Тема:
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи - ши , же - ше , ци , це , цы ; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) : регулятивные - понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные - осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности I.
Сценарий урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие. Слайд 1.
Звучит музыка: Э.Грига «Утро»
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание
- Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок .(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок….. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)
Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III. Чистописние :
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости - глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы . (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
- «Зачем нужны правила?» - это тема нашего урока.
V. Работа по теме урока.
1. Словарный диктант.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин) .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина) .
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган) .
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф) .
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган . жераф.
Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Чтение учебника (с. 62-63).
Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
VI. Физкультминутка «Цирк»
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упражнение 29, с. 63.
Прочитаем задание.
Прочитаем текст упражнения
Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.
Самостоятельная работа.
Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Физкультминутка(для глаз «Облака»)
2.Работа в парах над текстом.
Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11.
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик
Спишите предложения, расставив знаки препинания.
Выделите знакомые орфограммы.
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Взаимопроверка Слайд 12.
Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.
Ежик - 4 б., 5 зв.
VIII. Итог урока.
Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)
Мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)
Было трудно…
Меня удивило…(пение птиц на уроке…)
Было интересно…
Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)
С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)
Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.
А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.
Давайте посмотрим!
Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …
Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Работа со звуковым столбиком.
– Рассмотрите звуковой столбик.
– Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим?
(Голубым и зеленым.)
– Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева и или справа?
– Движемся взглядом по левому столбику,отыскиваем глазами согласные,
у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары.
Слайд 7
Произнеси звуки ж, ш, ц.
Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ц: твердые или мягкие?
Сделайте cвой вывод.
5.Этап реализации построенного проекта
Волшебница говорит:
- Не все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости.
Есть всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц), а есть всегда мягкие согласные звуки
(щ, ч, й).
Учитель: - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (выяснить в каких случаях
пишутся сочетания жи -ши, же-ше.) Слайд 8
Для этого нужно провести исследовательскую работу.
Учитель:
– Произнесите слова и поставьте ударение: жизнь, жир, чижи. Слайд 9
– Как вы произносите? (твердо) какой слышим звук? (ы)
– А теперь произнесите слова и поставьте ударение: шип, шишка, машина. Слайд 10
Какая буква написана после Ж и Ш, а какая стоит под ударением? (и)
Волшебница:
- Правильно! В старину произносили эти звуки мягко [ш’] и [ж’] Слайд 11 . Но сейчас
они стали твердыми. Это старинное произношение до сих пор отражается на письме.
Учитель: Сделайте вывод.
Прочитайте на стр 57 1-ое правило Слайд 12
Записаны слова: шесть, шерсть, ж есть, служебный. Слайд 13
Прочитайте слова.
Обращаемся к словарю.
Что такое жесть? (это лист железа, только очень тонкое.)
– как вы произносите? Какой звук слышите?(э) Какая буква написана после Ж, Ш.
Догадываешься, в какими раньше были произношения этих звуков? Попробуйте
Сделайте вывод. Прочитайте 2-ое правило на стр 58 Слайд 14
Как писать сочетание же-ше?
Запомните: же–ше пиши с буквой е . Слайд 15
– Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..них, ш …стой. Слайд 16
– Подумайте, почему вы не смогли этого сделать? Если затрудняетесь ответить,
обратитесь за помощью к Летучей Мыши (с. 58).
Сделайте свой вывод. Слайд 17
(Сочетания жи–ши, же–ше пиши только под ударением.)
Вывод Волшебницы.
Слайд 18
Твёрдо слышится-
Мягко пишется.
Физкультминутка
Слышит мишка краем уха,
К Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
И понять не может мишка,
Отчего над ухом … (шишка) .
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Волшебнице понравилась ваша работа. Она предлагает вам кое-что Слайд 19
Работа по учебнику с. 59 упр.25.
Запись слов с проговариванием. Выпиши слова, вставив в них пропущенные
буквы.
Пользуйся правилом!
Сочетания жи-ши, же-ше подчеркиваем.
7. Этап рефлексии
На доске мухомор, шапка поделена на 3 части, каждая часть символизирует вопрос.
Интерес на уроке. Моя активность на уроке. Мои знания. С помощью цветов оцени себя.
(красный- очень, зеленый – не очень, желтых –не понравилось совсем)
8. Заключительный этап – итог
- Каким правилом пользовались, что бы правильно написать слова?
Цели:
- практическая : формировать навык правописания буквосочетаний жи-ши, же-ше в словах
- образовательная : расширение кругозора учащихся, создание на уроке ситуации успеха, развитие умений оценивать свою работу
- воспитательная : воспитание умения слушать и слышать, воспитание аккуратности, прилежности
- развивающая : развитие орфографической зоркости, тренировка слуховой памяти, развитие умений производить звуко-буквенный анализ слов
Задача: сопутствующая : совершенствование каллиграфических навыков, умений делить слово на слоги
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, плоскостные наглядные пособия, бэджи с буквами ж, ш
Ход урока
Этап 1: Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Учитель: Садитесь, ребята. Сегодня на уроке мы отправляемся в сказочное путешествие. (слайд 1 , см. Приложение 1 ) Давайте проверим, все ли мы взяли с собой: учебник – это наш компас, по нему мы будет сверять путь, ручка и карандаши – наши волшебные палочки, тетрадка – наша карта путешествия.
Этап 2: Постановка темы и целей урока
Учитель: Тема нашего урока – “Путешествие в страну Буквосочетаний” (слайд 2). Нам предстоит узнать (слайд 3 ) , какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем – нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы. А для этого нам нужно быть
- внимательным,
- старательным,
- аккуратным,
- писать в тетрадках опрятно.
Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия. Посмотрите, к кому мы сегодня идем в гости (слайд 4 . Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. Чтобы не забыть, как их зовут, давайте запишем имена этих буквосочетаний в свои тетрадки.
Минутка чистописания
жИ шИ жЕ шЕ жИшИ жЕшЕ
– Прочитайте предложение:
В лесу ежик жил, зверям одежду шил.
– Почему именно ёжик шил зверям одежду? (У него иголки).
– Найдите в предложении слова, которые отличаются друг от друга только одной буквой.
– Запишите эти слова в тетрадь, обращая внимание на правильное соединения букв в словах. Выделите кружочком сочетания жи-ши .
Этап 3: Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Учитель: Мы научились с вами правильно писать буквосочетания жи-ши, же-ше, и они приглашают нас к себе в гости. Буквосочетания живут в замке (слайд 5 ) . Замок стоит на высокой горе. Чтобы в него попасть, нам нужно будет преодолеть много препятствий. Вы готовы, ребята?
Мы сейчас узнаем, какой рюкзачок знаний вы дома собрали в дорогу. Я буду вам показывать ряд картинок. Ваша задача: найти лишнюю в ряду картинку и объяснить, почему она лишняя (слайд 6, 8, 10 )
Лексическая работа со словами камыш (слайд 7 ), ежевика (слайд 9 ).
Дома вы работали еще и над упражнением 109 на стр. 74 учебника. Поменяйтесь сейчас тетрадями. Проверьте, правильно ли ваш сосед сделал домашнее задание. (Проводится взаимопроверка)
Этап 4: Работа над новым материалом.
Учитель: Вы отлично справились с заданием. Мы начинаем наше восхождение к замку. Ребята, вы готовы узнать секреты букв Ж, Ш и вывести правило? Знание правила поможет нам открыть двери замка буквосочетаний. Я задам вам сейчас 3 вопроса:
- Ребята, скажите буквы Ж и Ш – твердые или мягкие? (Это твердые согласные)
- Какие гласные пишутся после твердых согласных? (А, О, У, Э, Ы).
- А что делают гласные Е, Ё, И, Е, Ю?
Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими. И в соответствии с произношением после них писали гласные И и Е. Но это было не очень удобно. Попробуйте сами произнести слова жир, железо мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться (слайд 11). И тогда Царь русского языка издал указ(слайд 12): “Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е”.
А теперь, ребята, подумайте: пишем мы жи-ши, же-ше с И и Е, а какие же гласные звуки мы слышим? (Звуко-буквенный анализ слов. Слова выставляются на наборное полотно).
Лексическая работа со словом жесть (слайд 13 )
Учитель: Теперь мы готовы вывести правило: Твердо …, мягко …. (слайд 14 )
У нас получилось:
Сверим по нашему компасу, по учебнику, на верном ли мы пути (слайд 15). Читаем правило на стр. 75. Закрепим новый материал. Нам поможет упражнение 111. Читаем, что нужно сделать в упражнении: “Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запишите эти слова в тетрадь”.
Слова для записи: морж, стриж, чиж, ёж, ёрш, мышь, уж.
Образец: Моржи, …. .
Физкультминутка
(слайд 16 )
Я вижу, что путешественники устали. Давайте сделаем небольшой привал. (Физкультминутка выполняется под музыку).
А я не знал, что я расту | (поднимаем руки вверх) |
Все время, каждый час. | (наклоны головы) |
Я сел на стул – расту, | (приседания) |
Расту, шагая в класс. | (шаг на месте) |
Расту, когда гляжу в окно, | (повороты туловища) |
Расту, когда сижу в кино, | |
Когда светло, когда темно, | (наклоны) |
Расту я все равно. | |
Идет борьба за чистоту, | (бег на месте) |
Я подметаю и расту. | (наклоны, взмахи руками) |
Сажусь я с книжкой на тахту, | (повороты туловища) |
Читаю книжку и расту. | |
Расту я в дождик и в мороз, | (подняться на цыпочки, руки вверх) |
Я даже маму перерос! | (прыжки) |
Гимнастика для глаз
(слайд 17 )
Этап 5: Усвоение нового материала. Выполнение тренировочных упражнений
Учитель: Мы с вами все ближе и ближе подходим к замку буквосочетаний. Но нам нужно пройти через заколдованный лес (слайд 18) . А там на каждом углу подстерегают опасные Ошибки. Чтобы их избежать, нужно быть очень внимательными и правильно выполнить все задания.
- “Найди слово, которое заблудилось” (слайд 19 ), выпиши его в тетрадь, выдели орфограмму. (мыши , лужи , же лезо, ше лест).
- Буквоешка съел буквы (слайд 20–21 ). Помоги братьям Ж и Ш “починить” слова.
Те из вас, у кого на бэдже буква Ж, помогают брату Ж, у кого Ш – брату Ш.
Физкультминутка
(слайд 22 )
(Дети показывают то, о чем говорится в стихотворении)
И вот пришел теперь черед
Сыграть в игру “наоборот”.
Скажу я слово высоко
А ты ответишь – …
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь – …
Скажу я слово лучше
А ты ответишь – …
Скажу я слово шире,
А ты ответишь – …
Скажу я слово тоньше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово меньше
А ты ответишь – …
Скажу я слово громче,
А ты ответишь – …
Скажу я слово дальше,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь – …
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты нашел.
Тогда скажу я слово трус
Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: конец!
Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река. Нужно построить мост из слогов (слайд 23 ). Разделим слово на слоги и тогда мы переправимся на тот берег. (Слова выставляются на наборном полотне: ворона, погода, корова, щенок, язык, молодец ).
Этап 6: Подведение итогов, рефлексия, оценивание работы учеников
Мы молодцы, ребята! (слайд 24 ) Теперь мы Знайки!! Двери замка буквосочетаний для нас открыты и ни одна ошибка нам не страшна!
Оглянемся назад. Еще раз вспомним, какие буквы живут в замке? С кем они дружат? Узнали ли мы секрет буквосочетание жи-ши, же-ше?
Спасибо за урок. Особо хочу отметить работу…
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний жи, ши, же или ше , придумать слова, где оно встречается, записать их в тетрадку. Вы можете также нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.
Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания, будет помогать буквам и звукам бороться с опасными Ошибками. Нас ждут удивительные приключения!
До новых встреч, друзья! (слайд 25 )
Попова Аксана Викторовна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ школа №24
Населённый пункт:
г Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це"
Дата публикации:
09.01.2016
Раздел:
начальное образование
Тема:
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Ц е л и
д е я т е л ь н о с т и
п е д а г о г а:
создать условия для формирования знаний
об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка
правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
П л а н и р у е м ы е
р е з у л ь т а т ы
о б р а з о в а н и я: предметные:
научатся
определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с
сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные
(критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
р е г у л я т и в н ы е – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном
материале; п о з н а в а т е л ь н ы е – осуществляют смысловое восприятие текста;
к о м м у н и к а т и в н ы е – формулируют собственное мнение и позицию, принимают
позицию партнера, в том числе отличную от своей;
личностные УУД:
проявляют
первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности
I.
С ц е н а р и й
у р о к а
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие. Слайд 1.
Звучит музыка: Э.Грига «Утро»
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем
на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание
-
Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
- Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок….. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары
– ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то
новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)
– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные,
внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III. Чистописние
:
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
- Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не
имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
- Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
- Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы. (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с.
57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Н е з н а й к а.
Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
V. Работа по теме урока.
1. С л о в а р н ы й
д и к т а н т.
– Я буду читать вам стихотворение, а вы угадываете последнее слово и записываете его
в тетрадь.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф).
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой:
Кувшын,
машына, цеган
.
жераф.
–
Посмотрите,
что
написал
Незнайка.
Скорее
исправьте
ошибки,
пока
Анишит
Йокоповна не заметила.
– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как
гласная безударная.)
– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Ч т е н и е
у ч е б н и к а (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
V I.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а «Цирк»
VII. Закрепление изученного материала.
1. Р а б о т а
у ч е б н и к у.
Уп р а ж н е н и е 29, с. 63.
-Прочитаем задание.
_Прочитаем текст упражнения
-Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут
проверять остальных.
С а м о с т о я т е л ь н а я
р а б о т а.
– Маша
не
стала
выписывать
слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет. Вы согласны с
Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а (д л я
г л а з
« О б л а к а »)
2.Работа в парах над текстом.
– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11
.
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик
Спишите предложения, расставив знаки препинания.
Выделите знакомые орфограммы.
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Взаимопроверка Слайд 12
.
Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.
Ежик – 4 б., 5 зв.
VIII. Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим
твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)
– мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется
там, где есть что-то необычное.)
– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем
гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
-Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то
необычное)
-У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)
-Было трудно…
-Меня удивило…(пение птиц на уроке…)
-Было интересно…
-Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)
– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)
Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у
вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.
А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то
нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.
Давайте посмотрим!
– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …
Урок закончен.
Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил? и получил лучший ответ
Ответ от Ўрата Противоречивая[гуру]
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил?
Ответ от Борис Шерстов
[новичек]
"Шышь".
Шышь с маслом.
Ответ от Аврора -.- Новак
[новичек]
Есть, ищю
Ответ от Ёветлана
[новичек]
0%
Ответ от Кристина кира
[новичек]
2% слов фамилии имсна собственные не относятся к этому правилу например чярыненский - фамилия человека сличянский
Ответ от Александра Волк
[новичек]
К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ И ИСКЛЮЧЕНИЯХ
Еще не удалось придумать такое правило, из которого не было бы или не могло бы быть исключения.
В первом классе в прописях мы старательно выводили: «Жи – ши пиши с буквой и, ча – ща пиши с буквой а, чу – щу пиши с буквой у». То же самое читали и в букваре.
Ни одно правило не казалось столь незыблемым.
Жи – ши с буквой ы пока не удалось встретить. Но это не значит, что исключений вообще не может появиться. Может, некоторые иноязычные слова будут точнее звучать, если для них сделать исключения?
С ча – ща, чу – щу, похоже, произошло нечто подобное.
Встречали фамилию – Чюрленис? Ничего странного в написании не замечаете?
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от Polina
[гуру]
Желаю
Ответ от Максимльян Эрдманис
[новичек]
нет
Ответ от МАКСИК ПРО
[эксперт]
Парашют, жюри, брошюра... Это во 2 классе учили.