» » Открытый урок по окружающему миру "Зачем строят самолеты?". Урок "Зачем строят самолеты?" Презентация окружающий мир зачем строят самолеты

Открытый урок по окружающему миру "Зачем строят самолеты?". Урок "Зачем строят самолеты?" Презентация окружающий мир зачем строят самолеты

Технологическая карта

Образовательная система: Школа России

Тема урока: Зачем строят самолеты?

Дата: 12.05.2017

Тип урока: открытие нового знания

Цель: ф ормирование представления учащихся о назначении и устройстве самолетов

Задачи:

Общеобразовательные познакомить детей с назначением и устройством самолетов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах

Развивающие развивать умение сравнивать и описать транспортные средства, развивать мышление и воображение учащихся.

Воспитательные воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о воздушных транспортных средствах, об их истории.

Формируемые УУД:

Личностные:

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников;

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное учебное сотрудничество;

Познавательные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Предполагаемый результат

Организационный момент

Цель: создание благоприятного настроя на работу

Организует психологический настрой,

проверяет готовность учащихся к уроку .

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети. Пусть этот день несет нам радость общения.

Наполнит сердце благородными чувствами.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворение.

Учащиеся готовятся к уроку

Актуализация знаний

Цель: Проверка усвоения пройденного материала учащимися

Организует усвоение пройденного материала.

Для выполнения 1 задания нам понадобится светофорики.

Сейчас, читаю предложение, если вы согласны с тем, что сказано, просигнальте зеленым цветом, если нет - красным.

Земля имеет форму блюдца (Нет)

Суббота придет после четверга (Нет) А когда придет суббота? (После пятницы)

Лето наступит после осени (Нет) А когда? (После весны)

Дятел, синица, сова-это перелетные птицы. (Нет)

Солнце-это самая далекая от Земли звезда. (Нет. Самая близкая)

Звезды - это огромные пылающие шары. (Да)

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца. (Да)

Тучи состоят из тяжелых капелек воды. (Да)

Фары, ремни безопасности, сиденья - это части велосипеда. (Нет)

Части, какого транспортного средства я назвала? (Автомобиля.)

Работают с учителем.

Поднимают цвета светофора.

Оценивают усвоенный материал

Обобщают усвоенный знания

Мотивационный этап

Цель: формирование у учащихся потребности в овладении учебного материала

мы сегодня отправимся в путешествие на новом транспортном средстве. Отгадав ключевое слово в кроссворде, вы узнаете, что это за транспортное средство.

Я вам раздам карточки с вопросами для заполнения кроссворда. (В группах. У каждой группы по слову)

    Часть колеса велосипеда. (Спица. )

    Осветительный прибор на автомобиле. (Фара. )

    Подземная электричка. (Метро. )

    Им управляет капитан. (Корабль. )

    Он нужен, чтобы управлять машиной. (Руль. )

    Их четыре у машины, два у велосипеда и много у поезда. (Колеса. )

    Ю.А. Гагарин впервые на ней отправился в космос. (Ракета. )

Какое ключевое слово получилось?

Ответы учащихся.

В группах отгадывают слова.

Самолет

Желание приобретать новые знания, умения

Согласовывают свои действия с партнёром; вступают в коллективное учебное сотрудничество;

Постановка учебной задачи Цель: формулирование темы урока и прогнозирование его деятельности

Итак, мы отправляемся в путешествие на самолете и будем искать ответ на вопрос ” Зачем стоят самолеты?"

Какие задачи перед нами стоят?

Ответы учащихся

познакомиться с назначением и устройством самолетов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах.

Осознают познавательную задачу

Находят информацию в материалах учебника

Открытие новых знаний

Цель: предъявление новых знаний

Организует работу с учебником.

Чтобы узнать, какие бывают самолеты, откроем учебник на с 116.Рассмотрите различные современные самолеты на иллюстрации. Прочитайте, какие бывают самолеты? А для чего нужен каждый самолет?

(На слайде) Обозначьте зеленой фишкой военной самолет, синей - пассажирский, желтой - спортивный самолет, красной грузовой самолет.

А вам хотелось бы по-настоящему полетать? Человек так давно мечтал полетать, как птица, что воплотил свои мечты, но сначала в сказках.

С какими волшебными летательными аппаратами вы сталкивались в сказках. Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и перьев крылья. Послушайте часть легенды. Учитель читает легенду. Это только легенда. А теперь послушайте, как на самом деле человек учился создавать самолеты.

Читает учитель.

У вас на партах лежат карточки, прочитайте их самостоятельно. И расскажите что вы узнали.

Рассмотрите рисунки старинных самолетов в учебнике на с. 117. Похожи ли старинные самолеты на современные?

Кто из вас видел настоящие современные самолеты? Где?

Посмотрим на устройство современного самолета. Прочитайте названия частей самолета. Какие слова вам незнакомы?

Незнакомые слова записывают в тетрадь.

Предлагаю назвать и показать эти части на модели самолета.

Для чего самолеты предназначены? Кто управляет самолетом и обслуживает его?

Отгадав загадку, мы узнаем еще об одном транспортом средстве.

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский...

Вертолет – еще одно воздушное транспортное средство.

показывает модель вертолета.

Сравните изображения самолета и вертолета в тетради на с. 47. Чем они различаются?

Ответы учащихся

Пассажирские перевозят пассажиров, грузовые - грузы, военные нужны нашей армии защищать воздушные границы Родины, спортивные - участвовать в спортивных соревнованиях

Отмечают фишками самолеты

Ступа Бабы яги, крылатые сандалии, ковер – самолет

- Идея полетов с помощью крыльев впервые была высказана Леонардо да Винчи.

Первым попытался построить Роберт Гук в 1660 году

В 1882 году русский морской инженер А.Ф. Можайский построил первый самолет и совершил на нем полет, который продолжался несколько минут.

- В фильмах, в телепередачах и т.д.

Летчики пилоты Обслуживает пассажиров стюардесса

Вертолет

- У вертолета есть пропеллер, он меньше самолета

Принимают учебную задачу Определяют эффективные способы её достижения Оценивают результаты своих действий и действий одноклассников

Высказывают свое мнение

Физкультминутка

Цель: снятие усталости и напряжения

Попробуем построить свои самолеты на физкультминутке.

Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
Мах крылом туда-сюда,
Делай «раз» и делай «два»!
Раз и два, раз и два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз –
И на место все садись!

Первичное закрепление

Цель: применение полученных знаний

Предлагаю сделать вам модель самолета из бумаги.

Учитель показывает и озвучивает действия, ученики повторяют.

Представьте, что вы на борту самолета и отправляетесь в путешествие и

составьте небольшой рассказ, используя слова аэродром, стюардесса, трап, фюзеляж, шасси.

Выполняют задание учителя.

Составляют маленький рассказ. Озвучивают.

Вступают в учебный диалог с учителем

Итог урока

Цель: Обобщение полученных знаний на уроке

Расскажите соседу чему научились сегодня, что узнали нового, что понравилось на уроке?

Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?

- Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Делают обобщения, выводы.

Рефлексия

Цель: Оценивание результатов деятельности

Оцените урок и свою работу на нём. Если вы узнали много нового, все поняли и
запомнили, то положите в коробочку фишку зелёного цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в коробочку фишку красного цвета.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают результат выполнения заданий

Человек всегда мечтал подняться высоко в небо и свободно летать, словно птицы, однако сделать это было не так уж и просто. Прежде, чем был совершен первый полет на самолете, много ученых во всем мире бились над загадкой - как покорить высоту? Давайте выясним, зачем строят самолеты, и какими они бывают.

История самолетостроения

Первый успех в создании летательных аппаратов пришел в XIX веке - именно тогда человечество узнало, что можно подняться в воздух на воздушном шаре, на дирижабле.

Многие ученые во всем мире пытались создать такой летательный аппарат, который мог не только подняться ввысь, но и был управляемым во время полета.

  • Английский изобретатель Джордж Кейли предложил конструкцию летательного аппарата, у которого было зафиксировано крыло и отдельно от него пристроен двигатель.
  • Французский морской офицер Жан Мари дю Тампль соорудил самолет на основе паровой машины.
  • Русский морской офицер Александр Можайский изобрел летательный аппарат с силовой паровой установкой.

К сожалению, все попытки изобретателей взлететь на своих самодельных самолетах не увенчались успехом. Для совершения полета мощность их двигателей была слишком мала. Максимум, на что были способны эти летательные аппараты - на несколько мгновений оторваться от земли.

Первый самолет, который поднялся в воздух и совершил управляемый горизонтальный полет, был американский «Флайер-1», построенный братьями Уилбуром и Орвилом Райт. Это событие произошло 17 декабря 1903 года. Это дало толчок для активного самолетостроения в развитых странах.

Рис. 1. Самолет «Флайер-1».

Как устроен самолет?

Современный самолет - это очень сложная конструкция, которая состоит из множества механизмов. Рассмотрим основные части самолета:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • корпус (внутри него находится салон для пассажиров, кабина пилотов, багажное отделение);
  • крылья с двигателями;
  • шасси.

Удачный полет на самолете невозможно представить без обслуживающего персонала. Пилоты управляют им, стюардессы обслуживают пассажиров, а авиадиспетчеры, которые находятся в здании аэропорта, помогают самолету двигаться в правильном направлении, предупреждают пилотов о возможной непогоде.

Рис. 2. Кабина пилотов.

Предназначение самолетов

В настоящее время, когда самолетостроение развито очень хорошо, строят самые разные самолеты, которые выполняют различные задачи:

  • Пассажирские - необходимы для пассажирских перевозок по всему миру. Это очень большие самолеты, способные вместить много людей.

Самым большим современным пассажирским самолетом является реактивный авиалайнер Airbus А380. Он вмещает в своих салонах 853 пассажира, весит 280 тонн, а его длина превышает 70 м.

  • Грузовые - предназначены для перевозки больших тяжелых грузов на дальние расстояния. Отличительная особенность - большой багажный отсек.
  • Военные самолеты - нужны при ведении военных действий. Они небольшие, маневренные, оснащены специальными военными приспособлениями.

для 1 класса УМК «Школа России»

Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.
Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.

Метапредметные УУД:

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его
органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному
мнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной
деятельности и личностного смысла учения.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание

в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика: географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде
представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы
работы, работа в паре и группе.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2. электронное
приложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зелёного цветов, веер цифр.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места.

Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.

Учитель : - И как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая
Черепаха.
Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берёт с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: -Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает
классу). Помните, ещё в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его
троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого
письма.
Слайд 2.

Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик ещё не очень
быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.

Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад
получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том. как я живу. Приезжай ко
мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всём. Я буду очень
ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: -Я предлагаю вам посмотреть на модель земного шара, как можно добраться до
Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?

Дети: Глобус.

Учитель: -Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк
Южная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан.
Слайд 3.

Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на
доске пронумерованы некоторые из них.

На доске список:

1. военный корабль;

2. рыболовное судно;

3. грузовое судно;

4. электричка;

5. пассажирское судно;

6. исследовательское судно.

Учитель: -Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до
своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).

Учитель: -Вы не заметили ничего странного в этом задании?

Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.

Учитель: -Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал
путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал своё путешествие, которое
уже произошло?

4. Возникновение проблемной ситуации.

Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Я
ужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли я
смогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолёте.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: -Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолёты? Слайд 4.

Учитель: -Найдите цель урока. Прочитайте её самостоятельно. Скажите своими словами, чему
будет посвящена наша работа на уроке.

Дети: Мы познакомимся с видами самолётов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите
каждый самолёт и объясните его назначение.
Слайд 5.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолётов.

Пассажирский самолёт нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он
большой, в нём много мест для людей.

Военный самолёт нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.

Грузовой самолёт нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: - Приходилось ли вам летать на самолёте? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Физминутка.

3. Знакомство с устройством самолёта .
Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: -На с.67 вы видите изображение устройства самолёта. Рассмотрите его и прочитайте
все подписи составных частей самолёта.

Дети читают.

Учитель: -У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зелёного и красного цветов.
Прочитайте названия частей самолёта ещё раз. помечая зелёной фишкой ту подпись, которую
вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.

Дети выполняют самостоятельно.

Учитель: -Теперь уберите зелёные фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.

4. Работа в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: - Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре.
Проверим, как вы запомнили названия частей самолёта. Один из пары называет части
самолёта, второй его проверяет по учебнику. Затем меняются.

5. Фронтальный контроль усвоения: работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяет
названия частей самолёта к соответствующим изображениям.

Учитель: - Какие части самолёта не были задействованы в этом задании?

Дети: Трап и фюзеляж.

Учитель: - Как по-другому можно назвать фюзеляж?

Дети: Корпус.

6. Закрепление изученного. Игра «Лови ошибку».

Учитель: - А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На
слайде презентации я приготовила текст, который подведёт итог нашему занятию. Такой же
текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркните карандашом
красного цвета.

Текст: Слайд 6.

Самолёты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров.
Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.

Дети работают в группах, подчёркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях.
Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: - Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях.
Внимание на
Слайд 7.

Учитель: - Подведём итог, все ли ошибки мы нашли?

Дети: Да.

Учитель: - Молодцы, хорошо поработали!

7. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.

Учитель: -Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: - На каком из самолётов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолёте.

Учитель: - В какой части самолёта он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8 .

Учитель: - Оцените урок и свою работу на нём. Если вы узнали много нового, все поняли и
запомнили, то положите в мою коробочку фишку зелёного цвета. Если материал был слишком
сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою
коробочку фишку красного цвета.

Учитель: - Спасибо за работу! Слайд 9.

Зачем строят самолёты?

Когда первые авиапилоты сумели подняться в воздух, это воспринималось как настоящая революция в науке и технике. Потом самолеты стали использовать для различных целей - от пассажирских и грузовых перевозок до боевых действий во время войны. Постепенно разрабатывались модели, которые летали все выше и быстрее. Сегодня некоторые самолеты используются для оказания помощи попавшим в беду людям и даже для тушения лесных пожаров.

Вскоре после первых полетов на моторных самолетах люди стали использовать авиацию в военных целях. В Первой мировой войне (1914 - 1918 гг.) они применялись в разведке, что позволяло эффективно следить за противником. Потом истребители начали сражаться друг с другом в воздухе, а бомбардировщики наносили удар по вражеским войскам. Во Второй мировой войне (1939 - 1945 гг.) использовалось большое количество самолетов. Изобретение реактивного двигателя сделало их еще более опасными. Сегодня Военно-воздушные силы разных стран постоянно совершенствуют авиатехнику и способы полета.

Сравни старинные и современные самолёты

Старинные самолеты уже сильно отличаются от современных. В 1950 году благодаря применению первых реактивных двигателей самолеты стали развивать большие скорости. Сейчас существуют самолеты, например, российский Ту-144, европейский "Конкорд", которые смогли превысить скорость звука. Современные самолёты отличаются, тем что летают выше и быстрее старинных, преодолевать большие расстояния, а еще могут перевозить большое количество людей и грузов.

ТУ-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер . Это произошло 5 июня 1969 года.

Самый крупный рейсовый лайнер в мире "Боинг-747" достигает в длину 70м, размах его крыльев - 65м. Он может перевезти 566 пассажиров и пролетает без дополнительной заправки 13000км. Во время длительных рейсов пассажирам предлагают горячие обеды, приготовленные прямо на борту самолета.

Гидросамолеты оборудованы колесами для приземления на суше и поплавками для приводнения. Он оснащен баками для перевозки воды и пены, необходимых при тушении пожара. Еще этот самолет используется для спасения людей в море. Он также может распылять химические вещества, которые помогают устранить разливы нефтепродуктов.

Летающие доктора. Некоторые врачи пользуются самолетом для посещения пациентов, живущих в очень отдаленых районах страны.

Трудно уже представить нашу жизнь без самолетов, они выполняют очень много важных задач, необходимых людям.

Конспект урока по окружающему миру «Зачем строят самолеты?» для 1 класса УМК «Школа России» с презентацией.

Цель урока : формировать представление о видах, устройстве и назначении самолетов.

Прогнозируемые результаты:

Предметные: дети должны познакомиться с видами самолетов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолета.

Метапредметные УУД :

Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельно-сти и личностного смысла учения.

Коммуникативные : умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.

Познавательные:

Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.

Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следственных связей, сравнение различных самолетов по их внешнему виду и назначению, классификация самолетов; формулирование выводов.

Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов ее достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.

Пропедевтика : географические термины «материк», «Южная Америка», «Евразия» (в виде представления, без формулирования понятия).

Организация пространства:

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре и группе.

Ресурсы : учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова (УМК «Школа России») ч.2, электронное приложение к курсу, презентация, методическое пособие; запечатанный конверт с письмом, глобус, тексты с ошибочными утверждениями, маленькие фишки из картона красного и зеленого цветов, веер цифр.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.

Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.

Учитель: И, как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Слайд 1.

2. Нестандартный вход в урок.

Учитель берет с рабочего стола запечатанный конверт.

Учитель: Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает классу). Помните, еще в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого письма. Слайд 2.

Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик еще не очень быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.

Хорошо читающий ученик читает письмо: «Здравствуй, дорогой Вопросик! Я был очень рад получить от тебя письмо. Так много хочется рассказать тебе о том, как я живу. Приезжай ко мне в гости, у меня чудесный дом в Мексике. Мы сможем поговорить обо всем. Я буду очень ждать тебя. Твой Хосе.»

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на модели земного шара, как можно добраться до Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?

Дети: Глобус.

Учитель: Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк Южная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан. Слайд 3 . Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.

Дети: На корабле.

3. Актуализация опорных знаний:

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на доске пронумерованы некоторые из них.

На доске список:

1. военный корабль;

2. рыболовное судно;

3. грузовое судно;

4. электричка;

5. пассажирское судно;

6. исследовательское судно.

Учитель: Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).

Учитель: Вы не заметили ничего странного в этом задании?

Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.

Учитель: Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал свое путешествие, которое уже произошло?

4. Возникновение проблемной ситуации.

Муравей Вопросик: Ребята, а я однажды тоже хотел поплавать на корабле, но не смог. Я ужасно себя чувствовал. Доктор сказал мне потом, что у меня морская болезнь. Вряд ли я смогу отправиться в гости на пассажирском судне. Что же делать?

Дети: Можно попасть в Мексику на самолете.

5. Уточнение целей урока.

Учитель: Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.

Дети: Зачем строят самолеты? Слайд 4.

Учитель: Найдите цель урока. Прочитайте ее самостоятельно. Скажите своими словами, чему будет посвящена наша работа на уроке.

Дети: Мы познакомимся с видами самолетов, узнаем, зачем они нужны.

6. Знакомство с новым материалом.

1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите каждый самолет и объясните его назначение. Слайд 5.

Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолетов.

Пассажирский самолет нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он большой, в нем много мест для людей.

Военный самолет нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.

Грузовой самолет нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.

2. Беседа по обобщению жизненного опыта:

Учитель: Приходилось ли вам летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях.

Дети делятся своим жизненным опытом.

Физминутка

3. Знакомство с устройством самолета.

oСамостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.

Учитель: На с.67 вы видите изображение устройства самолета. Рассмотрите его и прочитайте все подписи составных частей самолета.

Дети читают.

Учитель: У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зеленого и красного цветов. Прочитайте названия частей самолета еще раз, помечая зеленой фишкой ту подпись, которую вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.

Дети выполняют самостоятельно.

Учитель: Теперь уберите зеленые фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.

oРабота в парах: взаимный контроль усвоения.

Учитель: Найдите в конце учебника «Странички для самопроверки». Работаем в паре. Проверим, как вы запомнили названия частей самолета. Один из пары называет части самолета, второй его проверяет по учебнику. Затем меняемся.

Фронтальный контроль усвоения : работа с электронным приложением. В разделе «Почему? Зачем?» учитель открывает тему урока, задание № 2. Вызванный ученик распределяет названия частей самолета к соответствующим изображениям.

Учитель: Какие части самолета не были задействованы в этом задании?

Дети: Трап и фюзеляж.

Учитель: Как по-другому можно назвать фюзеляж?

Дети: Корпус.

7. Закрепление изученного.

Игра «Лови ошибку».

Учитель: А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На слайде презентации я приготовила текст, который подведет итог нашему занятию. Такой же текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркнете карандашом красного цвета.

Текст: Слайд 6.

Самолеты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолеты нужны для нападения на другие страны.

Дети работают в группах, подчеркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях. Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.

Учитель: Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях. Внимание на Слайд 7.

Учитель: Подведем итог, все ли ошибки мы нашли?

Учитель: Молодцы, хорошо поработали.

8. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.

Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолеты?

Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.

Учитель: На каком из самолетов наш Вопросик сможет отправиться в гости к брату?

Дети: На пассажирском самолете.

Учитель: В какой части самолета он сможет с комфортом расположиться?

Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.

Учитель: Оцените урок и свою работу на нем. Если вы узнали много нового, все поняли и запомнили, то положите в мою коробочку фишку зеленого цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою коробочку фишку красного цвета.

Учитель проходит по рядам, дети кладут в коробочку по одной фишке, учитель делает вывод. Например: Этот урок оказался полезным и интересным для многих из вас. К сожалению, не все считают, что всё усвоили на уроке…

Учитель: Спасибо за работу. Слайд 9.

Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !