» » Проект проведения праздника в детском саду масленица. Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая

Проект проведения праздника в детском саду масленица. Краткосрочный проект в старшей группе «Масленица широкая

В данном проекте описывается план ознакомления детей с народным праздником Масленица.

Работа содержит три этапа проведения: подготовительный, основной и заключительный.

Приложение к проекту, в котором описывается каждый день празднования и его значения; беседа про Масленицу, стихи и поговорки; а также консультацию для родителей.

К текстовому документу прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(Краткосрочный)

Воспитатель: Нидилько Т.В.

Актуальность темы.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта.

Творческий

Краткосрочный

Групповой.


Сроки реализации проекта.

Одна неделя.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, хороводные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

Задачи проекта:

1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Приобщать к ценностям русской культуры.

3. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование)

4. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.

3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.

4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)

5. Создают свои художественные образы в изобразительной деятельности.

6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Этапы проекта:

I. Этап - Подготовительный.

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Понедельник

«ВСТРЕЧА»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица»
Разучивание закличек.
Лепка из соленого теста«Масленичное солнце»

Вторник

«ЗАИГРЫШ»

Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.

П/и «Горелки».
«Ровным кругом»
«Заря»
Стихи про Масленицу

Среда

«ЛАКОМКА»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Слушание песни «Ой, блины!»
Тестопластика «Бублики, баранки».
Рисование «Нарисую солнышко»

Четверг

«РАЗГУЛЯЙ»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Хороводная игра «Карусель».
П/и «Ручеек», «Гори, гори, ясно…»
Оформление выставки для родителей.

Пятница

«ПОСИДЕЛКИ»

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Развлечение «Широкая масленица».
Оформление выставки

II. Этап –Основной.

Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Разучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/И «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Изготовление чучела Масленицы – познакомить с символом праздника.
Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце» - учить детей лепить из соленого теста.

Вторник «Заигрыш»
Д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Чтение стихов про Масленицу
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.

П/и «Горелки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.

Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Бублики, баранки» - учить детей лепить из соленого теста.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Художественное творчество: рисование «Нарисую солнышко» .
Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей) .
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
Слушание русской народной песни «Ой, блины» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/и «Ручеек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Слушание русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Хороводная игра «Карусель» - учить соблюдать правила игры.
П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

Пятница «Посиделки»
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Слушание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
П/и «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
III.
Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»

Формы взаимодействия с родителями

Информационный стенд «Широкая Масленица».

Конкурс рисунков «Как на Масленичной неделе…» (семейное творчество), оформление мини-выставки.

Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Широкая Масленица».

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложения к проекту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

ПОНЕДЕЛЬНИК -

ВСТРЕЧА

ВТОРНИК -

ЗАИГРЫШ

СРЕДА -

ЛАКОМКА

ЧЕТВЕРГ -

ШИРОКИЙ

ПЯТНИЦА -

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

СУББОТА -

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ -

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу .

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

***
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Пальчиковая гимнастика

Наше творчество

Выставка работ

Подвижние игры

Развлечение

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности.

Спасибо за внимание!


Юлия Шмелёва

Тема : «Широкая масленица »

Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный .

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта :

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица » является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель :

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица ) .

Задачи :

Обучающие

Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица » ;

Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие

Развивать коммуникативные способности;

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать интерес к русским народным традициям;

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Формы реализации проекта :

Беседы по теме;

Совместная творческая деятельность;

Создание творческих работ детей и родителей;

Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

Чтение стихотворений, художественных произведений;

Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

Подготовительный :

Разработка содержания проекта , составление плана работы;

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

Подбор материалов для продуктивной деятельности;

Заучивание закличек, частушек;

Изготовление стенгазеты «С масленицей » .

Основной :

Проведение тематического занятия;

Художественно-творческая деятельность.

Разучивание масленичных частушек , русских народных песен, закличек;

Чтение художественных произведений по теме.

Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный :

Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица » ;

Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир» ;

Взаимодействие с родителями :

Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!» ;

Приготовление блинов для чаепития;

Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица » .

Тематическое планирование

Тематическое занятие «Госпожа Масленица »

Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Малечина–калечина»

Катание с горки Чтение стихотворения

Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)


Народная игра – забава «Петушки»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Изготовление «Масленичного солнышка »


Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Хороводная игра «Едет Масленица »

Катание на санках Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»



Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Рисунки на снегу Разучивание русской народной песни «Масленица - блиноеда »

Чаепитие с блинами


Народная игра - забава «Звонарь»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Чтение масленичных закличек

Хороводная игра «Заинька, попляши» Развлечение «Прощай, Масленица

Слушание песни «Как на Масленой недели »

Рисование «Масленица »


Народная игра - забава «Ручеёк»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа : «Что мы узнали о Масленице »

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица »

Народная игра - забава «Снежный тир»

Организованная образовательная деятельность

(различные виды деятельности)

Коммуникативная.

Беседы «Значение и символика блинов» , «Что мы узнали о масленице

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины» , рассказа Т. Нуждиной «Блины» , масленичных закличек .

Познавательно – исследовательская.

Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица » ; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица » .

Изобразительная.

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись, «Масленица » , «Рисунки на снегу» ; лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки» .

Конструктивная.

Изготовление «Масленичного солнышка » .

Музыкальная.

Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели » , «Ой, блины мои блины» ; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда » , масленичных частушек ; исполнение русских народных песен.

Музыкально – игровое творчество : хороводные игры «Заинька, попляши» , «Едет Масленица » .

Народные игры – забавы.

Ожидаемый результат :

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

Имеют представление о народных праздниках, играх;

Владеют знаниями масленичной кухни ;

Интересуется изобразительной детской деятельностью;

С интересом участвует в народных играх;

Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала;

Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Проект « Масленица»

Черевашенко Е.В.

Воспитатель МБДОУ детского сада №8 «Зоряночка»

г.Ессентуки, Март 2016г

Вид проекта: игровой, творческий,познавательный.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Актуальность темы: Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Наш коллектив знакомит детей с традициями проведения этого праздника, опираясь на проект нашего ДОУ «Отцы и дети» в рамках работы городской экспериментальной площадки «Реализация проектных технологийв формировании духовно-нравственных качеств дошкольников в семье».Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Цель проекта: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций национальной культуры.

Задачи:

1.Познакомить с народным праздником «Масленица»

2.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

3.Обогащать духовный мир детей.

4.Вызвать эмоциональное сопереживание детей и родителей от участия в игре-действии. 5.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника в духовно-нравственном воспитании.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

НОД:занятия,беседы. Участие в интернет-конкурсе

Выставка детского творчества «Масленичные гуляния»

Рассматривание альбомов,картин, иллюстрации о Масленице.

Детская игровая деятельность.

Слушание русских народных масленичных песен.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Оформить папку-ширму «Масленица-что за праздник?»

Оформление фотовыставки "Как мы Масленицу гуляли";

Оформление родительского уголка.

Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

Организация выставок детских рисунков.
Консультация: «История Масленицы»,«Рецепты блинов.Идеи стола.»

Вечер-развлечения:«Прощай, Масленица»

Выставка семейного творчества «Масленица - праздник весны, солнца, жизни!»Анкетирование родителей.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Изготовление чучела Масленицы.

Изготовление куколок «Масленички», «Мотанки»

Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.

Подборка художественно-публицистической литературы.

Оформление альбомов: «Народные гуляния», «Катальные горы», «Кулачные бои», « Утварь быта крестьян прошлого века», «Петрушечные комедии»

Предполагаемый результат:

  • Осознание родителями важности повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости, эмоционального сопереживания детей и родителей от участия в игре-действии.

План работы

Образовательные области.

Вид детской деятельности

Познание

Презентации

Беседы:

Рассматривание иллюстраций

ТСО:

Загадывание загадок

НОД:

«Сударыня Масленица»

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу,со значением и символикой блинов.

«Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели.

Рассматривание энциклопедий.Рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Встречи с работниками городского музея: просмотр фильма «Масленица»

мультфильм «Смешарики. Масленица»

о домашней утвари, продуктах.

Коммуникация

НОД:

- Разговор «Что вы узнали о празднике Масленица?»

Чтение художественной литературы

НОД: Разучивание масленичных закличек, дразнилок.,частушек. Чтение потешек.

Социализация

Дидактические игры:

« Узнай по вкусу»(начинку блинов), чай (чёрный, зелёный,с вареньем, с травой,с лимоном)

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Печём блины»,

Театрализованные игры

По желанию детей.

Физическая

культура

Физкультурное занятие

НОД: «Масленичный разгуляй»

Подвижные игры:

Игры - состязания

Развлечение

«Кто быстрее на метле?», «Прятки»; «Перетягивание каната»,.«Петушки»,«Снежный тир»;«Карусель » , Катание на лошадях,санях.

«Прощай, Масленица!»

Музыка

Прослушивание песен:

«Разучивание хороводов “Прощай,Масленица”, песен “Мы блинов давно не ели”, “Блины”, частушек, русские народные игры “Заря – Зарница”. Слушание: Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов.

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

Художественное

творчество

Аппликация:

Коллаж:

«Блины»

Детская газета « Масленица»

Рисование:

« Блины»

Работа с раскрасками. Выставка совместных детских с родителями работ

Художественный труд:

НОД: Коллективная работа: Изготовление кукол «Масленичка»

Литература:

1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.

3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

5. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
6. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА»

Актуальность Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников.

Задачи: возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; воспитание патриотизма, основанного на русских традициях; обогатить духовный мир; провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Тип проекта: по числу детей – групповой; по доминирующему методу – игровой, творческий; по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура); по продолжительности – 1 неделя.

Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом: Проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ: -. Изодеятельность (рисование, лепка блинов) И зготовление чучела Масленицы - Проведение народных игр. Рассказ воспитателя об истории праздника Масленица; Просмотр презентации о празднике Масленица; Рассматривание иллюстраций о проведении праздника; подбор музыкального сопровождения. разучивание песен, пословиц, считалок, частушек для выступления во время праздника. проведение инструктажа по технике безопасности. Посещение городского праздника, выставки-ярмарки

Достигнутые результаты Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Проект для ДОУ "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

Автор проекта: Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ - детский сад №37 с. Раздольное Моздокского района РСО - Алания

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта : Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:
дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.

Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Тип проекта:
по количеству детей – групповой, разновозрастной
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (08.02.2016 – 20.03.2016)

Обеспечение проекта :
Научно-методическое : подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда : актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.

Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
определение основных направлений работы над проектом;
составление плана основного этапа проектирования;
подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
информирование родителей о предстоящем мероприятии;
индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.

2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен был быть реализован в ходе самой Масленичной недели, но(!), в связи с тем, что празднование Масленичной недели в 2016 году совпало с празднованием Международного Женского дня – 8 Марта, пришлось внести коррективы. Материал, запланированный на понедельник («Встреча») и вторник («Заигрыш») Масленичной недели был распределен для проведения неделей раньше, так как 7 и 8 марта выпали на выходные дни. Однако на эти дни были предусмотрены увлекательные «домашние задания» для совместной деятельности детей и родителей.