» » Потерянный карс. Карс – армянский город на турецкой территории Крепость карс в первую мировую войну

Потерянный карс. Карс – армянский город на турецкой территории Крепость карс в первую мировую войну

Многие туристы утверждают, что впервые приехав в город Карс в Турции, они были поражены необычно широкими для этой страны улицами, архитектура которых осталась от русского присутствия в этом городе. Карс не имеет выхода к морю, а потому туристы приезжают сюда только с целью осмотра местных достопримечательностей.

Сегодня Карс в Турции — это настоящий музей под открытым небом, сохраняющий в себе черты турецкой и армянской культур. В отличие от других регионов страны, здесь сохранился дух прошлого в первозданном виде.

Расположение

Карс - город, расположенный на востоке Турции, в 200 км от Эрзурума, на берегу одноименной реки и совсем близко от границы с Арменией. Это административный центр одноименной области, общей площадью 2347 кв.км. с население 80 тысяч человек.

Из истории города

Карс появился на этой земле в IV веке, хотя письменные упоминания о нем относятся к IX веку. В 928-961 годах Карс являлся столицей Армении. В 1065 году он вошел в состав Византии, а немного позже был завоеван сельджуками. Некоторое время Карс входил в состав Грузии, но в XVI веке перешел к Турции. В годы Карс продолжительное время был в осаде. России удалось его завоевать, но спустя год по Адрианопольскому договору город был возвращен Турции. А еще через полвека он стал частью Российской Империи вплоть до 1918 года. Именно в этом году он был возвращен Турции по Брестскому договору.

Во время российского присутствия в городе было построено много зданий в стиле неоклассицизма. Статус Карса в Турции (фото мы разместили в этой статье) был окончательно закреплен 30 мая 1953 года. Советский Союз официально отказался от любых территориальных претензий к нему.

Карс в

С глубокой древности Карс считался ключевым пунктом к завоеванию Малой Азией. Изначально его именовали Карс-калак, что переводится как «город дверей». Его крепость стала неприступной твердыней. Ее окружили пятью рядами мощных стен и состояла она из внешней и внутренней крепости. При постройке цитадели внутри крепостных стен размещались склады продовольствия и боеприпасов, казармы, но не было никаких гражданских объектов.

Однако в XVII веке внутри было построено множество лавок, 3 тысячи домов и 47 мечетей. Сегодня для осмотра на территории крепости Карса в Турции доступны усыпальница Джелаль бабы, который погиб после нашествия монголов в XII веке, казармы, одна мечеть и склад боеприпасов.

Церковь Сурб Хач

Называемый жемчужиной армянского зодчества храм был построен во время наивысшего расцвета васпураканского царства. Церковь возвели для царя Гагика Арцруни. Внутри ее украшают фрески, которые не свойственны для классических армянскоих храмов. У здания есть на восточной стороне лишь два угловых предела. В армянской церкви, как правило, приделов четыре, что придает крестово-купольному сооружению прямоугольную форму.

Монастырь Апаранк

Апаранк — это название, под которым монастырь в г.Карс (Турция) известен сегодня, произошло от армянского слова, которое означает «дворец». История монастыря с точностью неизвестна, но сохранились документальные подтверждения, что в XIX веке это был епископский центр района Теркан. Большинство сохранившихся до настоящего времени строений комплекса принадлежит к этому историческому периоду.

Территория монастыря ограждена высокими стенами. Они строились не как защитные, а для придания комплексу целостности, завершенности: на них нет башен и высоких неприступных парапетов. В северной стене имеются ворота - это вход в монастырь. Вероятно был еще один, в западной стене, но он не сохранился.

Церковь СурбОванес

Храм имеет форму креста с четырьмя колоннами, которые поддерживают купол с низким барабаном. Такая конструкция была распространена в церквях Армении, возводимых в середине XVII века и обусловлена мощным влиянием пост-византийских храмов.

Внутреннее убранство церкви выполнено из необработанного камня, покрытого штукатуркой. Пол был вымощен хорошо обработанными большими каменными плитами. Небольшая пристройка есть с южной стороны церкви, которая является частью интерьера храма. У нее нет внешнего входа. Предназначение этого строения неизвестно, но такие пристройки довольно часто использовались и в других армянских церквях XIX века.

Город Муш

Это поселение в городе Карс в Турции расположено в одноименной равнине. Муш существовал уже во времена хеттов. Изначально его считали поселком-крепостью, а в IX-X веках его назвали городом. Муш был поделен на армянскую и турецкую части, и в его состав входило двенадцать районов. В городе был рынок с многочисленными заведениями, две гостиницы, действовало 7 школ, 5 армянских церквей и каменная баня.

Этот город прославился печальными событиями, которые произошли в эпоху Османской империи. Проникшие на эту территорию кочевые племена курдов стали проявлять насилие, в результате чего основная часть выжившего армянского населения город покинула.

Собор СурбКарапет

Севернее древнего Муша на холме высится деревушка Ченгели, построенная на руинах некогда святого для армян места — монастыря Сурб Карапет. Языческий храм с приходом христианства разрушили, а вместо него Григорий Просветитель построил монастырь Сурб Карапет. Мощные стены этого сооружения больше напоминали крепость. В средние века монастырский комплекс был не только наиболее почитаемым у армян, но и славился огромной библиотекой, являлся популярным центром просвещения.

Сегодня от этого собора в городе Карс в Турции остались руины да груда резных камней, которые местные жителями использовали для постройки домов.

- (Kars), город на северо востоке Турции, административный центр иля Карс. Около 70 тыс. жителей Пищевая промышленность. В X XI вв. центр армянского Карсского царства. С XVI в. турецкая крепость. Во время русско турецких войн XIX в. русские войска… … Энциклопедический словарь

Город на С. В. Турции, адм. ц. иля Каре. Упоминается Константином Багрянородным, X в. как Каре. Этимологию из якобы существовавшей формы Карис Калаки город ворот (от груз, кари ворота, калаки город) акад. В. В. Бартольд считал сомнительной.… … Географическая энциклопедия

КАРС, город на северо востоке Турции. С 16 в. турецкая крепость. Во время русско турецких войн 19 в. российские войска осаждали и занимали К. в 1828 и 1855, в 1877 взяли его штурмом. В 1878 1918 в составе России, центр Карсской области. С 1921 в… … Русская история

Карс - іменник чоловічого роду місто в Туреччині … Орфографічний словник української мови

У этого термина существуют и другие значения, см. Карс (значения). Карс тур. Kars Страна Турция Статус Ил Административный центр … Википедия

- (Kars) город на С. В. Турции, близ советско турецкой границы. Административный центр вилайета Карс. 54 тыс. жителей (1970). Ж. д. станция; аэродром. К. центр молочного животноводства и овцеводства. Заводы маслосыродельные,… … Большая советская энциклопедия

- (Carse) Адам (19 V 1878, Ньюкасл апон Тайн, Нортамберленд 2 XI 1958, Грейт Миссенден, Бакингемшир) англ. музыковед, композитор и педагог. Учился музыке с 1892 в Германии, затем в Корол. академии музыки в Лондоне у Ф. Кордера (композиция) … Музыкальная энциклопедия

Древний арм. город и крепость на важном торг. пути из М. Азии в Закавказье. В 10 11 вв. центр арм. Карсского царства, В 16 в. К. овладела Турция и превратила его в опорный пункт для распространения своего владычества на Кавказе. Во время рус. тур … Советская историческая энциклопедия

- (Kars) 1. Крымская война Крепость, обороняемая тур. гарнизоном под командованием ген. Вильямса, была осаждена русскими войсками в ходе Крымской войны. Гарнизон мужественно оборонялся, отбив штурм 29 сент. 1855, но после пятимесячной блокады… … Энциклопедия битв мировой истории

Карс - древ. арм. город и крепость на важном торг. пути из М. Азии в Закавказье. В 10 11 вв. центр армян. Карсского царства … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Конечные и бесконечные игры , Карс Джеймс. Конечные игры - это привычные вызовы повседневной жизни. В них играют, чтобы выиграть, их окончание неминуемо. Совсем другое дело игры бесконечные. В них невозможнопобедить, участники лишь…
  • Шторы с павлинами , Карс М.. События, которые описывает автор, затрагивают судьбы нескольких поколений людей. Жизни героев, пересекаясь, плавно перетекают из 1950-х годов в нашу современность. Ихпоступки и переживания…

Карс
Карс - город и административная единица (вилайет) на северо-востоке Турции. Население составляет 78,5 тыс. человек (2000).
Имеется железнодорожная станция и аэродром.
Центр молочного животноводства и овцеводства.
В Карсе расположен Кавказский Университет (Kafkas Üniversiteti) - крупное высшее учебное заведение.

История
В X - XI веках - центр армянского Карсского царства.

В конце XI века захвачен Византией, а позднее - сельджуками.

В конце XII века вместе с частью Северной Армении вошёл в состав Грузинского царства.

В XVI веке захвачен Турцией, превратившей его в опорный пункт для распространения своего влияния на Закавказье.

Во время русско-турецких войн XIX века крепость Карс стала одним из главных объектов борьбы на Кавказском театре военных действий.

В 1807 русские войска безуспешно штурмовали Карс.

В 1828 город был взят штурмом.

В 1855 турецкий гарнизон отбил атаки русских войск, но после пятимесячной осады капитулировал из-за голода.

В ноябре 1877 Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 отошёл к России.

По Брестскому договору 1918 года отошёл Турции вместе с округами Батум и Ардаган.

В мае 1918 после выхода России из Первой мировой войны был оккупирован турецкими войсками, а после поражения Турции в войне занят войсками Первой Армянской Республики.

По Карсскому договору 1921 вошёл в состав Турции.

Крепость Карс

Падение Города-крепости

Стояла осень, октябрь месяц, земля была мокрая, скользкая, хлябь одна, дороги развезло.
Вдруг пришло известие, что войско Черного Бекира напало на Армению. И я увидел, как со стороны Сарыкамыша они двинулись к Городу-крепости. Это была все таже знакомая мне коварная орда, с которой дрались армяне-фидаи под стенами монастыря Аракелоц, на Сулухском мосту, в Сардарапатском поле и на берегах Тхмута.
И снова шли они на Армению, но вел их на этот раз не Скопец Бинбаши и не Али-паша, а Черный Бекир. Вместо фески на них были башлыки, и у всех в руках - мосинские винтовки.
В Городе-крепости есть тринадцать крепостей, самая большая из них стоит в центре города. Триста пушек укреплено на этих крепостях и около двухсот пулеметов.
Командующим всеми этими крепостями был полковник Мелик-Осипов, один из тех пяти офицеров, которых я увидел в давние те времена в мастерской шорника, в бытность мою в этом городе.
Когда орда приблизилась к Городу-крепости и увидела, что его невозможно взять приступом, Черный Бекир остановил свое черное войско, и все воины по его приказу сменили черное одеяние.
...Я запомнил его в мастерской шорника Аршака спорящим с игдирцем Суреном-пашой. Это был тот самый молодой офицер александрополец, одетый во френч. Патриот-полковник обнажил саблю и приказал полку следовать за ним.
- Армянские воины, - сказал он, - Черный Бекир решил обманом занять Город-крепость, наш Карс. Не дадим этого сделать! За мной, мои орлы!
Но войско не двинулось с места. И тогда полковник приказал во второй раз. Только несколько солдат с саблями наголо встали у него за спиной. И когда храбрый полковник увидел, в каком он оказался положении, обернулся и сказал: "Армяне, вместо того чтобы турки пришли и плюнула мне в лицо за то, что я без боя сдал такой город, плюньте лучше сейчас на мой труп", - и он выстрелил себе в висок на глазах у всего войска.
И не было Андраника, который пришел бы на выручку в роковую минуту.
И я увидел, как вошло в город войско Черного Бекира под своим развевающимся на ветру зеленым знаменем.
И прославленный армянский город Карс, этот Город-крепость, никогда ни перед кем не склонявший головы, без единого выстрела сдался на милость врага, самого коварного из всех врагов.
И целых три дня в городе шел погром.
Не щадили ни мирное население, ни пленных солдат. Всех загнали в казематы или же в их собственные дома и самым жестоким образом предали огню. А кого помиловали, тех погнали в глубь страны на каторжные работы.
И пал бесподобный армянский город Карс. Тринадцать крепостей было в этом городе и шесть мостов. И один из мостов назывался "Полководец Вардан", а другой - Чугунный, и прошла черная орда Черного Бекира по этим крепостям и по этим мостам, прошла по прибрежной улице Лорис-Меликова, столкнув бронзовый памятник русскому солдату-победителю перед цитаделью, - все смела на пути и, перекрыв все ходы-выходы из города, двинулась на старый Гюмри.
Седьмого ноября войско Черного Бекира вошло в Александрополь, как теперь назывался этот город.[...]
Наше сопротивление было отчаянным, и все же мы потерпели поражение, не выдержав западных ветров и южнoгo самума. Наше дело было правое, но нас было мало, а они были коварны и их была тьма.
Разбойничьи банды Черного Бекира заняли Александрополь и Ширакскую равнину. По горам Кохба прошли в Сурмалу. Заняли Ани и подняли свой полумесяц над старинной анийской цитаделью.
По нашей стране прошел смерч... И была страшная резня и погром в Восточной Армении.
Не стреляла больше пушка в Городе-крепости, не сверяли по ней жители города свои часы. Время в Армении остановилось. Люди были растеряны и не то что про часы - про собственные головы забыли.[...]
Пришлось убраться черным полчищам. Перед тем как уйти, они взорвали Александропольский форт. Взорвали и ушли.
Но их полумесяц остался над цитаделью Ани.
О, горе мне, видевшему эти дни!




Как вы видите, крепость Карс практически неприступна. Соотношение сил было 10000 оборонявшихся на 10000 солдат у Карабекира. Если бы оборонявшиеся оборонялись, соотношение потерь в лучшем (для наступаюших) случае было бы, как всегда в таких случаях, 1:3. Говоря проще, турецкая армия, если и не была бы перемолота под стенами крепости, то уж по крайней мере вряд ли была способна развить наступление до Александрополя. Даже в случае, если б ей удалось захватить крепость.
Однако армяне сдали крепость. Наверное, они исходили из того, что большевик большевику глаз не выклюет.
Интересно, считал ли себя большевиком коргенерал Казим Карабекир?

Когда стоишь во дворе Карсской крепости, прямо у стены, под тобой – весь город как на ладони: храм Двенадцати Апостолов, река Карс, мост Вардана, названный так в честь городского сумасшедшего, гулявшего по улицам в 19 веке, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Крепость, увидевши раз, забыть невозможно. И все время, гуляя по ней, думалось – как можно было оставлять ее туркам. Карсская крепость считалась одной из неприступных на Кавказе и взять ее турецкая армия практически не была способна.

История 1

Крепость Карс существует с 1597 г., она построена султаном Мурадом III, о чем сохранилась над крепостными воротами надпись. С давних времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Карс, армянский город, с 928 по 961 годы - столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы - столица армянского Карсского царства. Карс был центром исторического Вананда, а с 1878 по 1917 это была российская Карская область с генерал-губернатором. Ныне он главный город турецкого вилайета (провинции) Карс. С распространением в Закавказье русского владычества Карсская крепость подверглась в течение XIX в. четырем штурмам русских войск в русско-турецких войнах этого столетия и три раза переходила в руки русских. В сентябре 1855 г. крепость Карс была занята русскими войсками, 18 марта 1856 г. возвращена Турции. 18 ноября 1877 года крепость вновь взята и по Сан-Стефанскому договору от 19 февраля 1878 года отошла к России. Отнесена к 1 классу, а с 1888 г. - к 3-му. По Брест-Литовскому мирному договору 3 марта 1918 г. Карсская крепость была передана Турции.

По Карсскому договору 1921 года Карсская область и Сурмалинский уезд вошли в состав Турции. Под давлением Советской России правительство Советской Армении было вынуждено подписать Карсский договор 1921 года и тем самым признать нынешние границы Турецкой республики. Но все же с 1918 по 1920 гг. Карсская область была в составе Первой Республики Армения. В 1945 году были предъявлены территориальные претензии СССР к Турции, согласно которым территория бывшей Карской области должна была быть разделена между Грузинской и Армянской ССР. Однако, исходя из изменившихся геополитических реалий и начала «холодной войны», в 1953 году Советский Союз отказался от этих претензий.

Карс для армян олицетворяет одну из черных страниц новой истории: именно здесь был подписан договор между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Договор, который лишил армян родины и оставил им только 29 тысяч кв. км.

Есть мнение, что если договор войдет в повестку Национального Собрания Армении и если парламент ратифицирует этот договор, то это будет означать, что Армения отказывается от территориальных претензий к Турции. Сама идея, по сути, абсурдна, но всякое бывает. Напомним просто, что согласно договору, Армения потеряла около 24-х тысяч кв. км территории, Нахичеван стал автономной республикой под покровительством Азербайджана. Кроме того, этот договор предполагает отказ Армении от Севрского договора. В договоре армяно-турецкая граница проходит через Ахурян-Арпачай. Это именно та граница, которая сегодня разделяет Армению и Турцию. В Турции, надо сказать, опасаются, что когда-нибудь они столкнуться с проблемой отсутствия международной ратификации Карского договора. Когда Турция признала независимость Армении, для нормализации отношений она выдвинула три предусловия, в числе которых находится требование признание Арменией Карсского договора.

История 2

Карсская епархия Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостольской церкви была упразднена в 1915 году. Епархия находилась под юрисдикцией Св. Эчмиадзина. Центром был город Карс, собор Св.Апостолов. По данным на 1911 год количество верующих Армянской Апостольской церкви - 65.000 человек, общин - 91, а также верующих Армянской Католической церкви - 1.000. Епархия имела 93 церкви. Развалины церквей сопровождают путешественников по всей дороге из Карса вглубь Западной Армении. Сколько лет подряд профессор Кристина Маранчи, Артур Дадрян и профессор армянского искусства и архитектуры в университете Тафта Ара Озтемел выступают с призывом спасти армянский храм Мрен , который находится в нынешней провинции Карс. Кафедральный собор Мрен, датируемый 7 веком находится на грани исчезновения. Он был построен в 638 году н.э. и является олицетворением «золотого века» армянской архитектуры. «Храм долго не продержится. Фотографии 1990 года и нынешние показывают степень разрушения. Если сейчас не принять меры, будет уже поздно», - пишет профессор Маранчи, добавив, что храм находится у армяно-турецкой границы и поэтому туда очень трудно попасть. «Храм Мрен простоял тысячелетие, на его стенах написана история и его потеря станет трагической для человечества», - подчеркнула она.

А сколько таких храмов, безвозвратно утерянных за прошедшие 100 лет. В 1912-1913 годах по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Константинопольский патриархат ААЦ должен был составить список действующих армянских храмов на территории империи.

Согласно статистике, собранной архиепископом Магакией Орманяном, количество армянских храмов, действующих на территории Западной Армении (не считая историческую Киликию, Константинополь и другие регионы) к этому времени составляло 2200. Из этого числа 2150 храмов были уничтожены, разграблены и повреждены в годы Геноцида армян.

Доктор Раймонд Геворгян в своей работе «Les Arméniens dans l’Empire Ottoman à la veille du génocide», вышедшей в свет в 1992 году в Париже, основываясь на неопубликованных данных из архивов Константинопольского патриархата ААЦ, приводит 2528 церквей, 451 монастырь и около 2000 школ. На сегодняшний день, вне Стамбула у армян есть всего лишь 6 действующих церквей и ни одного монастыря.

Согласно данным ЮНЕСКО, из 913 храмов, которые уцелели после геноцида 1915 года, к 1974 году 464 были полностью уничтожены, 252 находились в руинах, а 197 подлежали незамедлительному восстановлению под угрозой уничтожения. Сегодня Турция является членом ЮНЕСКО, но имеется огромное количество доказательств и фактов того, что правительство Турции по сей день уничтожает армянское культурное наследие на своей территории. За примерами далеко ходить не надо – почти полностью срыта крепость Баязет, то есть Дароинк, вотчина Аршакуни.

В 6-ом пункте решения Европейского совета от 18 июня 1987 года относительно Геноцида армян в Турции, говорится: «Турецкое правительство должно показать справедливое отношение к самобытности, языку, религии, культуре и историческим памятникам армянского народа; Совет Европы требует, чтобы сохранившиеся исторические и архитектурные памятники, расположенные в Турции, были восстановлены».

Однако после 1928-го года начался процесс изменения армянской топонимики населенных пунктов, рек, озер, гор и других объектов на этой территории, который происходил несколько раз. Например, поселение Мокс в провинции Васпуракан было переименовано в Мюкюс, затем в Бахчисарай и в итоге в Хусейние, Бердах стал Динлендже, Андзай - Гёрушлу, Севан - Ортаджа, Арен - Гёлдузлу. Аджн превратился Саимбейли в честь организатора армянских погромов в самом Аджне в 1920 году. Остров Ахтамар был переименован в Акдамар, город Ани - в Аны (что по случайному стечению обстоятельств по-турецки означает «память»), гора Арарат в гору Агры, а сохранившиеся памятники были представлены без ссылки на их армянское происхождение.

История 3

В прекрасной книге Александра Тонконоженко «Карсъ: проклятая память» описывается первое время, после взятия русскими войсками крепости. В своей проповеди армянский архиерей сказал: «…Россия показала миру, что она осталась верна своему христианскому предназначению. Россия пришла на помощь своим братьям во Христе. Под покровом русского воинства пресечено массовое истребление армян многострадальной Западной Армении. Трижды Господь ниспосылал армянам испытание Карсом. Трижды наш народ с ликованием встречал своих освободителей и открыто помогал им, чем мог. И вот, наконец, мы дождались окончательного и бесповоротного освобождения Карса…» Увы, началась революция в России, и Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.

Сегодняшний день

…В полдень в Карсе начинается перекличка мечетей – правоверных зовут на молитву. Какофония стоит страшная и от нее хочется закрыть уши и бежать, куда глаза глядят. То же самое повторяется вечером, а если азан звучит в месяц поста Рамазан – это вообще невыносимо. По злой насмешке судьбы Карс, Эрзерум, Игдыр – опора исламских фанатиков, среди которых очень много азербайджанцев. Турецкое правительство специально поселяет на приграничных с Арменией территориях азербайджанцев – они охраняют границу лучше любого пограничника. На курдов надежд не очень много, тем более сейчас, когда каждый день происходят столкновения между турецкой армией и жандармами и курдскими боевиками. Добавим ко всему этому и стремление курдов создать собственное государство.

Сам город очень красив. И даже уродливый минарет, пристроенный к закрытой церкви Двенадцати Апостолов, не портит общего впечатления. Армян, приехавших посмотреть на город своих предков, водят к развалившемуся дому, в котором, по рассказам, родился и жил Егише Чаренц. Однако все это не что иное, как просто очередной миф – за два раза приезда в Карс, мне показывали две совершенно разные развалюхи, утверждая, что именно здесь и родился великий Чаренц. Курды, таким образом, зарабатывают деньги на армянах. Несколько лет тому назад даже был пущен слух, что турецкое правительство продает дом Чаренца за пять тысяч долларов и армянские СМИ на полном серьезе стали писать, что, мол, минкульт не может найти 5000, чтобы выкупить дом, которого на самом деле нет. Но вот в школе, где он учился, директор с гордостью (?) показал табличку, на которой было написано, что до 1915 года здесь учились не только турки, но и армяне и католики. Но только до начала Первой мировой войны. И еще он сказал, что знает, кто такой Чаренц и что до 1915 года в Карсе было много армян. Школа носит имя Исмета Иненю, второго президента Турции. А в бывших армянских домах, почти развалившихся, ютятся самые бедные жители города, в основном курды. Кстати, курды составляют 70% населения Карса. Кстати, курды очень не любят фотографироваться, и один из них даже погнался за нами с палкой, увидев нацеленные объективы. Слава Богу, все обошлось.

Карс – это город-призрак, город – миф, кажется и не существующий уже, но пытающийся жить так, словно ничего не было: ни войн, ни резни армян, ни отступления российской армии, оставившей армян один на один с турецкими войсками, которые просто не смогли удержать одну из самых укрепленных крепостей на Кавказе. На крепости портрет Ататюрка с его словами: «Родина благодарит тебя».

Однако вернемся в армянскую часть города, к собору Двенадцати Апостолов, в котором один из моих предков был священником. Собор разделил участь всех армянских храмов на территории Османской империи и затем Турецкой республики. Сначала храм превратили в мечеть, потом он опять стал армянской церковью. Сейчас собор заперт, но территория вокруг довольно ухожена и говорят, что может, он также будет открываться раз в год для армянской литургии. Сейчас на соборе табличка: «Музей». Какой музей, что здесь было – ни слова. Прежний мэр города Наиф Алибейоглу был сторонником сохранения старого Карса, особенно его армянской части. Он также был инициатором воздвижения снесенного «Памятника гуманизму». По правде памятник был действительно несуразный, но довольно величественный – он возвышался над крепостью, словно напоминая о том, что истина заключается в мире, а не в войне… Алибейоглу был членом главной оппозиционной партии Турции – Народно-республиканской (CHP). Нынешний, Невзат Бозкуш, принадлежит к правящей партии Справедливости и развития (АКР) и делает все для того, чтобы уничтожить все следы армянского поселения в Карсе.

Памятник уже года три как демонтирован. Инициатором сноса памятника был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в ходе своего визита в Карс в январе 2011 года назвал памятник «уродливым и чудовищным». Автором памятника является известный турецкий скульптор Мехмет Аксой.

Демонтаж «Памятника гуманизму» в Карсе символизирует нынешнюю ситуацию в армяно-турецких отношениях, а также попытку политизировать даже памятник, посвященный армяно-турецким отношениям. До скандального заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о демонтаже памятника, о нем мало кто знал. Демонтаж памятника направлен на привлечение голосов националистически настроенных избирателей, а также, чтобы заручиться поддержкой многочисленной азербайджанской диаспоры в Карсе.

По словам известного армянского скульптора Левона Токмаджяна, демонтаж памятника объясняется не его эстетическими недостатками, а политикой Турции в отношении армян. “Будь это даже памятник работы Микеланджело, он должен был быть снесен, так как этого требует турецкая политика”,- подчеркнул он.

Армянская диаспора тогда писала, что Эрдоган допустил бестактность, потребовав разрушить громадный памятник, символизирующий «армяно-турецкую дружбу». Незавершенный памятник высотой более 30 метров и весом 1500 тонн заказал бывший мэр Карса, надеясь на то, что примирение с Арменией и открытие границ будут способствовать развитию слабой экономики города. Памятник представляет собой скульптуру человека, поделенного на две половины, которые протягивают друг другу руки в знак дружбы. Назвав памятник «странным» и «безобразным», премьер-министр призвал нового мэра до его следующего визита разрушить памятник стоимостью 1,5 млн. долларов. К слову сказать, памятник действительно был удручающим, непонятным и помню первое впечатление от него: «Боже, что это такое?!»

И вновь Карс

А еще здесь очень холодно. Находящийся на высоте 1700 метров над уровнем моря, Карс является одним из самых холодных городов Армянского нагорья, здесь даже летними ночами прохладно, если не сказать холодно. Гуляя по улицам города, вспоминаешь «Снег» Памука и так и кажется, что сейчас повалит снег и начнется фантасмагория со спектаклем, перевоплощениями, убийствами. Есть в Карсе нечто мистическое и, наверное, именно эта мистика и подтолкнула Памука к написанию романа.

Карс для Турции – ворота на Южный Кавказ, перекресток торговых путей и в свое время был одним из значимых городов Восточной Армении. Но ныне Карс представляет собой задворки страны, правда, очень важные задворки. Неподалеку проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, рядом граница с Грузией и Арменией. Есть некоторая безысходность в городе – он какой-то неживой, словно пытается протянуть еще некоторое время, чтобы окончательно умереть.

А еще Карс очень похож на Гюмри. До сих пор в городе сохранились дома из черного базальта, такие, какие строили в Армении в начале ХХ века. На некоторых домах – фамилии владельцев на армянском и даты. Почти все они обрываются на 1921 годе. Как ни странно, эти барельефы не сбиты, хотя попорчены.

И все же у города есть некое очарование, правда трагическое, в нем незримо присутствует армянский дух, который остался, несмотря на все беды, случившиеся с городом. И памятник президенту Азербайджана Гейдару Алиеву смотрится как нечто чужеродное, непонятное и потому неприемлемое. Местным курдам, с кем довелось поговорить, не нравится памятник и вообще азербайджанцы, населяющие город. Живет в Карсе 77 тысяч человек. Есть среди них и армяне, граждане Армении, которые работают в различных лавках, возят товар из Турции в Армению. И, увы, прямо в центре Карса находится гостиница «Карабах», которую так любят показывать приезжающим армянам.

На протяжении веков Карс принадлежал Византии, Турции, Грузии, России и Армении. До недавнего времени исторический район Карса был бедной животноводческой областью, застойным городом без канализации и инфраструктуры. Global Heritage Fund сейчас работает с муниципалитетом Карса, турецким правительством в Восточной Анатолии для сохранения исторических памятников, восстановления городского хозяйства для развития общества и нормального туризма.

История последняя

В военной истории России известно, что русская армия в XIX в. брала сильнейшую на восточных рубежах Османской империи крепость Карс четыре раза – в 1807-м, 1828-м, 1855-м и 1877-м годах. В Крымской войне 1853–1856 гг. Карсская крепость по итогам мирных переговоров на Парижском конгрессе была обменена на морскую крепость Севастополь. Такова была цена Карса. После каждого такого поражения Стамбул трижды принимал решение о модернизации фортификационных сооружений Карской крепости. Поэтому в 1877 г. кавказские войска России, подступившие в четвертый раз к турецкой твердыне, увидели реконструированную крепость, оборонительные сооружения которой составляли мощные форты и цитадель, усиленную самой природой – горными высотами с крутыми обрывами, бурлящими реками в скалистых берегах, высокогорными перевалами и дорогами, больше напоминающими караванные тропы.

Противники имели в армейских рядах достаточное число войск, обладавших боевым опытом ведения действий в горах. Они могли опереться на местное население в районе Карса – мусульманское (курдские племена) и христианское (армян). Прелюдией к падению крепости стало сражение при горе Аладжа на Карском нагорье. Здесь в сентябре-октябре 1877 г. произошли столкновения крупных сил русских и турецких войск. Мухтар-Ахмед-паша имел здесь 38 тыс. человек, русские войска – 56 тыс. человек. Турки оборонялись в горной, хорошо укрепленной местности, которая, казалось бы, надежно прикрывала подступы к крепости Карс.

Первый раз кавказские войска штурмовали Аладжинские укрепления 20-23 сентября (2–5 октября). Попытка эта закончилась неудачей с потерей убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 3 тыс. человек. Атаковавшим пришлось отойти на исходные позиции. Султанский полководец в преддверии холодов приказал войскам отойти к Карской крепости. Когда русскому командованию донесли, что турки оставляют занимаемые полевые позиции, то было решено проверить полноту такой информации. Разведка подтвердила, что отход неприятеля к Карсу несомненен. 27 сентября (9 октября) кавказские войска вновь пошли вперед. Только теперь фронтальный натиск сочетался с глубоким фланговым охватом. В обход Аладжинской позиции был отправлен отряд под командованием генерала И.Д. Лазарева, ставшего одним из героев взятия Карской крепости.

Анатолийская армия, обращенная в бегство, потерпела в Аладжинском сражении полное поражение. Она потеряла почти половину своего боевого состава: 5-6 тыс. убитыми и ранеными, 8,5 тыс. – пленными, 3-4 тыс. – дезертирами. Повторный удар русской стороне обошелся боевыми потерями всего в 1,5 тыс. человек. После этого сражения вопрос о штурме самого Карса был практически решен. Приказ главнокомандующего кавказскими войсками не заставил себя ждать. Руководил операцией генерал И.Д. Лазарев. Основная боевая нагрузка пала на 40-ю пехотную дивизию в составе четырех полков: 157-го Имеретинского, 158-го Кутаисского, 159-го Гурийского и 160-го Абхазского. Дивизией командовал генерал П.Н. Шатилов, имевший богатый опыт ведения войны в горах.

Память

Когда мне было уже лет 10-12, папа – царствие ему небесное – начал рассказывать о своей родине, которую он даже и не видел – о Карсе. Это были рассказы его отца, моего деда, которого не видела я. Рассказывал папа с болью, для него Карс, Ардаган, Эрзерум были не просто городами, оказавшимися по ту сторону границы, а родными местами, которые он так и не увидел, и говорил, что и мне, наверное, тоже не суждено их увидеть. Но тут он, к счастью или к несчастью – не знаю, оказался не прав.

«Я теперь понимаю своего отца, который все время вспоминал свою деревню под Ваном. Вспоминал и плакал. Помню, садился на берег Аракса и просил: умереть мне здесь, перебросьте меня на тот берег», - из рассказов, услышанных во время поездок в Западную Армению…

Карс – ключ ко всей Армении. И трудно удержаться и не привести еще одну цитату из книги Александра Тонконоженко: «Хорошо понимая значение Карса для сохранения армянской государственности и народа, за месяц до падения Карса туда прибыл епископ Гарегин Овсепян. Пред ним предстала удручающая картина подавленного духом армянского народа, готового смириться и просить милостыню у врага…».

И еще. Никогда не следует забывать, что именно дашнакское правительство подписало с турками позорный Александропольский договор, который и стал прообразом Московского договора от 16 марта 1921 года и Карсского договора от 13 октября 1921 года, по которым Карс и Карсская область становились турецкими.

Карине Тер-Саакян

С давных времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Крепость была окружена пятью рядами стен и состояла из внутренней и внешней крепости. Стены внешней крепости дошли до нас сильно разрушенными. При первой постройке крепости Карс внутри крепостных стен помещались казармы, склады продовольствия и боеприпасов, однако не было никаких строений, связанных с гражданской жизнью. Однако в 17-м веке внутри крепости уже находились 3 тысячи домов, 47 мечетей и множество лавок.

Сегодня на территории крепости для осмотра доступны для осмотра усыпальница Джелаль бабы, погибшего в ходе нашествия монголов в 12-м веке, казармы, склад боеприпасов и одна мечеть.

Церковь Сурб Хач

Церковь Сурб Хач (или храм Святого Креста) расположена на острове Ахтамар, в южной части озера Ван. Вид с самого острова - просто удивительный: на север водная гладь и белеющая вдали вершина Супхан, с юга - стена рштуникских гор.

Именуемый жемчужиной армянского зодчества, собор построен в эпоху расцвета васпураканского царства (915-921 гг.) для царя Гагика Арцруни в качестве придворной для его летней резиденции, расположенной здесь же. Опоясывают собор четыре фриза: под окнами – в растительной тематике, над окнами - со сценами сельских работ, а на кромке крыши и барабане - с изображениями бегущих диких животных и мужских лиц. Внутри церкви до сих пор можно увидеть фрески, наличие коих не свойственно классической армянской церкви. Вторым отличием является то, что у здания имеются только два угловых - на восточной стороне. В армянской же церкви приделов четыре (на востоке и на западе), что придает крестово-купольной церкви форму прямоугольника.

А какие достопримечательности Карса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Церковь Святых апостолов

Церковь Святых апостолов, возведенная в Х веке, стоит у подножья Карской крепости. Это единственная сохранившаяся в Карсе армянская церковь.

Собор был построен предположительно в 932-937 гг. Это был Кафедральный собор для царя Аббаса I из династии Багратидов, в связи с тем, что он перенес свою столицу в Карс. Однако в 1579 году турки преобразовали храм в мечеть и дали название Кюмбет-Джами. После завоевания Карса русской армией с 1877 по 1919 год сооружение использовалось как храм Русской православной церкви. С приходом в город турок здание долгое время использовалось в качестве склада для хранения бензина. В 1970 году здесь открыли музей, а с 1998 года - снова мечеть.

Снаружи превращение церкви в мечеть заключалось в замене креста на полумесяц и установке громкоговорителя у основания купола. Всё остальное – как и было: и ажурные кресты, вырезанные в стенах, и фигуры двенадцати апостолов на куполе, но нигде не видны армянские письмена, характерные для армянских соборов эпохи Багратидов – они, скорее всего, были уничтожены турками.

Расположенный в одноименной равнине, Муш, существовавший уже в эпоху хеттов, вначале упоминался как крепость-поселок, а в IX-X вв. стал называться городом. Муш разделялся на армянскую и турецкую части и состоял из двенадцати районов. Из зданий было две гостиницы, рынок с многочисленными, хаотично расположенными заведениями, каменная баня, действовало 5 армянских церквей и 7 школ.

Улицы города были узкими и извилистыми. Тесно расположенные друг к другу глиняные дома не имели дворов и заборов - стирка и готовка прямо на улице были здесь обычным делом. В средние века Муш славился как один из центров армянской письменности: именно здесь здесь были написано или переписано множество трудов, некоторые из которых существуют и сегодня (например, Евангелие, Чашоц (отрывки из библии для чтения во время обедни), Тонакан, Новый Завет).

Славится этот город весьма печальными событиями, произошедшими в нем в эпоху Османской империи (начало ХVI в.). Проникшие сюда кочевые курдские племена стали наводить национальный и религиозный гнет, проявлять жестокое насилие, в результате чего большая часть выжившего армянского населения покинула город.

Собор Мшо Султан

На 30 км севернее Муша, на холме возвышается деревушка Ченгели, возведенная на руинах некогда одного из самых святых мест для армян, монастыря Сурб Карапет (собора Мшо Султан). С приходом христианства языческий храм, ранее расположенный на этом месте, был разрушен, а вместе него Григорием Просветителем основан монастырь Сурб Карапет.

Монастырь, с его мощными стенами, скорее больше напоминал крепость. В средние века монастырь был не только самым почитаемым у армян, но и располагал внушительной библиотекой, а также считался одним из центров просвещения.

Сегодня от Сурб Карапет остались лишь незначительные руины и множество резных камней, которые были использованы местными жителями для строительства их домов.

Каменный мост Адриана

Каменный мост Таш-Корпу (или, как его еще называют, Ташкепрю) был построен в XVI в. в эпоху правления Мурата III. Мост был возведен из тесаного базальта и служил переправой через реку Карс между городом и цитаделью Карс Калеси. Этот прочный трехарочный мост, по преданиям, видел знаменитое отступление Ксенофонта с десятью тысячами греков.

Сегодня же рядом с мостом можно увидеть также выполненную из базальта церковь и развалины нескольких хаммамов.

Часовня святого Давида

Часовня имеет прямоугольную форму с одним нефом, который имеет форму свода. Здание построено из повторно используемых камней, поэтому на его стенах можно увидеть старые скульптурные фрагменты, а также камни с надписями.

Надпись над входом в часовню гласит, что здесь было место захоронения Давида, в честь которого и был назван монастырь.

На небольшом расстоянии от часовни стоят два уникальных хачкара. Их уникальность заключается в размере – каждый из них более шести метров в высоту. Датируются они 1191 и 1194 годами. Рядом с этими хачкарами, по крайней мере до 1970-х годов стоял еще один, немного меньшего размера. К сожалению, сейчас он повален и лежит просто на земле. И внутри часовни, и вокруг нее разбросано еще множество фрагментов старинных хачкаров.

Стены старого города

Древний город Карс, расположенный на берегах одноименной реки, протекающей в котловине среди гор, заслуженно считается одним из наиболее привлекательных и необычных турецких городов.

Карс обладает исключительным стратегическим положением: во-первых, он защищает межгорный проход к Эрзуруму и центральной Анатолии, во-вторых, открывает доступ в Закавказье. Поэтому число осад города и его штурмов исчисляется десятками.

Главной достопримечательностью города является знаменитая крепость, построенная в X веке, а также множество церквей разных эпох. Многие побывавшие здесь считают, что жилые и административные кварталы Карса практически идентичны кварталам русских и армянских городов конца XIX века. Старый Карс до такой степени похож на Ереван, что довольно часто их называют "близнецами".

Прогуливаясь по булыжным мостовым старого города, можно увидеть такие знакомые двух- и трехэтажные здания с характерными карнизами и балконами с коваными решетками или остроконечные крыши. А городская мэрия чем-то напоминает провинциальный российский музей. Что касается остальных построек, то несмотря на очевидные следы перестроек согласно исламским традициям, они сохранили свое особое очарование.

Монастырь Апаранк

Апаранк - имя, под которым монастырь известен теперь, происходит от армянского слова, обозначающего «дворец».

Первоначальная история монастыря неизвестна, но в девятнадцатом веке он был епископским центром района Теркан (в состав которого входило 34 армянских села), и большинство сохранившихся на сегодняшний день зданий принадлежит именно этому периоду.

Основная часть монастыря находится за высокими стенами. Эти стены были построены не как защитные, а для придания монастырскому комплексу завершенности, целостности: стены не имеют башен и неприступных высоких парапетов. В северной стене находятся ворота – вход в монастырь, и, возможно, был еще один вход в середине западной стены, однако здесь практически ничего не сохранилось (камни были попросту растащены).

Напротив западной стены на террасе посажены тутовые деревья. Чуть ниже, в северной части этой террасы, находятся остатки строения с большим заостренным сводом - это, вероятно, был фонтан.

В середине южной части монастырского комплекса располагался главный храм монастыря, который называется Сурб Ованнес (Святого Иоанна).

Церковь Св. Иоанна

Церковь Сурб Ованес была построена в форме креста с четырьмя свободно стоящими колоннами, поддерживающими купол с низким барабаном. Этот тип конструкции был очень распространен в армянских церквях, построенных в середине 17 века, и обусловлен сильным влиянием пост-византийских греческих церквей.

Внутренняя часть церкви выполнена из необработанного камня, который был первоначально покрыт штукатуркой. Пол был вымощен большими хорошо обработанными каменными плитами. С южной стороны церкви есть небольшая пристройка, она является частью интерьера церкви и не имеет внешнего входа Предназначение ее неизвестно, но такого рода пристройки часто встречаются в других армянских церквях 19-ого века постройки..

Mонастырь Апостолов (“Мшо Аракелоц”)

Монастырь Аракелоц находится в очень живописном месте, приблизительно в 10 км к юго-востоку от города Муш, на склоне горы Тирнкатар, который расположен между двумя вершинами горной цепи Таврос.

До 1915 года монастырь являлся местом паломничества христиан из разных стран. Комплекс Мшо Аракелоц состоял из роскошного купольного храма с замечательной колокольней и притвора. Его окружала мощная оборонительная стена, выложенная из крупных камней. Войти в монастырь можно было через двое железных ворот. Вокруг шли хозяйственные постройки. Здесь находился один из рукописных центров, где в XIII-XVвв. копировались рукописи. В XIV веке здесь трудился писец и оформитель Аракел Таронаци. Монастырь имел обширные поместья и свои доходы. Около церкви сохранилось кладбище с роскошными хачкарами. В 1915 году монастырь был разграблен и опустошен.

Цитадель Аназарбус/ Анаварза

Город Анаварза был столицей византийской и армянской Киликии. В I веке до нашей эры он был посещён римским императором Августом. Сама цитадель Аназарбус стоит на горном хребте. Нижняя её часть, которая являлась ранее жилым городом, расположена под обрывами малого хребта на равнине, занимающей площадь около одного километра, и обнесена стенами с воротами. Сейчас здесь находится пастбище и источник мелкой подработки для местных.

Чтобы попасть в верхний замок, нужно добраться до автостоянки, расположенной у домика смотрителя. Потом, найдя каменную лестницу, которая ведёт через развалины на склоне подниматься к верху холма. Здесь можно найти много старых камней с фрагментами армянских надписей. На северной части хребта находится сама цитадель. С хребта открываются потрясающие виды на лежащие внизу равнины.

Самые популярные достопримечательности в Карсе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Карса на нашем сайте.