» » Партийная система китая. Политические партии и общественные организации Коммунистическая партия китая

Партийная система китая. Политические партии и общественные организации Коммунистическая партия китая

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

08:32 — REGNUM Разобраться в различиях некоммунистических партий Китая, столь непонятных для иностранцев, и понять их содержание и цели предлагает 6 марта агентство «Синьхуа» в разгар сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Агентство отмечает, что удачный шанс поднять тему возник 6 марта, когда лидеры некоммунистических партий Китая выступили на пресс-конференции, представляя, каким образом они планируют интегрировать свои организации в китайскую систему многопартийного сотрудничества и политических консультаций, а также, какой вклад они намерены внести в модернизацию страны.

Пресс-конференция проводилась в кулуарах продолжающейся первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 13-го созыва, являющего главным консультативным органом Поднебесной.

Кто же они?

  • Революционный комитет Гоминьдана (RCCK ) — партия создана в 1948 году в Гонконге левыми сторонниками Гоминьдана, порвавшими с Гоминьданом во время Гражданской войны в Китае.
  • Китайская демократическая лига (CDL ) — основана в 1941 году в Чунцине и состоит в основном из интеллектуалов, работающих в сфере культуры, образования, науки и техники. Изначально была сторонником «третьего пути» между коммунистами и националистами в период гражданской войны, однако сблизилась с КПК под давлением авторитаризма лидера Гоминьдана Чан Кайши .
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая (CNDCA) — была основана в 1945 году одним из бывших членов Китайской демократической лиги. Состоит преимущественно из патриотических промышленников, бизнесменов и интеллектуалов.
  • Ассоциация содействия развитию демократии (CAPD) — основана в 1945 году, преимущественно состоит из интеллектуалов сферы культуры, образования, печати и науки.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (CPWDP) — основана в 1930 году и состоит преимущественно из ведущих интеллектуалов в сфере здравоохранения, социальных ресурсов и экологической защиты.
  • Китайская партия стремления к справедливости была основана в 1925 году в Сан-Франциско. Состоит из китайцев, вернувшихся в Поднебесную, а также их родственников и китайцев, живущих за рубежом и связанных с китайскими эмигрантами. Партия придерживалась принципов федерализма и многопартийности и изначально возглавлялась двумя бывшими военачальниками Гоминьдана.
  • Общество «Цзюсань» (Общество «3 сентября») — основана в 1945 году интеллигенцией высшего и среднего звена, связанной с наукой, техникой, культурой, медициной и здравоохранением.
  • Лига демократической автономии Китая — основана в 1947 году выходцами с Тайваня, живущими на материке.

Как оно работает?

Лидеры партий принимают участие в политической жизни страны в вопросах консультации и обсуждении государственных отношений, а также следят за демократичностью процедур в стране.

Значительная часть членов некоммунистических партий также являются депутатами высшего законодательного органа Поднебесной — Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) — и имеют возможность участвовать в законодательных инициативах государства.

Некоммунистические партии также запустили ряд расследований по проблемам здравоохранения, образования, региональной экономической интеграции и борьбы с бедностью.

Доклады по результатам расследований напрямую поступают в ЦК Компартии Китая или Госсовет КНР и помогают сформулировать или скорректировать политику и законодательство, отмечает председатель ЦК Революционного комитета Гоминьдана Вань Эсян .

Новый тип партийной системы

Председатель КНР Си Цзиньпин поделился своим видением китайской политической системы во время панельной дискуссии с политическими советниками, которая прошла 4 марта в преддверии 1-й сессии Национального политического консультативного совета Китая (НПКСК) 13-го созыва.

Система военного сотрудничества и политической консультации под предводительством КПК представляет собой «Новый тип партийной системы, взошедший на китайской почве» , — заявил Си, который по совместительству является генеральным секретарем ЦК Компартии Китая и председателем Центральной военной комиссии КНР, о чем уже сообщало ИА REGNUM .

конституционный право китай политический

Китай формально является многопартийной страной. Помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями», а именно: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии в Китае, Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая, Партия стремления к справедливости, Общество «3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев. Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они «дружественны» по отношению к Компартии. Они придерживаются таких принципов, как «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.

  • · все партии должны быть обязательно лояльны существующему строю и дружественны КПК;
  • · попытки создать действительно оппозиционную партию жестоко пресеклась в уголовном и политическом порядке;
  • · партии очень малочисленны;
  • · партии имеют слабые оргструктуры и не имеют реального влияния;
  • · весь политический и государственный режим способствует однопартийности.

Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (создана в 1921 г., численность в настоящее время - 58 млн. чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое. В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. Гл. 21.

Структура института политических партий в Китае такова(см. рис.2):

Рисунок 2. Структура института политических партий КНР

Демократические партии - это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии. Они участвуют в государственной власти, в консультациях по основным политическим установкам страны и кандидатурам государственных руководителей, в управлении государственными делами, в разработке и проведении в жизнь курса и политики страны, ее законов и законоположений.

В Китае КПК и демократические партии имеют общие цели борьбы. Национальные реалии Китая и природа государства определили руководство КПК как главную предпосылку и коренную гарантию осуществления многопартийного сотрудничества. КПК и все демократические партии руководствуются Конституцией как основной нормой своей деятельности, несут ответственность за поддержание авторитета Конституции и обеспечения ее соблюдения.

Теперь рассмотрим подробнее, какие партии существуют в КНР, и какое влияние в государстве они имеют.

Коммунистическая партия Китая

Коммунистическая партия Китая создана 1 июля 1921 года. Она является правящей партией Китая и представляет интересы всего китайского народа, руководящее ядро для социалистического дела Китая.

После образования Нового Китая в 1949 г. под руководством КПК китайский народ, преодолев многочисленные трудности, добился превращения Китая из бедной и отсталой полуколониальной, полуфеодальной страны в социалистическое государство, стоящее на начальной стадии мощи и процветания.

Руководство Компартии - это главным образом идейно-политическое руководство. КПК концентрирует волю народа и воплощает ее в своей позиции и политических установках, которые затем в соответствии с законодательной процедурой утверждаются Всекитайским Собранием народных представителей, становясь государственными законами и решениями. КПК не подменяет правительство, ее деятельность протекает в сфере, допускаемой Конституцией и законами, т. е. КПК не полномочна превышать Конституцию и законы. Перед законом члены КПК и беспартийные граждане равны.

По статистике в 2005 году число подавших заявления о вступлении в КПК составило 17,67 миллиона, всего было принято в партию 2,47 миллиона, в том числе 1,98 миллиона человек в возрасте моложе 35 лет. Всего ряды КПК насчитывают 70,80 миллиона членов. Имеется 3,52 миллиона низовых первичных парторганизаций, 170 тысяч низовых партийных комитетов, 210 тысяч орг. отделов, 3,14 миллиона парт. Ячеек.

С другой стороны, в период с декабря 2004 года по ноябрь 2005 года комитеты по контролю над дисциплиной всех ступеней приняли к рассмотрению 147539 персональных дел, касающихся нарушения дисциплины, были сделаны выводы по 148931 делу, вынесены дисциплинарные взыскания по 115143 делу, что составило 1,7 промилле от всех членов партии. В том числе 44836 членам было поставлено на вид, 32289 членам были вынесены строгие предупреждения, 3173 человек были сняты с партийных должностей, 10657 человек оставлены в партии с испытательным сроком, 24188 человек исключены из партии, 15177 человек, 0,2 промилле всех членов партии переданы правовым органам за противозаконные действия.

Таким образом, коммунистическая партия КНР ведет свою деятельность в русле социализма. Несмотря на то, что эта партия является правящей в КНР, ее деятельность не должна противоречить Конституции КНР. Источник данных материалов: агентство Синьхуа (25 марта 2006 г.)

Демократические партии

В Китае, помимо Компартии, правящей партии, имеются еще 8 политических партий, которые участвуют в политическом управлении и именуются демократическими партиями:

  • · Революционный комитет Гоминьдана Китая
  • · Демократическая лига Китая
  • · Ассоциация демократического национального строительства Китая
  • · Ассоциация содействия развитию демократии в Китае
  • · Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая
  • · Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости)
  • · Общество Цзюсань («3 сентября»)
  • · Тайваньская лига демократического самоуправления.

После образования КНР все демократические партии признали «Общую программу», Конституцию, Общую программу Устава Народного политического консультативного совета Китая своей политической программой, активно включились в работу народной власти и народной политической консультации и сыграли свою роль в укреплении диктатуры народной демократии, успешном осуществлении социалистического преобразования и быстром развитии дела социалистического строительства. После вступления страны в новый период социалистической модернизации характер демократических партий, претерпев коренное изменение, стали политическими союзами тех или иных групп социалистических тружеников и патриотов, поддерживающих социализм. Они являются близкими дружественными партиями, которые под руководством КПК и совместно с ней прилагают усилия в деле социалистического строительства. Они активно участвуют в политической жизни государства и сделали важный вклад в осуществление политики реформ и открытости, а также в дело социалистической модернизации. Демократические партии представляют собой как важную силу патриотического единого фронта Китая, так и важную силу в охране стабильности и сплоченности государства, в содействии социалистической модернизации и объединению Родины.

Восемь демократических партий

Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГК), 1 января 1948 года учрежден в Сянгане демократически настроенным крылом гоминьдана и другими демократами патриотической ориентации. В настоящее время за исключением Тайваня и Тибета в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются организации РКГК на провинциальном уровне. Всего имеется 60 тысяч членов, более 2800 низовых организаций. В свое время на посту председателя РКГК находились Ли Цзишэнь, Хэ Сяннин, Чжу Юньшань, Ван Куньлунь, Цю У,Чжу Сюефань, Ли Пээйяо. В настоящее время председателем РКГК является Хэ Лули.

Демократическая лига Китая (ДЛК). Ее предшественником было «Товарищество единого строительства государства», созданное в ноябре 1939 года. В октябре 1941 года в Сянгане стала выходить газета «Гуанминбао», был опубликован Манифест об официальном учреждении Товарищества. С сентября 1944 года товарищество переименовано в Демократическую лигу Китая. Сначала товарищество состояло из коллективных членов, потом в нее стали принимать частных лиц по заявкам. В лигу входят главным образом деятели в области культуры, образования и научные работники высшего и среднего разряда. На октябрь 1997 года в ДЛК состояло 131300 человек, в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеется 30 организаций Лиги, 334 комитета провинциального и уездного уровня, 7477 низовых организаций.

Единая лига по строительству. Председателями Центрального комитета лиги 9-го созыва были Фэй Сяотун (скончался), Цянь Вэйчан, Тань Цзячжэнь, Су Буцин (скончался), Дин Шисунь. В настоящее время председателем является Цзян Шушэн.

Ассоциация демократического национального строительства (АДНС) была учреждена в Чунцине 16 декабря 1945 года. Состоит преимущественно из лиц предпринимательских кругов. В 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения, а также в ряде больших и средних городов имеются организации АДНС. Костяком являются бизнесмены. Председателем Центрального комитета АДНС 1-го и 2-го созывов был Хуан Яньпэй; председателем ЦК АДНС 3-го и 4-го созывов был Ху Цзюевэнь; председателем ЦК АДНС 5-го и 6-го созывов был Сунь Цимэн, в настоящее время председателем ЦК АДНС является Чэн Сывэй.

Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД) была учреждена 30 декабря 1945 года в Шанхае. В нее в основном входят представители интеллигенции, подвизающейся в области образования, культуры, издательства, научного исследования. На июнь 1997 года в 29 провинциях, автономных районах, городах центрального подчинения были созданы местные организации АСРД, насчитывается 5298 низовых организаций, 65 тысяч членов. Почетным председателем АСРД является Лэй Цзецюн, в данный момент председателем является Сюй Цзялу.

Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРП) была основана в августе 1930 года и является самой ранней из 8 демократических партий. КРП черпает своих членов главным образом из высшей и средней интеллигенции, занимающейся медициной и фармакологией. Сфера деятельности КРП охватывает большие и средние города и деятелей, пользующихся известностью. В настоящее время, за исключением Тайваня и Тибет, в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются местные организации КРП, число членов превышает 70600. На посту председателя КРП в свое время находились Дэн Яньда, Хуан Цисян, Чжан Боцзюнь, Пэн Цзэминь, Цзи Фан, Чжоу Гучэн, Лу Цзяси. В настоящее время почетным председателем является Лу Цзяси. Председателем является Цзян Чжэнхуа. ЦК КРП издает орган «Цяньцзинь лунтань».

Китайская партия Чжигундан, была учреждена в октябре 1925 года в Сан-Франциско по инициативе эмигрантской организации Чжигунцзунтан (США). В КПЧ в основном состоят видные эмигранты и реэмигранты. В настоящее время в Китае имеется 17 организаций КПЧ провинциального значения и две организации в городах центрального подчинения, число членов составляет 17000. На посту председателя КПЧ находились Чэнь Цию, Хуан Динчэн, Дун Иньчу, в настоящее время почетным председателем КПЧ является Дун Иньчу, председателем Ло Хаоцай.

Общество Цзюсань. Предшественником общества был Форум демократии и науки. 3 сентября 1945 года в память о победе Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам и победы, одержанной в великой антифашистской войне, состоялось переименование общества в Общество Цзюсань (3 сентября), датой официального учреждения общества является 4 мая 1945 года. В Обществе Цзюсань состоят в основном представители научно-технической интеллигенции высших и средних разрядов. Постепенно Общество Цзюсань разрослось, за исключением Тайваня и Тибета, организации Цзюсань имеются в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Кроме того, в 236 городах (уездных центрах) созданы комитеты или подготовительные комитеты Цзюсань, всего насчитывается 74 тысячи членов, научные работники, деятели вузов, медицинских кругов, инженеры составляют 86,6%. Среди членов Цзюсань 69 действительных членов Академии Наук и 14 членов Инженерной Академии Китая.

На посту председателя Цзюсань находились Сюй Дэхэн, Чжоу Пэйюань, Ван Цзиньчан. В настоящее время почетным председателем общества является У Цзепин, председателем Хан Цидэ. Общество выпускает орган «Демократия и наука».

Лига демократической автономии Тайваня (ЛДАТ), создана в Сянгане 12 ноября 1947 г. деятелями, проживающими на Тайване. В 1949 году Центральный Комитет ЛДАТ базировался в Шанхай, а позднее, в 1955 г. обосновался в Пекине. Члены ЛДАТ сосредоточены главным образом в 25 провинциях и городах, где проживает много выходцев с Тайваня. Среди членов лиги преобладают работники образования, науки и техники, медицины, экономисты, деятели искусства, культуры и журналистики. Члены ЛДАТ поддерживают связи с соотечественниками на Тайване и за рубежом. Почетным председателем ЦК ЛДАТ является Чай Цзыминь, председателем Линь Вэньи(женщина).

Краткое описание всех демократических партий представлены в таблице 5.

Название партии

Сокращенное название

Дата создания

Глава партии

Число членов

Орган партии

Революционный Комитет Гоминьдана Китая

Январь 1948 г.

Газета «Туаньцзе бао»

Демократическая лига Китая

Октябрь 1941 г.

Цзян Шушэн

Журнал «Цюньянь»

Ассоциация демократического национального строительства

Декабрь 1945 г.

Чэн Сывэй

Журнал «Цзинцзицзе»

Ассоциация содействия развитию демократии

Декабрь 1945 г.

Сюй Цзялу

Ежемесячник «Миньчжу»

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая

Август 1930 г.

Цзян Чжэнхуа

Более 70 тыс.

Журнал «Цяньцзинь Луньтань»

Китайская партия Чжигундан, (Партия стремления к справедливости)

Октябрь 1925 г.

Ло Хаоцай

Хань Цидэ Minzhu Yu

Журнал «Демократия и Наука»

Лига демократической автономии Тайваня

Ноябрь 1947 г.

Линь Вэньи

Таблица 5. Демократические партии КНР.

Таким образом, население КНР имеет возможность состоять не только в коммунистической партии, хотя она и является руководящей, а, значит, задает основное направление в политики государства, но и вступать в другие партии, например, в одну из демократических. Однако даже при вступлении в демократические партии, человек будет поддерживать основную политическую линию развития государства, т.к. демократические партии не являются в китайском правительстве оппозиционными, а поддерживают политическую линию Коммунистической Партии Китая.

Отсутствие в политической структуре КНР возможности выбрать другую кроме КПК правящую партию, а также отсутствие оппозиции в Госсовете приводит к тому, что при видимой демократии осуществляется принцип социализма. Поэтому политическое устройство КНР можно охарактеризовать именно как социалистическое.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

КПК была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов. Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Цзян Цзэминь.

В 1921 —1949 гг. Коммунистическая партия Китая руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. Став правящей партией, КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернулось крупномасштабное плановое социалистическое строительство, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.

В сентябре 1997 г. состоялся XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, который утвердил теорию Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи партии, выдвинул основную программу партии на начальной стадии социализма. Съезд утвердил также основные цели и направления политики экономического, политического и культурного развития, четко указав, что нынешний этап, и первое десятилетие следующего века будут ключевым периодом в осуществлении модернизации Китая. Именно в течение этого периода необходимо продолжать содействовать коренному преобразованию экономической системы и моделей экономического роста, с тем чтобы сформировать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранить продолжительное, быстрое и здоровое экономическое развитие страны, заложить крепкий фундамент для осуществления модернизации в Китае в середине XXI века. На современном этапе Коммунистическая партия Китая возглавляет китайский народ в деле строительства социализма с китайской спецификой и прилагает усилия к достижению своей конечной цели — коммунизма.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.

В период с мая 1948 г. до начала 1949 г. все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая, вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 г. первой пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», сыгравшую роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР. Таким образом родилась Китайская Народная Республика.

Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвовали в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их представители были избраны депутатами СНП и членами НПКСК разных уровней. В постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, народно-просветительных, научно-технических организациях представители демократических партий нередко занимают руководящие посты. Демократические партии Китая — это не партии-аутсайдеры и не оппозиционные партии. Они являются близкими партнерами КПК.

Придерживаясь принципов «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор», они участвуют в управлении политическими делами. Назовем эти восемь партий:

Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.

Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.

Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.

Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.

Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.

Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшие общественные организации Китая:

Всекитайская федерация профсоюзов представляет собой высший руководящий орган, которому подчиняются местные и отраслевые профсоюзы всех ступеней. Создана в мае 1925 г., объединяет в общей сложности 102,119 млн. членов. Председатель Исполнительного комитета ВФП — Вэй Цзяньсин.

Всекитайская федерация молодежи представляет собой объединение всех молодежных организаций Китая. Основана в мае 1949 г. Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя членов Коммунистического союза молодежи Китая, Всекитайской федерации студентов. Всекитайской христианской ассоциации молодых людей. Всекитайской христианской ассоциации молодых женщин, Всекитайской федерации молодых предпринимателей. Всекитайской федерации молодых предпринимателей сельских районов. Всекитайской ассоциации молодых научно-технических работников, Столичной ассоциации молодых редакторов и журналистов, Всекитайской ассоциации молодежи доброй воли. Общества китайской молодежи по содействию хозяйственному развитию, Всекитайского общества по изучению проблем молодежи, Федерации молодежи учреждений, непосредственно подчиненных Центральному Комитету КПК, Федерации молодежи центральных государственных учреждений, Всекитайской Федерации молодежи гражданской авиации, а также членов ассоциаций молодежи всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Председатель ВФМ — Лю Пэн. Костяком ВФМ является Коммунистический союз молодежи Китая, созданный в мае 1922 г. Это организация передовой молодежи Китая. Насчитывает 67,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК — Ли Кэцян.

Всекитайская федерация женщин — массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшей эмансипации. Создана в апреле 1949 г. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ — Чэнь Мухуа. ВФЖ отстаивает права и интересы женщин (политические права, права на труд, на собственность, на образование, личные права, права в областях брака и семьи, а также особые права, основанные на физических особенностях женщин). В апреле 1992 г. 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 7-го созыва приняла «Закон о гарантиях прав и интересов женщин», знаменующий тот факт, что деятельность в этой сфере была поставлена на правовую основу.

Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев — народная организация промышленных и торговых кругов Китая. Представляет собой народное коммерческое общество по развитию внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 г. Председатель Исполнительного комитета — Цзин Шупин.

Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами создано в мае 1954 г. с целью развития дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всех стран мира. Общество от имени китайского народа поддерживает связь с организациями и деятелями всего мира, дружественно относящимися к Китаю. Оно осуществляет взаимный обмен и другие мероприятия, выполняя роль связующего звена в развитии дружбы между китайским народом и народами всего мира. Председатель общества — Ци Хуайюань.

Кроме вышеназванных, в Китае существуют и другие общественные организации:

  • Китайский союз работников литературы и искусства
  • Союз китайских писателей
  • Всекитайская ассоциация журналистов
  • Всекитайское научно-техническое общество
  • Всекитайская федерация возвратившихся на Родину китайских эмигрантов
  • Китайская ассоциация инвалидов
  • и другие.