» » Презентация на тему «Левитан Исаак Ильич. Презентация на тему "исаак ильич левитан" Справочный материал о художнике

Презентация на тему «Левитан Исаак Ильич. Презентация на тему "исаак ильич левитан" Справочный материал о художнике

Презентация предоставляет информацию для широкого круга лиц различными способами и методами. Цель каждой работы - передача и усвоение предложенной в ней информации. А для этого сегодня используют различные методы: начиная от доски с мелом и заканчивая дорогим проектором с панелью.

Презентация может представлять из себя набор картинок (фото), обрамленных поясняющим текстом, встроенную компьютерную анимацию, аудио и видео файлы и другие интерактивные элементы.

На нашем сайте вы найдете огромное количество презентаций по любой интересующей Вас теме. В случае затруднения используйте поиск по сайту.

На сайте Вы сможете бесплатно скачать , презентации по астрономии, поближе познакомиться с представителями флоры и фауны на нашей планете в презентациях по биологии и географии. На уроках в школе детям будет интересно узнать историю своей страны в презентациях по истории.

На уроках музыки учитель может применять интерактивные презентации по музыке, в которых можно услышать звуки различных музыкальных инструментов. Также можно скачать презентации по МХК и презентации по обществознанию. Не обделены вниманием и любители русской словесности, представляю Вам работы в PowerPoint по русскому языку.

Для технарей есть специальные разделы: и презентации по математике. А спортсмены могут познакомиться с презентациями о спорте. Для любителей создавать свои собственные работы есть раздел , где любой желающий может скачать основу для своей практической работы.

И.И.Левитан () Тем, кто знает и любит творчество замечательного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, знакомо чувство завороженности, которое возникает всякий раз, когда останавливаешься перед его картинами и вдыхаешь в себя воздух удивительного искусства. В его картинах - живая душа природы, они одухотворены любовью и окрашены поэтическим настроением.


И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. Первые работы И.Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Весна»,), и картина унылой осени с размытой дорогой, голыми деревьями, которые будто в отчаянии протянули ветки к небу («Осень. Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов.


Осенний день. Сокольники 1879 Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой. Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Март Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Золотая осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора! Весь лес стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев


С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя. Каждый раз Левитан находит единственно возможный для воплощения лика реки композиционно-колористический комплекс. В первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, красного и белого, в динамике встречного движения кораблей по диагонали, в вовлеченности зрителя в общее движение. Во втором – река пребывает в инобытии мечты, отодвигается вглубь, оставляя нас томиться на берегу. В третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до бесконечности овал реки, котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни. Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Перед зрителем всегда только часть реки, без обозначения начала и конца, даже без обозначения направления течения.


После дождя. Плес И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.


Вечер. Золотой плес Зелень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.


Вечерний звон Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Тихая обитель 1890 Тёплый золотистый колорит представлен в картине. В тишине летнего вечера кажется зачарованный дальний лес, недвижимое на воде отражение деревьев и куполов монастырских церквей. Созданный художником образ, как всегда у Левитана. многогранен по своему содержанию. Он вызывает в душе и чувство покоя, и тихую лирическую печаль, восторженное восхищение красотой летнего вечера.






На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня»). У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного. Дома всегда теснятся деревней. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Его век измеряется жизнью человека. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Поэтому дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). Что же остается на русских просторах от человека? Оказывается, дорога, исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей.


Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. Серое облачное небо нависает над ней – низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги, навевает мрачные мысли. Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Владимирка. 1892


В более зрелые годы своего творчества у Левитана проявилось желание философски осмыслить жизнь: его занимают размышления о жизни, о месте человека в большом и сложном мире, о судьбе России и русского народа. Художник продолжает искать монументальный пейзажный образ. Над вечным покоем Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности… Это картина души человеческой в образах природы

    Краткая аннотация

    Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника -пейзажиста И.И.Левитана. Учатся анализировать картины по композиции и изобразительным средствам. Подробнее рассматривается картина «Над вечным покоем». Детям предлагается викторина (слайд №19,20,21,22) по картинам художника. Знакомятся с домом-музеем в г.Плёсе.

    Справочный материал о художнике

    ЛЕВИТАН ИСААК ИЛЬИЧ (1860—1900)

    Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служа-щего. Потеряв в детском возрасте отца и мать, Левитан вы-нужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжелым, что он впоследствии ста-рался никогда не вспоминать о нем.

    Двенадцати лет он поступил в Московское училище живо-писи, ваяния и зодчества и вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. И в классах училища, и во вре-мя летних каникул Левитан работал много, упорно, хотя все ему давалось легко. Его учителя А. К. Саврасов и В. Д. Поле-нов помогали ему расти с каждым годом.

    Уже в ранних ученических работах проявилось свойствен-ное Левитану поэтическое восприятие природы. В 1879 году он написал картину «Осенний день в Сокольниках». Картина была представлена на выставку, и ее приобрел П. М. Третья-ков для своей галереи. А было художнику тогда только 19 лет.

    «Осенний день в Сокольниках» — первая картина выдаю-щегося русского художника Исаака Левитана, где серая и зо-лотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной тепло-той»,— писал об этом полотне писатель Константин Паустов-ский. С этих пор Левитан входит в русскую живопись как мас-тер «пейзажа настроения».

    Одна из самых значительных страниц биографии Левита-на — его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан — ровес-ники. Они познакомились в начале 80-х годов. Лето 1885 года вместе провели в деревне Бабкино. Это лето было очень пло-дотворным для обоих, как, впрочем, и все годы дружбы. Ху-дожник создает картины «Березовая роща», «Первая зе-лень», «Май». Самое простое и обыденное он сумел показать необыкновенно лирично и трогательно.

    К. Г. Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана много общего. Картины Левитана требуют медленного рас-сматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становятся неброская красота и тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

    В поисках новых мотивов, глубоких и сильных ощущений Левитан в 1887 году совершил первую поездку на Волгу. Волга взволновала художника, он пишет Чехову: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней». Четыре года под-ряд ездил художник на великую реку и каждый раз возвра-щался с массой этюдов. Левитан написал на Волге множество картин, среди которых «Пасмурный день на Волге», «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес». Самый яркий образ великой реки создан на полотне «Свежий ветер».

    В 1891 году поэтическая картина Левитана «Тихая оби-тель» на XIX выставке передвижников подтвердила его славу крупнейшего мастера русского искусства. Именно о ней пи-сал Чехов сестре: «Был я на Передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор». Новых высот достигает Левитан в картинах «У омута», «Владимирка», «Над вечным покоем»

    Грязные тучи над тяжелой серой водой. На высоком бе-регу старая церквушка. Тут же заброшенное кладбище. Суро-вый ветер клонит деревья. Но как тепло светится написанный Левитаном огонек в узком церковном окошке.

    Темная вода, темное небо, холодный ветер, но рядом с этой природой живут люди. Природа и человек для Левитана — одно целое. Когда Левитан писал эту картину, он просил играть ему на фортепьяно Героическую симфонию великого композитора Бетховена.

    Новый период в творчестве Левитана начинается с середи-ны 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений, стоящих в одном ряду с шедеврами русской пейзажной живо-писи. Это жизнеутверждающие произведения «Март», «Золо-тая осень», «Весна. Большая вода» и другие.

    «Золотая осень». Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая трава, холодная синь реки. Праздник золота и синевы! Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончится праздник, а за ним при-дет белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будут зелень и голубизна, потому что природа вечна и всегда прекрасна.

    Русская природа была единственной темой всех произве-дений Левитана. За границей природа не увлекала его, не вдохновляла на творчество. С какой любовью он писал род-ные овражки, перелески, полянки! В его пейзажах ожило скромное очарование русской природы.

    В 1898 году Левитан начал преподавать в училище, в ко-тором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажа — боль-шую мастерскую, в которой работали бы все русские пейза-жисты. Часто Левитан привозил в мастерскую цветы. Он го-ворил своим ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло не красками, а цветами.

    В 1899 году, накануне Нового года, Левитан приехал в Крым к Чехову. Писатель поведал художнику, как тоскует он на берегу синего моря по речке, по березовой роще. Левитан попросил кусок картона и принялся за работу. Он написал широкий луг и на нем темные стога скошенного сена. Над землею между стогами тянется белый туман, вдали чернеет лес. Над лугом — луна, которая освещает землю и макушки стогов. Левитан уехал, а его картина «Сумерки. Стога» оста-лась в кабинете Чехова на память.

    Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». На ней широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем, на дальнем берегу поля, деревушка, купол церкви. Полный света и воздуха пейзаж вызывает ра-достное настроение. Картина несет в себе жизнеутверждаю-щий заряд. Трудно поверить, что такую картину написал смертельно больной художник.

    Творчество Левитана — это целая эпоха пейзажной живо-писи. Его наследие огромно: акварели, живописные полотна, пастели, графика, иллюстрации. «Поэтом русской природы» справедливо называли Левитана современники.

    Художник по-казал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже — его душу, его очарование

    Левитан всю свою жизнь стремился сделать пейзаж эмоци-ональным и поэтичным, выразить в нем мечту о достойной че-ловека, прекрасной жизни. И это удалось ему в полной мере.

    Информационные источники:

    Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации» Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2006

    В.И Воробьёва, С.К. Тивикова «Сочинения по картинам» Москва «Астрель» 2002

    Н.В.Краснов «Беседы по искусству» Ленинград Учпедгиз 1962

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Собеседник полей и озёр. Исаак Ильич Левитан" »

Жилинскас Елена Викторовна учитель начальных классов МОАУ Гимназии №46 г. Кирова

Детям о художниках и картинах


Собеседник полей и озёр

Исаак Левитан


Ключевые сло ва

  • пейзаж
  • пейзаж
  • художник - пейзажист
  • художник - пейзажист
  • живопись
  • живопись
  • композиция
  • композиция

Исаак Ильич Левитан

(1860 -1900 г.)

  • колорит
  • колорит

Картинная

галерея


«...серая и золотая осень, печальная как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышит с холста осторожной теплотой.»

К.Паустовский

Осенний день. Сокольники


«Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса….»

А.С.Пушкин

Золотая осень


«Какая всюду нас окружает красота! Какое величие!»

И.И.Левитан

Весна. Большая вода


«Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.»

А.С.Пушкин

Март




Остров

Остров, словно брошенный в гущу разлившихся вод. Художник соотносит его с человеческой жизнью, теряющей свой смысл среди, говоря словами Паскаля «вечного безмолвия бесконечных пространств».



Кладбище

Старое кладбище с повалившимися в разные стороны крестами напоминает о хрупкости человеческой жизни.



Старая церковь

В окне церкви, примостившейся на высоком берегу, мерцает огонёк – может быть это огонёк свечи. По замыслу И. Левитана он показывает человеку правильный путь.



Стихии

Три стихии представлены на холсте художника – тёмная вода, промокшая земля, и грозовое небо. Именно они формируют грозный образ природы, характерный для этой картины.



Викторина

Вопрос №1.

Какая картина

И.И. Левитана была первой приобретена в Третьяковскую галерею?

Осенний день. Сокольники


Викторина

Вопрос №2.

Какую картину И.И.Левитана можно назвать «Праздником золота и серебра»?

Золотая осень


Викторина

Вопрос №3 .

На какой картине И.И. Левитана изображена лошадь?

Март


Викторина

Вопрос №4

Определите по описанию о какой картине идёт речь? Как она называется?

«Грозные тучи над тяжёлой серой водой. На высоком берегу церквушка. Тут же старое кладбище. Суровый ветер клонит деревья. Но как тепло светится огонёк в узком церковном окошке!»


Где можно увидеть картины Исаака Левитана?

Государственный Русский музей,

г.Санкт-Петербург

Государственная

Третьяковская галерея, г. Москва


В древнем волжском городе Плёсе находится уникальный Дом – музей Исаака Ильича Левитана.


Вопросы

  • О каких фактах из жизни великого русского художника вы узнали?
  • С какими картинами
  • С какими картинами

И.И. Левитана вы познакомились?


В творчестве Исаака Ильича Левитана русская пейзажная живопись второй половины ХIХ века, по мнению большинства исследователей его наследия , получила свое высшее развитие и в какой – то степени завершила поиски художников 1870 – 80-х гг.

Русское искусство пейзажа в лице И.И.Левитана нашло не только крупного мастера, но и поэта – философа природы. В картинах И.И.Левитана тонкий лиризм сочетается с умением создать пейзажный образ глубоко идейного содержания. Искусство И.И.Левитана много говорит и дает как специалисту, так и простому зрителю. Оно воспитывает в нас понимание природы, умение видеть ее красоту и выразительность, воспринимать ее в связи с чувствами и переживаниями человека.

“В истории русской живописи, - писал А.Бенуа, - пожалуй, и не найти мастера, более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан”, писал Александр Бенуа .

Исаак Ильич Левитан уже при жизни получил признание и заслужил глубокую любовь своих современников. Но надо сказать, что творчество И.И.Левитана воспринималось в эту эпоху, а порой воспринимается и сейчас, несколько односторонне. С легкой руки К.Г.Паустовского и некоторых других авторов И.И.Левитан трактуется больше как художник элегический, художник грустных настроений, что сужает границы его творчества. Тем не менее, более обширный анализ всех тех богатств, которые нам успел оставить этот великолепный художник, очевидно доказывает, что творчество его было разнообразным не только по сюжетам, по тем образам, которые он создавал, но и по эмоциональному ключу, в котором решалось то или иное произведение.

Между тем знакомство с произведениями И.И.Левитана в средней школе ограничивается, как правило, узким кругом самых известных его работ. Целью данного учебного занятия является знакомство с различными аспектами творчества этого выдающегося художника.

Данная работа предлагает урок в форме путешествия учащихся по залам виртуального музея. Это экскурсия по двенадцати залам (12 презентаций), наглядно освещающим основные аспекты творчества мастера.

Предлагаемая авторская работа может использоваться не только на занятиях по “Истории изобразительного искусства” в образовательных учреждениях СПО, но и в общеобразовательной школе на уроках мировой художественной культуры в разделе “Россия XVIII – XX веков”; в художественной школе на занятиях по изучению рисунка, живописи и композиции, на лекциях у студентов в университетах художественной направленности, а также на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.

Данный материал будет интересен и поучителен для учащихся, так как представляет биографию художника, с детства испытавшего нужду, силой таланта и ценою жестоких лишений, ценою тяжкого труда пробившегося в жизни, достигшего успеха и признания своего искусства.

Путешествуя по залам виртуального музея И.И.Левитана, учащиеся узнают много нового о жизни и творчестве великого художника.

Цель урока: расширить знания о творчестве выдающегося русского художника И.И.Левитана.

  • Образовательные : изучение различных аспектов творчества И.И.Левитана, знакомство с биографией художника.
  • Развивающие : развитие внимания, памяти, грамотной речи, ассоциативно – образного мышления, умения выделять главное, строить аналогии; развитие стремления к самостоятельному познанию искусства.
  • Воспитательные : воспитание любви к родной природе, чувства любви к Родине, умения сопереживать и сочувствовать человеку; воспитание эстетических чувств.

Оборудование урока: презентации, посвященные творчеству И.И.Левитана; диск с записью фрагментов музыкальных произведений.

Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.

2. Вступительное слово учителя

- Что так трогает душу в пейзаже неброском и невольно туманится взгляд,

Все так просто в картине и неизъяснимо: свет, вода или солнце в листве…

Для художника – это служенье любимой и родной, и единственной русской земле…

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству выдающегося русского художника Исаака Ильича Левитана. И.И.Левитан был человеком, который всего себя отдавал искусству, был неутомимым тружеником. Об его поразительной работоспособности свидетельствует огромное количество произведений, выполненных за недолгую жизнь. Приблизительно за двадцать четыре года им было создано около тысячи картин, этюдов, эскизов, рисунков. К этому надо добавить, что И.И.Левитан подолгу работал над своими картинами, много раз, порой, возвращаясь к произведению, изменяя, дополняя и переписывая его. “Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание”, - писал художник.

И.И.Левитан был высоко культурным и образованным человеком. Он любил и понимал русскую литературу и поэзию, увлекался театральными постановками и был знаком с театральными деятелями, артистами, писателями, певцами. Федор Иванович Шаляпин писал о большом общехудожественном влиянии, которое оказало на него творчество И.И.Левитана. Художник интересовался развитием науки. Был знаком с физиком Лебедевым, Тимирязевым. Очень много дала И.И.Левитану дружба с Антоном Павловичем Чеховым. Многие выдающиеся современники художника говорили о том, что именно картины Левитана открыли для них неброскую красоту русской природы. Репродукции произведений художника сопровождают изучение литературных и музыкальных произведений, так как искусство его полно поэзии и очень музыкально. Наш сегодняшний урок тоже будут сопровождать стихотворения и музыка.

3. Основная часть учебного занятия

Презентации сопровождаются комментариями подготовленных студентов (2 – 3 человека).

1 группа студентов.

Звучит музыка Д.Шостаковича – “Прелюдия №5” - “Душа”.

Будущий живописец родился 18 августа 1860 года в местечке Кибарты близ маленькой железнодорожной станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Отец Исаака был человек непоседливый и беспокойный: был переводчиком во французской фирме, строившей мост через Неман; кассиром и дежурным на железнодорожной станции; библиотекарем в сельской читальне. Часто Исаак вместе с отцом встречал и провожал поезда и мечтал об удивительных странах. Мать будущего художника была увлечена литературой. Вечерами она читала детям вслух. Читала вдохновенно, с большим чувством. Эти вечера мальчик запомнил на всю жизнь. В конце 1860 – х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди. Родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Адольф, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. (Презентация 1. ppt. 2 слайд)

Годы учения И.И.Левитана в Училище живописи были временем высокого подъема и расцвета Училища. Лишь в конце пребывания здесь юного живописца начал намечаться спад. Училище живописи называли “московской академией” и в известной мере противопоставляли его как более свободное и прогрессивное учебное заведение столичной императорской Академии. В 70 – х и начале 80 – х годов руководящую роль в нем играли московские передвижники, в первую очередь В.Г.Перов и А.К.Саврасов. Талантливые педагоги привлекали студентов к участию в передвижных выставках. Эти выставки приучали учеников еще на школьной скамье, ответственно подходить к своему творчеству, предлагать его на суд широкой общественности, воспитывали в них профессиональное отношение к делу и дух самостоятельности.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний. Впоследствии он писал: “Не надо очень розово представлять себе перспективу обучения живописи… Сколько усилий, трудов, горя, пока выбился на дорогу”. Жизнь юноши стала особенно тяжелой после смерти его родителей. В 1875 году умерла мать, два года спустя – отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. И все же вечно голодный, не имеющий постоянного жилья, юноша никогда не оставлял своих красок и карандашей, неустанно трудился. (Презентация 1. ppt. 3 слайд)

Наиболее передовой в училище была мастерская А.К.Саврасова, в которой писали с натуры, изучали природу. Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре. И.И.Левитан жадно впитывал в себя все впечатления. Его восприимчивая натура и упорный труд позволили ему взять максимум из того передового и нового, что несли с собой преподавание и энтузиазм его учителя. Метод работы А.К.Саврасова на натуре, тщательную ее штудировку И.И.Левитан применял в своих произведениях так называемого “останкинского периода”. Одновременно с изучением натуры А.К.Саврасов рекомендовал своим ученикам и освоение опыта работы на пленэре французских художников – барбизонцев. Левитан специально выучил французский язык, для того, чтобы ознакомиться с монографией французского художника Камиля Коро, живопись которого очень его увлекала. (Презентация 1. ppt. 4 слайд)

Привитая А.К.Саврасовым любовь к природе и ее наблюдению могла быть только укреплена В.Д.Поленовым, который появился в училище с осени 1882 года. Новые веяния, которые принес с собой В.Д.Поленов, - стремление к новому колористическому решению – обогатили понимание колорита в живописи, что было очень важно для становления молодого И.И.Левитана. Поленов станет впоследствии другом художника. На даче Поленова проходили литературные и музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Здесь Василий Дмитриевич, постоянно живший в окружении творческой молодежи, устраивал конкурсы и присуждал премии за лучшую работу (Презентация 1. ppt. 5 слайд)

Константин Коровин – замечательный русский художник импрессионист – был близким другом Левитана и оставил о нем самые теплые воспоминания (“Константин Коровин вспоминает”). (Презентация 1. ppt. 6 слайд)

Нельзя не упомянуть о дружбе Левитана с А.П.Чеховым. Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. Он не затихал до позднего вечера. Это, пожалуй, было самое счастливое время в жизни молодого художника. (Подробнее об этом времени вы можете узнать, прочитав книгу Михаила Чехова “Вокруг Чехова”).

На даче Чехова в Бабкине началась действительно большая дружба И.И.Левитана и А.П.Чехова, дружба на всю жизнь. Оба они оказывали друг на друга благотворное влияние. Это было и обогащавшее каждого восприятие писателем живописного, а живописцем – литературного искусства, в частности в отношении к природе и к ее образному освоению и отображению (Презентация 1. ppt. 7, 8, 9 слайды).

После смерти Перова, увольнения Саврасова, отношение к пейзажному классу в училище резко ухудшилось, и Левитан покидает стены училища с дипломом неклассного художника, позволяющего ему быть только учителем рисования. Художник продолжает неустанно трудиться и мастерство его быстро растет. Его работы приобретает Третьяков и другие меценаты, он участвует в выставках, работает над декорациями в театре, путешествует и неустанно работает в Крыму и за границей, на Волге и в Саввинской слободе. Он становиться признанным мастером (Презентация 1. ppt. 10. 11, 12 слайды).

Личная жизнь художника не складывается, тем не менее, есть женщины, сыгравшие большую роль в его жизни (Презентация 1. ppt. 13 слайд).

Но признаваемый почти всеми, ценимый самыми различными художественными кругами, вполне материально обеспеченный, И.И.Левитан отнюдь не успокаивается на достигнутом. Напротив, он весь в поисках и устремлен в будущее. Это страстное творческое горение тем более замечательно, что оно протекало в условиях все обостряющейся болезни сердца и связанного с этим все возрастающего упадка физических сил. Дело было действительно очень плохо. “Художник Левитан (пейзажист), по – видимому, скоро умрет”, - с горечью пишет А.П.Чехов А.С.Суворину. Для лечения своей тяжелой болезни И.И.Левитан снова дважды ездил за границу. Сначала в 1897 году в Италию, Швейцарию и, наконец, в Наугейм в Германии близ Франкфурта на Майне. Он сознает, что болезнь его “доканает”, но все же и за границей, как и дома, упорно работает (Презентация 1. ppt. 14 слайд).

2 группа студентов.

Вторая группа обучающихся комментирует посещение зала “Первые картины И.И.Левитана” (см. Приложение 1). Начало и окончание выступления сопровождают фрагменты Симфонии № 6 В.А.Моцарта.

3 группа студентов.

Третья группа рассказывает о произведениях мастера, посвященных русской деревне (см. Приложение 1). Начало и конец выступления сопровождают фрагменты песни С. Косточко “Деревенские сны”, в исполнении В.Собанцевой - солистки хора им. Пятницкого.

4 группа студентов.

Четвертая группа комментирует работы, выполненные художником в Крыму (см. Приложение 1). Перед показом презентации (или в течение показа) учащиеся слушают легкий шум морского прибоя.

5 группа студентов.

Пятая группа проводит экскурс по произведениям, созданным на Волге (см. Приложение 2). Перед выступлением студентов звучит русская народная песня “Вниз по матушке, по Волге”, в исполнении Ф.И.Шаляпина.

6 группа студентов.

О произведениях, написанных за границей, расскажет следующая группа учащихся (см. Приложение 3). Перед выступлением звучит музыкальный фрагмент о Венеции (“О, Венеция, – сказочный город”).

7 группа студентов.

“Воплощение больших образов” - так называется зал, посвященный картинам “Вечерний звон”, “У омута”, “Над вечным покоем”, “Владимирка”.

Перед рассмотрением картины “Вечерний звон” звучит песня “Вечерний звон” (стихи И.Козлова, муз. А.Алябьева).

Произведение И.И.Левитана “Над вечным покоем” - эту картину художник писал под звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена (прослушивание фрагментов симфонии ).

Стихотворение А.К. Толстого “Колодники” предшествует рассмотрению картины “Владимирка” (чтение стихотворение преподавателем или подготовленным учеником ) (см. Приложение 4).

8 группа студентов.

Эта группа студентов расскажет о различных произведениях мастера, написанных в разные времена года(см. Приложение 5). Путешествие по данному залу сопровождает музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

9 группа студентов.

Следующий зал посвящен натюрмортам И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Перед выступлением студентов звучит композиция П.И.Чайковского “Сладкая греза”.

10 группа студентов.

“Рисунки и акварели И.И.Левитана” (см. Приложение 5 ) . Перед демонстрацией этого зала звучит “Утро” Э.Грига.

11 группа студентов.

Эта группа комментирует презентацию, посвященную пастелям И.И.Левитана (см. Приложение 5 ) . Фрагменты ноктюрна Ф.Листа “Грезы любви” звучат перед выступлением студентов.

12 группа студентов.

Последний зал расскажет о поисках художника в последние годы его жизни, произведениях, созданных художником в этот период (см. Приложение 6). Серенада Ф.Шуберта завершает экскурсию по залам виртуального музея И.И.Левитана.

4. Итог урока

Учитель. Закончить нашу экскурсию мне бы хотелось высказываниями замечательного искусствоведа и художника Александра Бенуа, посвящены они И.И.Левитану:

“Это поистине человек, который водит тебя гулять, иногда в калошах, иногда под палящим солнцем, но всегда по таким местам, где чудно пахнет свежим воздухом, снегом, сухими листьями и распустившейся березой. Обыкновенно же пейзажисты пишут пейзажи, и они пахнут маслом”.

“Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа. Однако где те художники, которые… сразу, одним общим видом своих картин заставляли бы перечувствовать подобные, охватившие их среди природы настроения? Во всей истории искусства их было очень немного, и Левитан стоит в ряду этих немногих одним из самых первых – настоящий поэт Божьей милостью”.

5. Домашнее задание

Творческая работа. Выполнить живописный этюд пейзажа. Продумать идею, настроение пейзажа, композиционное и колористическое решение.

Список литературы.

1. Асафьев, Б.В. Русская живопись. Мысли и думы // Искусствоведение. Литературоведение. – М.: Республика, 2004.

2. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке // Искусствоведение. - М.: Республика, 1995.

3. Коровин К.А. Константин Коровин вспоминает... М.: Изобразительное искусство, 1990.

4. Любимова И.А. Проблемы живописных характеристик русской пейзажной живописи второй половины XIX века // Искусствоведение. - М.: РГБ ОД, 61:04 – 17/ 149- 2004.

5. Сергеев А.А. Исаак Ильич Левитан // Живопись. – М.: Белый город, 2005.

6. Федоров – Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество // Искусствоведение. – М.: Искусство, 1976.

7. Чехов М.П.. “Вокруг Чехова”, М., 1974.

Слайд 2

Автопортрет (1880)

Автопортрет (1880)

И.И. Левитан родился 18 августа 1860 г. в местечке Кибарты бывшей Сувалкской губернии в образованной обедневшей еврейской семье.

Слайд 3

Семья, в которой было четверо детей, существовала на небольшие заработки отца: он давал уроки французского и немецкого языка и служил кассиром на железной дороге.

Надеясь поправить материальное положение семьи и дать детям хорошее образование, отец решился на переезд в Москву.

Слайд 4

В 1873 году Исаак Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, где уже учился его старший брат.

Слайд 5

В то время в училище преподавали знаменитые художники В. Г. Перов, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов.

Слайд 6

Алексей Саврасов, руководивший пейзажной мастерской, сумел передать ученикам свое восхищение природой и желание упорно работать. Он говорил им: "Ступайте писать, пишите этюды, изучайте природу, а главное, чувствуйте!"

Слайд 7

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания. Левитан вышел из Московского училища живописи без диплома. Денег не было.

Слайд 8

Антон Павлович Чехов

В апреле 1885 года Левитан поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Слайд 9

В конце 1879 года в училище проходила выставка, на которой была представлена картина "Осенний день. Сокольники". Приехал и П.М. Третьяков, более 20 лет собиравший свою коллекцию. Ему понравилась картина, он попросил познакомить его с художником и захотел приобрести это полотно.

Слайд 10

Улица в Ялте (1886)

Остались позади годы учебы в училище. Нужда и безденежье все еще не оставляли Левитана. Подрабатывал в частной опере С.И. Мамонтова, писал декорации к оперным спектаклям. И весной 1886 года на заработанные деньги уехал в Крым, где писал этюды.

Слайд 11

Сакля в Алупке (1886)

Природа Крыма покорила художника. Он пробыл здесь 3 месяца и за это время написал более 50 этюдов. Среди них виды моря при разном освещении, улицы и домики Ялты, высветленная солнцем сакля в Алупке и татарское кладбище.

Слайд 12

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном.

Слайд 13

«После дождя. Плёс»

Во время путешествия он открыл красоту маленького, тихого городка Плёса. Там Левитан провел три летних сезона (1888-1890), приезжая туда ещё дважды. Около 200 работ, выполненные им за три лета, принесли художнику широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Слайд 15

Тихая обитель (1890)

Успех и растущая известность наконец-то избавили Левитана от многолетней нужды и неустроенности. Промышленник Морозов, большой любитель живописи, отдал ему свою мастерскую, в которой можно было спокойно и удобно работать.

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола.
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн.
Звон колоколен колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
Любого русского спроси!
Звонит, как в колокол, не глуше,
Звон левитановской Руси!

Николай Рубцов

Слайд 16

В 1892 года после написания "Владимирки" Левитан снова уезжает из Москвы не по своей воле. Это стоит ему нервов и здоровья. Ему было всего 32 года, но уже давало о себе знать больное сердце.

Слайд 17

В 1893 году была написана самая глубокая по содержанию и самая личная по настроению картина - "Над вечным покоем". Левитан работал над ней в деревне под Вышним Волочком, на берегу озера.