» » Пасха в царской россии. Перед иконой Богородицы

Пасха в царской россии. Перед иконой Богородицы

24 апреля православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху. Сегодня у вас есть возможность окунуться в атмосферу пасхального празднования начала XX века, прочитав отрывки еще не оконченных воспоминаний барнаульского старожила Анатолия Васильевича Шестакова.

Занимательный вид

К Пасхе готовились задолго, уделяя особое внимание заготовке праздничной пищи. Хозяек особо занимала длительная выпечка куличей и так называемых баб из отменно сдобного теста, да еще под глазурью, для чего становились нужными особая мука, бело-желтая крупчатка, сахарная пудра, цветной мак, изюм и разнообразные пряности: корица, гвоздика, ваниль, мускатный орех. Подготавливалось мясо для пирога и горячих блюд, были непременными жареный гусь или заяц(зайчатины в продаже было много), нередко молочный поросенок. В разнообразии еды находили место и рыбные блюда, скажем, фаршированная щука.

Обязательно извлекали праздничную посуду, старались придать столу занимательный вид. Помнится, даже сливочное масло подавалось на стол в виде желтого курчавого барашка, а яйца — обязательно покрашенными в несколько цветов.

Роспись яиц и бабок

Мать вовлекала всю ребятню в хлопотную, но интересную художественную работу. В течение двух-трех недель мы под ее наблюдением рисовали на бумаге карандашом и красками подарочные картинки для вручения их бабушке, дедушке и прочим родичам. Разрешалось делать перерисовки, но более поощрялось собственное творчество. Мне это очень нравилось, а взрослые находили во мне какие-то положительные задатки.

Все участвовали в затейливой росписи яиц. Для этого занятия, рассчитанного на несколько дней, отбирались наиболее крупные яйца, выискивались или выдумывались сюжеты рисунков, готовились краски и кисти. Я, например, впервые познакомился за этим занятием со свойствами хорошей сухой китайской туши. Ее приходилось сначала растирать на блюдце. Яйца тщательно мылись, просушивались, затем из них с отменной осторожностью выдували белок и желток через отверстия, проделанные толстой иглой. Пустое яйцо становилось легким, но обращаться с ним было еще труднее. Начиналась медленная, требующая большого терпения и умения разрисовка. В меру изобретательности и фантазии яйцо можно было украсить большими цветными буквами «Х.В.»(«Христос Воскресе!») или словом «Пасха». На эллипсе яйца можно было нанести пейзажный рисунок или шутливое изображение птиц и животных. Сначала карандашом, потом химическим карандашом или тушью, наконец, прибегнуть к акварели. Часто рисовались ангелы, цветы или сказочные образы. С помощью цветной бумаги, ваты, кудели, клея, ниток овал яйца мог быть обращен в лицо китайца, косоглазого и желтолицого, в рожицу веселого клоуна или голову господина в цилиндре. Работа требовала выдумки, немалой осмотрительности и юмористического отношения к задуманному. Окрашенные и разрисованные яйца развешивались на видных местах, дарились и порою сохранялись долго. А сколь приятно было заслужить похвалу со стороны родителей, любимых родичей или гостей дома!

Мальчишкам еще больше забот доставляло крашение бабок* и приготовление их большого числа к сезону уличных игрищ. Мощные «панки» — битки — нужные для меткого и сильного боя, заливали свинцом или баббитом. Умение делать это являлось предметом мальчишеской гордости. Крашеные бабки в игре ценились значительно выше.

Без лицемерия

Мать была религиозна, но избегала посещения церкви, хотя церковь была от нашей улицы довольно близка. Бело-голубая, двухкупольная, с высокой колокольней. Мать верила в Бога «дома». Мне кажется, что она всегда не доверяла житейской искренности священников. И этому было немало оснований.

Отец, обладая талантом певца и регента, часто бывал в среде духовенства, имел в ней много поклонников и знакомых. Видимо, не раз размышлял о принятии духовного сана. Но он постоянно говорил, что в этой среде много лицемеров, стяжателей и карьеристов, что в ней разительно проявляются бытовая нечистоплотность и бесчестность. Для матери понятие честности было буквально священным. Она жила в атмосфере семейной, домашней религиозности.

По настоянию матери, а порою и отца церковь иногда посещали мы, мальчишки. Давалось поручение купить свечки или просфоры. Мы проникались внешней серьезностью, но часто соблазнялись возможностью забраться на колокольню(заманчиво посмотреть город с высоты, полюбоваться голубями, населявшими церковные чердаки), а еще чаще — поиграть в бабки на просторах церковной ограды.

* Бабки — старинная русская национальная игра типа игры в городки, только вместо городков и бит использовались суставные кости домашней скотины. Участники по очереди старались выбить из кона специальной битой, утяжеленной свинцом, как можно больше бабок.

Анатолий Шестаков:

Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность.

Перед иконой Богородицы

Помню, в те годы в родительской спальне стояла семейная реликвия — икона Божией Матери. За рамой иконы, под стеклом, хранились украшенные серебряной фольгой белые восковые свечи и искусно сделанные из воска веточки вербы, предназначенные для головного свадебного убора. Все это — от дня венчания матери.

Глядя на матово мерцающую икону, подчиняясь подсказкам мамы, я торопливо читал «Богородице Дево, радуйся» и «Отче наш». Смысл молитв для меня был темен, я сбивался и с придыханием повторял за матерью трудные слова, но таинственность и обязательность вечернего ритуала действовали строго наставительно и умиротворенно. Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность. Отступали, меркли все тревоги прожитого дня, все мальчишеские обиды. Воспоминания о дивных минутах общения с матерью перед иконой Богородицы с младенцем и в сегодняшние совсем стариковские года, право, волнующе дороги мне.

Справка

Анатолий Шестаков родился в январе 1914 года. Он пережил две мировые войны, революцию, сиротство, голод, разруху, сталинизм, «оттепель», застой, перестройку. Принимал участие в войне с Японией, служил в Маньчжурии, в 15 лет стал работать в начальной сельской школе. Ушел на пенсию с должности доцента кафедры всеобщей истории АлтГУ. Талантливый исследователь, он и сейчас занимается научной работой, пишет стихи и книги для детей.

До 1917-го года самым главным праздником в России считали Пасху. Она была великим торжеством для людей всех возрастов и всех сословий.
За неделю до Пасхи, накануне Вербного Воскресенья Император Николай II с семьёй всегда приезжал в Москву, чтобы поклониться древним святыням и участвовать в торжественном выходе из Грановитой Палаты в Чудов монастырь.

Важное место среди череды обязательных процедурно-церемониальных мероприятий российских императоров занимала процедура ежегодного христосования на Пасху. Эта древняя традиция издревле существовала при царском дворе. Христосовались и русские цари, и российские императоры. Но во второй четверти XIX в. эта традиция претерпела существенные изменения. Дело в том, что при Николае I в практику ежегодных христосований вошли так называемые христосования «с мужиками».

Ваза-корзина для пасхальных яиц из коллекции Эрмитажа, 1786 г.

До 1830-х гг. монархи христосовались только с ближайшей свитой. При Николае I акценты смещаются. Традиция христосования со свитой сохранилась, но церемония дополнялась христосованием с простыми людьми, окружавшими царя. Этот обряд христосования царя с «мужиками» должен был продемонстрировать нерушимость триады «Православие - самодержавие - народность». Видимо, традиция «народного» христосования зародилась в конце 1830-х - начале 1840-х гг., когда отчетливо обозначилась национальная составляющая государственной идеологии Николаевской эпохи. Можно предположить, что к изменению существовавших традиций царя подтолкнуло празднование Пасхи в 1839 г.

Празднование Пасхи в 1839 г. проходило особенно торжественно. Дело в том, что весной 1839 г. в Светлое Христово Воскресенье состоялось освящение восстановленного Зимнего дворца. Перед заутреней проведен крестный ход по парадным залам. В Белом зале собрали ремесленников, в течение года восстанавливавших дворец. Торжественная процессия двигалась между длинными рядами мастеровых, большей частью бородатых мужиков в кафтанах. После крестного хода для ремесленников устроили богатые «разговены» на 3000 человек. Но обычного христосования царя со свитой в ту ночь не было. Почему, мы можем только предполагать…


Но через несколько дней во время развода гвардейских караулов в Михайловском манеже Николай I, по традиции, перецеловался со всеми генералами и гвардейскими офицерами. За вечернею молитвою императрица целовалась, по обыкновению, с дамами. Возможно, именно тогда у царя зародилась мысль христосования «с мужиками». По крайней мере, точно известно, что в 1840-х гг. он христосовался с сотнями людей. Не только со свитой, но и со своими слугами и казаками охраны. После таких массовых христосований его щека становилась черной. Причем Николай Павлович христосовался не только сам, но и приучал к этому своих детей. Прецедент был создан. И со временем прецедент превратился в традицию, сохранившуюся вплоть до 1917 г.

Христосование Николая I с кадетами

Во время «народных» христосований случались и скандалы. Французский художник О. Верне передает одну из дворцовых историй времен Николая I, связанную с практикой христосований.



Пасхальные яйца с монограммами императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. 1880-1890-е гг. Пасха и яйца на блюде. Фарфор. ИФЗ. 1880-е гг.

Традиция христосований с прислугой и охраной сохранялась при Александре II. Один из мемуаристов упоминает, что «обряд христосования, с давнего времени строго соблюдавшийся при Дворе, был крайне утомителен для Их Величеств. Однако ж на четвертый день праздника (15-го числа) Государь настолько почувствовал облегчение, что христосовался с фельдфебелями, вахмистрами и некоторыми другими нижними чинами тех частей гвардии, которых Его Величество считался шефом».

Эскиз К.Красовского, 1882 год

При Александре III практика «народных» христосований расширилась. Наряду со слугами и охраной царь стал христосоваться с волостными старшинами и старообрядцами. Это вполне вписывалось в подчеркнуто народный облик царя-миротворца.

Пасха была одним из любимейших праздников и в семье императора Николая II. Вот что пишет о Русской Пасхе Роберт Масси в книге «Николай и Александра»:
Пасху царская семья обычно встречала в Ливадии. Хотя этот праздник в императорской России и был утомителен для императрицы, он приносил ей много радости. Государыня не щадила сил, которые собирала по крохе. Христово Воскресение было главным событием года, важнее даже Рождества. Повсюду на лицах видны были радость и умиление. По всей России в святую ночь храмы полны были верующих, которые, держа в руках зажженные свечи, слушали пасхальную службу. Незадолго до полуночи начинался крестный ход, который возглавлял священник, епископ или митрополит. За ним, словно огненная река, шли прихожане. Вернувшись к дверям храма, они воссоздавали сцену, когда ученики Христа обнаружили, что камень, закрывавший погребальную пещеру, отвален. Заглянув внутрь и убедившись, что храм пуст, священник обращал лицо к собравшимся и восторженно восклицал: «Христос Воскресе!» И прихожане с сияющими от радости глазами громогласно ответствовали: «Воистину Воскресе!» В разных уголках России — перед собором Василия Блаженного на Красной площади, на ступенях Казанского собора в Петербурге, в маленьких церквушках в самых отдаленных селениях — русские люди — и князья, и простолюдины — смеялись и плакали от счастья.
Саму Пасху Царь иногда проводил в Ливадии, где по случаю праздника устраивался парад. После парада Николай II участвовал в церемонии христосования с нижними чинами и со всеми обслуживающими Двор людьми. Царское христосование обычно продолжалось три дня, за которые Государь успевал обменяться поцелуями с 10 000 человек.
Эта традиция продолжалась неизменно даже во время Первой мировой войны. Каждый солдат, похристосовавшийся с Царём, обязательно получал подарок - расписное фарфоровое яйцо с царским вензелем - их запасали заранее.
В 1874 году по заказу московских старообрядцев «поповского толка» братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Яйца вытачивались из дерева. Каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Количество этих яиц к каждой Пасхе для императорской семьи было строго определено: император и императрица получали по 40-50 яиц, великие князья — по 3, а великие княгини — по 2. В росписи участвовал и московский архитектор А.С. Каминский, который в 1890 году расписал оборотные стороны фарфоровых яиц с «живописью святых».

Фарфоровые яйца часто были подвесными со сквозным отверстием, в которое продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху для подвески под киотом с иконами. Специально для этой работы нанимали «бантовщиц» из числа нуждающихся вдов и дочерей бывших служащих завода. Довольно высокая оплата их труда рассматривалась как пасхальная благотворительная помощь. В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м — 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно 30 человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916-м — 15 365 штук.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы.

Детали процедуры массовых христосований реконструируются в период правления Николая II, тот воспроизводил традиции царствования своего отца. В дневниках он зафиксировал и «рабочие объемы» христосований.

Как правило, процедура христосования занимала у царя от двух до четырех дней. 3 апреля 1895 г. он записал, что в несколько приемов христосовался «с военным начальством и нижними чинами» «своей» роты Преображенского полка, стоявшей в пасхальную ночь в карауле Аничкового дворца. Это заняло час дорогого царского времени. На следующий день он христосовался с «егерями охоты», а 5 апреля состоялось христосование со старообрядцами.

С 1896 г. Николай II четко фиксирует «объемы проделанной работы». 23 марта - 288 человек. Он не указывает социальный статус людей, но, видимо, это была свита, поскольку христосование состоялось после церемонии Большого выхода в Зимнем дворце. 24 марта христосовался «со всеми людьми» в Малахитовом зале, и «почти 500 человек получили яйца». Под «всеми людьми» царь имел ввиду придворную челядь. 26 марта состоялось «большое христосование» в Концертном зале с личной охраной - «со всеми фельдфебелями, вахмистрами и пасхальными караулами».

В христосовании принимала участие и императрица. Надо заметить, что это была физически тяжелая процедура. Солдат охраны специально предупреждали не стричь усов, бород, чтобы не колоть царя во время поцелуев. Тем не менее, после христосования щека царя и рука царицы распухали от бесчисленных «уколов» усами и бородами. Но то - особенность «профессии»… 27 марта состоялось последнее христосование с волостными старшинами и раскольниками, т. е. представителями народа. Таким образом, в 1896 г. в три дня царь похристосовался по меньшей мере с тысячью подданных.

Николай II поздравляет с праздником Светлой Пасхи чинов Л.-Гв.Преображенского полка. 1900-е годы.
Со временем число людей, с которыми христосовался царь, увеличивалось. 28 марта 1904 г. Николай II в Большой церкви Зимнего дворца похристосовался с 280 чинами свиты. В этот же день состоялось первое «большое христосование» (730 чел.) с придворной челядью. На следующий день состоялось второе «большое христосование» в Концертном зале с нижними чинами охраны (720 чел.). Таким образом, на Пасху 1904 г. Николай II троекратно похристосовался с 1730 чел.

Большая церковь Зимнего дворца, акварель Э.Гау

В 1905 г. христосование заняло три дня. 17 апреля Николай II христосовался в течение часа с придворными служителями (почти 600 чел.). На следующий день в Большой галерее Зимнего дворца «Происходило христосование со свитой, военным начальством и воен. учеб. заведен.». В этот же день царь христосовался с охраной (всего 960 чел.). 19 апреля состоялось христосование со старообрядцами. То есть, по меньшей мере, царь троекратно поцеловался с 1600 человек.

В 1906 г. процедура христосования происходила в Большом Екатерининском дворце. К этому времени сложился определенный порядок христосования. Первое «большое христосование» происходило с придворной челядью и чиновниками Министерства Императорского двора (2 апреля 1906 г. - «600 с лишком чел.»). Надо заметить, что царь «работал» как автомат: за 1 час 45 минут более 600 человек. Следовательно, процедура индивидуального христосования (троекратный поцелуй и обмен пасхальными яйцами) занимала чуть более двадцати секунд.



Яйца с вензелями в.кн. Елизаветы Федоровны
Второе «большое христосование» происходило со свитой, начальством и нижними чинами охраны (3 апреля 1906 г. - 850 чел.). Особенностью этого года, когда по всей стране полыхал пожар первой русской революции, стало то, что христосование с народом не состоялось по соображениям личной безопасности царя, поскольку в это время на него начали целенаправленную охоту террористы.
Однако когда ситуация начала стабилизироваться, произошло возвращение к традиционной практике христосования. В 1907 г. Николай II христосовался четыре дня. В первый день - со слугами (22 апреля - 700 чел.); во второй день - со свитой и офицерами подшефного императрице лейб-гвардии Уланского полка (в этой церемонии участвовала и императрица Александра Федоровна, она раздавала пасхальные яйца).


В третий день царь христосовался «с военным начальством и с нижними чинами» охраны (24 апреля - почти 700 чел.). И 25 апреля состоялось заключительное христосование с раскольниками и волостными старшинами. Примечательно, что Николай II отмечал цифры только массовых христосований и ни разу не указал количество старообрядцев и волостных старшин. Можно с уверенностью предположить, что их насчитывалось не более двух-трех десятков. Но христосование с ними - очень важная часть праздника, поскольку символизировало единство царя и народа, а также религиозное единство страны.

Христосование императора Николая II с членами экипажа яхты «Штандарт». Ливадия. После 1909 г.

В 1913 г. трехдневное христосование прошло по стандартной схеме. Со слугами - 720 человек; со свитой, начальством и нижними чинами - 915 человек и со старообрядцами и волостными старшинами «трех здешних уездов». Последняя фраза также примечательна. Следовательно, волостных старшин «отбирали» поблизости от императорской резиденции, и, видимо, они - одни и те же многократно проверенные люди.

Христосование Императора Николая II с урядниками Конвоя
Весну 1914 г. царская семья проводила в Крыму, в Ливадии. Несмотря на оторванность от столицы, процедура христосования на Пасху осталась без изменений. 6 апреля после заутрени царь «христосовался со всеми в церкви». Со всеми - это со свитой. После обедни пошли разговляться в столовую. Легли спать в 3 часа ночи. Днем началось первое «большое христосование» - 512 человек.

Царские дети на празднике «Белого цветка «, Ливадия 1912 г.

На следующий день состоялось второе большое христосование с охраной - 920 человек. Процедура продолжалась час, т. е. на каждого человека уходило уже не более 15 секунд. Для того чтобы обеспечить такую скорость, нижние чины стояли строем вплотную друг за другом, а царь заученными движениями работал как заведенный. Для него это была тяжелая работа.

Лик: Иисус Христос


В 1915 г. пасхальную службу служили в Федоровском соборе Царского Села, во время крестного хода собор красиво осветили бенгальскими огнями. Утром 22 марта началось христосование в Александровском дворце Царского Села со всеми придворными, оно продолжалось полтора часа.

Внутреннее убранство церкви Александровского дворца, фотография 1930-х годов

На следующий день, 23 марта, Николай II христосовался в Большом дворце Царского Села со свитой, начальством округа и нижними чинами запасных батальонов шефских частей. Между ними было много раненых и поправившихся от ран. 24 марта у царя состоялось последнее христосование со старообрядцами и волостными старшинами.

В апреле 1916 г. Николай II впервые встречал Пасху вне семьи. Поскольку он с августа 1915 г. являлся Главнокомандующим русской армии и на него обрушилось множество дел, то к Пасхе в Ставке у него не оказалось традиционных подарочных яиц для жены и детей. Для свиты фарфоровых яиц нашлось достаточно. Царь сообщил о проблеме жене, и та немедленно ответила, что высылает пасхальные открытки и отобранные ею яйца, и даже «расписала», кому какое яйцо должно достаться.




Даже после отречения Николая II в 1917 г. традиция христосования сохранилась. В апреле 1917 г. царская семья жила под арестом в Александровском дворце Царского Села. Утром после празднования Пасхи, перед завтраком, гражданин Романов христосовался со всеми служащими Александровского дворца (135 чел.), а Александра Федоровна раздавала фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. То было последнее христосование последней императорской семьи.

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

Отрывок из рассказа А. Чехова «Архиерей»

Подготовка к Пасхе

В старину ожиданием Пасхи жил каждый: в каждом доме соблюдали пост, в Чистый четверг все шли в баню, закупали угощения для разговин, подметали дворы, перед праздником хозяйки проводили все время возле печей, на своих кухнях, дети красили и расписывали яйца. В городах перед Пасхой украшали витрины магазинов маленькими каруселями, которые кружились, а «катались» на каруселях расписные яйца .

Кондитерские и булочные начинали принимать заказы на изготовление куличей и других пасхальных пирогов еще в начале поста. Само собой, куличи пекли и дома. Собирались на кухне все вместе: и хозяева, и кухарки. А потом испеченными дома куличами угощали не только домашних и друзей, но и просто бедняков с улицы.

На пасхальный стол в зажиточных семьях подавали запеченного поросенка или барашка, а расписанные яйца выкладывали на большое деревянное блюдо с зеленью, которую выращивали специально к празднику. Проращивали зерна овса или пшеницы, и маленькие нежные ростки были хорошим украшением весеннего стола.

Праздник из праздников, торжество из торжеств!

Так на Руси именовали Пасху Христову. Ее встречали в храме все - и стар и млад.

Ночь Великой субботы представляла собой чудное, величественное зрелище как в столицах, так и повсюду на Руси, где только были православные храмы. Сюда спешили через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные люди. Все нарядно одетые, все в белом. Девушки украшали себя лентами, надевали белоснежные сорочки, повязывали на свои косы красивые банты. Все принаряжались - на народе надо себя показать.

В православном храме служба начиналась в полночь. Но люди приходили заранее, перед крестным ходом. Те, кто знал грамоту, читали на клиросе Деяния Апостолов. А еще вокруг храмов жгли костры из смоляных бочек, в память о том, как холодно
было в ту ночь, которую провел Христос при дворе Пилата.

Опоздавшие, которые не попали в переполненный уже народом храм, располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздавался первый благовест колокола, вся толпа приходила в движение, зажигались в руках свечи, показывалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах"...

При пении тропаря при общем ликовании народа начиналось троекратное лобызание и приветствие друг друга словами "Христос воскресе" с ответным "Воистину воскресе", Все одаривают друг друга крашеными яйцами - красными, расписными с узорами... Особенным уважением пользовалось в народе пасхальное яйцо, полученное первым. Согласно поверью, оно способно отгонять нечистую силу и не портилось до следующего года.

Утром после богослужения всем прихожанам раздавали яйца. Куриные, гусиные, лебединые - получали в подарок верующие. И не только! Возможно, пернатым просто не удавалось снести нужное количество яиц, и их заменяли деревянными - резными и расписными.

Возвращаясь после пасхальной Заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, дети пели:"Солнышко-ведрышко..." А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, старухи умывались с злата-серебра, красного яичка в надежде разбогатеть.

Еще до Заутрени в каждом доме накрывали праздничный стол. И несмотря на достаток, любая семья стремилась сделать этот стол обильным и роскошным. Зажиточная семья непременно вкушала в пасхальное утро 48 блюд. 48 блюд по числу дней прошедшего поста. Всю неделю ели досыта, отдыхали и ходили в церковь на богослужения.

По утрам звонил колокол. Звон колокола - это праздник. Потому что весь пост не было слышно колоколов. А в Пасху каждый мог стать звонарем - никому в церкви не отказывали.

На Пасху непременно навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородным занятием. А в Пасху - обязательным. В тюрьмы заключенным приносили угощения. А должникам собирали деньги, чтобы выкупить их из тюрьмы.

И нельзя не вспомнить про пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц, поиск спрятанных яиц. Самыми активными участниками этих игр, конечно, были дети и молодежь.

Праздновали Пасху не один день, и не неделю. Пасха длилась 40 дней - столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.

Первую Пасху праздновали древние иудеи за полторы тысячи лет до рождения Христа, когда евреи под предводительством пророка Моисея ушли из Египта.

В переводе с еврейского слово «пасха» означает «освобождение», «прохождение», «избавление» и символизирует избавление евреев от египетского рабства.

Слово Easter происходит от англо-саксонского «Eostre» что означает имя богини весны.

Пасха в России.

В России Пасха всегда была самым торжественным праздником. Девушки и молодые женщины наряжались в белые платья, мужчины надевали строгие чёрные костюмы.

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой. Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом. Во все ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

асленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале.

Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели. После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками. Затем качели разбирали, ледяные горки ломали. Семинедельный Великий пост предшествующий Пасхе был самым важным постом в году и соблюдался всеми. Нельзя было употреблять никакого мяса животных и домашней птицы. Не разрешалось так же употреблять сливочное масло, молоко, яйца сахар. Вместо этого в пищу употребляли грибы, капусту, растительное масло, рыбу, картофель, кофе с миндальным молоком. В 18 веке продажа икры во время поста запрещалась, так как москвичи использовали икру вместо масла для всех блюд.

Первая, четвёртая, седьмая неделя Великого поста были самые строгие. Наиболее набожные люди исключали даже рыбу в первую и последнюю неделю Великого поста, по средам и пятницам в эти недели.

Когда начинался Великий пост некоторые люди ловили птиц, а потом выпускали их на волю, что символизировало то, что бог дал нам надежду, избавив нас от грехов.

В течение семи недель разного рода публичные развлечения были запрещены или они имели место и проводились с большой осторожностью. Оперы заменялись концертами. Состоятельные дамы снимали с себя бриллианты и надевали более простые украшения из жемчуга и кораллов или несколько скромных украшений из бирюзы, которые подобно незабудкам украшали их волосы. Танцы заменялись пением – это было золотое время для музыкантов и певцов, которые приезжали из Парижа в Россию.

Те, чьи именины приходились на время Великого поста были особенно счастливы, так как все ходили к ним в гости. Это вносило разнообразие в монотонно текущие дни. Единственным праздником предшествующим Великому посту было вербное воскресенье.

Прежде всего вербное воскресение было радостным событием для детей в деревнях. Крестьяне уходили в лес, где срывали большое количество веточек вербы, которые затем продавали в городе. Иногда ветки представляли собой целое молодое дерево, а иногда веточки были очень маленькие, которые связывали в пучок по 100 штук. Православный батюшка мог купить целое дерево, которое он освещал, а затем высаживали перед???

В четверг перед вербным воскресеньем в городах устраивалась ярмарка, где выставлялись для продажи игрушки или цветы. Вербная ярмарка в Санкт – Петербурге предлагала на продажу огромное количество веточек вербы. Их покупали для детей, которые несли вербу по улицам. К голым веточкам россияне прикрепляли цветы из бумаги, на некоторые ветки приделывали разные виды фруктов, вылепленных из воска, а так же птичек, маленького воскового ангела привязывали синей ленточкой к ветке. На вербное воскресенье слуги изготавливали игрушки, чтобы подарить их детям, а повара готовили сладости из сахара. Состоятельные дядюшки и крёстные отцы часть посылали своим племянникам и крёстным богатые пасхальные подарки. Например, ангел был сделан из золота, листики из серебра, а фрукты обычно из воска.

Помимо веточек вербы, открывались огромные рынки, где продавались живые цветы из богатых теплиц Санкт – Петербурга. Киоски были заполнены розами, фиалками, гиацинтами, апельсинными и лимонными деревьями. А некоторые торговцы предлагали купить миниатюрные домики с мебелью, церкви с куполами башенками и крестами.

Каретники продавали миниатюрные русские карты изготовленные из дерева и жести. Стекольщики предлагали миниатюрные тарелки.

Все классы общества участвовали в весёлой вербной ярмарке.

На кануне вербного воскресенья в память о вхождении Христа в Иерусалим в больших и малых городах проходили шествия, в которых участвовали все жители населенных пунктов. Распевая гимны люди несли веточки вербы простые или украшенные после освещения в церкви.

Крестьяне придавали особое значение и считали освещение веточек вербы благословением. На следующее утро дети обычно вставали рано и с радостным видом хлестали веточками вербы всех тех, кто долго спит. Они были настолько возбуждены происходящим, что не могли уснуть всю ночь. Прокравшись на рассвете в ночных пижамах они ходили по комнатам, радостно ударяя всех тех, кто находился в кровати и с восторгом кричали: «Розга бьёт, бьёт до слёз, не я бью тебя розга бьёт!»

На вербной ярмарке и за несколько дней Пасхи продавались миллионы раскрашенных яиц, так как яйца играли важную роль в праздновании Пасхи. Яйцо было основным атрибутом российской Пасхи. Яйцо не только вкладывали в руку каждому знакомому встретившемуся на пути, но люди играли в игры яйцами, ели их, а так же использовали яйца в больших количествах для приготовления традиционного пасхального хлеба и пасхального десерта. Москву снабжали яйцами окрестные сёла и перед Пасхой в большом количестве яйца отправляли в Санкт – Петербург. Караван за караваном яйца следовали в город, они были сварены в крутую и покрашены в красный цвет. На многих яйцах были написаны короткие предложения: « Христос Воскрес!», « Этот подарок я дарю тому, кого люблю», «Возьми его съешь и подумай обо мне» и многие другие.

Пасхальные яйца производились на императорском стекольном заводе, а также на фарфоровой фабрике. Яйца были большими и маленькими, золотыми и по

В 19 веке в России к Пасхе начинали готовиться ещё зимой.

Ежегодно два месяца посвящались празднованию воскрешения Христа и приходу весны. Сначала праздновали масленицу. Каждый день в масленицу перед предстоящим длительным постом, когда масло запрещалось, россияне лакомились блинами с маслом ежедневно.

Во всех ресторанах и тавернах продавались блины, которые пеклись тут же и подавались к столу горячими.

Масленицу отмечали в воскресенье за 8 недель до Пасхи обычно в феврале. В Москве, в Санкт – Петербурге, в провинциальных городах и маленьких деревеньках проводились карнавальные шествия. Люди одетые в масках прогуливались по улицам, заезжие актёры развлекали крестьян, по улицам возили дрессированных медведей, сооружались ледяные горки и качели.

После праздника площади были усыпаны скорлупками от орехов и апельсиновыми корками.

Затем качели разбирали, ледяные горки ломали.

В течение всего Великого поста магазины и торговые лавки были переполнены красивыми коробочками с восковыми и сахарными яйцам всех размеров. Самые маленькие яйца были размером с яйцо птицы крапивника, а самые большие с яйцо лебедя и страуса. Продавались также огромные коробки в форме яйца, покрытые бумагой золотого цвета и наполненные плитками шоколада, они предназначались для дам. Появились в продаже и прозрачные яйца, в которых можно было увидеть букет цветов, маленькие деревца из воска или иконки святых.

В настоящее время самые знаменитые из пасхальных яиц это прекрасные императорские яйца, изготовленные по заказу двух последних российских царей – Александра 3 и Николая 2. Эти яйца были изготовлены всемирно известным ювелирных дел мастером Петэром Карлом Фаберже.

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной.

Красный цвет – это воспоминание о крови Иисуса Христа, которую он пролил за нас на Кресте.

Во всех больших и маленьких городах, сёлах проходили пасхальные службы. Ближе к полуночи церкви переполнялись людьми. Приветствия друг другу и христования начинались в алтаре между священниками, которые затем выходили к пастве и провозглашали: « Христос Воскресе!».

Храмы в этот день были убраны как никогда богато и красиво. При первом благовесте зажигали свечи и начинался крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители, облачённые в «светлейший сан» совершив каждение престола, с пением выходили из храма. За ними шли прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют победу Христа над смертью.

Придя к притвору, снова производили каждения, и начиналась пасхальная утреня перед закрытыми дверьми храма в знак того, что получена весть о воскресении перед дверьми Гроба Господня.

После песнопений и возгласа: «Христос Воскрес!» врата открывались,- так ангел отваливал камень от дверей Гроба Господня. За тем начиналось христование.

В знак особой радости в этот день песнопения в церкви не прекращались. Перезвон церковных колоколов тоже звучал весь день.

После окончания службы никто не спешил ложиться спать. Все отправлялись в таверны или по домам, чтобы плотно покушать. Обед начинался в 3 или 4 часа утра и стол был всю ночь и весь следующий день. Праздничные столы были украшены белыми лилиями и гиацинтами. В центре стола находились ягнята, вырезанные из масла, кроме того здесь же находилась и множество блюд с салатами, окороками, телятиной и жаренной птицей. Можно было также отведать разные виды пирогов, ромовые бабы и мазурки, и конечно же традиционные русские пасхальные блюда – кулич и пасха. Каждая семья имела свои особые рецепты этих блюд переходившие из поколения в поколение. Перед подачей на стол куличи и пасхи освещались в церкви. Непременным атрибутом пасхального стола были сваренные в крутую яйца.

Начиная с пасхальной ночи в течение всего следующего дня было принято ходить в гости и угощаться. Все приветствовали друг друга традиционными фразами: «Христос Воскрес!» «Воистину Воскрес!», а затем троекратно целовали друг друга. Особенно тяжело приходилось императору – не только своих домашних и посетителей, которые приходили к нему в воскресное утро, но и каждого караульного он удостаивал своим императорским поцелуем и, словами «Христос Воскрес!» ,а на проходившем в пасхальное воскресенье народе он целовал всех офицеров и рядовых. В 1904 году Николай 2 написал в своём дневнике, что он обменялся пасхальными поцелуями с участниками полночной мессы и с 730 своими солдатами.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечали поминальный день или Радоницу. Они шли к могилам своих предков и оставляли там пищу освещённую в церкви, а часть пищи отдавали на кладбище нищим.

Пасха в Великобритании и США

Пасха для многих жителей Великобритании и США является более религиозным праздником чем Рождество. Большинство британцев и американцев присутствуют на пасхальной службе, которая начинается в субботу вечером и продолжается около двух часов, начанаясь в 9:30 вечера и заканчиваясь в полночь. После службы все поздравляют друг друга с окончанием Великого поста. Чтобы показать начало новой жизни многие церкви украшают ветками деревьев с набухшими почками, нарциссами и разукрашенными яйцами.

После службы все возвращаются домой и едят Easter Simnel cake. Он представляет собой пирог, схожий с рождественским, но украшенный марципанами символизирующими 12 апостолов и Иисуса Христа.

Страстное Воскресенье известно как Carling Sunday – гороховое воскресенье в отдельных частях севера Англии. Carlings – это маленькие сухие горошинки, которые замачиваются в воде в течение ночи, а затем жарятся на почти сухой сковороде. Когда они начинают подгорать, значит готовы. Их также продают в пивных, и люди едят их из чашки с добавлением небольшого количества сливочного масла и большой порции перца и соли.

В Британии и США соблюдается обычай дарить в день Воскресения Христова разукрашенные яйца.

Полые яйца покрывают маленькими кусочками влажной папиросной бумаги, чтобы получить красивый мраморный эффект, или разрисовывают яйца акриловыми или густыми акварельными красками. Другой декоративный стиль предполагает наклеивать на яйца кружева или бумажные шаблоны. Готовые яйца подвешивают на нитке или струне к ветке и ставят в вазу с водой. Получается пасхальное дерево.

Символом Пасхи в англоязычных странах является пасхальный кролик или заяц. В Пасхальное воскресенье дети просыпаются утром и обнаруживают, что пасхальный кролик оставил для них корзинки со сладостями. Он также прячет яйца, которые дети раскрашивали за неделю до этого. Они ищут эти яйца по всему дому. Местные организации проводят соревнования по поиску пасхальных яиц. Тот ребёнок, который найдёт наибольшее количество яиц, получает приз.

Пасхальный стол в Великобритании и США могут украшать и кролики из сладкого теста. Этих шикарных кроликов очень весело готовить и они исчезают со стола за считанные секунды.

В Англии дети катают яйца с пригорков в пасхальное воскресенье. Эта игра связана со скатыванием скалы с могилы Иисуса Христа в тот день, когда он воскрес. Британские поселенцы принесли этот обычай в Новый свет.

Одну необычную традицию можно наблюдать в Пасхальное Воскресенье в Рэдли вблизи Оксфорда, где прихожане берутся за руки и образуют живую человеческую цепь вокруг церкви.

В Пасхальный Понедельник можно наблюдать большое разнообразие традиционных празднований по всей стране. Достаточно назвать, например, танцы Морриса во многих городах, включая показательные выступления в Такстэди, в Эссексе; катание апельсинов в Банстебл Даунз в Бедфордшире и раздача еды в деревне Кент в Биддендене в 10 милях от Ашфорда.

Накануне Пасхи британцы и американцы создают в своих домах так называемый пасхальный сад. Его можно разместить в нише камина или на большой тарелке, или подносе. Яркий мох или кусочек ткани зелёного цвета создают основу, на которой устанавливают пасхальное дерево, а также белую свечу, специальный кристалл или камень, сюда можно поместить и маленькие детские сокровища, примулы или фиалки.

В пасхальное утро стол для завтрака накрывается с особой тщательностью: он освещается специальной свечой, на хлеб и печенье кладут весенние цветы.

Таким образом, здесь бывают представлены все три компонента, присущие Пасхе: еда, питающая физическое тело, растения для подпитки души и свеча для возвышения духа.

Традиционные пасхальные игры и развлечения

Пасха начинается с пасхальной недели и это – время традиционных игр. Когда-то самой популярной игрой был футбол, но он значительно отличался от той игры, которая знакома нам сейчас. Возможно, она была внесена римлянами и в неё играли прямо на улицах без всяких правил, и в некоторых случаях ворота находились на расстоянии мили от играющих, а иногда они вообще отсутствовали.

Полет мяча не имел определённых границ, и иногда сотни игроков участвовали в игре, которая могла продолжаться целый день.

Гонки с блинами проводятся во многих частях Британии; самые известные из них – в Олни, в Бакингемшире. Предполагается, что эти гонки начинались, когда домашняя хозяйка, которая пекла блины, слышала церковный колокольный звон. Думая, что опоздала на службу, она выбегала из дома и прибегала в церковь, всё ещё держа сковородку в руке. В наше время в масленичный четверг домохозяйки, которые живут в этом районе, участвуют в гонках от рыночной площади до приходской церкви. Они должны подбросить блины трижды, и им разрешается поднять блины, если они упали. Победительница получает поцелуй и молитвенник от викария. Церковный служитель или звонарь получает две награды: поцелуй от победительницы и её блины. После этого все сковородки забирают в церковь, и все женщины присутствуют на короткой службе.

Около 30 лет назад жители города Либераль в штате Канзас США проявили интерес к гонкам в Олни, и сейчас они тоже проводят гонки с блинами, но побеждает та участница, которая проделала дистанцию за наименьшее количество времени.

Соблюдаются и другие обычаи, связанные с пасхальной неделей. В Вестминстерской школе в Лондоне ежегодно проводится день жирного блина. Первоначальный повар должен был перебросить блин через длинный металлический карниз, который разделял старших мальчиков от младших в актовом зале. Когда он делал так, все мальчики бросались вперёд, чтобы увидеть, кто может поймать блин. Победитель получает гинею от декана. В настоящее время только один 1 мальчик от класса может принять участие в состязаниях. Через две минуты после того, как блин перебрасывается через брус, который называется «тайм», победителем признаётся мальчик, которому удалось ухватить самый большой кусок блина.

Сходства и различия празднования Пасхи в данных странах

Празднование Пасхи в России и англоязычных странах имеет некоторые сходства.

В Вербное воскресенье, последнее воскресенье перед Пасхой, жители России, как и жители Великобритании и США освещают в церкви веточки вербы. Но иногда в англоязычных странах веточки вербы заменяют веточками ореха. В России люди похлопывают друг друга вербой, приговаривая пожелания: «Будь таким же высоким, как верба, таким же здоровым, как вода и таким же богатым, как земля».

Пасхальное воскресенье - один из важнейших христианских праздников, так как символизирует чудо преодоления Христом смерти.

В настоящее время в церквях России и англоязычных странах проходят пасхальные службы. Все церкви заполнены народом. Храмы в этот день убраны, как никогда, богато и красиво. При первом благовесте зажигают свечи, и начинается крестный ход вокруг храма.

Во время крестного хода священнослужители с пением выходят из храма. За ними идут прихожане. Хоругви, свечи, колокольный звон и пение в это время символизируют Победу Христа над смертью.

Встречаясь в этот день, христиане приветствуют друг друга словами:

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной. По преданию она пошла к императору Тиберию и с возгласом: «Христос воскрес!»- подала ему яйцо. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным».

В этот же миг белое яйцо стало пунцовым.

Традиция раскрашивания яиц существует более 5000 лет.

Существует обычай готовить пасхальные яйца. Это обычное яйцо, сваренное вкрутую, окрашенное в разные цвета, а иногда и разрисованное.

Существует много способов окрашивания и раскрашивания яиц, одни из них довольно просты, а другие требуют высокого мастерства. Их можно погружать в готовую краску или их обычно варят в краске, также их можно варить в луковой шелухе.

В России главным образом распространено 2 вида пасхальных яиц:

« писанки» - пасхальные яйца, окрашенные краской двух, трёх или четырёх цветов с рисунками, и «крашенки»-пасхальные яйца, окрашенные в один цвет без всяких рисунков.

Россияне отмечают Пасху тем, что дарят крашенные яйца друг другу.

Эта традиция была также популярна среди правящей верхушки России; крошечные яйца дарили боярам и русской знати.

В дополнение к естественным яйцам широко использовались яйца, изготовленные из различных материалов и богато украшенных.

К началу 20-го века изготовление пасхальных яиц превратилось в самостоятельное направление русского декоративного прикладного искус стваства.

Особое место занимают фарфоровые яйца, которые специально заказывали русские цари на императорской фарфоровой мануфактуре.

Они представляют большую художественную ценность и в настоящее время предметами антиквариата и российскими сувенирами.

Яйца Фаберже изготовлялись специально по заказу членов императорской семьи. Произведения Фаберже демонстрируются в музеях Московского Кремля, в галерее «Форбе» в Нью-Йорке и многих других музеях.

В англоязычных странах и в России в наше время пасхальные яйца имитируют настоящие: изготавливаются из дерева, металла, фарфора, пластмассы, воска, из двух кусочков раскрашенного и украшенного рисунками картона которые соединяются друг с другом и образуют коробочку в форме яйца, содержащую маленький подарок. Кроме того изготавливают съедобные пасхальные яйца из шоколада, марципана, сахара.

В пасхальную неделю общей традицией для России, Великобритании и США является катание яиц.

Заканчивается Пасха поминанием всех усопших, россияне отмечают поминальный четверг или Радоницу. Они идут к могилам своих предков и оставляют там пищу, а часть пищи обычно отдают детям.

В Британии в пасхальный четверг по традиции монарх выдаёт мужчинам и женщинам определенную сумму денег. По нечётным годам церемония обычно проходит в Вестмистерском аббатстве, а по чётным годам - в любой церкви или соборе страны.

Но в праздновании Пасхи в России и англоязычных странах наблюдаются определенные различия.

Так, в Страстную пятницу, в день распятия Христа на Кресте, британцы всегда едят горячие пасхальные булочки с изображением на них Христа в знак поминове-ния. В некоторых булочных и супермаркетах их начинают продавать за несколько недель до Страстной пятницы, такой национальной традиции не существует в России.

Английские современные традиции празднования Пасхи очень весёлые, яркие, красочные и радостные, особенно для детей. По преданию в ночь на Пасху пасхальный кролик прячет по всюду шоколадные яйца в блестящих обертках. На Пасху устраивается так называемая «Эгстраваганза» когда все, и взрослые и дети, отправляются на поиски спрятанных яиц. Такие праздники устраиваются в парках и ресторанах; можно устроить такую охоту и дома.

Детский стол обычно украшают сладкие хрустящие шоколадные гнёзда для яиц, шоколадные яйца и симпатичные кролики из теста. Кролики и яйца в Пасху – абсолютно везде даже на завтрак готовят классический тост, вырезанный формочкой для печенья, а сверху омлет.

В России не существует такого символа.

Традиционными пасхальными блюдами в России являются - кулич и пасха.

Кулич представляет собой сдобную булку цилиндрической формы, покрытую сахарной глазурью.

Пасха представляет собой пирамиду из творога с добавлением различных ингредиентов: сметаны, сахара, сливочного масла, яиц и др. Творог кладется под пресс затем в него добавляется все указанные ингредиенты, всё смешивается, укладывается в форму и ставится в холодильник.

Жители Великобритании в пасхальное утро едят не кулич, а пасхальный пирог он похож на рождественский, но украшен марципанами символизирующими 12 апостолов Иисуса Христа.

В старину, на Руси, на Святой Неделе устраивались разнообразные игры и забавы: качели, катание яиц и др. В настоящее время игры и забавы проводятся в основном на масленицу, но в последнее время в России все больше возраждаются пасхальные традиции и обычаи.

В отличие от нашей страны в Великобритании и США – это время традиционных игр и развлечений: гонки с блинами, игры со скакалкой, игра в шарики, игра в мяч, катание яиц и многие другие.

Пасха это удивительный праздник богатый своими традициями и обычаями Воскресение Спасителя из мертвых – это торжество веры и добродетели, поэтому этот праздник – самый светлый, торжество торжеств.

РП узнала, как отмечали Пасху в Красноярске и Енисейской губернии в XIX веке, когда традиции этого праздника еще не были разрушены большевиками.

Задушевно-радостный праздник

Пасху в Сибири считали главным праздником года и готовились к ней «богатый - как хочет, а бедный - как сможет».

Мужчины, работавшие на промыслах или на приисках, обязательно возвращались домой, чтобы встретить Пасху в кругу семьи. Охотники-промысловики выходили из тайги.

Празднования продолжались всю неделю, от воскресенья до воскресенья, и даже лавки в эти дни были закрыты: их владельцы работать не собирались, поскольку это считалось страшным грехом. А саму пасхальную неделю в Сибири называли Светлой, Святой, Радостной или Красной.

В середине XIX века енисейский врач и этнограф Михаил Кривошапкин писал: «Приходит давно жданная Пасха. Нет праздника, который бы встречал крестьянин с более торжественно ясной, радостной физиономией. Знаем мы, что есть Рождество с шумными веселыми святками, но не та ему встреча, не тот полный искренний задушевно-радостный привет», - цитирует корреспонденту РП историк Иван Савельев.

Начинались праздники в предпасхальную субботу со всенощной службы и продолжались торжественным крестным ходом в воскресенье, после которого все снова отправлялись в церковь на утреннюю службу, которую в Сибири называли «Христова Заутреня».

Во время этой службы было принято христосоваться - поздравлять друг друга с Пасхой, обмениваясь поцелуями и крашеными яйцами, - рассказывает корреспонденту РП историк Ирина Сиротинина. - Особенно ценились яйца, полученные в дар от священника: миряне верили, что они никогда не портятся, охраняют дом от напастей и исцеляют от болезней. Тех, кто проспал Заутреню, наказывали - окатывали водой из ведра.

Куличи да крашеные яйца

Утреня переходила в Литургию, после которой большинство прихожан покидали храм и ждали во дворе, пока священник освятит пасхи, куличи и яйца. Лишь после этого можно было отправляться домой и садиться за стол.

Пишет красноярский педагог и этнограф Мария Красножёнова: «На Пасхе даже у бедных мещан обязательно устраивался стол, то есть на покрытый белой скатертью обеденный стол ставили вино в бутылках и графинах; окорока свиные, бараньи, телячьи; жареные курица, утка, индейка или гусь; язык; колбасы домашнего изготовления, крашеные яйца, сыр, булки. И этот стол не разбирался три дня». Главными блюдами были, конечно, куличи, крашеные яйца и «сыр» - так сибиряки называли пасху. А пасхой в Енисейской губернии называли куличи, - рассказывает Иван Савельев. - Начинали трапезу, «разговлялись» яйцами, предваряя еду троекратными поцелуями. Во многих сибирских семьях было принято самое первое яйцо делить между всеми членами семьи. Даже если в семье было 20 человек, его умудрялись разрезать так, чтобы каждому досталось по кусочку.

В самых бедных семьях яйца красили луковой шелухой или травой серпухой. Те, кто был чуть богаче, использовали для этого порошок из сандалового дерева, а потом украшали яйца цветными нитками и кусочками разноцветных тканей. А состоятельные горожане поручали эту работу художникам - они расписывали яйца по вкусу заказчика. Так доводилось подрабатывать и Василию Сурикову: когда он осиротел, и устроился работать писцом в губернское управление, расписывая яйца на продажу.

Куличи, особенно в купеческих семьях, пекли огромного размера. Формы ведерного объема шли нарасхват. Считалось, что чем пышнее и выше получится кулич, тем благополучнее будет год. Верх кулича обычно смазывали вбитым яичным белком и посыпали окрашенной в разные цвета крупой. Самый большой кулич считался семейным, но и для каждого из членов семьи обязательно пекли свой, отдельный. Даже грудные дети получали в подарок маленький куличик.

Скакули и исполины

В Енисейске и Красноярске на площадях к Пасхе утраивали деревянные балаганы, где простонародье развлекали кукольными представлениями. Здесь же выступали фокусники, акробаты, шарманщики, дрессировщики с медведями.

Для молодежи к святой неделе обязательно строили качели. Для этого выбирали самые толстые бревна и особенно прочные веревки из конопли, которые могли бы выдержать вес нескольких человек. Рядом с навесными качелями ставили «козла» из бревен, через которого перекидывали длинную доску, на которую могли сесть по несколько человек с каждой стороны. Такие качели именовали скакулями.

Еще одним популярным аттракционом был исполин. В землю вкапывали высокий столб, а на его вершине укрепляли вращающееся колесо. К этому колесу привязывали немного не достающие до земли веревки с петлями на конце. Молодые люди одну ногу ставили в эту петлю, а второй отталкивались от земли.

Когда Пасха была поздней, деревенские парни и юноши водили хороводы, играли в горелки, прятки, лапту, городки и бабки. А если снег еще не успевал растаять, то молодежь собиралась в специальной избе, выстроенной на окраине деревни. Там можно было танцевать под гармошку или петь песни.

Для детей на Пасху было предусмотрено особое развлечение, - рассказывает Ирина Сиротинина. - Если поблизости была горка, то дети собирались ватагой на ее вершине и скатывали вниз по склону крашеные яйца. Побеждал тот, чье яйцо укатывалось дальше, чем у остальных. Если горки не было, то тогда на земле очерчивали большой круг, делали ему невысокие бортики и устанавливали на краю специальный деревянный лоток с желобками. В этом круге раскладывали монеты, сладости, а после дети скатывали яйца вниз по желобку. Проехало по монете, стукнулось о конфету - забирай их. Не попал - оставляй проигранное яйцо в общем круге, оно достанется тому, кто сумеет скатить свое яйцо так, чтобы его задеть.

Еще одним развлечением для детворы была такая незатейливая игра: нужно было стукнуть своим яйцом о яйцо соперника. Чье разбилось, тот и проиграл. Разбитое яйцо доставалось победителю.

Обязательно находились желающие сжульничать, - улыбается Ирина Сиротинина. - Самые хитрые заранее вымачивали яйца в растворе известки. Так скорлупа становилась прочнее, но определить по внешнему виду это было невозможно. Менее догадливые заранее вытачивали яйца из дерева, а потом раскрашивали их, чтобы скрыть уловку. Если такого мошенника разоблачали, то могли крепко побить. Зато при удачном стечении обстоятельств он приносил домой целые ведра с добычей. Этой простой забавой не пренебрегали и за семейным столом, но в этом случае яйцом обычно ударяли не по другому яйцу, а по лбу: если яйцо разбивалось, его отдавали тому, кто подставил лоб.

В гости по шелковой дороге

Праздничную атмосферу создавал и колокольный звон. Все пасхальную неделю любой желающий мог подняться на колокольню. Семейные люди на Пасху ходили в гости.

Многие енисейские купцы, разбогатевшие на «золотой лихорадке», пользовались этой традицией как поводом лишний раз продемонстрировать свое состояние, - говорит Иван Савельев. - Например, один из местных нуворишей однажды нанял всех городских извозчиков оптом, и отправился в гости на первом из них, остальным приказав ехать следом. Вереница из экипажей растянулась на всю улицу. А другой купец, в пику ему, отправился в гости запросто, пешком. А чтобы не испачкать ноги в уличной грязи, велел расстелить по всему пути его следования отрезы из дорогих шелковых тканей.

Святой недели с нетерпением ждали и арестанты красноярского острога. В честь Пасхи было принято собирать пожертвования для заключенных, чтобы устроить богатый праздничный стол. Многие арестанты, которых должны были отправить дальше по этапу, давали взятки надзирателям, чтобы это произошло на несколько дней позднее. Такие же столы накрывали на деньги благотворителей и в богадельнях.

Последний день пасхальной недели, воскресенье, носил название Красной горки. Считалось, что это лучшее время, чтобы отпраздновать свадьбу. А незамужние девушки в этот день обязательно должны были отправиться в гости или на гуляние. Все верили: если на Красную горку девица просидит дома, то либо она вообще не выйдет замуж, либо будущий супруг ее будет очень некрасивым.

Традиция массовых пасхальных гуляний оборвалась, когда в Сибири установилась советская власть. Большевики заявили: «Пасха - праздник рабов», - и заменили ее на празднование Первомая, выдвинув лозунг: «Пасха - праздник покорности и смирения. 1 Мая - праздник борьбы и свободы. Выбирай между ними». Лишь через 70 лет праздник начал возвращаться в дома сибиряков.