» » Перспективы поликультурного образования в россии и ближнем зарубежье. Нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики рф Какие нормативные требования включает содержание поликультурного образования

Перспективы поликультурного образования в россии и ближнем зарубежье. Нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики рф Какие нормативные требования включает содержание поликультурного образования

Система поликультурного образования

Цели и приоритеты поликультурного образования

Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

Поликультурное образование, отвечающее современным требованиям и перспективам развития российского общества и государства, - это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.

Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками.

В России вопросы поликультурного образования стали разрабаты­ваться на теоретическом и практическом уровнях с конца XX века.

Отечественные специалисты по-разному трактуют главную цель поликультурного образования.

В.В. Макаев, З.А. Зоя Алексеевна Малькова, Л.Л. Людмила Леонидовна Супру­нова - формиро­вание человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувст­вом понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согла­сии с людьми разных национальностей, рас и верований.

А.Н. Александр Наумович Джуринский - уважение и сохранение культурного многообразия; поддержка равных прав на образование и воспитание; воспитание в духе общенацио­нальных политических, экономических, духовных ценностей.

Г.Д. Григорий Данилович Дмитриев - спо­собствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государ­ства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными пра­вами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным уча­стием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; сво­бодой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшин­ства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей.



Г.В. Галина Владимировна Палаткина - удовлетворение образовательных запросов предста­вителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном об­ществе.

Из поставленных целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения ;

Формирование и развитие умения критически мыслить ;

развитие этнотолерантности;

Формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

Формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

Воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

Использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

Формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению.

В целом, несмотря на различную формулировку задач поликультурного образования российскими учеными, в проанализированных концепциях можно выделить главную идею, заключающуюся в том, чтобы вооружить учащихся соответствующими знаниями, сформировать и развить умения, которые позволят им активно и продуктивно взаимодействовать с представителями различных культур. Иными словами, первостепенная задача поликультурного образования в России заключается в воспитании уважительного отношения к культурным различиям и в подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде.

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции - закладываются в содержании образования.

Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и - одновременно - целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно - и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару - представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент. поликультурный образование идентичность

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории - в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.

Феномен поликультурного образования. Понятие «поликультурное образование» - относительно новое и используется для обозначения многокультурного образования. Приставку «поли-» чаще всего употребляют в русскоязычных текстах, при этом в целом она совпадает по значению с приставкой «мульти-» используемой западными авторами. Исторически понятие «поли культурное образование» появилось в конце 60-х гг. ХХ в. в результате критики традиционного рассмотрения образования как монокультурного, передающего подрастающим поколениям «единственно верную», как правило, европоцентрическую цивилизованную культуру. Рассмотрение образования с позиций одной превалирующей культуры определяло организацию и содержание педагогического процесса на основе явных или скрытых представлений: о превосходстве одной социокультурной группы над другими. В частности, дихотомия «цивилизация – варварство» в преподавании подразумевала превосходство современной европейской культуры над культурами обществ традиционного типа.

Иное понимание мира как явления многокультурного, в котором сосуществуют различные, порой существенно различающиеся культурные традиции, параллельные несовпадающие устойчивые системы ценностей, привело к необходимости найти новое определение для образования, более адекватно отражающего это понимание мира. Таким определением стало понятие «поликультурное образование признающего типа», в США (mlllticltural edllcation) и позже - понятие «поликультурное образование взаимообогащающего типа» в Европе (intercultural education). Поликультурное образование исходит из признания наличия множества равноценных культур и утверждения благотворности их взаимодействия для современного образования и для общества в целом.

По мнению Е. Н. Ярковой, которое представляется верным, философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается посредством его отнесения к таким основополагающим категориям философии культуры, как категории «культурный монизм» и «культурный плюрализм» - монологическая или диалогическая формы осмысления мира культуры.

Культурный монизм - это позиция, основанная на абсолютизации культурного единства, базирующаяся на принципах единокультурия. История европейского образования, которое в своих исходных формах было монокультурным - это путь появления и утверждения культурного плюрализма. Действительно, в эпоху Просвещения образование начинает рассматриваться как приобщение к европейской культуре, другие культуры квалифицируются как отсталые, дикие, варварские. В XIX в. европейская просвещенческая монокультурная модель образования приобретает в определенном смысле статус универсальной: в ставших на путь модернизации обществах образование трактуется как процесс приобщения к европейской культуре. Однако во второй половине ХХ в. культурный монизм как мировоззренческая позиция и образовательная стратегия вступает в полосу кризиса. Рост этнического и расового самосознания, расширение международного сотрудничества, усиления миграционных процессов в мировом масштабе способствуют девальвации идеалов монокультурализма.

Их все больше критикуют, и при этом рождается убеждение в том, что, замораживая рост многообразия и сложности культуры, монокультурализм способствует снижению энергетического потенциала выживаемости общества. Монокультурным подходам как контрпродуктивным противопоставляются поликультурные. Наиболее яркое выражение эта тенденция находит в философии постмодерна. Именно постмодернистский дискурс, сущность которого заключается в переосмыслении старых знаков и их новом наполнении смыслами, благодаря совместной знаковой работе автора и читателя, является тем лингвистическим полем, на котором прорастает термин «поликультурализм».

Философия модернизма - это утверждение иерархии. Эта философия сложилась приблизительно с конца Средних веков и обосновывала вертикальную, авторитарную структуру общества, государства, семьи, права, социальных институтов - иерархическую власть государства над гражданами, мужей над женами, проповедников над паствой и т.д., а также отсутствие толерантности к «инаковости». Философия постмодернизма стала обосновывать новое, горизонтальное понимание политики, культуры, образования, искусства, науки, теологии. Процессы дальнейшей демократизации человеческой жизни, сопровождающейся рассредоточением власти, вовлечением каждого члена общества в управление и принятие решений, касающихся его судьбы, предоставлением каждому больших прав и свобод - эти процессы объясняются философией постмодернизма. В образование постмодернизм вносит требования отказа от авторитарных отношений между учеником и учителем, предоставления все больших свобод учащимся в организации школьной жизни, в выборе учебного материала, способов его освоения, повышение значимости развития у школьников навыков рефлексивного и критического мышления.

Поликультуризм трактуется как демократическая концепция культуры и образования, провозглашающая приоритет прав человека в культурной и общественной жизни, равенство наций и культурных моделей, недопустимость расизма и шовинизма в государственной политике и частной жизни.

По мнению О. В. Гукаленко, необходимо различать термины («поликультурное», «мультикультурное» и «многокультурное». «Поли-» в переводе с греческого означает «сложное целое», «мульти-» в переводе с латинского - «многократно повторяющееся» и, как правило, состоящее из однопорядковых элементов, в то же время («много-» со старославянского имеет значение «избыток чего-либо»:

«В отличие от многокультурного поликультурное образование переходит к нелинейному отражению целостного и многомерного мира в виде интегративного иерархически организованного конструкта нового качества».

Абсолютизация поликультурного образования может нести определенные риски. Это, во-первых, опасность определенной доли односторонности - абсолютизируя идею многообразия мира культуры, поликультурное образование может нивелировать идею его единства. Во-вторых, результаты поликультурного образования могут выражаться в фрагментарном, бессистемном мировоззрении выпускников, а опасность эклектики содержания образования заключается в возможном разрушении образовательного организма. Наконец, результаты некоторых исследователей показывают, что разнообразие и количество «чужих» культур, представленных в содержании образования без организации интенcивнoгo диалога культур, приводит только к «фольклоризму»

мировосприятия учащихся. Все это может приводить к определенным социальным последствиям - атомизации общества, его расщеплению на изолированные социальные группы.

Субъект культуры как основа поликультурного образования. Фундаментом поликультурного образования является понятие «культура» в педагогическом смысле. При анализе принимаемых в России нормативных актов в гл. 1 учебника были выявлены тенденции развития поликультурного образования: от этнокультурного к полиэтнокультурному и далее к толерантностному - полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к полиличностно-культурному. В каждом из этих механизмов используется разное представление о том, кто является субъектом культуры.

Во-первых, под субъектом культуры может пониматься отдельный народ или этнос. С этой точки зрения поликультурное образование носит межнациональный, межэтнический характер. Оно обозначает взаимодействие различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптацию к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств, обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородческую культурную среду, позволяет усваивать новые культурные ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Во-вторых, субъектом культуры является социальная группа, в том числе этническая, религиозная, территориальная, профессиональная, возрастная и др. Здесь

поликультурное образование расширяется до признания любых социальных групп, составляющих общество, как отдельных культур (субкультур), взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга и представленных в образовании. В этом смысле поликультурное образование решает проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе, и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим «инаковую» культурную идентичность (политическую, родовую, половую, религиозную и др.).

В-третьих, под субъектом культуры понимается личность. Этот подход опирается на то, что любая личность в процессе образования способна сопрягать и соединять разные культуры, выступать субъектом диалога культур. «Поликультурность - это способность человека интегрировать в своем сознании разные культурные пласты, области, смысли, значения... Через постоянное «общение-действование» человек становится подлинным субъектом культурноисторического и образовательного пространства. При таком понимании субъекта культуры образовательный процесс строится как взаимодействие различных позиций, точек зрения, способов мышления - различных культурных пластов, наделенных собственным «голосом». В связи с этим принцип поликультурности обеспечивает гетерогенную, полифоническую структуру образовательного пространства, делает его открытым, принципиально незавершенным, смыслопорождающим, обеспечивает конструктивный диалог между различными культурными мирами. Центром поликультурного образовательного пространства является ученик как субъект персонифицированной культуры. Ведя диалог с другими культурами, ученик сопрягает в своем сознании различные культурные пласты и смыслы, самостоятельно осуществляет нравственный выбор, находит ответы на жизненно важные для себя вопросы.

Педагогическое понимание культуры и сущность поликультурного образования. Рассмотрим каждый из подходов подробнее и выделим в каждом понятие «культура» в педагогическом смысле.

По мнению представителей полиэтнокультурного образования, под культурой понимается совокупность духовных и материальных традиций любого народа, накопленных и передаваемых из поколения в поколение. Носителями культуры признаются большие и малые этносы, специфика которых - обладание собственной культурной самобытностью: духовной - самоназванием, языком, представлениями, обрядами и др., материальной - своеобразной традиционной пищей, одеждой, инструментами и др. Кроме того, этносу свойственно осознание себя подгруппой большого сообщества и ощущение определенного генетического единства. Другими словами, этнос - это «культурная общность; языковая общность; статус национального меньшинства или большинства». При этом подходе, исходя из того что большинство авторов главным признаком культуры считают национальный язык, поликультурное образование часто ассоциируют с полилингвальным.

Культура описывается метафорой айсберга, в котором видимая, надводная часть - это национальные изобразительное искусство, литература, драматургия, музыка, народные танцы, игры, кухня, одежда и др.; невидимая подводная часть - представление о скромности;· понятие красоты; идеалы в воспитании детей; отношение к животным; модели отношений начальник-подчиненный; определение греха; практика ухаживания; понятие справедливости; стимулы к труду; представления о лидерстве; темп работы; модели группового принятия решений; понятие чистоты; отношение к тем, кто от тебя зависит; теория болезни; подходы к решению проблем; понятие подвижности статуса; распределение ролей по возрасту, полу, классу, профессии, родству; определение невменяемости; природа дружбы; понятие «caм»; модели визуального восприятия (язык жестов, выражение лица и др.); представления о логике и законности; модели управления эмоциями и ведения разговора в различных социальных контекстах; понятие прошлого и будущего; хронологическое время; предпочтение конкуренции или сотрудничества; нормы социального взаимодействия; представления о юности; организация физического пространства и т.д.

Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований».

Поликультурное образование предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур, взаимодействие между людьми с разными традициями, ориентацию на диалог культур, отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

По мнению А. Н. Джуринского, использующего термин «поликультурное воспитание», оно «имеет немало общих целей с интернациональным: понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта; осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами; способность общения; соблюдение не только прав, но и обязанностей в отношении иных национальных групп; понимание необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества; готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса...». При этом отличиями поликультурного воспитания от интернационального выступают «акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует, предусматривает прежде всего освоение культурно-образовательных ценностей, сосуществование различных культур в общем социальном пространстве, адаптацию с иными культурными ценностями. Соответственно, в поликультурном воспитании учет национальных особенностей является более важным, нежели в интернациональном воспитании... поликультурное воспитание отвергает консолидацию на базе корпоративной враждебности, противостояния иным цивилизациям и духовным ценностям. Поликультурное воспитание, с одной стороны, отрицает формирование человека вне национальной культуры, с другой - содействует порождению мультиидентичной личности как средоточия и пересечения нескольких культур».

Целями полиэтнокультурного образования являются:

1) подготовка учащихся к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, создание условий и технологий адаптации и самореализации личности в современном многонациональном обществе;

2) изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, а также оказание помощи и поддержки представителям контактирующих этнических культур, воспитание взаимной открытости, интереса и терпимости;

3) обеспечение постоянного сравнения двух и более культур родной и других для развития способности выделять и критически осмысливать ценности каждой культуры, а также формировать свою собственную культуру;

4) формирование активной позиции по отношению к неравенству, развитие способности критически воспринимать стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам;

5) утверждение и развитие гармонии в отношениях между школьниками, учениками и учителями, а также между самими педагогами как членами различных этнических групп.

Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в приобщении к культуре собственного и других народов.

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить его в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.

Полиэтнокультурное образование отражает необходимость доступа лиц, находящихся в неблагоприятном или маргинальном положении, к информации, реализации их прав на равноценное качественное образование, их адаптации в инокультурной среде, а также их участия в межкультурном, межнациональном взаимодействии. Для представителей этнического большинства поликультурное образование есть способ становления толерантности в отношении иных этнокультур, а также непримиримости к дискриминации и расизму.

Не является поликультурным (полиэтнокультурным) образованием такое этнокультурное образование, в котором ценности одной этнической культуры противопоставляются ценностям других, побуждая учащихся изолироваться от межкультурного взаимодействия, воспринимать других как «неправильных», «глупых» или «отсталых» - как «противников».

В полисоциокультурном образовании культура «трактуется как исторически передаваемая система символов, ценностей и норм, объединяющая людей по определенным признакам (происхождению, этническим характеристикам, социальному классу, гендеру, профессии, политическим взглядам и т.п.). Культура рассматривается как совокупность присущих любой социальной группе в обществе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, культура динамична и включает набор принятых взглядов и комплекс типичных видов поведения.

По мнению Г. Д. Дмитриева, фраза «Какой ты некультурный!» не только бессмысленна, ибо у каждого индивида есть свой уникальный багаж культуры, но и непродуктивна для человеческих взаимоотношений, так как, во-первых, несет обвинительную нагрузку, во-вторых, оскорбляет или унижает достоинство человека, в-третьих, декультурирует его, т.е. лишает признания за ним какой-либо культуры вообще и приводит, как правило, к ответной агрессивной реакции. «Такой подход к трактовке культуры позволяет отвлечься от многовекового элитарного толкования культурного индивида как человека, знающего литературу, музыку, искусство, правила этикета; от неоправданного и дискриминирующего разделения культуры (и, естественно, ее носителей) на высокую и низкую, цивилизованную и примитивную, полноценную и неполноценную, хорошую и плохую».

Поликультурное образование «исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родополовых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она - культура – разная». В данном аспекте поликультурное образование выходит за рамки полиэтнокультурного образования, так как принято считать, что причины конфликтов, насилия и нетерпимости лежат не только в области этнических различии, но и субкультурных. Вопросу о границах данного понятия было посвящено множество дискуссий, но до сих пор он остается открытым. Основная проблема здесь - можно ли считать любую субкультуру наделенной равноценным статусом, например, субкультуру гомосексуализма с ее демонстративной эпатажностью или некоторые фанатичные течения ислама, обосновывающие идеологию терроризма.

Целями полисоциокультурного образования» являются:

1) развитие способности к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире, формирование представления о происходящих в мире разносторонних культурных обменных процессах и многоуровневой структуре каждой культуры, о культуре как социальном конструкте и о разнообразии современных поликультурных сообществ родной страны и других государств;

2) культурное самоопределение личности средствами родного и изучаемого языков;

3) развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни, уважения чужих субкультур, другого образа мышления, развитие способности дифференциации внутри чужой культуры, интеграции элементов других культур в собственную систему мышления.

Сущность поликультурного образования в этом подходе - это приобщение учеников к традициям субкультур, составляющих культурное многообразие собственной страны, формирование многослойной идентичности, а также трансформация доминирующей культуры как базы образования за счет интеграции с иными культурными ценностями. «Особая доля в поликультурном образовании должна отводиться репрезентации вариативности культур родной страны, региона, населенного пункта и т.п. Это может способствовать формированию у обучающихся представлений о культурном разнообразии как норме сосуществования и взаимного развития культур в современных поликультурных сообществах... такая вариативность и разнообразие тематического наполнения учебных программ необходимы для создания обучающимся условий лучше понимать себя в спектре культур - культурного самоопределения личности».

На примере изучения иностранных языков можно показать, что не является поликультурным (полисоциокультурным) образованием: 1) "...если обучающиеся знакомятся лишь с культурой страны иностранного языка, да и то только определенной группы людей - без сравнения со своей культурой - без «со-изучения»;

2) если демонстрация отдельных социокультурных групп страны изучаемого языка не сопровождается показам «мест данной группы в спектре культур страны изучаемого языка, ее вклад в формирование единой системы ценностей и культурно-исторического наследия страны»; 3) если имеет место «...процесс обучения, в ходе которого может сформироваться негативное отношение к какой-либо из культурных групп... ибо оценочные суждения о «другой» культуре с позиции «собственной» ставят культуры в иерархический, а не параллельный ряд»; 4) если «не формируется активная жизненная позиция обучающихся и не происходит развитие их критического мышления».

По мнению представителей полиличностно-культурного образования под культурой понимается одновременное полифоническое звучание самостоятельных, не сливающихся друг с другом сознаний и голосов разных субъектов-авторов, при этом «внутренней территории у культуры нет: она вся расположена на границах, границы проходят всюду, через каждый момент ее... И каждый акт существенно живет на границах...». Культура существует тогда, когда она пересекается в своих горизонтах с другой культурой на границах этих пересечений становится понятным, в чем самобытность ответов каждой культуры на значимые и сходные для разных культур предельные вопросы о человеке и мире. При этом каждая культура - это постоянно протекающий диалог голосов поэтов-художников и теоретиков, а также внутренних голосов, пронизывающих каждую часть человеческого сознания. «Культура - самоопределяемая реальность, создающая собственное пространство во множестве подвижных границ и собственное время, проявляемое в закономерностях ее исторического развития». Культура сложна и многомерна - в ней взаимодействует множество самостоятельных субкультур.

Важно, что современная культура получает способность к самопознанию только если вступает в диалог с другой культурой: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единcтвo и открытую целостность, но они взаимообогащаются».

Механизмом рождения и способом существования культуры является диалог, как «сочетание неслиянных голосов» (М. М. Бахтин). Здесь для поликультурного образования принципиально понимание каждого человека как уникального мира культуры, вступающего во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящего себя в процесс е этого взаимодействия. «Поликультурность мыслиться как неотъемлемая характеристика каждой единицы человеческого сознания и деятельности, в том числе и учебной, каждого текста культуры, каждой формы культурного сознания: науки, религии, философии, искусства, и т.д. ...основной сферой, в которой осуществляется диалогическое общение самых разных культур, выступает внутренний мир человека, его собственное место в образовательном пространстве».

В данном подходе поликультурное образование отражает все многообразие культур в их многоплановом, не только внешнем, но и внутреннем диалоге - в качестве носителей культуры определяется не только этнос или иная социальная группа, но и личность. «Многообразие культуры - это прежде всего многообразие личностей, их диалогическое общение на школьном уроке или в большом времени человеческой жизни».

Целями полиличностно-культурного образования являются:

1) человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обменом смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах;

2) личностное смысловое развитие учащихся, поддерживающее индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию.

Сущность поликультурного образования в этом подходе заключается в том, что каждый ученик, осваивая культурные пласты, проводя диалог между ними, делает открытия в них и в самом себе, переживая при этом пробуждение новых умственных и душевных сил, соответствующие области культуры становятся «eгo миром», пространством возможной самореализации. Таким образом, поликультурное образование опирается на междисциплинарный творческий подход и направлено на формирование культурологической рефлексии, в результате которой познающий субъект поднимается над различными этнокультурными парадигмами видения мира и человека.

Таким образом, поликультурное образование - это образование, которое опирается на две и более культурные традиции в их динамическом сопряжении и обеспечивает формирование образов культуры и самого себя как результата творческого межкультурного взаимообогащения. При этом каждый учащийся побуждается и осуществляет культурное самоопределение в мире этносов, государственно-территориальных образований, человечества.

В зависимости от того, кто признается основным субъектом культуры - большая социальная группа-этнос, другая большая или малая социальная группа или отдельная личность, можно выделить такие виды поликультурного образования, как полиэтнокультурное, полисоциокультурное, полиличностно-культурное.

Выделим основные этапы развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России. В качестве исследовательского метода используем анализ последовательно принимаемых нормативных актов. На наш взгляд, эти механизмы можно выделить, если проследить изменение официального подхода системы образования к термину «культура».

Первый этап (1990-е гг.) опирался на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса. В советское время, несмотря на разделение культур на «разные уровни развития», официально признавались культуры наиболее многочисленных народов и были созданы следующие государственно-территориальные образования: советские социалистические республики, внутри них автономные советские социалистические республики и автономные национальные округа. В соответствии с этим строилась система этнокультурного образования - обучение на определенных ступенях образования на родном языке или изучение родного языка и литературы. Поэтому в документах 1990-х гг. субъектами культуры признавались этносы, а поликультурным стали называть (этно) национальнорусское образование.

В Законе РФ «Об образовании» 1992 г. термин «поликультурное образование» еще не употреблялся, хотя смысл образования как поликультурного - этнокультурного был закреплен в тексте Закона: «Государственная политика в области образования обосновывается на следующих принципах: ...защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» (ст. 2).

В появившихся позже «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России» и «Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации», разработанных в Южном отделении Российской академии образования в Пятигорском лингвистическом и Ростовском педагогическом университетах, поликультурное образование определялось как «приобщение подрастающих поколений к этнической, общенациональной (российской) и мировой культуре в целях духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической cpeдe».

В этих документах задачами поликультурного образования были определены: глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа (что является непременным условием интеграции в другие культуры); формирование у учащихся представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. Критерии, которым должно отвечать поликультурное образование: 1) отражение в учебном материале гуманистических идей; 2) характеристика уникальных самобытных черт в культурных народов России и мира; 3) раскрытие в культурах российских народов общих элементов и традиций, позволяющих жить в мире согласии; 4) приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации, взаимозависимости стран и народов современных условиях.

Основные направления поликультурного образования того времени очень четко сформулированы Д. В. Сажиным:

«1) изучение учащимися национальных культур, своих и чужих, с обсуждением проблем национального возрождения и национальной самобытности; организация работы этно-национальных учебных заведений, в первую очередь национальных школ и национальных культурных центров для изучения родных языков и приобщения к родной культуре - традициям, обычаям, бытовым особенностям, праздникам и др., так называемому «этнофольклорному миру»;

2) организация межкультурного диалога, принципиальная возможность которого обусловлена тем, что в целом каждый человек любой культуры стремится к одному и тому же - любви, рождению и воспитанию детей и др., а различия заключаются в самобытных этнокультурных традициях. Поэтому необходимо вначале выработать уважение к своей этнической культуре, чтобы иметь возможность легко и свободно входить в какой угодно культурный мир и отождествлять себя с ним. И затем - проводить совместные акции, встречи, фестивали с представителями других культур, знакомясь с их миром, традициями и ценностями;

3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям, обеспечение освоения учащимися и педагогами таких понятий как "культура мира", "культурная конвергенция", "национальный характер", "регионально-этническая культура", "воспитание в духе мира", "сравнительная педагогика", "педагогическая культура народа", "региональный подход к образованию", "этнопедагогика" и др.

Первый этап поликультурного образования в постсоветской России можно условно назвать полиэтнокультурным образованием - субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой самобытный (родной) язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения. Полиэтнокультурное образование - это, с одной стороны признание продуктивности существования разнообразия национальных школ, классов и групп, формирование многообразияю этнических идентичностей у представителей разных народов а с другой - утверждение межнационального, межэтнического характера взаимодействия различных этнических культур в образовании в ситуации плюралистической культурной среды, адаптация к культурным ценностям других народов. Поликультурное образование снимает противоречия между системами и нормами образования доминирующих наций и этнических меньшинств обеспечивает безболезненное вхождение мигрантов в инородчесскую культурную среду, позволяет усваивать новые культурны ценности при сохранении прежних национальных, закладывает в ребенке гражданские начала, формирует у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями.

Второй этап (конец 1990-х - начало 2000-х гг.) - в России преодолевается одномерное восприятие народа как единого организма. На самом деле любой народ состоит из множества социальных групп: территориальных, возрастных, половых и др. И каждая из этих групп имеет свои устойчивые традиции поведения и мировоззрения. Данный механизм опирается на представление о культуре как о совокупности материальных и духовных традиций каждой социальной группы, составляющей данное общество, в том числе этнических, религиозных, профессиональных и др.

В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)» имеется постулат: «...толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям». Данная программа создавала условия для реализации такого образования, в котором субъектами самобытной культуры признавались религиозные общины и некоторые региональные культуры (казаки, поморы, кряшены и др.).

В это время поликультурное образование начинает связываться с формированием региональной идентичности и одновременно толерантности. Федеральная целевая программа стимулировала разработку и широкое внедрение поликультурных программ, признающих культурные традиции отдельных социальных групп - для всех ступеней и форм образования для обучения межкультурному диалогу, повышению устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, формирования веротерпимости и толерантного сознания.

Второй этап развития поликультурного образования в России можно условно назвать «полисоциокультурным образованием», в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество, и в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах - к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность (политическую, половую, религиозную, родовую и др.). Эту позицию разделяют ряд авторов.

Третий этап (с начала 2000-х гг.) - в России постулируется представление о культуре как об индивидуальном опыте человека. Душа каждого человека - это отдельный космос. Каждый человек создает собственную культуру, по-своему интегрируя разные культурные влияния и участвуя в культуротворчестве. Поликультурное образование - это образование, признающее способность каждого человека выступить отдельным миром культуры, способным к интеграции разных культур. Такое представление отразилось в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) и Концепции развития поликультурного образования в России (2010).

Описывая процесс духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет следующую логику: в детстве ребенок усваивает ценности семьи, в школе осознанно принимает традиции, ценности, особые формы культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики; более высокая ступень - принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, «укореняясь» в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации; высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина - формирование гражданской идентичности россиянина, освоение культурных богатств своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознание их значимости, особенностей, единства и солидарности в судьбе России. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.

Проект Концепции развития поликультурного образования в России вводит следующие принципы поликультурного образования:

Полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);

Преемственность (транслирование национальной культуры от поколения к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);

Дифференциация и разнообразие (закладывание комплиментарности культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);

Креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);

Культурная целостность (понимание общечеловеческой культуры как сущностной основы образования - освоение обучающимися актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения);

Объемная (стереоскопическая) картина мира (включение необходимого этнокультурного и регионального содержания образования в федеральный государственный образовательный стандарт - изучение окружающего мира от настоящего к прошлому и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома - к стране и миру, от субъекта Федерации - к России и земному шару);

Вариативность (эффективная содержательная структура Федерального государственного образовательного стандарта обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами различных субъектах Федерации - содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);

Этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина Российской Федерации).

В основе обеих концепций находятся понимание взаимодействия культур как одной из закономерностей развития мировой культуры, состоящей в необходимости выходить за рамки ограниченного культурного опыта, обмениваться ценностями, достижениями и смыслами культуры в ходе межкультурной коммуникации, а также признание диалогового взаимодействия культур одного из важнейших факторов модернизации во всех сферах жизни общества.

Разработка этих концепций призвана, с одной стороны, преодолеть противоречие между центробежными силами, возникающими с развитием этнонационального образования в разных субъектах России и интеграционными силами, обеспечиваемыми поликультурным образованием, с другой - обеспечить личностное развитие каждого учащегося, принимающего и гордящегося своей этнокультурной, региональной, религиозной, общегражданской и другим идентичностями, независимо от принадлежности к большинству или меньшинствам, несмотря на «маргинальную экстерриториальность так называемых "нетитульных" этнических групп в российских регионах».

Третий этап мы условно называем «Полиличностнокультурным» образованием - за каждой отдельной личностью стал видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности «россияне», включающей этническую, региональную и др.

Таким образом, выявлены следующие тенденции развития понятия «Поликультурное образование» в постсоветской России от этнокультурного к полиэтно-культурному; от толерантностного к полисоциокультурному; от личностно-ориентированного к полиличностно- культурному.

Принятая в 2010 г. Комплексная программа развития поликультурного образования, предполагающая экспериментальное внедрение в 2010-2020 гг. разных моделей поликультурного образования в трех субъектах РФ: Республике Татарстан, Северной Осетии - Алании, Чеченской Республике сделала поликультурное образование синонимом полилингвального и, учитывая Концепцию развития поликультурного образования в России, на новом уровне постулирует «Полиэтно-культурное образование».

Таковы основные этапы развития поликультурного образования в России. Приведем примеры наиболее известных типологий поликультурного образования, которые во многом пересекаются, но имеют и ряд собственных отличий.

3.Мультикультурное образование .

В основу мультикультурного образования заложена необходимость опоры при организации образования на этнопедагогические факторы, т.е. на ценности народной педагогики.

По мнению Г. В. Палаткиной, поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе.

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;

формирование и развитие умения критически мыслить;

Развитие этнотолерантности;

Формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

Формирование осознанных, позитивных ценностных ориентaций личности учащегося по отношению к собственной российcкoй культуре, поликультурной по своей природе;

Воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

Использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

Формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению.

Основу мультикультурального мировоззрения составляет постоянно развивающаяся система ценностных ориентаций. Проявляется же мультикультуральное мировоззрение в форме установок на организацию образовательно-воспитательной деятельности с позиций мультикультурализма. При этом в качестве ценностей средств выступают ценности народной культуры (материальные предметы труда, быта, прикладного искусства; духовные - религия, нравы, фольклор; соционормативные - обряды, нормы, этикет).

При организации мультикультурного образования могут функционировать две модели школ: этнокультурная (с углубленным изучением культуры одного из этносов) и мультикультурная (с полиэтничным составом учащихся), содержание образования которых будет составлять национально-региональный (родная культура), федеральный и мировой компоненты.

Как отмечает Г. В. Палаткина, культурнообразовательное пространство должно строиться как часть мирового, на диалоге культур, их взаимодействии и взаимообогащении. Должен быть обеспечен баланс между опасностью превращения в разновидность учебных заведений различных конфессий, с одной стороны и, с другой - выхолащиванием духовно-религиозного начала. Тогда мультикультурное образование действительно будет способствовать формированию мультикультурной личности.

1.3 Состояние и тенденции развития поликультурного образования в России

Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие в обществе события. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика.

Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде. Проблемы терпимости и ее антипода - экстремизма в разных сферах личной и общественной жизни - являются особенно актуальными в ситуации современной России, для которой характерны ожесточение нравов некоторых групп населения, распространение агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности (И.А. Галицкая, И.В. Метлик, М.П. Мчедлов, В.А. Тишков, А.Г. Шевченко, В.В. Шалин и др.).

Россия является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает более 140 тысяч человек. Здесь проживают более 100 национальностей и этнических групп.

Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как данное направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и осуществления государственной политики, направленный на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый связан со вступлением в силу в июле 1992 г. Федерального закона "Об образовании". Принципы государственной политики, сформулированные в нем и поправках к нему, принятых Парламентом России в январе 1996 г., отразили новые ценности образовательной системы. Назовем те цели, среди которых очевидна приверженность целям поликультурного образования:

Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни человека и свободного развития личности;

Сохранение общефедерального культурного и образовательного пространства;

Всеобщий доступ к образованию, адаптивность образовательной системы к уровням подготовки, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей. Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение в РФ русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, аккредитованных государством, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на своем родном языке.

Следующим этапом на пути к реформе образования в России можно назвать одобрение приказом Минобразования и науки РФ от 2006 г. Концепции национальной образовательной политики РФ, представляющей собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, которые продиктованы полиэтничным характером российского общества - не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической духовной общностью народов и культур России. В Концепции относительно работы с педагогическими кадрами говорится о необходимости повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Относительно научно-педагогических кадров в Концепции речь идет о необходимости повышения уровня их квалификации с целью обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.

В Декларации прав свобод человека и гражданина записано, что каждый гражданин России вправе свободно определять свою национальную принадлежность, причисляя себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка. Реализуя это право любого гражданина, необходимо с ранних лет формировать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур окружающего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, бороться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций, руководствоваться принципами гуманизма и равенства наций и народов.

Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами.

Состояние межэтнических отношений в образовательном учреждении является зеркальным отображением ситуации в обществе. Так, по данным исследования, проведенного в одной из школ г. Москвы, каждый пятый школьник характеризует их как недостаточно благоприятные, каждый седьмой не удовлетворен статусным положением в обществе своей этнической группы, каждый третий был свидетелем несправедливого отношения к человеку по этническому признаку. Значительно искажена социальная перцепция этнических групп - в 71% ответов школьников присутствуют негативные гетеростереотипы, социальная дистанция проявляется и в стремлении иметь друзей своей национальности - 56%. Это наносит не только непоправимый вред процессу становления личности ребенка, травмирует его психику, затрудняет межличностные и групповые контакты, но и влечет за собой другие социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, интолерантных людей, не умеющих строить позитивные межэтнические отношения.

Изучение законодательной базы РФ в области образования показало, что некоторые положения вышеуказанных документов федерального уровня соответствуют отдельным целям и задачам поликультурного образования, но принцип поликультурализма как новое магистральное направление отечественной образовательной политики в них не выделен. Данный анализ позволил определить главный, на наш взгляд, аспект законодательства в области образования РФ, требующий особого внимания, - отсутствие положений, обосновывающих первостепенную роль поликультурной подготовки педагогических кадров, без которой современный учитель не сможет воплотить на практике имеющиеся научно-теоретические разработки по поликультурному образованию. Образовательная политика уже не может ограничиваться отдельными мероприятиями по дополнению программ обучения материалом этнического и культурного характера. Сегодня назрела необходимость перехода к следующему этапу реформирования отечественного образования с учетом принципа поликультурализма - к трансформации учебных программ таким образом, чтобы данный принцип пронизывал содержание всех дисциплин, а не отдельные курсы.

Высшее образование в России: история становления и современное состояние

Дошкольное образование в России: состояние, тенденции, перспективы

Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии...

История развития инженерного образования в России

Высшую школу в связи со всеобщей перестройкой и переориентацией политической системы в последнее время также пытаются реформировать...

История развития образования

Здесь сначала хочется выделить тенденции изменения в «детском мире» вообще, в характере жизни детей (21): - Рождаемость падает, но растет «ценность» детства, внимание к нему. - На детей тратится все больше средств (и все меньше времени?)...

История развития образования

Большая часть активно работавших в системе образования в 20-х гг. творчески мыслящих педагогов и психологов была отстранена, многие из них были репрессированы. Главным официальным педагогом страны был объявлен А.С. Макаренко...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны...

Направления и тенденции развития образования в России и за рубежом

Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства...

Повышение качества муниципальных образовательных услуг

Известно, что отечественное образование в 60-70 годы прошлого столетия признавалось одним из самых лучших в мире. Однако в 90-е годы ХХ века российское образование стало испытывать значительные сложности...

Поликультурное воспитание и его сущность

Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении...

Проблемы и перспективы развития специального образования

За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера...

Реформа системы образования в России

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие...

Система профессионального педагогического образования на Ставрополье в конце XIX–начале XX веков

Образование всегда являлось одной из важнейших сфер жизни общества, состояние которой напрямую влияло на все другие части социального организма и на развитие страны в целом. Система профессионального образования - социальный институт...

Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и послевузовского образования Российской Федерации

Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план...

Состояние и перспективы развития общего образования в России