» » Психологическая диагностика в работе психолога доу. Педагогическая диагностика детей по фгос до Проведение диагностики в доу

Психологическая диагностика в работе психолога доу. Педагогическая диагностика детей по фгос до Проведение диагностики в доу

Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ

Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).

Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

  • Познавательная сфера
  • Регуляторно - волевая сфера
  • Эмоционально - личностная сфера
  • Коммуникативная сфера

Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется , ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в . На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.

В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:

  • (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
  • (средняя группа) в рамках работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.

В группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР ( и подготовительная) посредством диагностики выявляется проблемные зоны в развитии детей, определяются направления коррекционно - развивающей работы, а также разрабатываются индивидуальные рекомендации для родителей и педагогов. Диагностика проводится индивидуально и в групповом режиме. Итоги диагностики отражаются в , на основании которого формируются подгруппы детей и разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.

в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в (в обобщённой форме).

В конце учебного года проводится скрининг - обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в

Формирование личности российского дошкольника - многогранный и трудный процесс. Ежедневно ребенок для себя открывает в этом возрасте новые явления, знакомится с окружающим его миром, учится жить в гармонии с природой. Желание познания приводит к максимальной активности, пропусканию через себя всех событий, происходящих вокруг. Малыш готов к постоянному развитию, поэтому важно, чтобы в данный период рядом с ним был взрослый наставник. Воспитатель для малышей - главный образец для подражания, источник новых знаний, защитник и друг.

ФГОС в дошкольном образовании

В 2009 году приказом Министерства образования и науки РФ были введены новые федеральные стандарты к основным программам Определены в данном документе и содержание, и диагностические методики для дошкольников.

Особое внимание уделяется формированию общей культуры, развитию личностных качеств, интеллектуальному и физическому росту. Диагностика проводится для оценки сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в психическом развитии будущих школьников. Мониторинги, проводимые в детских садах, направлены на анализ качества поиск новых методов и форм работы ДОУ.

Модели мониторингов в ДУ

Предполагается совокупность характеристик и свойств, благодаря использованию которых в дошкольном образовании гарантируется разностороннее развитие ребенка до того уровня, который соответствует возрастным особенностям. Интеграция фундаментальных и прикладных исследований, специальные диагностические методики для дошкольников по ФГОС помогают контролировать развитие каждого малыша. Психологи убеждены в том, что на данной ступени развития достижения определяются не суммой знаний, навыков, умений, которые вложены в ребенка на занятиях, а совокупностью сформированных личностных и интеллектуальных качеств.

Диагностика «Вырежи фигуры»

Диагностические методики дошкольников направлены на проведение психодиагностики наглядного и действенного мышления малышей в возрасте 4-5 лет. Суть заключается в том, чтобы четко и за короткое время вырезать фигуры, нарисованные на бумаге. В шести одинаковых квадратах изображены разные геометрические фигуры. Ребенок во время тестирования получает не полный рисунок, а отдельные квадраты. Экспериментатор сначала разрезает на шесть квадратов лист, потом поочередно выдает малышу фрагменты, задание, ножницы. Для того чтобы оценить результаты подобной диагностики, учитывается точность выполненной работы, затраченное на задание время.

10 баллов получает малыш, справившийся с заданием за 3 минуты. Фигуры должны быть вырезаны четко по контуру образца. Минимальное количество баллов (0-1) в случае, если малышу не хватило 7 минут на то, чтобы справиться с поставленной задачей, к тому же между оригиналом и вырезанной фигурой есть серьезные отличия.

Методика «Запоминаем и расставляем точки»

Созданы специальные диагностические методики в ДОУ для дошкольников, позволяющие определить объем внимания. На листок наносят точки, затем разрезают заготовку на восемь одинаковых квадратов, их складывают так, чтобы последовательно возрастало число точек на лист. Воспитатель (либо психолог) демонстрирует ребенку карточки с нарисованными точками 1-2 секунды. Потом ребенок в пустых клеточках воспроизводит количество увиденных на рисунке точек. Между показываемыми карточками воспитатель дает малышу 15 секунд на то, чтобы он мог вспомнить увиденный рисунок, выполнить задание. Диагностические методики для дошкольников подобного вида подразумевают десятибалльную шкалу. Если за отведенный промежуток времени малыш успешно справляется с 6 и более точками, он получает 10 баллов. При восстановлении по памяти 1-3 точек ребенок получает не больше 3 баллов, это свидетельствует о недостаточно сформированной памяти, неумении концентрировать внимание.

Диагностика «Заучивание десяти слов»

Диагностические методики умственного развития дошкольников направлены на исследование определенных процессов памяти: сохранения, запоминания, воспроизведения. Можно воспользоваться подобным алгоритмом для того, чтобы оценить состояние памяти дошкольников, определить Воспитатель называет десять слов, малыш слушает, пытается воспроизвести их в любом порядке. Такие диагностические методики для дошкольников предполагают 3-4 прочтения, далее идет повтор слов воспитанником детского сада. Эксперимент повторяют через час, потом через два, фиксируя в специальном журнале то количество слов, которое произнесено ребенком. Например, можно воспользоваться словами лес, кошка, сон, пень, день, утро, ночь, брат, сестра, гриб.

Подсчет показывает, что у здоровых детей с высоким интеллектуальным развитием постепенно увеличивается число правильных слов, а малыши с расстройствами памяти и сознания со временем забывают слова. Такие диагностические методики для дошкольников предполагают построение графиков, по которым и определяется уровень развития дошкольников.

Заключение

С помощью мониторинга, проводимого в детском саду, воспитатели и профессиональные психологи определяют степень готовности ребят к обучению в образовательном учреждении. В процессе исследований профессионалы собирают информацию, анализируют ее, делают выводы. Сначала осуществляется сбор нужной информации, далее проводится ее оценка, анализ, делаются выводы. Целью подобных мониторингов является определение степени готовности будущих выпускников к переходу на новую ступень - полноценную школьную жизнь. В зависимости от того, какие конечные результаты получают после обработки данных, их интерпретации, делается вывод о готовности (неготовности) выпускников дошкольных учреждений к следующему этапу развития. ФГОС нового поколения, разработанные специально для государственных содержат четкие рекомендации и требования к уровню подготовки выпускников детских садов, а также к особенностям их психического, физического, умственного развития.

Разберем как же все-таки производить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее ФГОС).Выдержка из ФГОС, пункт 4.3:

Таким образом, можно сказать, что диагностика детей в детском саду по ФГОС является необязательной и даже запрещена.
Выдержка из ФГОС, пункт 3.2.2:

Но, согласно п. 3.2.3 ФГОС, приведенному выше, при выполнении образовательной программы дошкольного образования в детском саду может вестись оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики. Диагностика индивидуального развития детей также отражается авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • «Детский сад – дом радости» автор – Н. М. Крылова
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой
  • «Мозаика» авторы – В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева

Эта оценка может быть сопряжена с овладением воспитанниками базовой образовательной программы дошкольного образования. Так как главная задача программы - это обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности и захватывать предопределенные направления развития и образования. Из этого значит, что оценка индивидуального развития детей будет складываться в анализе освоенного ими содержания образовательных разделов: речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие, социально-коммуникативное.

Оценку индивидуального образования детей в детском саду воспитатель может проводить во время внутренней диагностики формирования показателей развития его личности. Результаты такой диагностики могут применяться только для индивидуализации образования. То есть подстраиваться под каждого ребенка. Помогать тем детям у которых возникли определенные трудности в образовательном процессе.

Диагностика выполняется в форме систематических наблюдениях воспитателя за детьми в детском саду при их повседневной жизни и, разумеется, в процессе образовательной деятельности с ними.

Диагностика в форме наблюдения выполняется в течение всего учебного года и во всех возрастных группах. Обнаруженные характеристики развития каждого малыша записываются воспитателем. На основании этих записей делаются определенные выводы в середине и в конце учебного года.

Учет соответствующих показателей воспитанника выражается в вербальной форме:

  • сформирован;
  • не сформирован;
  • находится в стадии становления.

В качестве характеристик оценки становления личности дошкольника можно выделить внешние особенности у него в поведении, деятельности. А также уделить внимание тому как он взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Эти характеристики показывают его развитие в каждой возрастной группе и, ввиду этого, в течение всего дошкольного периода.

Для примера в приложении к ФГОС (см. ниже) даны некоторые характеристики возможных достижений дошкольника в образовательном процессе, соответствующие определенному возрасту.

Выдержка из ФГОС, пункт 4.6:

При общем рассмотрении группу воспитатель может выявить детей, которым нужно уделить побольше времени и скорректировать или изменить обучающий процесс. Данные диагностики обязаны отображать динамику формирования показателей, которые развиваются у дошкольников в течение всего образовательного процесса. Отслеживая динамику развития дошкольника по показателям. Тем самым можно определить, какой характер она несет: регрессивный, прогрессивный или не изменяющийся. Также можно сделать общую психолого-педагогическую оценку правильности образовательных и воспитательных поступков взрослых на разных уровнях образовательного процесса. Можно, также определить те направления, в которых дошкольнику требуется помощь.

Выявленные показатели указывают на главные периоды развития дошкольников. Те качества, которые образовываются и развиваются в дошкольном возрасте. Они обуславливают благополучность перехода детей на очередной возрастной уровень. Таким образом, данные диагностики – это особенности динамики формирования показателей развития личности малыша в дошкольном образовании. Они помогут педагогу в начальных классах школы для организации более результативного взаимодействия с детьми в период их адаптации в первые школьные дни.

Если же не проводить эту диагностику, направленную на индивидуализацию образования, тогда не будет отслеживаться динамика становления каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Не будет возможности формировать и пополнять портфолио детей, чтобы учитывать их достижения, особенности и способности. И это может явиться причиной потери преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Педагогическая диагностика как фактор приемственности ДОУ - школа. Регламентируемые документы педагогической диагностики. Раскрытия сходств и различий мониторинга образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС. Раскрытие целей и задач педагогической диагностики в ДОУ. принципы диагностического обследования дошкольников. Отражение педагогической диагностики в образовательных программах дошкольного образования - "От рождения до школы", "Детство", "Мир открытий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

(Слайд 1)Регламентируемые документы педагогической диагностики:

Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования – статья 3.2.3.

Для начала проведем сравнительный анализ Системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы по ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

(Слайд 2) Сходства и различия Мониторинга результативности образовательной деятельности ФГТ и педагогической диагностики ФГОС.

Мониторинг

Педагогическая диагностика

Определение

система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

развития ребенка .

(Слайд 3) в первом случае предполагает

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
- изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
- компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности;

Понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

(Слайд 4) Структура

1. Определение объекта мониторинга.
2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
3. Обработка и анализ ин-формации из существующих источников.
4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
5. Принятие решения об изменении деятельности.

Первый этап - проектировочный. Определение целей и методов диагностики.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов.

(Слайд 5) Инструментарий

- система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

Сбор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

(Слайд 6)

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

(Слайд 7) И так, что такое Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка .

(Слайд 8) Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

(Слайд 9) Принципы диагностического обследования

- принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

(Слайд 10) В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

(Слайд 11) Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

С ребенком работает один взрослый.

Нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;

Обследование проводится обязательно в игровой форме;

Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

Диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.

(Слайд 12) На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогический диагностики. Рассмотрим и сравним как отражается раздел педагогической диагностики в разных образовательных программах дошкольного образования.

(Слайд 13) Программа «От рождения до школы». Педагогическая диагностика рассматривается как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.

Проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Направлена на изучение:

Коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и т.д.) ;

Игровой деятельности;

Познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);

Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

Художественной деятельности;

Физического развития.

Результаты могут использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

(Слайд 14) Программа «Детство». Педагогическая диагностика является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс.

Направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

Деятельностных умений ребенка;

Интересов, предпочтений, склонностей ребенка;

Личностных особенностей ребенка;

Поведенческих проявлений ребенка;

Особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

  • особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Основными методами педагогической диагностики являются включенное наблюдение и нестандартизованные беседы с детьми, а также диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

(Слайд 15)Осуществляется в 4 этапа.

Первый этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики.

Второй этап - практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.

Третий этап - аналитический. Анализ полученных фактов. На основе анализа определяются причины такого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап - интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Инструментарий - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.

Результаты могут использоваться преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

(Слайд 16) Программа «Мир открытий». Рассматривается как педагогический мониторинг.

Осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка. Не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений. Позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику. Учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений. Позволяет рассматривать весь период развития ребенка до школы как единый процесс, учитывая возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника.

Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики Мониторинг Педагогическая диагностика Определение Система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности пед. системы. Это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы.

Мониторинг Педагогическая диагностика Предполагает - постоянный сбор информации об объектах; - выявления динамики изменений; - компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Изучение ребенка для познания его индивидуальности и оценки его развития; - видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Структура 1.Определение объекта 2. Сбор информации. 3. Обработка и анализ. 4. Интерпретация и комплексная оценка. 5. Принятие решения об изменении деятельности. I этап - проектировочный II этап - практический. III этап - аналитический. I V этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Инструментарий C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и другие методы исследования; C бор необходимой информации через: опросы, анализ, наблюдение и карты наблюдений детского развития. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Мониторинг Педагогическая диагностика Периодичность Проводится 2 раза в год Проводится 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года. Сходства и различия мониторинга и педагогической диагностики

Педагогическая диагностика «Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Педагогическая диагностика Цель – Получение оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения для педагогического процесса. Задача - – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Принципы диагностического обследования принцип последовательности и преемственности диагностики; принцип доступности диагностических методик и процедур; принцип прогностичности;

Методы наблюдение изучения продуктов деятельности детей несложные эксперименты беседы

«Правила» диагностики наиболее работоспособные дни; обстановка спокойная, доброжелательная. работает один взрослый; нельзя торопить ребенка с ответом; обследование проводится в игровой форме; нельзя заставлять ребенка; диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 3 раза в год.

Полученные результаты Конструктация образовательного процесса, планирование индивидуальной работы

Конец учебного года Итоговая диагностика Сравнительный анализ Основа конструирование образовательного процесса на новый учебный год

«От рождения до школы» коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности художественной деятельности; физического развития.

«Детство» деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей; личностных особенностей; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

«Детство» I этап - проектировочный. Определяем цели и методы диагностики. II этап - практический. Проведение диагностики. III этап - аналитический. Анализ полученных фактов. IV этап - интерпретация данных. V этап - целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач.

«Мир открытий» Цель – определения динамики индивидуального развития ребенка. Не содержит оценок развития ребенка Учитывает зону ближайшего развития ребенка. - индивидуализации образования; - оптимизации работы с группой детей.


Педагогическая диагностика является обязательным компонентом образовательного и воспитательного процесса. Она позволяет определять уровень достижения целей, поставленных педагогами. Сложно без подобных исследований вести речь об эффективном управлении дидактическим процессом.

Особенности термина

Диагностика педагогической работы является особым видом деятельности, который представляет собой управление и анализ признаков, анализирующих состояние и результаты процесса обучения. Она дает возможность на основе полученных данных составлять прогнозы допустимых отклонений, выявлять пути их предупреждения, корректировки процесса воспитания и обучения, повышения их качества.

Суть понятия

Педагогическая диагностика не ограничивается проверкой универсальных учебных навыков школьников. Исследование предполагает контроль, оценивание, проверку, накопление статистической информации, изучение результатов, выявление динамики дидактического процесса и так далее.

Педагогическая диагностика в школе позволяет создавать обратную связь в педагогической деятельности.

Предназначение

В науке выделяют несколько функций диагностики, проводимой в образовательных учреждениях:

  • контрольно-корректировочная часть заключается в получении и корректировке воспитательного процесса;
  • прогностическая роль предполагает предсказание, прогноз изменений в развитии обучающихся;
  • воспитательная функция состоит в социализации школьников, формировании в них активной гражданской позиции.

Предмет

Педагогическая диагностика касается трех областей:

  • академических достижений школьников;
  • социальных, моральных, эмоциональных качеств личности и классных коллективов;
  • результаты педагогического процесса в виде новообразований и психологических качеств обучающихся.

Периодическому исследованию, анализу подлежит степень социального развития, уровень УУН.

Варианты контроля

В задачи педагогической диагностики входит сбор информации о семье, физическом здоровье, особенностях мышления, памяти, воображения, внимания школьника. В ходе анкетирования психолог выявляет эмоционально-волевые качества каждого ученика, его мотивационные потребности, взаимоотношения с другими членами классного коллектива.

Разные (анкетирование, документов, наблюдение) позволяют педагогам создавать единую картину об ученике, создавать для его самосовершенствования индивидуальную воспитательную и образовательную траекторию развития.

Подразделение

Проведение педагогической диагностики связано с применением системы операций и действий для оценки усвоения школьниками умений, знаний, практических навыков. Контроль гарантирует установление обратной связи в процессе обучения, его результатом является получение информации об эффективности учебы.

Педагог выясняет уровень и объем знаний, усвоенный учеником, его готовность к самостоятельной деятельности.

Без периодической проверки сформированности УУН образовательный процесс не будет эффективным и результативным.

Педагогическая диагностика предполагает несколько вариантов контроля:

  • периодический;
  • текущий;
  • итоговый;
  • тематический;
  • предварительный;
  • отсроченный.

Проанализируем отличительные особенности каждого из них. Предварительный контроль проводится с целью выявления исходных навыков, умений, знаний школьников. Проводится подобная проверка в сентябре либо до начала изучения новой темы в рамках определенной учебной дисциплины.

Педагогический процесс предполагает проведение текущих проверок, позволяющих учителям выявлять уровень сформированности УУН, их полноту и качество. Он состоит в систематическом наблюдении педагога за деятельностью ребят на всех этапах образовательного процесса.

Периодический контроль позволяет подводить итоги за конкретный временной промежуток, например, за четверть либо полугодие.

Развитие педагогической диагностики неразрывно связано с тематическим контролем. Например, после изучения раздела, темы педагог предлагает своим воспитанникам различные задания. Они позволяют учителям определять степень усвоения ребятами конкретного научного материала.

Итоговые работы охватывают всю систему навыков, умений, знаний школьников.

Отсроченный контроль предполагает выявление остаточных знаний спустя некоторое время после изучения курса, раздела. Спустя 3-6 месяцев, ребятам предлагаются тестовые задания, результативность выполнения которых является прямым подтверждением качественного обучения.

Формы контроля

Такие методы педагогической диагностики подразделяют на группы:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Методы контроля представляют собой способы, благодаря которым определяется результативность всех видов деятельности учащихся, оценивается уровень квалификации педагога.

В российских школах в разном сочетании используют методы письменного, устного, машинного, практического контроля и самоконтроля.

Устный контроль способствует выявлению знаний обучаемых, помогает учителю проанализировать логику изложения школьниками учебного материала. При устном ответе оценивается способность ребенка применять теоретические знания для объяснения событий и процессов, доказательства собственной точки зрения, опровержения неверной информации.

Письменный контроль

Он связан с выполнением письменных заданий: сочинений, контрольных работ, упражнений, творческих отчетов. Этот метод контроля направлен на одновременную проверку знаний обучаемых. Среди его недостатков отметим существенные временные затраты педагога на проверку работ, составление полного отчета по уровню сформированности у школьников УУН.

Практический контроль

Эта форма диагностики применяется преподавателями химии, физики, биологии, географии. При выполнении лабораторных опытов и практических заданий ребята используют теоретическую базу, полученную во время лекционных занятий. Учитель анализирует сформированность умений и навыков, при необходимости осуществляет их корректировку.

Отличается от традиционных вариантов контроля дифференциацией, эффективностью, объективностью.

Виды диагностики

Предварительный анализ направлен на выявление уровня развития, оценки навыков учащихся. Осуществляется такая диагностика в начале учебного года, направлена на выявление знаний основных элементов курса, актуальная для вновь созданных учебных коллективов. По результатам предварительной проверки учитель планирует предстоящую работу, подбирает методы и приемы преподавания.

В качестве основных функций предварительной диагностики выступают: контроль и корректировка.

Текущую диагностику учитель осуществляет в повседневной учебной работе во время занятий. Она позволяет своевременно оценивать уровень обученности школьников, дает педагогу возможность быстро реагировать на сложившуюся ситуацию, подбирать инновационные формы деятельности. Ее основное предназначение - стимулирование самостоятельной деятельности учеников.

После перехода российского образования на новые федеральные стандарты, функцию итогового контроля стала выполнять государственная итоговая аттестация выпускников:

  • ЕГЭ для учеников старшей ступени обучения;
  • ОГЭ для выпускников девятых классов.

Подобное диагностирование направлено на определение уровня обученности выпускников. Результаты свидетельствуют о полноте выполнения учреждением государственного образовательного стандарта.

Отличительные черты

По количеству и характеру вопросов выделяют фронтальную, индивидуальную, комбинированную, групповую диагностику. Фронтальный вариант предполагает постановку учителем вопросов, позволяющих проверять несущественный объем материала. Педагог предлагает вопросы, в их обсуждении принимает участие весь класс, краткие ответы ребята дают с места. Такая форма работы уместна для проверки домашнего задания, закрепления нового материала.

Ее разновидностью является комплексная проверка, диагностирующая способность школьников использовать знания и умения, приобретенные при изучении разных учебных дисциплин.

Индивидуальная диагностика направлена на проверку умений, знаний, навыков отдельных учащихся. В ее ходе педагог учитывает осознанность, обстоятельность, логичность ответа, умение перерабатывать теоретический материал, использовать знания в конкретных ситуациях. Для этого учитель, другие учащиеся задают школьнику наводящие и дополнительные вопросы.

Комбинированная форма состоит в сочетании с групповой, индивидуальной, фронтальной форм диагностики. Особенность подобной проверки в том, что за короткий временной промежуток времени педагог успевает проверить навыки и умения большого количества учащихся.

Методы диагностики

Они являются способами деятельности, которые позволяют осуществлять в процессе обучения обратную связь, получать детальную информацию об эффективности учебной деятельности.

Они должны удовлетворять определенным критериям качества измерений:

  • объективности, заключающейся в условиях и результатах измерений независимо от особенностей проверяющего;
  • валидности, позволяющей проверять уровень сформированности навыков и умений;
  • надежности, что определяет возможность повторяемости в равных условиях;
  • репрезентативности, подразумевающей возможность всесторонней проверки, получения объективной картины уровня обученности школьников.

Заключение

В современной педагогике используются различные способы диагностирования уровня обученности. Простейшим из таких приемов является наблюдение. Оно состоит в непосредственном восприятии, регистрации определенных фактов. По мере наблюдения педагогом за учащимися у него формируется полноценное представление об отношении подопечных к учебному процессу, степени самостоятельности, уровню познавательной активности, посильности и доступности учебного материала.

Без этого вида диагностики невозможно составление полноценного представления об отношении школьников к занятиям, посильности учебного материала. Результаты наблюдений не фиксируются в документах, они учитываются в итоговой отметке обучающихся. Но их недостаточно для того, чтобы получить объективную картину уровня обученности школьников.

Именно поэтому в педагогической диагностике, используемой в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, проводятся комбинированные виды исследования. Например, при переходе детей из начальной школы в среднее звено психолог анализирует их адаптацию к новым условиям, используя специальные диагностические тесты.

Различные виды изучения индивидуальных способностей школьников позволяют выявлять одаренных и талантливых детей, создавать для них индивидуальные образовательные траектории.