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспе­чить справедливость налогообложения, равномерность раскладки налогов. Тяжесть некоторых из них была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Петр I близко подошел к идее промыслового налога: учитывались не только дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение.

В период царствования Петра I появлялись и новые нетрадиционные налоги. Примером тому служит налог «на бороды». Введение этого налога имело не столько фискальные цели, сколько регулирующие. Посредством взимания «налога на бороды» Петр I стремился заставить население следовать западной «безбородой» моде.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» - за перевоз через реку, «гостиная» пошлина - за право иметь склады, «торговая» пошлина - за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение витков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви, где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор, драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув в качестве обычая, эти порядки были узаконены в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (ок. 978 - 1054). Интересно, что такая же пошлина, как за холопа, устанавливалась за убийство чужого коня или скотины. «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину гривну» . Таков же размер пошлины уплачивался за похищение бобра из ловища.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского (1350-1389) с темником Мамаем (? - 1380) - фактическим правителем Золотой Орды, по свидетельству С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай требовал от Димитрия Донского дани, какую предки последнего платили ханам Узбеку и Чанибеку, а Димитрий соглашался только на такую дань, какая в последнее время была условлена между ним самим и Мамаем; нашествие Тохтамыша и задержание в Орде сына велико-княжеского Василия заставили потом Донского заплатить огромный выход… брали по полтине с деревни, давали и золотом в Орду. В завещании своем Димитрий Донской упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже при князе Василии Дмитриевиче (1371-1425) упоминается «выход» сначала в 5000 руб., а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо выхода или дани были и другие ордынские тяготы. Например, ям - обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства стало уже почти невозможным. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Особенно крупными источниками дохода явились торговые сборы. Они существенно возрастали за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель при князе Иване Калите (?-1340) и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые пошлины в то время обычно были таковы: с воза пошлины - деньга, если кто поедет без воза, верхом на лошади, но для торговли - платить деньгу же, со струга (ладьи) - алтын. Когда кто начнет торговать, берется от рубля алтын. Упоминается в летописях пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался «осьмеником». Он взимал осмничее - сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. По всей видимости, это слово происходит от монгольского «тамга» - деньги. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: ямские, пищальные - для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства. Именно ко времени Ивана III относится древнейшая переписная окладная книга Вотской пятины Новгородской области с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землею и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя. Далее земли каждого помещика, земли купцов, земли владыки новгородского и т.д. При описании каждого селения следует его название (погост, село, сельцо, деревня), его собственное наименование, дворы, в нем находящиеся, с поименованием хозяев. Количество высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход в пользу землевладельца, корм, следующий наместнику, угодья, существующие при селении. Если жители занимаются не хлебопашеством, а другим промыслом, то описание изменяется сообразно этому. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше. Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, средней - 14, худой - 16 четей. Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков - зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Сошное письмо составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Таким образом, финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца 9 века в период объединения древнерусских племен. Основной формой поборов в княжескую казну была дань.

После свержения татаро-монгольского ига податное дело было кардинально реформировано Иваном III (конец 15-начало 16). Введены русские прямые (подушный налог) и косвенные налоги (акцизы и пошлины). В это время были заложены основы налоговой отчетности, введена первая налоговая декларация — сошное письмо. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы — «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета, налогов и

экономической безопасности

Реферат по дисциплине «Теория и история налогообложения»

на тему: «Источники казны Древней Руси»

Выполнила: ст. гр. ЭБ-31

Сивушкина Е.М

Проверила:

профессор кафедры

бухгалтерского учета, налогов

и экономической безопасности

Короткова А.В

Йошкар-Ола

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси 3

1.1Факторы, влияющие на налогообложение 3

Глава 2 Виды налогов Древней Руси 5

2.1 Дань, оброк,корма в 10 веке-как первые виды налогов 5

2.2 Виды взыманий дани: повоз и полюдье 7

2.3 Косвенное налогообложение в Древней Руси в виде торговых пошлин 18

2.4 Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Список использованных источников 24

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена описанию первых налогов Древней Руси в период с ΙХ по ХΙΙ века.

Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги служат основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность темы . Сегодняшнее состояние налоговой системы РФ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций.

Цель работы . Рассмотрение истории развития налогообложения Древнерусского государства.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи :

Рассмотреть развитие налогового законодательства в Древней Руси;

Изучить налогообложение в Древней Руси;

Рассмотреть историю возникновения налогов в России;

Проанализировать налоги Древней Руси.

Объект исследования - налоговая система Древней Руси.

Глава 1 Особенности налогообложения Древней Руси

    1. Факторы, влияющие на налогообложение

На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".

Следует отметить, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.

Налогообложение в Древней Руси стало возникать в период разделения общества на социальные группы и появления первых признаков государства. Первые протогосударства Древней Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов и повинностей.

Правовые основы регулирования налоговых отношений формировались как внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами. Действовали нормативные правовые акты: Договоры Руси с Византией (911, 944, 971 г.), Древнейшая редакция Русской Правды (ст. 42, Покон вирный).

На этапе зарождения налоговых отношений в Древней Руси (IX - XI вв.) система взимания сборов характеризовалась:

1) недостаточной односторонностью налоговых процессов под воздействием многостороннего влияния извне;

2) существенным отличием степени налоговой организации на разных территориях;

3) отсутствием совместимости с налоговыми системами других государств, обусловленной особенностями географического положения, скандинавским и византийским влиянием, неустойчивостью международных отношений и границ;

4) началом интеграции русского налогового пространства, переходом от спонтанности и случайности к периодичности сбора налогов в соответствии с периодичностью основных хозяйственных процессов.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу , что в древней Руси началось формирование основных принципов налогообложения. Основной задачей налогов был сбор денежных средств на содержание войска.Налогообложение складывалось внутренними историческими факторами, национальными устоями, судебной практикой, обычаями, так и взаимоотношениями: с другими государствами

Глава 2 Виды налогов Древней Руси

2.1 Дань, оброк,корма в 10 веке-как первые виды налогов

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег (?-912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев: "Некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала". Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. "От рала" - т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Тяжесть этого обложения для них оказалось легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а стали платить по одному.

Княгиня Ольга в X в. в завоеванной земле уже устанавливает уставы и уроки, т.е. упорядочивает взимание даней-податей, а установившейся единицей обложения (дым, рало, плуг), говорящей о регулярности различных взиманий с народной массы, известные славянам задолго до Ольги, по крайней мере, в самом начале IX в., если не раньше.

Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 денежных единиц. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

В IX-X веках Древняя Русь уже стала типичным раннефеодальным государством. Политическое господство феодалов - бояр и князей - обеспечивалось дружинной военной организацией. Дружина не только, как мы подчас думаем, сопровождала князя в походах. Она все время находилась рядом с ним. Дружинники часто и живут на княжеском дворе, и едят с князем за одним столом - хмельные дружинные пиры были неотъемлемой частью феодального быта. С дружинниками князь «держал совет» обо всех делах - о войне и мире, походах и посольствах, размерах дани и раздачах земель, казнях и помилованиях. Вместе с дружинниками он составлял грамоты-указы, вершил суд по «закону русскому».

В целом же на первых порах дружина представляла собой нечто вроде разбойничьей шайки, несшей в себе, по словам Н.И. Костомарова, зародыш государственности. В последнее время такой взгляд на дружину периода зарождения Древнерусского государства разделяется очень многими отечественными и зарубежными исследователями. Так, в программной статье, посвященной зарождению деспотизма на Руси, В.Б. Корбин и А.Л. Юрганов писали:

«Русскую дружину, как ее рисует «Повесть временных лет», можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань - это и выкуп за несостоявшийся поход».

Дружина делилась на несколько частей. Вершила государственные дела и вместе с князем управляла землей «старшая» дружина, в которую входили «великие бояре», владевшие богатыми землями, многочисленной челядью, роскошными хоромами, а часто имевшие и свои военные отряды.

А «руками» князя была энергичная «молодшая» дружина. Младшие дружинники на деле реализовали то, что «уставлялось» князем и боярами, замышлялось на пирах и долгих «свещаниях», - собирали дань, управляли княжеским хозяйством, охраняли покой правителя, живя на княжеском подворье, а во время войн составляли ударную силу княжеского войска.

И наконец, еще одну, непостоянную группу дружины составляли набиравшиеся во время войн и походов воины «от сохи» - крестьяне, ремесленники.

По мере того как все новые и новые земли «становились под руку» киевского князя, дружина пополнялась за счет местной племенной знати, быстро воспринимавшей киевские феодальные порядки.

Дружина верно служила князю и для угнетения трудовых масс. Основной формой эксплуатации зависимого люда в те времена был сбор дани. Большую часть зимы князь и дружина проводили в «полюдье» - ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города Европы и Азии. На вырученные деньги покупали оружие, дорогие ткани, драгоценные украшения, восточные пряности, редкие диковины и спешили в Киев - порадовать князя, бояр, княгиню да боярынь.

Обобщая все вышесказанное можно сделать вывод , что первыми основными налогами были дань и оброк. Собирание налогов князями по большой части, были отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов, и могли объехать подвластные земли для сбора налога. Налог собирался не только в форме денежных средств, но и в виде продуктов, мехов, серебра и других товаров

В киевский период на Руси появляется первая система налогообложения и первые налоги.

Налоги в пользу государства

Считается, что государственность появилась на Руси в 862 г., когда варяга Рюрика призвали на княжение, и он стал править в Новгороде. Его преемник Олег, захватив Киев, сделал его своей столицей, и кроме того, подчинил своей власти племена древлян, северян и радимичей.

Замечание 1

Власть киевских князей отличалась от власти племенных князей тем, что в ее подчинении оказались многие народности, и она была централизованной.

Князь выполнял несколько функций:

  • военная: организация защиты и нападения;
  • судебная: князь был главой судебной власти и председательствовал на княжеском суде, где решал самые спорные вопросы;
  • религиозная: участие в важнейших религиозных обрядах;
  • административная: решение различных вопросов, связанных с организацией жизни населения.

Судебная и военная функции были наиболее важными, и в их исполнении князь опирался на своих приближенных. Для содержания княжеского двора были необходимы средства, которые давал народ в качестве платы за выполнение князем перечисленных функций.

До появления на Руси собственной монетной системы главным источником платежа было натуральное хозяйство. Первой формой налогов было полюдье .

В определенное время (с ноября по апрель) князь со своей дружиной объезжал все подвластные земли и собирал дань со свободных общинников и жителей городов, а также с покоренных народов. Отличительной чертой этой дани был ее ненормированный характер, то есть размер дани и действия по ее сбору не были строго определены, что создавало возможность для свободных действий князя. Известен конфликт, который произошел при сборе дани с древлян князем Игорем в 945 г. Он собрал с них дань и уехал, но потом решил, что этого недостаточно, и вернулся за новым полюдьем. Недовольные такими требованиями древляне подняли восстание и убили Игоря и его дружину.

После этого события на престоле оказывается вдова Игоря Ольга при малолетнем сыне Святославе. Она отомстила древлянам за смерть мужа и провела налоговую реформу с целью упорядочивания порядка сбора дани, ослабления племенной знати и укрепления власти киевского князя.

В результате реформы были установлены: фиксированный размер дани, который надо было уплатить в срок – урок; определенные места для сбора дани в административных округах – погосты; должности сборщиков дани - тиуны. Дань в виде продуктов, мехов и различных изделий теперь собиралась раз в год.

Итогами реформы были: укрепление центральной власти, упорядочение системы налогообложения и создание административного деления.

В X в. на Руси появляются множество различных видов налогов:

  • мыт: изначально это слово означало стоянку лодок, кораблей, возов, а позже мытом стали называться торговые и проезжие пошлины, с введением тамги, мыт стал торговой пошлиной, собиравшейся при проезде через внутренние заставы. Взималось сухое (с сухопутного транспорта) и водное (с водного транспорта) мыто, а собирали его мытники или мытчики;
  • торговая пошлина – плата за право организовывать рынки;
  • весчее – плата за взвешивание товаров;
  • гостиная – плата за право иметь склады;
  • тамга – плата за продажу товаров – появилась позже, в XIII в.;
  • поплужное – поземельный налог, уплачиваемый натурой (мед, зерно, воск) с крестьян с IX в; поплужное шло на военные расходы, содержание двора князя и т.д.;
  • посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров;
  • головщина – подать с каждого человека на возу, судне или ином транспортном средстве, то есть поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
  • проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
  • перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами.

Замечание 2

Основная часть налогов платилась звериными мехами – шкурами куниц и белок, кроме того, платили продуктами натурального хозяйства – мед, воск, зерно и т.д., которые отправлялись на экспорт. На деньги от продажи за рубежом продуктов, для ввоза в Киевскую Русь закупались оружие, ткани, вина, предметы роскоши.

Налоги в пользу феодалов и церкви

Налоги на Руси взимались не только в пользу князя и его двора.

Существовал такой вид пожалование как кормление, когда администрация содержалась за счет местного населения на время службы. Поначалу кормление носило эпизодический характер. «Русская правда» устанавливает порядок кормления для сборщиков штрафа (виры), строителей городов и некоторых других категорий населения. Кормление выплачивалось три раза в год и состояло из мяса, сыра, хлеба и прочих продуктов; лошади кормленщиков получали овес и сено. Кроме того, кормленщики имели право собирать в свою пользу разные пошлины: судебные, мыт, за клеймение и продажу лошадей и т.д.

С XII в. кормление начинает играть значительную роль в формировании системы самоуправления.

Крупные землевладельцы получали с крестьян, работающих на их земле, оброк в виде продуктов или денег. Крестьяне обрабатывали землю, предоставляемую им феодалом, за что часть натурального дохода отдавали ему. Оброк выплачивали зависимые категории населения – рядовичи, закупы, холопы, которые попадали в зависимость от феодала за неуплату долга, по договору и т.д. Оброк был доходом, который своим источником имел не государственное право, а договорные отношения между людьми.

Замечание 3

Кроме того, после 989 г. князь Владимир Великий установил церковный налог, по которому свободное население платило десятую часть дохода в пользу церкви.

Таким образом, в Киевской Руси складывается централизованная система налогообложения, несмотря на то, что монетной системы еще не сложилось и налоги платились натуральными продуктами. В Х в. устанавливается единая форма размера и сбора налога с целью упорядочить фискальные отношения. Налоги взимаются в пользу князя за выполнение им общественно значимых функций, а также в пользу служащих, крупных землевладельцев и церкви. Существовало большое количество видов налогов, основными из которых были транспортные, торговые, штрафные. Однако, с началом удельной раздробленности эта система начинает претерпевать изменения, и характер налогообложения меняется, получив новый облик с началом монголо-татарского ига.

Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.

Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.

Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.

Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.

Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.

Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:

«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».

В дальнейшем налоговая система продолжала развиваться. От эпизодических «наездов» власть перешла к регулярному обиранию населения. Впрочем, платить налоги обязаны были не все. Бояре и дворяне не платили. Но они должны были с пятнадцати лет нести военную службу. Причем, не шутейную: военная служба в те времена была сопряжена с постоянной опасностью. Если бы современному человеку предложили: отправить своего сына в «горячую точку» или заплатить деньгами, «горячую точку» выбрали очень немногие.

Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.

Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.

Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.

Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий . И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.

Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.

Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.