» » Онегин относится к категории людей дворянского общества. Коммуникативные качества «хорошей речи»

Онегин относится к категории людей дворянского общества. Коммуникативные качества «хорошей речи»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с ». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне.

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек.

Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить
Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем
И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою
Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,
И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей
Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,
Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Первую главу можно назвать и экспозицией романа, в которой в наиболее выразительной и полной форме обрисовывается молодой человек, являющийся типичным представителем столичной дворянской среды 10-20-х гг. XIX века. Когда-то семья Онегина была богата, но вследствие беспечной и разгульной жизни помещика-отца она разорилась. Онегин был воспитан гувернером-французом, как и полагалось по традициям светского общества. Иными словами, такое воспитание было ограждено от какого-либо влияния чего-то национального, истинно русского. Вот почему читатель не встречает никакого упоминания ни о крепостном дядьке, ни о няне, которые ходили за Онегиным.

Что касается образования героя, то строки «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь» вовсе не говорят о жалком образовании Онегина. Иначе бы здесь не было употреблено местоимение «Мы». Ведь известно же, что Пушкин достаточно серьезно относился к самообразованию и был одним из образованнейших людей своего времени.

Достаточно широк и круг чтения самого героя, который, по словам автора, отлично знал как древнюю, так и современную историю. Онегин отрицательно относится к таким древнегреческим поэтам, как Гомер и Феокрит, первый из которых воспевает царей, а второй изображает действительность в идиллических тонах. И то и другое было чуждо для критически мыслящей молодежи эпохи. Наряду с этим среди предпочитаемых им авторов есть и имя известного прогрессивного политико-эконома - англичанина Адама Смита. Нельзя не заметить, что среди предпочитаемых им книг нет ни одного, написанного русским автором. Но и существующего перечня достаточно, чтобы понять: в его мировоззрении чувствуется свободолюбие.

В круг интересов Онегина входит и характерная для светской молодежи той эпохи «…наука страсти нежной, Которую воспел Назон…». Но не смотря на типичное волокитство, Онегин относится к типу более содержательных молодых представителей светского общества. Иначе бы не чувствовалось положительное отношение автора к его желчным шуткам и мрачным эпиграммам.

Много места автор отводит изображению одного дня героя. Разные эпизоды этого дня передаются так ярко, что в воображении читателя образ Онегина словно оживает. В одном из эпизодов читатель узнает, что другом Онегина является Каверин, молодой гусарский офицер, который в жизни был приятелем Пушкина и состоял в «Союзе благоденствия». Он был также близким другом декабриста Н.И. Тургенева. Вот, оказывается, какие у Онегина друзья.

Одним из великолепных мест первой главы является изображение Пушкиным спектакля, посещенного Онегиным. Картина окончания спектакля передана с особым динамизмом посредством одного сложноподчиненного предложения, составившим 14 строк. Чувствуется трепетное отношение поэта к русскому балету и театру.

Примечательно, что изображая жизнь светского общества, Пушкин не оставляет вне поля зрения и простой народ. Господа сидят в креслах и наслаждаются спектаклем, а крепостные слуги вынуждены ждать их на морозе. А ведь раньше галерки посещала весьма демократическая публика.

После балета Онегин возвращается к себе и начинается готовиться к балу. Из описания комнаты следует, что она обставлена по последнему слову моды. Чувствуется горький сарказм поэта по поводу того, что заморские непрактичные украшения обмениваются «за лес и сало…».

Читая первую главу, перед глазами читателя проносятся разнообразные стороны жизни в России. Так что, нельзя не согласиться с Белинским, назвавшим роман Александра Сергеевича «энциклопедией русской жизни».

Вот уже герой одет и готов ехать на бал. Щегольской наряд Онегина напоминает поэту Чаадаева. Пусть эта ассоциация чисто внешняя, но примечательно, что имя Чаадаева, адресата известного послания Пушкина, и Онегина произносятся рядом.

После бала Евгений возвращается домой как обычно под утро. Перед читателем встает картина пробуждающейся от ночного сна столицы. После изображения светского Петербурга эта утренняя, будничная трудовая столица составляет ярко выраженный контраст.

Ложится Онегин после полудня, а после пробуждения все повторяется вновь. Еще с посещения героем театра читатель почувствовал, что эта однообразная жизнь начинала Евгению надоедать. Усталость и разочарование овладели героем. Он все с большей неохотой появляется в кругу светских красавиц и пытается обратиться к книгам. Но и это не приносит желаемого облегчения. И красавицы, и книги оставлены.

Вскоре известие о смертельной болезни дяди вынуждает Евгения отбыть в деревню и вступить во владение дядиным имением. Но даже уединение на лоне красот природы не смогли отогнать смертельную тоску его.

Так заканчивается первая глава, рассказавшая о происхождении, воспитании и образовании Онегина; о среде, сформировавшей его взгляды на жизнь; о круге его интересов; определившая отношение самого автора к герою произведения. Становится ясным, что жизнь народа заслонена от Онегина праздностью его существования. Автор дает понять, что в этом и заключается главная беда Евгения. Но вместе со всем этим ясно и другое: беззаботная и лишенная трудовой деятельности жизнь тоже не удовлетворяет героя. Это заставляет симпатизировать Онегину.

ТЕМА 1. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно
культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Перечислите на основе этих определений нормы ее основные признаки. Запишите их. Какие еще признаки вы могли бы назвать?

Ответ: Литературный язык – нормализованная, общепринятая языковая система, которая характеризуется определённой спецификой: обладает определенными нормами в грамматике, лексике, произношении. Подвержено изменению и охватывает все сферы деятельности человека. Признаки: 1: наличие устойчивых правил. 2: устойчивость структуры 3: полифункциональность (использование в различных сферах деятельности) 4: коммуникативная целесообразность 5: наличие устной и письменной речи.

Упражнение 2. Заполните пропуски в таблице. Определите, в каких отношениях находятся между собой языковые единицы:

Упражнение 3. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. (звуки, ударения) Б. Лексический. В. Морфологический. (склонения, числительные)

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой ВВВ. 2. Что касается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. ГГГ 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем ВВВ.4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.БББ 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков.БББ 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна.БББ 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент.ААА 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя.ВВВ 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.ВВВ

Ответ : Основные единицы языка:

1) фонема - мельчайшая единица языка и речи, обладающая формой, но не содержанием; служит для отождествления или различения слов и морфем.

2) морфема - несамостоятельная единица языка, значимая часть слова, обладающая и формой, и содержанием.

3) слово (лексема) - центральная самостоятельная единица языка, обладающая формой, а также единством лексического и грамматического значений.

4) предложение - основная синтаксическая единица языка, являющаяся средством формирования, выражения и сообщения мысли, а также средством передачи эмоций и волеизъявления.

Упражнение 4. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Упражнение 5. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материяперестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 6. Определите, какая подсистема языка представлена в текстах и какими языковыми средствами.

1) – А получат. Ишь, как там баско…Вдруг бог-то и даст им богачество. Эвот сколько! Эво! – говорит Пила, указывая рукой на большой дом.

Пожалуй. Толды мы вместе станем жить?

А не то, таки Матрену скличем.

Апроську бы надо…

Пиле грустно сделалось. Теперь ему казалось, что у него и родных вовсе нет, кроме Сысойки, а ребята так и пропали. Жалко!

На рынке он купил по три ковриги хлеба и печенку. Сысойко нес хлеб. Пила печенку. Они опять подошли к архиерейской ограде.

Пойдем туда, - говорил Сысойко.

И! Гли, туда какие все идут.

А вон бурлаки.

Нас не пустят, ошшо в острог засадят.

Однако они вошли в ограду, взошли на крыльцо и хотели войти в церковь. Их опять прогнали…Они пошли на барки.

Шевелись! черти!.. – кричал на них лоцман.

Барка уже плыла. Пилу, Сысойку и еще трех бурлаков посадили на шитик.

А ребята здесь? Спросил Пила лоцмана на барке.

Ждать мне твоих ребят!

А ты пошто их бросил?

Да они в церкви остались, не нашли…Эка беда!

Поли, глазеют там впервые-то!

(Решетников Ф.М. Между людьми)

2. Утро в тот день стояло солнечное, блестящее, но прохладное – относительная близость Южного полюса давала себя знать. Дул свежий ветер, и по небу носились белоснежные перистые облака, представляя собой изящные фантастические узоры. Плавно раскачиваясь, клипер наш летел полным ветром под марселями в один риф, под фоком и гротом, убегая от попутной волны.

Шутиков стоял на грот-русленях, прикрепленный пеньковым поясом, и учился бросать лот, недавно сменив другого матроса. Вблизи от него был и Прошка. Он чистил орудие и по временам останавливался, любуясь на Шутикова, как тот, набравши много кругов лот-линя (веревки, на которой прикреплен лот), ловко закидывает его назад, словно аркан, и затем, когда веревка вытянется, снова быстрыми ловкими движениями выбирает ее..

Вдруг со шканцев раздался отчаянный крик:

Человек за бортом!

(Станюкович К.М. Человек за бортом)

3. Экая загрева, - заметила тетя Дуня, когда я пришла домой с озерной водой в двух ведрах, - «нетники» большого солнца не любят, разве, что «шутовки», при водяном хороводные девки». Я уж знала, что «нетчики» - это отсутствующие, отлучные, а вот с присутствием «нетчиков» постоянно приходится считаться: это – разного рода нежить, нечисть, благодушно-игривая или коварная, вредительная. (Ахмадулина Б. Нечаяние. Дневник)

4. Испитой юноша, на вид лет семнадцати, в лакированных сапогах, в венгерке со жгутом и в новом картузе на затылке, стуча дном водочного стакана по столу, убедительно доказывал что-то маленькому отрепанному человечку:

Слушай, ты…

И что слушай? что слушай? Работали вместе, и сам пополам…

Оно пополам и есть!.. Ты затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник, а мне бака… В лопатошнике две красных!..

Литература

Ответ на билет №5

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” - “энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение” (В. Г. Белинский). Чтение наизусть отрывка из романа.

1. История создания романа.

2. Энциклопедичность и народность романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: социальная обусловленность характеров; воспитание; образование; культура; распорядок жизни; политические и экономические сведения; петербургский свет и патриархальная Москва; жизнь поместного дворянства; декабристское движение (X глава).

3. Значение романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”.

1. Во второй половине 20-х годов А. С. Пушкин работал над своим романом в стихах “Евгений Онегин”. Роман, начатый еще в южной ссылке, был закончен в Болдине осенью 1830 года. Первое полное издание “Евгения Онегина” вышло в 1833 году. В поэтическом предисловии к роману автор, обращаясь к читателю, говорит:

Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет, У

ма холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

2. По широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX века “Евгений Онегин” - явление исключительное! Это роман глубоко национальный по исторической верности и полноте характеров; подлинно народный по передовой идейности, по демократизму языка, богатству связей и перекличек с устно-поэтическими традициями; реалистический по конкретно-исторической типизации характеров и их социальной среды; критический по его объективно-историческому конфликту, отображающему социальные противоречия и закономерности того времени.) Образами и отдельными деталями романа может воспользоваться для характеристики эпохи и историк, и экономист, и исследователь русского быта.

В “Евгении Онегине” с глубоким проникновением вскрыта социальная обусловленность взглядов, психологии, поведения героев. Онегин принадлежит к дворянскому “свету”, а Татьяна - к патриархальному дворянству. Ленский занимает промежуточное положение между “светским денди” и “уездной барышней”: он представитель молодой, самой образованной дворянской интеллигенции. Онегин, Ленский и Татьяна принадлежат к числу лучших людей дворянской среды. Судьба героев романа - гибель Ленского, душевная опустошенность Онегина, трагическое одиночество Татьяны, вынужденной примириться с “постылой жизни мишурой”, - свидетельствует о нездоровье общества, которое терпит лишь людей посредственных, исполненных самолюбивой ничтожности. Со страниц романа мы многое узнаем об эпохе, например, о воспитании детей в дворянской семье:

Француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил,

И в Летний сад гулять водил...

о моде в высшем свете для молодых людей:

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет...

об образовании, которого было достаточно, чтоб “свет решил, что он умен и очень мил”:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

о культуре того времени, репертуаре театров, где идут балеты Дидло:

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина...

Со страниц романа можно узнать о том, как одевались, что было в моде, что подавалось в ресторанах, какие балы проводились. Проследив за распорядком дня Онегина, мы узнаем о том, чем жил свет. Из описания кабинета Онегина можно понять, что “украшало кабинет философа в осьмнадцать лет”, чем и скем торговала Россия той эпохи. Рисуя высший свет Петербурга с “необходимыми” глупцами, клеветниками, чопорными “бальными диктаторами”, Пушкин не забывает “о соли светской злости”, о “накрахмаленных нахалах”, о характерах и нравах высшего света. Рисуя картину патриархальной Москвы, описывая ее гостиных “бессвязный пошлый вздор”, “ярмарку невест”, Пушкин вместе с тем любит Москву, сердце России:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Пушкин не обошел вниманием и глухую помещичью провинцию, крепостную деревню. Бесцветной и пошлой предстает жизнь провинциальных помещиков, родителей Ольги и Татьяны, однако старики Ларины вызывают сочувствие поэта. Причина в том, что их “патриархальная” строгость в отношениях с крестьянами не исключала и доли человечности, привязанности к слугам. Представляя читателю все слои русского общества того времени, Пушкин показал весь народ, реалистическую, конкретно-историческую повседневность жизни, в которой - “свежие мечтанья” истлевают, “как листья осенью гнилой”. Широкое и правдивое изображен”? этого мира и судьбы попадающих в сферу его влияния людей с неумолимой логикой подсказывают возможный вывод:

“Человек родится не на зло, а на добро, не на преступление, а на разумное законное наслаждение благами бытия, его стремления справедливы... Зло скрывается не в человеке, но в обществе...” (В. Г. Белинский). В этом заключается и гуманизм романа, и народность его. Отрывки Х главы “Евгения Онегина”, дошедшие до нас, посвящены характеристике движения декабристов, в круг которых попадает Онегин. По-видимому, она содержала широкую панораму общественно-политической жизни России со времен войны 1812 года до восстания декабристов.

3. “Евгений Онегин” - уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогий ни в русской, ни в мировой литературе.

Это первый русский реалистический роман. В. Г. Белинский назвал его поэтическим подвигом, “в высшей степени оригинальным и национально-русским произведением”. Как роман в стихах он остается непревзойденным по своему неповторимому мастерству во всей мировой литературе.

Вопросы к зачету/ экзамену

Литературный язык как высшая форма национального языка. Признаки литературного языка.

5. Устная и письменная разновидности литературного языка.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

7. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы русского литературного языка.

8. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

9. Лексические нормы русского литературного языка.

10. Лексическое значение как важное условие соблюдения лексических норм.

11. Употребление синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

12. Употребление стилистически окрашенной лексики: функционально окрашенной и эмоционально-экспрессивно окрашенной.

13. Лексикография: основные типы лингвистических словарей.

14. Толковые словари: строение словарной статьи, характеристика основных толковых словарей.

15. Устойчивые словосочетания: разновидности, ошибки употребления.

16. Точность употребления устойчивых словосочетаний.

17. Функциональные стили современного русского литературного языка. Общая характеристика.

18. Научный стиль и его особенности.

19. Стилевые и жанровые особенности научного стиля.

20. Жанровые особенности и речевые нормы аннотации и реферата.

21. Официально- деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

22. Типы документов. Правила оформления документов.

23. Требования к языку и стилю документов.

24. Культура деловой переписки. Речевой этикет в документах.

25. Жанровые особенности резюме.

26. Публицистический стиль и его особенности.

27. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

28. Средства языковой выразительности.

29. Главные принципы коммуникативного кодекса.

30. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

31. Язык художественной литературы в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

32. Морфологические нормы русского литературного языка: существительное, глагол.

33. Морфологические нормы русского литературного языка: прилагательное, местоимение, наречие.

34. Синтаксические нормы русского литературного языка.

35. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

36. Языковая политика, аспекты. Проявление языковой политики в современном обществе.

В ходе изучения курса предусматривается выполнение следующих заданий :

· написание аннотации по научной, научно-популярной литературе, 1 стр. печ. текста;

· работа с орфоэпическим словарем - расставьте ударения в словах (тема «Орфоэпические нормы»)

· определите значение слов по толковому словарю или словарю иностранных слов (тема «Лексическое значение слов»);

· заполните таблицу о различии устной и письменной речи (тема «Устная и письменная формы речи»);

· заполните таблицу наиболее распространенных международных словообразовательных элементов;

· подготовить выступление на тему :

1. Расскажите о собственных наблюдениях над диалектной речью?

2. Что такое просторечие? Сопоставьте просторечие и территориальные диалекты.

3. Подготовьте доклад о проблемах речевой культуры на современном этапе.

4. Использование жаргонной лексики в языке современных средств массовой информации.

5. Особенности языковой политики на территории бывшего СССР.

6. Основные аспекты языковой политики на современном этапе в России и в других странах.

7. Расскажите о нарушениях точности речи в письменной или устной речи.

8. Расскажите о ваших наблюдениях над речевыми ошибками в письменной или устной речи.

9. Нарушение орфоэпических норм в речи телеведущих.

10. Что такое жаргонизмы? Насколько уместно их использование? Расскажите о том, какие жаргонизмы вы используете и в какой ситуации.

11. Обобщите ваши наблюдения над публицистическим стилем. В качестве примеров используйте газетные и журнальные статьи.

ТЕМА 1. ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Упражнение 1. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его признаки. Сравните свое определение с существующими:

1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» (Д.Э. Розенталь );

2) «Представляет собой форму социального (социокультурного) существования национального языка, принимаемую его носителями за образцовую». (В.И. Максимов );

3) «Современный русский литературный язык, хотя и может рас­сматриваться как язык от А. С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев );

4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устой­чивой нормой, единой и общеобязательной для всех говоря­щих на литературном языке, и эта норма целенаправленно
культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин )

Упражнение 2. Назовите основные единицы языка, дайте им определение. Определите, к какому языковому уровню относятся речевые ошибки в предложениях:

А. Фонетический. Б. Лексический. В. Морфологический.

Г. Синтаксический

1. По рассказам Печорина, дворянское общество наполнено лицемерием, злобой, лжой. 2. Что качается художественных средств, используемых Пушкиным для воссоздания впечатления достоверности изображаемой действительности. Повесть представляет собой мемуары. 3. Анна Сергеевна была таким человеком, который позволял высказывать свое мнение при нем.

4. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля. 5. Тембр нашей жизни намного превышает тембр жизни наших предков. 6. Истинные художники слова творят на страницах своих произведений грандиозные эпические полотна. 7. Глядя на него, складывается образ грубости и небрежности. 8. На открытие немецкого языкОвого центра приехал сам президент. 9. В деревне происходят события, перевернувшие все мировоззрение героя. 10. Изначально он не задумывался как единая композиция, а создавался и публиковывался по частям.

Упражнение 3. В соответствии с основными уровнями языка и сфера­ми использования языковых средств впишите типы норм в таблицу:

Упражнение 4. Определите, какие нормы нарушены в предложениях:

1. Онегин относится к категории людей дворянского общества. 2. Таких результатов он добился тем, что роман нам подан в виде записок из дневника Гринева. 3. Печерин предается страсти с дикаркой Беллой. 4. Автор пытается направить читателей немного в другую колею. 6. Как уже не раз писал «МК», нынешняя пирамида российской власти заточена под Путина. 7. Гастарбайтерша Ира Филиппова, приехавшая с Украины, чтобы работать концертные номера в одном из многочисленных питерских шапито. 8. Видимо при этих скоростях материяперестанет быть собой дезинтегрируется. 9. Удивило и то, что разноцветные нитки, которыми вышито изображение, не поблекли и не потеряли своей прочности за более чем пять столетий. 10. На языке актёров «номерной» означало способность спеть, сиграть, рассказать, симпровизировать, симитировать кого-нибудь. 11. В Новосибирском Государственном Техническом Университете с 2002 г. работает Народный факультет.

Упражнение 8. Составьте рассказ, используя фразеологические единицы.

Примеры.

Сказ про московского студента

Жил-был московский студент. Были у него и дар слова, и золотые руки, и ахиллесова пята. Он был абсолютный нуль в математике. Но наш студент держал ушки на макушке, и о нем замолвили словечко знающие люди. Но другая проблема одолевала студента, насущная. Ходил он всегда голодный как волк и вынужден был жить на голодном пайке, потому как денег у него было кот наплакал. Но не был наш студент тяжелым на подъем, голову долго не ломал и придумал, как ему раздобыть поесть! Решил он белых воротничков обмануть, да не тут то было. Показали они ему, где раки зимуют, и сказали, чтоб зарубил себе на носу: жди-ка ты дружок у моря погоды, а нас не трогай. Но студенту нашему, как с гуся вода. Не успели они и глазом моргнуть, как виновник торжества уплетал их обед за обе щеки. Ум за разум от такого заходит! «Дело в шляпе, - подумал студент,- и волки сыты и овцы целы, и поминайте меня как звали, скатертью мне дорога, еще не вечер!».

Базаревич Ксения

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Пример: Гусляров Е.Н., Карпухин О.И. Лермонтов в жизни. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 405 с.

Книга представляет собой документальный роман-хронику, основные принципы которого впервые были разработаны В.В. Вересаевым в биографических повествованиях «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Особая привлекательность этого жанра в том, что в нем сохранена захватывающая мощь свидетельского показания, авторитет слова очевидца. Главная цель книги – создать всесторонний, объемный образ Лермонтова. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей литературы в целом и жизнью великого русского поэта, в частности.

Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Композиция реферата

Структурно-смысловые компоненты реферата 1. Вводная часть реферата (выходные данные первоисточника: автор, название работы, место издание, год издания) Автор работы «…..» - известный ученый... Статья (монография, книга) называется (носит название, озаглавлена)… Статья под названием (под заголовком) опубликована в … В статье «...», помещенной в...
2. Тема, ее общая характеристика Тема статьи (монографии, книги) -... Статья (монография, книга) на тему... Статья (монография, книга) посвящена теме (проблеме, вопросу) … Статья (монография, книга) представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор) …
3. Проблематика работы В статье (монографии, книге) речь идет о… (говорится о...); рассматривается (описывается; раскрывается, исследуется); дается оценка (анализ, изложение)… Сущность проблемы сводится к... (заключается в..., состоит в...)
4. Композиция работы Работа (статья, монография, книга) состоит из... частей Работа (статья, монография, книга) начинается с..., заканчивается…
5. Краткая характеристика содержания работы Во введении формулируется (дается определение) ... В начале статьи (монографии, книги) определяются (излагаются цель(и), задача(и)…) В статье автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы…; останавливается на...; касается... В первой (второй, третьей, этой, данной) главе (разделе, части) анализируется (излагается, обосновывается, освещается)…, речь идет о…, говорится о …, приводится аргументация..., даётся (обобщение, научное описание)… В статье также затронуты вопросы…
6. Иллюстрация автором работы своих положений Автор приводит…; ссылается на примеры (факты, цифры, данные), подтверждающие (иллюстрирующие) его положения… В статье приводится (дается...) богатый иллюстративный материал, подтверждающий основные положения работы… В качестве иллюстративного материала автор использует…
7. Заключение, выводы автора Автор приходит к …; подводит нас к выводу, что...(заключению...), Автор делает вывод (подводит итоги) ... В заключение автор говорит, что... (утверждает, что...) В заключение говорится, что... Сущность вышеизложенного сводится к следующему...
8. Выводы В итоге можно (необходимо, хотелось бы) сказать (подчеркнуть, отметить) Таким образом, в статье нашло отражение... (убедительно доказано...; получили исчерпывающее освещение...)

Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.п. Тезисы могут быть первичными и вторичными.

Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления.

Вторичные тезисы создаются на основе статьи, лекции и т.п. другого автора.

Упражнение 2 Расскажите о способах оформления цитат и ссылок. Какую функцию они выполняют? В данные фрагменты включите цитаты, используя разные способы их оформления.

1. Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее соглас­но закономерностям его энергетики.

"Множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упус­кается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глу­бокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жиз­ни" (Н.К. Рерих).

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимо­действии культуры и цивилизации приоритет должен принад­лежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих иска­жений, ей свойственных.

"... Самое важное для нас будет дух итворчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство" (Н.К. Ре­рих).

3. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом...

"Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть про­дукт творческой работы духа над природными стихиями" (Н.А. Бердяев).

4. Машинная, техногенная цивилизация подменяет куль­туру развлекательной индустрией, на базе которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю обще­ства, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...

"...старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру" (Н.А. Бердяев).

5. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - циви­лизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивили­зации. Материя, как никогда раньше, завладела господствую­щими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энер­гии...

"... в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического цар­ства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие" (Н.А. Бердяев).

6. Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил...

"Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обна­руживает характер человека, чем битвы, в которые гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов" (Плутарх).

7. Известны и пессимистические ("финалистские") концеп­ции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, россий­ский ученый Л. Лесков пишет...

"Испытав стремительный подъем, космические цивили­зации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в техноло­гических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядер­ных катастроф" (Л.В. Лесков).

Заявление

Текст заявления (Прошу…)

дата (подпись)

Вариант 2.

Адресат: должность, И.О.Ф. (в дательном падеже)

наименование организации (в винительном падеже)

Адресант:

от …(должность, И.О.Ф. (в родительном падеже))

Заявление.

Текст заявления (Прошу…)

дата (подпись)

Задание 5. Напишите доверенность на получение стипендии, книг из библиотеки и т.п. и объяснительную записку.

Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо представляет другому лицу полномочия предпринять за него какие–либо действия.

Структурные компоненты текста доверенности:

– наименование документа (в центре строки);

– текст доверенности (пишется с красной строки) должен содержать наименование доверителя, точное определение доверяемых полномочий, наименование доверенного лица;

– дата (слева), подпись (справа);

– удостоверение подписи доверителя должностным лицом, печать учреждения.

Образец:

Доверенность

Я, …(должность фамилия, имя, отчество), доверяю…(должность, фамилия, имя, отчество)… (указание полномочий).

Дата (подпись)

Подпись …. (фамилия, инициалы) удостоверяется…

Дата (подпись)

Объяснительная записка – документ, объясняющий причины какого–либо события, поступка. Текст объяснительной записки составляется в произвольной форме, но должен содержать указание адресата, дату, заголовок и подпись составителя.

Образец:

Наименование подразделения Должность, И.О.Ф. (в дательном падеже)

Объяснительная записка

Текст объяснительной записки

Должность, инициалы, фамилия адресанта (подпись)

ТЕМА 7. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение речевого этикета.
  2. Какие функции выполняет речевой этикет?

Задание № 1. Какие речевые этикетные формулы используются в следующих ситуациях? Продолжите ряд этикетных формул.

Ситуации:

а) приветствия (Доброе утро…),

б) прощания (До свидания…),

в) приглашения (Позвольте Вас пригласить…),

г) поздравления (От души поздравляю…),

д) выражения сочувствия (Как я Вам сочувствую…),

е) благодарности (Я благодарен Вам за то, что…),

ж) просьбы (Сделайте одолжение, выполните мою просьбу…),

з) согласия (С удовольствием…)

Задание № 2. Распределите этикетные формулы несогласия, возражения на группы: 1) нейтральные, 2) допустимые в неофициальном общении, 3) допустимые в официальном общении:

Нет, это далеко не так...

Извините (простите), но вы не правы...

Это неправда...

Совсем (вовсе) не так...

Мне так не кажется...

Вот уж неверно (неправильно, не так)...

Я не согласен (согласна) с...

(Никак) не могу согласиться с вами (с этим)...

Я думаю иначе (по-другому)...

Мне кажется, это не так...

Я другого мнения об этом...

Я придерживаюсь другого мнения...

У меня другая (противоположная) точка зрения...

Моя точка зрения (позиция) другая (иная)...

Тут (здесь, в этом) вы не правы...

Вы ошибаетесь (заблуждаетесь)...

В этом (здесь) вы ошибаетесь...

И все-таки вы меня не убедили (переубедили)...

Полагаю, что это не так...

Об этом и речи быть не может...

Я не разделяю вашей (этой, такой) точки зрения...

Как раз (совсем) наоборот (не так, иначе)...

Ничего подобного...

Все это не соответствует истине...

Я позволю себе не согласиться с вами...

Это исключено...

Конечно, нет...

К сожалению, не могу согласиться с вами...

К сожалению, это не так...

Мне хотелось бы выразить свое несогласие...

Это положение (точка зрения, позиция) вызывает возражение...

Вопросы к зачету/ экзамену

1. Культура речи как языковедческая дисциплина. Аспекты культуры речи.

2. Формы существования национального языка.

Коммуникативные качества «хорошей речи».